Логопедическое сопровождение обучающих с ОВЗ
статья по логопедии на тему
В статье представлен опыт работы с обучающимися с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОВЗ
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с умственной отсталостью. Речевые нарушения у детей с интеллектуальным нарушением связаны с недоразвитием познавательной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), конкретность и поверхностность мышления.
У детей с интеллектуальными нарушениями встречаются все формы нарушений речи, как и у нормальных детей (СЛАЙД дислалия, дислексия, дисграфия, заикание и др.).
СЛАЙД Нарушения речи носят системный характер, т.е. отмечается недоразвитие речи как целостной функциональной системы. Нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Недоразвитие речи выражается в резком снижении речевой активности, неумение выражать свои мысли, впечатления, чувства, желания, в следствии этого страдают все функции речи: регулирующая, планирующая, познавательная, коммуникативная.
Цель логопедического сопровождения: коррекция дефектов устной и письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Задачи логопедического сопровождения:
-коррекция и развитие психологической базы речи;
-постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;
- развитие общей, ручной и речевой моторики;
-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;
-формирование грамматической стороны речи;
-предупреждение и коррекция дисграфии и дислексии;
-развитие диалогической и монологической форм речи;
-формирование коммуникативных навыков;
-воспитание мотивации к учению, общению.
Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, у возбудимых – крикливый, резкий.
Нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. Иногда достаточно бывает 6-9 занятий, чтобы поставить звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1,5-2 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения. Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.
Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению необходимо проводить смену видов деятельности.
Структура логопедического занятия включает в себя следующие направления:
1. Развитие общих речевых навыков (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)
2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)
3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)
Массаж. Массаж пальцев следует начинать с большого пальца и заканчивать мизинцем. Растирать сначала подушечку пальца, а затем медленно подниматься к основанию.
Такой массаж желательно сопровождать веселыми стихами. Это создаёт благоприятный эмоциональный фон, дети учатся вслушиваться, понимать смысл речи.
Упражнение «Моя семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик—папочка.
Этот пальчик - мамочка.
Ну а это я.
Это и есть моя семья!
Самомассаж. Массаж ладонных поверхностей грецкими орехами, катать между ладонями, прокатывать между пальцами (поочерёдно).
Самомассаж ладоней с использованием шестигранного карандаша. Соединить ладони пальцами вперёд, карандаш находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра. Перемещать ладони вперед-назад.
Су-Джок. В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод воздействия с использованием кистей и стоп.
В коррекционно - логопедической работе метод Су Джок терапии активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
4. Развитие высших психических функций. Игры на развитие внимания, памяти, мышления.
«Чего не стало», «Поставь заплатку», «Найди отличия», «На кого (что?) похоже», «Составь картинку», «Сложи узор» и т.д
6. Работа над слоговой структурой слова. Нарушения слоговой структуры слова разнообразны: перестановки, пропуски слогов и звуков в слове, пропуски согласных при их стечении и др. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение, общение со сверстниками и взрослыми.
7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)
-определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова;
-называние в словах звуков по порядку;
-определение количество звуков в слове.
8. Развитие лексики. Обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов, а также местоимений, числительных, наречий. Работа по обогащению словаря предполагает и уточнение слов-синонимов, антонимов.
9. Развитие связной речи (умение составлять простые, распространять предложения; учиться пересказу по наводящим вопросам, составление рассказа по серии картинок и сюжетной картине, обучение самостоятельному высказыванию.
10. Развитие грамматического строя речи.
Формирование грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:
Формирование практических навыков словоизменения и словообразования,
Формирование умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных.
Работа над усвоением форм слова. В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительных по числам, падежам, на употребление глаголов, согласование существительного с глаголом, существительного и прилагательного, изменение глагола в прошедшем времени по лицам, числам и родам.
11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.
Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у обучающихся трудно формируются новые умения и навыки.
Несформированность контроля, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи т.е. длительные пропуски занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения, и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.
Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка. Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка.
Обучающие игры на уроках иностранного языка....
ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ I ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТУПЕНИ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. И поэтому, все личностные и социальные ...
Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...