АРТ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (2 класс)
Школа — это некоторый социум, в котором объединятся различные типы людей, с разными потребностями, судьбами и взглядами на мир. Детям с особыми потребностями трудно приспособится в среде здоровых сверстников, поэтому необходимо создавать адекватные методы и организационные формы работы, которые помогут ребенку снять нервно-психическое напряжение, развить эмоционально -волевую сферу, повысить его самооценку, развить ВПФ, формировать самостоятельность, контролировать собственное поведение. Л. С. Выготский, еще в те времена отмечал, что развитие ребенка с отклонением в развитии будет протекать иначе, чем нормального. Поэтому нужны «специально созданные культурные формы (разные виды художественно-творческой деятельности) для того, чтобы осуществить культурное развитие «дефектного ребенка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplomnaya_rabota.docx | 109.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ№10»
(ГБПОУ ПК№10)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
АРТ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
дата допуска «____» ____________ 2022 __________________________________ (подпись зам.директора) Дата защиты «____» ____________2022 Оценка ________________________ | Шлёмин Иван Александрович Специальность Преподавание в начальных классах Курс IV, Группа 942а Руководитель: Васильева И.Б. ___________________________ (подпись руководителя) |
Москва,2022
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Понятие агрессии, виды и причины агрессии у детей младшего школьного возраста
Арт-технология как способ коррекции агрессии у детей младшего школьного возраста
Методы и приемы коррекционного воздействия на агрессивных детей младшего школьного возраста посредством использования арт-технологий
Вывод по главе 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Диагностика по выявлению агрессивных детей младшего школьного возраста
Комплект сюжетно-ролевых игры для детей начальной школы с применением арт-технологии
Методические рекомендации для педагогов по использованию арт-технологий как средства коррекции агрессивных форм поведения у младших школьников
Вывод по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖДЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Школа — это некоторый социум, в котором объединятся различные типы людей, с разными потребностями, судьбами и взглядами на мир. Детям с особыми потребностями трудно приспособится в среде здоровых сверстников, поэтому необходимо создавать адекватные методы и организационные формы работы, которые помогут ребенку снять нервно-психическое напряжение, развить эмоционально -волевую сферу, повысить его самооценку, развить ВПФ, формировать самостоятельность, контролировать собственное поведение. Л. С. Выготский, еще в те времена отмечал, что развитие ребенка с отклонением в развитии будет протекать иначе, чем нормального. Поэтому нужны «специально созданные культурные формы (разные виды художественно-творческой деятельности) для того, чтобы осуществить культурное развитие «дефектного ребенка» [1]
По оценкам психологов более 20% детей приходят в первый класс с различными пограничными расстройствами психического здоровья. К ним относят эмоциональных, возбудимых, тревожных, неадекватно реагирующих на различные ситуации детей. К концу первого года обучения их количество возрастает более чем в два раза. Среди причин этого выделяют — сильное напряжение в школе, дополнительных учебных заведениях, семье, высокие требования педагогов и родителей, с которыми ребенок зачастую не в силах справиться самостоятельно.
Агрессия у детей - одна из серьезных педагогических и психологических проблем. Агрессивные дети сложны в контроле, они раздражительны, драчливы, легко возбудимы, упрямы и враждебны к остальным детям и взрослым. Так же они враждебны к собственным родителям и близким людям.
Данная тема является крайне актуальной для современного образования. Поэтому важность проведения профилактических работ с обучающимися с агрессивными формами поведения упоминается в следующих нормативно-правовых документах:
• В Федеральном законе от N 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ), статье 41 описаны требования к охране здоровья обучающихся [1: ст. 41, п. ];
• В методических рекомендациях по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 15 января 2008 г. № 206-ВС) описываются общее положение и порядок проведения профилактических мероприятий;
• В <Письме> Минобрнауки России от "О направлении методических рекомендаций", разработанном в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 14 октября 2015 г. № 9 Минобрнауки России, описаны методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением, адресованные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, призванные способствовать повышению эффективности работы по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
К сожалению, исторически сложилось так, что проблема детской агрессивности в отечественной психологии не получила должного развития, более того, в течение долгих лет эта тема была практически закрытой. Детская агрессия изучалась только в связи с разрешением конфликтов, так как в науке главенствовала установка, что агрессивные реакции могут возникнуть только у педагогически запущенных детей.
Агрессия является предметом большого числа психолого-педагогических работ как зарубежных, так отечественных исследователей. Этим вопросом занимались такие авторы как: А. Бандура, П. Бейкер, К. Лоренц, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э.Фромм, К. Фопель, и другие.
В отечественной педагогике и психологии проблемой агрессии занимались: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, М.М. Кольцова, Т.А. Комиссаренко, Н.Д. Левитон, В.С. Мухина, С.Я. Рубинштейн и др.. Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной. Р.В. Овчаровой, Т.П. Смирнова, они делают акцент на психологической коррекции агрессивного поведения, выделяя диагностические критерии. С.Л. Колосова рассматривает особенности, истоки и генезис детской агрессивности. А.В. Ковальчук, Н.М. Платонова анализируют возможности использования различных форм и методов диагностической, коррекционной, профилактической работы с агрессивными детьми и подростками.
Арт-технология нашла свое начало в теоретических идеях З. Фрейда, К. Г. Юнга, а более широкое развитие получила в гуманистических моделях К. Роджерса и А. Маслоу. В отечественной психологии арт-технологии использовались в коррекции психических заболеваний у взрослых (М. Е. Бурно) и неврозов у детей (А. И. Захаров). Помимо психологов, изучением арт-технологий занимались многие известные педагоги, благодаря трудам которых использование арт – технологии в школе стало возможным, среди них: Т.И. Бакланова, Н.М. Сокольникова, Т.С. Комарова, Л.Д. Лебедева и др.
Проблема детской агрессии и агрессивного поведения требует немедленного безотлагательного решения. Современный педагог-психолог, работающий в сфере образования, в силу сложившейся ситуации просто обязан владеть эффективными технологиями работы с агрессивными школьниками. При этом работа педагога-психолога по своевременной диагностике, профилактике и коррекции агрессивного поведения должна начинаться уже в начальной школе, поскольку, согласно результатам последних лет, агрессия значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной для начальной школы, а зачатки агрессивности в поведении детей все чаще наблюдаются уже в дошкольном возрасте.
Объектом исследования является процесс коррекции агрессивных форм поведения у младших школьников;
Предметом исследования являются возможности использования арт-технологии как средства коррекции агрессивных форм поведения детей младшего школьного возраста.
Исходя из выше сказанного, целью данной работы является исследование эффективности использования арт-технологий в коррекционной работе с агрессивными формами поведения детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;
#1054;пределить виды и причины агрессии у современных младших школьников;
3. Рассмотреть арт-технологию как способ коррекции агрессивных форм поведения;
#1054;рганизовать экспериментальную работу по диагностике агрессивных форм поведения у младших школьников;
#1056;азработать методические рекомендации для педагогов по использованию арт-технологий как средства коррекции агрессивных форм поведения у младших школьников.
Методы исследования:
- Теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования.
- 2) Экспериментальные: методы диагностики «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев), Рисунок несуществующего животного» —методик исследования «Майя Захаровна Дукаревич»
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Объем выпускной квалификационной работы представлен……. страницами печатного текста компьютерного набора, ………наименованиями списка литературы, двум таблицами, трем диаграммами.
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Понятие агрессии, возрастные особенности и проявление агрессивности младших школьников
Целью данного параграфа является рассмотрение особенностей развития детей младшего школьного возраста и причины проявления агрессии.
Как показал анализ психолого-педагогической литературы, младшим школьным возрастом считается возраст с первого по четвёртый класс начальной школы, т.е. с 6-7 до 9-10 лет.
Младший школьный возраст - наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая синтезированность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития личности ребёнка. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраиваются дальнейшее развитие ребёнка как активного субъекта познания и деятельности [4,11].
С вступлением в школьную жизнь у ребёнка как бы начинается новая эпоха. Л. С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным возрастом — это расставание с детской непосредственностью. Многие ученые (А. А.Венгер, Г.Л.Выгодский, Э.И. Леонгард, М.В.Матюхина, А.К.Маркова) младший школьный возраст называют вершиной детства [11].
Анализ психолого-педагогических источников позволил установить, что для детей начальной школы характерны следующие потребности:
- потребность в снятии жесткой ограниченной деятельности;
- потребность в признании и уважении;
- потребность в ярких эмоциональных переживаниях и эмоционально-чувственном познании;
Агрессия - поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы [4]. В термин "агрессия" входит множество разнообразных действий. Если подразумевается человек, как источник агрессии, то это значит, что он не дружелюбен, он оскорбляет других людей. Если же человек физически превосходит остальных, то часто решением его личных проблем может служить насилие. Агрессивное поведение служит формой от реагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой - либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Агрессия подразумевает целенаправленное причинение физического или морального вреда. Существует несколько видов агрессии у детей. Это вербальная, которая подразделяется на прямую и косвенную, а также физическая. Вербальная прямая — это непосредственно унижение своих сверстников с помощью оскорблений, указывающих на их недостаток или отличие от других учеников. Вербальная косвенная — это угроза в сторону объекта своей неприязни. Прямая физическая — это насилие, причинение боли, путем физического воздействия. Вербальная физическая - нанесение физического ущерба собственности ребенка, порча вещей и т.п. Ограничения Некоторые причины агрессии у детей: Ребенок часто сталкивается с какими-либо ограничениями. Эти самые ограничения ограждают ребенка от поставленной цели, к которой он очень усердно стремится. От этого возникает агрессивное побуждение разорвать эти ограничения. В этот момент возникает явление фрустрации. Фрустрация - состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд. [15] Родители часто что-то запрещают ребенку. В связи с ограничениями и возникает агрессивное поведение по отношению к родителям. Темперамент, индивидуальные особенности Каждый ребенок рождается с определенной нервной системой. Типы нервной системы соответствую и типам темпераментов. И.П. Павлов выделил следующие: сильный, уравновешенный, подвижный тип - сангвиник; сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматик; сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик; слабый тип - меланхолик. [22] Типу темперамента соответствует и степень возбудимости ребенка. Холерик моментально реагирует на раздражитель. Флегматик копит в себе злость и в один момент выплескивают ее с огромной силой. Сангвиник не будет лишний раз вести себя агрессивно, но при надобности не даст себя в обиду. Меланхолик никак внешне не реагирует на возбудитель, все держит в себе. Подражание взрослым Дети часто копируют поведение взрослых, как положительные, так и отрицательные стороны. Если в семье кто-то постоянно повышает голос, ругается, непристойно себя ведет, то все это отражается и на ребенке. Он так же начинает кричать и вести себя, агрессивно желая подражать "эталону". Эмоции чаще всего причиной агрессии становится гнев. Довольно часто гнев понимается как агрессия. Хотя на самом деле гнев необязательно приводит к агрессивному поведению, направленному на того, кто явился источником гнева. Можно разозлиться и сбросить агрессивное напряжение через физическую активность, пинание предметов или крики в пустоту. Когда гнев достигает своей максимальной отметки, он начинает внешне проявляться, зачастую в виде агрессивного поведения [10]
Из всех этих причин появляется и низкая самооценка, отсутствие самоконтроля, высокая возбудимость, недостаточное развитие интеллекта, отсутствие навыков общение в социуме.
Арт-технология как способ коррекции агрессии у детей младшего школьного возраста
Арт-технологии – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.[15]
Эффективность арт-технологий стабилизация психологического микроклимата общеобразовательной школы и класса, потому что психологическая помощь ученикам позволяет им более полно реализовать возможности личностного развития. повысить самооценку, помочь детям и подросткам контролировать свое поведение. А это очень важно, т.к. контроль над поведением и эмоциями помогает людям принимать решения, делать выводы.
Арт-технология обучения может быть использована на занятии сразу в рамках двух тенденций развития современных образовательных технологий: свободного воспитания и образования в процессе жизни Искусство способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость эмоционального состояния, соединить дух, душу и тело мыслящего человека.
Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости. Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. По сути, это технология воспитания обыкновенных воспитанников по самым обыкновенным образовательным программам.
Концепция нового образования требует системно-деятельного подхода в обучении. Современное занятие невозможно представить без внедрения инновационных технологий, а в арсенале педагога насчитывается более ста технологий. Во всём многообразии технологий педагог выбирает ту, которая помогает реализовать задачи образования и воспитания в конкретном, определённом классе с учётом возрастных и психологических особенностей. в настоящее время все чаще арт-технологии используются и в образовательном процессе на разных ступенях обучения.
