Система работы учителя по теме "Диагностическое сопровождение учащихся начальной школы"
материал (1 класс) по теме
Основной педагогической идеей моего опыта является организация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика обучающихся, как субъектов образовательного процесса через диагностическое сопровождение, а также технологию деятельностного метода и определения своей собственной позиции и самооценки.
Сущность опыта заключается в том, чтобы создать условия для развития индивидуальности каждого ребенка, оказания педагогической поддержки учащимся начальной школы средствами педагогической диагностики, психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств;обеспечение условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;формирование системы опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении;формирование системы оценки и самооценки, адекватной реальным достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той иной образовательной траектории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboshchenie_opyta_kuznecova_n.p.doc | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальноеобщеобразовательное бюджетное учреждение
«Магдагачинская средняя общеобразовательная школа № 2 »
п.Магдагачи Амурской области
«Диагностическое сопровождение учащихся начальной школы, как эффективное средство реализации требований новых образовательных стандартов»
Кузнецова Н. П.
учитель начальных классов, первая квалификационная категория.
2012 г.
Содержание.
- Информация об опыте…………………………………………………….3-7
- Технология опыта…………………………………………………………8-13
- Результативность опыта …………………………………………………14-17
- Библиографический список ……………………………………………...18
- Приложение к опыту………………………………………………………19
Тема: ««Диагностическое сопровождение учащихся начальной школы, как эффективное средство реализации требований новых образовательных стандартов».
Условие возникновения, становления опыта.
МОБУ МСОШ №2 имеет достаточно высокий рейтинг у населения.
Школа расположена в центральной части посёлка, около нее находятся: ДК «Железнодорожник», стадион «Локомотив», магазины, детский сад «Солнышко». В школе обучается 614 учащихся, начальная школа занимает два этажа в четырёхэтажном здании. Учебно-воспитательный процесс проходит в одну смену.
Для проведения исследования был выбран 1 класс, в которых обучение ведётся в соответствии с ФГОС.
Анализ диагностики показал, что в классе, где мной была начата работа по диагностическому сопровождению учащихся имеются следующие стартовые результаты:
№ п/п | Уровни готовности к обучению | % учащихся |
1. | Высокий уровень готовности к обучению | 29% |
2. | Хороший уровень готовности к обучению | 29% |
3. | Средний уровень готовности к обучению | 18,5% |
4. | Низкий уровень готовности к обучению | 22% |
Единственно правильным принципом подхода к обучению, должен стать принцип, позволяющий ученику исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей, определять личную «траекторию» обучения.
Cтремление создать на уроке условия для сознательного, активного участия младших школьников в творческой деятельности; учебно-методический комплекс «Перспектива».
Актуальность опыта.
Достаточно продолжительное время в системе образования преобладала авторитарная педагогика, рассчитанная на "среднего" ученика и готовящая из него послушного участника производства. В этой ситуации личностные качества учащегося не всегда учитывались в должной мере и в недостаточной степени развивались. Происходящие перемены в обществе обусловили необходимость перемен в системе образования. В соответствии с изменившимся социальным заказом общества в значительной мере изменились и ориентиры в системе образования. Естественным образом повысился интерес к образованию, центральным звеном которого является личностно-ориентированное обучение и развитие самостоятельной творческой личности.
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.»
Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, становление элементарной культуры деятельности, развитие готовности к самообразованию, формирование коммуникативных умений.
В связи с изменениями, происходящими в системе образования, особую значимость приобретает диагностика развития школьников с первого класса. Решение этой проблемы весьма актуально для учителей начальных классов, школьников и их родителей.
Миссия нашей школы состоит в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия развития всех категорий учащихся. Учебный план, программы и методические пособия позволяют поставить обучение в зависимость от способностей и интересов каждого ученика.
Как и мои коллеги, я работаю в соответствии с программой развития средней общеобразовательной школы №2.
Тема: Управление развитием качества школьного образования на основе компетентностного подхода.
В 2011-2012 учебном году я начала работать по УМК «Перспектива». В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие известные принципы дидактики, в частности учет возрастных особенностей детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебногоматериала и др. Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.
Обобщающими характеристиками содержания комплекта являются следующие:
- Личностно-развивающий характер образования с приоритетом духовно-нравственного развития ребенка.
- Граждански-ориентированный характер образования, предусматривающий воспитание ребенка гражданином своей страны, развивающий чувства гражданственности и патриотизма.
- Глобально-ориентированный характер образования, отвечающий новым задачам образования в эпоху глобализации.
- Экоадекватный характер образования с приоритетным вниманием к проблемам экологической этики, воспитанию любви и бережного отношения к природе.
УМК «Перспектива» позволяет организовать учебный процесс с помощью различных методов и форм. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности. Комплектстроится на основе национально -значимых приоритетов, отвечающих современному этапу развития страны.
