«Коррекция звукопроизношения с учетом ФГОС «Мы едем в цирк»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Бабичева Татьяна Владимировна

 Методическая разработка логопедического занятия «Коррекция звукопроизношения с учётом ФГОС «Мы едем в цирк» входит в цикл занятий на этапе «Автоматизация звука [р]», рассчитана на 2-3-х детей 1-го класса. Тема занятия: «Звук [р]». Цель: автоматизация звука [р] в словах, в предложениях. Занятие представлено в форме плана-конспекта. Задания развивают лексико-грамматические категории (см. задачи) совместно с формированием произношения звука [р]. Занятие актуально и современно, т.к. разработано согласно ФГОС и направлено на достижение учащимися предметных, личностных, метапредметных результатов. Составлено с учётом деятельностного и компетентностного подходов к коррекционно-образовательному процессу, где логопед организует деятельность детей, направляет их на решение различных задач на занятии, формирует регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД; руководит всем процессом. Ученики, анализируя, рассуждая, сравнивая, высказывают свои версии, выполняют предложенные задания. Все задания объединены одним общим сюжетом: поездкой в цирк в сопровождении ИКТ (презентация на эту тему), что поддерживает интерес детей к занятию, помогает им «окунуться» в мир цирка; создаётся атмосфера праздника, что существенно повышает учебную мотивацию у детей.

Занятие включает шесть основных этапов. На I этапе «Мотивация к деятельности» дети узнают о поездке в цирк, настраиваются на рабочий лад. Этап начинается с беседы о цирке, которая плавно переходит в проблемную ситуацию (II этап «Самоопределение к деятельности»). Анализируя и рассуждая, дети решают её. Cамостоятельно формулируют тему и цель лог. занятия.  В структуре занятия имеет место коррекционно-развивающий блок, представленный играми на развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук. На III этапе дети актуализируют знания о звуке [р], дают ему характеристику.  «Учебно-познавательный блок» (IV этап) рассчитан на практическую деятельность детей, где они закрепляют и познают лексико-грамматические категории (см. задачи), совершенствуют произносительные навыки, развивают письменную речь. Этап завершается творческим заданием. На V этапе «Диагностическая деятельность» проверяются произносительные умения детей: насколько свободнее дети стали пользоваться звуком [р], сформировались ли лексико-грамматический, синтаксический компоненты речи. На VI этапе «Рефлексивная деятельность» ученики соотносят результаты с поставленной целью, оценивают свою деятельность и деятельность других учеников. Занятие заканчивается позитивной оценкой деятельности учащихся логопедом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_zvukoproiznosheniya_s_uchetom_fgos.docx33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тяжинская средняя общеобразовательная школа №2»

Кемеровской области Тяжинского района п.г.т. Тяжинский

Логопедическое занятие-презентация

«Коррекция звукопроизношения с учетом ФГОС «Мы едем в цирк»

                                                              Выполнила:

                                                                                     Бабичева Татьяна

                                                                                  Владимировна,

                                                                                      учитель-логопед.  

2018 год

Аннотация

 Методическая разработка логопедического занятия «Коррекция звукопроизношения с учётом ФГОС «Мы едем в цирк» входит в цикл занятий на этапе «Автоматизация звука [р]», рассчитана на 2-3-х детей 1-го класса. Тема занятия: «Звук [р]». Цель: автоматизация звука [р] в словах, в предложениях. Занятие представлено в форме плана-конспекта. Задания развивают лексико-грамматические категории (см. задачи) совместно с формированием произношения звука [р]. Занятие актуально и современно, т.к. разработано согласно ФГОС и направлено на достижение учащимися предметных, личностных, метапредметных результатов. Составлено с учётом деятельностного и компетентностного подходов к коррекционно-образовательному процессу, где логопед организует деятельность детей, направляет их на решение различных задач на занятии, формирует регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД; руководит всем процессом. Ученики, анализируя, рассуждая, сравнивая, высказывают свои версии, выполняют предложенные задания. Все задания объединены одним общим сюжетом: поездкой в цирк в сопровождении ИКТ (презентация на эту тему), что поддерживает интерес детей к занятию, помогает им «окунуться» в мир цирка; создаётся атмосфера праздника, что существенно повышает учебную мотивацию у детей.

Занятие включает шесть основных этапов. На I этапе «Мотивация к деятельности» дети узнают о поездке в цирк, настраиваются на рабочий лад. Этап начинается с беседы о цирке, которая плавно переходит в проблемную ситуацию (II этап «Самоопределение к деятельности»). Анализируя и рассуждая, дети решают её. Cамостоятельно формулируют тему и цель лог. занятия.  В структуре занятия имеет место коррекционно-развивающий блок, представленный играми на развитие фонематического слуха, мелкой моторики рук. На III этапе дети актуализируют знания о звуке [р], дают ему характеристику.  «Учебно-познавательный блок» (IV этап) рассчитан на практическую деятельность детей, где они закрепляют и познают лексико-грамматические категории (см. задачи), совершенствуют произносительные навыки, развивают письменную речь. Этап завершается творческим заданием. На V этапе «Диагностическая деятельность» проверяются произносительные умения детей: насколько свободнее дети стали пользоваться звуком [р], сформировались ли лексико-грамматический, синтаксический компоненты речи. На VI этапе «Рефлексивная деятельность» ученики соотносят результаты с поставленной целью, оценивают свою деятельность и деятельность других учеников. Занятие заканчивается позитивной оценкой деятельности учащихся логопедом.

Логопедическое занятие-презентация «Коррекция звукопроизношения с учётом ФГОС «Мы едем в цирк»

Тема: Звук [р]

Тип занятия: Формирование речевых навыков и УУД, овладения новыми

                           предметными умениями

Цель: Автоматизация звука [р] в словах, в предложениях

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать правильное произношение звука [р] в предложениях.
  2. Формировать синтаксическую структуру простого предложения.
  3. Продолжать учить правильному чтению предложений.
  4. Формировать регулятивные универсальные учебные действия:

- определять и формулировать тему, цель деятельности на занятии;

- высказывать свои предположения на основе работы с    

  предложенным материалом;

- составлять алгоритм выполнения игрового упражнения;

- самостоятельно оценивать результаты своей деятельности,      

  деятельности других учеников.

  1. Формировать познавательные универсальные учебные действия:

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- находить ответы на вопросы с опорой на картинку, на глагол

  «ходить».

  1. Формировать коммуникативные универсальные учебные действия:

- слушать и понимать речевые высказывания;

- точно выражать свои мысли в соответствии с ситуацией;

- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией,

  заданием;

- самостоятельно планировать речевое высказывание.

Коррекционно-развивающие:

  1. Закреплять умение правильного чтения слов.
  2. Развивать фонематический слух.
  3. Закреплять умение правильного произношения звука [р] в словах.
  4. Закреплять знания о фонетических особенностях звука [р].
  5. Развивать невербальные психические функции: мышление (творческое, лингвистическое), речеслуховую память, мелкую моторику, внимание.
  6. Совершенствовать лексико-грамматические категории:

- правильно употреблять приставочные глаголы и составлять с

  ними предложения;

- образовывать существительные в уменьшительной форме;

- согласовывать прилагательные с существительными в косвенных

   падежах.

Коррекционно- воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к занятию, повышать школьную мотивацию.
  2. Воспитывать эмоции радости, удивления.
  3. Воспитывать контроль  собственной речи.
  4. Воспитывать активность, старательность, трудолюбие.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Будут осмысленно, правильно читать слова, предложения.
  2. Будут правильно составлять простые предложения.
  3. Будут правильно употреблять лексико-грамматические категории.
  4. Будут правильно характеризовать звук [р].

Личностные:

  1. Будут эмоционально «проживать» поездку в цирк, встречу с артистами цирка.
  2. Повысится интерес к логопедическому занятию, школьная мотивация.
  3. Повысится контроль собственной речи.

