Технология коррекционно-развивающей работы
опыты и эксперименты по теме

Ульянова Татьяна Петровна

Презентация «Системно-деятельностный подход как условие обучения детей с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ulyanova_t.p.docx102.03 КБ
Файл ulyanova_t.p.pptx897.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технология коррекционно-развивающей работы

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Системно-деятельностный подход

как условие обучения детей с ФФНР

(фонетико-фонематическим недоразвитием речи)»


СОДЕРЖАНИЕ        

1.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА         3

2.        СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ        4

a.        Содержание и приемы устранения фонетико-фонематического недоразвития речи        5

b.        Цель и задачи        6

c.        Этапы формирования фонематического восприятия        7

d.        Основные принципы        7

e.        Методы        8

3.        ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ        9

4.        ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ        10

5.        ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ         11

6.        ВВЕДЕНИЕ        12

7.        РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ        13

8.        СТРУКТУРА  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ         14

9.        РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА        18

10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        19

11. ПРИЛОЖЕНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.

Основная масса детей приходит в нашу школу из неречевых детских садов, где не проводится работа по формированию фонетико-фонематических процессов.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

Деятельность школьного  логопункта охватывает только учащихся

начальной школы, причём число детей, нуждающихся  в  логопедической помощи, значительно превышает нормативную пропускную способность логопункта.

Я работаю учителем – логопедом в МАОУ СОШ № 48 с 2002 года,

Работу  строю  на основании  нормативных документов:

- Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

-Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»

- Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.)


СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Работа подразделяется на этапы:  

I этап – диагностический

II этап – коррекционный

III этап – оценочный

ВЫЯВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

  • Диагностический этап.

Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.

Цель данного этапа: выявление особенностей речевого развития учащихся начальной школы.

Задачи:

  1. Выявить отклонения в развитии устной и письменной форм речи;
  2. Определить  структуру речевого дефекта;
  3. Поставить  речевой диагноз;
  4. Спланировать  коррекционную работу на основе диагностических данных (с учётом программных требований по русскому языку)

Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной  диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.

В работе использую «Тестовую методику диагностики устной речи младших и старших школьников» Автор: Т.А.ФОТЕКОВА

Методика включает четыре серии:

Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:

  1. Проверка фонематического восприятия;
  2. Исследования состояния артикуляционной моторики;
  3. Исследование звукопроизношения;
  4. Проверка сформированности  звукослоговой структуры слова.

Серия 2 – Исследование грамматического строя речи.

Серия 3 – Исследование словаря и навыков словообразования.

Серия 4 – Исследование связной речи.

Наряду с выявлением недостатков устной речи обязательно обследую письмо и чтение.

Оформляю документацию установленного образца: протокол обследования, список обследованных детей, журнал посещаемости учащихся, журнал консультаций, перспективное и календарно-тематическое планирование, отчет о динамике коррекции речевых нарушений за год.

С учетом диагностики речи школьников я формирую группы и составляю планирование коррекционно-развивающих занятий (групповых и индивидуальных).

Учебный материал рассчитан для двух академических часов в неделю в группе,  0,5 часа в неделю для индивидуальной работы и ежедневных упражнений дома на протяжении четырёх  календарных месяцев.

Помимо этого выделяются два академических часа: один час — в начале курса: ознакомительная беседа, диктант; второй час — в конце курса: выпускной диктант, беседа с родителями, подведение итогов (выявление динамики в преодолении нарушений письменной речи).

Занятия проводятся в строго отведенные часы, согласованные с администрацией и родителями детей.

Организация коррекционно-логопедических занятий:

  • фронтальные занятия (4 человека) - два раза в неделю, продолжительность 40 минут;
  • индивидуальные занятия – один раз в неделю, продолжительность 20 минут

СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЕМЫ УСТРАНЕНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

  • Коррекционный этап -  восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

Система преодоления фонетико-фонематического недоразвития (Г.А. Каше, Р.И. Шуйфер) предусматривает два взаимосвязанных направления в работе:

  • Коррекцию произношения,
  • Развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.

Длительность данного этапа  коррекционного обучения каждого конкретного ребёнка  определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции.

ЦЕЛЬ: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-развивающие: 

  1. Формировать умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и откорректированные);
  2. Обработать и уточнить артикуляцию тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, «смазанно» (если таковые имеются);
  3. Поставить отсутствующие  и искаженно произносимые звуки и ввести их в речь;

полноценные фонематические процессы (если таковые имеются);

  1. Формировать умения сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляторных) признаков звуков;
  2. Развивать представления о звуко-буквенном составе слова;
  3. Развивать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
  4. Развивать  анализаторы (слуховой, зрительный и кинестетический), участвующих в акте речи, письма и чтения;
  5. Развивать  внимания, памяти, мышления;

Коррекционно-познавательные:

  1. Закрепить понятия «Звуки и буквы», «Гласные и согласные», «твердые и мягкие», разделительный мягкий и твёрдый знак, парные звонкие и глухие согласные, ударение,
  2. закрепить умения выделять предложения из текста и обозначать границы предложения.
  3. Формировать готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова;
  4. Обогатить словарный запас

Воспитательные: 

  1. Воспитание  положительного отношения к занятию
  2. Формирование навыков организации учебной работы,
  3. Развитие наблюдательности к языковым явлениям,
  4. Формирование и развитие навыков общения в учебной ситуации;
  5. Формирование самооценки, самокоррекции, самоанализа;
  6. Обучение планированию;
  7. Развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Обобщенное представление о звуке, а, следовательно, и правильное использование соответствующей буквы формируют постепенно.

  1. необходимо ориентировать на правильно произносимые и четко дифференцируемые звуки в составе слова.
  2. формирование  навыков правильного произношения звука, различения и выделения этого звука из состава слова, умение определять его место в целостном звуковом комплексе слога или слова.
  3. далее изучаемый звук соотносится с соответствующей буквой и вводится в разнообразные письменные упражнения для закрепления правильного его написания в словах и предложениях.
  4. проводится работа по дифференциации этого звука среди других, акустически и артикуляционно близких.
  5. далее следует научить ребенка различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в своей собственной речи.
  6. формирование умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой; выделять звуки путем громкого, несколько утрированного их проговаривания и к звуковому анализу в уме, про себя.

