Русский с увлечением!
план-конспект по логопедии на тему

Лингвистическая игра

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_s_uvlecheniem.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         СОГБОУ

для детей-сирот и детей, лишённых попечения родителей «Сафоновский детский дом-школа»

 Глуховская  Л.Т., учитель-логопед

Лингвистическая игра

 «Русский с увлечением!»

Задачи:  

1. Познавательная:  актуализация знаний по теме «Части речи».

2. Коррекционная:  развитие общих способностей младших школьников: мышления, внимания, памяти, речи, наблюдательности.

3. Воспитательная: привитие интереса к родному языку, формирование учебной мотивации.

Оборудование:  ноутбук,  презентация «Заниматика», изображения гномов по числу детей, листы с отрывком из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Ход  мероприятия.

       1.  Введение.

Логопед:  Сегодня наша игра – это путь в страну Словарию, где нет места безмолвию или малопонятным выкрикам людей, не владеющих речью. Ночью мне приснился сон. Сначала я услышала хрустальный звон колокольчиков, потом неизвестно откуда появились маленькие озорные человечки в красных колпачках и мягких сапожках, которые не оставляли следов и не создавали шума, – это были гномы. Гномы расшалились и стали изменять слова. Что они сделали? У слов «олень» и «сложный» они убрали первые буквы, получились новые слова. Какие?

Дети:  Лень. Ложный.  

Логопед: Гномы, играя, к слову «лить» добавили букву «З», а к слову «рубить» добавили букву «Г».  Что получилось?

Дети:  Злить. Грубить.

Логопед:  Вам нравятся эти слова? Мне их даже произносить не хочется, поэтому я выбрасываю их в корзину. Начинаем игру.  

       Задание 1.  Наша игра посвящена русскому языку. Чтобы вы смогли продемонстрировать свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка, гномы придумали для вас викторину «Занимательная грамматика».  Готовы ответить на вопросы викторины? Тогда внимание на экран!  Желаю вам удачи!    (Презентация «Заниматика»)

         Задание  2.   Гномы предлагают вам отгадать загадку:  

                                       Являюсь я важнейшей частью речи…

                                       Давно живу я в мире этом,

                                       Даю названия предметам…

Дети:  Имя существительное.

Логопед: Сейчас я прочитаю отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин», а вы попробуйте посчитать, сколько имён существительных в этом отрывке.

                                      Возок несётся чрез ухабы,

                                      Мелькают мимо будки, бабы,

                                      Мальчишки, лавки, фонари,

                                      Дворцы, сады, монастыри,

                                      Бухарцы, сани, огороды,

                                      Купцы, лачужки, мужики,

                                      Бульвары, башни, казаки,

                                      Аптеки, магазины, моды,

                                      Балконы, львы на воротах

                                      И стаи галок на крестах.                

 

  Дети:  Здесь 28 существительных.

  Логопед:  А теперь сами прочитайте этот отрывок и перепишите в алфавитном порядке все предметы, которые «мелькают мимо» несущегося возка.

И снова загадка:  Без крыльев летит, без ног бежит, без огня горит. Отгадка – три имени существительных.

Дети:   Туча, ветер, солнце.

       Задание  3.   Ещё одна загадка:      Определяю я предметы,

                                                                 Они со мной весьма приметны.

                                                                 Я украшаю вашу речь,

                                                                 Меня вам надо знать, беречь!

Дети:  Имя прилагательное.

Эстафета  «Предмет-признак» .   На доске записаны слова:

грусть –                                   честь –                                        звёзды –

радость –                                 место –                                       капуста –    

прелесть –                               ясность –                                    опасность –

Дети по очереди выходят к доске и записывают однокоренное прилагательное от одного существительного.

Логопед:  Гномы просят вас ответить на вопрос:  какая орфограмма есть в записанных вами прилагательных?

Дети:  Непроизносимая согласная в корне слова.

Логопед:  А сейчас вам потребуются внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю прилагательное, вы быстро должны ответить на него антонимом, причём это должно быть существительное.  Готовы? Начали!

