Логопедическое сопровождение обучающих с ОВЗ
статья по логопедии на тему

Евсеенко Юлия Анатольевна

В статье представлен опыт работы с обучающимися с умственной отсталостью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОВЗ

Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушения развития ребенка с умственной отсталостью. Речевые нарушения у детей с интеллектуальным нарушением связаны с недоразвитием познавательной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), конкретность и поверхностность мышления.

У детей с интеллектуальными нарушениями встречаются все формы нарушений речи, как и у нормальных детей (СЛАЙД дислалия, дислексия, дисграфия, заикание и др.).

СЛАЙД Нарушения речи носят системный характер, т.е. отмечается недоразвитие речи как целостной функциональной системы. Нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. Недоразвитие речи выражается в резком снижении речевой активности, неумение выражать свои мысли, впечатления, чувства, желания, в следствии этого страдают все функции речи: регулирующая, планирующая, познавательная, коммуникативная.

Цель логопедического сопровождения: коррекция дефектов устной и письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Задачи логопедического сопровождения:

-коррекция и развитие психологической базы речи;

-постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;

- развитие общей, ручной и речевой моторики;

-формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; 

-уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

-формирование грамматической стороны речи; 

-предупреждение и коррекция дисграфии и дислексии;

-развитие диалогической и монологической форм речи;

-формирование коммуникативных навыков;

-воспитание мотивации к учению, общению.

Речь у детей часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков, в одних случаях замедленная, в других – ускоренная, у заторможенных голос тихий, слабый, у возбудимых – крикливый, резкий.

Нарушения звукопроизношения являются полиморфными. Коррекция нарушений звукопроизношения является более сложным и длительным процессом, чем у детей с нормой. Иногда достаточно бывает 6-9 занятий, чтобы поставить звук, но автоматизация его заканчивается лишь через 1,5-2 года. Основной причиной являются особенности высшей нервной деятельности, отсутствие контроля за собственной речью, за правильностью произношения. Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению необходимо проводить смену видов деятельности.

Структура логопедического занятия включает в себя следующие направления:

1.      Развитие общих речевых навыков (артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2.      Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3.      Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

Массаж. Массаж пальцев следует начинать с большого пальца и заканчивать мизинцем. Растирать сначала подушечку пальца, а затем медленно подниматься к основанию.

Такой массаж желательно сопровождать веселыми стихами. Это создаёт благоприятный эмоциональный фон, дети учатся вслушиваться, понимать смысл речи.

Упражнение «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик—папочка.

Этот пальчик - мамочка.

Ну а это я.

Это и есть моя семья!

Самомассаж. Массаж ладонных поверхностей грецкими орехами, катать между ладонями, прокатывать между пальцами (поочерёдно).

Самомассаж ладоней с использованием шестигранного карандаша. Соединить ладони пальцами вперёд, карандаш находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажёра. Перемещать ладони вперед-назад.

 Су-Джок. В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод воздействия с использованием кистей и стоп.  

В коррекционно - логопедической работе метод Су  Джок терапии  активно использую в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

                                          Я мячом круги катаю,

                                         Взад - вперед его гоняю.

                                         Им поглажу я ладошку.

                                         Будто я сметаю крошку,

                                         И сожму его немножко,

                                         Как сжимает лапу кошка,

                                         Каждым пальцем мяч прижму,

                                         И другой рукой начну.

4.      Развитие высших психических функций. Игры на развитие внимания, памяти, мышления.

«Чего не стало», «Поставь заплатку», «Найди отличия», «На кого (что?) похоже», «Составь картинку», «Сложи узор» и т.д

6.       Работа над слоговой структурой слова. Нарушения слоговой структуры слова разнообразны: перестановки, пропуски слогов и звуков в слове, пропуски согласных при их стечении и др. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение, общение со сверстниками и взрослыми.

7.      Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

-определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова;

-называние в словах звуков по порядку; 

-определение количество звуков в слове.

8.      Развитие лексики. Обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов, а также местоимений, числительных, наречий. Работа по обогащению словаря предполагает и уточнение слов-синонимов, антонимов.

9.      Развитие связной речи (умение составлять простые, распространять предложения; учиться пересказу по наводящим вопросам, составление рассказа по серии картинок и сюжетной картине, обучение самостоятельному высказыванию.

10.  Развитие грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:

Формирование практических навыков словоизменения и словообразования,

Формирование умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных.

Работа над усвоением форм слова. В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительных по числам, падежам, на употребление глаголов, согласование существительного с глаголом, существительного и прилагательного, изменение глагола в прошедшем времени по лицам, числам и родам.

11.  Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у обучающихся трудно формируются новые умения и навыки.

Несформированность контроля, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может.  Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи т.е. длительные пропуски занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения, и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.

   Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ I ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТУПЕНИ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.  И поэтому, все  личностные и социальные ...

Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...