Образовательный курс «Инфознайка» для учащихся 10-11 лет во внеурочной деятельности как технология коррекционо-развивающего обучения
статья по информатике (3, 4 класс)

Ирина Артёмовна Размахнина

В статье приведены примеры организации занятий для детей с задержкой психического развития во время внеурочной деятельности по информатике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya443_vneurochka_ovz.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный курс «Инфознайка» для учащихся 10-11 лет во внеурочной деятельности как технология коррекционо-развивающего обучения

В статье приведены примеры организации занятий для детей с задержкой психического развития во время внеурочной деятельности по информатике. Она будет полезна учителям информатики, которые в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья реализуют курс «Инфознайка» во внеурочной деятельности в классах, обучающихся по варианту 7.2 адаптированной основной общеобразовательной программы. Курс предполагает применение компьютера и другой периферийной техники.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

В материалах ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.

В нашей школе в рамках внеурочной деятельности проходят занятия курса «Инфознайка». Их основной целью является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, изучения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, психологическая подготовка ребёнка к жизни в обществе в век широкого распространения информационных технологий.

Практическая значимость занятий общеинтеллектуального направления во внеурочной деятельности обусловлена формированием познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития, включающей коррекцию поведения и эмоционально-личностной сферы ребенка, что способствует уменьшению у учащихся дидактических затруднений.

На занятиях курса «Инфознайка» широко используется компьютерная техника. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес сначала как игровая, а потом и как учебная деятельность.

Детям с задержкой психического развития свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать деятельность по развитию устойчивости внимания, направлять и поддерживать обучающихся. С этой целью рекомендуем широко использовать презентации, наглядные пособия, раздаточный материал. Чтобы освоить тот или иной способ деятельности, этим обучающимся необходимо большое количество проб, следовательно, им надо предоставить возможность неоднократно действовать в одних и тех же условиях. Например, на занятиях при изучении анимации в Power Point, учащиеся могут неоднократно осуществлять движение рыбки в нарисованном аквариуме, меняя траекторию и (или) скорость движения.

Таким обучающимся недоступны сложные инструкции, поэтому материал лучше преподносить небольшими частями, формулируя задачу предельно четко и конкретно, а затем объединять их в целое: сначала в более упрощённом варианте, постепенно добавляя и усложняя второстепенными деталями. В процессе работы учащимся можно давать рекомендации о порядке и последовательности деятельности. В связи с этим для каждого ребенка в группе необходимо подготовить раздаточный материал с алгоритмом выполнения задания. Например, вместо инструкции «Нарисуй любое животное» можно подготовить следующие вопросы: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Расскажи, из каких фигур эта картинка и т.д.».

Так как дети с задержкой психического развития быстрее утомляются, то целесообразно переключать их внимание с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Очень важно, чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъёмом. Важно говорить с ребёнком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи.

Предупреждению и снятию умственного утомления способствуют физкультминутки. Физкультминутка проводится на 12-20 минуте от начала занятия. Продолжительность - 2-3 минуты. Упражнения должны охватывать большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызываемое продолжительным сидением за партой или за компьютером. Это могут быть: потягивание, наклоны, повороты, приседания, подскоки, бег на месте, движение кистями (сжимание, разжимание, вращение). Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности, связаны с содержанием занятий, носить игровой характер. Комплекс может состоять из одного-двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводится не реже 1 раза в две недели.

Разнообразить занятия «Инфознайки» помогает включение обучающихся в проектную деятельность. Известно, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией, наиболее прочны. Выполнение любых проектов способствует развитию критического и творческого мышления, побуждает учащихся к осмыслению своей деятельности, учит делать осознанный выбор, решать проблему, значимую для них. Ученики, успешно выполнившие серьезную работу от начала и до конца, получившие конечный результат в виде конкретного продукта, имеют хороший стимул для дальнейшей учебы, что очень важно для детей с ЗПР.