Низкий (высота), узкий (ширина), нижний (верх), лёгкий (тяжесть), горячий (холод), тёмный (свет), белый (чернота), мокрый (сухость), громкий (тишина), больной (здоровье), горький (сладость), умный (глупость), чистый (грязь), короткий (длина), тонкий (толщина), мелкий (глубина).  

Логопед:             Интересная часть речи

                             В русском языке живёт.

                             Кто что делает – расскажет:

                            Чертит, пишет иль поёт.

Дети:  Глагол.

              Динамическая пауза.  Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем!»  

Логопед:  А теперь моя загадка – ваша догадка! Один говорит: «Побежим, побежим», другой говорит: «Постоим, постоим», третий говорит: «Покачаемся, покачаемся».  

Дети:  Река, берега, трава.  

      Задание  4.         Конкурс «Отгадай пословицу».

Логопед:  Гномы придумали для вас конкурс «Отгадай пословицу». В пословицах заключена народная мудрость. Ваша задача отгадать пословицу по двум  глаголам. Слушайте: «примерь», «отрежь».

Дети:  Семь раз примерь, один раз отрежь.  

Логопед:  «кормит»,  «портит».

Дети:  Труд кормит, а лень портит.

Логопед:  «погибай»,  «выручай».

Дети:  Сам погибай, а  товарища выручай.

Логопед:  «встречают», «провожают».

Дети:  По одёжке встречают, по уму провожают.

       Задание  5.  Гномы нашли интересное стихотворение. Вот оно. Дело в том, что  в нём есть одинаковые слова и гномы не могут определить, какими частями они речи являются. Они долго спорили, а потом решили обратиться за помощью к вам. Помогите, пожалуйста, гномам, определите, какими частями речи являются подчёркнутые слова.

На доске:     В полях, не кошенных  косой,

                     Всё утро дождик шёл  косой. 

                     Дочь грома – капля-егоза,

                     Кончая свой высотный путь,

                     Летела с круч, закрыв глаза,

                     В лицо земли боясь взглянуть.

                     Скользнув с небесного  стекла,

                     В ладонь цветка она   стекла.

 

Дети:  В первом случае слово «косой»  имя существительное, во втором – имя прилагательное. В первом случае слово «стекла» имя существительное, во втором – глагол.

       Итог.  Молодцы, ребята!  Вот и закончилась наша игра. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне остаётся поблагодарить вас за активное и дружное участие в нашем празднике, а гномы благодарят вас за хорошее знание родного русского языка и дарят вам на память свои изображения.

Используемая литература:   

Секреты орфографии:  Кн. Для учащихся 5-7 кл./Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М.: Просвещение, 1991.

Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры:  Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский с увлечением" дидактический материал.

Продолжение знакомства с ударением. Задания в занимательной форме на закрепления знаний об ударении....

"Русский с увлечением" дидактический материал.

Тема: "Морфология". В занимательной форме даны задания по морфологии....

"Русский с увлечением" (рабочая программа олимпиадного курса, 4 класс)

Программа олимпиадного курса «Русский с увлечением» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта образования (2004), Примерной программы по русскому языку, УМК по русскому ...

Презентация к урокам литературного чтения и русского языка "Увлечение чтением"

Этот учебно-методический материал для учителей и младших школьников направлен на разработку системы общего развития детей, развития и формирования в них отдельных качеств....

Программа к курсу "Умники и умницы" или "Русский с увлечением".

Программа к курсу "Умники и умницы" или "Русский с увлечением".тематическое планирование для 4 класса, проверочные работы, ключи к проверочным работам....

Внеурочная деятельность "Русский с увлечением"

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Русский с увлечением» для 1 класса разработана с учётом авторской программы образовательного курса «Учимся читать, учимся писать&r...

Дополнительная общеобразовательная программа "Русский с увлечением"

Курс «Русский язык с увлечением!» составлен для обучающихся 2 классов.На проведение занятий  отводится 34 часа -1 час в неделю.Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у млад...