Целью своей работы считаю сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. Основной задачей для достижения этой цели считаю оказание педагогической поддержки развитию интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся, в чём мне помогает система заданий, разработанных авторами комплекта по программе «Перспектива». Для реализации цели на уроках использую проблемно-поисковый подход, дидактическую игру, формирую навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки через взаимопроверку, проверку по образцу. На уроках обеспечиваюдифференцированное обучение через учебное сотрудничество, учебный диалог и нравственные позиции детей, которые формирую в процессе их совместной деятельности, когда проявляется уважение друг к другу, умение отстоять свою позицию и принять позицию другого, стремление помочь однокласснику, умение радоваться успехам других детей.
За основу своей педагогической деятельности беру предметный мониторинг, в ходе которого диагностирую и отслеживаюиндивидуальные учебные достижения каждого учащегося. Строю его с учётом возрастных и психологических особенностей детей и представляю в виде совокупностей двух видов деятельности: деятельности того, кто обучает (учитель), деятельности того, кто учится (ученики).
Для того, чтобы видеть продвижение каждого ученика, я завела портфолио всего класса, где отражаю результаты учебно-воспитательной деятельности. За время обучения в первом классе в развитии детей произошли существенные сдвиги: большая часть детей овладела действием звукового анализа слов; плавным чтением целыми словами с элементами послогового чтения, выделяют последовательность звуков в слове; овладели приемами вычислений в пределах 10. Несмотря на это, нужно отметить, что процесс коррекции тех недостатков, которые сформировались в дошкольном возрасте, требуют значительно большего времени, чем один год. Следовательно, развивающая работа продолжается в течение всего обучения детей в начальной школе.
Основной педагогической идеей моего опыта является организация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика обучающихся, как субъектов образовательного процесса через диагностическое сопровождение, а также технологию деятельностного метода и определения своей собственной позиции и самооценки.
Сущность опыта заключается в том, чтобы создать условия для развития индивидуальности каждого ребенка, оказания педагогической поддержки учащимся начальной школы средствами педагогической диагностики, психологического комфорта в процессе обучения и атмосферы делового сотрудничества детей, педагогов и родителей, основанного на строгом выполнении взаимных обязательств;обеспечение условий для индивидуальной траектории развития каждого школьника, отвечающей его интересам, потребностям и возможностям;формирование системы опорных базовых знаний и умений, составляющих основу при последующем обучении;формирование системы оценки и самооценки, адекватной реальным достижениям детей, созданию на этой основе условий для принятия ребенком самостоятельных ответственных решений в отношении выбора той иной образовательной траектории.
Новизна опыта проявляется в применениидиагностики с целью отслеживания планируемых результатов образования( личностных, коммуникативных, предметных, метапредметных). Основой моего педагогического опыта является технология деятельностного метода, метод проектов и проблемно –диалогическое обучение. Они не являются принципиально новыми в педагогической практике, но вместе с тем, их сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века, как предусматривающие умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
Трудоемкостьреализации заключается втом,для достижения результативности необходимо иметь богатый набор диагностик (тесты, проективныеметодики, анкеты, проверочные работы, карточки –задания по темам и пр.) 2-3 раза в год для установления владения основными компонентами УУД, или почти каждый день, для выявления характера и причин трудностей ученика, используя дифференцированный и индивидуальный подходы.
Доступность опыта заключается в том, что он может быть успешно использован учителями начальных классов в общеобразовательных школах.
Теоретической базойнаработанного мною опыта являются следующие идеи:
- Что должно лежать в основе дифференциации–педагогическая диагностика (Б.Д.Эльконин,Л. Е. Журова)
- Педагогическая диагностика позволяет определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков.(разработки авторов «Школы 2100»)
- Диагностика позволяет выявить характер трудностей ученика и установить их причины (П.Я.Гальперин,В.В.Давыдов,Н.В. Нечаева)
- Педагогическая диагностика позволяет установить уровень овладения учебной деятельностью (В.В.Давыдов,Г.Ф. Кумарина,И.И. Аргинская).
- Педагогическая диагностика позволяет выяснить, насколько удается реализовать основную цель начального образования (А.М.Кондаков)
- Теория деятельности (П.Г.Щедровицкого, О.С. Аниясимова)
- Технология деятельностного метода (Л.Г.Петерсон).
- идеи Якиманской И.С. (развивающее обучение), Никитина Б.П. (игровые технологии).
- проектная деятельность в трудах М.Б.Павловой, В.Д.Симоненко, П.С.Лернера.
- информационные технологии и передовой педагогический опыт ведущих учителей города, области и страны.
Своеобразие концепции. Считаю, что опыт моей работы можно определить как репродуктивно-поисковый.
По уровню применения: многопредметный
По философской основе: гуманистический.
По концепции усвоения: индивидуализационно-дифференцированный.
По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармонический
По характеру содержания: обучающий, воспитывающий, светский, гуманистический.
По организационным формам: индивидуальный, групповой, дифференцированный.
По подходу к ребенку: гуманно-личностный, субъект-субъектный.
По преобладающему методу:,деятельностный,проблемно-поисковый, творческий, диалогический.
