Тема занятия: Автоматизация звука [Ч] в словах.
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

Абрамчук Ольга Ивановна

Задания используемые на занятии способствуют формированию правильного артикуляционного уклада, закреплению произношения звука, развитию речевого дыхания, фонематического восприятия, развивает логическое мышление,  слуховую память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_ch_v_slovah.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Автоматизация звука [Ч] в словах.

Задачи:
- формировать правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [ч
];

 - закреплять правильное и отчётливое произношение звука [ч] в различных позициях в словах;

 - развивать речевое дыхание, фонематический анализ и синтез;
- развивать логическое мышление, слуховую память;
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям, усидчивость.

Формируемые УУД:

Личностные:                                                                                                                                                                                                                     сохранять мотивацию к учебе,  развивать способность к самооценке.

Регулятивные:                                                                                                                                                                                                           принимать  учебную задачу, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя-логопеда.

Познавательные:                                                                                                                                                                                                                осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной  форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение,  устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.

Коммуникативные:                                                                                                                                                                                                           допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера.
Оборудование: зеркало, мяч, компьютер

Ход занятия:

№ п/п

Этап занятия

Примечание

1

Введение в занятие

- Вспомним наше правило: (проговаривается вместе с учеником)

Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре
Звонко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.

2

Развитие логического мышления

- Послушай ряд слов и скажи, какое слово лишнее: газета, письмо, телеграмма, почта.  (Почта)

 - Объясни, почему?

- Кто из мультипликационных героев работал на почте? (Печкин)

3

Развитие  выдоха и автоматизация изолированного звука

Игра «Печкин едет на поезде…»
- Как стучат колеса?

Презентация

4

Автоматизация звука в слогах

Ач-ач-ач

Оч-оч-оч

Уч-уч-оч

Ча-чо-чу

Чта-что-чту

Чна-чно-чну

Презентация

5

Развитие звукового анализа.

Сообщение темы занятия.

- Сколько звуков в слове почта? (5 звуков)

- Какой звук ты слышишь в начале слова? (Звук [П])

- Назови третий по счету звук. (Звук [Ч])

- Какой звук ты слышишь после звука [Т]? (Звук [А])

- Сможешь сказать, чем мы сегодня будем заниматься?

- Правильно, сегодня мы с тобой  будем учиться произносить звук [ч] в словах.

6

Артикуляционная гимнастика

- А для того, чтобы мы правильно произносили звуки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Чики – чики – чики – чок,
Не стесняйся язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй – не ошибись.

  1. Улыбка - заборчик

(под счет педагога до 10)

Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «ииии» скажи
Свой заборчик покажи! 

  1. Чашечка

(под счет педагога до 10)

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

2. Трубочка

Я слегка прикрою рот,

Губы «трубочкой» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке у-у-у.

5. Качели

(под счет 5-8 раз)

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Выше крыши поднимаюсь,

А потом опять спускаюсь.

  1. Лопаточка

(под счет педагога до 15)

Язык лопаткой положу

И спокойно подержу.

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

6. Лошадка

(под счет 8-10 раз)
Цок – цок – цок – цок,

Я лошадка серый бок.

Я копытцем постучу
Если хочешь – прокачу.

зеркало

7

Артикуляционная характеристика звука [Ч]

- Что делают наши губы (зубы, язык) когда произносим звук [ч]? (Губы круглые, вытянуты вперед. Зубы не смыкаются, между ними небольшая «дорожка». Язык широкий, кончик язычка поднят кверху.)        
- Как воздух выходит изо рта? (Толчками)
- Есть ли в горлышке голосок? (Горлышко не гудит.)
- Какой это звук? Дай ему характеристику.
(Звук [Ч] - согласный, мягкий, глухой, непарный)

 - Почему звук [Ч] согласный? (Потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду, воздуху пройти мешает пройти язычок).

 - Почему звук [Ч] глухой? (Звук [ч] глухой потому, что в горлышке нет голоска. Этот звук всегда мягкий.)

 - Произнеси четко звук [Ч].

Зеркало

8

Развитие фонематического восприятия

- Я сейчас мы с тобой поиграем в игру «Собери посылку для дяди Федора». Необходимо выбрать  картинки в названиях  которых есть звук [ч].

Мяч, ключ, печенье.

Презентация

9

Автоматизация звука [Ч] в словах

 - Печкин служит на почте и очень любит читать. Следующая наша игра называется «О чем любит читать Печкин». Посмотри на картинки назови их. Не забывай правильно произносить звук [Ч].

Чайка, черепаха, очки.

Презентация

10

Автоматизация звука [Ч] в словах

- Печкин  любит мечтать. Давай узнаем, о чем  мечтает Печкин.

Чемодан, чай, чайник.

Презентация

11

Развитие фонематического синтеза

 - Давай немного отдохнем и поиграем в мяч. Игра называется «Замени звук».

- Нужно заменить в словах первый (последний) звук на звук [Ч]

Гайка - чайка
Дуб - …

Тайник - ….

Бас - …

Кашка - …

Мел – меч
Клюв - …

План -..
Кулик - ..
Лук - …

Чуб – это прядь волос.

мяч

12

Развитие  внимания

 Игра «Какой предмет лишний?»

 - Я сейчас посмотрю, насколько ты внимательна. Назови картинки. Какой предмет лишний почему?

Булочка, печенье, сахар.

Презентация

13

Формирование фонематического восприятия

«Определи место звука в слове»

 - Печкин мечтал о путешествии. У меня есть три чемодана, каждый чемодан необычный. Посмотри, чем они отличаются друг от друга?

- А вверху вещи. Давай разместим их по чемоданам. Догадалась как? (Правильно нужно определить место звука в слове.)

Презентация

14

Итог занятия

 - Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

 - Какие слова со звуком [Ч] ты запомнила?

 - Молодец, у тебя хорошо получалось!

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [р] в словах, словосочетаниях".

Данный конспект индивидуального логопедического занятия могут использовать в своей работе учителя-логопеды начальной школы....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [ж] в словах с прямым слогом"

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [ж] в словах с прямым слогом"...

Логопедическое занятие. Автоматизация звука [Л] в словах, в предложениях.

Конспект логопедического занятия по закреплению правильного произношения  звука [Л] в словах, в предложениях....

Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях на лексическом материале "Морские обитатели"

Цель занятия: Автоматизация звука «Р» в словах и в предложениях.Коррекционно-образовательные задачи: 1.Уточнять  артикуляционные и акустические признаки звука (р).2. Закреплять навык ...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука К в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия содержит материалы для автоматизации звука К в словах...

Конспект занятия "Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях"

Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях.Материал подходит для обучающихся начальной школы....