Преодоление нарушений чтения у младших школьников
консультация по логопедии на тему

Слизкова Любовь Александровна

Задания для преодоления нарушения чтения и письма у детей младшего шкльного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_narusheniy_chteniya_u_mladshih_shkolnikov.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Преодоление нарушений чтения у младших школьников

Несформированность  фонематического восприятия (умения дифференцировать и различать фонемы), фонематического анализа  (умения выделять звуки из речи), зрительного анализа и синтеза (определения сходства и различения букв), зрительного мнезиса (способности к запоминанию зрительного образа букв) приводит к стойким проявлением дислексии. Для организации коррекционной работы по преодолению нарушений  чтения у младших школьников  с  фонетико-фонематическим нарушением речи и общим недоразвитием  необходимо тщательно обследование речи детей по стандартизированным методикам. И если встречаются следующие группы ошибок, то необходимо провести коррекционную работу по преодолению нарушений чтения. Группы ошибок:

- неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смещениях звуков при чтении;

-  искажение звукослоговой структуры слова; 

- замена слов ; 

- аграмматизмы при чтении.  Работу по преодолению нарушения чтения  начинаем с проведения речедвигательной ритмики А.Я. Мухиной (сначала проговариваются  звуки изолированно, а потом  в слогах, словах). Это развивает моторику и закрепляет правильное произношение звуков. Упражнение «Найди правильную тень» способствует формированию зрительно-пространственных представлений.

Задания на предотвращение ошибок по замене букв, сходных по начертанию и формированию зрительных образов букв: найди на картинке все строчные буквы «а», затем найди все прописные буквы  «А», найди и назови все гласные, подсчитай количество гласных на  картинке,  найди и назови все согласные, подсчитай  их количество.

Задания на развитие свойств внимания: концентрации, распределения и переключения  (числовые таблицы Шульте, Осипова, Гербова)

Задания на развитие самоконтроля  и способности к концентрации, распределению и переключению внимания (задания выполняются поэтапно: в первый день читать парные звонкие и глухие согласные по столбцам, во второй – читать парные  звонкие и глухие согласные по строчкам, в третий – обвести звонкие и глухие  согласно инструкции красным или синим цветом)

Артикуляционная гимнастика (автоматизация прочтения слов в один закрытый слог – читать слова четко, внятно, даже утрированно: чтение шепотом; чтение по столбцам громко в быстром темпе и на одном дыхании.

Задания на предотвращение ошибок по замене букв, сходных по начертанию и формированию представлений зрительных образов букв (задание первого дня: найти и прочитать все слова, задание второго дня: найти одинаковые слова, но разные по начертанию;  задание третьего дня: придумать предложения со словами-соседями; задание четвертого дня: вспомнить слова и повторить или записать их по памяти.)

Задания по развитию звукового анализа и синтеза (дописать пропущенные буквы в словах).

Закрепление навыков по дифференциации парных глухих и звонких согласных в словах (дописать недостающие буквы в начале и середине)

Закрепление навыков по дифференциации парных глухих и звонких согласных в словах (дописать недостающие буквы в конце слова, читать слова во множественном и единственном числе, читать враскачку, потом в быстром темпе, утрированно выделяя голосом звонкий и глухой согласный звук).

Слова играют с нами в прятки (прочитать спрятавшиеся слова, на следующий день повторить или записать слова по памяти).

Побуквенный и слоговой разбор слова (задания на предотвращение искажений звукослоговой структуры слова, развитие навыков звукового анализа и синтеза – вписать слова в соответствующие схемы).

Автоматизация слогослияния  (чтение слоговых таблиц)

Слоговой разбор слов. Ударение. (прочитать слова из двух, трех, четырех слогов, расставить ударение).

Чтение чистоговорок, подбор рифмы (развитие фонематического  слуха, стимулирование смыслового внимания).

Таким образом, устранение нарушений чтения осуществляется приемами, направленными на развитие пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие анализа и синтеза

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути преодоления нарушений письменной речи младших школьников

Коррекционная работа по устранению нарушений устной и письменной речи ведется с первого класса.      Сегодня я хочу остановиться на таком наруше...

Коррекционно-развивающая работа по преодолению нарушения чтения у младших школьников в условиях "Центра диагностики и консультирования"

Организация коррекционно-развивающего обучения по преодолению и предупреждению ошибок чтения у детей младшего школьного возраста на индивидуальных занятиях в условиях "Центра диагностики и консультиро...

"Логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников с ЗПР"

Система коррекционной работы по преодолению нарушений письма у младших школьников с ЗПР....

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя-логопеда МОУ «Ялгинская средняя общеобразовательная школа» Дрянцевой Татьяны Николаевны. «Преодоление нарушений звукопроизношения у младших школьников методами здоровьясбережения»

Проблема формирования произношения у младших школьников является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи. Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, и...

Использование приёмов дермолексии в преодолении нарушений письма у младших школьников.

Использование приёмов дермолексии в преодолении нарушений письма у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях логопункта. Автор делится комплексом упражнений, которые система...

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация: В век цифровых коммуникаций особенно стало распространенным применение компьютерных технологий как метода коррекции в преодолении различных речевых нарушений, в том числе и при работе с мла...

Система логопедической работы по преодолению нарушений чтения у младших школьников

Актуальность проблемы изучения и преодоления нарушения чтения младших школьников в общеобразовательной школе возрастает с каждым годом. Это объясняется увеличением количества детей с дислексией, широт...