Логопедический праздник: "Мастерская слова"
план-конспект по логопедии на тему

Юлия Александровна Орлова

Тип занятия: повторение и обобщение изученного материала

Цель занятия: повторение и закрепление изученного материала, и использование приобретённых знаний  и умений в практической деятельности.

Задачи:

  • Образовательные: совершенствовать навыки лексико-грамматического строя речи; выполнения артикуляционных упражнений; создавать эмоционально-позитивный настрой,  дух соревнования; привитие стремления познавать новое и привитие интереса к логопедическим занятиям.
  • Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, фонематический слух, мыслительную деятельность через составление слов, речевое дыхание, активизировать словарный запас, формировать навыки сотрудничества, развивать диалогическую речь детей; поощрять речевую активность детей-логопатов.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятию, умение слушать товарища, коллективизм, умение вести себя культурно на празднике, вырабатывать контроль над собственной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_slova_2017.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

Группа (учащиеся 1 – 7 классов)

Тема занятия: «Мастерская слова»

Тип занятия: повторение и обобщение изученного материала

Цель занятия: повторение и закрепление изученного материала, и использование приобретённых знаний  и умений в практической деятельности.

Задачи:

  • Образовательные: совершенствовать навыки лексико-грамматического строя речи; выполнения артикуляционных упражнений; создавать эмоционально-позитивный настрой,  дух соревнования; привитие стремления познавать новое и привитие интереса к логопедическим занятиям.
  • Коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, фонематический слух, мыслительную деятельность через составление слов, речевое дыхание, активизировать словарный запас, формировать навыки сотрудничества, развивать диалогическую речь детей; поощрять речевую активность детей-логопатов.

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятию, умение слушать товарища, коллективизм, умение вести себя культурно на празднике, вырабатывать контроль над собственной речью.

Виды детской деятельности:

  • игровая;
  • двигательная;
  • коммуникативная.

Оборудование:  интерактивная доска и презентация к занятию, магнитная доска, запись музыки Шаинского «Игра», музыка «КВН», «Учат в школе» (минусы), эмблемы участников, наглядный раздаточный материал.

Логопедический праздник: "Мастерская слова"

Ход занятия

I. Организационный момент

 Логопед:

- Дорогие ребята, уважаемые учителя, логопедическое занятие объявляется открытым. (Звучит мелодия  «КВН»)  

Логопед: Слайд № 1.

- Всем! Всем! Всем! Начинаем наш КВН!

Логопед:

Сегодня в нем участвуют две команды. Поприветствуем аплодисментами участников игры: Слайд № 2. команда «Всезнайки»,  Команда «Знатоки», капитан... (Дети под музыку В. Шаинского «Игра» рассаживаются на места.)  

Логопед:

- Наш КВН  пройдёт под названием «Мастерская слова». На этом занятии вы покажите свои умения в правильности произношения и употребления звуков, букв, слов, предложений в своей речи и, конечно же, покажите свои знания в области русского языка.

1. Чтец:

Нам красиво говорить
В школе пригодится!..
Чтобы острословом быть –
Нужно поучиться!

Логопед: Для этого вам понадобятся сегодня дружба, сообразительность и находчивость.  Мы просим вас, ребята, быть организованными, не кричать и не шуметь во время проведения КВН.  А объективное и уважаемое жюри будет оценивать выполнение ваших различных заданий и в конце занятия будет подведён итог. Желаю командам удачи!

2. Чтец:

Мы весёлые ребята

И не любим мы скучать,

С удовольствием сегодня

Будем в КВН играть.

3. Чтец:

И пусть острей кипит борьба,

Сильней соревнование,

Успех решает не судьба,

А только наши знания.

4. Чтец:

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет:

Сегодня будет дружба

Вла-ды-чи-цей побед.

II. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика

 1. Логопед: Слайд № 3.- Прежде чем начать КВН, поупражняемся и разомнём наши язычки, щёчки, губки, выполним артикуляционную гимнастику. (Логопед проводит гимнастику «Горка», «Качели», «Чашечка», «Улыбка- трубочка», «Лопаточка».)  

