Особенности развития познавательной деятельности учащихся младшего, среднего и старшего возраста
статья на тему

Тимофеева Светлана Анатольевна

В своем докладе я остановлюсь на развития речи и познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста, подростков и учащихся старшего возраста. В школу интернат 5 вида принимаются дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи 2-3 уровня при дизартрии, алалии, афазии и ринолалии, а так же тяжелой формой дислалии, сопровождающейся нарушениями чтения и письма. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете.

Доклад на тему: « Особенности развития познавательной деятельности учащихся младшего, среднего и старшего возраста».

Подготовила учитель-логопед Тимофеева С.А.

2009г.

В своем докладе я остановлюсь на развития речи и познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста, подростков и учащихся старшего возраста. В школу интернат 5 вида принимаются дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи 2-3 уровня при дизартрии, алалии, афазии и ринолалии, а так же тяжелой формой дислалии, сопровождающейся нарушениями чтения и письма. Например, в 1 классе в этом учебном году обучаются дети с ОНР 2-3 уровня при дизартрии, при стертой форме дизартрии, ринолалии. У учащихся с общим недоразвитием наблюдается системная недоразвития всех сторон речи. Кроме фонетикофонематических нарушений, у этих детей отмечаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы. Такой ограниченный запас знаний и представлений о ближайшем окружении объясняется бедностью речевого общения. Ребёнок редко слышит в семье образцы правильных полных ответов.

Нарушение устной речи отражаются на письме. Кроме замен букв, искажений звуко-слоговой структуры слова характерными ошибками на письме являются и смысловые замены слов, синтаксические ошибки. Несформированность лексической стороны речи особенно ярко проявляется при выполнении заданий на подбор синонимов и антонимов. Характерной ошибкой при выполнении этого задания была замена необходимого антонима исходным словом с частицей не, или родственных слов. При выполнении заданий на подбор синонимов учащиеся часто предлагали вместо синонимов слова, связанные одной ситуацией, например, врач - больной - медсестра, газ - огонь - огнетушитель.

Особую трудность вызывает у наших детей употребление обобщающих понятий. Они не осознают взаимоотношения между родовыми и видовыми понятиями, например, стол - шкаф - мебель - кровать. В активном словаре широко представлены неологизмы, например, подметальщики - кирпичник - шахтёрка, вместо швея.

Связная речь учащихся находится на более низком уровне, чем у сверстников. Рассказы характеризуются бедностью языкового оформления и нарушением логической связности. Отмечается непоследовательность в изложении смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Учащийся часто не сохраняют основной сюжетной линии при пересказе, соскальзывают на второстепенные детали. В высказываниях проявляется и не умение оформлять с помощью языковых средств смысловые (временные, причинно-следственные) отношения. Например, доктор лечит мальчика, чтобы он не заболел. Шел дождь, потому что он взял зонт. Учащиеся с речевыми нарушениями имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны особенности познавательной деятельности, связанные с незрелостью эмоционально - волевой сферы, пониженной работоспособности, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей сочетается с незрелостью высших психических функций с нарушениями внимания памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности в формировании сложных серийных движений и действий отрицательно сказываются на продуктивной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, письме. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребёнку на первых этапах обучения в школе. Этому уделяется большое внимание и на уроках и во внеурочное время: беседы, видеофильмы, экскурсии, наблюдения обогащают знания учащихся. Остановимся более подробно на особенностях в развитии познавательных процессов у младших школьников и учащихся подросткового возраста. Вся учебная деятельность младших школьников строго целенаправленна.

Во-первых, ученики овладевают навыками чтения, письма и счёта, приобретают весьма значительный объем знаний по математике, грамоте, природоведению.

Во-вторых, в результате учебной деятельности обогащается кругозор, расширяются и развиваются познавательные интересы ребенка.

В-третьих, происходит развитие познавательных процессов, умственное развитие, формируются способности к активной самостоятельной творческой деятельности.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с отклонениями в развитии имеются отставания в процессах переработки сенсорной информации. Так, у наших детей скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы.

Эти особенности не могут оказать отрицательного влияния на овладение зрительными образами букв и цифр, что обуславливает большие трудности при обучении грамоте. Для этого логопеды и воспитатели используют различные приемы для улучшения зрительного восприятия, опираясь на сохранные анализаторы, игры и упражнения для успешного овладения письмом и чтением. В структуре дефекта познавательной деятельности у детей большое место занимают нарушения памяти. Особенно ярко они проявляются у младших школьников, когда ведущей является учебная деятельность. Известно, что необходимым условием успешной учебы является сформированность памяти. У учащихся нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей непроизвольного запоминания является сниженная познавательная активность. Доказано, что наглядный материал запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени. Большая часть учебного материала представлена наглядно с использованием объемных, красочных иллюстраций, макетов, схем. По мере развития ребенка и особенностей учебной деятельности все большее значение приобретает произвольная память. Снижение произвольной памяти представляет одну из значимых причин неуспеваемости этих детей. Наши учащиеся с большим трудом запоминают условие задачи, быстро забывают прочитанное. У детей страдает как механическая, так и логическая память. Часть детей, по результатам выполнения мыслительных задач приближается к нормально развивающимся сверстникам. Большая же часть учащихся характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности:        сниженной познавательной активностью, отсутствием

интереса и сосредоточенности при выполнении заданий, неумение контролировать свои действия. У детей часто отсутствует этап ориентировки в задании. Так, учащиеся не анализируют инструкцию, не планируют свои действия в соответствии с заданием.

Страдает у наших детей и абстрактное мышление, у них с трудом формируются обобщения, решение задач по аналогии, затруднено формирование отвлеченных закономерностей. Учащиеся с трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия. В целом, мышление детей с речевыми нарушениями является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным. При выполнении мыслительных задач дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, бессмысленными повторениями, замедленностью. Важным условием нормального функционирования психической деятельности является внимание. Внимание улучшает восприятия существенных для организма воздействий, ослабляя реакцию на незначительные, второстепенные раздражители. Нарушения внимания являются характерным признаком детей с речевыми нарушениями. К недостаткам внимания относят его слабое развитие и неадекватность. Можно выделить следующие особенности внимания:

  • нарушение концентрации внимания, как следствии утомления ЦНС;
  • неадекватные колебания внимания, что является отражением незрелости нервной системы;
  • чрезвычайно ограниченный объем внимания.

В каждый данный момент дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы. В связи с этим осуществление деятельности замедляется.

  • неумение сосредоточится на существенных признаках;
  • «прилипание» внимания, выражающееся в сниженной способности переключатся с одного вида деятельности на другой.

Описанные нарушения внимания у учащихся отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.

У школьников с речевыми нарушениями часто обнаруживаются симптомы недоразвитие моторики, неловкость, неуклюжесть движений. Почти у половины детей с легкой дисфункцией мозга имеются нарушения тонкой моторики, что во многом обуславливает их неудач в письме, рисовании, конструировании. Выделяются следующие признаки недоразвитие моторики у этих детей:

  • неловкость движений;
  • нарушения координации движений;
  • гиперактивность;
  • синкинезия;
  • повышенный мышечный тонус.

Работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук рекомендуется регулярно по трем направлениям: пальчиковая гимнастика, работа в тетрадях для отработки элементарных графических навыков, различные игровые задания, упражнения с использованием различных предметов.

Остановимся на характеристики подросткового возраста. Этот возраст своеобразен и интересен для учителей и воспитателей, его иногда считают переломным, так как в течение этого периода происходит переход от детского к взрослому состоянию и связан с перестройкой психических процессов. Трудности, встречающиеся порой в учебной и воспитательной работе со школьниками подростками, объясняются иногда недостаточным знанием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте.

Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитание, чем младший и старший возраст. Вчера еще послушный, вежливый подросток вдруг начинает проявлять грубость, резкость, недисциплинированность. С этим мы сталкиваемся, когда учащиеся переходят в пятый класс. Снижается успеваемость, ухудшается поведение. Трудности, связанные с обучением и воспитанием, в том и состоят, что очень важно понять необходимо, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников. И поэтому, многое из того, что ранее было естественно и пригодным, становится неприемлемым, вызывает протест и сопротивление со стороны подростка.

С переходом в подростковый возраст связано существенное перестройка учебной деятельности. Новый, более высокий уровень в учебе определяется степень ее самостоятельности. Учащимся приходится больше работать самостоятельно. И здесь они должны применять имеющиеся у них умения и навыки, полученные в начальной школе. В начале подросткового возраста наблюдается большое разнообразии в развитии учебной деятельности - от наиболее низкого уровня, при котором отсутствуют элементарные умения организовать самостоятельную, до наиболее высокого уровня, при котором самостоятельно осваивается и новый материал и даже новые области знания.

Существенное изменение в подростковом возрасте претерпевает память и внимание. Нарастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими. Память и внимание приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Это должны учитывать в своей работе учителя и воспитатели. Подростки начинают сознательно применять специальные приемы запоминания и припоминания. Запоминая, производят мыслительную работу сравнения, систематизации, классификации. Механическое запоминание все больше уступает место логическому, осмысленному. Улучшается продуктивность памяти.

Учитывая эти особенности, учителю необходимо:

во-первых, учить правильным приемам логического запоминания (умению производить смысловую группировку, выделять опорные мысли для запоминания, правильно строит повторение, составлять схематический план текста и т.д.);

во-вторых, следует объяснять необходимость точного запоминания определений или законов;

в-третьих, вырабатывать умение точно пересказывать содержание своими словами.

Развитие внимания отличается известной противоречивостью. С одной стороны в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Все зависит от условий работы, содержания материала, настроения и психического состояния самого ученика, от его отношения к работе. Невнимательный и рассеянный на одном уроке (нелюбимом) ученик может исключительно собрано, сосредоточено, совершено не отвлекаясь, работать на другом (любимом) уроке. Самый лучший способ организации внимания связан не с применением учителем, каких либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у подростка не было ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны так захватить ученика, что он с увлечением работает весьма продолжительное время. Содержательные занятия с периодические переключением с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным, вот что само по себе способствует организации внимания ученика. Достигнутый в младшем школьном возрасте уровень развития мышления позволяет подростку успешно и систематически изучать основы наук. Содержание изучаемых предметов и логика построения учебных курсов требует нового характера усвоения знаний, опора на самостоятельное мышление, необходима способность, абстрагировать и обобщать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Однако надо иметь в виду, что не все подростки легко переходят к доказательному мышлению и не всем это под силу. Особенно важно для процесса развития обобщенного и рассуждающего мышления - это преподавание математики. Изучение геометрии развивает умение рассуждать, доказывать, строго логически аргументировать.

Так, например, учащиеся 5-6 классов, зная существенные признаки объекта, не всегда могут выделить их в непривычной, измененной ситуации. Некоторые младшие подростки испытывают затруднения при необходимости абстрагироваться от наглядного значения слов и ориентироваться лишь на их грамматическую форму. На этом основании многие учащиеся относят существительные:        бег, ходьба, стрельба, борьба к глаголам,

существительные: толстяк, красота, доброта - к прилагательным. Слова: стоять, спать, молчать, лениться, отказываются считать глаголами, так как здесь нет никакого действия, то есть они ориентируются на наглядное значение слова.

Важной особенностью рассматриваемого возраста, является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Как говорят психологи, подростковый возраст благоприятен для развития такого мышления. Поэтому, следует всячески стимулировать творческое мышление подростков, для чего полезно чаще ставить их перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное и различное, делать обобщения и выводы.

Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед учащимися возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя и воспитатели должны стараться так организовать занятие с подростками, чтоб перед ними чаще возникали проблемы различной сложности, побуждать к самостоятельному решению этих проблем

Именно в подростковом возрасте под влиянием учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений, под влиянием изучения основ наук начинают формироваться и ярко проявляться способности к тем или иным видам деятельности.

Это объясняется тем, что именно в этом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, формируется сознательное, активное отношение к окружающему. Задачи учителей и воспитателей:

Во-первых, всемирно развивать уже проявившиеся способности;

Во-вторых, создавать условия для активного формирования интересов и способностей всех школьников.

Это можно делать и на уроках, и во внеклассной работе, и в различных кружках, секциях, устраивать олимпиады, конкурсы, выставки, игры соревнования. Многие учителя используют возможности факультативных курсов. Они позволяют целенаправленно развивать склонности, интересы и способности учащихся в избранных ими областях знаний.

Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Основное отличие в том, что учеба старшеклассников предъявляет более высокие требования к их активности и самостоятельности. Причина трудностей, которой испытывают старшеклассники, заключается в неумении пользоваться обобщающими понятиями в целях познания окружающей действительности. Неумение это рождается потому, что обобщающие понятия, выводы умозаключения не формируются путем исследования явлений и фактов, а заучиваются. У них нет умения, самостоятельно работать с учебным материалом, они не умеют обрабатывать материалы, поступающие внеурочных источников. Но отношение старших школьников к учению изменяется. Ученики взрослеют, обогащается их опыт, они понимают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. В числе некоторых других особенностей отношения к учению старших школьников следует отметить избирательное отношение к учебным предметам. Такой интерес приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь после окончания школы. Познавательные интересы приобретают более широкий, устойчивый характер. Все большее значение имеют уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, написание рефератов. Это требует большей самостоятельности от учащихся.

Кружки, факультативные курсы, олимпиады представляют оптимальные возможности для развития способностей старших школьников. Этот возраст благоприятен не только для формирования художественно-изобразительных, музыкальных способностей, но и математических, литературных. Учителям следует иметь это в виду и, содействуя всестороннему развитию способностей всех старшеклассников, выявлять тех юношей и девушек, которые обладают высокой степенью развития способностей. Необходимо создавать наиболее благоприятные возможности для этого.



Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО воспитателей.

Обогащение словаря и развитие связанной речи у школьников среднего и старшего звена.

Подготовила учитель-логопед Тимофеева С.А

2009 год


Развитие речи учащихся - одна из важнейших задач, которая решается специальной коррекционной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умение и навыки. Мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. От того, насколько будет сформирована речь, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития. Полноценная речь ребенка - это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге - способ достижения наилучшей социальной адаптации,

Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию - называют конкретные предметы, действия, признаки, общественные явления и отвлеченные понятия. Организуясь грамматически в предложения, слово оказывается тем строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную роль. JI.C. Выгодский, определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи. Вот почему работа над словом имеет серьезное значение для коррекции и развития психики ребенка для более успешного включения его в сферу общения с окружающими. Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей (ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание пассивного словаря над активным) программа по русскому языку следующим образом определяет задачи работы над словом.

1.Обогащение словаря

2.Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.

Логопед организует работу в тесном контакте с учителями предметниками и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту должны способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых учащимися в процессе логопедических занятий. Логопед систематически информирует учителей и воспитателей об успехах и недостатках учащихся, с тем, чтобы во время и после уроков к речи детей предъявлялись посильные требования.

Особым видом работы воспитателя с детьми (в вечерние часы) может быть обогащение словаря, при этом решаются задачи не только речевого, но и умственного развития. К таким видам работы относятся: обучение высказыванию об увиденном фильме, обсуждение поступка товарища, рассказ о проведенном выходном дне, каникулах и т.д.

Специальной формой воспитательной работы являются игры, моделирующие речевое поведение в различных ситуациях общения. Например: Разыграйте сценки, « Врач и больной, «Покупатель и продавец». Ты пришел в магазин и тебе необходимо что-то купить... «Продолжи разговор»

Другой вид работы: составление и отгадывание загадок. Требуется не механическое воспроизведение слова, а активное употребление его в ходе выполнения различных заданий. Закрепление осуществляется в интересных для детей ситуациях.

Существует несколько способов объяснения нового слова. Выбор способа объяснения слова зависит от типологии лексики, от возраста учащихся, от их самостоятельности. Очень важно применять средства наглядности, когда разбираются метафоры, сравнения и другие образные средства языка. Наглядные приемы используются и в старших классах, так как существует целая группа слов, которую школьники не могут понять без опоры на натуральные предметы или изобразительные средства: это слова, обозначающие устаревшие названия предметов, профессиональные термины, специфические явления и другие. Например, при чтении стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» показ рисунков с изображением «улана, драгуна, редута, кивера» обязателен, поскольку понимание этих слов без демонстрации будет неполным и неточным. Вместе с тем сложность лексики, употребляемой в старших классах, ее отвлеченность заставляют чаще прибегать к словесным приемам семантизации, в том числе и для объяснения образных средств языка. Так строчки из стихотворения А.С. Пушкина « Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года». Потребуют длинной цепочки рассуждений, для того чтобы вся метафора была воспринята учащимся как образ просыпающейся природы. Поэтому, прежде всего надо выяснить с детьми, каким словом можно заменить словосочетание утро года, спросить, ради проверки правильности восприятия, можно ли осень назвать утром года. Объяснение слов с помощью синонимов широко распространено на уроках, так как синонимия - наиболее экономный прием семантизации. Но надо помнить, что не каждый синоним точно обозначает суть нового явления. Так, заменяя словосочетание„выбился из сил, словом устал, мы не передаем полностью того состояния, которое имел в виду автор. Поэтому использование синонимов для объяснения лексем требует введение в работу со словом дополнительных приемов: составление предложений с тем и другим синонимом, установления разницы в оттенках их значений, употребления нового слова в ответах на вопросы, в пересказах.

Процесс объяснения слов должен проходить при максимальной активности самих учащихся. Вот почему важно каждый раз предлагать детям попытаться самостоятельно выяснить значение слова. При этом надо учить школьников, точному раскрытию семантики слов, а не довольствоваться объяснением типа трусость - это бояться. Не менее важно при проведении словарной работы учить детей самостоятельно находить в тексте непонятные для них слова.

В учебниках по традиционной методике очень правильно говорится, что на каждом уроке русского языка постоянно должен звучать вопрос почему? Но очень часто этим почему? Мы стараемся только объяснить какое-то правило, то или иное написание, но никак не смысл слова, не его лексическое значение и при этом не учим думать, от какого слова оно образовано и что обозначает. Вот одно из типичных написаний «ночевка». Спрашиваю ученика, от какого слова образовано существительное? От слова ночь. Так в чем же дело? Но почему ребенок не думает сам, а начинает размышлять только после наводящих вопросов? Мне кажется, что надо находить возможность не только на каждом уроке, но и во время самоподготовки разбирать по 2-3 таких слова, из числа наиболее употребительных, объяснять их, записывать, запоминать. А затем возвращаться к ним многократно «прокручивая» в памяти детей одно и то же. Здесь уже подключается и непроизвольная память. Другой вид работы

«Различай пары слов!» Мы берем для наблюдения пары слов, которые различаются только одной буквой. Таких пар можно набрать много. Например:

Посидеть – поседеть. Проживал – прожевал. Развивается - развевается Полоскать - поласкать Запивать - запевать

При работе с этими парами подбираются словосочетания, из которых явственно понятен смысл. Занятие это увлекательное и очень полезное. Например: разбирается пара послать - постлать.

Сначала дети предлагают только один вариант - послать. После разбора разницы между этими словами, ребята начинают смеяться над тем, что они послали ковер на пол. И крепко запоминают слово постлать - от слова стелить. Значит, ковер надо постлать на пол. Затем задание можно усложнить, возвращаясь к этим словам, но с другими приставками. Услать в магазин - и устлать гнездо пушком, выслать из страны - выстлать досками пол. Другой способ учить детей думать, наблюдать, формировать мысль. Это «распространение фразы». Детям дается короткая фраза, например: Цветок распустился. Надо эту фразу распространить: либо описать распустившийся цветок, либо рассказать о каких-то событиях, произошедших вокруг него, либо сочинить историю, с ним связанную, но так, чтобы она была достоверной, и в нее можно было поверить. Работа строится так: сначала дети «получают фразу», обдумывают ее, потом пишут и читают вслух, выносят плоды своего творчества на суд слушателей. Поначалу эта работа удается не многим, но постепенно ученики втягиваются в работу, придумывают, фантазируют, мобилизую весь свой словарный запас. Наиболее сложной стороной речи является связная речь.

Устная связная речь выступает как двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить (экспрессивная речь) и умение понимать речь других людей (импрессивная речь). Различают два вида экспрессивной формы речи: диалогическую и многологическую речь. Диалог - это подготовленный или неподготовленный разговор собеседника. Для него характерны простые, часто неполные предложения, своеобразный порядок слов.

Монолог - сложный вид речевой деятельности. Для того чтобы быть понятным слушателем, монологическое высказывание должно строится логично, развернуто, последовательно. Результатом речевой монологической деятельности является текст. Тексты, с которыми работают дети, могут быть различными по своим функционально - смысловым характеристикам. Различают: повествование, описание, рассуждение.

Повествование - это сообщение о событиях и явлениях эти тексты имеют сюжет, действующих лиц.

Описание, как правило, не имеет сюжеты и действующих лиц. В нем дается перечисление ряда признаков, присущих предмету, явлению, событию. Широко используются образные средства языка: метафоры, сравнение, эпитеты.

Рассуждение - наиболее «строгий тип» текста. В нем развивается и доказывается определенная мысль. Важно специально учить детей не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно задавать их. Постановка вопросов самими учениками - одна из форм выражения речевой активности. Поэтому важна организация диалога типа «ученик - ученик», (школьники спрашивают друг друга о непонятных словах, задают вопросы по прочитанному тексту). Ученик - учитель - ученики ставят учителю вопросы такого же характера. Последний вид диалога, с одной стороны, вызывает дополнительную активность учащихся, с другой предполагает восприятие детьми образцов ответа, которые дает учитель. Работа по развитию описательно - повествовательной речи ведется параллельно с развитием диалога. После разбора текста или картинки по вопросам (диалогическая речь) следует связный рассказ самих учащихся.

В школьной практике используются такие виды связных устных высказываний: развернутые ответы на вопросы; пересказ прочитанного; устное словесное рисование; короткий отзыв о прочитанной книге; составление рассказа по картинкам на основе имеющегося опыта, по спорным словам, по заданной теме, по заданному началу и концу, описание наблюдаемого объекта, явления. Усложнение работы по годам обучения происходит в плане увеличения объема материала. Школьники составляют рассказы и описание, сначала на основе наглядной ситуации воспринимаемой в момент речи, затем опираясь на предшествующий опыт, в дальнейшем - на основе прочитанного выполняют работы, требующие более творческого подхода к их написанию: рассказ по заданному началу, по опорным словам, на заданную тему, пересказ и изменением лица рассказчика, краткий пересказ, свободный рассказ по теме. Усвоение знаний о предметах и явлениях окружающего лица осуществляется на основе демонстрации предметов, тщательного изучения их признаков, наблюдения за предметами и явлениями в естественных условиях на экскурсиях, во время различных практических работ. Большое значение в познании окружающего мира имеет слова учителя, воспитателя, которое направляет наблюдения детей, помогает осмыслить полученные впечатления, систематизировать их, установить причинно - следственные связи. Чаще всего в качестве словесных методов обучения используется беседа. К ее подготовке и проведению предъявляется ряд требований.

Беседа должна быть отработана по содержанию и структуре. Необходимо продумать, как начать беседу, что будет составлять ее основную часть и какова будет концовка. Это необходимо, чтобы сохранить внимание детей в течение всего времени. Воспитателю следует заранее планировать речевой материал. Не менее важно предусмотреть чередование трудных и легких вопросов, можно было вовлечь в работу не только более подготовленных, но и слабых по успеваемости школьников. Кроме вопросов и заданий, ориентированных на простое воспроизведение увиденного или услышанного в беседу должны быть включены задания творческого характера.

Работа с антонимами и синонимами. Подбор однокоренных слов. Работа с загадками.

Работа над предложением выступает как самостоятельная основа связной речи.

Предложение - основа связной речи, поэтому умение правильно выражать свою мысль в предложении является одним из условий успешного обучения детей письму изложений и сочинений.

Нарушение монологической речи проявляется более редко. Здесь отмечаются: искажение логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы. Ведущие к образованию побочных ассоциаций, быстрая истощаемость лексического и грамматического строя, наличие черт, присущих ситуативной речи (неоправданно большое количество местоимений, перескакивание с одного события на другое). Содержание уроков определяет выбор методов обучения. Основными являются наглядные и практические методы, благодаря которым дети всесторонние знакомятся с материалом: рассматривают, наблюдают, ощупывают, рисуют, выполняют опыты. Однако самой по себе наглядной и практической деятельности с изучаемым материалом недостаточно для того, чтобы они усвоили и переработали определенную информацию. Используются также словесные методы с целью направить внимание учащихся на рассматривание объектов, их сравнение, побудить к высказываниям. При этом постоянно контролируется соответствие речи и деятельности. Основой для речевой практики на уроках чтения становятся тексты произведений, проанализированные с учащимися, подкрепленные сопоставлением с их собственным опытом, рассматриванием картин, просмотром видео фильмов. Организация занятий по развитию связной речи должна отвечать ряду требований. Сознание соответствуют условий для возникновения у учащихся потребности говорить. Важный фактор повышение мотивации - заинтересованность детей в изучаемом материале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся

статья на тему "Проектно-исследовательская деятельность как условие развития познавательной деятельности учащихся...

Особенности развития познавательного интереса у младших школьников.

Формирование познавательной деятельности младших школьников, возможно, если в образовательном процессе будут созданы условия для актуализации познавательных особенностей учащихся в учебной и внеучебно...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной работе подробно рассматриваются теоретические аспекты познавательных возможностей учащихся с задержкой психического развития,  характеристика опытно-эксперементальной работы по развитию ...

Особенности методики развития качества силы хоккеистов младшего, среднего и старшего школьного возраста

Высокий уровень физической подготовки спортсмена — основа для роста мастерства. Во многих видах спорта (в том числе и в хоккее) особого внимания требует развитие силовых способностей занимающихся.Повы...

Роль загадок в формировании словесно-логического мышления детей младшего, среднего и старшего возраста с диагнозом ОНР.

Статья нацелена на формирование словесно-логического мышления в процессе использования загадок на логопедических занятиях.Содерание:1. История создания загадок.2. Предварительная работа над загадками....

Особенности развития познавательного интереса у младших школьников в исследовательской деятельности на математическом материале

Математические интересы проявляются и в различных подходах к решению задач, и в легком, свободном переходе от одной умственной операции к другой....