РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих логопедических уроков «Учимся говорить правильно»
рабочая программа по логопедии (3 класс) на тему
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны: запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи.
Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_krz_uroki_logopediya_3klass.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2127»
Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672
Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru
ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001
Принято на заседании педагогического Утверждаю
совета ГБОУ Школа № 2127 Директор ГБОУ Школа № 2127
от «____»___________20___г. _______________И. Ю.Солодкий Протокол № 1 «____» ________________ 20___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающих логопедических уроков
«Учимся говорить правильно»
(наименование базовой программы)
целевая аудитория учащиеся 3 класса «Э»
2017-2018 учебный год
Педагог:
Рязанова Екатерина Николаевна
Учитель-логопед
Москва 2017 г.
Пояснительная записка
Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны: запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи.
Расстройства речи у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.
Целью данной программы является формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем), учатся различать оппозиционные согласные, упражняются в определении ударных гласных.
В разделе лексики и морфологии дается понятие о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях (без общепринятого называния частей речи). Учащиеся тренируются различать их, задавая вопросы, и согласовывать. Даются элементарные понятия о роде и числе. Работа ведется в контексте определенных тем (фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие животные, транспорт и т.д.).
- Повторение изученного во 2 классе.
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце и в середине слова. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда.
- Дифференциация твердых и мягких согласных.
Непарные твердые (ж, ш, ц, ) и мягкие (ч, щ, й) согласные.
- Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
Дифференциация звуков Л-ЛЬ, Н-НЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, Р-РЬ в конце и в середине слова.
Дифференциация звуков С-Ш, З-Ж, С-Ц, Ч-Ш, Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ в слогах, словах, предложениях, в тексте.
- Разделительный мягкий знак.
- Слова-предметы, слова-признаки, согласование существительных с прилагательными в роде и числе, слова-действия, согласование существительных с глаголами в роде и числе.
- Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение тестов.
Приемы работы:
- Повторение слоговых рядов, записывание слогов на двух строчках.
- Чтение слов, запись слов под диктовку, преобразовать слоги, заменить один звук другим.
- Определить место звука в словах.
- Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова.
- Сравнить звучание слов-паронимов, найти их отличия, подобрать соответствующую картинку.
- Игра в лото.
- Диктанты.
- Вставка пропущенных букв в тексте.
- Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком.
- Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки.
Программа рассчитана на групповые занятия.
Использование наглядных пособий:
- Дифференциация акустически сходных звуков – слоговые таблицы, лото на соответствующую пару звуков, предметные картинки к словам-паронимам, карточки с напечатанными словами, текстами, в которых пропущены изучаемые буквы.
- Предметные картинки по темам.
Разделительный мягкий знак - слоговые таблицы.
Организация и проведение логопедических уроков
Логопедические уроки (КРЗ) проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
На логопедические уроки отводятся 5-ые и 6-ые уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время во второй половине дня.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в 1 - 4-х классах.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по звуковому и слоговому составу, определять количество и местоположение звуков в слове;
- различать звонкие и глухие согласные звуки;
- различать свистящие и шипящие согласные звуки;
- различать буквы, имеющие кинетическое сходство;
- ставить ударение;
- различать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия (без общепринятого называния частей речи);
- согласовывать слова в словосочетании и предложении;
различать буквы, имеющие кинетическое сходство
Содержание программы
Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твердых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных.
№ | Наименование разделов/тем занятий | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
теории | практики | ||||
1 | Повторение | 1 | - | 1 | Текущий |
2 | Мягкие и твердые согласные | 23 | 3 | 20 | Текущий |
3 | Дифференциация оппозиционных звуков | 13 | 3 | 10 | Текущий |
4 | Разделительный мягкий знак | 1 | - | 1 | Текущий |
5 | Слова-предметы | 8 | 1 | 7 | Текущий |
6 | Слова-признаки | 5 | 1 | 4 | Текущий |
7 | Согласование существительных с прилагательными в роде и числе | 5 | 1 | 4 | Текущий |
8 | Слова-действия | 7 | 1 | 6 | Текущий |
Итого | 63 | 10 | 53 |
Календарно-тематическое планирование
логопедических уроков
для 3 «Э» класса
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
Мягкие и твердые согласные. | |||
Сентябрь Фронтальное обследование. Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. | |||
Повторение. Ударение. | 1 | ||
Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Смыслоразличительная роль мягкого знака. Мягкий знак в середине слова и на конце слов. | 1 | ||
Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда. | 1 | ||
Непарные твёрдые согласные: ж. | 1 | ||
Непарные твёрдые согласные: ш. | 1 | ||