2. Логопед: Слайд № 4. Не забудем и о дыхании. (Логопед проводит гимнастику «Каша» Слайд № 5, «Гласные 1 и 2 ряда» Слайд № 6.)  

III. Актуализация знаний

1 конкурс

Игра «Скажи наоборот» Слайд №7.

Дорога широкая, а тропинка...                          Пластилин мягкий, а камень...
Чай горячий, а мороженое...                              Кисель густой, а компот...
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет...          Днем светло, а вечером...
мокрый – (сухой)                                                       твёрдый – (мягкий)

начало – (конец)                                                       ночь – (день)

чистый – (грязный)                                             трусливый – (храбрый)                          

подниматься – (опускаться)                               давать – (отнимать)    

                     

2 конкурс Слайд № 8.

Игра «Логопедическая ромашка»

(Дети собирают ромашку, на лепесточках которой картинки, в названии которых слова со звуком – Р, другая команда – слова со звуком – Л)

3 конкурс Слайд № 9.  Игра «Чтение чистоговорок и скороговорок»

Звуки и буквы Ш-С

Шёл вчера по лесу Мишка,

На него упала шишка.

А на нас, а на нас

Пусть сорвётся ананас.

----------------------------------

Звук и буква В-Р

У Вари на бульваре варежки пропали,
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане варежки Варвара. 

--------------------------------------------------------------

Звук и буква Щ

Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

---------------------------------------

Звуки и буквы Ч-Л

Мила куколку качала,

Чтобы долго не кричала.

В одеяло завернула,

Чтобы куколка уснула.

----------------------------------

Звуки и буквы Б-Л

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

----------------------------------

Звук и буква З

Завиток на завиток, закрывается замок.

-------------------------------------

4 конкурс Слайд № 10.

Игра «Живые звуки» (детям раздаются комплекты букв, они должны составить и встать по порядку, чтобы образовать слово)

               Г, Н, К, А, И (книга)                                                        А, К, Ш, Л, О (школа)  

                                                                     

IV. Физминутка   «Кто самый внимательный?» Слайд № 11

Дети должны поднимать руку только тогда, когда педагогом названо то, что бывает в школе.

Слова: класс, снег, перемена, блокнот, звонок, учебник, мороженое, коляска, доска, одеяло, мел, тетрадь, ручка, игрушки, урок, парта, учитель, кукла, карандаш, пенал, собака, ученики, санки, портфель, линейка, циркуль, картон, корзина, шишка, дневник.

VI. Психологический настрой. Слайд № 12

«Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что вы лежите на красивой поляне. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Светит яркое солнышко. Один тёплый лучик упал на ваше лицо. Лицо стало тёплым и расслабилось. А луч света пошёл гулять дальше по вашему телу. Вам хорошо и приятно греться на солнышке. Вокруг зелёная трава, вдалеке большой лес, поют птицы. Вы чувствуете, какая тёплая земля. Земля вам даёт силу и уверенность. Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение уходит. Ещё раз вдох и выдох... На счёт 5 вы вернётесь обратно. 1 – вы чувствуете, как хорошо лежать и отдыхать. 2,3,4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь полные сил и уверенности.

VI. Актуализация знаний

5 конкурс Слайд 13

Игра «Собери картинку»

(Команды складывают разрезные картинки и отгадывают, что на них изображено. Побеждает команда, первая выполнившая задание.)

6. Конкурс «Загадки». Слайд 14

-Отгадайте загадки. Скажите, сколько в слове отгадке звуков и букв?

                                К.1 Всегда он в работе,

                                      Когда мы говорим,

                                        А отдыхает,

                                     Когда мы молчим.

                                        ( язык – 5 звуков, 4 – буквы.)

К.2 Полежала между елками

Подушечка с иголками.

Лежала, лежала

Потом вдруг убежала.

( ежик – 5 звуков, 4 – буквы.)

                       

                К.1В этой букве нет углов

                   И она бы укатилась,

                        Если масса разных слов

                                        Без неё бы обходилась. (буква О)

К.2 -У картавого Володи

Эта буква не выходит,

И, конечно, очень странно,

Но выходит у Полкана. (буква Р)

                                  К.1  На окошке — пруд,

                                                                            В нём рыбёшки

                                                                            У стеклянных берегов

                                                                             Не бывает рыбаков. (Аквариум)

(Назовите ударный слог и ударную гласную в слове- отгадке.)

