Акустическая дисграфия
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3 класс) на тему

Кондякова Татьяна Анатольевна

Начальные классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akusticheskaya_disgrafiya.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Акустическая дисграфия

Причина акустической дисграфии – это несформированность слуховой дифференциации звуков речи.

Для устранения акустической дисграфии используются различные виды упражнений и заданий, а  также  игровые приёмы, которые способствуют:

  • развитию фонематического восприятия;
  • обучению простых и сложных форм звукобуквенного анализа и синтеза слов;
  • уточнению и сопоставлению звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения;
  • выделению определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста;
  • определению положения звука по отношению к другим;
  • сопоставлению звуков в произносительном и слуховом плане.

Вся проводимая логопедическая работа по слуховой дифференциаций звуков сопровождается письменными упражнениями разного характера. Это способствует закреплению навыка безошибочного различения звуков и правильного выбора букв, что и будет свидетельствовать о преодолении данного вида дисграфии. 

Логопедическая работа по устранению акустической дисграфии провожу в три этапа.

Этапы

Виды работ

Подготовительный этап

  • Развитие слухового и зрительного внимания;
  • Развитие слуховых дифференцировок;
  • Развитие фонематического восприятия;
  • Уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане.

В случае необходимости провожу  коррекцию звукопроизношения (индивидуально).

Игры на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, на развитие памяти и логического мышления.

Артикуляционная гимнастика  

  • Подбор артикуляционных упражнений для смешиваемых групп звуков.
  • Уточнение артикуляции смешиваемых звуков.

Восприятие и различение неречевых звуков

(слуховое внимание)

  •  ЦОР «Учимся правильно говорить»
  •  «О чем говорит дом?», «Послушай, о чем говорит улица», «Звуки природы», «Узнай шум», где детям предлагаю послушать различные звуки. Например, звонок телефона, звук льющейся (капающей) воды, шуршание бумаги, голоса людей животных и птиц (в записи), звучание шума дождя, града, капели, морского прибоя, реки и т.д.
  • «Угадай» Соотнеси звук с картинкой или с предметом.
  • «Волшебные коробочки». Непрозрачные баночки заполнены различными сыпучими предметами, как железные стружки, горох, песок, камешки, стекляшки и т.д. Дети на слух определяют, содержимое баночек. Такая работа способствует развитию слухового внимания и стимулирует  творчество.

Знакомство с речевыми  звуками

  • «Кто как голос подаёт» прикрепляю гласный звук к образу. Например, малыш плачет – А; волк воет – У; девочка плачет, зуб болит – О; ослик кричит – И; собака рычит – Ы; мальчик спать хочет, зевает – Э.
  • «Кто как говорит (звукоподражание)?» прикрепляю согласный звука к символу. Например, звук З- комарик, Ж- жук, Ш- змея, С- насос.
  • «Отгадай задуманный звук» по артикуляции или  с опорой на пальчиковую азбуку.

Дифференциация речевых и неречевых игр.

Дифференциация гласных и согласных звуков.

  • Игры «Ловишки», «Повторялки», «Обгонялки»

«Хлоп – топ»

  • Прослушивание и воспроизведение коротких песенок.

Основной этап

  • Развитие слухового и зрительного внимания;
  • Развитие фонематического анализа и синтеза;
  • Развитие слуховых дифференцировок (проводится дифференциации оппозиционных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста).

На этом этапе использую большое количество разнообразных дидактических игр на развитие фонематического слуха и звукового восприятия. Например:

  • Развитие сенсорных функций и психомоторики: зрительного и слухового восприятия; зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).

Игра «Покажи букву» (дифференциация а-я)

-Поднимите букву А или Я на прослушанные слоги и слова:

Ряд слогов: РА, РЯ, ТА, ТЯ; Ряд слов: БАК, ПАР, ВЯЗ, МАЛ, ДЯДЯ.

Игра «Скажи наоборот»

- Я назову слоги с гласным А, а вы с буквой Я.

Ма – мя, на - …; Ар - …

Игра «Построй домик»

Построить домики для каких-нибудь героев (в именах, которых есть звуки), например, [л’] , [р’] – построить домик для куклы Лизы и Риты, выкладываем из кирпичиков домики, кирпичики – слова, в названии картинок которых слышится звук [л] для Лизы, а для Риты со звуком [р’].

  • Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).

