Дифференциация звуков и букв б, д в слогах и словах.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Тема: Дифференциация звуков и букв б, д в слогах и словах.
Задачи:
Совершенствовать оптико-простанственные представления, умение объяснять.
Развивать навыки чтения и письма; мелкую моторику пальцев рук.
Формировать навыки звукобуквенного анализа, слогового анализа слов.
Способствовать развитию грамматически правильной речи.
Закреплять знания о написании предложений, развивать умение анализировать предложения по словам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_gruppovogo_logopedicheskogo_zanyatiya_po_korrektsii_smeshannoy_disgrafii_2_klass.docx | 411.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии 2 класс
Составила:
учитель-логопед О.Н. Шипелёва
Тема: Дифференциация звуков и букв б, д в слогах и словах.
Цель: Учить различать буквы б-д при письме и чтении.
Задачи.
Совершенствовать оптико-простанственные представления, умение объяснять.
Развивать навыки чтения и письма; мелкую моторику пальцев рук.
Формировать навыки звукобуквенного анализа, слогового анализа слов.
Способствовать развитию грамматически правильной речи.
Закреплять знания о написании предложений, развивать умение анализировать предложения по словам.
Универсальные учебные действия, формируемые на занятии:
личностные УУД:
- мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- положительный интереса к изучаемому предмету;
регулятивные УУД:
- умение высказывать свое предположение,
- принимать и сохранять учебную задачу;
коммуникативные УУД:
- слушать и понимать других,
- работать самостоятельно;
познавательные УУД:
- находить и структурировать информацию,
- представлять информацию письменно, кодировать и перекодировать ее,
- на основе анализа объектов делать выводы, обобщать, классифицировать по признакам.
Материал:
Игра « Буквенные цепочки» (б → д в → о → с → х),
Карточка со словами ( в прозрачном файле, маркеры с рукописными слогами ( для каждого ребенка),
Таблица с рукописными слогами,
Игра «Предметные картинки»,
Игра «Алфавит»,
Игра «Путешествие по предложениям»,
Игра «Лабиринт», маркер ( для каждого ребенка),
Цветные кружки.
План занятия.
Организационный момент.
Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснить.
Логопедическая часть занятия:
Повторение артикуляции и характеристики звуков [ б], [ д], написания букв б, д.
Развитие навыков чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.
Развитие навыков звукобуквенного анализа.
Лексико - грамматическая часть занятия.
Формирование оптико-пространственных представлений, работа с деформированными предложениями.
Анализ предложений с ориентацией на координаты.
Развитие мелкой моторики.
Итог занятия.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять
На стенд выставляется карточка из игры « Буквенные цепочки» б-д-в-о-с-х
- Ребята, назовите буквы, написанные на карточке. Как из одной буквы получить другую.
− Что для этого нужно сделать? (убрать верхний или нижний, правый или левый элементы, добавить … элементы с правой или левой стороны, сверху или снизу)
- Логопедическая часть занятия
- Повторение артикуляции и характеристики звуков [б], [д], написания букв б, д
− Наше занятие посвящено двум звукам. Это звуки [б], [д].
− Что общего у звуков [б], [д]? (это звонкие согласные, т. е в их произношении участвуют голос и шум. Эти звуки могут быть твердыми или мягкими)
− Чем различаются звуки [б], [д]? ( при произнесении звука [б] воздух встречает на своем пути преграду – губы, а при произнесении звука [д] – язык, поднимающийся к твердому небу)
− Чем похожи буквы б, д? (в их состав входит элемент «овал», обе буквы состоят из двух элементов)
− Чем различается написание этих букв? (у буквы «б» второй элемент смотрит вверх, а у буквы «д» − вниз. У буквы «б» второй элемент – «вертикальная палочка, смотрящая вправо», а у буквы «д» − «палка с длинной петлей внизу»). Ребята, назовите буквы, написанные на карточке.
- Развитие мелкой моторики
Сейчас я раздам вам поле, на котором из фишек одного цвета выложен одинаковый элемент для обеих строчных букв – овал. А вы должны будете с помощью фишек другого цвета превратить свои овалы в букву б или д (выполнение задания чередуется – один ребенок выкладывает букву б, другой – д)
Развитие навыка чтения и письма, двигательных способностей кисти руки.
− Перед каждым из вас карточка в прозрачном файле. Прочитайте словами. Обведите те слова, в состав которых входит буква б. Куда смотрит второй элемент у буквы б? (вверх)
(Слова: дельфин, болт, белка, д, арбуз, в, сова, океан, юла, с, дрозд, о, ива, человек, улица, ночь, дятел, эхо, питон, бабочка, лимон, эльф).
- Формирование навыков слогового анализа
На доске находится таблица с рукописными слогами
Ба-да
бо-до
бу-ду
бы-ды
бда-бдо
дбе-дбя
бди-бды
− Что написано в таблице? (слоги с буквами «б», «д»)
− Что такое слог? ( часть слова, в которой обязательно присутствует гласная)
Дети хромом читают слоги, определяют в каком из них находятся буквы б, д.
(Выставляется на стенд карточку « Предметные картинки»
− Назовите картинки (рыба, бабочка, жеребенок, шуба, звезда, арбуз, автобус, карандаш, дерево, удочка).