  ( Назовите твёрдые согласные в этом слове.)

К.2 Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

( Сколько слогов в слове-отгадке?)

( Можно ли переносить это слово с одной строки на другую?)

7 конкурс Слайд 15

Игра «Доскажи словечко»

(Команды по очереди добавляют слова к двустишию.)

1 к. Помогать я маме буду

Сама вымою…(посуду).

2 к. Из скорлупки без пелёнок

Вылез жёлтенький…(цыплёнок).

1 к.Чтоб “дышали” летом ножки,

Надевайте…(босоножки).

2 к. Получилась чтоб причёска,

Честно трудится…(расчёска).

1 к. В огороде, в старом баке,

Громко квакают…(не собаки, а лягушки).

2 к. Попросила мама Юлю,

Ей чайку налить…(не в кастрюлю, а в чашку).

1 к. Просит бабушка Аркашу

Из редиски скушать…(не кашу, а салат).

2 к. Мы отличные художницы.

В краски мы макаем…(не ножницы, а кисточки).

8  конкурс Слайд 16

Игра «Гонка за лидером»

(Логопед задаёт командам по очереди по 5 вопросов.)

Вопросы для первой команды:

В каком месяце дети идут в школу? (в сентябре)

Третий день недели? (среда)

Перерыв между уроками? (перемена)

Что больше: 10 или 15? (15)

Здание, где учатся дети? (школа)

Вопросы для второй команды:

Домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)

Школьная сумка? (портфель, ранец)

Сколько времён года? (4)

Сколько дней в недели? (7)

Человек, который учится в школе? (ученик)

9 конкурс Театральный. Слайд 17

Инсценировка «Сказка про козу…»(Слайд 18)

Слова рассказчика : Жила – была одна Хозяюшка и была у нее Коза. Отправилась как – то раз Хозяюшка на базар, а Козе строго – настрого наказала…
Слова Хозяйки 
– Не усни, Коза! Не закрой глаза! Мне, хозяйке, служи, сиди – сторожи капусту, гусенка и поросенка (
Слайд19)
Слова рассказчика
– Только ушла Хозяйка, а к Козе Заяц пожаловал. Стучит
Слова Козы
– Не стучи, злой зверь! Я закрыла дверь. Я Хозяйке служу. Я сижу – сторожу капусту, гусенка и поросенка.
Слова Зайца – Успокойся, Коза! Ты поспи, закрой глаза. Я Хозяйке послужу, за тебя посторожу капусту. 
Слова Козы 
– Вот спасибо за заботу!
Слова Зайца 
– Заплати мне за работу.

Слова Козы 
– Возьми сапоги. 
Слова Зайца 
– Возьму и сапоги, и зонтик.

Слова рассказчика 
– Не успел Заяц ускакать, а в дверь уже Лисонька стучит.

Слова Козы 
- Не стучи, злой зверь! Я закрыла дверь. Я Хозяйке служу. Я сижу – сторожу гусенка, поросенка.

Слова Лисы 
– Успокойся, Коза! Ты поспи, закрой глаза. Я Хозяйке послужу, за тебя посторожу гусенка. 

Слова Козы 
– Вот спасибо за заботу!
Слова Лисы 
- Заплати мне за работу.
Слова Козы 
– Возьми сумочку.
Слова Лисы 
– Возьму и сумочку и зеркальце.

Слова рассказчика 
– Не успела Лиса убежать, как в дверь уже Волк стучит.
Слова Козы 
– Не стучи, злой зверь! Я закрыла дверь. Я Хозяйке служу. Я сижу – сторожу поросенка.
Слова Волка 
– Успокойся, Коза! Ты поспи, закрой глаза. Я Хозяйке послужу, за тебя посторожу поросенка.
Слова Козы 
– Вот спасибо за заботу!
Слова Волка 
– Заплати мне за работу.
Слова Козы 
– Возьми свисток.

Слова Волка 
– Возьму и свисток и часы.

Слова рассказчика 
– Только Волк убежал, Хозяйка с базара вернулась. Стучит.

