Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу "Произношение"
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
В этом материале есть подробная пояснительная записка, календарно-тематическое планирование материала с формируемыми УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 104.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по «Произношению» в 1 классе составлена с использованием нормативно-правовой базы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009г. № 373 ( зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009г., регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования », от 26.11.2010г. № 1241(зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011г., регистрационный номер 19707) « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1598 ( зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015г., регистрационный номер 35847) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016/2017 учебный год ;
- Учебный план ГБОУ «Казанская школа-интернат №7 для детей с
ограниченными возможностями здоровья».
Рабочая программа предмета «Произношение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и «Программы для специальных (коррекционных) школ V вида — раздел «Произношение» Чиркиной Г.В., Российской Е.Н. М.: «Просвещение» 2013 г.
Цели и задачи обучения
Программа учебного курса «Произношение» имеет целью:
- воспитание у школьников четкой правильной речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры;
- развитие фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для овладения грамотой.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач у детей с речевыми нарушениями :
-формировать правильное речевое дыхание;
-развивать артикуляционную и общую моторику;
-формировать и закреплять навык правильного произношения звуков в слогах, словах, предложениях;
-автоматизировать и дифференцировать мягкие, твёрдые, звонкие и глухие согласные; мягкость согласных с помощью гласных е, ё, ю, я. и;
-овладеть звуковым анализом и синтезом слова;
-развивать ритмическую и звуко - слоговую структуру слова;
-уточнять и обогащать словарь с учётом программы;
-закреплять формы словоизменения и словообразования (употребление предложно-падежных конструкций, дифференцирования предлогов, согласование прилагательного с существительным, образование приставочных глаголов и их дифференцирования, образование прилагательных от существительных);
-развивать связную речь (пересказ, рассказ-повествование, описание с использованием наглядности, с помощью учителя).
В школе-интернате обучаются дети с ТНР (тяжелыми нарушениями речи). У данных детей наблюдаются грубые недостатки произношения звуков и слоговой структуры даже двусложных слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит в процессе обучения к специфическим (дисграфическим) ошибкам, что в свою очередь, является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения чтению и письму и в усвоении грамматики родного языка на более поздних этапах («Русский язык»). Разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с определённой ситуацией. Вне этой ситуации она часто оказывается непонятной. Развитие описательной и повествовательной речи (монологической), очень важной для обучения и усвоения детьми знаний, и их дальнейшей адаптации и социализации, происходит в процессе обучения очень медленно. Всё это ограничивает общение детей. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом. Для овладения письменной речью в процессе усвоения программ « Русский язык» и «Литературное чтение», имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико – грамматического развития находят отражение в письме и чтении. Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Всё это приводит к освоению новых социальных позиций, расширению сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитию потребности в общении, познании, социальном признании и самовыражении.
Общая характеристика курса
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: обучение грамоте, развитие речи, окружающий мир и опирается на их содержание.
Методической основой обучения произношению выступают:
- построение обучения произношению с учетом частотности звуков и обозначающих их букв, а также порядка следования букв и звуков в учебнике;
- обязательное усвоение детьми слогов типа СГ (слоги-слияния);
- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов, слов и предложений, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;
-использование цветовых сигналов и графических знаков при обозначении звуков, слов и предложений, а также символических обозначений разных типов заданий и упражнений;
-изучение главных характеристик, свойств и признаков звуков русского языка;
-формирование у детей ведущих видов речевой деятельности – слушания и говорения.
Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется в нескольких направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных логопедических занятиях, между которыми существует тесная связь. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения обучающихся, препятствующие усвоению программы на уроках произношения и обучения грамоте.
Обучение грамоте связано с формированием произношения, поэтому программные требования едины. Каждый звук изучается вначале на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков; затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква. Опора на правильное произношение большинству обучающихся необходима с целью предупреждения трудностей в различении и выделении звуков речи, в правильном соотнесении их с соответствующими буквами. На уроках развития речи и на уроках произношения обучающиеся овладевают речью для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением. Уточнение и обогащение словарного запаса обучающихся на уроках произношения осуществляется с учётом требований программы по развитию речи.
В связи с тем, что работа по произношению направлена на воспитание у младших школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развитие фонематического восприятия, программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой:
● формирование навыков произношения звуков;
● развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов;
● развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
Работа по данным направлениям на уроках произношения осуществляется параллельно.
Одной из отличительных особенностей содержания курса является последовательность усвоения звуков речи, которая определена в зависимости от их артикуляционной сложности и фонологической противопоставленности.
С целью предупреждения специфических ошибок в письме обучающихся, в частности ошибок на замену букв, изучение акустически сходных звуков ([с] - [ш], [п] - [б], [ч] - [ц] и др.) идет через определенное время и после твердого и прочного усвоения каждого из исходных звуков.
Уделяется внимание развитию фонематических процессов, так как умение выделять отдельные звуковые элементы слова и понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определённой последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием слухового восприятия программа предусматривает обучение детей произношению слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Также внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, твердости-мягкости, наличию-отсутствию вибрации голосовых складок).
Место курса в учебном плане
В учебном плане на «Произношение» в 1 классе отводится 2 часа в неделю (32 учебные недели)/ 64 часа. Курс «Произношение» реализуется за счет часов внеурочной деятельности.
Результаты изучения учебного курса
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные :
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья»;
- уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям;
- формирование интереса (мотивации) к учению;
- оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметные
Регулятивные:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя;
- определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
Познавательные :
- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике;
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;
- группировать предметы, объекты на основе существенных признаков;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные : |
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; - отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; - слушать и понимать речь других; - работать в паре, группе. Предметные: -чётко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии с речевой инструкцией; -удерживать артикуляционную позу; -правильно произносить гласные в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечениями согласных, а также в сочетаниях слогов разного типа с оппозиционными звуками, слоговых рядах с чередованием ( ударных и неударных слогов, гласных и согласных), без чередования, в дву- и трехсложных словах, отдельных четырехсложных; - правильно и слитно произносить звуки в словах со стечением трёх согласных, с оппозиционными звуками; -дифференцировать согласные; - повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3-4 слогов; -выделять ударный слог в дву- и трёхсложных словах; - составлять схему дву- и трёхсложного слова; -составлять и правильно произносить предложение с с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности; -демонстрировать сформированные произносительные навыки ( чёткое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений, адекватное восприятие звучащей речи. |
Содержание курса
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
Развитие моторики артикуляционного аппарата, формирование умений и навыков, необходимых для правильного произношения и коррекции звуков.
Правильное произношение и различение следующих звуков:
гласных [а], [у], [о], [ы], [и], [э];
твердых согласных, не требующих коррекции: [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т],
[х];
дифференциация звуков [к] - [х];
мягких согласных в сочетании с гласными [и], [е]; дифференциация изученных твердых и мягких согласных в сочетаниях пы-пи
(пыль – пили);
правильное произношение и различение звуков [с], [с'], [б], [б'], [д], [д'], [з],
[з'], [г], [г'], [л], [л'], [ж], [р], [р'];
дифференциация звуков [с] - [ш], [з] - [ж], [р] - [л];
звонких и глухих согласных [в]- [ф],[б ]- [п], [д ]- [т ], [г ]- [к ], [з ]- [с], [ж ]- [ш];
правильное произношение звука [j] в начале, конце слова, перед гласной после разделительных ь и ъ (яма, поет, льют, подъезд);
звук [ц]; дифференциация звуков [ц] - [т'], [ц] - [т], [ц] - [с], [ц] – [с'];
звук [ч]; дифференциация звуков [ч] - [т];
звук [щ]; дифференциация звуков [щ] - [с'], [щ] - [ш].
Развитие внимания, памяти, умение запомнить 3-4 инструкции и выполнить действия в заданной последовательности. Умение повторить слоговой ряд в заданной последовательности, состоящий из двух-трёх сочетаний (па-по, ка-ха-ка, ус-ас-ос, спа-ста-ска и т.д.), умение запомнить в данной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава (мука, кот, вата, липа, лента, лимон, малина), заучивание наизусть стихов, потешек, чистоговорок.
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.
Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.
Произнесение ряда гласных звуков (уиуа уиуа уаиу и т.п.).
Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пракра-тра; се-се-си; ле-ле-ли-ли; пле-пли-пло; пли-плы-пли; стра-стры-стре; бра-бро-бру-бры; бра-ора-пра-пра; с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-а-у, у-а-и; та-та-ка, ка-ка-та; пата, пта.
Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за, бра-бра-пра, жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя, пча-птя-пча.
Усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, панама, каток, ветка, танк; постепенное включение трехсложных слов (валенки, самолёт) и со стечением согласных в начале слова (стакан, плита).
Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале); без чередования звуков: тататататата..., тата-татата-тата-тата, тататата-та-татата-та и т.д.; с чередованием гласных и согласных звуков: татотутато тутатоту, ша-саса-ша-саса..., таданатаданатадана... и т. д. Правильное произнесение сочетаний со звуком [j]: ты-тья-ть те-тье-тье-те. Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.
Формирование навыков произношения слов и предложений
Четкое, правильное, с соблюдением ударения произношение двусложных и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа (вагон, волк, станок, иголка облако, поехали, одеяло), четкое произношение окончаний слов при изменении форм слова. Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных, выделение звуков из слов со стечением трех согласных (стрелка, верблюд).
Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками.
Правильное выделение ударного слога в двухсложных и трехсложных словах; составление схемы слова с выделением ударного слога.
Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности.
Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и с соблюдением ритма.
Запоминание и повторение в данной последовательности 3-4 слов; запоминание ряда инструкций.
III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
Выделение начального, ударного гласного из слов (Оля, утка).
Определение последовательности гласного в ряду из 2-3 гласных: [ау], [аиу].
Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот).
Выделение слогообразующего гласного из слов мох, пух и т. д.
Анализ и синтез прямых слогов са, су. Выделение первого согласного и словообразующего гласного из слов сани, совы и т. п.
Звуковой анализ слов суп, нос и т. п. (составление схем).
Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двухсложного и трехсложного слова.
Звуко-слоговой анализ слов сова, косы и т. п. (составление схем).
Усвоение терминов “звук”, “слово”, “гласный звук”, “согласный звук”, “мягкий звук”, “твердый звук”, “слог”. Усвоение слогообразующей роли гласных.
Планируемые результаты обучающихся по курсу
"Произношение" к концу 1 класса
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
•познавательный интерес к новому учебному материалу;
•предпосылки к способности оценить результаты своей учебной деятельности;
•основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи;
•знание моральных норм на бытовом уровне;
• этические чувства — стыда, вины, совести;
•понятие - здоровый образ жизни;
•элементарные основы экологической культуры;
•эстетические чувства на основе знакомства с произведениями детской художественной культуры.
Ученик получит возможность научиться:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению;
• положительной учебнопознавательной мотивации учения;
• принятие социальной роли «хорошего ученика»;
• установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
• осознанного сопереживания чувствам других людей, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый контроль по результату;
•оценивать правильность выполнения действия;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
• использовать знаковосимволические средства;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
• владеть рядом общих приёмов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
•формулировать собственное мнение;
•договариваться в совместной деятельности;
•строить понятные для партнёра высказывания;
•задавать вопросы;
•использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать позиции других людей, отличные от собственной;
• аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
• передавать партнёру необходимую информацию необходимую для построения действия;
• задавать вопросы;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметные результаты
Ученик научится:
• правильно произносить отработанные на логопедических занятиях звуки в самостоятельной речи;
• правильно воспроизводить слова из 3 - 4 слогов со стечением согласных;
• воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;
• дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие звуки;
• анализировать звуко-слоговую структуру слов из 2-3 слогов со стечением согласных,
• определять ударный слог и ударную гласную в слове;
• определять количество слов в предложении из 4 - 5 слов.
Ученик получит возможность :
• уточнить значения имеющихся у детей слов и в дальнейшем обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
• уточнить значения используемых синтаксических конструкций;
• дальнейшего развития и совершенствования грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих курс произношения
Обучающиеся должны знать:
• названия основных органов артикуляционного аппарата;
• краткую характеристику изученных звуков ( гласный, согласный, твёрдый/мягкий, глухой/звонкий), их условные обозначения;
• 4-5 коротких стихотворений, позволяющих продемонстрировать навыки чёткого и правильного произношения звуков в двусложных и трёхсложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков.
Обучающиеся должны уметь:
• правильно произносить отработанные на логопедических занятиях звуки в самостоятельной речи;
• правильно воспроизводить слова из 3-4 слогов со стечением согласных;
• воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз, логических ударений предложения и тексты;
• дифференцировать на слух звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие звуки;
• анализировать звукослоговую структуру слов из 2-3-4 слогов со стечением согласных, определять ударный слог и ударную гласную в слове;
• определять количество слов в предложении из 4-6 слов.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
В первом классе обучение ведется по безотметочной системе, используется качественная оценка успешности освоения общеобразовательных программ.
Формами представления результатов является: устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам; портфолио; результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.
Критериями оценивания являются:
-соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения учебного предмета.
-динамика результатов формирования личностных и метапредметных УУД.
Данные мониторинга сформированности личностных, метапредметных и предметных УУД отражены в речевых картах детей.. В них фиксируются результаты мониторинга на начало и конец учебного года.
