"Русский с увлечением" (рабочая программа олимпиадного курса, 4 класс)
рабочая программа (русский язык, 4 класс) по теме

Киселева Наталья Александровна

Программа олимпиадного курса «Русский с увлечением» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта образования (2004), Примерной программы по русскому языку, УМК по русскому языку, использующихся в гимназии для реализации содержания предмета «Русский язык» с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russk_s_uvlech.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 13»

г. Алексина Тульской области

Рассмотрено                                Согласовано                                        Утверждаю

на заседании МО                           Зам.директора по НМР                       Директор гимназии

учителей нач.классов                ______________                        _______________

Руководитель ШМО                        «__»_______201__г.                              Приказ №___

_______________                                                                от __________201__г.

Протокол № ___

от _____201__г.                                                        

                

                        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

олимпиадного курса

«Русский с увлечением»

Программа предназначена для учащихся         4  класса.

Программа рассчитана на           34         часа.

Программа разработана учителем начальных классов

Киселевой Натальей Александровной (высшая квалификационная категория)

Пояснительная записка

        

Программа олимпиадного курса «Русский с увлечением» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта образования, Примерной программы по русскому языку, УМК по русскому языку, использующихся в гимназии для реализации содержания предмета «Русский язык» с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

         Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».

        В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. развитие интереса к русскому языку и лингвистике;
  2. расширение кругозора учащихся, любознательности, развитие познавательных процессов (мышление, воображение, память), творческого потенциала;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
  4. подготовка учащихся к конкурсам, викторинам, олимпиадам по русскому языку разного уровня.

Актуальность программы определяется рядом факторов практического характера: ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика и немаловажное – занятость ученика во внеурочное время.

Практическая значимость внеклассных занятий несомненна. Она обуславливается обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.

В зависимости от учебной задачи используются всевозможные формы, методы, приемы и способы:

  1. групповая, парная, фронтальная, индивидуальная формы работы;
  2. практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, наблюдение, исследование;
  3. работа учащихся с дополнительной, справочной литературой.

        Программа олимпиадного курса «Русский с увлечением» предназначена для учащихся 4 класса.

Срок реализации программы 1 год.

        Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Включает теоретическую подготовку, практический тренинг (практикумы), выполнение творческих заданий по различным разделам языкознания. Таким образом, учащиеся расширяют свои теоретические знания в области фонетики, графики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации.

        Практическая работа в рамках программы ориентирована на решение олимпиадных заданий по всем разделам русского языка, изучающимся в начальной школе.

Содержание программы

        Фонетика, графика, орфоэпия. Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике, графике, орфоэпии.

        Звуки и буквы. Их различение. Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме. Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными. Разделительное произношение звуков в слове. Небуквенные графические средства: пробел, черточка, тире. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.

        Состав слова. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Способы образования слов. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.

        Морфология.

        Имя существительное. Значение и употребление. Роль имен существительных в речи. Изменение имен существительных. Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенного члена.

        Имя прилагательное. Значение и употребление. Изменение имен прилагательных. Имя прилагательное в роли второстепенного члена предложения.

        Глагол. Значение и употребление в речи. Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.

        Местоимение. Общее представление о местоимениях. Склонение личных местоимений.

        Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.

        Лексика. Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Крылатые выражения и слова. Словари русского языка и их использование.

        Синтаксис, пунктуация. Простые и сложные предложения, их различение. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Тематическое планирование материала (вариант)

№ п/п

Тема

Количество часов

Фонетика и графика

4

1.

Соотношение фонетики, графики и орфоэпии

1

2.

Фонетика, графика, орфоэпия (практикум)

1

3.

Фонетика, графика (олимпиадные задания)

2

Состав слова

4

4.

Морфемный анализ слов различных частей речи

1

5.

Словообразование (практикум)

1

6.

Состав слова. Словообразование (практикум, олимпиадные задания)

2

Морфология

9

7.

Имя существительное

1

8.

Имя прилагательное

1

9.

Местоимение

1

10.

Глагол

1

11.

Предлог

1

12.

Морфология (практикум, олимпиадные задания)

4

Лексика

12

13.

Происхождение и употребление слов современного русского языка.

1

14.

Однозначные и многозначные слова

1

15.

Омонимы. Синонимы. Антонимы

1

16.

Прямое и переносное значение слова.

1

17.

Фразеологизмы. Образность фразеологических оборотов. Источники русских фразеологизмов.

1

18.

Крылатые слова и выражения. Источники крылатых слов и выражений

1

19.

Лексика (практикум, олимпиадные задания)

6

Синтаксис и пунктуация

5

20.

Тайны синтаксиса и пунктуации

1

21.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

1

22.

Синтаксис и пунктуация (практикум, олимпиадные задания)

3

Итого

34

В результате изучения олимпиадного курса «Русский язык с увлечением» учащиеся должны

        знать/понимать:

  1. состав слова, его изменение;
  2. признаки частей речи, их особенности;
  3. происхождение слов или выражений, фразеологизмов и истории их возникновения.

уметь

  1. анализировать и характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
  2. различать произношение и написание слов;
  3. находить и объяснять лексическое значение слова (в том числе по словарю);
  4. создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
  5. соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. адекватного восприятия звучащей речи;
  2. работы со словарем (алфавит);
  3. соблюдения орфоэпических норм;
  4. создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей тематике;
  5. овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу);
  6. выполнения письменных работ творческого и исследовательского характера.

Литература:

  1. Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа 2 – 4 классы. Серия: Школьные олимпиады. – М.: АЙРИС, 2008.
  2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.: РОСМЭН, 2004.
  3. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Серия: Здравствуй, школа! – Ростов н/Д: Феникс, 2007, 2009.
  4. ОС «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч.ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
  5. Примерная программа по русскому языку для ОУ с русским языком обучения, 2004 год.
  6. Сушинская Л.Л. Новые олимпиады для начальной школы. Серия: Здравствуй, школа! – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Интернет – ресурсы:

http://www.uroki.net/docnach.htm

http://www.4stupeni.ru/

http://www.proshkolu.ru/

http://www.school2100.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу обучение грамоте по УМК « Учим русский язык» 1 класс для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА по курсу обучение грамоте по УМК « Учим русский язык»1 класс для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения....

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Название курса: «Русский язык»4 класс

Программа учебного курса "Русский язык" 4 класс(программа "ПЕРСПЕКТИВА")...

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России" 1 класс

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка".Программа "Школа России", 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по курсу "Класс полного дня"

В данной работе представлена разработка рабочей программы по курсу "Класс полного дня"...