Игра «Зашифрованное слово»

Задание заключалось в том, что каждый из ребят получает карточку с зашифрованным словом, которое должен разгадать и написать его в своей тетради (на карточках слова, где каждая буква разного цвета, слово зашифровано цветными полосками, каждая из которых соответствует какоё-то букве и стоит в необходимом порядке). Слова: «БУЗ» (зуб), «ЗОКА» (коза), «ТОНЗ» (зонт), «АЗАВ» (ваза), «ЗАРО» (роза), «БРУЗ» (зубр).

  • Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц.

Игра «Парашютисты»

С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах нарисованы разные картинки. Посмотрите на картинки и помогите парашютистам приземлиться на нужную полянку: если в названии картинки есть буква Я – на полянку с буквой Я, если есть буква А – на полянку с буквой А, а, если есть буквы А-Я – на полянку с буквами А-Я. Картинки: арбуз, маяк, автомат, мост, земляника, моряк, аист, яблоко, обезьяна.

- Какое слово лишнее? Почему? (Мост – в этом слове нет ни Я, ни А)

Игра «Солнышко», «Цветочек»

Предлагаю ребёнку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, прошу определить позицию звука в названиях выбранных картинок.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи, лепестки) и буква на круге (солнце, сердцевина цветка).

Чаще всего в письменных работах встречаются ошибки, это  смешение согласных звуков  [С] и [Ш], для преодоления и устранения смешения мной проводится коррекционная работа по схеме.

1.Уточнение и сравнение артикуляции.

2.Определение звуков в беззвучной артикуляции.

3.Дифференциация звуков [С] – [Ш]  в слогах с одинаковой гласной (СА-ША; СА-ША-СА).

4. Дифференциация звуков [С] – [Ш]  в слогах с разными гласными (СО-ША; СО-ША-СУ).

5. Дифференциация звуков [С] – [Ш]  в слогах, где есть оба звука (САШ – СОШ; ШОС – СУС)

6.Слуховой диктант со звуками [С] – [Ш]  в слогах разной сложности.

7. Придумывание и составление слов со звуками [С] – [Ш]  из букв разрезной азбуки.

8.Запись слов под диктовку, где буквам С и Ш придумывается образ: по артикуляционному признаку  С  –– , Ш •; по звукоподражанию  С – капля, Ш – змея (рисуется схематично). В этой работе ребята не пишут всё слово, а только выписывают буквы или символы.

9. «Древнерусское письмо». Часто использую такое упражнение, оно позволяет выписывать смешиваемые буквы С и Ш и не пропустить ни одну букву в слове. Начинаю отрабатывать «древнерусское письмо» на коротких словах, постепенно усложняю материал и соответственно задание. Например: выписываем только  С и Ш все остальные буквы заменяем чёрточками; выписываем С и Ш и гласные (первого затем второго ряда) все остальные буквы чёрточками; выписываем С и Ш и окончания все остальные буквы чёрточками; подобную работу выполняем со словосочетаниями, предложениями.

10.Разложить картинки на две группы (записать в два столбика):  первая – слова со звуком [С], вторая -  слова со звуком [Ш].

11.По сюжетной картинке придумать и записать предложение, в котором есть слова со звуками [С] – [Ш].

12.Вставить в слова (словосочетания, предложения, текст) пропущенные буквы С и Ш.

13.Составить рассказ по сюжетной картинке.

14. Слуховой диктант.

15.Зрительный диктант.

16.Выборочный диктант.  

        Подобную коррекционную работу провожу с другими смешиваемыми звуками.

Заключительный этап

  • Закрепление полученных знаний;
  • Перенос полученных умений и знаний на другие виды деятельности.

На заключительном этапе проводится работа над умением самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения, сочинения, где окончательно закрепляется навык безошибочного различения звуков и правильного выбора букв, что и будет свидетельствовать о преодолении данного вида дисграфии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИЯ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.

При акустической дисграфии происходит нарушение слуховых дифференцировок. Произношение звуков у детей, как правило, нормальное. Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необх...

Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс

Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....

Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во 2 классе.

Данное логопедическое занятие помогает правильно организовать работу по устранению акустической дисграфии во втором классе по теме: "Дифференциация Л-Й"....

Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах.

Конспект открытого группового логопедического занятия во 2 классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи....

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР.

План работы по дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза с элементами акустической дисграфии для группы учащихся 2 класса с л/з нарушение чтения и письма, обусловленное НВ ОНР....

Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Разнообразные виды работ, раздаточный и наглядный м...

Доклад на тему: «Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем)»

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным.Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильно...