Приставки. Логопедическое занятие. Образование слов противоположного значения при помощи приставки.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Цели: 1) Учить образовывать новые слова при помощи приставок через собственные действия.
2) Учить заменять приставки, придавая словам противоположное значение.
3) Активизировать и уточнять словарный запас.
4) Развивать произвольное внимание и навык самооценки.
Оборудование: стаканы с водой, ножницы, карточки, мяч, презентация.
Ход занятия:
1. Организационный момент и сообщение темы занятия.
Выполним дыхательные упражнения, которые помогут настроиться нам на работу.
Дыхательные упражнения:
· Медленный глубокий вдох через нос, руки при этом поднимаются через стороны вверх, потянуться на носках вверх, удерживая равновесие.
· Задержать дыхание.
· Медленно выдохнуть тёплую струю.
· Задержать дыхание.
· Снова медленный вдох, руки через стороны вверх.
· Задержать дыхание, удерживая равновесие на носках.
· Выдох в три порции.
· Задержать дыхание. (Упражнение повторяется 3-4 раза.)
- Какое действие выполняла наша дыхательная система? (Вдыхала и выдыхала)
- С помощью чего образовали слова вдыхали - выдыхали? (С помощью приставок в-, вы-).
- Сделайте вывод, какая тема нашего занятия? (Приставки)
- Записали число, тему занятия: «Приставки».
- Зачем нужны приставки? (Чтобы образовывать новые слова)
-Молодцы!
2. Решение проблемного вопроса. Работа на уровне слова.
1) – «Вдыхали и выдыхали» - можно сказать, что это противоположные действия? (Да)
- Предлагаю научиться образовывать новые слова противоположного значения!
- Как вы это будете делать? Вы уже знаете? (Нет)
- Понаблюдайте и назовите, какие действия я буду выполнять?
- Я воду в стакан «Что делаю?» - наливаю.
- Я воду из стакана «Что делаю?» - выливаю.
- Назвать ещё раз слова – действия. (Наливать – выливать)
- Получились слова противоположного значения? (Да)
- Какие общие звуки в словах наливать – выливать? От какого слова-действия образованы слова наливаю – выливаю? (Лить)
- Чем отличаются слова: выливать - наливать? (Приставками)
- Какими приставками? (вы – на)
2) - У каждого есть картинка-наклейка.
- Назвать предмет на картинке, правильно произнося все звуки, посчитать и сказать, сколько звуков в вашем слове. (Дети называют по очереди).
- Приготовили открытые тетради.
- Попробуйте сами выполнить противоположные действия с наклейками, лежащими у вас на столе. (Дети отклеивают).
- Наклейку сначала надо - отклеить.
- А затем приклеить наклейку в тетрадь, после записанной темы, по середине строчки.
-Назовите действия, которые вы сейчас выполняли. (Отклеить – приклеить)
- Какие общие звуки в словах отклеить - приклеить? От какого слова-действия образованы слова отклеили - приклеили? (Клеить).
- Чем отличаются слова: отклеить – приклеить? (Приставками)
- Какими? (при – от)
- Что придаёт словам противоположное значение? (Приставки).
- Что вы сейчас делали? (Выполняли действия и образовали новые слова при помощи приставок).
Запишите слова: налить – вылить, отклеить – приклеить.
- Обозначьте приставки. Молодцы!
- Приставки могут указывать на противоположное значение слова.
- Для чего служит приставка? (Для образования новых слов)
3) - Прочитать действие под картинкой слева.(Читает один).
- Прочитать слово с противоположным действием на картинке справа. (Читает другой)
-Запиши слова, которые расположены над чертой, в два столбика.
- Обозначьте приставки.
- Как мы образовали слова противоположного значения? (С помощью приставок противоположного значения).
ФИЗМИНУТКА
- Собрать алфавит по порядку из оранжевых букв. Не забывайте возвращаться глазами в правый нижний угол после каждой буквы.
3) - Прочитайте про себя слова в первом столбике, а затем во втором.
- Подберите к слову из левого столбика слово из правого столбика называем приставки. (Читаем по очереди).
Приехать отбежать
Влететь уехать
Подбежать отвязать
Привязать вылететь
Запрыгнуть спрыгнуть
- А сейчас вспомним эти пары слов (с перекидыванием мяча).
- Запишите понравившуюся пару слов. Обозначьте приставки.
- Как мы образовали новые слова? (Мы образовали новые слова при помощи приставок противоположного значения).
- Проверьте себя! Молодцы!
3. Работа на уровне словосочетания и предложения.
1) - Девочка Приставка предлагает: «Разделимся на две группы: одна группа вставляет приставки приближения в левый столбик, а другая приставки удаления в правый столбик».
- Каждая группа читает свой столбик про себя. Готовы?
- Читаем вслух по одному человеку от каждой группы.
