Конспект занятия .Предложение.
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему

Короткова Лариса Сергеевна

В работе представлены материалы для глубокого изучения данной темы

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

В 1 КЛАССЕ

ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

                                                                   

                                                                   Составила:

                                                                   Короткова Лариса Сергеевна

                                                                    учитель-логопед

                                                                    высшей квалификационной категории

                                                                    МОУ для детей, нуждающихся

                                                                    в психолого-педагогической и

                                                                    медико-социальной помощи

                                                                    «Центр Диагностики и Консультирования»

                                                                    г. Нижнекамск

НИЖНЕКАМСК

2018 г.

Цели:

1. Упражнять в составлении предложений из нескольких слов.

2. Упражнять в работе с деформированными предложениями.

3. Уметь выделять главные слова в предложении.

4. Закрепить понятие об интонационной законченности предложения.

5. Упражнять в образовании родственных слов.

6. упражнять в согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде.

7. Развивать мелкую моторику.

8. Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, слуховое внимание и долговременную память.

Словарная работа:

активизировать  пассивный словарь детей:  дупло, кусты, берлога, логово, нора, курятник;

обогатить словарь: морозный, морозец, морозище, морозит, заморозит;

познакомить со стихотворением татарского поэта Роберта Миннуллина «Пусть он будет тёплым»;

загадка про ёлочку.

Оборудование:

тетради, ручки, тарелочки со слогами и верёвочками, демонстрационные карточки с родственными словами, вырезанные ветки ёлочек с написанными на них словами; написанные на снежинках слова деформированного предложения.

I. Оргмомент. Игра «Собери слово». На столах у детей в тарелочках лежат слоги и верёвочки.

- Соберите слово и вы узнаете тему нашего занятия! (ПРЕД-ЛО-ЖЕ-НИ-Е).

II. Чтение стихотворения. Логопед читает стихотворение татарского поэта Роберта Миннуллина «Пусть он будет тёплым».

                                             Как- то раз пошёл Алмаз

                                             Поиграть во двор,

                                             А вернулся красный- красный,

                                             Словно помидор.

                                             Плачет бедный мальчик-

                                             Обморозил нос:

                                             «Бабушка, пожалуйста,

                                             накажи Мороз!

                                             Чтобы не кусался он,                                                    

                                             Не был чтоб недобрым!

                                             Пусть он будет ласковым,

                                             Пусть он будет тёплым!»

- Как вы думаете, мороз может быть ТЁПЛЫМ? Почему?

III. Игра «Волшебники». Логопед задаёт детям вопросы. Когда дети ответят, выставляет на доске таблички со словами- отгадками.

- Что никогда не бывает тёплым? (МОРОЗ).

- Сейчас я вам предлагаю быть волшебниками: будем придумывать разные слова, похожие на слово МОРОЗ!

- Если весь день был мороз, то день какой? (МОРОЗНЫЙ)

- Если мороз был маленький, лёгкий, то как мы скажем? (МОРОЗЕЦ)

- А если мороз, наоборот, был большой? (МОРОЗИЩЕ)

- Что делает мороз? (МОРОЗИТ)

- Если мы не бегаем, не катаемся, не играем, а стоим на месте, что сделает с нами мороз? (ЗАМОРОЗИТ)

На доске выставлены таблички- отгадки: МОРОЗ, МОРОЗНЫЙ, МОРОЗЕЦ, МОРОЗИЩЕ, МОРОЗИТ, ЗАМОРОЗИТ.

- Определите корень слова в этих словах!

Дети по очереди выходят к доске и отмечают корень слова.

IV. Отгадывание загадки. Логопед загадывает загадку:

                       Я прихожу с подарками,

                       Блещу огнями яркими,

                       Нарядная, забавная,

                       На Новый год я главная.           (Ёлка).

V. Игра «Ёлка». На столе у логопеда лежат вырезанные из бумаги веточки ёлки.

- Возьмите у меня со стола по одной веточке! На её обратной стороне написано слово. Подберите к нему такие слова, которые отвечают на вопросы: какой, какая?

Слова на веточках: МЕДВЕДЬ, ЛИСА, ВОЛК, ЗАЯЦ, БЕЛКА, ЦЫПЛЁНОК.

VI. Придумывание предложений.                                                                          

- А сейчас каждый из вас придумает предложение со своим словом!

- Сколько слов в вашем предложении?

