Рабочая программа учителя-логопеда: «Коррекция оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста»
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Колач Диана Стефановна

          Программа предназначена для работы с детьми при оптической форме дисграфии. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии». Программа обеспечивает сопровождение детей с оптической дисграфией, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте.

        Данная рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛТЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ «ЛИК- УСПЕХ» ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ

РАССМОТРЕНО                    СОГЛАСОВАНО                                   УТВЕРЖДЕНА

на заседании МО                   Зам. директора  по УВР                        на заседании        МПЛС                              __________М.С.Андриенко                  Педагогического                                                    П                                                                                                              совета гимназии                                                                                                     «30»  августа  _2022 г.           «30»    августа  2022 г.                        «30» августа     2022 г. 

                                                                                                               Протокол №1

                                                                                                    Директор_______С.Р.Федорова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                               

Коррекция оптической дисграфии

у детей младшего школьного возраста

                                                                         

                                                                     Учитель – логопед

высшей квалификационной категории

                                                                     Колач Д.С.

2022 – 2023 учебный год

Пояснительная записка

Программа предназначена для работы с детьми при оптической форме дисграфии. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии».

Программа обеспечивает сопровождение детей с оптической дисграфией, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте.

Оптическая дисграфия – это нарушение процесса письма, связанное с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:

— замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ, ц, — щ);

— замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, б — д, с — х, х — ж);

— замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш);

— зеркальное написание букв (с — е , э — е).

Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений. Последние два — это последствие недоразвития оптических представлений.

Данная рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.

Цель программы

Преодоление ошибок письма, обусловленных оптической дисграфией, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление знаний, полученных в классе, восполнение пробелов в обучении.

Задачи программы

  • Установление логических и языковых связей между предложениями;
  • Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
  • Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
  • Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
  • Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
  • Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
  • Обучение конструированию сложного предложения.

Принципы

Логопедическая работа имеет свою специфику и строится на основе общих педагогических принципов:

  • Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка. Разностороннее и динамическое обследование ребёнка с этих позиций позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им недостатки психического развития. В дальнейшем, при планировании коррекционной работы это учитывается.
  • Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи и организации преемственной работы всех участников коррекционно-развивающего процесса. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических

компонентов языка. Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слова позволяет добиваться нужной чёткости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.

  • Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те психологические, особенности детей, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип постепенного перехода от простого к сложному.
  • Принцип сознательности усвоения материала.
  • Принцип учёта возрастных особенностей.

Формы работы

Групповые и подгрупповые занятия по темам, указанным в программе.

Методы

  • практические (игры, упражнения, устные и письменные задания);
  • наглядные (демонстрация, иллюстрации);
  • словесные (объяснения, разъяснения)

 Формы контроля

Анализ письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный), проверочные работы и диктанты в течение года (в группе),

тестирование, диагностика.

Направления работы

Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно):

1. Развитие неречевых процессов;

2. Дифференциация сходных по начертанию букв.

Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.

Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:

1. Конструирование, реконструирование букв.

2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).

3. Работа со словами-паронимами (ивазиомонимами).

 Возрастной состав 

 Программа рекомендована для обучающихся 2-4 классов.

Сроки реализации

Период обучения составляет 60 часов, количество может меняться в сторону увеличения, либо уменьшения (все зависит от количества смешиваемых букв).

Продолжительность одного занятия составляет 40 минут. Период проведения коррекционных занятий с 15 сентября по 15 мая. В первые две недели сентября и последние две недели мая проводится обследование состояния речи учащихся, на начало, и соответственно, конец учебного года.

Предполагаемый результат

К концу обучения дети должны знать:

— основные цвета и оттенки;

— геометрические фигуры;

— схему собственного тела;

— направления;

— артикуляцию всех звуков;

— сходство и различие всех сходных по начертанию букв;

— элементы букв двух шрифтов;

— название букв родного алфавита.

К концу обучения дети должны уметь:

— различать основные и оттеночные цвета;

— различать геометрические фигуры;

— соотносить предмет и форму, предмет и цвет;

— ориентироваться в схеме собственного тела;

— ориентироваться во времени и в пространстве;

— сравнивать предметы по величине;

— сравнивать элементы букв двух шрифтов;

— уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;

— сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;

— соотносить букву со звуком и наоборот.

Условия реализации программы коррекционной работы

Материально-техническая база

  • Образовательная зона. Это пространство оборудовано магнитной доской комплектом магнитов, указкой, учебными столами со стульями.
  • Зона свободного пользования дидактическим материалом. Здесь расположен шкаф с полками, на которых лежат дидактические игры, конструкторы, фломастеры, карандаши, некоторые игрушки, настольные игры с кубиками и фишками, домино, пазлы и детские книжки.
  • Зона ТСО предполагает нахождение в этом месте магнитофона для прослушивания на логопедических занятиях музыкальных отрывков.
  • Информативная зона для педагогов и родителей расположены на планшете «Советы логопеда», содержащем популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.
  • Зона методического, дидактического и игрового сопровождения представлена книжным шкафом и содержит следующие разделы:

- справочная литература по логопедии;

- материалы по обследованию речи детей;

- методическая литература по коррекции звукопроизношения;

- учебно-методическая литература по коррекционному обучению;

- поурочные планы работы на каждую группу учащихся;

- пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах);

- систематизированный по звукам картинный материал в коробках.

