Мнемотехника в помощь детям младшего школьного возраста с ОВЗ, обучающихся в специальных учреждениях VIII вида
консультация по логопедии на тему

Пачгина Наталья Владимировна

Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx774.7 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Елатомская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

http://www.elatma2008.narod.ru/E19_files/image006.jpgКонсультация для педагогов:

«Мнемотехника  в помощь детям младшего школьного возраста с ОВЗ,

обучающихся в специальных учреждениях VIII вида»

                                                         

                                                 Учитель-логопед:

Пачгина Н.В.  

                                                                     

Елатьма 2018г.

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений.

Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом. У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Нарушения когнитивных процессов  у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. Необходимо, используя все возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, ориентироваться в окружающем мире.

Коррекционное воздействие при развитии речи детей с ОВЗ – очень сложное дело. Речь характеризуется системным недоразвитием речи (СНР), т.е. нарушены все компоненты речи:  

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи детей  с СНР служат приемы мнемотехники в связи с тем, что обучение носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события близкие их жизненному опыту.

К. Д. Ушинский говорил:  «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему словам - он будет долго и напрасно будет мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Примером   может служить всем знакомая фраза, которая помогает запомнить цвета радуги: Каждый  Охотник  Желает  Знать Где Сидит  Фазан.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Как любая работа строится от простого,  к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов,    последовательно переходим к    мнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.  

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.                     

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию.

Мнемотехника помогает развивать:

  • Ассоциативное мышление;
  • Зрительную и слуховую память;
  • Зрительное и слуховое внимание;
  • Воображение;
  • Связную речь;
  • Мелкую моторику рук.

В работе с мнемотаблицами вводятся символы и картинки.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Работа на занятиях по мнемотаблицам  состоит из трех этапов.

1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме, разучивание стихотворения.

        

Требования к работе с мнемотаблицей:

  • знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям;
  • знаки и символы должны отображать обобщенный образ предмета;
  • знаки и символы должны быть предварительно оговорены с детьми и   принимаются как ведущие;
  • замысел графической схемы знаком и понятен ребенку.

 

   На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

Карточки - схемы можно использовать:

  • для обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов. 

 

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Педагог выразительно читает стихотворение.
  2. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.  
  3. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  4. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  5. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  6. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  7. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

(Примеры мнемотаблиц: заучивание   стихотворений,  пересказ    сказки  «Колобок», составление рассказа о весне, мнемо-загадки).

 

Мнемотаблицы и модели служат дидактическим материалом и в моей работе.

Коррекционная работа по совершенствованию и коррекции произносительной стороны речи начинается с уточнения артикуляции сохранных звуков. При этом произношение каждого звука анализируется с точки зрения его слухового, зрительного и кинестетического образа и, следовательно, коррекция звукопроизношения протекает при активном участии всех анализаторов - зрительного, слухового и речедвигательного.

Для формирования точных движений органов артикуляционного аппарата используется артикуляционная гимнастика. На занятиях по постановке и автоматизации звуков я разработала и использую мнемотаблицы для проведения артикуляционной гимнастики, схемы артикуляции и характеристики звуков, а на этапах автоматизации и дифференциации звуков применяю мнемодорожки и мнемотаблицы для точного произношения стихотворного текста, рассказа, чистоговорок, разгадывания загадок.

Детям с ОВЗ требуется специальное обучение, а затем длительные тренировочные упражнения по усвоению навыков словоизменения и словообразования, формирования связей согласования, управления и примыкания в словосочетаниях.

Учитывая особенности обучающихся с ОВЗ, необходимо: предлагать небольшое количество материала, неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом, заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребёнок быстро истощается, не может долго работать.

В работе с детьми с ОВЗ по адаптированным программам  VIII вида в школе-интернате формирование речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и становится главной целью всего коррекционного процесса.

Залогом успешной работы является тесное сотрудничество с учителями. Учителю начальных классов необходимо учитывать влияние недостатков речи ребенка на успешное овладение грамотой.

Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми.

Выводы:

С помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаётся достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек;
- словарный запас пополняется;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться при общении.

Список использованной литературы:

  1. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2008.
  2. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед, 2008. №4.
  3.  Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи.  Журнал Логопед, 2008. №4.
  4. Смышляева Т.Н., Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции ОНР. Журнал Логопед, 2007. №1.
  5. Ткаченко Т.А. Наглядно-дидактическое пособие «Использование схем в составлении описательных рассказов», метод. руководство, картинный комплект . М.: Книголюб, 2005
  6. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва «ВАКО», 2009.
  7. http://kladraz.ru
  8. https://www.prodlenka.org
  9. https://infourok.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.

Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...

« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебные нитки» для детей младшего школьного возраста специальных (коррекционных) классов VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные нитки» создана с целью развития мелкой моторики и реализации творческих способностей у детей с ОВЗ. Работа занятия планируется так, чтобы она не дуб...

«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальной педагогике и психологии отме...

свидетельство о публикации. «КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Свидетельство о публикации.«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ)ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»...

Мнемотехника в помощь детям младшего школьного возраста с ОВЗ, обучающихся в специальных учреждениях VIII вида

Качество жизни детей с ОВЗ в первую очередь зависит от их поведенческих навыков, социальной включенности, коммуникативных способностей и меняется с возрастом....

Формирование познавательных интересов детей младшего школьного возраста (на примере Негосударственного частного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «ГЕЛИОС»

Главной задачей современной школы является эффективность учебно-воспитательного процесса. Это отражено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государстве...