− Выделите в названиях этих слов слоги с буквами б, д. (дети называют).
− Разделите тетрадный лист пополам. В первый столбик запишите слоги, а во второй – слова.
ба рыба
ба, боч бабочка
бё жеребенок
ба шуба
да звезда
буз арбуз
бус автобус
даш карандаш
де дерево
доч удочка
− Подчеркните буквы б, д. Букву, у которой второй элемент смотрит вверх, − одной чертой, букву, у которой второй элемент смотрит вниз, − двумя чертами.
− Сколько черточек будет под буквой б? (1) Под буквой д? (2)
- Развитие звукобуквенного анализа
Выставляет на стенд карточку с игрой « Алфавит»
а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
к | л | м | н | о | п | р | с | т | у | ф |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
х | ц | ч | ш | щ | ъ | ы | ь | э | ю | я |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
− А теперь поиграем. Перед вами игра « Алфавит». Посмотрите, каждой букве алфавита соответствует какая - то цифра или число. Назовите цифру, которая соответствует букве а(1), букве б (2), букве д (5) и т.д.
− Разгадайте слово, ориентируясь на числа в таблице « Алфавита».
Например:
2, 16, 18 (бор) 2, 1, 18, 19 ( берег)
18, 29, 2, 1 (рыба) 5, 16, 4 (дог)
5,16, 14 (дом) 5, 33, 20, 6, 13 (дятел)
21, 5, 1, 3 (удав) 2, 21, 19, 29 (бусы)
5, 29, 15, 33 ( дыня) 5, 33, 5, 33 (дядя)
− А теперь вы сами загадайте слова. Помните, что в них обязательно должны быть звуки [б], [д] или [б‘], [д‘] (варианты ответов детей).
- Лексико-грамматическая часть занятия
- Формирование оптико-пространственных представлений, работа с деформированными предложениями с ориентацией на координаты.
− Сейчас мы отправимся в путешествие по предложениям, вам будут называть координаты, на месте их пересечения положите цветные кружки. Прочитайте найденные слова, составьте из них предложение.
цифры | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
буквы | ||||||
А | рано | ищет | хочет | ест | лесу | шкурой |
Б | запасти | ходит | в | корешки | тёплую | медведь |
В | спать | ложится | медведь | под | по | осенью |
Г | бурый | ещё | жир | косолапый | ягоды | берлогу |
Например.
Г 1, Б 6, В 6, Б 2, В 5, А 5 – Бурый медведь осенью ходит по лесу.
Г 2 , А 1, В 2, В 1, Б 3, Б 5, Г 6 – Еще рано ложиться спать в теплую берлогу.
В 3 , А 3, Б 1, В 4, А 6, Г 3 – Медведь хочет запасти под шкурой жир.
Г 4, А 4, Г 5, А 2, Б 4 – Косолапый ест ягоды, ищет корешки.
- Анализ предложений
− Играя в « Путешествие по предложениям», про кого мы узнали? ( Про медведя). Что делал медведь? Почему он не ложился спать? Как называется место, где зимует медведь?
− Попробуйте на слух определить количество предложений.
Например.
Поздняя осень. Бродит по лесу бурый медведь. Косолапый ищет ягоды, корешки. Мишке необходимо подкопить жирую Всю зиму будет спать медведь в теплой берлоге. Без запаса жира он проснется. Голодный медведь опасен для человека, и для зверей.
− Сколько предложений в тексте? (7)
− Сделайте схемы для каждого предложения.
− Впишите буквы б, д в те слова, в которых они встречаются. Помните, что у буквы б второй элемент смотрит вверх, а у буквы д – вниз.
Уточняется наличие буквы д в слове поздняя. Уточняется правописание буквы д в конце слова.
V. Развитие мелкой моторики
Логопед раздает листы с игрой « Лабиринт»
− У каждого из вас лабиринт. Пройдите путь по лабиринту. Сначала зрительно определите путь прохождения, а потом обозначьте его с помощью маркера.
VI. Итог занятия
− Какие звуки и буквы мы изучали на занятии? Какие задания мы сегодня выполняли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 4 классе (VII вид) Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Цель логопедического занятия: учить различать буквы Б-Д при письме и чтении. Представлена учителем-логопедом презентация по коррекции оптической дисграфии и презентация по гимнастике для глаз с музыка...
Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Данный конспек логопедического занятия содержит цель-различение букв «б- д» на письме и при чтении,в котором поставлены задачи:1. Развитие зрительно-пространственных представле...
Дифференциация звуков и букв д-т в слогах, словах, предложениях
Подгрупповое логопедическое занятие по теме Гласные. Слог+презентация...
Конспект логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звуков и букв «б», «д» в слогах, словах, предложениях».
Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении....
Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»
Цель занятия: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы т - д в устной и письменной речи....
Презентация к уроку:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях.»
Цель занятия: Систематизировать знания и тренировать умения дифференцировать звуки и буквы т - д в устной и письменной речи....
Конспект группового логопедического занятия по коррекции смешанной дисграфии во 2 классе. Тема: Дифференциация звуков и букв Б-Д в слогах, словах и предложениях.
Занятие разработано с учетом требований ФГОС. На данном занятии, помимо традиционных коррекционных методов и приемов работы, применялись интерактивные компьютерные технологии (мультимедийно...