Фонематическое восприятие, его связь с усвоением процесса письма.
учебно-методический материал по логопедии по теме

Фабричева Ирина Николаевна

Фонематическое восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл фонематическое восприятие16.48 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематическое восприятие, его связь с усвоением письма.

          Фонематическое восприятие – это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки.  

Фонематическая система («речевой слух», «квалифицированный слух»)  - это сложное психическое образование, обеспечивающее синхронный анализ потока звуков речи, направленный не распознавание смыслоразличительных его элементов. Фонематическая система является основным инструментом понимания слышимой речи. Фонематическая система состоит из минимальных лингвистических единиц-фонем. Фонематическая система выполняет ряд функций, необходимых как для восприятия, так и для воспроизведения не только устной, но и письменной речи.

           К функциям фонетико фонематической системы относятся:

- слухо-произносительная дифференциация фонем;

- фонематический анализ и синтез;

- смыслоразличение.

          Функция слухопроизносительной дифференциации фонем предполагает способность классифицировать звуки речи по акустико–артикуляционным признакам. В русском языке звуки разграничиваются на 42 фонемы – 6 гласных, характеризующихся тремя признаками (ряд, подъём, лабиализация), и 36 согласных, разграничивающихся между собой по пяти признакам ( вокальность, назализация, палатализация, место и способ образования).

          Фонемы представлены в живой речи вариантами – аллофонами, которые объединяются в фонемы не столько по акустико-артикуляционной близости, сколько по позиционному поведению.

          Аналитико-синтетическая функция фонематической системы предполагает осуществление простых и сложных форм фонематического анализа, а также синтеза. К простым формам фонематического анализа относятся способность выделять звук на фоне слова, т.е. определять наличие заданного звука в  слове и способность выделять звук из слова, т.е. распознавать фонематический состав слова.

          Фонематический синтез направлен на воссоздание слова из разрозненных фонем. Он предполагает прежде всего способность к словообразованию, по сути переводу фонем в аллофоны. Результатом сопоставления фонематического состава слов и их лексического значения становится формирование смыслоразличительной функции фонем. Эта функция неотделима от фонематических представлений, т.е. представлений о фонемном составе тех или иных слов. Так, в языковой системе жёстко фиксируется, что слова бочка и дочка имеют разный смысл, а, например, слово вочка вообще не имеет смысла. (Смирнова И.А.Диагностика нарушений развития речи, детство-Пресс)

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.(Екжанова Е.А., Фроликова Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях, Каро-2007)

Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.[2].

          Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа.[4].

          Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т.е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу – к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности.

          Ребенок с недостаточностью произношения, обусловленной несформированностью фонематических представлений, этой готовностью не обладает. Чтобы проиллюстрировать сказанное, приведем один пример.

         Л.Ф.Спирова обследовала детей с правильной речью и с фонематическим недоразвитием перед их поступлением в школу. Так, по ее данным, выделение гласного звука из начала слова оказалось доступным 78% обследованных детей с правильной речью и только 46,2% детей с фонематическим недоразвитием. С выделением согласного звука из начала слова справилось 53,4% детей с правильной речью и только 18% с фонематическим недоразвитием. Особенно трудно было детям с несформированным звукопроизношением выделять гласный звук из конца слова. С этой задачей справилось только 3,1% детей, в то время как дети с правильной речью дали 25,5% правильных ответов.[3].

          В ряде исследований Р.Е.Левиной и других сотрудников Сектора логопедии Института дефектологии АПН СССР показано, что учащиеся с несформировавшимся звукопроизношением на первых порах обучения чтению с применением общепринятой методики с трудом овладевают слиянием букв, а в дальнейшем читают медленно, допускают большое количество разнообразных ошибок, плохо понимают читаемое.

Письмо этих детей также пестрит ошибками. Наиболее характерна замена букв, соответствующих близким по артикуляционным или акустическим признакам звукам, т.е. с – ш; з – ж; ч – т’; с – з и т.п. [1].

          Исследование фонематического восприятия на уровне звуков выявило, что 50%школьников с нарушениями письма допускали ошибки в различении как сходных, так и дискретных звуков. При воспроизведении оппозиционных слогов типичными ошибками, помимо смешивания фонем, были перестановки слогов, сокращение ряда, забывание ряда и т.п. В процессе логопедических занятий с младшими школьниками страдающими нарушениями письма, мы убедились в некоторых особенностях их работоспособности, а именно: истощаемости внимания, повышенной отвлекаемости и утомляемости, а также поверхностности речевого внимания.

Литература.

1. Каше Г.А. Предупреждение нарушения чтения и письма у детей с недостатками произношения.// Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. Сборник, под ред. Р. Е. Левиной. -М., 1965.

2.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В., Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция.-М.,- 2001.

3. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М., 1983.

4. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.–СПб.,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ как одно из условий успешного овладения письменной речью.

В данной работе описана проблема недоразвития фонематического восприятия у младших школьников, теоретическое обоснование данного вопроса и практический материал для решения поставленных задач. В прило...

Приложение к проекту "Формирование фонематического восприятия у младших школьников..." Конспекты занятий

Представлены конспекты логопедических занятий для 1 класса и использованием здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластика, фонетическая ритмика, кинезиология)...

Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.

Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия....

Специальные упражнения по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по с...

Система работы по развитию процессов фонематического восприятия

Система работы учителя-логопеда по формированию процессов фонематического восприятия...

Развитие фонематических представлений и зрительного восприятия для профилактики нарушений чтения и письма

Сегодня мы с вами поговорим о приемах предупреждение нарушений чтения и письма у младших школьников с НОДА и приемах развития спонтанного умения говорить....