  • Оздоровительно-развивающая зона оснащена пособиями на развитие дыхания и мелкой моторики, материалами для проведения физкультминуток.
  • Рабочий стол учителя-логопеда.

Нормативно-правовое обеспечение:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

3. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;

4. Приказ МинобрнаукиРФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

5. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;

6. Инструктивно-методическое письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2000 г.

№ 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

7. Письмо Минобрнауки РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;

8. Письмо Минобрнауки РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

Учебно-методический комплекс:

  1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 192 с.
  2. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 88 с.
  3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика).

Психолого-педагогическое обеспечение:

– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

                

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Перспективное планирование занятий по преодолению

оптической дисграфии

Темы занятий

Содержание работы

Кол-во

часов

I. Подготовительный этап: развитие неречевых процессов

1.Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса.

  • Развитие восприятия цвета.
  • Развитие восприятия формы.
  • Развитие восприятия размера и величины.
  • Дифференциация предметов по цвету, величине и форме.

Развитие буквенного гнозиса.

  • Развитие восприятия цвета букв.
  • Развитие восприятия формы, размера и величины предметов, фигур и букв.
  •  Дифференциация расположения элементов букв.

8

2. Развитие зрительного анализа и синтеза.

Развитие способности:

  • различать предметы по их контурам,
  • называть недорисованные предметы,
  •  называть перечеркнутые изображения,
  • выделять предметные изображения,

           наложенные друг на друга,

  • распределять предметы по     величине, учитывая реальные размеры.

4

3. Уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного

мнезиса).

  • Развитие запоминания формы предметов;
  • Развитие запоминания цвета;
  • Развитие запоминания последовательности и количества предметов, фигур, букв.

6

4. Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений

  • Ориентировка в схеме собственного тела.
  • Дифференциация правых и левых частей предмета.
  • Ориентировка в окружающем пространстве.
  •  Развитие пространственных представлений: верх, низ, слева, справа, между, под, над, в.

4

5. Развитие временных представлений

  • Знакомство с понятиями: год, месяц, день недели, сутки, вчера, сегодня, завтра.
  • Формирование временных представлений по отношению к приему пищи.

4

6. Формирование речевых средств, отражающих зрительно

пространственные отношения.

  • Определение пространственных

соотношений между 2-3 предметами

и их изображениями.

  • Выполнение заданий по словесной инструкции и отчет о выполненном.

4

7. Развитие зрительно

моторных координаций.

Определение пространственных

соотношений элементов графических

изображений и букв.

4

II. Основной этап: развитие речевых процессов

1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим

изображением на письме.

  • Учить сравнивать по начертанию буквы:

О-А,

И-У,

И-Ш,

Б-Д,

П –Т.

  • Закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах, в словосочетаниях, в предложении и

тексте.

  • Развитие умения четко и верно произносить эти звуки в самостоятельной речи (в

         слогах, в словах, словосочетаниях, в

           предложениях, в тексте).

10

2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Упражняться в правильном написании

смешиваемых и взаимозаменяемых

букв.

6

3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

  • Дифференциация гласных букв:

 О-А, У-И изолированно       (написание), в слогах и в словах, в словосочетаниях, в предложениях и тексте.

  • Дифференциация гласных и

 согласных букв: И-Ш изолированно, в слогах и словах, в словосочетаниях, в предложениях и тексте.

  • Дифференциация согласных:

Б-Д,

П-Т,

Л-М,

К-Н,

Ш-Щ,

И-Ц,

Ц-Щ,

З-Е

 изолированно, в слогах в словах,  в предложениях и тексте.

20

Всего:                                                                               70 часов

Форма занятий: групповые, подгрупповые

Интенсивность: 2 раза в неделю

Продолжительность: 40 минут

Срок реализации программы: 1 год

Предполагаемые результаты: преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование оптических образов букв, необходимых для осуществления полноценного процесса письма).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

 Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...

ПРОГРАММА "КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДИСГРАФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в ...

Использование мнемотехники при коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи. Мнемотаблица - это схема, структура, в которую можно ...

Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".

Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....

КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии осв...

Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».

Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...

Формы и приёмы работы по преодолению оптических нарушений у детей младшего школьного возраста

Представленный материал может быть использован учителями - логопедами, работающими в логопедических пунктах общеобразовательных учреждений....