По направлению модернизации:внедрение стандартов второго поколения.
По категории обучающихся: все категории.
Технология опыта.
Технологическая сторона моего опыта «Диагностическое сопровождение учащихся начальной школы, как эффективное средство реализации требований новых образовательных стандартов» предполагает постановку следующейцели:
- Способствовать становлению основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- Формировать основы умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- Способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
задачи:
- создание теоретической базы для изучения психофизиологических особенностей ребёнка;
- создание индивидуальных карт изучения ребёнка;
- создание единого образовательного пространства путём сотрудничества всех участников образовательного процесса (ученик-родитель-педагог).
- внедрение в практику педагогических технологий;
- разработка и реализация программы внеурочной деятельности « Я- исследователь»;
- способствовать вовлечению учащихся в систему дополнительного образования через реализацию школьного проекта «Мир»;
Исходя из этого, содержание моей деятельности включает:
- комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. Теоретический метод: моделирование педагогической системы, теоретическое обобщение результатов исследования. Эмпирический метод: включенное наблюдение, беседы с учителями, родителями, учащимися, анкетирование, изучение и анализ творческих работ. На начальном этапе для выявления уровня адаптации, подготовленности к школьному обучению учащихся 1 класса я подобрала следующий диагностический инструментарий.
№ п/п | Диагностический инструментарий | Класс | Сроки выполнения |
Карта наблюдения за поведением ребенка в школе (Приложение 1) | 1 | август, сентябрь 2011 г. | |
«Рисование бус» (методика И.И. Аргинской) | 1 | сентябрь 2011 г. | |
«Продолжи узор» (модифицированный вариант методики Г.Ф. Кумариной) | 1 | сентябрь 2011 г. | |
«Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко) | 1 | сентябрь 2011 г. | |
«Разметка» (методика Н.К. Индик, Н.А. Цирулик). | 1 | сентябрь 2011 г. | |
Диктант» (методика Н.В. Нечаевой) | 1 | сентябрь 2011 г. | |
«Чтение схем слов» (методика Н.В. Нечаевой) | 1 | сентябрь 2011 г. | |
«Математический диктант» (методика И.И. Аргинской) | 1 | сентябрь 2011 г. | |
«Развитие устной речи» (методика Н.В. Нечаевой) | 1 | сентябрь 2011 г. | |
Опросник школьной мотивации (РатановаТ.А.,Шляхта Н.Ф.) 1 класс - рисуночный тест | 1 | октябрь 2011 г. |
Данный инструментарий дал возможность составить на каждого ребенка индивидуальную карту изучения, отражающую те его особенности, которые способствуют или препятствуют успешному усвоению учебной программы. Комплект методик, разработанный авторами Наталией Нечаевой и Светланой Яковлевой, предназначен для фронтального изучения детей, что является составной частью разноплановой многомерной диагностики изучения готовности ребенка к школе. Фронтальное изучение детей осуществляется на второй-третьей неделе сентября, когда учитель уже имеет некоторое представление о своих учениках.
Представленные здесь методики позволяют установить:
– владение основными компонентами деятельности (восприятием цели, планированием деятельности, выбором средств для ее достижения, выполнением деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтролем и в случае необходимости коррекцией сделанного); уровень ее произвольности;
– интеллектуальную готовность: элементарное владение мыслительными механизмами (анализом, синтезом, сравнением, обобщением); способность к использованию знаний и умений в новых условиях;умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого;
– развитие устной речи (внешнюю характеристику, связность);
– фонетический слух, перекодирование, графические навыки, владение предчисловыми представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на...», «меньше на...»), представление о счете, упорядочивании, геометрических фигурах.
- изучение научно-методической литературы по проблеме педагогической системы; анализ учебного материала (программное обеспечение, учебники);отбор учебно-методического комплекта (УМК).
Программа по реализации поставленных задач
№ п/п | Программа реализации | Сроки реализации | Результаты |
Изучение научно-методической литературы по проблеме «Диагностическое сопровождение обучения в начальной школе» | август 2010 г. | Разработка педагогической системы | |
Изучение программного обеспечения по традиционной системе обучения. | 2010-2011 | Выбор программы | |
| Анализ содержания учебников русского языка автор Т.Г.Рамзаева. | август 2010 | Выбор учебника |
| Анализ содержания учебников «Азбука», и «Литературное чтение» авторы Климанова Л.Ф. | август 2010 | Выбор учебника |
Анализ содержания учебников «Математика», авторы Дорофеев В.В | август 2010 | Выбор учебника | |
| Анализ содержания учебников «Мир вокруг нас», автор А.А.Плешаков. | август 2010 | Выбор учебника |
7. | Районный семинар «Мониторинг образовательных достижений младших школьников как инструмент реализации ФГОС НОО» | сентябрь 2010 | Выступление «Диагностическое сопровождение обучения в начальной школе» |
8. | Курсы по теме «Организация образовательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС» | март 2011 г. | Повышение квалификации Диссеминация опыта по теме «Диагностическое сопровождение обучения в начальной школе» |
9. | Курсы по теме «Трудности обучения чтению и письму» | сентябрь-май 2010-2011 г. | Повышение квалификации. Защита проекта родительского собрания «Трудности обучения чтению и письму» |
10. | Стажерская площадка в Магдагачинской школе №1 по проблеме «Реализация требований ФГОС в современном уроке» | май 2011 г. | |
11. | Августовская педагогическая конференция «Учитель. Общество, государство: эффективное взаимодействие в условиях современной образовательной политики» | август 2011 г. | Выступление на тему «Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС» |
12. |
- разработка и реализация учебных и воспитательных проектов;
- реализация школьной программы «Академия талантов» через вовлечение учащихся в деятельность школьного кружка «Я –исследователь»;
- реализация проекта «Мир» через вовлечение учащихся в деятельность школьного кружка «Тестопластика»;
- повышение педагогического мастерства.
- тщательное прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока;
- построение уроков на основе личностной ориентации педагогического процесса, поиска и развития задатков, способностей, заложенных природой в каждом ребенке, используя дидактические принципы и правила;
- использование деятельностного подхода как главной мотивационной базы обучения;
- проведение мониторинга и конструирование индивидуальных программ развития личности;
- исследование запросов потребителей образовательных услуг и удовлетворение их;
- формирование мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку.
Особенностям целей и поставленных задач наиболее соответствует такие формы организации обучения, которые обеспечивают приоритет самостоятельной познавательной деятельности учащихся, требуют привлечения и осмысления личного социального опыта, побуждают учеников высказывать свое мнение, давать личностную оценку, создают условия для свободного творческого самовыражения. Поэтому мною были внесены коррективыв содержание образования:
- был усилен акцент на аналитические, оценочные и проблемные компоненты. Кроме заданий на выполнение приемов мышления обязательно предлагаются задания на анализ и оценку правильности осуществления определений и классификаций понятий, рассуждений, доказательств, вероятностных суждений, вопросов и проблем;освоение технологии деятельностного метода.
- включены дополнительные познавательные операции - работа над проектом, постановка целей и задач урока, ответ на проблемный вопрос и другие;
-введеныпознавательные установки и отношения - готовность планировать свою деятельность, гибкость и открытость, конструктивность, настойчивость в решении проблем, готовность к исправлению своих ошибок, объективность
- апробированы и успешно реализуются модифицированнуюпрограммукружка «Тестопластика» и кружка ««Я –исследователь» (для высокого уровню творческой самореализации).
Свою задачу вижу в максимальной активизации процесса восприятия учеником новых знаний, в применении исследовательских способов деятельности, поэтому часто использую поисковый и проблемно-поисковый методы. Поисковый метод организует мысль школьников при изучении темы «Комнатные растения», когда проводится исследование названий цветков, их родина, уход за растением.
Сопоставление разных точек зрения на одну тему – это импульс, способствующий пробуждению мысли школьника, желанию найти ответ на предложенный вопрос, что позволяет открыть дорогу творчеству и самостоятельности, а также дает возможность попробовать себя в работе с аудиторией, что пригодится в будущем.
Урок-действо состоится и тогда, когда учитель начнет урок с неожиданного вопроса, с телеграммы, послания, пословицы или крылатого выражения. Из опыта работы в этом направлении следует, что вопрос должен быть:
- сложным, сопряженным с противоречиями;
- ёмким, способным охватить широкий круг вопросов;
- предполагающим спор на базе различных точек зрения;
- создающим затруднения, необходимые для дискуссии.
Предлагаю школьникам такие задания и вопросы: почему нужен мягкий знак в слове семья?
Такой метод научного познания направлен на то, чтобы разнообразить деятельность обучающихся на уроке, привлечь их к творческому анализу слов, выработать интерес к самостоятельной познавательной деятельности.
На уроках обобщения использую прием «Водоворот» (система малых групп), когда класс делится на группы по 5-6 человек, каждая из которых получает листы с вопросами и маркеры разных цветов (в зависимости от количества групп, по одному на группу). Группа обсуждает вопрос(5минут) и заполняет лист своим цветом. Листы передаются по кругу, получая дополнения, а иногда и несогласия. Когда круг завершен, группа изучает общую работу и обобщает материал. Обобщая мнения, ребята используют алгоритм выступления:
Наша группа отвечала на вопрос…
Мы пришли к выводу, что…
Другими группами в нашу позицию были внесены дополнения…
Было высказано несогласие по поводу.…Наше отношение к спорному вопросу следующее…
Спасибо всем, кто высказал свое мнение и помог нам глубже ответить на поставленный вопрос.
