РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих логопедических уроков «Учимся говорить правильно»
рабочая программа по логопедии (3 класс) на тему

Рязанова Екатерина Николаевна

Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. 

Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны: запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи.

Расстройства речи  у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_krz_uroki_logopediya_3klass.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2127»

Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672

Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru

ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001

Принято на заседании педагогического                                       Утверждаю

 совета ГБОУ Школа №  2127                                                       Директор ГБОУ Школа № 2127

от «____»___________20___г.                                                    _______________И. Ю.Солодкий Протокол № 1                                                                                  «____»   ________________    20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

коррекционно-развивающих логопедических уроков

 «Учимся говорить правильно»

(наименование базовой программы)

целевая аудитория учащиеся 3 класса «Э»

2017-2018 учебный год

Педагог:

Рязанова Екатерина Николаевна

Учитель-логопед

Москва 2017 г.

Пояснительная записка

Логопедическая работа занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. 

Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны: запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи.

Расстройства речи  у умственно отсталых детей проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, аномального психического развития в целом.

Целью данной программы является формирование фонематического восприятия (дифференциация фонем), учатся различать оппозиционные согласные, упражняются в определении ударных гласных.

В разделе лексики и морфологии  дается понятие о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях (без общепринятого называния частей речи). Учащиеся тренируются различать их, задавая вопросы, и согласовывать. Даются элементарные понятия о роде и числе. Работа ведется в контексте определенных тем (фрукты, овощи, деревья, домашние и дикие животные, транспорт и т.д.).

  • Повторение изученного во 2 классе.

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в конце и в середине слова. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда.

  • Дифференциация твердых и мягких согласных.

Непарные твердые (ж, ш, ц, ) и мягкие (ч, щ, й) согласные.

  • Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

Дифференциация звуков Л-ЛЬ, Н-НЬ, Т-ТЬ, Д-ДЬ, Р-РЬ  в конце и в середине слова.

Дифференциация звуков С-Ш, З-Ж, С-Ц,  Ч-Ш, Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ  в слогах, словах, предложениях, в тексте.

  • Разделительный мягкий знак.
  • Слова-предметы, слова-признаки, согласование существительных с прилагательными в роде и числе, слова-действия, согласование существительных с глаголами в роде и числе.
  • Подведение итогов: написание детьми диктанта, выполнение тестов.

Приемы работы:

  1. Повторение слоговых рядов, записывание слогов на двух строчках.
  2. Чтение слов, запись слов под диктовку, преобразовать слоги, заменить один звук другим.
  3. Определить место звука в словах.
  4. Подобрать слова с заданным звуком в начале, конце, середине слова.
  5. Сравнить звучание слов-паронимов, найти их отличия, подобрать соответствующую картинку.
  6. Игра в лото.
  7. Диктанты.
  8. Вставка пропущенных букв в тексте.
  9. Дополнение предложений пропущенным словом с заданным звуком.
  10. Составление рассказа с использованием слов, включающих смешиваемые звуки.

Программа рассчитана на групповые занятия.

Использование наглядных пособий:

  1. Дифференциация акустически сходных звуков – слоговые таблицы, лото на соответствующую пару звуков, предметные картинки к словам-паронимам, карточки с напечатанными словами, текстами, в которых пропущены изучаемые буквы.
  2. Предметные картинки по темам.

Разделительный мягкий знак - слоговые таблицы. 

Организация и проведение логопедических уроков

Логопедические уроки (КРЗ) проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.

На логопедические уроки отводятся 5-ые и 6-ые уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время во второй половине дня.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в 1 - 4-х классах.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать слова по звуковому и слоговому составу, определять количество и местоположение звуков в слове;
  •  различать звонкие и глухие согласные звуки;
  • различать свистящие и шипящие согласные звуки;
  • различать буквы, имеющие кинетическое сходство;
  • ставить ударение;
  • различать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия (без общепринятого называния частей речи);
  • согласовывать слова в словосочетании и предложении;

различать буквы, имеющие кинетическое сходство

Содержание программы

Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твердых и мягких согласных, звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных.

Наименование разделов/тем занятий

Всего часов

В том числе

Форма контроля

теории

практики

1

Повторение

1

-

1

Текущий

2

Мягкие и твердые согласные

23

3

20

Текущий

3

Дифференциация оппозиционных звуков

13

3

10

Текущий

4

Разделительный мягкий знак

1

-

1

Текущий

5

Слова-предметы

8

1

7

Текущий

6

Слова-признаки

5

1

4

Текущий

7

Согласование существительных с прилагательными в роде и числе

5

1

4

Текущий

8

Слова-действия

7

1

6

Текущий

Итого

63

10

53

Календарно-тематическое планирование

 логопедических уроков

для 3 «Э»  класса

Тема

Кол-во

часов

Дата

Мягкие и твердые согласные.

Сентябрь

Фронтальное обследование.

Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма.

Повторение. Ударение.

1

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. Смыслоразличительная роль мягкого знака. Мягкий знак в середине слова и  на конце слов.

1

Обозначение мягкости согласных при помощи гласных II ряда.

1

Непарные твёрдые согласные: ж.

1

Непарные твёрдые согласные: ш.

1

Непарные твёрдые согласные: ц.

1

Непарные мягкие согласные: щ.

1

Непарные мягкие согласные: ч.

1

Непарные мягкие согласные: й.

