Занятие логопеда "Дифференциация звуков [ з - ж ] "
план-конспект занятия по логопедии (3, 4 класс) на тему
Научить различать звуки з -ж в словах, предложениях и в связной речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr._urok.docx | 32.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков [з-ж ] в словах, предложениях, связной речи.
Цель: Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [з] и [ж].
Задачи:
Образовательные:
- закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;
- развитие навыков фонематического анализа и синтеза;
- обогащение лексики по теме «Животные»;
- закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза (определения количества слогов, последовательности звуков в словах);
- учить образовывать словосочетания по типу «прил. +сущ.» и составлять предложения с использованием этих словосочетаний;
- учить работать с деформированным текстом.
Развивающие:
- развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, воображения, мышления.
Воспитательная:
- воспитание навыков совместной деятельности.
I. Оргмомент.
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
II. Введение в тему.
1. Прослушать ряд слов, назвать лишнее слово, объяснить свой выбор:
заяц, зубр, жираф, зебра.
(Все слова начинаются на звук [З], а слово жираф — на звук [Ж].)
Сравнить артикуляцию звуков [З] и [Ж], обратив внимание на положение язычка и характер воздушной струи, идущей по его центру, вспомнить характеристику звуков [Ж] и [З], обозначение.
2. Уточнение артикуляции звуков с использованием графической схемы, символов звуков.
Что общего у звуков [ з, ж]? ( согласные, звонкие)
Чем они отличаются?
- при произнесении звука [з] губы в улыбке, язык внизу, за нижними зубами, струя воздуха сильная, холодная.
- при произнесении звука [ж ]губы округлены, язык вверху, за верхними зубами, струя воздуха плавная, теплая.
- Звук [ж] всегда только твёрдый, а звук [з ]может быть и твёрдым, и мягким.
Упражнение для формирования правильного речевого выдоха. Вдох через нос, выдох через рот. Звукоподражание: Жук: ж-ж-ж… Комар: з-з-з… (контроль ладонью, потом — без опоры).
Сопровождение пальчиковыми фигурами.
“Комар –сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это “хоботок”. Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это “лапки”.
“Жук” - сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (“усы”). Пошевелить “усами”.
Оба звука согласные, звонкие, твердые. А в чем же их отличие? (в подъеме языка, в раскрытии рта).
з
ж
язык губы
Чтение цепочки слогов по артикуляционным признакам
У - У - У - У - У
А - А - А - А - А
3. Дифференциация понятий «звук» - «буква».
Какими буквами обозначаются эти звуки?
Вспомнить отличие звука от буквы.
- Сегодня на нашем занятии мы будем различать на слух и на письме звуки и буквы «ж», «з».
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Работа в тетрадях.
Спиши слова, вставляя слоги ЗА или ЖА. Под буквами поставь значки: З – «улыбка», Ж – «кружок».
сту__ гро__ лы__ Ли__ ба__ лу__ | __пах __кет __пад __кон __лить | вя__ла бе__ла фа__ны по__ры на__ла по__был | __дина берё__ бар__ __рил ка__ки стреко__ |
Логопед.
- По слоговой схеме определите, какие слова я загадала.
(Карточки с заданием устроены таким образом, что слово-ответ находится внизу на загнутой полосе картона (см.Приложение). После получения ответа детей, логопед открывает слово-отгадку)
1 – 3 – 3 1 – 1 – 2 1 – 1 – 2 1 - 2 – 3
Луна гвозди круги муравей
Урожай дикарь железо розы
Ступенька река сова рубашка
Лужайка гвоздика кружева музыка
- Самомассаж рук с помощью массажного шарика «су-джок».
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(круговые движения шариком между ладонями)
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
Ежик - домашнее животное или дикое? Почему?
7. Подумай, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова. Запиши, что получилось. Под буквами поставь значки: З – «улыбка», Ж – «кружок».
пиро гори эта берё мага | за зин жок жи зонт |
| нож жа гряз зна здо | нуля ровье лоба ницы комый |
|
8. Составь слова из первых слогов данных слов. Напиши их.
Студент + жакет =_________ ездить+жуки=________
Стригут + живот =_________ слуга+журавль=_______
Страна+жаба=____________ сироп+жучок=________
Звери+здание=___________ газета+зонты=_________
Запах+жмурится=________ знает+ мясо= __________
9. Выделение отдельных слов из строчки букв (развитие концентрации внимания)
Логопед.
- В этих строчках спрятаны слова. Выберите их и подчеркните (на доске прикреплены две длинных полосы бумаги с написанным набором букв)
абкузнечиклбдивжукаиблстрекозавкдижуравль
рмнкозафложирафтшкзебраоусмжук
(дети называют слова и подчеркивают их)
- В каждой строчке найдите лишнее слово (журавль, жук).
