Дополнительная общеобразовательная программа "Русский с увлечением"
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Курс «Русский язык с увлечением!» составлен для обучающихся 2 классов.
На проведение занятий отводится 34 часа -1 час в неделю.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
do_2e_russkiy_s_uvlecheniem.docx | 48.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
администрации городского округа «Город Калининград»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа № 38
«СОГЛАСОВАНО» председатель ПС протокол № ____ «___» _________ 2019 | «УТВЕРЖДЕНО» приказом директора по школе № ____ «___» ________ 2019 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Русский язык с увлечением» (стартовый уровень)
Возраст учащихся: 8-9 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Большакова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
Калининград, 2019 год
Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы»
Пояснительная записка
1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: социально-педагогическая.
2. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
3. Новизна программы
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к русскому языку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
4. Адресат программы – 2 класс (8-9 лет).
5. Объем и срок освоения программы – 1 год, 34 часа (1 ч в неделю).
6. Формы обучения – очная.
7. Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся с учетом психофизических возможностей младших школьников с элементами игры и сменой видов деятельности. Материал располагается от простого к сложному. Занятия включают «мозговой штурм», игровые и соревновательные элементы, творческие задания. Материал постепенно усложняется.
8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий – один раз в неделю с продолжительностью занятия 40 минут:
- количество часов в год – 34ч
- количество часов и занятий в неделю – 1 раз в неделю;
- периодичность и продолжительность занятий - 1 раз в неделю, 40 минут.
- 9. Цель программы: расширить, углубить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения
Основные задачи:
- обучающшие
• развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
• приобретение новых знаний, умений, навыков по грамматике русского языка, не входящих в состав образовательной программы;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
• развитие мотивации к изучению родного языка;
• развитие творчества и обогащение словарного запаса;
• совершенствование общего языкового развития учащихся;
• углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- развивающие –
развивать смекалку и сообразительность
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
- Воспитывающие-
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления
10. Содержание программы.
Учебный план:
№ п/п | Название темы, раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Фонетика | 3 | 1 |
2 | Тест олимпиада |
2 | Морфемика (словообразование ) | 4 | 1 | 3 | Тест Практическая работа |
3 | Орфография | 6 | 2 | 4 | Тест Контрольные задания |
4 | Морфология | 4 | 1 | 3 | олимпиады |
5 | Развитие речи | 5 | 1 | 4 | Практическая работа |
6 | Лексика | 5 | 2 | 3 | Контрольные задания |
7 | Проектная деятельность | 3 | 1 | 2 | Творческая работа |
Итого | 30 | 9 | 21 |
Тема № 1« Фонетика» 3ч.
Теория. Образование слов. Закодированные слова. Анаграммы. Как появились и зачем нужны звуки речи. Характеристика звуков. Транскрипция. Звуковые образы и звукопись. Звуки рифма. Рассказы и стихи детских писателей о характере гласных и согласных, ударных и безударных звуков
Практика. Составление слов из разрозненных слогов. Загадки-шарады
Тема № 2 «Морфемика (словообразование)» (4 ч).
Теория. Смысл и значение морфем. Понятие о морфемах (строительный материал слова), их грамматических особенностях и смысловой роли в слове. Словообразовательные цепочки. Опасности при разборе слов по составу. Чередование гласных и согласных звуков морфемах. Образование сложных слов.
Практика. Ребусы. Загадки. Викторина «Приставки». Калейдоскопы и кроссворды. Занимательные игры.
Тема № 3. «Орфография» (6 ч)
Теория. Опасные места в словах и способы их проверки. Непроверяемые слова и орфографический словарь. Занимательные задания на правописание слов с непроизносимыми согласными; подбор проверочных слов. Весёлая путаница частей слов и речи. Дружба звуков, или парные согласные
Практика. Загадки умных слов.
Тема № 4. «Морфология» (4 ч).
Теория. Где живут слова и как они находят место. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки самостоятельных частей речи. Прямое и переносное значение слов.
Практика. Подбор к поговоркам соответствующих частей речи. Фразеологизмы и глаголы-синонимы. Задания на смекалку. Занимательные правила в стихах и играх. Загадки. Лингвистические сказки и истории. Чайнворды.
Тема № 5 «Развитик речи» (5ч)
Теория. Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Тема текста, опорные слова, связь между предложениями в тексте. Деление текста на части. Типы текстов. Стили речи: разговорный и книжный.
Практика Диалог. Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии.
Тема № 6 «Лексика» (5ч).
Теория. Толковый словарь и лексическое значение слова. Этимология словаОднозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Практика. Палиндром, или слова-перевёртыши. Криптограммы. Пословицы и поговорки. Фразеологизмы. Логические задачи со словами.
Тема № 7 Проектная деятепьность » (3 ч).
Теория. Вопросы для викторины.
Практика. Блокнот трудных орфограмм
11. Планируемые результаты.
Планируемые результаты
освоения программы «Русский язык с увлечением»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- готовность и способность к саморазвитию;
- развитие познавательных интересов и учебных мотивов;
- умение высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления
- Результаты обучения (предметные результаты): анализировать и кратко характеризовать звуки речи, состав слова, части речи, предложение;
- различать произношение и написание слов;
- находить способ проверки написания слов;
- без ошибок списывать несложный текст объёмом 40 – 50 слов;
- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант – 40-50 слов)
Результат воспитывающей деятельности: будет сформирована устойчивая потребность к познавательной деятельности, будут воспитываться морально-волевые и нравственные качества, активная жизненная позиция.
Результаты развивающей деятельности (личностные результаты)будут формироваться:
регулятивными универсальные учебные действия:
- выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;
- проговаривать последовательность действий на занятии;
- контролировать точность выполнения действий, делать проверку;
познавательные универсальные учебные действия:
- - преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- анализировать предлагаемую задачу, отличать новое от уже известного;
- делать выводы о результате собственной работы;
коммуникативные универсальные учебные действия
- умение слушать и слышать учителя и одноклассников;
- умение выступать перед одноклассниками.
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
1. Календарный учебный график
№ п/п | месяц | Чис ло | Время | Форма занятия | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
10 | 03 | 12.40 | очная | Тайны фонемы. Зачем нужны звуки речи? Звуковая культура речи. Звуки и буквы. | К.201 | Тест | |
2 | 10 | 10 | 12.40 | очная | Удивительные гласные. Игры “Невидимки звуки”, “Читай наоборот”. Пиши и произноси правильно. | К.201 | Практическая работа |
3 | 10 | 17 | 12.40 | очная | Опасные согласные. Викторина “Интересные буквы и звуки | К.201 | Практическая работа,олимпиада |
4 | 10 | 24 | 12.40 | очная | В глубь веков на Машине времени. Отличие словообразовательного анализа от разбора слова по составу. | К.201 | Тест |
5 | 10 | 31 | 12.40 | очная | Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так же, как и у кустов, корень есть у разных слов. | К.201 | Практическая работа |
6 | 11 | 14 | 12.40 | очная | Игры «Чудесное превращение слов», «Добавь букву», «Доскажи словечко». | К.201 | олимпиада |
7 | 11 | 21 | 12.40 | очная | Занимательное словообразование. Откуда пришли наши имена. Кроссворды. | К.201 | Творческая работа |
8 | 11 | 28 | 12.40 | очная | Волшебный клубок орфограмм. Рассказ – беседа о роли орфографии. | К.201 | Тест |
9 | 12 | 05 | 12.40 | очная | Ударение над гласной может сделать букву ясной (безударные гласные в корне слова). | К.201 | Контрольные задания |
10 | 12 | 12 | 12.40 | очная | Мягкий знак. Твердый знак. Обсуждение вопроса: значение и особенности мягкого знака. | К.201 | Контрольные задания |
11 | 12 | 19 | 12.40 | очная | Звонкие и глухие «двойняшки». (парные согласные на конце слов и в середине слова) | К.201 | Контрольные задания |
12 | 12 | 26 | 12.40 | очная | Игра “ Волшебный клубок орфограмм”. Слова – «родственники». | К.201 | Практическая работа,олимпиа |
13 | 01 | 16 | 12.40 | очная | Орфографические словари. Секреты орфографии | К.201 | Контрольные задания |
14 | 01 | 23 | 12.40 | очная | Существительные- слова с предметным значением. | К.201 | Контрольные задания |
15 | 01 | 30 | 12.40 | очная | Прилагательные – слова называющие признаки. | К.201 | Контрольные задания |
16 | 02 | 06 | 12.40 | очная | Глаголы – слова, обозначающие действие предметов. Здравствуй, Глагол! | К.201 | Практическая работа |
17 | 02 | 13 | 12.40 | очная | Универсальные заменители: поговорим о местоимении. | К.201 | Практическая работа |
18 | 02 | 20 | 12.40 | очная | Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Опорные слова. Связь между предложениями в тексте. | К.201 | Практическая работа |
19 | 02 | 27 | 12.40 | очная | Деление текста на части. Редактирование текста. | К.201 | Контрольные задания |
20 | 03 | 05 | 12.40 | очная | Тема текста. Заглавие. Восстановление деформированного текста. | К.201 | Контрольные задания |