1

Обозначение мягкости согласных буквой ь.

1

Дифференциация тв/мягк. согласных  звуков л-ль на  конце слова.

1

Дифференциация тв/мягк.согласных звуков н-нь на конце слова.

1

Дифференциация тв/мягк.согласных звуков н-нь на конце слова.

1

Дифференциация тв/мягк.согласных звуков с-сь на конце слова.

1

Дифференциация тв/мягк.согласных звуков т-ть на  конце слова.

1

Дифференциация тв/мягк.согласных звуков т-ть на  конце слова.

1

Дифференциация тв/мягк.согласных звуков д-дь на  конце слова.

1

Дифференциация тв/мягк.согласных звуков р-рь на  конце слова.

1

Дифференциация тв/мягк.согласных. звуков р-рь на  конце слова.

1

Дифференциация тв/мягк.согласных звуков л-ль в середине слова.

1

Дифференциация тв/мягк.согласных звуков л-ль в середине слова.

1

Дифференциация тв/мягк.согласных звуков р-рь в середине слова.

1

Дифференциация тв/мягк.согласных звуков н-нь в середине слова.

1

Дифференциация тв/мягк.согласных звуков н-нь в середине слова.

1

Дифференциация оппозиционных звуков.

Повторение. Звонкие и глухие согласные.

1

Дифференциация звуков  с - ш в слогах, в словах.

1

Дифференциация звуков  с - ш в предложениях, в тексте.

1

Дифференциация звуков з – ж в слогах, в словах.

1

Дифференциация звуков  з – ж в предложениях, в тексте.

1

Дифференциация звуков  с – ц в слогах, в словах.

1

Дифференциация звуков  с – ц  в предложениях, в тексте.

1

Дифференциация звуков  ч - ш в слогах, в словах.

1

Дифференциация звуков  ч - ш в предложениях, в тексте.

1

Дифференциация звуков  ч – щ в слогах, в словах.

1

Дифференциация звуков  ч – щ в предложениях, в тексте.

1

Дифференциация звуков  ч – ц

1

Дифференциация звуков  ч – ть

1

Разделительный мягкий знак. Слова-предметы. Слова-признаки. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Разделительный мягкий знак

1

Слова-предметы (фрукты, овощи).

1

Слова-предметы (деревья, цветы).

1

Слова-предметы (домашние и дикие животные).

1

Слова-предметы (птицы домашние и  дикие).

1

Слова-предметы (игрушки, учебные вещи,).

1

Слова-предметы (транспорт, инструменты, профессии).

1

Слова-предметы (посуда, мебель, продукты).

1

Проверочная работа по теме «Слова-предметы».

1

Слова-признаки (цвет, форма, величина).

1

Слова-признаки (вкус).

1

Слова-признаки (материал).

1

Слова-признаки (черты характера).

1

Образование от слов-предметов слов-признаков.

1

Согласование существительных с прилагательными в единственном числе.

1

Согласование существительных с прилагательными во множественном числе.

1

Согласование существительных с прилагательными в роде (м.р.)

1

Согласование существительных с прилагательными в роде (ж.р.)

1

Согласование существительных с прилагательными в роде (ср.р.)

1

Слова-действия.

Слова-действия, обозначающие рабочие действия, способ передвижения, подачи голоса.

1

Слова-действия, обозначающие способ приёма пищи.

1

Согласование существительных с глаголами в числе.

1

Согласование существительных с глаголами в роде.

1

Диктант. Работа над ошибками.

1

Оптически сходные буквы (а-о, у-и, б-д  п-т, , л-м, З-Е). 

1

Итоговое занятие.

1

Итого

63

Ожидаемые результаты

  • анализировать слова по звуковому и слоговому составу, определять количество и местоположение звуков в слове;
  •  различать звонкие и глухие согласные звуки;
  • различать свистящие и шипящие согласные звуки;
  • различать буквы, имеющие кинетическое сходство;
  • ставить ударение;
  • различать слова-предметы, слова-признаки, слова-действия (без общепринятого называния частей речи);
  • согласовывать слова в словосочетании и предложении;
  • различать буквы, имеющие кинетическое сходство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Учусь говорить правильно» для слабослышащих учащихся 1 «а» класса 2 отделения 2 варианта

Для того, чтобы цели и задачи предмета «Развитие речи» были реализованы в полном объеме, считаем необходимым введение курса коррекционных занятий «Учусь говорить правильно».Курс нацелен на разно...

Логопедический проект "Учимся произносить звуки правильно"

Логопедический проект "Учимся произносить звуки правильно"Направленность: логопедический проект направлен на коррекцию звукопроизношения обучающихся  и повышение родительской компетентности ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Учимся говорить правильно"

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности«Учимся говорить правильно»Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся говорить правильно» ( по развитию устной и пис...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я учусь правильно говорить, читать и писать" для обучающихся 1 класса с ОВЗ (вариант 5.1) Коррекционно-развивающее направление

Рабочая программа внеурочной деятельности для первоклассников с тяжелыми нарушениями речи, прошедшими коррекционное обучение в детском саду. На изучение материала отводится 1 час в неделю....

Учимся говорить красиво и правильно через игру "Танграм"

Выступление в рамках пед.мастерской на базе ГБОУ ДПО НИРО "Проектирование образовательного процесса по развитию речевой деятельности в условиях ФГОС ДО и ФГОС НОО"...