- Почему так решили? (журавль – это птица, а кузнечик, жук, стрекоза – насекомые; жук – насекомое, а коза, жираф, зебра – животные).
- Составление словосочетаний по схеме прил. + сущ. Использование полученных словосочетаний при составлении предложений.
Логопед.
Ваша задача – составить из этих слов словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова.
Свежий ружье
Полезное ветер
Железное кольцо
Пассажирский поезд
Заряженное занятие
(Дети выполняют задание).
Логопед.
- Прочитайте полученные словосочетания. Составьте с этими словосочетаниями предложения.
Гимнастика для глаз:
“Глазки крепко закрываем,
дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
и работать продолжаем!”
11. Дифференциация в предложениях.
Тому тя…ело, кто помнит …ло.
…лой человек не про…ивет в добре век.
Доброго чтут, а …лого не …алуют.
Добро на….ивай, а …ло …абывай.
А вы совершаете добрые поступки? Какие?
Восстановление пропущенных букв в пословицах, объяснение их смысла.
12.Текст с ошибками.
Дидактичепкое упражнение «Исправь ошибку»
- Я принесла вам стихи одного мальчика. Он еще очень маленький, поэтому допускает много ошибок. Поможете ему исправить их? (Детям предлагается текст с ошибками. Они исправляют их красным фломастером).
Медвезата
Не жнали медвезата,
Что колются езата,
И давай с ежатами
Играть, как с медвезатами
Вдруг медвезата в слезы:
- Езики – жанозы!
Испугались езики.
Несут щипцы и нозики.
И давай по штучке
Вынимать колючки.
13. Деформированный текст.
Прочитайте рассказ. Правильно ли он составлен? Подумайте, как составить рассказ правильно. Составьте и запишите его. (Текст деформированного рассказа записывается на доске).
Зайка.
Один раз зайка убежал в заросли малины. У Жоры папа охотник. Зайка жил у Жоры всю зиму. Он принес Жоре зайца. Жора поймал зайку и отнес в живой уголок.
14. Развитие связной речи: Работа с текстом.
Ёжик.
Каждый зверь умеет спасаться от врагов. Зайку выручают быстрые ноги, белка вмиг залезет на дерево. А у ёжика своя защита - колючки. Но не всегда острые иглы выручают из беды. Хитрая лиса может закатить ежа в лужу. Только он поплывёт, как лиса схватит его за мордочку и съест.
1. Логопед читает текст по ходу выставляя картинки:
ЗАЯЦ, БЕЛКА, ЁЖ, ЛИСА.
Обобщение: - какие это животные? (дикие)
2. Учащиеся самостоятельно читают текст. Вставляют пропущенные буквы З и Ж в текст.
3. Развитие образной речи. Составление и проверка синквейна.
Учащиеся выбирают себе одно из этих животных (картинку) и составляют мини-описание рассказ по определённому плану.
1 строка – существительное (тема)
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка - фраза (предложение) из 4 слов
5 строка - существительное – заключение
Например: 1. Лиса.
2. Рыжая, хитрая.
3. Бегает, ворует, ловит.
4. У лисы маленькие лисята.
5. Лес.
Итог урока. – Над какими звуками работали на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по теме : "Автоматизация звуков р, р в предложениях". ( Экскурсия в оранжерею.Занятие с использованием оздоровительныз методик, музыкотерапии.Занятие в группе с ФФНР 1 класс.)
Представлен конспект занятия с использованием оздоровительных методик : релаксации, аурикулярного массажа, су-джок терапии, музыкотерапии ( музыка из балета П.И. Чайковского " Щелкунчик ". В ходе заня...
Занятие по внеурочной деятельности Кружок «ОТ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА К ПОЗНАНИЮ ИНФОРМАТИКИ» Тема занятия : Занятие - игра « Составь алгоритм».
Место занятия в рамках раздела программыЭто занятие - повторения и закрепления знаний в 1 разделе, который посвящён дальнейшему знакомству со способами описания действий и проц...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...
Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»
Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...
Технология моделирования и проигрывания сказок на логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.) Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как средство развития коррекции речи у детей"
Конспект занятия по теме: «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях, как с...
Конспект внеклассного занятия для обучающихся с ОВЗ из цикла занятий «Славянская письменность, правда и вымысел» Занятие №1 «Как возникла письменность»
Тема происхождения русского народа продолжает оставаться малоизученной. Отсутствие ясных ответов делает проблему происхождения русского народа чрезмерно запутанной. Достижения современной этнологии и ...