Статья "Развитие читательского интереса у детей младшего среднего возраста с ОВЗ"
статья по чтению (3 класс)
Статья "Развитие читательского интереса у детей младшего среднего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 14.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Невозможно переоценить ту огромную роль, которую играет книга в духовном развитии человека. Именно из книг чаще всего черпаются знания о культурных традициях, а также нравственные ориентиры, помогающие разобраться в вопросах добра и зла современного мира. Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно на этом этапе важно привлечь ребенка к чтению.
Как учебный предмет именно литература обладает возможностью решать целый комплекс задач: формировать мировоззрение, нравственность, развивать эстетические чувства, образное мышление, речь. Несмотря на то, что значение этого предмета в общей системе школьного образования никогда никем не оспаривалось, приходится признать, что интерес к этому предмету со стороны учащихся снизился.
В настоящее время общепризнанным является факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимают меры с целью противодействовать этому явлению. В странах, где чтению уделяется должное внимание, приобщение к нему становится не только педагогическим, но и социальным, экономическим и политическим делом.
Читательские интересы во многом определяют личность человека, поэтому процесс формирования их у школьников мы рассматриваем не только как педагогическую, психологическую, методическую, но и как социальную проблему.
Проблемой подросткового чтения занимались очень многие исследователи, известные педагоги, психологи и методисты такие, как Светловская Н. Н., Кудина Н. Н., Новлянская З. Н., Рамзаева Т. Г., Львов О. В., Воюшина М. П., Маранцман В. Г., Горецкий В. Г. и Климанова Л. Ф., Галактионова Т.Г., Тихомирова И.И., Грехнева Г. М. и Корепова К. Е., Джежелей О. В., Кубасова О. В., Оморокова М. Й. и Ефросинина Л. А., Романовская З. И., Свиридова В. Ю. и Чуракова Н. А., Стрельцова Л. И. и Тамарченко Н. Д., Троицкая Т. С., Бунеев Р. Н. и Бунеева Е. В. и многие другие.
Следует отметить, что во всех работах прослеживается следующая мысль: в начале нового века ситуация вхождения ребенка в книжную культуру радикально изменилась. Сегодня на процесс социализации всё большее влияние оказывают "некнижные" средства массовой информации. Количество каналов получения информации продолжает расти, при этом наряду с традиционными - книгой и периодическими изданиями, всё большее место в жизни школьника играют аудиовизуальные ("электронные") СМИ. В результате отмечается падение статуса чтения и его престиж; изменения в восприятии печатного текста и информации (оно становится более поверхностным и фрагментарным).
Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно интеллектуальным, личностно значимым и неизменно возглавляло перечень любимых занятий образованных людей.
Доказано, что читающий человек – культурный, социально защищенный, культурная личность - залог устойчивости социума, членом которого он является.
Известно, что литература – это предмет искусства слова, это форма познания действительности посредством художественного литературного образа, осуществляющий и духовно-нравственное развитие личности. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
Сегодня вопрос о формировании читательского интереса стоит особенно актуально. Актуальность обусловлена тем, что чтение играет важную роль в формировании личности и нравственном её воспитании, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека.
Детство человека непрерывно связано со сказками. Известно, что русские народные сказки - это важнейшее средство духовно-нравственного воспитания. Сказки - это первые произведения литературы, с которыми знакомятся дети. Особенно актуально нравственное воспитание детей с помощью сказок в современном обществе, когда многие ценности утрачивают свое предназначение. Сказки для детей важны тем, что учат делать выбор между хорошим и плохим, применяя нравственный опыт из сказок в жизни. Воспитываются такие черты характера как терпение, патриотизм, любовь к ближнему, милосердие и др.
Таким образом, развивать интерес к чтению как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и навыки, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияниевнеклассной работы по математике на повышение качества знаний и познавательного интереса учащихся детей младшего школьного возраста
Влияние внеклассной работы по математике на повышение качества знаний и познавательного интереса учащихся детей младшего школьного возрастаВ работе была выдвинута гипотеза: регулярное пров...
Формирование читательского интереса у детей младшего школьного возраста.
Задачи:1.Выявление причин снижения интереса к чтению.2.Обобщить методы и приёмы классной и внеклассной работы по формированию читательского интереса у младших школьников.3.Определить роль семьи в форм...
Статья: "Особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста".
Особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста ....
Cтатья на тему: " Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи"
В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация: В статье описаны особенности развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, представлены особенности восприятия, мышления, памяти, воображен...
Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...
Практические упражнения по развитию читательской грамотности у детей младшего школьного возраста с дислексией
В презентации показаны практические упражнения для детей с 1-4 класс, имеющих трудности с чтением. Показаны упражнения разной сложности, помогающие преодолеть трудности...