Перспективный план по развитию мелкой моторики
методическая разработка по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Перспективный план по развитию мелкой моторики
Перспективный план по развитию мелкой моторики
Октябрь | |
Тема недели | |
«История волшебного колоска» | "Хлеб" Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки) А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят») Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца) Сдобные ватрушки, Булочки и калачи – Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх) Очень вкусно! (Гладят живот) |
«Краски осени. Лес, точно терем расписной…»» | "Осенние листья" Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики на обеих руках, начиная с больших.) Будем листья собирать. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.) Листья березы, (Вновь загибают пальчики, начиная с больших.) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, (Приседают, «шагают» по Маме осенний букет отнесем. ковру средним и указательным пальцами обеих рук.) |
«Перелётные птицы» | "Скворечник" Мы построили скворечню (Попеременно постукивать кулачками друг о друга и по столу. Свести руки над головой.) Для веселого скворца. Мы повесили скворечник Возле самого крыльца. (Попеременно постукивать кулак о кулак и ладонь о ладонь. Соединять каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза.) Все семейство вчетвером Проживает в доме том: Мать, отец и скворушки – Черненькие перышки. |
«Анимация» | "Ходилочка" Упражнение с маленькими пластмассовыми крышками. Вот коленки все в зелёнке (Ритмично «шагают» У сестрёнки у Алёнки. пальчиками обеих рук вперёд.) Чтоб не падать, не реветь, (Ритмично «шагают» Надо под ноги смотреть. пальчиками обеих рук назад.) |
Перспективный план по развитию мелкой моторики
Ноябрь | |
Тема недели | |
«Россия, родина моя» | "Россия – наша Родида" Город чудный, город древний, (хлопок, кулачок) Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы… На твоих церквах старинных Вырастали дерева. (поочерёдно загибать пальчики) Глаз не схватит улиц длинных… Это матушка – Москва. (сгибать, разгибать пальчики) |
«Безопасные дороги детства» | "Транспорт" Две ладошки прижму (Ладони лодочкой волно- И по морю поплыву. образные движения рук) Две ладошки – друзья – Это лодочка моя. Паруса подниму, (Поднять выпрямленные Синим морем поплыву. ладони вверх.) А по бурным волнам (Имитация движений волн и Плывут рыбки тут и там. рыбок.) |
*Автобус, троллейбус, машина, трамвай – О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим) | |
«Мой дом, моя семья» | "Семья" Как у нас семья (топают в ладоши и ударяют кулачок об Большая Да веселая кулачок попеременно) Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы) |
«Женские профессии» | " МАМА" Кто пришел ко мне с утра? Мамочка! Сжимать и разжимать кисти рук Кто сказал: «Вставать пора?» - Мамочка! Хлопки Кашу кто успел сварить? Загибать пальцы по одному Чаю в чашку кто налил? Кто косички мне заплел? Дома все убрал, подмел? Кто ребячий любит смех? Сжимать и разжимать кисти рук Кто на свете лучше всех? Хлопки Мамочка! Поднять руки вверх |
Перспективный план по развитию мелкой моторики
Декабрь | |
Тема недели | |
«Одежда. Обувь» | “ВАРЕЖКА” Маша варежку надела («одеть» варежку) Ой, куда я пальчик дела? («взяться за голову») Нету пальчика, пропал, (крутить большой пальчик левой руки правой рукой) В свой домишко не попал («домик» надо головой) Маша варежку сняла («снять» варежку) Поглядите-ка, нашла! («фонарики») Ищешь, ищешь и найдешь, (шагать пальчиками правой руки по пальчикам левой) Здравствуй, пальчик, как живешь? (крутить большой палец) |
«Зимующие птицы» | Сколько птиц в кормушке нашей (Сжимать и разжимать кулачки) Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибать пальцы) Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых перышках. (Сжимать и разжимать кулачки) Всем хватило зернышек. |
«Дикие животные Сибири» | Дружат добрые зверята Дружат добрые зверята (соединяем одинаковые пальчики рук). Дружат малые зайчата (ритмичное касание мизинцев обеих рук). Дружат в озере бобры, (ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук). Дружат в небе комары, (ритмичное касание средних пальцев обеих рук). Дружат милые ежата, (ритмичное касание указательных пальцев обеих рук). Дружат даже медвежата (ритмичное касание больших пальцев обеих рук). Вот как разыгрались, По лесу разбежались! (руки опустить, потрясти кистями) |
«Хвойные деревья. Встреча Нового года» | Хвойные деревья В иголках-хвоинках Дети поднимают вверх переплетенные пальцы Сосна, пихта, елка правой и левой рук, изображая ветку И кедр могучий, хвойного дерева. Он тоже в иголках. Загибают или разгибают по очереди У лиственницы – иглы-хвоинки пальцы на руке. Хотя они нежные, Словно травинки. У этих деревьев хвоинки растут Поэтому хвойными все их зовут. |
Перспективный план по развитию мелкой моторики
Январь | |
Тема недели | |
«Посуда» | “ПОСУДА” Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга) Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. (загибают пальчики по одному, начиная с большого) Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой по кругу) Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, (загибают пальчики по одному, начиная с большого) Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга) |
«Зимние забавы» | «Зимние забавы» Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук) |
«Я и моё тело» | «ПРОГУЛКА» Вот так руки протяните И движенья повторите. Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальцы поочередно в кулак) Вышел пальчик погулять. (Указательным пальцем правой руки выполнить круговые движения в центре левой ладони) Только вышел из ворот – Гладь, другой к нему идет. (К указательному присоединить средний палец) Вместе весело идти, Ну – ка, третий выходи. (Присоединить безымянный палец) Вместе встанем в хоровод – Вот. (Хлопок. Затем сменить руку) |
Перспективный план по развитию мелкой моторики
Февраль | |
Тема недели | |
«Домашние животные» | «Перчатка» Весёлая мышка Перчатку нашла, (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх). Гнездо в ней устроив, (Складываем ладоши "ковшом"). Мышат позвала. (Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест). Им корочку хлеба Дала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков). Погладила (отшлёпала) Всех (Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). И отправила спать. (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим). |
«Мужские профессии» | “СТРОИТЕЛИ” Мы строители, мы строим, (Ребенок стучит кулачком о кулачок) Много мы домов построим, (Загибает по очереди пальцы на обеих руках) Много крыш и потолков, Много окон, стен, полов, Много комнат и дверей, Лифтов, лестниц, этажей. Будет у жильцов веселье (Произносит слова веселым голосом.) В новом доме новоселье! (Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх) |
«Защитники страны мы Родине верны» | Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы) Всех сыновей, всех кто готов, (хлопают в ладоши) Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу) Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы) |
«Животные холодных стран» | «Белые медведи». Белые медведи мороза не боятся, (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.) Нравится им в море ледяном купаться. (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять. Не страшны им в Арктике (Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого) Клыкастые моржи, На рыбу и тюленей охотятся они. (Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.) |
Перспективный план по развитию мелкой моторики
Март | |
Тема недели | |
«Мама лишь одна бывает» | «Наши мамы». Много мам на белом свете, (Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.) Всех их очень любят дети! Журналист и инженер, (Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.) Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – Мамы разные нужны, (Сжимают обе ладошки в «замочек») Мамы разные важны! (Разводят руки, поднимают ладошками вверх) |
«Встреча весны» | «Весна пришла». Снова солнце в небе улыбается, (Соединять пальцы правой руки с Снег растаял, ручейки звенят. большим. Соединять пальцы левой руки с большим) (Ладони вверх, пальцы сложены И подснежник первый распускается, лодочкой, запястья рук прижаты друг к другу; разъединять пальцы, постепенно отводя их друг от друга. Ладони повернуты к себе, большие С юга птицы с песнями летят. пальцы переплетены, остальными пальцами совершать колебательные движения – «птичка».) |
«Домашние птицы» | «Домашние птицы». Во дворе стоит забор, Руки на столе: правая – ладонью вниз, левая За забором птичий двор. сжата в кулак; поочередно меняем положение рук. Тут галдеж и суета Ударяем правой рукой, сжатой в кулак, в Начинается с утра: ладошку левой руки, затем меняем положение Кукарекают, гогочут, Последовательно соединять Громко крякают, пальцы обеих рук с большими. болбочут Гуси, утки, индюки, Соединять одноименные Курицы и петухи. пальцы рук, начиная с больших |
«Театральная неделя» | «Игрушки». На большом диване в ряд Попеременно хлопают Куклы Танины сидят: в ладоши и стучат кулаками. Два медведя, Буратино, И веселый Чипполино, Загибают поочередно все пальцы. И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно все пальцы. Помогаем нашей Тане Попеременно хлопают Мы игрушки сосчитать. в ладоши и стучат кулаками |
Перспективный план по развитию мелкой моторики
Апрель | |
Тема недели | |
«Книга – источник знаний» | «Карандаш». Всё нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш») Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу) Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы) Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу) |
«Космос» | «Космос» Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках. В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх. Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими, Что он видит впереди? образуя «бинокль». Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук Большую желтую луну. |
«Пробуждение природы и насекомых» | «Божьи коровки». Божья коровка - (дети машут руками) Черная головка. (за голову хватаются) Улети на небо, (руки поднимают высоко) Принеси нам хлеба. (руки вперед) Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую) Только не горелого. (пальчиком грозят) |
«Земля – наш общий дом. Труд людей весной» | «Помощники» Раз, два, три, четыре, Удары кулачками др. о друга. Мы по суду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку Одна ладонь скользит по другой. И большую поварешку. Загибают пальчики, начиная с. Мы посуду перемыли: большого. Только чашку мы разбили, Одна ладонь скользит по другой Ковшик тоже развалился, Загибают пальчики, начиная с Нос у чайника отбился. большого. Ложку мы чуть-чуть сломали, Удары кулачками др. о друг Так мы маме помогали. |
«Животные жарких стран» | “ЖИРАФ” Он высокий и пятнистый, (Поднять руки и голову вверх, встать на цыпочки) С длинной, длинной шеей. (Правой рукой изобразить жирафа: поднять руку, согнуть в локте вверх, большой, указательный и средний палец собрать в щепоть, а безымянный и мизинец поднять вверх – это рожки жирафа) А питается он листьями, (Не убирая «жирафа», левой рукой показать «дерево») Листьями с деревьев. («Жираф» срывает воображаемые листья) |
Перспективный план по развитию мелкой моторики
Май | |
Тема недели | |
«День Победы» | Пальцы эти – все бойцы. Растопырить пальцы на обеих руках, Удалые молодцы потом сжать их в кулак Два больших и крепких малых. Приподнять два больших пальца, И солдат в боях бывалых. другие крепко прижать к столу. Два гвардейца – храбреца! Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу. Два сметливых молодца! Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу. Два героя безымянных, Приподнять безымянные пальцы, другие Но в работе очень рьяных! Крепко прижать к столу. Два мизинца – коротышки – Приподнять мизинцы. Очень славные мальчишки! Хлопнуть ладонями по столу |
«Вода – источник жизни. Рыбы.» | «Какие бывают рыбы?» Мы в подводном мире, друг Вып. движения руками, как будто плывут «брасом», одновременно сжимая и разжимая ладошки обеих рук. Рыбы плавают вокруг Делают поочерёдные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой Рыба-меч, рыба-пила Поочерёдно соединяют пальцы обеих рук с большим, начиная с мизинца Рыба-удильщик и рыба-игла |
«Азбука безопасности» | Стучат колеса тук –тук – тук ( Подушечки правой и левой руки И под веселый этот стук прижать к столу. Мы едем к бабушке своей Попеременно постукивать ими , Везем подарочки мы ей как игра на пианино). Бабуля выйдет на порог И вкусный вынесет пирог. |
«Игра, ребенок, движение» | «Мои вещи». Вот это - мой зонтик, Поднимаем правую руку над головой, Я в дождь хожу с ним. сгибаем её (зонтик). Пусть дождь барабанит «Барабаним» пальцами левой руки по -Останусь сухим правой (зонтику) А вот моя книжка, Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты Могу почитать, Раскрываем ладони «книжечкой» Могу вам картиночки В ней показать. Руки вытягиваем, ладони открыты Вот это - мой мяч, Очень ловкий, смешной. Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки Его я бросаю «Мячик прыгает» над головой, ударяясь Над головой. о ладонь другой руки (или о ладонь партнёра по игре) А вот мой котёнок, Я глажу его, Мурлычет он так Для меня одного. Поочерёдно гладим одну руку другой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по развитию мелкой моторики.
План работы по развитию мелкой моторики....
План коррекционно-индивидуальной работы по развитию мелкой моторики рук у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Методическая разработка по развитию мелкой моторикирук....
Перспективный план по развитию мелкой моторики. Координация речи и движения
Координация речи и движения...
Перспективный план по развитию мелкой моторики. Массаж и самомассаж
Массаж и самомассаж...
Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через различные виды деятельности». 2016-2017 г.
Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует постоянной работы над собой. Ведь дети все разные, каждое поколение ставит новые воспитательные и образовательные задачи перед нами. Поэтому и моло...
План-конспект занятия в ГПД «Развитие мелкой моторики у учеников 1 класса».
Необходимо нарисовать в пустых клетках справа точно такие же предметы, как в левой части. Срисовывая картинки, ребенок развивает моторику рук, учится чувствовать пропорции. Раскрашивание получившихся ...