Конспект занятия "Знаки препинания в конце предложения"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Нелли Викторовна Рябцева

Конспект логопедического занятия по теме "Знаки препинания в конце предложения". Для учащихся 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  «Знаки препинания в конце предложения.»

Цели :

Закрепить умение правильно оформлять предложение в письменной речи; употребление прописной буквы в начале предложения, точки, восклицательного, вопросительного знаков в конце предложения;

Задачи:

1. Формировать умение отличать предложение среди группы предложений; правильно оформлять предложение из данных слов в письменной речи; употреблять большую букву в начале предложения и знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в конце  предложения.

2. Развивать и корректировать навык каллиграфии, речь, память, мышление, внимание.

3. Воспитывать усидчивость, старание.

Методические приемы:  наглядность (использование  карточек-таблиц, картинок, наглядного пособия, слайдов презентации), практическая  совместная деятельность, использование  игровых приемов.

Оборудование:   карточки-схемы предложения,  карточки-знаки, карточки со словами, мультимедийная аппаратура.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, какие эмоции может испытывать человек. (Логопед показывает слайды презентации (Эмоции), дети называют эмоцию. Вы правильно назвали все эмоции. Скажите, а какое у вас сейчас эмоциональное состояние, какие чувства вы испытываете в данный момент? (Дети отвечают на вопрос) Надеюсь, что наш урок будет вам интересен, и все мы испытаем чувство радости от того, что узнаем что-то новое, поделимся друг с другом уже известным.

II. Основная часть

1.Сообщение темы занятия:

Л:  Из чего состоит наша речь?

Д: Наша речь состоит из предложений.

Л: Что называется предложением

Д. Предложение – это слово или группа слов, связанных между собой по смыслу.

Л: Как пишется первое слово в предложении? Как пишутся слова между собой в предложении? Что ставим мы в конце предложения?

Д: Предложение пишется с большой буквы, слова в предложении пишутся раздельно, а в конце предложений ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки.

Л: Как называется  предложение, если в конце стоит точка, вопросительный знак, восклицательный знак?

Д: Повествовательное, вопросительное, восклицательное.

Л: Ребята, как вы думаете, над чем мы будем сегодня работать на занятии?

Д: Ответы детей.

     Л: Тема нашего занятия «Знаки препинания в конце предложения».

2. Работа над определением предложений.

Л:  Прочитай записанные ряды слов, и выпишите только предложения. (Доска.)

Наступила зима.

На птица сидела ветке.

   Подул холодный ветер.

   На верхушке ели …….

Л: Какие предложения вы выписали?

Д: 1 и 3.

Л:А 2 и 4, почему их нельзя назвать предложениями?

Д: Здесь слова между собой не связаны и они  не выражают законченную мысль.

Ребята предлагают свои варианты, анализируется каждый ответ.

Л: Какие это предложения?

Д: Повествовательные.

Л: Почему эти предложения повествовательные?

Д: В предложениях о чём-либо сообщается и в конце предложения стоит точка.

Л: Начертите схемы этих предложений.

3.    Деформированные предложения.

- Что записано на доске?

воробей, обедал, Где.

в, хорошо, лесу, Как, весной.

поют, В, птицы, саду.

- Составьте из слов каждой строчки предложения. Подумайте, какой знак нужно поставить в конце предложений. (Разбор каждой строчки и запись предложений под диктовку учащихся.)

- Прочитайте  предложение, в котором  о чём-то спокойно  сообщается, т. е  повествуется  (В саду  щебечут  птицы).

- Какой  знак  поставили  в конце  предложения, если  в  нем о  чём-либо  сообщается

- Найдите  предложение, которое  надо  произнести  с чувством восхищения и радости. (Как  хорошо  весной  в лесу!)

- Какой  знак  поставили  в конце этого  предложения.

- Прочитайте  предложение,  в котором  содержится  вопрос. (Где  обедал  воробей).

- Какой  знак   поставили  в конце  такого предложения

4.Работа над пунктуацией в предложении.

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Притащился кривоносый

Вопросительный знак.

Задаёт он всем вопросы

Кто? Кого? Откуда? Как?

Прибежал чудак –

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит

Ура! Долой! Привет! Домой!

                    ( С. Маршак)

- О каких знаках препинания говорится в стихотворении?

Д: О вопросительном и восклицательном знаках.

Л: Произнесите предложение « Прозвенел  звонок.» с разной интонацией.

5. Работа с карточками.

Л: А теперь поработаем с карточками, которые лежат у каждого из вас на парте.

Прочитайте предложение,

поставьте в конце предложения нужный знак препинания.

Что ты, ёж, такой колючий

Это я на всякий случай

Знаешь, кто мои соседи

Лисы, волки да медведи

Л: Прочитайте только вопросительные предложения и запишите их в тетрадь.

Д: Что ты, ёж, такой колючий?

      Знаешь, кто мои соседи?

6. Физкультминутка.

Шуршат на дереве листы

Шуршат осенние кусты

Шуршит камыш

И дождь шуршит

А ты садись и не шурши,

И всё красиво напиши.

7. Игра с сигнальными карточками.

Я прочитаю вам предложения, а вы поднимите карточку с тем знаком, который, вы считаете нужно поставить в конце предложения.(карточки-знаки) (Дети выполняют задание и проверяют себя).

8.Тест на тему « Предложение

1. Первое слово в предложении пишется

а) с маленькой буквы;                              б) с большой буквы;

2.Предложение состоит из

а) букв;             б) звуков;          в) слогов;            г) слов;  

3.Если в предложении о чём-либо сообщается, повествуется, то в конце предложения ставится

а) вопросительный знак;             б) точка;          в) восклицательный знак;            

4.Какой знак нужно поставить в конце предложения.

Какой замечательный вечер сегодня…

а) вопросительный знак;             б) точка;          в) восклицательный знак;            

Ответы  записываются индивидуально каждым учеником

7. Итог урока.

1.Наша речь состоит из …..

2.Предложение состоит из ….

3.Предложение выражает …..

4.Слова в предложении связаны…..

5.Первое слово в предложении…...

6.В конце предложения ставится…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения"

Урок русского языка по теме: "Предложение. Знаки препинания в конце предложения" проводился в 1 классе. Цель урока: закреплять представление о предложении как группе слов, выражающих законченную мысль...

Конспект и презентация по русскому языку "Знаки препинания в конце предложения"

Урок составлен  по УМК "Школа России". Презентация может быть использована как сопровождение к уроку. Форма проведения: урок -путешествие по Королевству  Предложения....

конспект урока по русскому языку по теме "Знаки препинания в конце предложения".

конспект урока по русскому языку по теме "Знаки препинания в конце предложения"....

План-конспект урока в 1 классе по русскому языку на тему «Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения»

План-конспект урока в 1 классе по русскому языку на тему «Что выражает предложение? Знаки препинания в конце предложения» с самоанализом этого же урока....

Конспект урока русского языка "Знаки препинания в конце предложения"

Конспект урока русского языка "Знаки препинания в конце предложения"...

конспект урока русского языка "Знаки препинания в конце предложения" 1 класс УМК "Школа России"

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в 1 классе....