В отличие от традиционной работы учителя по программе, здесь имеет место расчленение действий звукового анализа на отдельные элементы (операции). Усвоение каждой новой операции готовит учащихся к последующей, и в результате практической работы накапливаются определенные фонематические обобщения и наблюдения над звуковой стороной языка.

Логопедическая работа  опирается на ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ: 

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного умственного и речевого развития, реализация которого направлена на обогащение речемыслительной деятельности;
  2. принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи, т.е. направленность на формирование речевого высказывания;
  3. принцип формирования элементарного осознания явлений языка: предполагается особая организация процесса развития фонематического восприятия, морфологических закономерностей, практических грамматических обобщений;
  4. принцип обогащения мотивации речевой деятельности, т.е. направленность на преодоление речевого негатизма, стимуляцию речевой активности.

В процессе логопедических и коррекционно-воспитательных занятий обеспечивается активная речевая практика в различных изменяющихся условиях общения и в разных видах деятельности. 

МЕТОДЫ

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

  1. Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи и обеспечивают взаимодействие двух сигнальных систем.
  2. Словесные методы — на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядный материал и т.п.
  3. Практические методы используют при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений, игр, инсценировок и т.д.

Особое значение в логопедии придается использованию репродуктивных и продуктивных методов и их сочетанию с учетом специфики речевого нарушения.

  • Репродуктивные методы эффективны в развитии имитационной способности детей, формировании навыков четкого произношения звуко-слоговых упражнений, при восприятии речевых образцов. Их роль особенно велика в формировании первоначальных навыков произношения звуков, коррекции нарушений голоса. Эффективность этих методов значительно увеличивается, если их использовать в контексте интересных для ребенка видов деятельности.
  • Продуктивные методы более широко используются при построении связных высказываний, различных видов рассказа, в творческих заданиях. Переход к использованию продуктивных методов каждый раз определяется логопедом и воспитателем в зависимости от конкретных задач коррекции нарушения и уровня сформированности необходимых предпосылок для перехода к самостоятельной речи.

  • III этап – оценочный

Задачи:

  • провести анализ коррекционной и учебно–воспитательной работы;
  • сделать выводы и дать  рекомендации на основе анализа;
  •  определить перспективы дальнейшей работы. 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

 В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

 Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний.

Дети, обучающиеся в речевых группах, отличаются, как правило,  неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие,   необходимость постоянного стимулирования своей активности.

Составляя коррекционную работу для своих учеников, я ориентируюсь на индивидуальные особенности и потенциальные возможности.

Я четко определила для себя, что основой любых достижений является системный подход во всех начинаниях, посильная нагрузка на каждого ребенка, учет его психофизического состояния и положительная мотивация. Оцениваю деятельность ребенка не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. Очень трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интерес. Стараюсь не употреблять слова «ты должен», «надо», заменив их на выражение «давай поиграем!»


ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ

В группе три мальчика и одна девочка. Дети учатся во втором классе.

У детей данной группы: достаточно развита мелкая моторика рук; ведущая правая

рука. При выполнении упражнений на динамическую организацию движений (“Колечки”, “Звенья” и т.д.) также наблюдаются неточности.

Отмечается задержанная переключаемость движений.

Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата без аномалий. Страдает  объем, точность выполняемых движений.

Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не все могут длительно удерживать положение органов артикуляции.

У всех детей речь невнятная.

Фонематические представления сформированы недостаточно.

Звукопроизношение у Жени – без нарушений.

У Камилы звуки [К], [Г], [Л], поставлены, но в речи [К], [Г] замещаются характерным взрывом. Гласные и согласные звуки   с сильным носовым оттенком. 

Анатолию поставлены проблемные звуки [Р], [Л], [З], [с], [ц],  [ш], [ж] и их мягкие пары, но в речи они не закреплены. Нуждается в постановке звука [Ч]. У Анатолия голос слабо-модулированный, тихий.

Кирилл нуждается в постановке звуков [Р], [Л].

В процессе чтения обнаруживается недостаточное понимание прочитанного. Способ чтения –по слогам и целыми словами.  Замены букв. Пересказ осуществляют с использованием помощи (наводящие вопросы, повторное чтение взрослым).

Составляют рассказ по серии сюжетных картинок без ошибок.

В письме под диктовку допускают акустико-артикуляторные ошибки: замены, пропуски.

Познавательные интересы в учебной сфере сформированы достаточно.

Дети объединены в данную группу одним логопедическим заключением:

Артикуляторно – акустическая дисграфия. Фонематическая дислексия.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ определяется уровнем сформированности звуковой стороны речи у детей и рекомендуемой последовательностью изучения тем. 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Развитие движений артикуляционного аппарата

Развитие фонематических процессов

Знакомство с основными органами и движениями артикуляционного аппарата

Артикуляционная гимнастика. Голосовые и дыхательные упражнения. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звуков

Речь и предложение.  

Предложение и слово.

Деление слов на слоги. Ударение

Звуки речи. Гласные звуки (и пройденные в классе буквы).

Звук и буква О

Звук и буква У

Звук и буква А

Звуки и буква  И

Звуки и буква  Э

Согласные звуки. Звук и буква Н. Звук и буква М

Гласные и согласные звуки

Ы-И -Й

А – Я, Э – Е,

У-Ю, О-Ё

Твердые и мягкие согласные. Буква  Ь.  ЗВУКИ П-Пь

ЗВУКИ К – К’

ЗВУКИ Т - Т’

ЗВУКИ П – Т - К

ЗВУКИ К - Х

Звонкие и глухие согласные. Л – Ль-Й

ЗВУКИ В - Ф

ЗВУКИ Б - П

ЗВУКИ Г-К

ЗВУКИ Д - Т

ЗВУКИ С- З, С’-З’

ЗВУКИ  Ж-З

ЗВУКИ Ш-С

Ж - Ш

ЗВУКИ Чь - Сь

ЗВУКИ Ц-С

ЗВУКИ Щ’-Ч’

ЗВУКИ Щ’-Т’

ЗВУКИ С’-Щ’

 

Планируется индивидуальное занятие с целью коррекции звукопроизношения для Кирилла.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема использования деятельностного метода в настоящее время является наиболее актуальной. Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового. В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни и научных исследований. В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, достигать ее, не ущемляя прав окружающих его людей, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека способностей к самореализации на основе сохранения целостности социальной структуры. Одним из механизмов реализации целей и задач современного образования является включение ребёнка в образовательную деятельность с помощью именно деятельностного метода.