Непарные твёрдые согласные: ц. | 1 | ||
Непарные мягкие согласные: щ. | 1 | ||
Непарные мягкие согласные: ч. | 1 | ||
Непарные мягкие согласные: й. | 1 | ||
Обозначение мягкости согласных буквой ь. | 1 | ||
Дифференциация тв/мягк. согласных звуков л-ль на конце слова. | 1 | ||
Дифференциация тв/мягк.согласных звуков н-нь на конце слова. | 1 | ||
Дифференциация тв/мягк.согласных звуков н-нь на конце слова. | 1 | ||
Дифференциация тв/мягк.согласных звуков с-сь на конце слова. | 1 | ||
Дифференциация тв/мягк.согласных звуков т-ть на конце слова. | 1 | ||
Дифференциация тв/мягк.согласных звуков т-ть на конце слова. | 1 | ||
Дифференциация тв/мягк.согласных звуков д-дь на конце слова. | 1 | ||
Дифференциация тв/мягк.согласных звуков р-рь на конце слова. | 1 | ||
Дифференциация тв/мягк.согласных. звуков р-рь на конце слова. | 1 | ||
Дифференциация тв/мягк.согласных звуков л-ль в середине слова. | 1 | ||
Дифференциация тв/мягк.согласных звуков л-ль в середине слова. | 1 | ||
Дифференциация тв/мягк.согласных звуков р-рь в середине слова. | 1 | ||
Дифференциация тв/мягк.согласных звуков н-нь в середине слова. | 1 | ||
Дифференциация тв/мягк.согласных звуков н-нь в середине слова. | 1 | ||
Дифференциация оппозиционных звуков. | |||
Повторение. Звонкие и глухие согласные. | 1 | ||
Дифференциация звуков с - ш в слогах, в словах. | 1 | ||
Дифференциация звуков с - ш в предложениях, в тексте. | 1 | ||
Дифференциация звуков з – ж в слогах, в словах. | 1 | ||
Дифференциация звуков з – ж в предложениях, в тексте. | 1 | ||
Дифференциация звуков с – ц в слогах, в словах. | 1 | ||
Дифференциация звуков с – ц в предложениях, в тексте. | 1 | ||
Дифференциация звуков ч - ш в слогах, в словах. | 1 | ||
Дифференциация звуков ч - ш в предложениях, в тексте. | 1 | ||
Дифференциация звуков ч – щ в слогах, в словах. | 1 | ||
Дифференциация звуков ч – щ в предложениях, в тексте. | 1 | ||
Дифференциация звуков ч – ц | 1 | ||
Дифференциация звуков ч – ть | 1 | ||
Разделительный мягкий знак. Слова-предметы. Слова-признаки. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. | |||
Разделительный мягкий знак | 1 | ||
Слова-предметы (фрукты, овощи). | 1 | ||
Слова-предметы (деревья, цветы). | 1 | ||
Слова-предметы (домашние и дикие животные). | 1 | ||
Слова-предметы (птицы домашние и дикие). | 1 | ||
Слова-предметы (игрушки, учебные вещи,). | 1 | ||
Слова-предметы (транспорт, инструменты, профессии). | 1 | ||
Слова-предметы (посуда, мебель, продукты). | 1 | ||
Проверочная работа по теме «Слова-предметы». | 1 | ||
Слова-признаки (цвет, форма, величина). | 1 | ||
Слова-признаки (вкус). | 1 | ||
Слова-признаки (материал). | 1 | ||
Слова-признаки (черты характера). | 1 | ||
Образование от слов-предметов слов-признаков. | 1 | ||
Согласование существительных с прилагательными в единственном числе. | 1 | ||
Согласование существительных с прилагательными во множественном числе. | 1 | ||
Согласование существительных с прилагательными в роде (м.р.) | 1 | ||
Согласование существительных с прилагательными в роде (ж.р.) | 1 | ||
Согласование существительных с прилагательными в роде (ср.р.) | 1 | ||
Слова-действия. | |||
Слова-действия, обозначающие рабочие действия, способ передвижения, подачи голоса. | 1 | ||
Слова-действия, обозначающие способ приёма пищи. | 1 | ||
Согласование существительных с глаголами в числе. | 1 | ||
Согласование существительных с глаголами в роде. | 1 | ||
Диктант. Работа над ошибками. | 1 | ||
Оптически сходные буквы (а-о, у-и, б-д п-т, , л-м, З-Е). | 1 | ||
Итоговое занятие. | 1 | ||
Итого | 63 |
Ожидаемые результаты
- анализировать слова по звуковому и слоговому составу, определять количество и местоположение звуков в слове;
- различать звонкие и глухие согласные звуки;
- различать свистящие и шипящие согласные звуки;
- различать буквы, имеющие кинетическое сходство;
- ставить ударение;
- различать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия (без общепринятого называния частей речи);
- согласовывать слова в словосочетании и предложении;
- различать буквы, имеющие кинетическое сходство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Учусь говорить правильно» для слабослышащих учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта
Для того, чтобы цели и задачи предмета «Развитие речи» были реализованы в полном объеме, считаем необходимым введение курса коррекционных занятий «Учусь говорить правильно».Курс нацелен на разно...
Логопедический проект "Учимся произносить звуки правильно"
Логопедический проект "Учимся произносить звуки правильно"Направленность: логопедический проект направлен на коррекцию звукопроизношения обучающихся и повышение родительской компетентности ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся говорить правильно"
Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности«Учимся говорить правильно»Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся говорить правильно» ( по развитию устной и пис...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Я учусь правильно говорить, читать и писать" для обучающихся 1 класса с ОВЗ (вариант 5.1) Коррекционно-развивающее направление
Рабочая программа внеурочной деятельности для первоклассников с тяжелыми нарушениями речи, прошедшими коррекционное обучение в детском саду. На изучение материала отводится 1 час в неделю....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Говорим правильно" 4 класс
Для 4 класса (2-й год обучения)....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Говорим правильно" 3 класс
3 класс (1-й год обучения)....
Учимся говорить красиво и правильно через игру "Танграм"
Выступление в рамках пед.мастерской на базе ГБОУ ДПО НИРО "Проектирование образовательного процесса по развитию речевой деятельности в условиях ФГОС ДО и ФГОС НОО"...