Регулятивные:

  1. Будут определять и формулировать тему, цель деятельности на занятии.
  2. Будут высказывать свои версии на основе работы с предложенным материалом.
  3. Будут составлять алгоритм выполнения игрового упражнения.
  4. Будут производить самоанализ и самооценку собственной деятельности и деятельности других учеников.

Познавательные:

  1. Будут преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  2. Будут находить ответы на вопросы с опорой на картинку, на глагол «ходить».

Коммуникативные:

  1. Будут слушать и понимать речевые высказывания, инструкции.
  2. Будут самостоятельно планировать речевое высказывание.
  3.  Будут отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, с заданием.

Формы работы на занятии: подгруппа из 2-3-х человек.

Ресурсы: мультимедийное оборудование или интерактивная доска, презентация к занятию, карточки с характеристикой звука [р], карточки  на развитие мелкой моторики рук «Соедини цифры», игрушка тигра, 3кубика (тумбы), картинки со звуком [р], игрушка попугая (говорящая), красные, зелёные, синие фишки, картинка с гармошкой.

Организация логопедического занятия

I этап. Мотивация к деятельности (оргмомент):

Логопед (Л): ребята, сегодня наше занятие необычное, мы отправляемся в цирк. Нас ждёт интересное представление. А кто-нибудь из вас был хотя бы раз в цирке? Кто из участников цирка больше запомнился?

(Выслушиваем ответы детей.)

II этап. Самоопределение к деятельности.

Проблемная ситуация.

Л.: Как правило, в цирковом представлении много участников. Некоторые представлены перед вами (слайд №1, на котором записаны слова с пропусками в виде точек: ак…обаты, жанглё…ы, каскадё…ы, я…кие клоуны, дресси…овщики и …азные животные.)

Артисты цирка спрятались в словах (на слайде №1). Чтобы узнать, кто является постоянными участниками циркового зрелища нам надо …что сделать?

(Дети рассуждают, что надо прочитать слова.)

Л.: А как нам прочесть слова, если в них куда-то пропали буквы?

(Дети приходят к выводу, что их надо вставить вместо точек.)

Л.: Но я вам подскажу, в словах пропала всего лишь одна буква. Исследуйте  эти слова. Кто первый догадается, что это за буква?

(Дети анализируют слова и сообщают, что пропала буква Р.)

Л.: Докажите, что это буква Р.

(Дети читают слова, правильно проговаривая звук [р].)

Л.: Молодцы! Правильно. А что общего у всех этих слов? Ориентируемся на звуки.

(Рассуждая, дети сообщают, что во всех словах есть звук [р].)

Л.: А почему слова подобраны именно со звуком [р]?

(Дети отвечают, что на занятиях работают над звуком [р].)

Л.: Что вы умеете проговаривать со звуком [р]?

Дети (Д.): слоги, слова, предложения.

Л.: А как вы считаете, ваших умений достаточно будет, чтобы вы могли свободно общаться, понимать друг друга, при этом правильно говорить звук [р] и не выделять его в речи?

(Дети рассуждают, что они могут проговаривать звук [р], но их умений недостаточно для свободного общения.)

Л.: А как нам справиться с этой проблемой? (Т.о. подводим детей к мысли, что надо продолжать заниматься: проговаривать звук [р] в словах, в предложениях. Далее, предлагаем детям сформулировать тему, цель занятия, что дети и делают, после чего те появляются на слайде №2.)

Коррекционно-развивающий блок.

Л.: Сейчас нам пора собираться в цирк. На чём можно добраться до цирка?

(Дети рассуждают.)

Л.: Прежде чем мы выберем вид транспорта, поиграем в игру «Будьте внимательны». Я буду называть разные виды транспорта, а вы хлопнете, когда услышите звук [р] (Слова: вертолёт, автобус, электричка, трамвай, такси, машина, метро, троллейбус, грузовик, электропоезд.)

А теперь можно определиться с транспортом. Вы узнаете, на чём мы поедем в цирк, когда соедините линиями цифры на этих карточках (раздаём карточки). Проводить линии начинаем от цифры 1 по порядку.

(Дети соединяют цифры и понимают, что получился автобус.)

