Акустическая дисграфия
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Акустическая дисграфия
Причина акустической дисграфии – это несформированность слуховой дифференциации звуков речи.
Для устранения акустической дисграфии используются различные виды упражнений и заданий, а также игровые приёмы, которые способствуют:
- развитию фонематического восприятия;
- обучению простых и сложных форм звукобуквенного анализа и синтеза слов;
- уточнению и сопоставлению звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
- выделению определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
- определению положения звука по отношению к другим;
- сопоставлению звуков в произносительном и слуховом плане.
Вся проводимая логопедическая работа по слуховой дифференциаций звуков сопровождается письменными упражнениями разного характера. Это способствует закреплению навыка безошибочного различения звуков и правильного выбора букв, что и будет свидетельствовать о преодолении данного вида дисграфии.
Логопедическая работа по устранению акустической дисграфии провожу в три этапа.
Этапы | Виды работ |
Подготовительный этап |
В случае необходимости провожу коррекцию звукопроизношения (индивидуально). Игры на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, на развитие памяти и логического мышления. Артикуляционная гимнастика
Восприятие и различение неречевых звуков (слуховое внимание)
Знакомство с речевыми звуками
Дифференциация речевых и неречевых игр. Дифференциация гласных и согласных звуков.
«Хлоп – топ»
|
Основной этап |
На этом этапе использую большое количество разнообразных дидактических игр на развитие фонематического слуха и звукового восприятия. Например:
Игра «Покажи букву» (дифференциация а-я) -Поднимите букву А или Я на прослушанные слоги и слова: Ряд слогов: РА, РЯ, ТА, ТЯ; Ряд слов: БАК, ПАР, ВЯЗ, МАЛ, ДЯДЯ. Игра «Скажи наоборот» - Я назову слоги с гласным А, а вы с буквой Я. Ма – мя, на - …; Ар - … Игра «Построй домик» Построить домики для каких-нибудь героев (в именах, которых есть звуки), например, [л’] , [р’] – построить домик для куклы Лизы и Риты, выкладываем из кирпичиков домики, кирпичики – слова, в названии картинок которых слышится звук [л] для Лизы, а для Риты со звуком [р’].
Игра «Зашифрованное слово» Задание заключалось в том, что каждый из ребят получает карточку с зашифрованным словом, которое должен разгадать и написать его в своей тетради (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными полосками, каждая из которых соответствует какоё-то букве и стоит в необходимом порядке). Слова: «БУЗ» (зуб), «ЗОКА» (коза), «ТОНЗ» (зонт), «АЗАВ» (ваза), «ЗАРО» (роза), «БРУЗ» (зубр).
Игра «Парашютисты» С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах нарисованы разные картинки. Посмотрите на картинки и помогите парашютистам приземлиться на нужную полянку: если в названии картинки есть буква Я – на полянку с буквой Я, если есть буква А – на полянку с буквой А, а, если есть буквы А-Я – на полянку с буквами А-Я. Картинки: арбуз, маяк, автомат, мост, земляника, моряк, аист, яблоко, обезьяна. - Какое слово лишнее? Почему? (Мост – в этом слове нет ни Я, ни А) Игра «Солнышко», «Цветочек» Предлагаю ребёнку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, прошу определить позицию звука в названиях выбранных картинок. Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи, лепестки) и буква на круге (солнце, сердцевина цветка). Чаще всего в письменных работах встречаются ошибки, это смешение согласных звуков [С] и [Ш], для преодоления и устранения смешения мной проводится коррекционная работа по схеме. 1.Уточнение и сравнение артикуляции. 2.Определение звуков в беззвучной артикуляции. 3.Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах с одинаковой гласной (СА-ША; СА-ША-СА). 4. Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах с разными гласными (СО-ША; СО-ША-СУ). 5. Дифференциация звуков [С] – [Ш] в слогах, где есть оба звука (САШ – СОШ; ШОС – СУС) 6.Слуховой диктант со звуками [С] – [Ш] в слогах разной сложности. 7. Придумывание и составление слов со звуками [С] – [Ш] из букв разрезной азбуки. 8.Запись слов под диктовку, где буквам С и Ш придумывается образ: по артикуляционному признаку С –– , Ш •; по звукоподражанию С – капля, Ш – змея (рисуется схематично). В этой работе ребята не пишут всё слово, а только выписывают буквы или символы. 9. «Древнерусское письмо». Часто использую такое упражнение, оно позволяет выписывать смешиваемые буквы С и Ш и не пропустить ни одну букву в слове. Начинаю отрабатывать «древнерусское письмо» на коротких словах, постепенно усложняю материал и соответственно задание. Например: выписываем только С и Ш все остальные буквы заменяем чёрточками; выписываем С и Ш и гласные (первого затем второго ряда) все остальные буквы чёрточками; выписываем С и Ш и окончания все остальные буквы чёрточками; подобную работу выполняем со словосочетаниями, предложениями. 10.Разложить картинки на две группы (записать в два столбика): первая – слова со звуком [С], вторая - слова со звуком [Ш]. 11.По сюжетной картинке придумать и записать предложение, в котором есть слова со звуками [С] – [Ш]. 12.Вставить в слова (словосочетания, предложения, текст) пропущенные буквы С и Ш. 13.Составить рассказ по сюжетной картинке. 14. Слуховой диктант. 15.Зрительный диктант. 16.Выборочный диктант. Подобную коррекционную работу провожу с другими смешиваемыми звуками. |
Заключительный этап |
На заключительном этапе проводится работа над умением самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, где окончательно закрепляется навык безошибочного различения звуков и правильного выбора букв, что и будет свидетельствовать о преодолении данного вида дисграфии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.
При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необх...
Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс
Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....
Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во 2 классе.
Данное логопедическое занятие помогает правильно организовать работу по устранению акустической дисграфии во втором классе по теме: "Дифференциация Л-Й"....
Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах.
Конспект открытого группового логопедического занятия во 2 классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи....
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.
План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....
Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Разнообразные виды работ, раздаточный и наглядный м...
Доклад на тему: «Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем)»
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным.Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильно...