Нарушение моторики при заикании
статья по логопедии (1 класс) на тему
Многими исследователями особое значение придавалось связям речи и состояния общей моторики при заикании. В.А. Гиляровский отмечает, что запоздалое развитие речи может являться частичным проявлением общего недоразвития моторики. При исследовании моторики заикающихся детей, М.Ф. Брунс пришла к выводу, что у детей с данной патологией имеется выраженная отсталость в общем моторном развитии. Анализируя особенности моторики заикающихся школьников, В.И. Дресвянников указывал, что развитие моторики и экспрессивной речи у ребенка происходит в тесном единстве. Он пришел к выводу, что под влиянием коррекционной работы моторика и речь изменяются почти параллельно друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_narushenie_motoriki_pri_zaikanii.docx | 14.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Многими исследователями особое значение придавалось связям речи и состояния общей моторики при заикании. В.А. Гиляровский отмечает, что запоздалое развитие речи может являться частичным проявлением общего недоразвития моторики. При исследовании моторики заикающихся детей, М.Ф. Брунс пришла к выводу, что у детей с данной патологией имеется выраженная отсталость в общем моторном развитии. Анализируя особенности моторики заикающихся школьников, В.И. Дресвянников указывал, что развитие моторики и экспрессивной речи у ребенка происходит в тесном единстве. Он пришел к выводу, что под влиянием коррекционной работы моторика и речь изменяются почти параллельно друг другу.
Связь общей моторики и речи позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики.
При заикании отмечается многообразие моторных нарушений. У некоторых заикающихся детей можно выявляют моторную одаренность выше своего возраста примерно на 3 месяца. При общей моторной одаренности у заикающихся детей в мимической моторике обнаруживается недостаточность. Но у большинства заикающихся детей имеется отставание в развитии моторики от 4 месяцев до почти 5 лет. Нарушения касаются общей и мимической моторики, а также орального праксиса.
Органические нарушения моторной функции проявляются как:
– тремор, гиперкинезы, фасцикулярные и фибриллярные сокращения языка;
– симптомы выпадения. При этом невозможно производить простые упражнения;
– атактические расстройства. При этом невозможно сразу выполнить то или иное движение;
По состоянию моторики Н.С. Самойленко выделяет четыре группы заикающихся детей дошкольного возраста:
– дети, которые имеют нарушения ритма, темпа, ориентировки, мышечного тонуса и коллективных взаимоотношений. При этом активность и внимание не нарушены. Недочеты моторики быстро проходят.
– дети слабо одаренные в моторном отношении. В их движениях нет быстроты, точности, ловкости. Темп замедленный, активность пробуждается постепенно, внимание вялое, инициативы почти никакой. Усвоение заданий требует длительной проработки. Могут быть случаи легкой моторной отсталости.
– дети с сильной мышечной заторможенностью часто отказываются от коллективных игр, предпочитая играть в одиночку, с серьезным лицом, не проявляя никаких эмоций, отказываются от активных ролей. Сроки работы с ними длительные.
– дети с обилием бесцельных движений, моторно возбудимые. Спокойное положение для них трудно выполнимо. Мышечный тонус несколько напряжен, наблюдается повышенное эмоциональное отношение к игре. Бег и прыжки их сильно возбуждают. Активность чрезвычайно повышена. Работа с такими детьми длительная, результаты не всегда положительные.
М.Ф. Брунс обнаружила корреляцию между тонической (клонической) формой заикания и особенностями моторики. Она подчеркивала, что «корригирующая гимнастика должна сообразовываться с формой заикания».
В исследованиях Г.А. Волковой показано, что у некоторых заикающихся детей 4 – 6 лет моторика не нарушена, но у большинства же детей имеются разнообразные и многочисленные нарушения тонкой произвольной моторики рук и пальцев, мимических мышц, общей моторики, а также орального праксиса. Преобладают нарушения моторной функции в форме скованности, хаотичности движений, некоординированности, общего моторного напряжения, расторможенности, замедленной переключаемости движений, двигательного беспокойства.
Довольно часто моторные отклонения у детей с заиканием находятся в прямой зависимости от таких психических процессов, как недостаточная гибкость переключения, неустойчивость внимания, повышенная возбудимость ребенка или его заторможенность.
Исследования чувства ритма, координации и переключаемости движений у заикающихся детей показали, что при повышении степени заикания увеличивается выраженность нарушения моторики. Чаще всего нарушения в области моторики возникают у заикающихся детей с тоническим типом судорог.
Таким образом, степень нарушения моторики прямо пропорциональна степени тяжести заикания. Анализ исследований моторики у заикающихся дошкольников показывает разнообразие критериев оценки моторного состояния детей. Исследователи использовали в качестве критериев оценки моторики заикающихся форму заикания, тяжесть проявления, темп движений, нарушения эмоционально – волевой сферы, поведение в игровых ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта».
«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта»....
"Учимся писать! Обучение письму детей с нарушениями мелкой моторики ."
О целях задачах, стоящих перед учителем при обучении обучающихся с нарушениями мелкой моторики рук....
Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »
Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....
Коррекция нарушений мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики у детей с интеллектуальными нарушениями
Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики, проходит в следующих направлениях: Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами...
Презентация «Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушений темпо-ритмической организации речи (заикание) в условиях школьного логопедического пункта»
Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое ...
Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики для детей с интеллектуальными нарушениями
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, по...
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … с нарушением темпо-ритмической организации речи (заиканием)
В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...