Алгоритм арт.- занятия. Арт - занятие часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Воспитанники могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.
Варианты арт-занятий построение на одном виде искусства, когда по законам жанра действуют и педагог, и воспитанники; включение элементов искусства как средств деятельности учителя; использование отдельных элементов различных жанров и видов искусств как способов организации познавательной деятельности детей.
Сущность арт-технологии состоит в коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения [18].
Арт-технологии является обращением к внутреннему личностному, жизненному опыту; символическая творческая деятельность становится инструментом межличностных и внутриличностных коммуникаций.
Следует отметить, что понятие «арт-технология» не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Арт-технология, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках специального образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребёнка.
Арт-технология - овладение навыками и умениями, компенсация дефицитарности в сенсорной, двигательной, эмоциональной, интеллектуальной сферах.
Арт-технологический метод по своей сути — это метод коррекционного воздействия, построенный на использовании искусства как символической деятельности и основанный на стимулировании креативных творческих процессов.
Можно выделить два основных механизма воздействия арт- технологического метода:
- искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную ситуацию и найти её разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта;
- эстетическая реакция позволяет изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».
Основная цель арт-технологии — это гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Расширение способностей самовыражения и самопознания в искусстве, связано с продуктивным характером искусства - создание эстетических продуктов, субъективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка [25].
В основе арт-технологии лежит феномен катарсиса. О катарсистическом (очищающем) воздействии искусства известно очень давно. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая по этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством.
Психологический механизм катарсиса был раскрыт Л. С. Выготским в работе «Психология искусства»: «Искусство всегда несёт в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несёт в себе искусство» [12].
Отечественные психологи в эффекте катарсиса усматривают главный итог воздействия искусства на личность, а в потребности катарсиса - одну из основных психологических установок в отношении искусства. Благодаря катарсису зритель, слушатель, читатель от познания чисто внешних связей в художественном произведении поднимается до постижения их смысла, сущности. Собственные переживания воспринимающего как бы перерождаются. Художественная система овладевает его мыслями и чувствами, заставляет сострадать и содействовать, возникает ощущение душевного подъёма и просветления. Ребёнок, действуя в удивительном мире искусства, даёт позитивные изменения в своём развитии. Ребёнок, в ходе общения с искусством, становится по своему психологическому состоянию качественно другим - успокоенным, духовно обновлённым, отмечают положительные изменения в эмоциональных, познавательных сферах.
На время общения с искусством он уходит от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутрисемейных отношений [16].
Коррекционно-развивающие и профилактические возможности искусства связаны с предоставлением ребёнку с проявлениями агрессии практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я».
Созданием ребёнком продуктов художественной деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Интерес к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих, принятие ими продуктов художественной деятельности (рисунков, поделок, исполнение песен, плясок и т.д.) повышает самооценку, самопринятие ребёнка с проблемами в поведении [18].
Именно это обеспечивает решение важнейшей задачи - адаптация ребёнка посредством искусства и художественной деятельности в макросоциальной среде.
Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребёнка. Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражение её в художественных образах, позволяет ребёнку ощутить мир во всём его богатстве и через художественные виды деятельности научить его преобразовывать.
Коррекционные возможности искусства по отношению к ребёнку связаны, прежде всего, с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребёнка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства. А повышение эстетических потребностей детей, активизация потенциальных возможностей ребёнка в художественной деятельности и творчестве — это и есть реализация социально-педагогической функции искусства [16,24].
Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребёнка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребёнка в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Ребёнок в коллективе проявляет индивидуальные особенности, что способствует формированию внутреннего мира ребёнка с проблемами в поведении, в общении, утверждению в нём чувства социальной значимости [24].
Все виды искусства, с которыми ребёнок соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции.
В основе создания продуктов в процессе арт-педагогической деятельности лежит целая система побуждений, центральными из которых являются:
- стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме.
- потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе.
- потребность вступить в коммуникацию с другими людьми, используя продукты своей деятельности.
- стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй.
Процесс создания любого творческого продукта базируется на таких психологических функциях, как активное восприятие, продуктивное воображение, фантазия и символизация.
Практически каждый человек может принять участие в работе, которая не требует от него каких-либо способностей или навыков. Нет каких-либо противопоказаний к участию в арт-педагогическом процессе [15,16].
Арт-технология является средством преимущественно невербального общения. Это делает её особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Это является мощным средством сближения людей, своеобразным «мостом». Это очень ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении налаживания контактов.
Во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому, представляет собой уникальную возможность для исследования бессознательных процессов.
Продукты творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека.
Арт-технология вызывает в большинстве случаев у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, безынициативность, сформировать более активную позицию.
Арт-технология основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.
Методы и приемы коррекционного воздействия на агрессивных детей младшего школьного возраста посредством использования арт-технологий
Основная цель арт-технология — это гармонизация развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. Расширение способностей самовыражения и самопознания в искусстве, связано с продуктивным характером искусства - создание эстетических продуктов, субъективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка. Творческий процесс является источником новых позитивных переживаний ребенка, связанных с изучением и реализацией возможностей творческой экспрессии, рождает новые креативные потребности [15].
В психолого-педагогической литературе выделяются следующие направления арт-технологии:
• Изотехнология - лечебное воздействие средствами и з образительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т.д.;
• Библиотехнология - лечебное воздействие чтением;
• Имаготерепия - лечебное воздействие через образ, театрализацию;
• Музыкотехнология - лечебное воздействие через восприятие музыки;
• Вокалотехнология - лечение пением;
• Кинезитехнология (танцетехнология, хореотехнология, коррекционная ритмика) - лечебное воздействие движениями.
Основные функции арт-технологии:
1. Катарсистическая - очищающая, освобождающая от негативных состояний.
2. Регулятивная - снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.
#1050;оммуникативно-рефлексивная - обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирования адекватного межличностного поведения, самооценки.
Практический опыт работы средствами арт-технолгии показывает её большой профилактический и коррекционный эффект в работе с детьми с различными проблемами - эмоциональная депривация, повышенная тревожность, страхи, наличие конфликтных межличностных отношений, искажённая самооценка, повышенная агрессивность и др. Это объясняется тем, что арт-педагогические методики дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную формы работы с ребёнком, ставить и решать конкретные коррекционные задачи по созданию новых мотивов, установок их закреплению в реально действительности с помощью средств искусства [17].
