Коррекционно-развивающая программа обучающегося с нарушением слуха в условиях общеобразовательной школы
рабочая программа по логопедии (1 класс)

Чичваркина Лорэна Эдуардовна

Разработала: учитель- логопед Чичваркина Л.Э.

г. Гагарин, 2017 г.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа

обучающегося с нарушением слуха

в условиях общеобразовательной школы

Разработала: учитель- логопед 

Чичваркина Л.Э.

г. Гагарин, 2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Формирование и коррекция речи у детей с ограниченными возможностями здоровья — это  процесс, в котором логопедическое воздействие должно сочетаться со специальным образованием, включающим коррекцию психофизического и личностного развития.

Программа индивидуального логопедического сопровождения, составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, является частью адаптированной образовательной программы для ребенка с нарушением слуха.  направлена на реализацию логопедической помощи слабослышащему ребенку, имеющему речевые нарушения, его социальную адаптацию и гармонизацию личности в целом.

Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для ученицы 1 класса с двухсторонней нейросенсорной тугоухостью III степени Анастасии Д.

Особенность программы – не строгое ограничение времени реализации. Программа рассчитана приблизительно на 1  год обучения. Тематический план имеет примерное содержание и меняется в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Основной формой работы являются индивидуальные занятия.

Занятия проводятся в течение учебного года 1-2 раза в неделю, длительностью 20 минут.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  1. ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. N 1241, от 22 сентября 2011 г. N 2357
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (1 Часть 5 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Приложения к программе: Рекомендации, позволяющие организовать деятельность учителя по прогнозированию и преодолению трудностей ребенка с нарушенным слухом на уроке.

Цель программы – устранение нарушений устной речи; профилактика нарушений письменной речи; социальная адаптация и интеграция в общество.

Задачи программы:

  • развитие просодической стороны речи;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие зрительно гнозиса;
  • развитие слухового восприятия;
  • дифференциация звуков речи;
  • развитие фонематического анализа и синтеза;
  • развитие фонематических представлений;
  • увеличение пассивного и активного словарного запаса;
  • развитие грамматического строя речи;
  • коррекция процессов чтения и письма;
  • развитие связной речи;
  • развитие психических процессов.
  • создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка;
  • совершенствование коммуникативных навыков с помощью кохлеарного импланта;
  • расширение кругозора и осведомленности;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) обучающейся с нарушением слуха.

Принципы коррекционной работы

 Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

 Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

 Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

 Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

 Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Методы и приемы, используемые при организации коррекционно- развивающей работы:

  1. Комплекс наглядных методов обучения и воспитания.

Наглядные методы предполагают использование пособий (плакатов, таблиц, схем, картин и т.д.), демонстрацию приборов, опытов, кинофильмов, компьютерных презентаций и т.д., обеспечивающих полисенсорную основу восприятия информации.

  1. Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха

Практические методы обучения (метод упражнений, практические работы, игра и др.) используются в процессе обучения для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций.

  1. Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей.

Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют наибольшую специфику в процессе обучения детей с нарушениями слуха и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами. Этот метод направлен на расширение и пополнение словарного запаса детей с нарушениями слуха, раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение значений уже известных.

Специфика логопедической работы:

  • Работа над речевой системой в целом,
  • Максимальное использование сохранных анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный),
  • Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи),
  • Длительное закрепление направленных речевых навыков,
  • Частый повтор упражнений с элементами новизны,
  • Частая смена видов деятельности (быстрая утомляемость),
  • Дозировка заданий и речевого материала (постепенное усложнение),
  • Конкретность и доступность заданий,
  • Умеренный темп работы,
  • Постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).         

Организация обучения.

Программа логопедических занятий включает в себя три этапа коррекции речи:

1 этап – коррекция звуковой стороны речи,

2 этап – коррекция лексико-грамматической стороны речи,

3 этап – коррекция связной речи,

Индивидуальные логопедические занятия проводятся 1раз в неделю по 20 минут.

Ожидаемые результаты:

В итоге логопедической работы Настя Д. должна научиться:

  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • четко дифференцировать все звуки речи;
  • выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями;
  • владеть навыками пересказа и составления рассказа по сюжетной картинке;
  • владеть навыками словообразования и словоизменения;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка; предложно-падежные формы строить правильно и проговаривать четко; простые и сложные предлоги - употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
  • в письменных работах допускать меньшее количество дисграфических и орфографических ошибок.

Выписка из решения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии

ФИО                                 Настя Д.

Дата рождения             5. 7. 2009 г.р.

Адрес                  г. Шуя  ул. Московская д.21

Заключение      двухсторонняя нейросенсорная тугоухость III ст.

Рекомендации:  Обучение по программе общеобразовательного учреждения, занятия с учителем-логопедом, коррекция познавательной сферы педагогом- психологом и педагогом.

Психолого-педагогическая характеристика Насти Д.

Медицинское обследование и его анализ

Анамнез. Ребенок родился от первой беременности. Беременность и роды протекали в норме. Ранее психомоторное развитие происходило в срок, в соответствии с возрастной нормой, без особенностей. В девять месяцев девочка переболела менингитом и потеряла слух. В 5 лет Насте была проведена в Москве операция кохлеарной имплантации (КИ).

Сурдопедагогическое обследование и его анализ: двухсторонняя нейросенсорная тугоухость приобретенная. Речевое окружение – семья слышащих.. Слуховое внимание неустойчивое, рассеянное. Восприятие устной речи слухо-зрительно.

Заключение ПМПК: двухсторонняя нейросенсорная тугоухость 3-й степени.

Логопедическое обследование и его анализ: Строение артикуляционного аппарата в норме. Дыхание и голос не имеют отклонений от нормы. В речи соблюдаются словесные ударения. Речь слитная, не скандированная. Однако, невыразительна, монотонна, логическое ударение почти отсутствует, деление речи паузами на синтагмы не всегда соответствует смыслу, темп речи соответствует нормальному; в речи не соблюдаются орфоэпические правила. В звукопроизношении - приближённое звучание, словарь недостаточен для возраста (даже пассивный), ограниченное понимание речи, грамматический строй речи не сформирован, собственная речь представлена отдельными словами и в некоторых ситуациях простейшей фразой. Снижен фонематический слух, процессы звукового анализа и синтеза сформированы недостаточно. В процессах словообразования и словоизменения допускает ошибки. Девочка испытывает незначительные затруднения в определении правильной последовательности серии картинок и составлении рассказа по ним. Чтение у Насти буквенно-слоговое, монотонное, эмоционально неокрашенное. Счетными операциями владеет, однако, плохо усваивает состав числа. Решает простые арифметические задачи.

Психолого-педагогическое обследование и его анализ:

Общая оценка ребенка. Настя не справляется с основными предметами, проявляет интерес к занятиям, но быстро утомляется. Учебные навыки сформированы частично. Работоспособность низкая.

Особенности развития психических функций.

Внимание. Внимание рассеянное. Сформировано распределение, но долго переключается с одного вида деятельности на другой и недостаточная концентрация.

Восприятие. Восприятие целостное, дифференцированное, константное. Сформировано восприятие величины, формы, цветов и их оттенков. Недостаточно сформированы временные представления.

Память. Преобладает кратковременная память, скорость запоминания низкая, объем зрительной памяти составляет 3-4 единицы, что не соответствует возрастной норме.

Мышление. Наглядно-действенное, аналитико-синтетическая деятельность не сформирована, находит сходства и различия, но не группирует. Это говорит о несформированности операционной стороны мышления, а именно: операций анализа, синтеза, обобщения.

Воображение. Воссоздающее.

Эмоционально-личностные особенности.

В контакт с окружающими вступает легко. На замечания реагирует адекватно. На уроках требует к себе особого внимания со стороны учителя и дополнительного объяснения задания. Сформированы навыки личной гигиены, аккуратного обращения с вещами.

Моторное развитие. Может контролировать движения  тела, мелкая моторика рук и пальцев хорошо развита.

Социальное окружение: Девочка воспитывается в полной семье. Отношения между членами семьи доверительные, доброжелательные. В случае затруднения обращается к любому члену семьи. Ребёнок ведёт активный образ жизни. Любимые школьные предметы – рисование.

Особые образовательные потребности:

-потребность в обучении слухо- зрительному восприятию устной речи;

-потребность в формировании и развитии собственной внятной речи в её коммуникативной функции, а также как средства обучения и познания;

-формирование навыков использования слухового восприятия в различных жизненных и коммуникативных ситуациях;

-потребность в развитии словесно-логического мышления и памяти.

Специальные условия необходимые для коррекционной работы:

  1. в комфортных акустических и позиционных условиях, когда слуховая тренировка проходит в тишине, а педагог произносит речевой материал, находясь напротив ребенка, «лицом к лицу»;
  2. в специально осложненных условиях при наличии маскирующих шумов и разнообразных позициях говорящего (в профиль, за спиной, в процессе хождения по кабинету);
  3. в комфортных акустических условиях, но при наличии нескольких поочередно говорящих людей.

Индивидуальный учебный план на 2016 – 2017 учебный год

I. Развитие общей и мелкой моторики.

II. Развитие артикуляционного праксиса.

III. Обучение элементам самомассажа органов артикуляции.

IV. Формирование речевого дыхания.

V. Развитие фонематических процессов:

  • развитие восприятия и различения неречевых звуков;
  • формирование навыка выделения звука из ряда звуков;
  • формирование навыка различать слова, сходные по звучанию;
  • развитие умения различать позицию звука и проводить звуковой анализ и синтез слов.

VI. Работа по формированию правильного произношения:

  • Подготовительные упражнения для постановки звуков
  • Постановка звуков

VII. Автоматизация поставленного звука:

  • изолированно,
  • в слогах,
  • в словах,
  • в предложениях,
  • в связных высказываниях (речи)

VIII. Уточнение и обогащение словаря;

IX. Работа над слоговой структурой слов.

X. Совершенствование грамматического строя речи:

  • работа над суффиксальным способом словообразования;
  • работа по согласованию существительного и прилагательного в роде, числе;
  • работа по словоизменению (ед. и мн. ч. имени существительного).

XI. Работа по развитию связной речи:

  • формирование навыка употребления простых повествовательных предложений;
  • обучение построению простого распространённого предложения;
  • формирования навыка составления рассказа;
  • развитие умений устанавливать смысловые связи в речевом высказывании.

XII. Формирование фонематического восприятия

  • Развитие фонематического слуха
  • Развитие навыков звукового анализа-синтеза
  • Дифференциация звуков

XIII. Совершенствование психологической базы речи:

  • расширение объема зрительной и слуховой памяти;
  • развитие вербального мышления

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рекомендации, позволяющие организовать деятельность учителя

по прогнозированию и преодолению трудностей ребенка

с нарушенным слухом на уроке

1) В связи с тем, что темп работы детей с нарушениями слуха замедлен, давайте больше времени для выполнения заданий, особенно письменных.

2) В любой ситуации обучения подавайте информацию таким образом, чтобы ребенок мог ее воспринимать обязательно с использованием своего зрения.

3) Каждая ситуация должна быть ситуацией общения в контексте осуществления какого-то общего дела, действия. Поэтому каждое новое слово, чтобы включиться в активную речь детей, должно мотивироваться конкретной ситуацией дела, общей со сверстниками работой.

4) В любой ситуации отдавайте приоритет самостоятельному выполнению заданий.

5) В любой ситуации включайте ребенка в диалог.

6) При смене видов деятельности или задания убедитесь, что ребенок Вас понял (например, используйте прием «повтори, что ты будешь делать», «расскажи ребятам, что надо сделать»).

- Повторяйте основные положения предлагаемого материала несколько раз, при этом просите ребенка с нарушенным слухом повторять за учителем.

- Ставьте вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание.

- Во время беседы или урока используйте способы оперативной помощи ребенку с нарушением слуха: повторите фразу, напишите ключевое или непонятое слово; напишите всю фразу.

- Используйте по максимуму площадь доски. Выносите часть учебного материала на школьную доску. Ребенку с нарушением слуха легче один раз увидеть, чем сто раз услышать. Используйте как можно шире иллюстративный материал.

- Ребенок с нарушением слуха обязательно должен иметь возможность поворачиваться к говорящему, это не нарушение дисциплины, а необходимость (зрительная поддержка восприятия звуковой информации).

- Если отвечают одноклассники или беседа на уроке ведется в режиме диалога, обращайте внимание слабослышащего учащегося на говорящих (установка постоянно поворачиваться к ним лицом) – это оптимальные условия восприятия речи (слуховое и слухо-зрительное восприятие).

Используемая литература.

  1. Бурова Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного обучения : методические рекомендации педагогам дошкольных, школьных образовательных учреждений / Н.И. Бурова. – Челябинск : Изд-во ЦИЦЕРО, 2017. – 70 с.
  2. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. - М., 1963.
  3. Волкова К. А. Методика обучения глухих детей произношению /К. А. Волкова, В. Л. Казанская, О. А. Денисова. - М.:ВЛАДОС, 2008
  4. Вилыианская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого- медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. - М.: Генезис, 2012.
  5. Выготский Л.С. Проблемы развития в структурной психологии. // Основы психологического развития. – М.: 1994.
  6. Королевская Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей/ Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. - М.: ВЛАДОС, 2004. Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М., 2004.
  7.  Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика / Е. Г. Речицкая. – М.: Книга потребованию, 2010. – 656 с.
  8. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения // Под ред. М.Р. Боскиса – М.: Педагогика, 1989.
  9. Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. –СПб: 2004, Речь.
  10. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М.:В ЛАДОС, 2001.
  11. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Просвещение, 1999.
  12. Основы коррекционной педагогики. Учебно – методическое пособие / Авторы – сост. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. –Саратов: 1999.
  13. Психология глухих детей // Под ред. И.М. Соловьева. – М.,1971.
  14. Психология ощущений и восприятия. // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,В.В. Любимова, М.Б. Михалевской, Изд. ЧеРо. – М.: 1999.
  15. 21. Шипицына Л. М. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996. С. 19-30.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное фонематическим недоразвитием речи для 2 класса

Рабочая программа разработана  на основе:Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; инструктивно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с обучающимися, имеющими нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи для 3 класса

Пояснительная записка Настоящая  программа разработана  на основе:1.     Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопед...

Обобщение и распространение опыта. Программа городского круглого стола "Введение ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы: проблемы и перспективы".

24 января 2018 года. Выступление по теме "Обучение детей с РАС в условиях общеобразовательной школы: из опыта работы"....

Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе.

Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе....

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на 2021-2022 уч.год

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата...

Сотрудничество учителя-логопеда и учителя начальных классов в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы

Одним из главных условий успешного обучения ребёнка с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе является тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ним: логопеда, учителя, психолога....