Логопедическое занятие Дифференциация звуков П-Б
план-конспект занятия по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Тихонова  Надежда Геннадьевна

 В занятии описывается система коррекционно-логопедической работы, позволяющая сформировать у школьников устойчивые навыки дифференциации оппозиционных звуков П-Б. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_zvukov_p-b.doc59.5 КБ
Файл differentsiatsiya_b-p_.pptx2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация  звуков «Б - П».

Цель: развивать слуховую дифференциацию звуков П- Б.

Задачи:

-учить детей различать буквы  Б – П  и звуки, которые они обозначают в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;

-развивать фонематический слух, анализ и синтез;

-упражнять в согласовании имени существительного с именем прилагательным;

-развивать зрительную  и слуховую память, внимание, логическое мышление.

Оборудование : интерактивная доска, компьютер, презентация «Буквы Б-П», карточки  для составления словосочетаний (согласование существительного с прилагательным), цветные карандаши, ручки, интерактивный тест.

  1. Адаптационный этап.

Дети стоят в кругу.

Логопед:

- Ребята! Давайте вспомним наш девиз на логопедических занятиях:

Кто хочет разговаривать тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно!

Желаем успеха везде и во всем! Удачи всем вам!

  1. Артикуляционная гимнастика ( для коррекции дизартрии).

Жили были дедушка и бабушка.
К НИМ ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).
С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд). БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)
И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).И УШЛА.

Вот и закончился день, пора спать.
Завтра опять будем гулять.

  1. Упражнения для развития дыхания «Снежок».

Введение в тему: Ребята мне пришло на почту письмо, почта у нас необычная – электронная. Давайте прочитаем ее. Вам нужно выбрать все буквы записанные парами и посмотреть, что останется.

(Выбирают буквы, остаются буквы Б и П).(Слайд1)

Постановка проблемы.

Сформулируйте тему нашего занятия.(Слайд 2)

III. Основной этап.

1. Характеристика звуков.

     - Дайте характеристику звукам. Выбирайте нужные карточки и расскажите мне о звуках.([Б]- согласный, звонкий, может быть мягким или твердым, на письме обозначается буквой Б,  [П] - согласный, глухой, может быть мягким или твердым, на письме обозначается буквой П).(Слайд3)

     - Сегодня мы поговорим о буквах Б  - П и звуках, которые их обозначают.

2. Уточнение артикуляции:

- Произносим звук  б  (таблица)

Губы : смыкаются и размыкаются

Язык: не работает

Струя воздуха: короткая

Голосовые связки работают

- Произносим звук  п  (таблица)

Губы : смыкаются, ворота закрыты, с тихим пыхом размыкаются

Язык:  не работает

Струя воздуха: короткая

Голосовые связки отдыхают

3. Звукобуквенный анализ слов.

Игра «Найди место для звука» (Слайд 4)

4. Знакомство с буквами.

Как мы обозначаем звуки на письме? (При помощи букв)

Какими буквами обозначаются звуки П-Б ?(Буквами Б-П)

5. Работа по карточкам (корректурная проба).

Все буквы П – подчеркни одной чертой, а буквы Б – двумя чертами.

П н р б Б п м в т с П б Б а ы ш е В

Н м б в ф у Б р п п ю д н П Б в а

С ч П б ы ф ц й ж п ю Б ч с м а т

Б в а к е н г п б ы п б д ф й ц ч с

6. Пальчиковая гимнастика.

«Котенок- малыш».

Кусается больно котенок малыш.

Он думает – это не палец, а мышь!

Ноя же играю с тобою глупыш!

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

7. Зрительная гимнастика.

«Снежинка». 

8. Работа в тетрадях.

-Графический диктант.

Ответь на вопрос одним словом.

Кого ловят рыболовы? (Рыбу – 3 –Б)

Какой день начинает рабочую неделю. (Понедельник – 1 – П)

О каком овоще говорят «сто одежек и все без застежек»? (Капуста 3-п)

Назови одним словом: диван, шкаф, стул, стол. (Мебель 3 –б).

 3. Работа со словами – паронимами (Слайд 6)

 Игра «Поймай снежинку».

Быстро прочитай слово.

Замени букву на парную и запиши получившееся слово.

Физминутка.

  1. Творческий этап.

  1. Работа на уровне словосочетания. (Слайд 7)

Те_лая                                не_о          

 Голу_ое                             ре_ята

 Раз_итая                            _огода

Глу_окие                            _таха

_егущие                             _осуда

 _ойкая                               сугро_ы

  1. Работа на уровне предложения и текста.

-  Работа на интерактивной доске.

-Игра «Исправь ошибки»(Слайд 8)

В дубле  живёт белка.

На перёзе распустились бочки.

Вода  пежыт в прохладной речке.  

Лечит  от полезней врач.

Хлеп  печёт  умелый пекарь.

-Самостоятельная работа в тетрадях с взаимопроверкой.

Прочтите предложение, вставьте пропущенные буквы.

      В _арке  растут  _ольшие ли_ ы  и  _ерезы. На их ветках мирно _оют _тицы. _елка сидит на сосне. _еседка стояла на _ерегу реки. _а_ушка развесила сушиться _елье и  ис_екла _ирожки. 

Итог занятия.

Пароль на выход Ребята мы прекрасно потрудились. А сейчас вы придумываете вопрос для своего товарища. Этот вопрос должен быть на нашу тему. И если вы отвечаете на него, то вы можете быть свободными.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Клуб юных исследователей

Слайд 2

Й Ц У К Е Н Й Б П У Ц К Е Н Ш Ш Р О О Р З З

Слайд 3

Дифференциация Б-П

Слайд 4

Звонкий  Парный Охарактеризуй звук: Согласный мягкий Согласный Твердый Мягкий Сонорный Глухой  [Б] [П] Согласный Звонкий  Гласный Мягкий Твердый Парный Непарный Непарный

Слайд 5

Артикуляция звуков Звук [Б] Звук [П] Губы : смыкаются и размыкаются Язык: не работает Струя воздуха: короткая Голосовые связки работают Губы : смыкаются, ворота закрыты, с тихим пыхом размыкаются Язык: не работает Струя воздуха: короткая Голосовые связки отдыхают

Слайд 6

п б б б п б б б п п п

Слайд 7

бочка палка бил пар баба бил

Слайд 8

бил пар бочка папа палка быль

Слайд 9

Составь словосочетания, вставляя нужную букву: Те _ лая не_о Голу_ое _огода Раз_ итая сугро_ы Глу_ окие _осуда п п б б б б б п

Слайд 11

В дубле живёт белка. На перёзе распустились бочки. Вода пежыт в прохладной речке. Лечит от полезней врач. Хлеп печёт умелый пекарь.

Слайд 12

Прочтите предложение, вставьте пропущенные буквы. В _арке растут _ольшие _ерёзы . На их ветках мирно _оют _тицы . _елка сидит на сосне. _ еседка стояла на _ерегу реки. _а_ушка развесила сушиться _елье и ис_екла _ирожки .

Слайд 13

http://www.proshkolu.ru/user/Arefjeva/blog/147909/ slezy /48611?page=313&destination=node%2F48611 бубен http://strana-detctva.narod.ru/barto.htm барабан http://ru.coolclips.com/media/?D=vc011302 пенал http://blogs.mail.ru/mail/sitoramaster/5DACBF6D76E2302F.html петух http://vglib.ru/modules/myalbum/photo.php?lid=346 попугай http://ruprom-image.s3.amazonaws.com/988639_w640_h640_003b.jpg подушка http://www.proshkolu.ru/user/Arefjeva/blog/147909/ бегемот http://www.clipart.net.ua/showimg.php?id=8914 булка http://blog.vents.ua/news/nazvany-pobediteli-konkursa-svezhij-vozdux-novyx-idej.html победа http://www.liveinternet.ru/users/4187778/post189589882/ снежинка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков С-Ц"

Конспект фронтального логопедического занятия на дифференциацию звуков С-Ц...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [ч] - [ щ].

Тема логопедического занятия: «Дифференциация  звуков[Ч] -  [Щ]».. В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционны...

логопедическое занятие "дифференциация звуков з-ж" в 4 классе(VIIIвида)

Подгрупповое занятие для учащихся с ОВЗ,с использованием логопедической программы "Игры для тигры"....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ .Дифференциация звуков Б-П

Тема: Дифференциация звуков Б-П.5 б класс 05.12.2013(учитель-логопед: Н.В. Некрасова, МС(к)ОУVIII вида) Задачи:Образовательные: развивать слуховую дифференциацию звуков Б и П;развивать умение соо...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’"

Тема: Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’(учитель-логопед: Н.В. Некрасова, МС(к)ОУVIII вида) Задачи:Образовательные:учить различать звуки [Г] - [К];выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, сло...