Наиболее сенситивным для использования арт-технологических методик в коррекционной работе со школьниками является возраст 6-8лет. В этом возрасте у ребёнка уже сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные умения в художественных видах деятельности, развивается самосознание, что является основой для использования арттерапевтических методик.
Наиболее распространена в коррекционной и профилактической работе с младшими школьниками изотехнология (рисунок, лепка), которая применяется при наличии психосоматических расстройств и личностных нарушений.
Применение изотерапии в коррекционной работе с младшими школьниками позволяет получить положительные результаты:
• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
• обеспечивается эффективное эмоциональное от реагирование (социально приемлемыми формами) у детей с агрессивными проявлениями;
• оказывается, влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком .
Другим видом арт-технологии, дающим положительные результаты в коррекционной работе с младшими школьниками с проблемами (эмоциональная неуравновешенность, неадекватная самооценка в ситуации общения, тревожность) является сказкотехнология, как один из видов библиотерапии.
Сказкотехнология позволяет ребёнку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Педагоги, применяющие сказки, часто отмечают, что на осознаваемом вербальном уровне ребёнок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы всё равно присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребёнка.
Коррекция и профилактика нарушений эмоционально-личностной сферы и психомоторики младшего школьника осуществляется в таком виде арт-технологии, как кинезитехнология. Она основана на связи музыки и движении и включает в себя: танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику, психогимнастику. Способность музыки захватывать своим ритмическим строем, стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает её незаменимым компонентом разных видов кинезитерапии. На взаимосвязь эмоционального состояния и мышечного тонуса, состояние тела указывал И.М.Сеченов. В связи с этим использование танцетерапии, коррекционной ритмики в работе с младшими школьниками с проблемами обеспечивает снятие эмоциональных зажимов. При этом танец и ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения [28].
Для этой формы психологической разрядки наиболее подходят современные танцы, основанные на естественных движениях, без строгой регламентации. Публикации зарубежных врачей и психологов показывают, что использование танцетерапию эффективно для тренировки не только мышечной, но сердечно-сосудистой и нервной системы
Наилучших результатов в развитии всей личности ребёнка легче добиться, если использовать игровой метод, потому как центральное место и по своему развивающему потенциалу, и по конечному эффекту, и по частоте использования в работе с детьми принадлежит игре.
Игра — это социально-педагогическое явление, роль которого в жизни и развитии личности трудно переоценить. Игра социальна по своей природе и по непосредственному насыщению. В процессе игровой деятельности дети удовлетворяют целый ряд потребностей познавательные, коммуникативные, эстетические, рекреационные и, прежде всего, потребность в самовыражении и в самоутверждении. Посредством направленного использования игровых форм решаются воспитательные задачи, происходит ознакомление с культурными ценностями [57].
Игра представляет собой совокупность действий, которые интересны для детей в их прямом, непосредственном содержании. В игре снимается усталость, происходит эмоциональная разрядка, воспитываются определённые качества личности, приобретаются многие умения и знания. Это и есть продукт и результат игровой деятельности, ценный как в общественном, так и в личностном плане. Игра способствует творческому развитию личности. В социально-педагогической работе с детьми младшего возраста игровая деятельность имеет огромное значение. Это объясняется тем, что:
• игра приятна, то есть обычно положительно воспринимается её участниками;
• игра протекает спонтанно и предполагает наличие у всех участников внутренней мотивации.
Все методики, используемые в работе с младшими школьниками с проблемами поведения, общения направлены на коррекцию личностной сферы ребёнка [73].
Работа с глиной Глина - очень распространённая горная порода. Она имеет в составе множество минералов, и из-за этого чрезвычайно непостоянная по технологическим и физическим свойствам. Так же существует множество типов глин. Чистая глина (та, что не загрязнена иными минералами) в природе встречается крайне редко. Обычно в состав глины входит алюминий, кремний и вода в качестве примесей. У глины есть способность размокать, что и позволяет придавать ей нужную форму. А впоследствии высыхания и обжига она приобретает твердость камня. Вот некоторые свойства глины:
- Набухание в воде
- Клейкость
- Сохранение формы после высыхания
- Пластичность глиняного теста.
Из этого самого теста создают множество полезных изделий: кувшины, посуду. Так же делают кирпичи для строительства, которые обладают внушительной прочностью. Так же глина способна менять цвета при смешивании с определенными красящими веществами. Иногда с помощью глины происходит очистка от нефтепродуктов, растительных масел и жиров. Происходит это из-за такого свойства как "сорбционная способность", а именно поглощение из жидкости растворенных в ней веществ. Работа с глиной проходит очень плавно и не спеша, поэтому она имеет место быть при работе с агрессивными детьми. Во время сеанса создается умиротворенная обстановка.
Разнообразные механические движения с глиной, а именно разглаживание, сжимание, формообразование и сплющивание позволяют:
- снизить тревожность;
- управлять своим эмоциональным состоянием, так же существует специальная "детская глина".
Она на много мягче обычной глины, поэтому ее проще разминать. Работа с пластилином Пластилин — это особый материал для лепки. Изготовляется из глиняного порошка, сала, воска и подобных веществ, которые предотвращают высыхание. Имеет множество цветовых гамм. Широко применяется в детском творчестве. Создателем первого пластилина считается жена Джо Маквикера. До этого пластилин использовался как средство для очистки обоев, но однажды она взяла его в детский сад и показала детям. Дети были в восторге от такого интересного материала. Позже пластилин стал использоваться в детских образовательных учреждениях как средство для проявления детской фантазии. Самый простой и известный нам пластилин это мелкозернистый. Он безопасен для здоровья и с ним очень удобно работать. Отличие от мелкозернистого в том, что он состоит из мелких шариков, которые соединены между собой клеевыми нитями. Лепить из такого пластилина очень легко. Он так же безопасен для здоровья, а мелкие шарики приятно массажируют кончики пальцев. Отскакивающий пластилин. Он очень мягкий и пластичный. Со сделанными из него поделками можно играть как с прыгунами или мячиками. Умный пластилин (Handgum). Это самый интересный и высокотехнологичный пластилин. Он имеет множество свойств. Может быть одновременно и твердым, и жидким, рваться, тянуться, может менять цвет и даже намагничиваться. Так же не токсичен и не пачкает руки и одежду. Пластилин активно используется в арт-терапии. Из-за большой цветовой палитры его часто применяют при сказкотерапии, потому что с помощью цвета можно выразить чувства и эмоции. С помощью него лепятся сказочные персонажи и декорации для сказочных представлений.