Так как ребёнок на первых этапах обучения испытывает немалые трудности в овладении письменной речью, даже при старательном, аккуратном выполнении заданий допускает ошибки. Он перестает верить в свои силы, в возможность улучшить результаты и начинает безразлично относиться к занятиям, просто отсиживая их. Организуя занятия на основе деятельностного метода можно заинтересовать учеников, сконцентрировать их внимание на достижение результата и продолжить развитие личности. Поэтому одной из главных целей в работе учителя-логопеда стало внедрение деятельностного метода (автор Л.Г. Петерсон) на логопедических занятиях, в ходе которых обучающиеся преодолевают учебные затруднения.

В рамках системно-деятельностного  подхода коррекционно – воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности) занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей.


РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ.

Особое  значение придается таким формам работы и специальным коррекционным заданиям, которые, восполняя пробелы в развитии всех средств языка, одновременно способствуют формированию коммуникативных умений и навыков: коллективная работа; работа в паре; взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания; обращение к товарищу с вопросом или каким-либо заданием и др.

Ожидаемый результат — формирование предпосылок к полноценному усвоению программного материала, которые решаются в контексте восполнения пробелов в речевом развитии ребенка.

Использование деятельностного подхода изменило обычный ход занятия.

Самоопределение к деятельности;

Актуализация;

Постановка учебной задачи;

Построение проекта выхода из затруднения;

Первичное закрепление во внешней речи;

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

Включение в систему знаний и повторение;

Рефлексия деятельности.


Примерная  СТРУКТУРА  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ с учетом системно-деятельностного подхода.

Этапы

Цели этапа

Приемы работы

1

Организация группы детей к началу занятий.

Создать рабочее настроение.

Учить правильно организовывать свое место.

ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ РИТМИКА - предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; проводится с разной силой голоса. Сначала громко, затем тихо. Дети восстановив дыхание тихо садятся за парты. Далее следует сюрпризный момент.

2

Вводная часть.        

Развивать и совершенствовать психологические предпосылки письма (память, внимание, темп деятельности, пространственные представления и т.д.)

Развивать навыки фонематического анализа и синтеза.

Формировать и развивать навыки общения в учебной ситуации.

Повторить за логопедом ряд слогов (из трех-пяти) с оппозиционными звуками с разной интонацией, ударением в разных позициях или чистоговорки.

Например:

 ба- па- ба- вот стоит изба

пы-бы-пы – зеленые снопы

бо-по-бо-по-бо и т.п.

Определение темы занятия посредством постановки проблемных вопросов логопедом.

Показать детям, что каждое  учебное задание требует осмысленного подхода.

Учить отличать новое от неизвестного.

Стимулировать познавательную активность, способность сомневаться.

Цель занятия определяют сами дети.

Например, после рядоговорения логопед задает детям вопросы:

Какие звуки речи вы чаще других слышали и произносили? (п, б) Сколько звуков? (два звука) Чем похожи и чем отличаются? (тихо-громко или глухой-звонкий) С помощью, каких органов артикуляционного аппарата они произносятся? (с помощью губ и выдоха) Как их можно охарактеризовать? (звук п - согласный, твердый, глухой).

Или  «Постановка звука [c]» На доске выставлены картинки. На них изображены предметы в названии, которых есть звук [c]. Ребятам предлагают, перед тем как сесть за парту назвать один из предметов расположенных на доске. Затем задают вопрос: «Какой звук вы слышали во всех словах? Значит, о чём мы сегодня будем говорить на занятии?» - о звуке [c].

Для постановки учебной задачи также широко используется приём создания проблемной ситуации, требующей освоения нового знания. Это позволяет повысить интерес учащихся к изучаемой проблеме и добиться более высоких результатов.

Основная часть (устные или письменные упражнения).

Выработать навыки списывания, письма под диктовку

Формировать и развивать навыки языкового анализа и синтеза, языковые обобщения.

Учить детей планировать свою деятельность.

Прививать и развивать навыки самоконтроля.

Формировать адекватно – позитивную самооценку.

В ходе занятия дети стараются сами «открыть» новое знание, путём выполнения заданий и ответов на предложенные вопросы. В конце обсуждения заданий и ответов на вопросы обучающиеся подводят итог, выводя правильные формулировки и находя правильные решения заданий.

Например, «Дополнить предложение словом» Мама сварила вкусную .. (кассу, кашу).

Используются картинки на слова- квазиомонимы. Картинки предлагаются парами.

Подумайте, чем отличаются данные слова? К чему приводит замена одного звука в слове?

Продолжи ряд: дом-сом-ком-.. Что изменилось и почему?

Для того чтобы научить детей осуществлять самоконтроль своей деятельности первичное закрепление нового можно осуществлять через комментирование каждого задания  учениками.

Учащиеся пытаются ответить на вопрос «Что делаю и почему? , Что должно получиться?»

Дети, занимающиеся в логопедических группах, имеют учебные затруднения, и им не всегда удаётся с первого раза достичь хороших результатов. Поэтому для каждого ребёнка выбирается такая точка самоконтроля, в которой ученик наверняка достиг нужного результата, именно на этом этапе иногда возникают трудности.

Важным разделом коррекционной работы по преодолению несформированности звуковой стороны речи является дифференциация оппозиционных звуков. Одним из специальных приемов, при использовании которого решается одновременно весь комплекс коррекционных задач, является прием шифровки. Суть его заключается в том, что диктуемые учителем слова, содержащие дифференцируемые звуки, ребенок записывает в тетради при помощи определенных (например, слова содержащие звук С, обозначаются     ; слова содержащие звук З -      ). Учитель  диктует ряд слов: сосна, зима, Москва и т.д. В тетради ребенка запись прочитанных учителем слов выглядит следующим образом:

                  и т.д.

Правильность записи проверяется устно – индивидуально или коллективно.

Затем ребенок, используя запись, самостоятельно подбирает слова.

 Развиваю у детей умения контролировать друг друга: правильно ли (соответственно графической записи) названо слово.

Данный прием, помогая решать конкретную задачу дифференциации звуков, способствует развитию и совершенствованию внимания и памяти учащихся, познавательной деятельности, активности, способности к переключению, актуализации знаний и соответствующих языковых средств, контролю и самоконтролю, а также самостоятельности, целенаправленности и произвольности учебной деятельности.