Л.: Правильно, мы поедем в цирк на автобусе. А вот и он сам (слайд№3). Заведём мотор все вместе: Р-Р-Р-Р - поехали!

III этап. Актуализация знаний.

Л.: Пока едем, давайте актуализируем наши знания о звуке [р]. Какой он? Охарактеризуйте его (Раздаём карточки, на которых по два варианта ответа к четырём пунктам и предлагаем подчеркнуть, а затем озвучить правильный вариант: 1. Гласный или согласный. 2. Твёрдый или мягкий. 3. Глухой или звонкий. 4. На письме обозначается буквой ЭР, или РЭ).

Л.: Вот мы и в цирке! (Слайд №4)

IV этап. Учебно-познавательный блок (практическая деятельность).

Л.: Представление начинается! На арене клоун (слайд №5)!  Он пытается показать фокус «Большие предметы превратить в маленькие». Поможем ему?

Ведро он превратил ... в ведёрко. А теперь попробуйте сами:

Коробка - …(коробочка), помидор - … (помидорчик), торт - …(тортик), картина - …(картиночка), карандаш - …(карандашик), рубашка - …(рубашечка).

Л.: Всё правильно. А как вы получали «маленькие» слова?

Д.: Большое слово надо так сказать (изменить), чтобы оно превратилось в «маленькое».

Л.: А ещё клоун смешит людей. Вот и вас он тоже хочет рассмешить. Клоун говорит: «Ворота сидят на сороке. Арбуз ест Раю.»  Правда, же смешно? А такое бывает на самом деле? Прямо, небылицы какие-то. Давайте скажем правильно. Подумайте и скажите, кто что делает на самом деле?

(Дети выполняют упражнение  «Исправьте ошибки», предложения для которого даны на слайде №6. Один ребёнок читает «смешное» предложение, а другой преобразовывает его в «правильное».)

Л.: На арену выводят весёлую мартышку (слайд №7). Мартышке дарят гармошку (кладём картинку гармошки). А мы с вами поиграем в игру «Расскажите о мартышке». Я буду задавать вопросы о действиях мартышки с гармошкой, а вы постараетесь на них ответить:

1. Одним словом, используя картинку гармошки.

2. Полным предложением, используя картинку гармошки.

Предложения:

- Мартышке подарили (что?)… (гармошку)

- Мартышка смотрит (на что?) … (на гармошку)

- Мартышка любуется (чем?) …(гармошкой)

- У мартышки в лапках (что?) … (гармошка)

- Мартышка стала играть (на чём?) …(на гармошке)

- Мартышка радуется (чему?) … (гармошке)

- Мартышка побежала за кулисы (с чем?)…(с гармошкой)

Л.: А вы, ребята, желаете поиграть на гармошке?

(Дети соглашаются.)

Л.: Тогда, динамическая пауза! Я говорю и показываю, что надо делать, а вы повторяете за мной движения:

                   Мы играем на гармошке, громко хлопаем в ладошки.

                   Головой слегка киваем, руки вверх мы поднимаем.

Л.: Представление продолжается. Выступают дрессированные собачки (слайд № 8). Они ходят на задних лапках, забавляют зрителей. Дрессировщик выносит обруч и кладёт перед ними. Попробуем рассказать о действиях собачки по отношению к обручу. Внимательно слушайте вопрос. Отвечайте сначала: - одним словом, опорное слово «ходить»;

               - полным предложением.

Упражнение «Расскажите, что делают собачки»

- Собачки к обручу (что делают?) … (подходят)

- Собачки обруч (что делают?) … (переходят)

- Собачки в обруч (что делают?) … (входят)

- Собачки из обруча (что делают?) … (выходят)

- Собачки, когда идут по кругу обруча (что делают?) … (обходят)

- Собачки от обруча (что делают?) … (отходят).

Л.: На арену выводят дрессированного тигра (слайд №9). Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб (выставляем игрушку тигра и 3 тумбы). Командой для него служит картинка. Если в названии картинки звук [р] в начале слова, тигр «занимает» первую тумбу, если звук [р] в середине слова – вторую тумбу, если звук [р] в конце слова – третью тумбу. Поиграем с тигром, выполним упражнение «Помоги тигру»? Чтобы у нас всё получилось, составим алгоритм или порядок ваших действий в игре. Когда вам показывают картинку, вы :

      1. Что должны сделать?