21 | 03 | 12 | 12.40 | очная | Типы текстов. Стили речи: разговорный и книжный. Диалог. | К.201 | Контрольные задания |
22 | 03 | 19 | 12.40 | очная | . Культура общения. Соблюдение речевого этикета в споре, дискуссии. | К.201 | Контрольные задания |
23 | 04 | 02 | 12.40 | очная | Антонимы. Знаете ли вы значения слов? | К.201 | Практическая работа |
24 | 04 | 09 | 12.40 | очная | Синонимы. Новые слова в русском языке. | К.201 | олимпиада |
25- | 04 | 16 | 12.40 | очная | Омонимы. Определение значения слов с помощью толкового словаря. | К.201 | Практическая работа |
26 | 04 | 23 | 12.40 | очная | Многозначность слова. | К.201 | Контрольные задания |
27 | 04 | 30 | 12.40 | очная | Игра «Поход на Ярмарку Словарей» | К.201 | олимпиада |
28 | 05 | 07 | 12.40 | очная | Вопросы для викторины. | К.201 | Практическая работа |
29 | 05 | 14 | 12.40 | очная | Блокнот трудных орфограмм | К.201 | Практическая работа |
30 | 05 | 21 | 12.40 | очная | Блокнот трудных орфограмм | К.201 | Практическая работа |
2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
- перечень оборудования учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения раздаточного материала;
- перечень технических средств обучения: АРМ учителя, экран, , проектор;
- компьютерная локальная сеть, выход в Интернет.
Методическое обеспечение:
обеспечение программы методическими видами продукции:
- варианты заданий и их решения, тренировочные упражнения;
- методические рекомендации для учителя.
Кадровое обеспечение:
Большакова Т.Н. - учитель первой категории. Стаж работы учителем начальных классов - 40 лет.
Формы аттестации:
Контроль за реализацией дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме олимпиад, проводимых в конце каждой четверти и года на основе материала, пройденного за этот период.
Контрольных заданий.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: результативное участия в конкурсах.
Документальные формы подведения итогов реализации программы отражают достижения каждого учащегося: тетради с текущими рабочими записями, результаты олимпиад, грамоты.
Оценочные материалы: олимпиадные задания, участие в конкурсах, в том числе дистанционных.
Список литературы:
- Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: 1963 г.
- Бетенькова Н.М. Грамматика в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
- Бетенькова Н.М. Орфография в рифмовках: Стихотворные упражнения для развития у детей первоначальных навыков чтения и грамотного письма. – М.: Новая школа, 1996 г.
- Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994 г.
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.
- Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
- Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991 г.
- Моршнева Л.Г. Занимательные упражнения по русскому языку. – Саратов: Лицей, 2004 г
- Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
- Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
- Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
- Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ,
2000 г.
- Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.
- Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
- Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
- Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение - увлечение или наказание?
«ЧТЕНИЕ - УВЛЕЧЕНИЕ ИЛИ НАКАЗАНИЕ?» Материал по развитию беглого, выразительного и осознанного чтения на уроках и во внеклассной работе ...
Обмен опытом работы "Умножение с увлечением"
Таблицы умножения и деления, несомненно, являются одним из камней преткновения в младшей школе. Мало того, что механическое зазубривание строчек таблицы трудоёмко и не нравится детям, без постоянной т...
Ярмарка увлечений. Внеклассное мероприятие для учеников и родителе 1 класса.
На данном мероприятии подводится итог внеурочной деятельности учащихся 1 классов. Выставка рисунков и поделок учащихся служит оформлением мероприятия. На празднике ребята читают стихи, отгадываю...
Ярмарка увлечений. Внеклассное мероприятие для учеников и родителе 1 класса.
На данном мероприятии подводится итог внеурочной деятельности учащихся 1 классов. Выставка рисунков и поделок учащихся служит оформлением мероприятия. На празднике ребята читают стихи, отгадываю...
Мир моих увлечений
Игрушки из бисера...
Игровая программа "Учение с увлечением"
Игровая программа для третьеклассников содержит сценарий. Проведение игровой программы представлено в виде путешествия по станциям....
Приложения к игровой программе "Учение с увлечением"
Представлены задания, которые можно использовать в играх-путешествиях по станциям. Данные задания к разработке игровой программы "Учение с увлечением"...