Дети по своей натуре деятельны. Н.Добролюбов писал: «Посмотрите, сколько любознательности, сколько жадного стремления к исследованию высказывают дети. Как охотно они обращаются к природе, с какой радостью изучают все действенное, а не призрачное, как их занимает всякое живое явление». Для меня является важным умение направить в нужное русло детскую любознательность. Исследовательский интерес – это своеобразный многоаспектный сплав мысли, воли, эмоций, воображения. Овладению мыслительными приемами и операциями, по моему глубокому убеждению, способствует умение обучающихся применять их для активного восприятия новых знаний и исследования исторических процессов. Умения выделять главное, сравнивать, анализировать и делать выводы активизируют мысль ученика, делают знания глубокими и прочными. Такие заданияпозволяют формировать и развивать учебно-познавательные, коммуникативные и когнитивные УУД. Как организовывать такое обучение? Методу нельзя научить, рассказывая о нем или приводя примеры его применения другими людьми. Метод может быть освоен только в действии. Необходимо систематически организовывать учебно-исследовательскую деятельность в классах в урочное время (через лабораторно-практические занятия с использованием сравнительного метода). К примеру, сравнительный анализ слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу позволяет установить много общего в написании этих слов, но и выявить отличия. Сравнительный метод продуктивен в любой науке, его применение расширяет и углубляет познавательное пространство, за ним стоит возможность сопоставления различных объектов, выдвижения гипотез, высказывания суждений на основе выделения сходства и различия.
Нельзя забывать, что у учащихся 1-ых классов ведущим способом деятельности является игра. Применяя на уроках дидактические игры, преследую цель - организовать бесстресовый контроль знаний, основанный на дифференциации материала по степени сложности, уровню обобщения - в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
Любовь к играм, позитивный эмоциональный настрой на игру позволяет сделать процесс контроля знаний на уроках обобщения материала безболезненным и, что очень важно, дух соревновательности и игровой задор позволяют учащимся проявить свои возможности на максимальном уровне.[1] При закреплении знаний использую дифференциацию материала таким образом: предлагаются вопросы трех групп сложности (конкретно-фактические; с элементами проблемности, на установление причинно-следственных связей, аналитического характера; творческого характера или требующие высокого уровня обобщения). Для получения определенной оценки нужно ответить на разное количество вопросов в зависимости от уровня сложности. При такой организации контроля знаний учитель получает информацию об уровне самооценки учащихся и предлагает в ненавязчивой форме повысить или понизить уровень сложности, тем самым, корректируя самооценку. Много внимания на уроке уделяю обучению учащихся логическим умениям: вычленить нужное, сопоставить, сделать вывод и навыкам исследовательской работы – все это помогает повысить заинтересованность обучающихся работой, обогащает их опытом сопереживания, побуждает говорить, убеждать, доказывать.
Увлекательными, ошеломляющими, бывают исследования учащихся при работе над проектами по окружающему миру.Мною были предложены детям следующие проекты при изучении курса окружающий мир в 1 классе: «Я и моя семья», «Домашние животные», «Моя любимая игрушка», «Осень». Кроме того, большинство тем проекта предполагает обращение к непосредственному личному опыту учащихся, к рефлексивному анализу или той социальной реальности, которая окружает их в семье. Поэтому использование проектной деятельности в рамках изучения данных тем более чем уместно.
- К результатам относится повышение уровня мотивации.
№ п/п | Уровни школьной мотивации | % учащихся |
1. | Высокая школьная мотивация | 59% |
2. | Хорошая школьная мотивация | 15% |
3. | Положительное отношение к школе | 24% |
4. | Низкая школьная мотивация | 3% |
Промежуточным результатом стало повышение мотивации учения, произошли положительные личностные изменения: дети стали более активными, открытыми, более свободными в общении, они открыли в себе новые возможности, что привело к повышению интеллектуальной инициативы. Рефлексия уроков показала, что хорошее настроение у учащихся после занятий с 50% учащихся выросло до 75 % . Учащиеся жаждут новых уроков, новых тем, новых открытий и в себе, и в окружающем их мире. Им стало присуще стремление к самостоятельному поиску решений. Этому способствовала благополучная, доброжелательная атмосфера в классе, создание на уроках и внеклассных мероприятиях ситуации успеха. А так же использование на уроках активных форм познавательной деятельности.
Обобщение и распространение собственного
педагогического опыта
Неотъемлемой частью моей педагогической работы является деятельность в рамках профессионального сообщества учителей, обобщение и распространение собственного опыта.
№ | Направление | Год | Результативность | Уровень |
1 | Районный семинар «Мониторинг образовательных достижений младших школьников как инструмент реализации ФГОС НОО» | сентябрь 2010 | Выступление «Безотметочное обучение – путь к успеху» | Муниципальный |
Диссеминация опыта на курсах по теме «Организация образовательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС» | Март 2011 | «Диагностическое сопровождение обучения в начальной школе» | Областной | |
2 | Научно – теоретический семинар | май2011 | «Дидактическая система деятельностного метода обучения (ДСДМ) как механизм реализации ФГОС НОО»» | Муниципальный |
3 | Августовская педагогическая конференция «Учитель. Общество, государство: эффективное взаимодействие в условиях современной образовательной политики» | август 2011 г. | Выступление на тему «Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС» | Муниципальный |
4 | Педагогический совет | Ноябрь 2011 | Выступление на тему «Сравнительный анализ стандартов первого и второго поколений» | Школьный |
Участие в муниципальных, региональных и
всероссийских профессиональных конкурсах.
Имею печатные работы на сайте:
www.nsportal.ru«Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС»,родительское собрание «Трудности обучения письму и чтению»
Создала свой мини-сайт и сайт класса на базе портала nsportal.ru
Вывод:
Анализируя успехи и неудачи своей педагогической деятельности по педагогическому сопровождению обучения в начальной школе средствами инновационной деятельности, пришла к выводу, что положительный результат можно достигнуть только при условии:
- Высокой мотивации учащихся, огромного желания и терпения родителей, квалифицированном руководстве педагога;
- Грамотного использования диагностического инструментария;
- Развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;
- Системного применения самостоятельных работ на уроках;
- Отслеживание и выяснение причин неуспеваемости отдельных учащихся;
6.Мониторинге качества знаний на всех этапах педагогической деятельности;
Выявлены проблемы:
- В связи с введением ФГОС необходимо подобрать инструментарий для отслеживания УУД.Диагностика результативности образовательного процесса не может ограничиваться лишь отслеживанием становления предметных знаний и умений у младших школьников. Важную роль приобретает изучение процесса развития личности каждого ребенка, ведь предметные знания нужны ребенку не сами по себе, а как инструмент его адаптации к окружающему миру.
- Проблема несоответствия требований учителя и родителей;
- Отсутствие правильной дозированной помощи при работе с литературой (легче показать, чем ждать, когда найдёт необходимое);
- Слабая материальная обеспеченность семей;
- Недостаточная заинтересованность родителей.
Библиографический список:
- Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. - М., 1996
- Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2005, № 5
- Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг, 2000, № 5
- Гутник И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении. - СПб., 2005
- Гузеев В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений // Научно-практический журнал «Завуч», 2004, №3
- Гузеев В.В. Исследовательские проекты в практике школы // Библиотека журнала «Директор школы».-1998,№7
- Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. - М., 2005
- Каменский А.М.Внеурочные технологии как альтернативные формы образования // Библиотека журнала «Директор школы».-2006, №2
- Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2005, № 5
- Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб., 1998
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М., 2001
- Масленникова А.В. Исследовательская деятельность учащихся // Практика административной работы в школе, 2004, №5.
- Поташник М.М. Управление качеством образования в школе. - М., 1996
- Мишарина М.И. Система оценки обучения и развития, учащихся 1 класса. – Тверь.,2007
- Романовская М.Б. Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. - М.: Педагогический поиск,2006.-с.160
- Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. - М., 2001
- Третьяков П.И. Школа: управление по результатам. - М., 2001
- Трубина И.И. Мониторинг качества образования: проблемы и подходы // Информатика и образование, 2005, № 5
Приложение 1
Механизм определения уровня обученности и развития учащихся.
Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листе достижений» (см. приложение).
Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития учащихся, зеленым и синим цветом – средний и черным цветом - низкий уровень.
ЧТЕНИЕ. При определении уровня развития умений и навыков по чтению необходимо, прежде всего, учитывать: понимание прочитанного текста, а так же способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
Высокому уровню развития навыка чтения в 1 классе соответствуют плавный, слоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 30-40 слов в минуту (на конец учебного года), понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп 25-30 слов в минуту на конец учебного года. Учащийся не может понять отдельные слова, при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Низкому уровню развития навыка чтения соответствуют чтение по буквам при темпе ниже 25 слов в минуту без смысловых пауз и четкости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию.
Высокому уровню развития навыка чтения во 2 классе соответствует плавное чтение целыми словами без ошибок при темпе не менее 55-60 слов в минуту (на конец учебного года), понимание прочитанного, выразительное чтение.
Среднему уровню развития навыка чтения соответствует плавное чтение целыми словами, но допускается чтение слог плюс слово, если при чтении допускается 2-4 ошибки, темп не менее 50-55 слов в минуту (на конец учебного года), ученик может пересказать прочитанное при помощи наводящих вопросов.
Низкому уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, темп чтения не менее 50 слов в минуту (на конец учебного года), допускает более 5 ошибок при чтении, слабо понимает общий смысл прочитанного текста.
РУССКИЙ ЯЗЫК. При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний умений и навыков по орфографии, сформированность устной речи.
Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочета.
Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочета.
Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками.
К числу негрубых недочетов относятся:
а) частичные искажения формы букв;
б) несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;
в) наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;
г) выход за линию рабочей строки, недописывание до неё;
д) крупное и мелкое письмо;
е) отдельные случаи не соблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.
Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок, как по текущему, так и по предыдущему материалу.
Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочетов.
Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов превышает указанное количество.
Критериями оценки сформированности устной речи является:
а) полнота и правильность ответа;
б) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
в) последовательность изложения;
г) культура речи.
Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или допускается более одной неточности в речи.
Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.
Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.
МАТЕМАТИКА. При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умение решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях.
Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро.