Слова Козы 
– Не стучи, злой зверь! Я закрыла дверь. Я Хозяйке служу … Что же я сторожу? 
Слова рассказчика 
– Видит Коза – кругом пусто; Заяц унес… (капусту), Лиса …(гусенка), Волк …(поросенка). А хозяйское добро Коза им сама раздала…( и зонтик, и сапоги, и сумочку, и свисток, часы). Испугалась Коза, что Хозяйка ее накажет, и бросилась бежать, куда глаза глядят.

Паучок и пчела  (Слайд20)

(звуки Ч, Л)

- Кто это ночью плачет на даче?

- Это я, паучок, намочил я колпачок,

В чай упал я ночью,

чайник для меня, как бочка.

- Я, пчела, помочь готова:

Вот бечёвка, вот калач,

Вот печенье, а вот мяч,

Только, паучок, не плачь!

- Мне, пчела, чуть-чуть полегче,

Не мечтал я о таком.

Ты лети ко мне на печку,

Угощу тебя чайком!

Рыжий кот и старушка-говорушка (Слайд 21)

(звук Р)

- Рыжий кот,

Вернись к старушке,

Одинокой говорушке!

- Ни за что я не вернусь,

Под забором я свернусь:

По утрам и вечерам

В твоем доме та-ра-рам!

- Не ходи ты под забор,

С кем вести мне разговор?

У старушки – говорушки

Рыжий кот – одна подружка!

- Я вернусь, но –

Чур-чур-чур! – не ругать меня

За мур-мур-мур!

 

1.  Логопед:

Теперь вы говорите все понятно,

И посмотреть на вас приятно.

Дорогие гости,

Вашему вниманию

Мы предлагаем жюри

Подвести итоги соревнования.

Песня Шаинского «Игра» (Слайд 22 )

VII. Подведение итогов (Слайд 23)

 - Вот и подошёл к концу наш логопедический праздник . Ребята, вам понравилось участвовать в КВНе . А  какие конкурсы вы запомнили и что вам больше всего понравилось?

     Награждение отдельных ребят грамотами и команд сладкими призами.

 -Я желаю вам всегда правильно произносить звуки, чётко и понятно говорить и научиться слушать собственную речь. Говорите правильно и красиво!

Вам нужно научиться звуки слышать
Тяжёлым языком своим владеть.
Чтоб толк из вас не только в школе вышел,
Чтоб в жизни многое смогли суметь,
И выполняйте логопеда все советы,
Чтоб правильная речь у вас была.

От  1  до 3  баллов

Название конкурса

Команда

«Знайки»

Команда

«Грамотеи»

1. «Скажи наоборот»

2. «Логопедическая ромашка»

3. «Чтение чистоговорок и скороговорок»

4. «Живые звуки» 

5. «Собери картинку»

6. «Загадки»

7. «Доскажи словечко»

8.  «Гонка за лидером»

9. «Театральный»

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Логопедическое занятие "Образование слов при помощи суффиксов

Фронтальное занятие для учащихся 2-3 классов с тяжелыми нарушениями речи....

Логопедическое занятие "Родственные слова"

В связи со стремительно возрастающим объёмом информации, используемой в практической жизни, необходимо направить   учащихся  коррекционной школы на главное - ум...

Логопедический проект "Родственные слова"

Творческо-исследовательский проект, направлен на формирование у детей словообразовательных навыков,на совершенствование устной речи будущих школьников, способствует первоначальному ознакомлению ребёнк...

Логопедический проект "Родственные слова"

Творческо-исследовательский проект, направлен на формирование у детей словообразовательных навыков,на совершенствование устной речи будущих школьников, способствует первоначальному ознакомлению ребёнк...

конспект логопедического занятия "Правописание слов с разделительным мягким знаком".

Конспект логопедического занятия, проведённого в подгруппе учащихся  4 класса, имеющими логопедическое заключение: смешанная форма дисграфии (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синт...

Приставки. Логопедическое занятие. Образование слов противоположного значения при помощи приставки.

Тема: Образование слов противо­положного значения при помощи приставок.Цели: 1) Учить образовывать новые слова при помощи приставок через собственные действия.2) Учить заменять приставки, придавая сло...