Д.: Назвать её.

Л.: 2. Чтобы правильно выбрать тумбу, вы что должны определить?

Д.: Определить место звука [р] в слове.

Л.: 3. Теперь вам, опираясь на место звука [р] в слове, остаётся сделать, что?

Д.: Посадить тигра на нужную тумбу.

(Далее, предлагаем детям самим повторить выработанный алгоритм, после чего, выполнить, согласно алгоритму, игровое упражнение с тигром, всё,  озвучивая полным предложением. Картинки для игры: роза, ворона, забор, топор, ручка, корова.)

Л.: А теперь на арене выступает говорящий попугай Кеша (слайд №10). Он приготовил для вас чистоговорки  о цирке. Прочитаем чистоговорки. Как мы будем их читать?

Д.: Правильно проговаривая звук [р], чётко, точно…

( Раздаём детям карточки с чистоговорками, предлагаем их прочитать.)

                                            Чистоговорки

- Ирк-ирк-ирк – все дети любят цирк;

- Ра-ра-ра – приходи в цирк, детвора;

- Ру-ру-ру – в цирке жду я детвору.

                                      Творческое задание

Л.: А теперь вы сами попробуйте составить чистоговорки о цирке, используйте для этого любой слог.

(Дети пытаются составить чистоговорки, взрослый, если потребуется, направляет детей.)

V этап. Диагностическая деятельность.

Л.: Вы сегодня много работали над звуком [р]. Как вы считаете, улучшилось ваше произношение этого звука?

(Дети рассуждают, что да, улучшилось.)

Л.: Это мы скоро проверим. Представление подходит к концу, прощаясь, артисты цирка разрешили вам лично пообщаться с говорящим попугаем Кешей (выставляем игрушку попугая). Подарите Кеше «Комплименты» (игровое упражнение). Похвалите Кешу, скажите приятные слова о нём, но так, чтобы в ваших комплиментах звук [р] был правильным, чётким.

(Дети говорят комплименты Кеше, а попугай (игрушка) «повторяет» их за ними, от чего дети испытывают удивление, радость, восторг.)

Л.: Вот и закончилось шоу. Пора нам возвращаться домой. Автобус вас уже ждёт (слайд №11). Поехали!

VI этап. Рефлексивная деятельность.

Л.: Мы в школе. Вам понравилось представление? А понравилось ли вам, как вы работали, как выполняли задания, проговаривали звук [р]? Оцените сначала себя с помощью фишек. Красная фишка – работа без ошибок; зелёная фишка – были ошибки, но вы их самостоятельно исправляли; синяя фишка – ваши ошибки исправляли другие.

(Дети оценивают себя, после чего, друг друга. Далее, логопед в устной форме, обязательно в позитивной, даёт оценку работы детей, их произношению звука [р]. Заканчивает занятие.)

                                       Список литературы

  1. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. – ТОО «Библиополис». СПб., 1994.
  2. Васильева, С.А., Соколова, Н.В. Логопедические игры. – М.: Школьная Пресса, 2001.
  3. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя/ Сост. 3-28 В.Волина. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Логопедия: Учеб.для студ. дефектол. фак. пед., высш. учеб. заведений/ Под ред. А.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  5. Лопухина, И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб.: Дельта, 1998.
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения

Задачи: Коррекционные: автоматизация звука С в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; образование притяжательных прилагательных; подбор синонимов к имени существительному; активизация сл...

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения

Цель занятия: Автоматизация звука Рь в предложениях и тексте....

Конспект занятия по коррекции звукопроизношения с применением здоровьесберегающих технологий

Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Цель: Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:•       предупреждение речевых, грамматическ...

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта

Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта. Программа предназначена для учителей-логопедов, логопедов. Расчитана на 36 часов....

Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс

Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. « Автоматизация звука «Л».

Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих нарушения звукопроизношения....