Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».
материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Колач Диана Стефановна

 

Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара-практикума.
Теоретическая часть направлена на ознакомление родителей с понятием "дисграфия", ее проявлениями, необходимостью коррекции и профилактики данного нарушения. В теоретической части раскрывается преимущество "игровых технологий" как наиболее эффективного средства преодоления проблем, возникающих у детей в процессе письма. 
Практическая часть позволяет обучить на практике родителей элементам игровых технологий, направленным на формирование и развитие речевых процессов у детей. Мотивирует родителей на совместную работу с детьми по профилактике дисграфии в игровой форме.
Завершает собрание подведение итогов и раздача родителям памяток с перечнем педагогических игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧОУ гимназия «ЛИК-Успех» г. Ставрополь                                                                                                

Учитель-логопед Колач Диана Стефановна

Выступление логопеда на общегимназическом

родительском  собрании в начальной школе.

Тема выступления: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».

Цель: обучение родителей игровым технологиям, способствующим коррекции и  

          профилактики нарушений процесса письма у младших школьников.

Задачи:

  • Познакомить родителей с понятиями «дисграфия», «игровые технологии».
  • Мотивировать  родителей на активную работу с детьми по профилактике дисграфии в домашних условиях.
  • Обучить на практике родителей педагогическим играм, способствующим формированию и развитию речевых процессов.

Форма проведения: семинар-практикум.

План проведения: 1. Теоретическая часть.

                                  2. Практическая часть.

                                  3. Подведение итогов.

Т е о р е т и ч е с к а я   ч а с т ь

                Пение птиц, шорох листвы, шум машин – человека окружают тысячи звуков и достаточно иметь слух, чтобы ощутить все их многообразие. Но все же самыми важными звуками для людей являются звуки речи. Для их понимания недостаточно иметь просто слух. Необходимо чтобы выработался специальный речевой слух называемый фонематическим – способность человека различать и узнавать звуки того или иного языка, а в дальнейшем  устанавливать их последовательность и месторасположения, наличие или отсутствие в слове.

                Проводимая мною диагностика речи показывает, что у всех учащихся, нуждающихся в коррекционном воздействии, в той или иной мере нарушены фонематические процессы. Дети испытывают трудности при различении звуков, анализе и синтезе фонематического состава слова, делении слов на слоги. Те же выводы подтверждает исследование письменных работ, в которых, помимо грамматических ошибок, присутствуют  пропуски гласных, согласных и слогов, замены сходных по звучанию звуков, добавления лишних звуков и слогов.

                Все это свидетельствует о наличие у детей дисграфии – частичного нарушения процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки.

                Для преодоления данных трудностей у детей мною был разработан комплекс занятий по формированию фонематических процессов у младших школьников, основанный на игровых технологиях.

Что же такое игровые технологии и в чем их преимущество? (Слайд № 1) Игровые технологии – это обширная группа методов и приемов организации учебного процесса в форме педагогических игр. Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Но, ни для кого не секрет, что задания, предложенные в игровой форме  гораздо интереснее для ребят любого возраста. А учитывая то, что любая, даже самая простая игра, позволяет сплотить детский коллектив, развивает  ребенка творчески, интеллектуально, эмоционально – играть с детьми не только можно, но и нужно. Даже, если ваш ребенок не испытывает проблем с письменной речью, те игровые технологии, которые мы с вами сейчас рассмотрим, позволят развить внимание, память, мышление, воображение, повысить интеллект, расширить кругозор и получить массу положительных эмоций.

И, наконец, самое большое преимущество игровых технологий – их простота и доступность. Вы с легкостью сможете применять дома все приемы и техники, с которыми сегодня познакомитесь. А поскольку лучше всего человек запоминает и усваивает то, что прочувствовал на собственном опыте, я предлагаю вам поиграть!

За каждый правильный ответ я буду раздавать призовые фишечки и в конце игры мы сможем выявить победителей.

П р а к т и ч е с к а я    ч а с т ь

Речевые примеры (Слайды № 2-5)

Выполните математические действия и назовите получившееся слово:

КОТ – Т + РОТ – Т + ВА=

ПИ + СТОГ – Г + ЛЕВ – В + Т =

УРОК – РОК + ВЕКО – ВЕ + ЛУГ – УГ =

ВЕТЕР – ТЕР + САЛО – СА + СИП + ЛЕД – Л =

Игра «Слово потерялось» (Слайд № 6)

        Найдите слова в последовательности букв:

вркотанлошадьябжуккрыюлягцешубарама

вр кот ан лошадь яб жук крыюлягце шуба рама

Игра «Волшебные превращения»

        Замените первый звук в слове на другой, чтобы получились как можно больше новых слов:

Почка (бочка, ночка, кочка, пачка, дочка, печка)

Игра «Запрещенная буква»

                Выбираются 1 или 2 буквы, которые нельзя называть. Я буду задавать простые вопросы. Отвечать необходимо словами, не содержащими запрещенных букв.

Запрещена бука Щ.

 Как называется детеныш собаки? (маленькая собачка) Как назвать одним словом морковь, лук, помидоры? ( полезная еда) Чем чистят обувь? (губкой) Хищная рыбы? (окунь)

Игра «Королевская буква»

        Выбирается любая буква, которая будет королевой. Я задаю вопросы, все Ваши ответы  (кроме предлогов) должны начинаться с королевской буквы.

Королева – буква М.

Где ты был? - в магазине. С кем? – с мартышкой. Что ты там покупал? – мармелад.

Игра  «Буквы рассыпались» (Слайд № 7)

                Называются (или записываются) буквы из заданного слова в любой последовательности. Игроки расставляют их в нужном порядке, чтобы получилось слово:

Упс  кошкарат    далькефирик  лыкетот    лемышевир   киссоис

Игра  «Кубик»

                Игроки  по очереди кидают кубик и придумывают слова, состоящие из количества букв (или слогов), соответствующих выпавшему числу.

Игра «ПЕРЕВЕРТЫШИ» 

        Заменив слова на противоположные, необходимо угадать пословицы (название сказок, мультиков и т.д.):

  1. Кто поздно ложиться – у того все черти отнимают.

2. Помедлишь – зверей расстроишь.

3. Скромность – первая беда.

4. Отдых не заяц – с поляны не прискачет.

5. Огромна копейка, да не нужна.

6. Ушами старца слышится чушь.

                                                            7. Нога ногу пачкает.

8. С нелюбимым и в 5-ти этажном особняке ад.

П о д в е д е н и е   и т о г о в

Награждение победителей сладкими призами. Вручение родителям памяток: «Весело играем – речь развиваем!» с пожеланием активно использовать на практике со своими детьми полученные знания и навыки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии

Слайд 2

КОТ – Т + РОТ – Т + ВА=

Слайд 3

ПИ + СТОГ – Г + ЛЕВ – В + Т =

Слайд 4

УРОК – РОК + ВЕКО – ВЕ + ЛУГ – УГ =

Слайд 5

ВЕТЕР – ТЕР + САЛО – СА + СИП + ЛЕД – Л =

Слайд 6

Вркотанлошадьябжук крыюлягцешубарама

Слайд 7

упс кошкарат далькефирик лыкетот лемышевир киссоис



Предварительный просмотр:

«Весело играем – речь развиваем!»

Речевые примеры

Выполнить математические действия и получить слово.

         Р А + С х 2 + КА + ЗУС – УС = ?                 рассказ

Игра «Слово потерялось»

        Игрокам необходимо как можно быстрее в последовательности букв найти слова.

вркотанлошадьябжуккрыюлягцешубарама

вр кот ан лошадь яб жук крыюлягце шуба рама

Игра «Волшебные превращения»

        Заменить первый звук в слове на другой, чтобы получились как можно больше новых слов.

Почка(бочка, ночка, кочка, почка, дочка)

Игра «Запрещенная буква»

                Выбираются 1 или 2 буквы, которые нельзя называть. Игрокам задаются простые вопросы. Отвечать необходимо словами, не содержащими запрещенных букв.

Запрещена бука Щ.

 Как называется детеныш собаки? ( маленькая собачка) Как назвать одним словом морковь, лук, помидоры?( полезная еда) Чем чистят обувь?(губкой) Хищная рыбы? (окунь)

Игра «Королевская буква»

        Выбирается любая буква, которая будет королевой. Ведущий задает вопросы, все ответы игроков (кроме предлогов) должны начинаться с королевской буквы.

Королева – буква М. Где ты был? - в магазине. С кем? – с мартышкой. Что ты там покупал? – мармелад.

Игра «Города»

                Подбирается любая тема (растения, животные, продукты и т.д.). Игроки называют слова по цепочке. Кто не может подобрать слово, либо подбирает не на ту букву – выбывает из игры.

Игра «Кто длиннее»

                Составить и записать предложение, в котором каждое слово начинается на заданный звук

        Побеждает тот, кто придумает предложение из большего количества слов, начинающихся на одну и ту же букву.

Игра  «Буквы рассыпались»

                Называются (или записываются) буквы из заданного слова в любой последовательности. Игроки расставляют их в нужном порядке, чтобы получилось слово.

О, Я, К, Б, Л, (ЯБЛОКО)                   упс – суп                                     токомп – компот

Игра «Солнышко»

        В кружочке записывается буква (слог). От кружочка отходят лучики, на конце которых игрокам необходимо придумать и записать продолжение слова, начинающееся на букву (слог) в круге

        В игре побеждает тот участник игры, чье солнышко имеет большее количество лучиков.

 ошка                    рот                            ро-ва                                  са

 аша               рокодил                          мар                          ло-коль-чик

        

Игра  «Кубик»

                Игроки  по очереди кидают кубик и придумывают слова, состоящие из количества букв (или слогов), соответствующих выпавшему числу.

Игра  «Винегрет»

ЗАДАНИЕ

        Составление слов из букв заданного слова. Побеждает тот, кто придумает и запишет самое длинное слово и самое большое количество слов.

Велосипедист

весло, сито, дети, сосед, село, лето и т.д

Игра  «Клетка»

ЗАДАНИЕ

                Чертится таблица 5 на 5 клеток. В 3 строке вписывается слово из 5 букв. Необходимо придумывать слова, добавляя по 1 букве в любую клетку. Слова могут читаться в любом направлении кроме вертикального. За каждую букву в придуманном слове дается 1 балл. Игра продолжается до тех пор, пока не будут заполнены все клетки. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество баллов.    

             

М

К

О

Ш

К

А

Ф

                                                 

             мошка – 5 баллов

                   шкаф – 4 балла        

Игра«Поле чудес», «Ребусы», «Кроссворды», «Сканворды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники при коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи. Мнемотаблица - это схема, структура, в которую можно ...

КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии осв...

Теоретические основы изучения проблемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста

Нарушения письма (дисграфия) является  распространенной формой речевой патологии у младших школьников. Дисграфия является большей частью врожденным расстройством, когда процесс письма изначально ...

Статья "Работа учителя-логопеда по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье автор рассматривает такое нарушение речи как общее недоразвитие речи. В работе описан экпериментальный опыт по коррекции полиморфных нарушений звукопроизношения у младших школьников с общим н...

Рабочая программа учителя-логопеда: «Коррекция оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста»

        Программа предназначена для работы с детьми при оптической форме дисграфии. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образ...