При закреплении навыков дифференциации аффрикат Ч- Ц, Ч- Ш, С- Щ и др. одновременно путем наблюдений ребенок накапливает лекико-грамматические средства языка.

Можно предложить изменить слова так, чтобы они имели увеличительное значение: рука – ручища, нос-носище или уменьшительно ласкательное значения: книга-книжечка, изба-избушка, стакан-стаканчик и т.п.

При этом использовать прием сравнения:

  • Какие новые звуки появились? Сравните два слова.
  • Какими звуками они отличаются?
  • Определи на каком месте данный звук. После какого звука? Перед каким звуком? Между какими звуками?

В процессе выполнения подобных заданий происходит уточнение и накопление лексического запаса. Для того чтобы ребенок понял, зачем он выполняет то или иное задание я дополнительно задаю вопросы: «Чему учились на занятии?», «Как вы думаете зачем нужно такое упражнение?» и т.п.

Очень полезны упражнения, в процессе которых используются различные виды символики, шифровок, «план-схемы». Они способствуют привлечению внимания детей к языковым явлениям, активизации словарного запаса, а также развитию внимания, памяти и способности к переключению.

Подведение итогов.

Учить детей мысленно структурировать прошедшее занятие, выделяя существенные для приобретения новых умений этапы.

Вызвать рефлексию каждого ребенка на результативность его деятельности в ходе занятия.

Стимулировать учебную мотивацию.

Завершающим этапом занятия является рефлексия обучающимся собственной деятельности: самоанализ, самооценка, самокоррекция.

Рефлексия положительного настроения и эмоционального состояния.

Ели вам понравилось это занятие поднимите оранжевую карточку, а если было не интересно – желтую. 

Следующий вид рефлексии - это оценка своей деятельности. 

Провести такой вид рефлексии можно, оформив "лестницу успеха". Ребенок сам оценивает, на какой он ступеньке оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

Рефлексия - содержания учебного материала. Этот способ позволяет понять, насколько усвоен учебный материал. Какие упражнения вам понравились и почему? С какими трудностями вы столкнулись во время урока и почему? Что нужно для того чтобы на следующем уроке у вас все получилось?

Или предлагаю закончить фразы.. Например:

 я познакомился с ...

 было непросто ...

 я добился ...

 у меня получилось ...

 хотелось бы ...

 мне запомнилось ...

 я попробую ...

В результате такой рефлексии ребята сами оценивают вклад в то, насколько продуктивным получился урок, отмечают его интересные моменты.


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Анализ  коррекционной и учебно–воспитательной работы позволяет сделать выводы и определить перспективы дальнейшей работы. 

Уровни речевого развития детей после проведения коррекционно-развивающей работы по развитию фонематического восприятия

Вывод: если сравнивать уровни речевого развития на начало и на конец учебного года за период с 2009-2011 уч. год, то на низком уровне остаются от 1- 5 учеников, как правило это дети с системным недоразвитием речи. Хорошая стабильность отмечается при переходе детей с низкого уровня развития на средний (от 14 -21 ученика). На этом среднем уровне, как правило, задерживаются дети с недоразвитием речи обусловленным ЗПР и ОНР. На высокий уровень выходят дети с заключением: нарушение письменной речи обусловленной ФФН(от 10-24 детей).

Следовательно, своевременная коррекция нарушений фонематических процессов положительно влияет на речь ребёнка в целом и  процесс устранения недостатков письма и чтения у младших школьников, становится более эффективным, если коррекционную работу начинать в первых классах с использованием специальных методов и приемов.

           

Вывод: Результаты профессиональной деятельности характеризуются положительной стабильной динамикой. Это  доказывает эффективность применяемых современных коррекционно–развивающих технологий, методов и приемов работы с детьми и родителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989.
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Кобзарева Л.Г., М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.- Воронеж: 2006
  4. Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983.
  5. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003.
  6. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961. 22.
  7. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
  8. Филичева Т. Б., Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ . Издательство: М.: АРКТИ, Просвещение
  9. Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. — М., 1997.
  10. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать словесную или письменную инструкцию

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов тем, что выполняют не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда вроде бы тот достаточно понятно объяснил. Это может быть связано как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Умение своевременно реагировать на вопрос учителя; умение отличить новую задачу от старой, четко представить то, что содержится в инструкции – вот что отличает ученика, который умеет учиться.

1. «Объясните задание» Логопед дает ученикам какое-то задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого-нибудь из испытывающих трудности понимания инструкции учеников повторить его для всех.

2. «Письмо с пропусками» Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2–3 предложения, а потом логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.

3. «Будь внимательным!» Логопед просит детей прослушать инструкцию, повторить ее «про себя», поднять руку тех, кто запомнил и четко представляет себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:

1). В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а буквы З – вычеркнуть.

Полезла Оксана за красной розой,

 А вернулась Оксана с занозой.

2). В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц вычеркнуть. После команды «Внимание!», наоборот, вычеркиваются все Ч, а подчеркиваются все Ц.

Черная цапля циркулем чертила.

 Внимание!

Цапля старательно циркулем водила.

 Получился очень чистенький чертеж.

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану

Важнейший шаг к переводу внешних действий ученика в умственный план, обеспечивающий успешное формирование навыка, – это обучение детей планированию.

Управление учением должно быть гибким. Жесткость управления (строгая последовательность действий, заданная учителем) должна убывать по мере роста учащихся. Если в начале обучения дети действуют по образцам и алгоритмам, предложенным учителем, то на заключительном этапе логопедической работы дети сами планируют действия, составляют их алгоритмы.

1. «Расскажи о звуке по плану-схеме»

Через 1–2 занятия схема характеристики звука заменяется. Детям предлагается рассказывать по схеме, где все характеристики заменены цветными символами.

2. «Определи порядок действий». Ученики получают карточку со сложной инструкцией к заданию. Нужно карандашом проставить над словами цифры, соответствующие порядку выполнения действий.

Например:

На уроках математики встречаются сложные примеры, в которых действия нужно совершать по порядку. Задание к упражнению по русскому языку тоже может содержать несколько действий. Важно не забыть сделать ни одно из них. Кроме того, нужно подумать, что удобнее сделать сначала, а что потом.