Левый – 1 группа Правый – 2 группа
___ плыть до берега ___ плыть от берега
___ ехать в город ___ ехать из города
___ шёл из школы ___ шёл в школу
___ нёс в комнату ___ нёс из комнаты
___ лезла в корзинку ___лезла из корзинки
-Молодцы!
- Запишите два словосочетания с противоположным значением. Обозначьте приставку.
- Проверьте себя! Молодцы!
- Как образовали слова противоположного значения? (С помощью приставок).
2)- Предлагаю поиграть в мяч, подобрав приставку к выделенным словам.
-Я читаю предложения со словами без приставок, а вы по очереди читаете предложение ещё раз, но уже с верно выбранной приставкой из скобок.
Птицы летели к кормушке (под -, от-).
Мама ставила цветы в вазу (по -, от-).
Маша несла вёдра до крыльца (до -, от-).
Собак лезла из конуры (вы -, за-).
Митя бежал от лодки (под -, от -).
- Напомните, как оформим предложение на письме? Запишите одно предложение. Обозначьте приставку.
- Проверьте себя! Молодцы!
5. Работа с текстом.
- На маленьких карточках записаны слова «вышли», «ушла», «дошёл», «вышла», «подошла», «зашли». Карандашом выделите в каждом слове приставку.
- Возьмите в руки ножницы и отрежьте от каждого слова приставку.
- В тексте пропущены слова «вышли», «ушла», «дошёл», «вышла», «подошла», «зашли».
- Правильно вставьте приставки в слова, положив отрезанные части с приставками на текст. Работаем самостоятельно, читаем про себя.
Зазвенел звонок. Дети ___шли из класса. Учительница ___шла в учительскую. Коля ___шёл до библиотеки. Лена ___шла из столовой. Света ___шла к окну. Перемена закончилась. Все ___шли в класс.
- Проверьте себя! Вслух читаем по цепочке, по одному предложению и тут же переставляем приставки, если вы ошиблись.
- Молодцы!
6. Итог.
- Зачем мы изучаем приставки? (Чтобы научиться образовывать новые слова)
- Как вы себя оцениваете на занятии сегодня?
- Назовите, в каком месте ваш смайлик?
- МОЛОДЦЫ!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_slov_protivopolozhnogo_znacheniya_pri_pomoshchi_pristavok.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
НАЗОВИ ДЕЙСТВИЯ ПО КАРТИНКАМ
НАЗОВИ ДЕЙСТВИЯ ПО КАРТИНКАМ
НАЗОВИ ДЕЙСТВИЯ ПО КАРТИНКАМ
Птицы летели к кормушке (под-, от-). Мама ставила цветы в вазу (по-, от-). Маша несла вёдра до крыльца (до-, от-). Собака лезла из конуры (вы-, за-). Митя бежал от лодки (под -, от -) . ПОДБЕРИ ПРИСТАВКУ К ВЫДЕЛЕННЫМ СЛОВАМ
Птицы под летели к кормушке . Мама по ставила цветы в вазу . Маша до несла вёдра до крыльца . Собака вы лезла из конуры . Митя от бежал от лодки. ПРОВЕРЬ СЕБЯ
РАБОТА С ТЕКСТОМ Зазвенел звонок. Дети ___ шли из класса. Учительница ___ шла в учительскую. Коля ___ шёл до библиотеки. Лена ___ шла из столовой. Света ___ шла к окну. Перемена закончилась. Все ___ шли в класс.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Зазвенел звонок. Дети вы шли из класса. Учительница по шла в учительскую. Коля до шёл до библиотеки. Лена вы шла из столовой. Света подо шла к окну. Перемена закончилась. Все во шли в класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие "Образование слов при помощи суффиксов
Фронтальное занятие для учащихся 2-3 классов с тяжелыми нарушениями речи....
"Образование слова при помощи суффикса и приставки" 2 класс
Тип урока:комбинированныйМежпредметные связи:Литература, естествознание, история.Методы и приёмы: словесный, наглядный, практическийЦели урока: - Закрепление умений учащихся образовыв...
Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"
Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...
Конспект логопедического занятия. Тема: «Обозначение мягкости согласных при помощи буквы Ь»
Цели:1. Развивать фонематический слух на основе выделения мягкого звука на конце слова.2. Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза.3. Коррекция памяти, внимания, мышления....
Сценарный план урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок»
Сценарный план урока по русскому языку в 3 классе по теме : "Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок"...
Конспект логопедического занятия "Слова, близкие по значению, "Слова-приятели"(с картинками) 3 класс + задания для самостоятельной работы
Конспект "Слова-приятели" класс...
Сценарный план урока русского языка в 3 классе по теме: «Приставка как значимая часть слова. Лексическое значение приставок»
Урок русского языка в 3 классе по теме "Приставка как значимая часть слова.Лексическое значение приставок"...