Так же при работе пластилином:
- Развивается моторика
- Восприятие цвета
- Формирование представления о геометрических фигурах
- Формирование понятия "объем" и "плоскость"
- Развивается абстрактное мышление
- Развивается самостоятельность и ответственность
- Повышается самооценка
- Улучшается внутреннее состояние Виды работ с пластилином:
- Рисунок "техникой размазывания"
- Создание геометрических фигур
Работа с иными материалами (бисер, солома, природные материалы, пуговицы и т.п.)
Бумага — это материал, в состав которого входит древесина, минералы, глина и клеящиеся вещества. Бумага с древних времен имеет огромное значение для человечества. Сейчас мы не можем представить существование без этого материала. Издревле бумага служила для передачи определенной текстовой информации (писаний, текстов, иероглифов). В наше же время бумага служит для изготовления денег, печатных книг, фотографий и т.п. Так же и некоторые изобразительные искусства возникли не без помощи бумаги.
На сегодняшний день есть множество разновидностей этого прекрасного материала. Помимо обычной так же присутствует и цветная, гофрированная, бархатная, упаковочная бумага. Я решила более подробно рассмотреть один из видов работ с бумагой – создание коллажа из бумаги.
При создании коллажа из бумаги:
- Развивается командный дух (если работа проходит по командам);
- Развивается воображение;
- Отрабатываются негативные чувства и эмоции;
- Развивается саморефлексия [12: с. 67].
Участнику арт-технологии дается задание: создать образ того, что беспокоит на текущий момент, используя бумагу и клей. Все проходит в сопровождении легкой фоновой музыки. После выполнения данной работы предлагается рассказать о том, что автор чувствует или чувствовал, при выполнении задания. Если это коллективная работа, то каждый из участников рассказывает о возникших чувствах во время творческого процесса. Рассказывают, что для них значит созданный образ. Важно обсудить, кто какой элемент создавал, и насколько сложно было работать в команде.
Аналогичную работу можно провести и при работе с красками, карандашами или фломастерами на бумаге. Все эти материалы (бумага, краски, карандаши и фломастеры) относятся к такой технологии, как арт-изо. При рисовании:
- Снижается эмоциональная напряженность;
- Дети осознают свои переживания и чувств;
- Повышается уровень контроля своих чувств.
Ребенок может изобразить свое настроение с помощью красок, карандашей или фломастеров. Он, когда рисует, может полностью раскрыться, у него может сложиться другое мнение по беспокоящим его тревогам, также рисование помогает ребенку показать то, чего он не хочет говорить. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношений к ней. После окончания работы рисунок обсуждается с педагогом, после чего предлагается его порвать, чтобы избавиться от возникших опасений и страхов.
Рисунок на асфальте имеет так же расслабляющий характер, особенно когда ребята рисуют все, что приходит в голову [22,23,24].
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
арт-технология — это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей поведения и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализовано-игровую).
Можно выделить два основных механизма воздействия арт-педагогических методов:
- искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную ситуацию и найти её разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта;
- эстетическая реакция позволяет изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».
наиболее эффективными методами профилактики и преодоления агрессивного поведения у младших школьников являются изотехнология и сказкотехнология т.к. они способствуют развитию умения находить решение в нестандартных ситуациях, повышение самооценки; формирование положительного и адекватного «Я-концепция»; снятие напряжения психологического и мышечного.
Итак, рассмотрев и проанализировав различные теории, объясняющие происхождение агрессивности, мы выделили, что по ряду принципиальных позиций их сторонники имеют достаточно близкие точки зрения.
Мы определили, что вопрос агрессии в психологической литературе характеризуется сложностью и многогранностью. Хотя этот термин подразумевает большое разнообразие действий, однако определения, которые я привел в данной главе позволяют уточнить ряд параметров, характеризующих агрессию как поведенческое проявление, умышленное действие, целенаправленно нацеленное на причинение вреда.
Мы также выявили, что в появлении агрессивного поведения участвуют многие факторы, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Но решающую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства исследователей данного вопроса, играет ее непосредственное социальное окружение.
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека; немаловажную роль в формировании агрессивного поведения играют взаимоотношения ребенка с другими детьми вне семьи; сцены насилия, демонстрируемые в кино или на экранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей и в первую очередь, детей.
После этого, изучив и обобщив психологическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы раскрыли понятие и теоретические основы арт-технологии, выделила арт-технологии как метод, оказывающий терапевтическое воздействие на снятие агрессивности детей младшего школьного возраста.
Арт-технологии широко применяется педагогами при работе с детьми, у которых различные эмоциональные и поведенческие расстройства. На сегодняшний день существует множество форм и методов арт - технологической работы с детьми. Некоторые из них мы также привели в качестве примера в данной главе.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Диагностика по выявлению агрессивных детей младшего школьного возраста.
Диагностическая работа проходила в ГБОУ школа «Интеграл» в городе в Москве. Мною был выбран 3 «Е» класс, в котором обучаться 24 человека. 13 человек и 11 мальчиков. Для выявления агрессивного поведение у детей младшего школьного возраста участвовало 18 человек и использовались следующие методики:
- Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)[27]
- Рисунок несуществующего животного» —методик исследования «Майя Захаровна Дукаревич» [28]
Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)
Назначение теста: Методика предназначена для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения.
Инструкция к тесту
«Перед вами ряд утверждений. Определите, насколько вы согласны с каждым из них. Если вы согласны с утверждением, выберите ответ: «Да», если не согласны – «Нет».
Таблица 1
№ утверждения | Ответ «Да» или «Нет» | № утверждения | Ответ «Да» или «Нет» | № утверждения | Ответ «Да» или «Нет» | № утверждения | Ответ «Да» или «Нет» |
1 | 11 | 21 | 31 | ||||
2 | 12 | 22 | 32 | ||||
3 | 13 | 23 | 33 | ||||
4 | 14 | 24 | 34 | ||||
5 | 15 | 25 | 35 | ||||
6 | 16 | 26 | 36 | ||||
7 | 17 | 27 | 37 | ||||
8 | 18 | 28 | 38 | ||||
9 | 19 | 29 | 39 | ||||
10 | 20 | 30 | 40 | ||||
41 |
Тест
1. Я не могу удержаться от грубых слов, если кто-то не согласен со мной.