Например, в работе над индивидуальным проектом «Мой маленький друг» на первом этапе  дети 4 класса создавали свои рисунки животных из готовых фигур по предложенному алгоритму. Затем в сети Интернет подбирали небольшое стихотворение к своим рисункам. Далее задание усложнялось: дети сами придумывали небольшой рассказ, который необходимо было набрать в текстовом редакторе.

Таким образом, работая над этим проектом, учащиеся закрепили знания по вставке и группировке вставленных объектов, а также редактированию и форматированию текста в текстовом редакторе Word.

Занятия по созданию рисунков на компьютере имеют большую значимость в коррекционно-развивающем обучении так как они:

  • помогают развивать художественный вкус и логику;
  • способствуют формированию пространственного воображения;
  • развивают память (последовательность действий чаще всего держится в уме);
  • способствуют концентрации внимания и самодисциплине (чтобы получить желаемый результат, нужно сосредоточиться на самом процессе);
  • активизируют мыслительные процессы.

На каждом занятии создается ситуация успеха и похвалы, способствующая повышению учебной мотивации и самооценки, обеспечивающая дифференцированный подход к обучающимся, поэтому ученикам очень нравится заниматься на «Инфознайке». После занятий у детей наблюдается положительный эмоциональный фон: отсутствие раздражительности, беспокойства, хорошее настроение.

Как пример можно привести работу над индивидуальным проектом «Решение кроссворда». На первом занятии детям было предложено отгадать некий кроссворд путем подставления букв в клеточки в текстовом редакторе Word. На следующем занятии задание усложнили: предложено найти ответы в виде картинок в сети Интернет и вставить их свой кроссворд. С помощью этого задания повторили и закрепили, как сохранять и вставлять картинки в документ.

Интересным получился и групповой проект «Калейдоскоп». На занятиях в программе Power Point дети составляли различные композиции из готовых фигур на слайде, заливали их в понравившейся цветовой гамме, настраивали анимацию. Получились яркие анимированные сюжеты. Далее все слайды вставили в одну презентацию, настроили смену слайдов и ее демонстрацию в целом. В итоге получился очень красочный калейдоскоп.

Список использованной литературы:

  1. Примерные АООП НОО для детей с ОВЗ // https://minobr.gov-murman.ru/files/Lows/Gener_edu/OVZ/07.pdf
  2. Евладова Е. Внеурочная деятельность в свете требований ФГОС общего образования // Общественные науки. 2013. №8: Интернет-издание: http://socialnauki.ru/.
  3. Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2013.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  5. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 67–70.

Электронные ресурсы:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная страница 
  2. https://infourok.ru/programma-obscheintellektualnogo-napravleniya-vneurochnoy-deyatelnosti-v-klasse-722564.html 
  3. Метод проектов  http://letopisi.ru 
  4. Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru 
  5. Федеральная целевая программа Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015годы//URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgibin/cis/fcp.cgi/Fcp/Passport/View/2011/392/ 
  6. ФГОС: http//standart.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталости 1 клаа 1 год обучения

Коррекционно - развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. 1 класс.1 год обучения...

Коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталости 1 клаа 1 год обучения

Коррекционно - развивающая программа обучения и воспитания учащихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости. 1 класс.1 год обучения...

"Дифференциация и индивидуализация- основа построения коррекционно-развивающего процесса обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта"

Организация коррекционно-развивающего процесса  обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта строится с учётом речевых и психофизических особенностей детей на принципах индивидуализаци...

Об итогах районного семинара для учителей начальных классов «Внедрение в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогическая технология воспитания детей 7-11 лет в духе толерантного общения»

В ходе  семинара участники ознакомились с опытом работы экспериментальной площадки по внедрению в педагогическую практику учителей начальных классов курса внеурочной деятельности «Педагогич...

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)

Конспект урока и презентация предназначены  для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Цел...

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Насекомые. Муха» (3 класс)

Конспект урока и презентация  предназначены   для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директор...