"Русский с увлечением" (рабочая программа олимпиадного курса, 4 класс)
рабочая программа (русский язык, 4 класс) по теме
Программа олимпиадного курса «Русский с увлечением» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта образования (2004), Примерной программы по русскому языку, УМК по русскому языку, использующихся в гимназии для реализации содержания предмета «Русский язык» с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russk_s_uvlech.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 13»
г. Алексина Тульской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании МО Зам.директора по НМР Директор гимназии
учителей нач.классов ______________ _______________
Руководитель ШМО «__»_______201__г. Приказ №___
_______________ от __________201__г.
Протокол № ___
от _____201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
олимпиадного курса
«Русский с увлечением»
Программа предназначена для учащихся 4 класса.
Программа рассчитана на 34 часа.
Программа разработана учителем начальных классов
Киселевой Натальей Александровной (высшая квалификационная категория)
Пояснительная записка
Программа олимпиадного курса «Русский с увлечением» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта образования, Примерной программы по русскому языку, УМК по русскому языку, использующихся в гимназии для реализации содержания предмета «Русский язык» с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета «Русский язык».
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- развитие интереса к русскому языку и лингвистике;
- расширение кругозора учащихся, любознательности, развитие познавательных процессов (мышление, воображение, память), творческого потенциала;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
- подготовка учащихся к конкурсам, викторинам, олимпиадам по русскому языку разного уровня.
Актуальность программы определяется рядом факторов практического характера: ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика, на общение учителя и ученика и немаловажное – занятость ученика во внеурочное время.
Практическая значимость внеклассных занятий несомненна. Она обуславливается обучением рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в измененные условия.
В зависимости от учебной задачи используются всевозможные формы, методы, приемы и способы:
- групповая, парная, фронтальная, индивидуальная формы работы;
- практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы, наблюдение, исследование;
- работа учащихся с дополнительной, справочной литературой.
Программа олимпиадного курса «Русский с увлечением» предназначена для учащихся 4 класса.
Срок реализации программы 1 год.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Включает теоретическую подготовку, практический тренинг (практикумы), выполнение творческих заданий по различным разделам языкознания. Таким образом, учащиеся расширяют свои теоретические знания в области фонетики, графики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Практическая работа в рамках программы ориентирована на решение олимпиадных заданий по всем разделам русского языка, изучающимся в начальной школе.
Содержание программы
Фонетика, графика, орфоэпия. Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике, графике, орфоэпии.
Звуки и буквы. Их различение. Звуко-буквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме. Соотношение звуков и букв в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными. Разделительное произношение звуков в слове. Небуквенные графические средства: пробел, черточка, тире. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Состав слова. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Способы образования слов. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря.
Морфология.
Имя существительное. Значение и употребление. Роль имен существительных в речи. Изменение имен существительных. Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенного члена.
Имя прилагательное. Значение и употребление. Изменение имен прилагательных. Имя прилагательное в роли второстепенного члена предложения.
Глагол. Значение и употребление в речи. Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.
Местоимение. Общее представление о местоимениях. Склонение личных местоимений.
Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Лексика. Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и переносное значение слова. Синонимы и антонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Крылатые выражения и слова. Словари русского языка и их использование.
Синтаксис, пунктуация. Простые и сложные предложения, их различение. Предложения с прямой речью. Знаки препинания в предложениях. Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.
Тематическое планирование материала (вариант)
№ п/п | Тема | Количество часов |
Фонетика и графика | 4 | |
1. | Соотношение фонетики, графики и орфоэпии | 1 |
2. | Фонетика, графика, орфоэпия (практикум) | 1 |
3. | Фонетика, графика (олимпиадные задания) | 2 |
Состав слова | 4 | |
4. | Морфемный анализ слов различных частей речи | 1 |
5. | Словообразование (практикум) | 1 |
6. | Состав слова. Словообразование (практикум, олимпиадные задания) | 2 |
Морфология | 9 | |
7. | Имя существительное | 1 |
8. | Имя прилагательное | 1 |
9. | Местоимение | 1 |
10. | Глагол | 1 |
11. | Предлог | 1 |
12. | Морфология (практикум, олимпиадные задания) | 4 |
Лексика | 12 | |
13. | Происхождение и употребление слов современного русского языка. | 1 |
14. | Однозначные и многозначные слова | 1 |
15. | Омонимы. Синонимы. Антонимы | 1 |
16. | Прямое и переносное значение слова. | 1 |
17. | Фразеологизмы. Образность фразеологических оборотов. Источники русских фразеологизмов. | 1 |
18. | Крылатые слова и выражения. Источники крылатых слов и выражений | 1 |
19. | Лексика (практикум, олимпиадные задания) | 6 |
Синтаксис и пунктуация | 5 | |
20. | Тайны синтаксиса и пунктуации | 1 |
21. | Различение и употребление в речи простых и сложных предложений. | 1 |
22. | Синтаксис и пунктуация (практикум, олимпиадные задания) | 3 |
Итого | 34 |
В результате изучения олимпиадного курса «Русский язык с увлечением» учащиеся должны
знать/понимать:
- состав слова, его изменение;
- признаки частей речи, их особенности;
- происхождение слов или выражений, фразеологизмов и истории их возникновения.
уметь
- анализировать и характеризовать звуки речи, состав слова; части речи, предложение;
- различать произношение и написание слов;
- находить и объяснять лексическое значение слова (в том числе по словарю);
- создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
- соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- адекватного восприятия звучащей речи;
- работы со словарем (алфавит);
- соблюдения орфоэпических норм;
- создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей тематике;
- овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу);
- выполнения письменных работ творческого и исследовательского характера.
Литература:
- Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа 2 – 4 классы. Серия: Школьные олимпиады. – М.: АЙРИС, 2008.
- Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.: РОСМЭН, 2004.
- Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Серия: Здравствуй, школа! – Ростов н/Д: Феникс, 2007, 2009.
- ОС «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч.ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Баласс, 2008.
- Примерная программа по русскому языку для ОУ с русским языком обучения, 2004 год.
- Сушинская Л.Л. Новые олимпиады для начальной школы. Серия: Здравствуй, школа! – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу обучение грамоте по УМК « Учим русский язык» 1 класс для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу обучение грамоте по УМК « Учим русский язык»1 класс для школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА Название курса: «Русский язык»4 класс
Программа учебного курса "Русский язык" 4 класс(программа "ПЕРСПЕКТИВА")...
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России" 1 класс
Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка".Программа "Школа России", 1 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по курсу "Класс полного дня"
В данной работе представлена разработка рабочей программы по курсу "Класс полного дня"...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...