Рабочая программа учителя-логопеда: «Коррекция оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста»
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Программа предназначена для работы с детьми при оптической форме дисграфии. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии». Программа обеспечивает сопровождение детей с оптической дисграфией, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте.
Данная рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛТЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ «ЛИК- УСПЕХ» ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО Зам. директора по УВР на заседании МПЛС __________М.С.Андриенко Педагогического П совета гимназии «30» августа _2022 г. «30» августа 2022 г. «30» августа 2022 г.
Протокол №1
Директор_______С.Р.Федорова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекция оптической дисграфии
у детей младшего школьного возраста
Учитель – логопед
высшей квалификационной категории
Колач Д.С.
2022 – 2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа предназначена для работы с детьми при оптической форме дисграфии. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» и авторской программы Е.В. Мазановой: «Коррекция оптической дисграфии».
Программа обеспечивает сопровождение детей с оптической дисграфией, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте.
Оптическая дисграфия – это нарушение процесса письма, связанное с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв. Нарушения в воспроизведении букв на письме бывают разных видов:
— замены графически сходных букв — состоящие из одинаковых элементов, но отличающиеся количеством данных элементов (л — м, и — ш, ш — щ, ц, — щ);
— замены графически сходных букв—отличающихся одним дополнительным элементом (о — а, б — д, с — х, х — ж);
— замены графически сходных букв — состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в — д, т — ш);
— зеркальное написание букв (с — е , э — е).
Первые два вида ошибок связаны с недоразвитием кинетических представлений. Последние два — это последствие недоразвития оптических представлений.
Данная рабочая программа направлена на коррекцию оптической дисграфии и создание условий для эффективной реализации и освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития учащихся нуждающихся в логопедической коррекции и рассчитана на своевременное предупреждение и устранение имеющихся у них недостатков письменной речи.
Цель программы
Преодоление ошибок письма, обусловленных оптической дисграфией, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление знаний, полученных в классе, восполнение пробелов в обучении.
Задачи программы
- Установление логических и языковых связей между предложениями;
- Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
- Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
- Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
- Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
- Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
- Обучение конструированию сложного предложения.
Принципы
Логопедическая работа имеет свою специфику и строится на основе общих педагогических принципов:
- Принцип развития, который состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка. Разностороннее и динамическое обследование ребёнка с этих позиций позволяет выявить ведущий речевой дефект и обусловленные им недостатки психического развития. В дальнейшем, при планировании коррекционной работы это учитывается.
- Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи и организации преемственной работы всех участников коррекционно-развивающего процесса. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических
компонентов языка. Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слова позволяет добиваться нужной чёткости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения.
- Принцип связи речи с другими сторонами психического развития, который раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов. Выявление этой связи лежит в основе воздействия на те психологические, особенности детей, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности.
- Принцип наглядности.
- Принцип постепенного перехода от простого к сложному.
- Принцип сознательности усвоения материала.
- Принцип учёта возрастных особенностей.
Формы работы
Групповые и подгрупповые занятия по темам, указанным в программе.
Методы
- практические (игры, упражнения, устные и письменные задания);
- наглядные (демонстрация, иллюстрации);
- словесные (объяснения, разъяснения)
Формы контроля
Анализ письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный), проверочные работы и диктанты в течение года (в группе),
тестирование, диагностика.
Направления работы
Работа начинается с развития неречевых процессов и включает в себя два направления (работа ведется в двух направлениях параллельно):
1. Развитие неречевых процессов;
2. Дифференциация сходных по начертанию букв.
Необходимо отметить, что работа по развитию неречевых процессов не ограничивается рамками первого этапа. Далее соответствующие мероприятия включаются в работу по дифференциации букв в виде отдельных заданий.
Всю коррекционно-логопедическую работу можно условно разделить на 3 уровня:
1. Конструирование, реконструирование букв.
2. Установление связей между графемой (буквой) и артикулемой (звуком).
3. Работа со словами-паронимами (ивазиомонимами).
Возрастной состав
Программа рекомендована для обучающихся 2-4 классов.
Сроки реализации
Период обучения составляет 60 часов, количество может меняться в сторону увеличения, либо уменьшения (все зависит от количества смешиваемых букв).
Продолжительность одного занятия составляет 40 минут. Период проведения коррекционных занятий с 15 сентября по 15 мая. В первые две недели сентября и последние две недели мая проводится обследование состояния речи учащихся, на начало, и соответственно, конец учебного года.
Предполагаемый результат
К концу обучения дети должны знать:
— основные цвета и оттенки;
— геометрические фигуры;
— схему собственного тела;
— направления;
— артикуляцию всех звуков;
— сходство и различие всех сходных по начертанию букв;
— элементы букв двух шрифтов;
— название букв родного алфавита.
К концу обучения дети должны уметь:
— различать основные и оттеночные цвета;
— различать геометрические фигуры;
— соотносить предмет и форму, предмет и цвет;
— ориентироваться в схеме собственного тела;
— ориентироваться во времени и в пространстве;
— сравнивать предметы по величине;
— сравнивать элементы букв двух шрифтов;
— уметь конструировать и реконструировать буквы двух шрифтов;
— сравнивать сходные по начертанию буквы во всех позициях и на всех этапах;
— соотносить букву со звуком и наоборот.
Условия реализации программы коррекционной работы
Материально-техническая база
- Образовательная зона. Это пространство оборудовано магнитной доской комплектом магнитов, указкой, учебными столами со стульями.
- Зона свободного пользования дидактическим материалом. Здесь расположен шкаф с полками, на которых лежат дидактические игры, конструкторы, фломастеры, карандаши, некоторые игрушки, настольные игры с кубиками и фишками, домино, пазлы и детские книжки.
- Зона ТСО предполагает нахождение в этом месте магнитофона для прослушивания на логопедических занятиях музыкальных отрывков.
- Информативная зона для педагогов и родителей расположены на планшете «Советы логопеда», содержащем популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.
- Зона методического, дидактического и игрового сопровождения представлена книжным шкафом и содержит следующие разделы:
- справочная литература по логопедии;
- материалы по обследованию речи детей;
- методическая литература по коррекции звукопроизношения;
- учебно-методическая литература по коррекционному обучению;
- поурочные планы работы на каждую группу учащихся;
- пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах);
- систематизированный по звукам картинный материал в коробках.
- Оздоровительно-развивающая зона оснащена пособиями на развитие дыхания и мелкой моторики, материалами для проведения физкультминуток.
- Рабочий стол учителя-логопеда.
Нормативно-правовое обеспечение:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
3. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373»;
4. Приказ МинобрнаукиРФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
5. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;
6. Инструктивно-методическое письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2000 г.
№ 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
7. Письмо Минобрнауки РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;
8. Письмо Минобрнауки РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».
Учебно-методический комплекс:
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 192 с.
- Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда / Е.В. Мазанова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 88 с.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика).
Психолого-педагогическое обеспечение:
– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;
– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);
соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Перспективное планирование занятий по преодолению
оптической дисграфии
Темы занятий | Содержание работы | Кол-во часов |
I. Подготовительный этап: развитие неречевых процессов | ||
1.Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов. | Развитие зрительного гнозиса.
Развитие буквенного гнозиса.
| 8 |
2. Развитие зрительного анализа и синтеза. | Развитие способности:
наложенные друг на друга,
| 4 |
3. Уточнение и расширение объема зрительной памяти (зрительного мнезиса). |
| 6 |
4. Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений |
| 4 |
5. Развитие временных представлений |
| 4 |
6. Формирование речевых средств, отражающих зрительно пространственные отношения. |
соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.
| 4 |
7. Развитие зрительно моторных координаций. | Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. | 4 |
II. Основной этап: развитие речевых процессов | ||
1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме. |
О-А, И-У, И-Ш, Б-Д, П –Т.
тексте.
слогах, в словах, словосочетаниях, в предложениях, в тексте). | 10 |
2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. | Упражняться в правильном написании смешиваемых и взаимозаменяемых букв. | 6 |
3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв. |
О-А, У-И изолированно (написание), в слогах и в словах, в словосочетаниях, в предложениях и тексте.
согласных букв: И-Ш изолированно, в слогах и словах, в словосочетаниях, в предложениях и тексте.
Б-Д, П-Т, Л-М, К-Н, Ш-Щ, И-Ц, Ц-Щ, З-Е изолированно, в слогах в словах, в предложениях и тексте. | 20 |
Всего: 70 часов |
Форма занятий: групповые, подгрупповые
Интенсивность: 2 раза в неделю
Продолжительность: 40 минут
Срок реализации программы: 1 год
Предполагаемые результаты: преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование оптических образов букв, необходимых для осуществления полноценного процесса письма).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...
ПРОГРАММА "КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ДИСГРАФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в ...
Использование мнемотехники при коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи. Мнемотаблица - это схема, структура, в которую можно ...
Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".
Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....
КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии осв...
Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».
Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...
Формы и приёмы работы по преодолению оптических нарушений у детей младшего школьного возраста
Представленный материал может быть использован учителями - логопедами, работающими в логопедических пунктах общеобразовательных учреждений....