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль

Ученики с нарушениями письменной речи часто не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ. Таких детей необходимо обучать контролю с помощью специальных методов – планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку.

Для указанной группы учеников целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка дробится на 3 этапа. Во время каждого из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алгоритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.

Этапы самопроверки:

I этап – поиск специфических (дисграфических) ошибок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.

II этап – поиск орфографических ошибок в слове.

III этап – поиск пунктуационных, грамматических и смысловых ошибок в структуре целого предложения.

На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка – прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней и нижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова

1. «Возвращение к началу». Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове – по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой – «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Пара, раньше всех обнаружившая слово с ошибкой, поднимает руки.

Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки – «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к четкому послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей.  Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.

Ищем «случайные» ошибки. (I-й этап самопроверки.)

Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент – карточка-памятка (Приложение 2). Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я.Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.

Ищем орфографические ошибки. (II этап самопроверки).

Дети проверяют текст 2-й раз, сосредотачиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.

Проверка предложений (III этап самопроверки).

Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Используется только памятка.

В случае, если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами (1,2 или 3 в зависимости от типа ошибок).

Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена.

И только если ошибка так и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает найти ошибку.

Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.

Упражнение, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

Важными секретами успешной учебы являются: умение ставить цели и добиваться их; умение видеть собственные успехи и испытывать по этому поводу радость; замечать неудачи и находить их причины. Для формирования у ребенка желания учиться можно использовать разнообразные приемы – от похвалы до специальных символов, с помощью которых отмечались бы детские достижения.

Для самооценивания и фиксации результатов используются  лестница успеха.

 «Лесенка успеха». Завершив выполнение какого-либо письменного задания, ученики рисуют карандашом лестницу из 3 ступенек. Каждый из детей сам оценивает успешность выполнения задания, нарисовав на одной из ступенек лесенки человечка – себя. Если ученик считает, что был внимательным, старательным и сдает логопеду работу без ошибок, то он рисует себя на верхней ступеньке. Лесенка успеха позволяет узнать, насколько объективно дети оценивают свое письмо.


Проект логопедического занятия

 по преодолению нарушений письма и чтения

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Ульянова Татьяна Петровна

Район

Володарский

Место работы

МАОУ СОШ № 48

Должность

Педагог - логопед

Общая информация

Модуль

Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка

Тема урока

Речь и предложение.  

Тип урока

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цель

систематизация лексической и грамматической информации, формирование умения оперировать ею.

Задачи:

Коррекционные:

  1. Развивать языковой анализ и синтез.
  • Формировать умения составлять из слов предложения, из предложений рассказ.
  • Закреплять навык раздельного написания предлогов с другими словами.
  1. Развивать активный словарь. Пробуждать высказываться полным, развернутым предложением.
  2. Упражнять в согласовании имён существительных с именами прилагательными в роде, числе и падеже.
  3. Обогащать словарный запас.
  4. Развивать связную речь.

Обучающие:

  1. Научить отвечать на вопросы по содержанию.
  2. Научить выделять предложения из текста.
  3. Закреплять умение обозначать границы предложения в тексте.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение работать в коллективе,
  2. Воспитывать умение  слушать и дать возможность высказаться товарищу, вежливо обращаться к сверстникам и учителю,

  1. Воспитывать аккуратности в работе.
  • Учить  взаимодействию в паре, в группе.
  • Развивать внимание, память, воображение.
  • Развивать познавательную мотивацию
  • Развивать  взаимоконтрол, самоконтроль, самооценку

Практические:

  1. практиковать в умении самостоятельно распределять роли  внутри группы

практиковать рефлексивные компоненты деятельности: планирование, контроль, самооценка.

Необходимое Дидактическое обеспечение

  1. Рисунок.
  2. Текст.
  3. Четыре конверта с карточками со словами.
  4. Карточки с предложениями.
  5. Карточки со словами-прилагательными.
  6. Карточки с деформированным текстом.

Цветные фишки и карточки.

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Здравствуйте! Посмотрите друг на друга с приветствием. Садитесь тихо.

Сегодня мы будем рассматривать рисунок, и составлять по нему рассказ.

Логопед приносит рисунок, но не показывает детям, что на нём нарисовано. При этом описывает, какой он яркий и красочный.  Говорит, что он обязательно понравится ребятам. Спрашивает, хотят ли они узнать, что нарисовано на рисунке?

Для этого предлагает самостоятельно составить рассказ  из предложений, а предложения из слов.

Приветствуют учителя и друг друга.

Да.

Целеполагание и личностное самосовершенствование.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

Коррекционная работа. Индивидуальная работа.

Логопед предлагает детям выбрать конвертики с набором карточек для составления предложений по типу сложности. (в конвертах с красными фишками – сложные задания, а в конвертах с зелеными фишками- задания менее сложные. В наборах может не хватать предлогов, точек, слова могут начинаться только со строчной буквы.) Логопед контролирует работу обучающихся и помогает в работе с помощью наводящих вопросов.

Примерные вопросы логопеда:

- Чего не хватает в предложении?

- Как обозначается начало (конец) предложения?

Уточняющие вопросы:

- О ком или о чем говорится в предложении?

- Что делает тот или иной персонаж? и  т.д.

Выбирают конверты с учетом сложности.

 Дети составляют из слов предложения, добавляя

недостающие части.

Читают предложения.

Например: «окно.», «доме»,  «открыто»– не хватает слова «в» - в доме было открыто окно. – предложение начинается с «маленькой» буквы. – В доме было открыто окно.

Познавательные УУД 

Общеучебные  универсальные действия

структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Логические универсальные действия

Постановка и решение проблемы

Регулятивные саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать

 словесную или письменную инструкцию

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Постановка и решение проблемы

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Работа в парах.

Логопед раздает карточки с предложениями и предлагает детям выполнить проверку по образцу и взаимопроверку.

Регулятивные УУД

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

Контроль осуществляется в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него

Коммуникативные УУД

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Групповая работа.

Логопед предлагает объединить полученные  предложения и составить из них рассказ.  

Какое задание вы выполняли?

 Дети составляют рассказ из предложений.

В доме открыто окно.

На подоконнике сидит кошка.

Под окном на скамейке стоит лукошко с яблоками.

Под скамейкой за цветами прячется мышка.