Среднему уровню развития вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные приемы вычисления.
Низкому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала.
Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно.
Среднему уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок.
Низкому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых ученик допускает более 3 грубых ошибок.
Высокому уровню сформированностиумения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи).
Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.
Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задачи и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубых ошибки.
Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломаная, угол; треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль.
Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур.
Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях определяется знания и умения, не соответствующие указанным требованиям.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ… Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр.
Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применить свои знания на практике.
Среднему уровню развития умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает определенные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.
Низкому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. При определении уровня развития общеучебных навыков необходимо учитывать умения учащихся работать с книгой, планировать свою работу, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения.
Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чем расскажет книга), сопоставляя 3 внешних показателя ее содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте).
Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее 2 основных внешних показателей ее содержания (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте).
Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чем расскажет книга), принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ. САМООЦЕНКА. Умение учащихся планировать свою работу определяется учителем на основе наблюдений за деятельностью детей на различных уроках.
Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приемы и способы работы.
Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм действий и выбрать рациональные приемы и способы работы.
Низким уровнем определяется непонимание учеником учебной задачи – составление последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приемов и способов работы, даже при помощи учителя.
При определении уровня самооценки учащихся используются методика «Лесенка», наблюдения за деятельностью учащихся в учебной и внеклассной деятельности.
Высокому уровню самооценки соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя на 7-10-ю ступеньку лесенки, уверен в себе при выборе заданий и предложенных работ, сразу берется за решение трудных задач, сам ищет причины неудачи.
Среднему уровню самооценки соответствует показатели, при которых ученик поставил себя на 5-6-ю ступеньку, уверен в себе при выборе заданий и предложенных работ, но при первой неудаче теряется, принимает новое задание с недоверием, берется за его выполнение с помощью учителя.
Низкому уровню самооценки соответствуют показатели, при которых ученик поставил себя ниже 5 ступеньки, не уверен в своих силах, имеет низкий уровень притязаний, обычно выбирает самые легкие задания.
Определение уровня развития познавательных мотивов и активности учащихся производится по результатам наблюдений учителем за деятельностью учащихся в урочной и неурочной деятельности и при помощи диагностических методик. Определение уровня школьной мотивации и учебной активности производится по методике Н.Г.Лускановой, которая включает в схему анализа детских рисунков на школьную тему и краткую анкету, отражающую отношение детей к школе, к учебному процессу.
Высокому уровню школьной мотивации и учебной активности соответствует работа и ответы, за которые ученик набрал 25-30 баллов.
Среднему уровню школьной мотивации и учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал 15-24 балла.
Низкому уровню школьной мотивации и учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал менее 15 баллов.
Определение уровня сформированности ценных отношений личности учащихся производится по следующим параметрам: общественная активность, отношение к учению, к труду, к людям. Выявляется на основе наблюдений учителя за учащимися в урочной, внеклассной деятельности и с помощью методике М.И.Шиловой.
ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ. При высоком уровне развития общественной активности ученик принимает активное участие в деятельности классного коллектива, во время бесед с интересом обсуждают вопросы, правильно оценивают ситуацию, аргументирует свою точку зрения, умеет организовать ребят, повести за собой.
При среднем уровне развития общественной активности ученик принимает участие в деятельности классного коллектива, следует за другими ребятами, участвует в обсуждении различных вопросов и событий, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения.
При низком уровне общественной активности ученик малоактивен в делах классного коллектива, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается порученным делом, но быстро охладевает к нему. При оценке событий не умеет аргументировать свою точку зрения или неверно их оценивает.
При высоком уровне сформированностиотношения к учению проявляется повышенный интерес учащегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться как долг, всегда добросовестен в учении.
При среднем уровне сформированности отношения к учению проявляется интерес ребенка к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении, но иногда бывают срывы.
При низком уровне сформированности отношения к учению не проявляется интерес к знаниям или этот интерес ситуативен, учащийся добросовестен только по отношению к предметам, к которым проявляет интерес, учится по принуждению, не проявляет старания.
Высоким уровнем определяется ответственное отношение ребенка к любым трудовым поручениям, он любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу.
Средним уровнем определяется, как правило, ответственное отношение учащегося к трудовым поручениям, но в отдельных случаях он может не выполнить порученное любит участвовать в трудовых делах, но включается в них только по инициативе других.
Низким уровнем определяется отношение к трудовым поручениям тогда, когда осуществляется постоянный контроль со стороны учителя, включение в трудовую деятельность происходит лишь по необходимости, ученик редко доводит дело до конца, часто уклоняется от участия в трудовых делах.
Высокий уровень сформированностиотношения к людям характеризуется следованием нравственным нормам в любых ситуациях, проявлением постоянной готовности помочь товарищам, взрослым и младшим.
Средний уровень сформированности отношения к людям характеризуется следованием нравственным нормам, но в сложных конфликтных ситуациях ученик нередко теряется, проявляет готовность помочь товарищам, взрослым, но делает это без энтузиазма.
Низкий уровень сформированности отношения к людям характерен для такого поведения, когда ученик затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях, поступает часто интуитивно, сам не ищет места приложения сил, иногда поступает вопреки нравственным нормам, если помогает, то исполняет это как повинность
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ БЕЗОТМЕТОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ. На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания в 1-х классах школы, приводят аргументы против отметок, называют преимущества безотметочной системы обучения.
Для информирования родителей о результатах обучения и развития, учащихся в конце каждой четверти учитель проводит родительское собрание и индивидуальные консультации.
При переходе в другую школу учитель вкладывает в личное дело «Листок достижений», заверенный печатью образовательного учреждения.
Приложение 2.
Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов
Тестовый материал
1. Тебе нравится в школе?
- не очень
- нравится
- не нравится
2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу?
- чаще хочется остаться дома
- бывает по-разному
- иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?
- не знаю
- остался бы дома
- пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- не нравится
- бывает по-разному
- нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- хотел бы
- не хотел бы
- не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- не знаю
- не хотел бы
- хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- часто
- редко
- не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю
- хотел бы
- не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
- мало
- много
- нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся
- не очень
- не нравятся
Обработка и интерпретация результатов теста
Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке:
- «высокий уровень», оценивается в 2 балла;
- «средний уровень» – в 1 балл;
- «низкий уровень» – 0 баллов.
Затем подсчитывается общая сумма баллов.
Уровни школьной мотивации у учащихся начальных классов определяются по следующим диапазонам:
- 14- 20 баллов – высокий уровень;
- 7-13 баллов – средний уровень;
- 1-6 – низкий уровень.
Методика «Дерево»
Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки.каждый учащийся получает лист с таким изображением (но без нумерации фигурок). Исходя из опыта мы не предлагаем ученику вначале подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.
Задание дается в следующей форме: «Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них — разное настроение и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и обведите того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в новой школе и ваше положение. Мы проверим насколько вы внимательны. Обратите внимание, что каждая ветка дерева может быть равна вашим достижениям и успехам. Теперь возьмите зеленый фломастер и обведите того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться ».
Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится нами исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия. Интерпретация разработана нами с учетом устных рекомендаций Д. Лампенов, опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком. Для удобства объяснения мы подписали номера на каждой из фигурок человечков.
Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 - характеризует установку на преодоление препятствий
№ 2, 19, 18, 11, 12 — общительность, дружескую поддержку
№ 4 – устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности)
№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость
№ 9 - мотивация на развлечения
№ 13, 21 – отстраненность, замкнутость, тревожность
№ 8 - характеризует отстраненность от учебного процесса, уход в себя
№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация
№ 14 - кризисное состояние, «падение в пропасть».
Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство
Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим (человечком под № 17).
Приложение 3
Листок достижений
Ученик ____ 1 «___» класса начальной школы №2 п. Магдагачи
Ф.И.О. _______________________ на ________ учебный год.
Учебные предметы | Период обучения | |||
1-ая четверть | 2-ая четверть | 3-ая четверть | 4-ая четверть | |
Чтение Осознанность Правильность Выразительность Скорость | ||||
Русский язык Каллиграфия Орфография Развитие устной речи | ||||
Математика Устные вычислительные навыки Письменные вычислительные навыки Решение задач Геометрический материал | ||||
Ознакомление с окружающим миром Общеучебные навыки Умение работать с книгой Умение спланировать свою работу Умение обосновать оценку своей деятельности Самооценка | ||||
Развитие познавательных миров и активности учащихся | ||||
Сформированность ценностных отношений Общественная активность Отношение к учению Отношение к труду Отношение к людям | ||||
Подпись учителя | ||||
Подпись родителей |
Примечание: зелёным цветом обозначен высокий уровень обученности и развития, жёлтым цветом – средний уровень обученности и развития, красным цветом – низкий уровень обученности и развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.
Программа модернизации российского образования, осуществляемая в настоящее время, базируется на наиболее интересных идеях и прак...
Доклад "Система работы учителя школы 1 ступени обучения по реализации ФГОС НОО 2 поколения"
Выступление на педсовете, МО сопровождается презентацией....
Система работы учителя в создании здоровьесберегающей среды в начальной школе
«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его уровень здоровья вполне возможно»Академик, хирург Н.М. Амосов Начальная ступень образования ...
Система работы учителя по успешной адаптации первоклассников. Выступление на педагогическом совете школы
Успешность адаптации первоклассников к школе зависит конечно от родителей и учителя. Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться. Они любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что ш...
Система работы учителя начальной школы в дополнительном образовательном пространстве
Новизна проекта «Семейное чтение» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Усиление воздействия книги как сред...
Доклад по теме «Система работы учителя по формированию функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе»
Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность. Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математичес...
СОТ"Система работы учителя по обучению английскому языку в начальной школе в рамках реализации ФГОС."
Современные образовательные технологии это основа эффективной практической деятельности педагога. Использование СОТ в работе учителя помогают современному учителю выполнять требовани...