2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
3. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
4. Я редко даю сдачи, если меня ударят.
5. Подчас я требую в резкой форме, чтобы уважали мои права.
6. От злости я часто про себя посылаю проклятия моему обидчику.
7. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее.
8. Если я разозлюсь, я могу ударить человека.
9. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что о нем думаю.
10. При возникновении конфликта на работе я чаще всего «разряжаюсь» в разговорах с друзьями и близкими.
11. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
12. Если я должен для защиты своих прав применить физическую силу, то я так и делаю.
13. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
14. Я часто рассказываю дома о недостатках сослуживцев, которые критикуют меня.
15. С досады я могу пнуть ногой все, что подвернется.
16. В детстве мне нравилось драться.
17. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозу в исполнение.
18. Я часто про себя обдумываю, что мне надо высказать начальнику, но так и не делаю этого.
19. Я считаю неприличным стучать по столу, даже если человек очень сердит.
21. Если тот, кто взял мою вещь, не отдает ее, я могу применить силу.
22. В споре я часто начинаю сердиться и кричать.
23. Я считаю, что осуждать человека «за глаза» не очень этично.
24. Не было случая, чтобы я со злости что-нибудь сломал.
25. Я никогда не применяю физическую силу для решения спорных вопросов.
26. Даже если я злюсь, я не прибегаю к сильным выражениям.
27. Я не сплетничаю о людях, даже если они мне очень не нравятся.
28. Я могу так рассвирепеть, что буду крушить все подряд.
29. Я не способен ударить человека.
30. Я не умею «поставить человека на место», даже если он этого заслуживает.
31. Иногда я про себя обзываю начальника, если остаюсь недоволен его решением.
32. Мне не нравятся люди, которые вымещают зло на своих детях, раздавая им подзатыльники.
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их ударили.
34. Как бы я ни был зол, я стараюсь не оскорблять других.
35. После неприятностей на работе я часто скандалю дома.
36. Когда я раздражаюсь, то, уходя, хлопаю дверьми.
37. Я никогда не любил драться.
38. Я бываю, грубоват с людьми, которые мне не нравятся.
39. Если в транспорте мне отдавили ногу, я про себя ругаюсь всякими словами.
40. Я всегда осуждаю родителей, бьющих своих детей только потому, что у них плохое настроение.
41. Лучше убедить человека, чем принуждать его физически.
Обработка и интерпретация результатов теста
Шкалы: склонность к вербальной агрессии: прямой и косвенной, склонность к физической агрессии: прямой и косвенной, уровень несдержанности.
Ключ к тесту
Склонность к прямой вербальной агрессии:
Ответы «Да» на вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 37.
Ответы «Нет»: 25, 29, 33.
Склонность к косвенной вербальной агрессии:
Ответы «Да» на вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 30, 34 38.
Ответы «Нет»: 22, 26.
Склонность к косвенной физической агрессии:
Ответы «Да» на вопросы: 7, 11, 15, 27, 35.
Ответы «Нет»: 3, 19, 23, 31, 39.
Склонность к прямой физической агрессии:
Ответы «Да» на вопросы: 8, 12, 16, 20, 32.
Ответы «Нет»: 4, 24, 28, 36,40.
За каждое совпадение с ключом начисляется 1 балл.
Уровень несдержанности респондента = косвенная физическая агрессия + прямая физическая агрессия + прямая вербальная агрессия.
Несдержанность диагностируется, если набрано более 20 баллов.
Рис.1 Показатели эмоциональных состояний по методике Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)
Результаты опросника:
По итогам опросника выяснилось, что у 3 «Е» есть дети, которые склонны к физическому насилию. Им сложно найти общий язык, и если их пожелания не выполняются, то чаще всего приходят к физическому воздействию на предмет раздражения. Косвенная агрессия на нормальном уровне. На среднем уровне "Раздражимость". Некоторые дети терпят других одноклассников, но на долго ли? Негативизм так же на нормальном уровне. Но вот подозрительность отсутствует, мало кто видит скрытый смысл в поступках тех или иных личностей. Вербальная агрессия на нормальном уровне, большинство ребят следят за своей речью. Чувство вины распределилось почти равномерно на весь класс.
Вывод:
Просмотр и анализ диагностических данных (объединение и сравнение следующих показателей: физической и косвенной агрессий,) склонность к вербальной агрессии склонность к физической агрессии. показал, что 4 человека (22%), а склонность к вербальной агрессии 7 человек (39%), нет склонность агрессии (38%)
2)Рисунок несуществующего животного» — одна из проективных методик исследования личности, автором которой является Майя Захаровна Дукаревич. [28]
Методика “Рисунок несуществующего животного” (РНЖ) относится к разряду проективных. Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя.
Для изучения личности младшего школьника, в частности, наличия агрессивности, можно использовать проективный тест “несуществующее животное”. Детям предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Тест проводится индивидуально. Для работы потребуется лист белой бумаги, простой карандаш, резинка. Тест оценивается по:
- силе нажима карандаша на лист, прорисовка линий;
- расположение рисунка в четырех квадратах;
- оценивание центральной, смысловой части фигуры (головы или заменяющие ее детали);
- оценивание опорной части фигуры (ноги, лапы);
- оценивание дополнительных деталей (щупальца, хвост, крылья и т.д.)
Инструкция:
«Сегодня Вам предлагается задание на раскрытие Ваших творческих способностей, воображения, умения решать нестандартные задачи.При этом важно не использовать подсказки-образы, придуманные ранее другими людьми, например, «чебурашка», «лошарик» и т. п. Придуманное вами животное назовите несуществующим, но подходящим ему, на Ваш взгляд, именем. Имя должно состоять из одного слова, части которого не должны отражать уже существующих в русском языке слов (например «дельфинокрыл», «конекит» и т. п.). Составьте его описание в произвольной форме (ориентировочно 10-15 предложений). В описании желательно отразить следующие моменты: размеры животного, где и с кем живет, чем питается, чего боится, насколько его внешний вид сочетается с его повадками, для чего он живет и какая от него польза и т. д. и т.п.
Симптомокомплексы агрессивности теста "Несуществующее животное" ( по Фурманову И.А.).
