Коррекционно-развивающая программа обучающегося с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы
рабочая программа по логопедии (1 класс)
Разработала: учитель- логопед Чичваркина Л.Э.
г. Гагарин, 2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 34.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа
обучающегося с нарушением слуха
в условиях общеобразовательной школы
Разработала: учитель- логопед
Чичваркина Л.Э.
г. Гагарин, 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Формирование и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья — это процесс, в котором логопедическое воздействие должно сочетаться со специальным образованием, включающим коррекцию психофизического и личностного развития.
Программа индивидуального логопедического сопровождения, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, является частью адаптированной образовательной программы для ребенка с нарушением слуха. направлена на реализацию логопедической помощи слабослышащему ребенку, имеющему речевые нарушения, его социальную адаптацию и гармонизацию личности в целом.
Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для ученицы 1 класса с двухсторонней нейросенсорной тугоухостью III степени Анастасии Д.
Особенность программы – не строгое ограничение времени реализации. Программа рассчитана приблизительно на 1 год обучения. Тематический план имеет примерное содержание и меняется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Основной формой работы являются индивидуальные занятия.
Занятия проводятся в течение учебного года 1-2 раза в неделю, длительностью 20 минут.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. N 1241, от 22 сентября 2011 г. N 2357
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (1 Часть 5 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Приложения к программе: Рекомендации, позволяющие организовать деятельность учителя по прогнозированию и преодолению трудностей ребенка с нарушенным слухом на уроке.
Цель программы – устранение нарушений устной речи; профилактика нарушений письменной речи; социальная адаптация и интеграция в общество.
Задачи программы:
- развитие просодической стороны речи;
- развитие мелкой моторики;
- развитие зрительно гнозиса;
- развитие слухового восприятия;
- дифференциация звуков речи;
- развитие фонематического анализа и синтеза;
- развитие фонематических представлений;
- увеличение пассивного и активного словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- коррекция процессов чтения и письма;
- развитие связной речи;
- развитие психических процессов.
- создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка;
- совершенствование коммуникативных навыков с помощью кохлеарного импланта;
- расширение кругозора и осведомленности;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающейся с нарушением слуха.
Принципы коррекционной работы
Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Методы и приемы, используемые при организации коррекционно- развивающей работы:
- Комплекс наглядных методов обучения и воспитания.
Наглядные методы предполагают использование пособий (плакатов, таблиц, схем, картин и т.д.), демонстрацию приборов, опытов, кинофильмов, компьютерных презентаций и т.д., обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации.
- Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха
Практические методы обучения (метод упражнений, практические работы, игра и др.) используются в процессе обучения для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций.
- Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей.
Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушениями слуха и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами. Этот метод направлен на расширение и пополнение словарного запаса детей с нарушениями слуха, раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных.
Специфика логопедической работы:
- Работа над речевой системой в целом,
- Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный),
- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи),
- Длительное закрепление направленных речевых навыков,
- Частый повтор упражнений с элементами новизны,
- Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость),
- Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение),
- Конкретность и доступность заданий,
- Умеренный темп работы,
- Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).
Организация обучения.
Программа логопедических занятий включает в себя три этапа коррекции речи:
1 этап – коррекция звуковой стороны речи,
2 этап – коррекция лексико-грамматической стороны речи,
3 этап – коррекция связной речи,
Индивидуальные логопедические занятия проводятся 1раз в неделю по 20 минут.
Ожидаемые результаты:
В итоге логопедической работы Настя Д. должна научиться:
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- четко дифференцировать все звуки речи;
- выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;
- владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке;
- владеть навыками словообразования и словоизменения;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать четко; простые и сложные предлоги - употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
- в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок.
Выписка из решения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
ФИО Настя Д.
Дата рождения 5. 7. 2009 г.р.
Адрес г. Шуя ул. Московская д.21
Заключение двухсторонняя нейросенсорная тугоухость III ст.
Рекомендации: Обучение по программе общеобразовательного учреждения, занятия с учителем-логопедом, коррекция познавательной сферы педагогом- психологом и педагогом.
Психолого-педагогическая характеристика Насти Д.
Медицинское обследование и его анализ
Анамнез. Ребенок родился от первой беременности. Беременность и роды протекали в норме. Ранее психомоторное развитие происходило в срок, в соответствии с возрастной нормой, без особенностей. В девять месяцев девочка переболела менингитом и потеряла слух. В 5 лет Насте была проведена в Москве операция кохлеарной имплантации (КИ).
Сурдопедагогическое обследование и его анализ: двухсторонняя нейросенсорная тугоухость приобретенная. Речевое окружение – семья слышащих.. Слуховое внимание неустойчивое, рассеянное. Восприятие устной речи слухо-зрительно.
Заключение ПМПК: двухсторонняя нейросенсорная тугоухость 3-й степени.
Логопедическое обследование и его анализ: Строение артикуляционного аппарата в норме. Дыхание и голос не имеют отклонений от нормы. В речи соблюдаются словесные ударения. Речь слитная, не скандированная. Однако, невыразительна, монотонна, логическое ударение почти отсутствует, деление речи паузами на синтагмы не всегда соответствует смыслу, темп речи соответствует нормальному; в речи не соблюдаются орфоэпические правила. В звукопроизношении - приближённое звучание, словарь недостаточен для возраста (даже пассивный), ограниченное понимание речи, грамматический строй речи не сформирован, собственная речь представлена отдельными словами и в некоторых ситуациях простейшей фразой. Снижен фонематический слух, процессы звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. В процессах словообразования и словоизменения допускает ошибки. Девочка испытывает незначительные затруднения в определении правильной последовательности серии картинок и составлении рассказа по ним. Чтение у Насти буквенно-слоговое, монотонное, эмоционально неокрашенное. Счетными операциями владеет, однако, плохо усваивает состав числа. Решает простые арифметические задачи.
Психолого-педагогическое обследование и его анализ:
Общая оценка ребенка. Настя не справляется с основными предметами, проявляет интерес к занятиям, но быстро утомляется. Учебные навыки сформированы частично. Работоспособность низкая.
Особенности развития психических функций.
Внимание. Внимание рассеянное. Сформировано распределение, но долго переключается с одного вида деятельности на другой и недостаточная концентрация.
Восприятие. Восприятие целостное, дифференцированное, константное. Сформировано восприятие величины, формы, цветов и их оттенков. Недостаточно сформированы временные представления.
Память. Преобладает кратковременная память, скорость запоминания низкая, объем зрительной памяти составляет 3-4 единицы, что не соответствует возрастной норме.
Мышление. Наглядно-действенное, аналитико-синтетическая деятельность не сформирована, находит сходства и различия, но не группирует. Это говорит о несформированности операционной стороны мышления, а именно: операций анализа, синтеза, обобщения.
Воображение. Воссоздающее.
Эмоционально-личностные особенности.
В контакт с окружающими вступает легко. На замечания реагирует адекватно. На уроках требует к себе особого внимания со стороны учителя и дополнительного объяснения задания. Сформированы навыки личной гигиены, аккуратного обращения с вещами.
Моторное развитие. Может контролировать движения тела, мелкая моторика рук и пальцев хорошо развита.
Социальное окружение: Девочка воспитывается в полной семье. Отношения между членами семьи доверительные, доброжелательные. В случае затруднения обращается к любому члену семьи. Ребёнок ведёт активный образ жизни. Любимые школьные предметы – рисование.
Особые образовательные потребности:
-потребность в обучении слухо- зрительному восприятию устной речи;
-потребность в формировании и развитии собственной внятной речи в её коммуникативной функции, а также как средства обучения и познания;
-формирование навыков использования слухового восприятия в различных жизненных и коммуникативных ситуациях;
-потребность в развитии словесно-логического мышления и памяти.
Специальные условия необходимые для коррекционной работы:
- в комфортных акустических и позиционных условиях, когда слуховая тренировка проходит в тишине, а педагог произносит речевой материал, находясь напротив ребенка, «лицом к лицу»;
- в специально осложненных условиях при наличии маскирующих шумов и разнообразных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессе хождения по кабинету);
- в комфортных акустических условиях, но при наличии нескольких поочередно говорящих людей.
Индивидуальный учебный план на 2016 – 2017 учебный год
I. Развитие общей и мелкой моторики.
II. Развитие артикуляционного праксиса.
III. Обучение элементам самомассажа органов артикуляции.
IV. Формирование речевого дыхания.
V. Развитие фонематических процессов:
- развитие восприятия и различения неречевых звуков;
- формирование навыка выделения звука из ряда звуков;
- формирование навыка различать слова, сходные по звучанию;
- развитие умения различать позицию звука и проводить звуковой анализ и синтез слов.
VI. Работа по формированию правильного произношения:
- Подготовительные упражнения для постановки звуков
- Постановка звуков
VII. Автоматизация поставленного звука:
- изолированно,
- в слогах,
- в словах,
- в предложениях,
- в связных высказываниях (речи)
VIII. Уточнение и обогащение словаря;
IX. Работа над слоговой структурой слов.
X. Совершенствование грамматического строя речи:
- работа над суффиксальным способом словообразования;
- работа по согласованию существительного и прилагательного в роде, числе;
- работа по словоизменению (ед. и мн. ч. имени существительного).
XI. Работа по развитию связной речи:
- формирование навыка употребления простых повествовательных предложений;
- обучение построению простого распространённого предложения;
- формирования навыка составления рассказа;
- развитие умений устанавливать смысловые связи в речевом высказывании.
XII. Формирование фонематического восприятия
- Развитие фонематического слуха
- Развитие навыков звукового анализа-синтеза
- Дифференциация звуков
XIII. Совершенствование психологической базы речи:
- расширение объема зрительной и слуховой памяти;
- развитие вербального мышления
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендации, позволяющие организовать деятельность учителя
по прогнозированию и преодолению трудностей ребенка
с нарушенным слухом на уроке
1) В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями слуха замедлен, давайте больше времени для выполнения заданий, особенно письменных.
2) В любой ситуации обучения подавайте информацию таким образом, чтобы ребенок мог ее воспринимать обязательно с использованием своего зрения.
3) Каждая ситуация должна быть ситуацией общения в контексте осуществления какого-то общего дела, действия. Поэтому каждое новое слово, чтобы включиться в активную речь детей, должно мотивироваться конкретной ситуацией дела, общей со сверстниками работой.
4) В любой ситуации отдавайте приоритет самостоятельному выполнению заданий.
5) В любой ситуации включайте ребенка в диалог.
6) При смене видов деятельности или задания убедитесь, что ребенок Вас понял (например, используйте прием «повтори, что ты будешь делать», «расскажи ребятам, что надо сделать»).
- Повторяйте основные положения предлагаемого материала несколько раз, при этом просите ребенка с нарушенным слухом повторять за учителем.
- Ставьте вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание.
- Во время беседы или урока используйте способы оперативной помощи ребенку с нарушением слуха: повторите фразу, напишите ключевое или непонятое слово; напишите всю фразу.
- Используйте по максимуму площадь доски. Выносите часть учебного материала на школьную доску. Ребенку с нарушением слуха легче один раз увидеть, чем сто раз услышать. Используйте как можно шире иллюстративный материал.
- Ребенок с нарушением слуха обязательно должен иметь возможность поворачиваться к говорящему, это не нарушение дисциплины, а необходимость (зрительная поддержка восприятия звуковой информации).
- Если отвечают одноклассники или беседа на уроке ведется в режиме диалога, обращайте внимание слабослышащего учащегося на говорящих (установка постоянно поворачиваться к ним лицом) – это оптимальные условия восприятия речи (слуховое и слухо-зрительное восприятие).
Используемая литература.
- Бурова Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного обучения : методические рекомендации педагогам дошкольных, школьных образовательных учреждений / Н.И. Бурова. – Челябинск : Изд-во ЦИЦЕРО, 2017. – 70 с.
- Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. - М., 1963.
- Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению /К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. - М.:ВЛАДОС, 2008
- Вилыианская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого- медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. - М.: Генезис, 2012.
- Выготский Л.С. Проблемы развития в структурной психологии. // Основы психологического развития. – М.: 1994.
- Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей/ Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. - М.: ВЛАДОС, 2004. Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М., 2004.
- Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика / Е. Г. Речицкая. – М.: Книга потребованию, 2010. – 656 с.
- Изучение слабослышащих детей в процессе обучения // Под ред. М.Р. Боскиса – М.: Педагогика, 1989.
- Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. –СПб: 2004, Речь.
- Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М.:В ЛАДОС, 2001.
- Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1999.
- Основы коррекционной педагогики. Учебно – методическое пособие / Авторы – сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. –Саратов: 1999.
- Психология глухих детей // Под ред. И.М. Соловьева. – М.,1971.
- Психология ощущений и восприятия. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,В.В. Любимова, М.Б. Михалевской, Изд. ЧеРо. – М.: 1999.
- 21. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. С. 19-30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса
Рабочая программа разработана на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса
Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе:1. Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...
Обобщение и распространение опыта. Программа городского круглого стола "Введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы: проблемы и перспективы".
24 января 2018 года. Выступление по теме "Обучение детей с РАС в условиях общеобразовательной школы: из опыта работы"....
«Реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы. Проблемы и пути их решения.»
Выступление на педсовете...
Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе.
Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе....
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на 2021-2022 уч.год
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата...
Сотрудничество учителя-логопеда и учителя начальных классов в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы
Одним из главных условий успешного обучения ребёнка с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе является тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ним: логопеда, учителя, психолога....