Она грызёт кусочек яблока.

Мы составляли из слов предложения, из предложений рассказ.

Коммуникативные УУД 

коллективное обсуждение проблем; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД 

Общеучебные  универсальные действий

структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Логические универсальные действия

Постановка и решение проблемы

Упражнения, развивающие умение принимать и понимать

 словесную или письменную инструкцию

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Итог Работа с текстом.

Логопед предлагает одному из учеников прочитать получившийся рассказ.

  • О чем рассказ?
  • О ком рассказ?

Придумайте название к рассказу.

Отвечают на вопросы учителя и придумывают название к рассказу.

Познавательные УУД 

Общеучебные  универсальные действий

смысловое чтение;

Регулятивные УУД

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

Упражнения, развивающие умение осуществлять итоговый самоконтроль

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Творческая словесная работа с текстом

Как вы представляете дом? Он какой? По цвету, размеру, высоте и т.д.

Опишите, как вы представляете кошку? И т.п.

  • Отвечают на вопросы учителя

Общеучебные универсальные действия:

-       структурирование знаний;

-       осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-       выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-       рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Словесная работа с рисунком.

Логопед предлагает сравнить то, что нарисовано на рисунке и то, что представляли дети и  открывает рисунок.

Дает задание  рассмотреть внимательно и дать характеристику каждому предмету.

Уточнения: по цвету, форме, размеру, на ощупь, из чего сделан(а)?,  на что похож? и т.д.

Карточки со словами-прилагательными вывешиваются на доску.

  • Дом деревянный.
  • Кошка рыжая, пушистая, домашняя …
  • На  белом, узком, длинном подоконнике сидит рыжая пушистая кошка.
  • Под узким длинным подоконником стоит низкая, широкая скамейка.
  • На низкой скамейке  пузатое, круглое, плетеное, легкое лукошко.
  • В желтом, плетёном лукошке лежат красные, крупные, наливные яблоки.
  • За синими, высокими цветами прячется мышка?

Мышка серая, голодная…

Молодцы. Мы очень много подобрали к рисунку слов прилагательных, которые сделают наш рассказ более подробным и красочным.

Динамическая пауза. Фонетическая ритмика. Пальчиковая гимнастика.

Логопед предлагает отдохнуть, сделать 1. фонетическую ритмику и поиграть в игру «Сделай как я»

  1. Показывает «цветочек» с помощью пальцев рук и читает стихотворение:

«Наши синие цветы раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки.

Тихо засыпают, головой качают»

  1. Под  цветами мышка сидит.
  2. Кошка.

Делают фонетическую ритмику– громко, тихо,, быстро.

Выполняют упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, памяти:        

Повторяют движения за логопедом – цветочек, мышка, кошка.        

Выполняют  движения по названию.

КоммуникативныеУУД   управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Обобщение. Самостоятельная работа. Письмо.

Разогрели пальчики и приготовили их к письму. Логопед раздаёт карточки с деформированным текстом и предлагает озаглавить текст, вписать пропущенные слова (прилагательные) и части слов. Логопед сразу проверяет и корректирует работу детей.

Дети работают с карточками.

……………………………………

                     В деревянн…     доме открыто окно. На длинн…    , …                 . подоконнике сидит рыж…         , ...                      кошка. Под окном на низк…          ,   …                              скамейке     стоит                      жёл…           , …                                  лукошко с …                                , …                             яблоками. Под …                                 скамейкой за     высок…     ,   ….                             цветами прячется     …                 ,    …                     мышка. Она грызёт кусочек .....                            яблока.  

Регулятивные УУД

 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

Упражнения, развивающие умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности

Упражнения, развивающие умение планировать действия по выполнению учебной инструкции и действовать по плану

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Логопед предлагает составить описательный рассказ по картине или прочесть «новый»  рассказ каждого из ученика или по желанию.

Дети читают у доски или рассказывают.

Общеучебные УУД    смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-       постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.Чтение или рассказывание по рисунку.

Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Какой рассказ вам больше понравился, который составляли из предложений или который получился у вас с помощью добавления слов-прилагательных и почему?

Нам понравилось дополнять предложения  своими словами, от этого он стал более полный и понятный.

Личностные УУД

личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Общеучебные  универсальные действия

структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    Коммуникативные УУД   оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Какие упражнения вам понравились и почему? С какими трудностями вы столкнулись во время урока и почему? Что нужно для того чтобы на следующем уроке у вас все получилось?

На следующем занятии будем продолжать учиться составлять рассказ.

Ели вам понравилось это занятие поднимите оранжевую карточку, а если было не интересно – желтую.

- Понравилось  составлять из слов предложения, из предложений рассказ, добавлять прилагательные.

- Трудно рассказывать по рисунку.

Поднимают карточку, соответствующую настроению.


Проект логопедического занятия

 по преодолению нарушений письма и чтения

Актуальность темы занятия

                 Данная тема занятия является важной для группы этих детей, т.к. способствует развитию фонематического слуха и восприятия, а также обогащению словарного запаса и развитию речи в целом. Также занятия повышают интерес к урокам русского языка и литературы, т.к. дети получают положительный эмоциональный настрой и чувство успеха.

Тема: Дифференциация звуков С - З, С' -З'. Буквы С и З.

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи:

Коррекционные:

  • Закрепить правильное произношение звуков С - З, С' -З'.
  • Учить детей различать звуки С - З, С' -З' на слух и в произношении.
  • Развивать звуко-слоговой анализ и синтез слов;
  • Развивать связную речь.
  • Развивать ориентировку в пространстве, артикуляционный аппарат.

Обучающие:

  • Познакомить с буквами С и З.
  • Учить читать слоги открытого типа: согласный-гласный.
  • Обогатить словарный запас новыми словами.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в коллективе, умение выслушать и дать возможность      высказаться товарищу, вежливо обращаться к сверстникам и учителю, аккуратность в работе.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Структура занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Речевой материал

Примечание

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

/повторение материала/

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Приветствие учителя.

Логопед предлагает детям поиграть в игру «Наоборот».

Объясняет правила игры:

«Я произнесу твёрдый звук, а вы мягкий и наоборот». Кто правильно выполнит задание садится тихо.                                        

Дети выполняют инструкцию.

(С - С', З - З')

Мяч

II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ

1. Логопед предлагает детям:

  • открыть тетради;        
  • вспомнить число, месяц, время года,….;        
  • записать дату в тетрадь;        
  • под датой нарисовать два домика обеими руками одновременно;
  • повторить ряд слогов с различной интонацией и различным ударным слогом /дифференциация по звонкости и глухости/:
  • определить, какие звуки чаще других слушали и произносили?

Тоже со звуками С’- З’        

Учитель посредством вопросов помогает детям сформулировать тему занятия: «Какие звуки чаще других мы слушали и произносили? Ребята, как вы думаете, какая сегодня тема занятия?»

«Сегодня на занятии мы будем сравнивать звуки   С - З, С'-З'».                - 2 мин.        Формулируется тема занятия: «Сегодня мы будем с вами говорить на занятии о звуках К, К’».

Дети выполняют действия.

Повторяют за логопедом.

- Мы слушали и произносили звуки С и З.

- Мы слушали и произносили звуки С’и З’

- Мы будем произносить звуки С- З, С’- З’ и слова с этими звуками.

Двенадцатое,

Декабрь, Ноябрь,

Январь,

Зима,

Осень.

сазаса, созосо, зусусо и т.п.

ся – зя – ся,

Тетрадь, ручки,

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Характеристика звуков  С - З, С'-З' по артикуляционным и акустическим признакам.

С помощью каких органов артикуляционного аппарата мы произносим эти звуки?

Логопед вместе с детьми произносит поочередно звуки С и З, С’- З’/ контролируя вибрацию ладонью/ и задаёт вопросы:

  • Когда вы чувствуете вибрацию в горле?,
  • Значит, какой это звук, звонкий или глухой?,
  • Есть ли вибрация при произнесение звука С?,
  • Что вы слышите, когда произносите звук С?
  • Какой это звук, звонкий или глухой?

Те же вопросы для анализа звуков  С’- З’.

  1. Обозначение звуков буквами и цветовыми символами в тетради.

- Какой буквой обозначаются звуки С и С’?,

- Какие звуки обозначает буква «эс»?

  • Звук С – твердый или мягкий?
  • А какой звук С’?

Логопед предлагает обозначить синим цветом твёрдый согласный, а зелёным  - мягкий согласный.

Такая же работа проводится со звуками З и Зь.        

-с помощью губ, языка, воздуха. Вибрацию в горле чувствуем, когда произносим звуки З, З’, слышим голос.

- Когда произносим звуки с, сь вибрации нет, но есть шум.

- Звуки С и Сь обозначаются буквой «ЭС».

Записывают букву в тетрадь в «домики».

- буква ЭС обозначает звуки С и Сь.

  • Звук с – твердый.
  • Звук С’ –мягкий.

- закрашивают «окошечки»

Звонкий согласный, глухой согласный

цветные карандаши (синий, зелёный)

  1. Дифференциация звуков в акустическом и артикуляционном плане. Деление слов на слоги.

Логопед предлагает детям:        

  • разделить слово КОСА на слоги и запомнить последний слог.
  • внимательно послушать чистоговорку с заданным слогом и продолжить её.
  • повторить за логопедом.                

Дети выполняют задание.

[КА – СА 

СА – ЗА – СА – длинная ка - .., КА – ЗУ  - зу-су-зу- я веду КА-..,

КА – СЕ – се-зе-се – ленточка в косе, КА – ЗЕ – зе – се- зе – дам траву козе,

АТВИ – ЗИ – зи – си-зи сено отвези.]

  1. Звуко – слоговой анализ и синтез слов с данными звуками.

Логопед предлагает детям:

  • Поиграть в игру «Отгадай словечко». Называет звуки по порядку.
  • Выбрать любую из полученных картинок и «загадать»  слово другим, называя звуки по порядку.
  • Логопед предлагает выполнить звуко - слоговой анализ любого из полученных  слов с помощью звуковых фишек.

- Дети  отгадывают слово и получают предметную картинку.

К-о-с-ы,

К-о-з-ы,

Зь-и-м-а,

Пь-и-сь-м-а

Г-а-зь-э-т-а,

К-а-ль-о-с-а,

М-а-г-а-зь-и-н,

В-а-сь-и-ль-о-к,

Предметные картинки.

Карточки-кармашки, звуковые и слоговые фишки.

  1. ФОНЕТИЧЕСКАЯ РИТМИКА

Выполняется система двигательных упражнений и работа над голосом и речевым дыханием.

- гласные

- согласные С - З, С'-З'

Повторяют за логопедом движения.

  1. Формирование фонематических представлений.

Логопед вывешивает картинки на доску и предлагает детям назвать, что нарисовано на картинках, выбрать одну из них, назвать, какой они слышат звук в данном слове С или З, Сь или Зь. Сказать, в какой домик и с какой буквой её «положить».                - 2 мин.

- в слове земляника я слышу звук ЗЬ – он звонкий и обозначается буквой «Зэ» Картинку нужно положить в домик с буквой «зэ».

- Под правым окном, потому что звук Зь – мягкий.

Земляника, гнёзда, такси, ослик, весы.

     

V. ЧТЕНИЕ

Составление слов из оппозиционных слогов и  частей слов. Чтение полученных слов, установление их значения, составление предложений для уточнения значений слов/устно/.

        

Логопед предлагает:

  • составить из слогов слова.          
  • Придумать предложения с данными словами.  

Дети выполняют задание. Роса – капли влаги на растениях прохладным утром.

Роза – это цветок.

Росе - Я иду по росе.

Розе - Я подошел к розе и понюхал её.

Супы – Много тарелок с супом.

У меня белые зубы.

                           са

                            за

 по                       се

 к                         зе

ро                       су        пы

                            зу          бы

VI. ПИСЬМО

Запись слов по памяти в столбики с различными /оппозиционными/ звуками, или буквами.

  1. Записать слова, которые произносили на занятии в два столбика.        
  2. Вставить пропущенные буквы С  или З, чтобы получились слова.

Пишут.

Вставляют пропущенные буквы.

С                 З

Роса          роза

Супы        зубы

Коса         коза

…               …

Карточки … ОЛЬ, …ОЛ, …ЁЛА, …ИМА.

VII. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Игра «Наоборот».

  1. Логопед  произносит звонкие согласные, а дети глухие  согласные и наоборот.
  2. Логопед произносит звуки, а дети букву их обозначающую и наоборот.

Выполняют задание.

С - З

СЬ - ЗЬ

«ЗЭ» - З и ЗЬ

«ЭС» - С и СЬ

VIII. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Какие упражнения вам понравились и почему?

С какими трудностями вы столкнулись во время урока и почему?

Что нужно для того чтобы на следующем уроке у вас все получилось?

Ели вам понравилось это занятие поднимите оранжевую карточку, а если было не интересно – желтую.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА: « Системно-деятельностный подход как условие обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Выполнила: учитель Ульянова Т.П. Технология коррекционно-развивающей работы

Слайд 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Работа строится на основании нормативных документов : Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова , Т.П. Бессонова, 1996г.)

Слайд 3

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ I этап – диагностический ЦЕЛЬ: ВЫЯВЛЕНИЕ НЕДОСТАТКОВ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ II этап – коррекционный ЦЕЛЬ: ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ В РАЗВИТИИ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. III этап – оценочный

Слайд 4

ЦЕЛЬ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста. Коррекционно-развивающие задачи: Формировать умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и откорректированные); Обработать и уточнить артикуляцию тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, « смазанно » (если таковые имеются); Поставить отсутствующие и искаженно произносимые звуки и ввести их в речь; полноценные фонематические процессы (если таковые имеются); Формировать умения сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляторных) признаков звуков; Развивать представления о звуко-буквенном составе слова; Развивать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; Развивать анализаторы (слуховой, зрительный и кинестетический), участвующих в акте речи, письма и чтения; Развивать внимания, памяти, мышления; Коррекционно-познавательные задачи Закрепить понятия «Звуки и буквы», «Гласные и согласные», «твердые и мягкие», разделительный мягкий и твёрдый знак, парные звонкие и глухие согласные, ударение, закрепить умения выделять предложения из текста и обозначать границы предложения. Формировать готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова; Обогатить словарный запас Воспитательные задачи Воспитание положительного отношения к занятию Формирование навыков организации учебной работы, Развитие наблюдательности к языковым явлениям, Формирование и развитие навыков общения в учебной ситуации; Формирование самооценки, самокоррекции , самоанализа; Обучение планированию; Развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению. Формировать умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и откорректированные); Формировать умения сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляторных) признаков звуков; Развивать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; Развивать внимания, памяти, мышления; Воспитание положительного отношения к занятию Формирование навыков организации учебной работы, Развитие наблюдательности к языковым явлениям, Формирование и развитие навыков общения в учебной ситуации; Формирование самооценки, самокоррекции , самоанализа; Обучение планированию; Развитие самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.

Слайд 5

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ориентировать на правильно произносимые и четко дифференцируемые звуки в составе слова. формировать навыки правильного произношения звука, различения и выделения этого звука из состава слова, умение определять его место в целостном звуковом комплексе слога или слова. соотносить с соответствующей буквой и вводить в разнообразные письменные упражнения для закрепления правильного его написания в словах и предложениях. дифференцировать звук среди других, акустически и артикуляционно близких. научить различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в своей собственной речи.

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

Слайд 7

МЕТОДЫ

Слайд 8

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РЕЧЬ ОСОЗНАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕГУЛЯЦИЯ

Слайд 9

ВВЕДЕНИЕ Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового. Одной из главных целей в работе учителя-логопеда - внедрение системно-деятельностного метода (автор Л.Г. Петерсон ) на логопедических занятиях, в ходе которых обучающиеся преодолевают учебные затруднения. В рамках системно-деятельностного подхода коррекционно – воспитательная работа занимает такое же важное место, как и преодоление отклонений речевого развития детей и создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной речи детей. Дети любят занятия, на которых они являются участниками обучающего процесса, тогда они активно и с желанием выполняют все предложенные задания. Им легко оречевлять свои действия, делать простейшие выводы, обобщения...

Слайд 10

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Индивидуальная Парная Групповая Фронтальная ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С УЧЕТОМ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА. № Этапы Цели этапа 1 Организация группы детей к началу занятий. Создать рабочее настроение. Учить правильно организовывать свое место. 2 Вводная часть. Развивать и совершенствовать психологические предпосылки письма (память, внимание, темп деятельности, пространственные представления и т.д.) Развивать навыки фонематического анализа и синтеза. Формировать и развивать навыки общения в учебной ситуации. 3 Определение темы занятия посредством постановки проблемных вопросов логопедом. Показать детям, что каждое учебное задание требует осмысленного подхода. Учить отличать новое от неизвестного. Стимулировать познавательную активность, способность сомневаться. 4 Основная часть (устные или письменные упражнения). Выработать навыки списывания, письма под диктовку Формировать и развивать навыки языкового анализа и синтеза, языковые обобщения. Учить детей планировать свою деятельность. Прививать и развивать навыки самоконтроля. Формировать адекватно – позитивную самооценку. 5 Подведение итогов. Учить детей мысленно структурировать прошедшее занятие, выделяя существенные для приобретения новых умений этапы. Вызвать рефлексию каждого ребенка на результативность его деятельности в ходе занятия. Стимулировать учебную мотивацию.

Слайд 11

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Слайд 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Волкова Л.С. Логопедия. – М.: Просвещение,1989. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003. Кобзарева Л.Г., М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР.- Воронеж: 2006 Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М.: Просвещение, 1983. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2003. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. — М., 1961. 22. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968. Филичева Т. Б., Н. А. Чевелева , Г. В. Чиркина. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ . Издательство: М.: АРКТИ, Просвещение Ястребова А. В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. — М., 1997. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие приемы работы при формировании моторных навыков в обучении учащихся с ДЦП

Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении ...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических средств, направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ОВЗ. В соответствии с тре...

"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.

В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...

Образовательный курс «Инфознайка» для учащихся 10-11 лет во внеурочной деятельности как технология коррекционо-развивающего обучения

В статье приведены примеры организации занятий для детей с задержкой психического развития во время внеурочной деятельности по информатике....

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)

Конспект урока и презентация предназначены  для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Цел...

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Насекомые. Муха» (3 класс)

Конспект урока и презентация  предназначены   для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директор...

 Методы и технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС

Термин «аутизм» произошел от греческого слова «autos» – «сам», «погруженный в себя» и используется для обозначения психического расстрой...