Таблица 2
Симптомо-комплекс | Симптом | Балл |
1 | Сильная, уверенная линия рисунка | 0,1 |
2 | Неаккуратность рисунка | 0,1 |
3 | Большое количество острых углов | 0,1 - 0,2 |
4 | Верхнее размещение углов | 0,1 |
5 | Крупное изображение | 0,1 - 0,2 |
6 | Голова обращена вправо или анфас | 0,1 |
7 | Хвост поднят вверх, пышный | 0,1 |
8 | Угрожающее выражение | 0,1 |
9 | Угрожающая поза | 0,1 |
10 | Наличие орудий нападения (зубы, когти, рога) | 0,1 - 0,2 |
11 | Хищник | |
12 | Вожак или одинокий | 0,1 |
13 | При нападении "дерется насмерть"', или "всех убивает", дерется традиционными способами (зубы, когти, рога, хобот и т.д.) | 0,1 |
14 | Ночное животное | 0,1 |
15 | Другие признаки | 0,1 |
Поскольку мы рассматриваем в нашей работе только проявление агрессивного поведения у детей, были получены следующие результаты: в 3 «Е» классе, состоящем из 18 человек (100%), 5 человека (17%) имеют высокий уровень проявления агрессии, 4 ребят (36%) имеют средний уровень проявления агрессии, и 9 ребят (47%) имеют низкий уровень проявления агрессии.
Выявление уровня агрессии в классе по итогам проведения графической методики «Рисунок несуществующего животного» Маи Захаровны Дукаревич.
Таблица 3.
Показатель эмоциональных состояний. | Класс 3 «Е» (18 человек) | ||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
Агрессия | 8 (38%) | 7 (39%) | 4 (23%) |
Рис. 2. Уровень агрессии, «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Дукаревич.)
Данные, которые мы получили с помощью второй методики, имеют одинаковый высокий показатель с данными методики диагностики агрессивности (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев)
Исходя из данных диагностик можно сделать вывод, что агрессивное поведение все-таки присутствует в данном классе. Поэтому мы попытались подобрать систему методов и приемов арт-технологического воздействия с целью использования в педагогическом процессе, как средства коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, которая будет рекомендована учителям начальных классов.
Комплект сюжетно-ролевых игры для детей начальной школы арт-технологии
После проведение диагностики, мною было принято решение провести несколько сюжетно ролевых игр для детей начальной школы.
«Волшебные цвета»
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Ход игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например, берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например, радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.
«Составь букет»
Цель: 1. Научить детей различать тёплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия 2. Закрепить в речи детей обобщающие слова: теплые, холодные (цвета) — и поупражнять в употреблении этих слов
Материал: 1. 2 картинки с вазами. В вазах зелёные стебли. На концах стеблей наклеить кружки нейтрального цвета (серые, белые) из фланели или бархатной бумаги. На одной вазе узор теплого цвета, на другой — холодного.
2. Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета:
голубые, синие, фиолетовые (холодные тона); жёлтые, оранжевые, красные (тёплые тона). С обратной стороны цветки подклеить бархатной бумагой или фланелью.
Ход игры: Учитель показывает детям картинки с вазами и предлагает составить 2 букета: один из цветков тёплого цвета, который напоминает цвет огня. А другой — холодных тонов, которые похожи на цвет неба, воды, льдин.
Педагог ставит фланелеграф, на котором в беспорядке прикрепляет головки цветков. Для выполнения упражнения он вызывает двух или четырёх детей. Дети находят нужные цветки и прикрепляют их на концы стеблей, потом рассказывают о своих букетах, например: «Я составил букет из красных, оранжевых и жёлтых цветков, Мой букет из цветков тёплых тонов» Или «Мой букет из цветков холодных тонов — голубых, синих и фиолетовых»
«Укрась шапку, шарф, рукавички»
Цель: 1. Закрепить знания детей об основных цветах спектра. 2. Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат треугольник.
Материалы: Карточки, геометрические фигуры из цветного картона.
Ход игры: 1-й вариант- Учитель предлагает детям шапку, шарф и рукавички. Дети украшают одежду предложенными геометрическими фигурами по заданию воспитателя: «Укрась шарфик синими геометрическими фигурами»
2-й вариант- Учитель предлагает украсить одежду определенными геометрическими фигурами: «Укрась варежки кружками»
«Составь узор на круге».
Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.
Игровой материал: бумажные круги, набор геометрических фигур один на пару детей.
Ход игры: Педагог предлагает украсить тарелочку для кукол. Даёт указание, что узор должен располагаться в центре тарелочки и по краям.
Методические рекомендации для педагогов по использованию арт-технологий как средства коррекции агрессивных форм поведения у младших школьников
Проанализировав разные психолого-педагогические методические источники, мы разработали следующие рекомендации:
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается в оказании посильной и своевременной помощи ребенку [17: с. 6].
Для того чтобы действительно помочь детям, которые испытывают трудности в поведении, педагогу необходимо выполнять следующие рекомендации:
- принимать ребенка таким, каков он есть;
- предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
- расширяйте кругозор ребенка;
- включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
- игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
Бороться с агрессией нужно:
- терпением — это самая большая добродетель, какая может быть у педагога;
- объяснением - подскажите ребенку, чем интересным он может заняться;
- поощрением - если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудет в нем желание еще раз услышать эту похвалу [23: с. 24].
Конечно же, любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка педагогу целесообразно проводить в двух направлениях:
- информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);
- бучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.
Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале должно быть: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброта, ласка, забота, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт [24: с. 43].
Проанализировав разные рекомендации и практическую работу педагогов и психологов, таких как Стояновой Е.И. [22], Панфиловой А.П. [21], Анюхина П.К. [4], Истрофиловой О.И. [14], которые сталкиваются с агрессивным поведением детей, мы можем выделить следующие основные три направления работы по профилактике детской агрессивности:
- Работа с агрессией. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
- Навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Также, изучив психологическую, педагогическую и методическую литературу, мы можем рекомендовать педагогам следующие игры для снятия агрессии, относящиеся к направлению работы с гневом.
Очень полезны для снятия агрессии игры с водой, песком, глиной.
Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить. Причем именно то, что ребенок по собственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.
Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ребятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и, только после этого закапывают.
Таким образом, профилактика детской агрессивности включает в себя игры и занятия с детьми, которые проводятся в трех направлениях: работа с гневом; распознавания и контроль гнева; формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Все приведенные выше игры и занятия легки в проведении и очень нравятся детям. Но профилактика детской агрессивности будет эффективна только в том случае, если взрослый будет принимать ребенка таким, каков он есть, с уважением относиться к его внутренним проблемам. И конечно профилактическая работа с детьми должна проводиться при родительской поддержке: польза от занятий, которые проводят сами родители, еще более очевидна. Ведь при этом меняется не только ребенок; меняются родители, меняются отношения между детьми и родителями. Когда взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в свое детство, становятся более непосредственными в общении, начинают лучше понимать своих детей [9: с. 78].
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Итак, проанализировав результаты опытно-экспериментальной работы, мы выяснили, что есть дети в учебно-образовательном пространстве, которые имеют явные агрессивные формы поведения, проявляющиеся в физической и косвенной агрессиях, а также в раздражительности и вербальной агрессии. Есть ряд детей, которые имеют некоторую тенденцию к развитию агрессивного поведения.
На основании этого и в соответствии с полученной информацией из 1 главы, нами были разработаны методические рекомендации для педагогов, которые позволяют понять и определить основные направления работы с агрессивными детьми, снизить уровень агрессивности младших школьников, а также позволяют принять профилактические меры для того, чтобы агрессия не развивалась далее.
Исследование имеет практическую направленность, так как разработанные методические рекомендации могут быть использованы педагогами в массовой практике работы с младшими школьниками, имеющими агрессивное поведение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была посвящена изучению влияния арт-технологий на организацию коррекционной работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста.
В первой главе, изучив психологическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы рассмотрели различные понятия, объясняющие происхождение агрессивности. Анализ понятий позволяет заметить, что по ряду принципиальных позиций их сторонники имеют достаточно близкие точки зрения.
Мы выделили основные формы агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста: прямую и косвенную вербальную агрессию, а также физическую агрессию – также прямую и косвенную. Среди причин, провоцирующих агрессивность детей, выделили следующие: биологические, связанные с семейным воспитанием, психологические, социальные.
Также мы изучили понятие «арт — технологии», рассмотрели более подробно особенности некоторых видов арт-технологий и определили основные методы и приемы коррекционного воздействия на агрессивных детей младшего школьного возраста посредством использования арт-технологий.
Кроме того, изучили уровень агрессивности у детей младшего школьного возраста в 3 «Е» классе ГБОУ «Интеграл» города Москвы.
На основании этого мы разработали методические рекомендации для педагогов, которые могут быть использованы для снижения уровня агрессивности младших школьников и профилактики с целью предотвращения проявления агрессии у детей.
В рекомендациях, проанализировав разную психолого-педагогические методические источники, мы выделили три основных направлений арт — технологий:
- работа с гневом;
- распознавания и контроль гнева;
- формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию
Также привели примеры некоторых упражнений, направленных на работу с гневом. Каждое из этих упражнений направлено на гармоничное развитие личности посредством формирования способности к самовыражению и самопознанию через искусство, а также позволяет привить навыки конструктивного поведения в различных жизненных ситуации
СПИСОК ИСПОЛЬУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с );
- Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 15 января 2008 г. № 206-ВС);
- <Письмо> Минобрнауки России от "О направлении методических рекомендаций", разработанное в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 раздела I протокола заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 14 октября 2015 г. № 9 Минобрнауки России;
- Анохин П.К. – «Психология эмоций» - Тексты. М., 2009;
- Байярд Р., Байярд Д. – «Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей.» - М., 1998;
- Берковиц Л. – «Агрессия: причины, последствия» – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2007. - С. 22, 99;
- #1041;реслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] - М.: Педагогика,1990. -140 с.
- Бисалиев Р.В., Кубекова А.С., Сарафрази Т.Т. – «Психологические аспекты агрессии и агрессивного поведение: современное состояние проблемы» - 2014;
- Боно Э. – «Новая религия позитивного мышления 5+: взаимопомощь, здоровье, надежда, счастье, юмор» - [пер. с англ. А. Скобкарева]. - Москва [и др.]: Питер, 2009. - 125 с.;
- . Большой психологический словарь. Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П.Зинченко Издательство: Прайм-Еврознак Год выпуска: 2007 Число страниц: 672.
- Выготский Л.С. – «Вопросы детской психологии». - М.: Издательский Дом Союз, 2014. - 224 с.;
- Выготский Л.С. – «Психология искусства». - М.: Изд-во Соврем. гуманитар. ун-та, 2020. - 209 с.;
- Журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» - №1 (79), 2019;
- Истрофилова О.И. – «Организация работы педагога с агрессивными детьми и подростками» - Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2020. — 244 с. — ISBN 978–5–00047–202–6.;
- Копытин А.И. — Теория и практика арт-терапии. — 2002 г.
- Киселева М.В. Арт -технология в практике психологии социальная работа. — Санкт-Петербург: Речь, 2007. -336 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б.- «Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми» - М.: Генезис, 2010. -С.16.;
- Лебедева. Л. Д. — Практика Арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - 2008г.
- Макарчук А.В., Горинова Е.В., Катеева М.И., Рычка Н.Е. - Программа «Социально-эмоциональное развитие младших школьников» - Методическое пособие. – Благотворительный фонда «Вклад в будущее», 2019;
- Ожегов С. И. – «Толковый словарь русского языка» - 2017;
- Панфилова А.П. – «Инновационные педагогические технологии: Активное обучение» - Учеб. пособие для студ. вузов. — М.: Изд. центр «Академия», 2019. -192 с.;
- Столяренко Л. Д. – «Педагогическая психология» - Учебное пособие – 2013;
- Трус И. – «Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания» - 2018. - №10. - с. 31;
- Фурманов И.А. - «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция» - Минск: Ильин В.П., 2014. - 187 с.;
- Чижова С.Ю. – «Детская агрессивность» - Ярославль: Академия развития, 2017. - 160 с.;
- ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эмпатийного поведения у детей младшего школьного возраста
Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет роль эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные о...
Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детей младшего школьного возраста
Из опыта работы учителя-логопеда по теме: "Применение метода моделирования в коррекции связной монологической речи у детеймладшего школьного возраста"...
Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".
Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....
Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».
Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...
Мастер класс Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»
Развитие связаной речи детей с ОНР с помощью нетрадиционной технологии квиллинг...
презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»
познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать базовые формы, составлять из них различные композиции;-проследить положительное влияние использования техник...
Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия...