Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики для детей с интеллектуальными нарушениями
консультация
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya_melkoy_motoriki.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики для детей с интеллектуальными нарушениями
Пальчиковая гимнастика основа для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движения рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологически активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
На мой взгляд, наиболее рациональными способами развития мелкой моторики являются пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.
Упражнения, используемые при проведении пальчиковой гимнастики, дают пальцам полноценный отдых, кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, готовят к овладению детьми с умственной отсталостью навыками письма, а весёлые стишки помогают ученикам снять эмоциональное напряжение.
Мои приёмы пальчиковых игр для развития мелкой моторики оказывают положительное воздействие на речевое развитие у детей, повышают работоспособность учащихся на уроках и улучшают качество образовательного процесса.
Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка. Пальчиковые и жестовые игры дают возможность учителям радовать их, и вместе с тем, развивать мышление, речь и воображение. Пальчиковые и жестовые игры, предполагающие тактильное взаимодействие, формируют и укрепляют теплые взаимоотношения. Выразительное пение, красивые мелодии нравятся детям, развивают музыкальный слух и память и позволяют проводить занятия весело и эффективно. Психологи и педагоги давно установили, что пальчиковая гимнастика вырабатывает у детей внимательность и способность сосредотачиваться.
Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики, проходит в следующих направлениях:
∙ Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами).
∙ Самомассаж.
∙ Игры с мелкими предметами (шариковая ручка, карандаш, маленький мяч, колючий мяч, прищепки, эспандер, су-джок).
∙ Пальчиковые игры со стихотворным и музыкальным сопровождением.
∙ Пальчиковые кинезиологические упражнения.
∙ Пальчиковые игры на основе сказок.
- Пальчиковые, артикуляционные, дыхательные гимнастики.
- Пальчиковая гимнастика для развития мышечного тонуса, координации движений и ориентировки в пространстве.
Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики можно разделить на три части:
1. Пальчиковая гимнастика;
2. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов;
3. Отработка графических навыков (рисование линий, рисование по точкам, штриховка, раскрашивание, обводка и т.д).
Коррекционную работу мы ведем по следующим направлениям:
1. Развитие кинестетического праксиса (удерживание позы);
2. Развитие динамического праксиса (переключение с одного движения на другое);
3. Смысловая организация движений (проговаривание).
Рекомендуется проводить следующие упражнения:
1. Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами);
2. Упражнения на расслабление (“погладим котёнка”, “маляр” и др.);
3. Нейропсихологическое расслабление:
• массаж;
• упражнения для удержания позы.
• упражнения на переключение позы: “зайчик-пальчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в гнезде, чашка, улитка, цветок, колокольчик, бочонок, солнце” и д.р.
4. Упражнения на ритмическую организацию движений.
Примечание: когда ребёнок производит ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и височных долях головного мозга возникает усиление электрических колебаний и как следствие - развитие речевых функций.
• хлопки;
• постукивание палочками;
• ритмичные щелчки;
• специальные упражнения без речевого сопровождения (пальчиковая гимнастика);
• игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками.
Разработаны специальные комплексы упражнений пальчиковых игр по коррекции мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта
- пальчиковые игры для развития и совершенствования ручной моторики;
- упражнения на развитие и совершенствования динамической координации движений;
- упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость;
- упражнения на развитие подвижности и гибкости рук;
- пальчиковая гимнастика для развития мышечного тонуса, крупной моторики, координации движений и ориентировки в пространстве;
- пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастики;
- пальчиковая гимнастика для развития внимания, памяти и ритма;
- самомассаж;
- стихи и загадки руками;
- пальчиковая гимнастика по сказкам, кукольный театр;
- пальчиковые игры с предметами (шариковая ручка, карандаш, прищепки, мяч маленький, колючий мяч, су-джок, эспандер).
Коррекционно-развивающая работа осуществляется поэтапно с последующим усложнением разнообразных видов пальчиковой гимнастики.
Присущие детям с нарушением интеллекта грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учимся писать! Обучение письму детей с нарушениями мелкой моторики ."
О целях задачах, стоящих перед учителем при обучении обучающихся с нарушениями мелкой моторики рук....
Консультация для родителей . «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять....
Коррекция нарушений мелкой моторики средствами пальчиковой гимнастики у детей с интеллектуальными нарушениями
Коррекция нарушений мелкой моторики, средствами пальчиковой гимнастики, проходит в следующих направлениях: Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами...
«Значение пальчиковой гимнастики для детей младшего школьного возраста. Развитие мелкой моторики».
laquo;Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, ...
Наглядность как средство развития речи у детей с интеллектуальными нарушениями
Наглядность - есть особое свойство психических образов, создаваемых человеком. Образы, обладающие этим свойством, называются наглядными. Для создания у обучающихся наглядных образов изучаемых объектов...
БРОШЮРА: "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ".
Комплекс упражнений по развитию мелкой моторики....
«Коррекция нарушений мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на уровне начального образования»
Рассмотрим вопросы и дадим рекомедации о том, как формируется общая и мелкая моторика детей в системе обучения и воспитания у обучающихся с умственной отсталостью....