Когда задание будет выполнено, логопед с детьми на доске из веточек составляют ёлочку.

VII. Физкультминутка «Зарядка»

Мы ногами топ, топ,

Мы руками хлоп- хлоп.

Движения выполнять по содержанию текста.

Мы глазами миг- миг.

Руки на поясе. Моргаем глазами.

Мы плечами чик- чик.

Руки на поясе, плечи вверх- вниз.

Раз- сюда, два- туда,

Руки на поясе, глубокие повороты вправо- влево.

Повернись вокруг себя.

Раз- присели, два- привстали,

Руки кверху все подняли.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскачь,                    Будто мой весёлый мяч.

Движения выполнять по содержанию текста.

Раз- два, раз- два,

Заниматься нам пора!

Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

VIII. Пальчиковая гимнастика «Ни пуха, ни пера».

- Какие слова были написаны на веточках?

- Какое слово было лишнее? Почему? (Цыплёнок)

Рано утром мама - квочка

В класс отправила сыночка.

Говорила: «Не дерись!

Не дразнись! Не петушись!

Поспеши, уже пора.

Ну, ни пуха, ни пера!

Поочерёдное соединение пальцев обеих рук с большими пальцами.

Через час, едва живой,

Петушок идёт домой.

Упражнение кулак- ладонь.

Ковыляет еле- еле

Он со школьного двора.

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

Стучим о парту всеми пальчиками.

IX. Работа с деформированным предложением.               

                         Я тетрадочку открою и как надо положу.

                         Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу.

                         Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

- Запишем число в тетрадь!

- На ваши столы прилетели снежинки! Переверните снежинки и составьте из них предложения! Предложения запишите в тетрадь!

Деформированные предложения:

  ПУШИСТАЯ,  ПРЫГАЕТ,  ВЕТКАМ,  ПО,  БЕЛКА;

  ТРУСЛИВЫЙ,  СКАЧЕТ,  ЗАЙКА,  ПО,  СНЕГУ;

  БОЛЬШОЙ,  СПИТ,  МЕДВЕДЬ,  ЗИМУ,  ВСЮ;

  ГОЛОДНЫЙ,  В,  ИЩЕТ,  ВОЛК,  ЛЕСУ,  ДОБЫЧУ;      

  ХИТРАЯ,  БЕГАЕТ,  ЛИСИЧКА,  ЛЕСУ,  ПО;                                

  МАЛЕНЬКИЙ,  МАМУ,  ПОТЕРЯЛ,  ЦЫПЛЁНОК,  СВОЮ;

- Про кого писал предложение?

- Назовите жилище вашего героя!

Жилища героев:  ДУПЛО,  КУСТЫ,  БЕРЛОГА,  ЛОГОВО,  НОРА,  КУРЯТНИК.

X. Работа с предложением.

- Читаем своё предложение и называем ГЛАВНЫЕ СЛОВА в них!         (Слово – предмет и слово – действие).

- Подчеркните их!

XI. Работа над интонационной законченностью предложения.

- Надо прочитать предложение по – разному! Будьте внимательны!

(Точка, вопросительный знак, восклицательный знак).

XII. Итог занятия.

- Какие задания были интересными? Какие задания были трудными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях".(2класс)

Занятие "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях" (2класс) является заключительным  по этой теме....

Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях».

Цель: Закрепление  правильного произношения звука «Р» в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.Задачи:      1.Коррекционно -образовательные:...

Конспект занятия для учающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ "Дифференциация звуков [т ]-[т\' ], [д ]-[д\' ] в слогах, словах, предложениях"

В занятии представлен материал на дифференциацию звуков [т ]-[т\' ], [д ]-[ д\'] в слогах, словах, предложениях. Это загадки, подбор антонимов, работа над деформированными предложениями. Проводится рабо...

Конспект занятия Тема: Предложение

Цель: закрепление знаний по теме «Предложение».ЗадачиКоррекционно-образовательная: -совершенствование грамматического строя речи;-совершенствование умения поддерживать беседу и отвечать на...

Логопедия. Конспект занятия. Предложение.

Конспект логопедического занятия на развитие связной речи у младших школьников с элементами игры...

Конспект занятия "Предложения с прямым дополнением"

- закрепление понятия о предложении-формирование умения составлять предложения по модели: подлежащее, сказуемое, прямое дополнение-формирование умения анализировать предложение из трех слов- формирова...