Оценкой личностных результатов также является оценка личностного прогресса ученика, которая реализуется в рамках накопительной системы оценивания. Накопительная система представлена в виде портфолио. Материалы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте.
Учёт артикуляционных и фонематических умений и навыков имеет ряд специфических особенностей.
Оценку качества звуковой стороны речи следует проводить достаточно часто, что необходимо для своевременного выявления ошибок произношения и дифференциации фонем и причин, вызывающих затруднения.
Для развития самоконтроля обучающихся необходимо регулярно информировать ребёнка о том, насколько он приблизился к образцовому произношению и какие недостатки ещё не устранены. Суждение учителя-логопеда должно содержать оценки, понятные ученику, доброжелательные и точные.
Речь ученика оценивается дифференцированно, с учетом уровня его речевого развития, общей динамики продвижения в овладении речью, знаниями и умениями, которые он приобретает в рамках раздела «Произношение» за определённый период обучения.
Особого подхода требуют дети с тяжёлыми формами речевой патологии (дизартрия различной этиологии, сенсорная алалия и др.), которые нуждаются в индивидуальных формах и сроках обучения.
Большое внимание обращается на позитивную динамику развития фонологической компетенции и минимизацию произносительных трудностей.
Обязательным условием успешности формирования полноценной выразительной устной речи является эмоциональное подкрепление успехов, воспитание у ребёнка уверенности в достижении цели, направленности на активное использование сформированных навыков в ра различных доступных формах общения.
Учебно-методическое обеспечение
- Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков. Учебник для специальных (коррекционных) школ 5 вида.1 класс/ М. : АРКТИ, 2012г.
- Н.С.Жукова. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи./ М.:ЭКСМО,2015г.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.; 2006.
- Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Просвещение. 1995.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с ОНР. Воспитание и обучение. М.: Аркти. 1999.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: Аркти. 2000.
- Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие. Ростов-на Дону: Феникс,2015г.
- Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения. М: Айрис Пресс. 2014.
Демонстрационные пособия
Картинки для выполнения артикуляционных упражнений и массажа.
Картинки для организации упражнений по развитию фонематического слуха и восприятия.
Сюжетные картины.
Схема характеристики гласного звука.
Условный знак гласного звука.
Схема гласных 1-го и 2-го ряда.
Схемы деления на слоги с постановкой ударения.
Схема характеристики согласного звука.
Условный знак согласного звука, слога-слияния.
Условные знаки твердого и мягкого согласного звука.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
Интернет-ресурсы
- www.it – nt.ru
- www.collection.egu.ru
- www.uchportat.ru
- www.Rusedu.ru
- www.nash.class.ru
- СD Уроки Кирилла и Мефодия.
- festivat.1.september.ru
- http://logopediya.com/
- http://www.logoped.ru/
- http://www.solnet.ee
- http://defectolog.ru
- http://www.boltun-spb.ru
- http://www.logopunkt.ru
- http://www.pedlib.ru/
- http://www.logopedmaster.ru/
Содержание учебного материала
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Формирование представлений о речи и звуках речи | 6 ч |
2. | Гласные звуки | 7 ч |
3. | Согласные звуки | 12 ч |
4. | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании со звуками [и], [ы] | 4 ч |
5. | Дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными буквами и мягким знаком | 15 ч |
6. | Дифференциация шипящих, свистящих, фрикативных звуков | 3ч |
7. | Дифференциация звонких и глухих согласных звуков | 6 ч |
8. | Звук и буква Й. | 4 ч |
9. | Дифференциация шипящих, свистящих звуков и аффрикат | 6 ч |
10. | Итоговое повторение | 1 ч |
ИТОГО | 64 ч |
Календарно – тематическое планирование учебного материала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий для ребёнка с ОВЗ по типу 5.1
Методика предусматривает проведение занятий в индивидуальной форме. Занятия проводятся в течение учебного года 2 раза в неделю 30-35 минут в 1 классе.Данная программа заключается в том, чт...
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционно-развивающим занятиям 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по математике для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа создана для учащихся с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Математика" (М.И. Моро, 2016). УМК "школа России"...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно -развивающих занятий по русскому языку для обучающихся c ОВЗ в общем классе, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "русский язык" во 2 классе ( УМК Школа России, уч. В.П. Канакина, 2016 г.)...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению для детей c ОВЗ, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Литературное чтение" -2 класс (УМК Школа России, уч. Л.Ф.Климанова, 2016 г.)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса коррекционно – развивающейся области «ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства дет...
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов
Данная программа является адаптированным вариантом для детей имеющих сложную структуру дефекта программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащ...