Методическая разработка коррекционно-развивающей работы по формированию школьных навыков учителя-дефектолога для детей 1 класса с задержкой психического развития
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школьной не успешности может быть, задержка психического развития (ЗПР), а может быть грубая педагогическая запущенность, двуязычие в семье и другие причины, которые приводят к вторичной задержке психического развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_gubareva_l._i._.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Сосновый Бор
Методическая разработка коррекционно-развивающей работы по формированию школьных навыков учителя-дефектолога для детей 1 класса с задержкой психического развития
на 2019/2020 учебный год
Составила:
Учитель-дефектолог
Губарева Л. И.
Сосновый Бор
2019 г.
Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школьной не успешности может быть, задержка психического развития (ЗПР), а может быть грубая педагогическая запущенность, двуязычие в семье и другие причины, которые приводят к вторичной задержке психического развития. Эта категория детей нуждается в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.
Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность и которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Решетников и др). Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы.
В современном обществе идёт тенденция к интеграции детей с какими-либо нарушениями в коллектив нормально развивающихся детей. Представленная программа сопутствует этому направлению.
Цель разработки: формирование школьно-значимых умений и навыков, а также приёмов умственной деятельности деятельности.
Задачи:
⮚формирование учебных навыков: чтения, письма, счёта;
⮚расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении детей с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи;
⮚формирование и развитие мыслительных операций;
⮚коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;
⮚формирование и развитие пространственной ориентировки;
⮚обучение приёмам планирования деятельности, контроля и самоконтроля, целенаправленности деятельности;
⮚воспитание самостоятельности в работе;
⮚формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой сферы;
⮚формирование сенсомоторных координаций.
Особенности организации работы учителя-дефектолога
Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Данной разработкой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.
Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.
Методическая разработка составлена на основании рекомендаций ЦПМПК, АООП для детей с задержкой психического развития, «Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.:Школьная пресса, 2004. – 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21)» с учётом ФГОС ОВЗ.
Формы, способы, методы и средства реализации разработки
Обязательными условиями при проведении занятий являются:
планирование материала от простого к сложному,
дозирование помощи взрослого,
постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.
Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.
Для работы с детьми с ЗПР предусматривается индивидуальная и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.
Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут - подгрупповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, в зависимости от характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), так как программа является индивидуально ориентированной. Таким образом, количество занятий в год может составлять от 30 до 90.
Структура построения коррекционно-развивающего занятия.
Каждое занятие состоит из 5-ти частей:
I. Организационный момент. (2 мин.).
II. Повторение пройденного на предыдущем занятии. (8 мин.)
III. Основная часть. Включает 4-6 направлений КРО (см. учебно-тематический план), специально подобранные игры и упражнения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и потребностей в коррекционном воздействии. На данном этапе занятия проводятся следующие виды работы:
1. Сообщение новых знаний (10 мин.);
2. Закрепление полученных знаний. (15 мин.)
IV. Итог. Обсуждение результатов работы на занятии (2 мин.)
V.Физкультминутка. Проводится 1-3 раза в течение занятия на любом его этапе в зависимости от работоспособности ребёнка. (3 мин.) Может включать:
1. Гимнастику для глаз;
2. Гимнастику для пальцев рук;
3. Психогимнастику;
4. Динамические игры для развития внимания, самоконтроля, произвольной регуляции, коррекции импульсивности.
Критерии оценки результативности работы по методической разработке.
Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с ЗПР является критерием эффективности реализации коррекционной работы.
Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.
Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений (от 4 до 6 направлений).
Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от возможностей ребёнка, и его потребности в коррекционном воздействии.
Примерное календарно-тематическое планирование по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ (задержкой психического развития) – 72 ч.
1 класс
№ | Тема | Количество часов |
1 | Входная диагностика | 1 |
1. Сенсомоторное развитие | ||
2 | Развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв. | 0,5 |
3 | Развитие слухового восприятия и слухового внимания. Развитие тактильных ощущений | 0,5 |
4 | Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ. | 0,5 |
2.Формирование пространственных представлений | ||
5 | Формирование умения ориентировки в схеме собственного тела. | 0,5 |
6 | Формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса) | 0,5 |
7 | Формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга) | 0,5 |
8 | Развитие пространственного праксиса. | 0,5 |
9 | Развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов | 0,5 |
3. Развитие мнемических процессов | ||
10 | Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов. | 0,5 |
11 | Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков. | 0,5 |
5. Формирование навыка чтения | ||
12 | Заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв | 4 |
13 | Обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв | 3 |
14 | Обучение составлению предложений из слов. | 1 |
15 | Обучение схематической записи слов, предложений. | 1 |
6. Формирование навыка письма | ||
16 | Развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу. | 1 |
17 | Звуко-буквенный анализ слова. | 1 |
18 | Формирование навыка внимательного письма. | 1 |
7.Формирование элементарных математических представлений | ||
19 | Количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый) | 1 |
20 | Цвет, форма, размер предметов. | 1 |
21 | Состав числа 2. | 1 |
22 | Состав числа 3 | 1 |
23 | Состав числа 4 | 1 |
24 | Состав числа 5 | 1 |
25 | Состав числа 6 | 1 |
26 | Состав числа 7 | 1 |
27 | Состав числа 8 | 1 |
28 | Состав числа 9 | 1 |
29 | Состав числа 10 | 1 |
30 | Счётные операции. | 1 |
31 | Решение и составление задач | 1 |
32 | Геометрические фигуры. | 1 |
33 | Итоговая диагностика | 1 |
Предполагаемые результаты реализации методической разработки.
У детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным. Учащиеся могут испытывать удовольствие от освоения нового, способны обобщать имеющиеся у них знания, использовать их в повседневной жизни и на уроках.
Дети должны научиться:
Проявлять познавательную и творческую активность на всех занятиях, выражать свои мысли и чувства посредством речи.
Соблюдать нормы поведения на уроке.
Самостоятельности и самоконтролю при выполнении учебных заданий.
Планированию собственной деятельности.
Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки.
Различать понятия «звук», «буква», «слог», слово», «предложение». Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
Правильно и осознанно читать вслух слова, предложения, короткие тексты.
Разбирать слова по составу, предложения по частям речи. Знать названия составных частей и называть их.
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тесту.
Составить рассказ о предмете, по сюжетной картинке.
Писать строчные и прописные буквы.
Списывать прочитанные и разобранные слова и предложения с рукописного и печатного текста.
Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.
Определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме.
Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства, делать обобщения, знать части предметов, устанавливать причинно-следственные
зависимости.
Называть обобщающие названия изученных групп предметов.
Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.
Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП, в том числе с переходом через разряд.
Знать смысл арифметических действий умножения и деления и уметь использовать их на практике.
Считать, присчитывая и отсчитывая единицами, десятками, сотнями в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.
Сравнивать числа в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.
Составлять и решать задачи в одно дейтсвие.
Сравнивать предмету по величине, цвету, форме.
Знать меры измерения и уметь пользоваться ими.
Выражать словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других предметов, на плоскости.
Называть времена года, месяцы времён года, дни недели.
Определять время по часам.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что методическая разработка имеет актуальность и готова для реализации в учебном процессе детей младшего школьного возраста.
Список используемых источников.
1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.
2. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно- развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2006.
3. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.
4. Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М., 1991
6. Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.
7. Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной
школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — No 1. — с. 47 – 54
8. Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. ... канд. педагог. наук. – М., 2005. – 23 с.
9. 9. 8.Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с. — С. 65–73.
10. Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. – 2003. - No 1. – С. 54 – 56.
11. Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. — 2003. — No 1. — С. 54–56.
12. Вильшанская А.Д. Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР на занятиях дефектолога // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — No 5. — С. 73–77.
12. Дробинская А.О. "Школьные трудности "нестандартных" детей" (М., изд-во "Школьная пресса").
13. Екжанова Е. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста
14. Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
15. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – М., 1968.
16. Казанцева О.В. Основные направления психологической помощи учащимся классов коррекционно-развивающего обучения // Коррекционная педагогика. – 2003. - No 1. – С. 51– 53.
17. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 1998
18. Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3 – 4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева
19. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. – М., 1981.
20. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 No 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
21. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2001.
22. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная щкола: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко. – М.:Дрофа, 1998.
23. Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
24. Рахновская И.В. Вместе: играем, учимся, переживаем. Пособие для практических психологов по адаптации первоклассников. — М.: Школьная Пресса, 2005.
25. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995
26. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002
27. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь: Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2000.
28. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003
29. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно- развивающего обучения
30. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.
31. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999.
32. Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ (задержка психического развития) по теме "В поисках времени" (2 класс)
Представлена технологическая карта коррекциооно-развивающего занятия по теме "В поисках времени" для учащихся 2 класса с задержкой психического развития....
статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ
В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором п...
Коррекционно-развивающие приемы работы при формировании моторных навыков в обучении учащихся с ДЦП
Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении ...
Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА
Цель проекта: формирование навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся первых классов с задержкой психического развития через специальные игры и упражнения в ...
статья на тему: "СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ"
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОРИТМИКЕ НА ТЕМУ - «СБОР УРОЖАЯ ОСЕНЬЮ – ОВОЩИ» (2 КЛАСС, ШКОЛА 8 ВИДА, 2 ВАРИАНТ ОБУЧЕНИЯ).
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОРИТМИКЕ НА ТЕМУ - «СБОР УРОЖАЯ ОСЕНЬЮ – ОВОЩИ» (2 КЛАСС, ШКОЛА 8 ВИДА, 2 ВАРИАНТ ОБУЧЕНИЯ)....
Сборник коррекционно-развивающих заданий для развития орфографической грамотности обучающихся 3 класса с задержкой психического развития на уроках русского языка
В данном сборнике представлены коррекционно-развивающие задания, направленные на развитие орфографической грамотности обучающихся 3 класса с задержкой психического развития. Данный сборник адресован п...