Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах.
план-конспект урока (логопедия, 2 класс) по теме
Конспект открытого группового логопедического занятия во 2 классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differenciaciya_fonem_b-p_v_slovah.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СКОШ V вида № 573
ЮОУО ДО г. Москвы
Конспект открытого группового логопедического занятия во 2 классе
по теме
«Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах»
Учитель-логопед
Босовская Зоя Владимировна
Состав группы:
2 ученика
Общность дефекта:
ОНР III ур.
Цель: научить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные устно и на письме.
Задачи:
Образовательные:
- Тренировать детей в различении звонких и глухих согласных;
- Учить дифференцировать звуки Б и П;
- Учить дифференцировать на письме буквы Б и П.
Коррекционные:
- корригировать переключение внимания путем выполнения различных заданий;
- корригировать и развивать связную устную речь путем развернутых ответов на вопросы;
- корригировать и развивать фонематический слух;
- корригировать и развивать мыслительную деятельность (операций анализа и синтеза);
- корригировать и развивать мелкую и общую моторику.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать умение работать в парах.
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
- следить за правильной посадкой детей.
Оборудование:
Карточки с буквами Б и П.
Картинки: платье, грибы, плита, баранка, сапоги, забор.
Схемы слов.
Карточка со словами: бок, пол, суп, зубы, блины, белка, тапочки, большой, будка, капли, хлопок, платок, пальто, бантик, топор, обои, яблоко.
Этапы занятия | Виды работы на этапе | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Какие задачи решались в ходе выполнения этапов урока | Речевой материал |
I. Оргмомент | Установка на занятие. | Здравствуйте, ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь. А теперь садитесь ровно, спинки выпрямили. Ручки положили перед собой. Отвечаем громко, четко и выразительно. | 1. Организовать детей. 2. Настроить детей на занятие. | ||
II. Основной II.1 Актуализация знаний | Отгадывание загадок. Беседа. | Задание 1 Ребята, отгадайте загадки: Смастерили из досок И надели поясок. И хранит посуда эта С грядки собранное лето На ветках - Назовите первый звук в словах отгадках. Правильно. Дайте, пожалуйста, характеристику этим звукам. А как эти звуки отличаются друг от друга по звучанию. Какой буквой мы обозначаем звук [Б]? Соберите ее из элементов. Какой буквой мы обозначаем звук [П]? Соберите ее из элементов. Правильно. Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? | Учащиеся отвечают: Бочка Почка [Б], [П]. [Б] – согласный, твердый, звонкий. [П] – согласный, твердый, глухой. Когда произносим звук [Б], то горлышко дрожит и есть голос. Когда произносим звук [П], то горлышко не дрожит и нет голоса. Буквой Б. Ребенок собирает на доске букву Б. Буквой П. Ребенок собирает на доске букву Б. Если дети затрудняются ответить, то учитель формулирует тему сам. | Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию. Уточнить знания детей о звонких и глухих согласных. | Отгадывание загадок. Произнесение согласных. |
II.2 Изучение нового материала | Объяснение материала. Упражнение. | Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [Б-П] и буквы, которые их обозначают, в словах. Задание 2 У вас на столах лежат карточки с буквами Б и П. Если в слове есть звук [Б] или [П] - поднимите соответствующую букву. Учитель произносит слова. | Дети поднимают карточки с буквами Б и П. | Развивать фонематический слух. | Помощь, сапоги, баловник, плакат, пуговица, бумага, платок, будильник, особый, забота, посуда, бегать. |
II.3 Закрепление изученного материала | Упражнение. Беседа. Упражнение. | Задание 3 У вас на столах в конверте № 1 лежат картинки. Назовите их. Вам нужно разложить их на две группы. В одну вы кладете картинки, в названии которых есть звук [Б], в другую – звук [П]. Имя ребенка, назови картинки, в названии которых есть звук [Б]. А ты, имя ребенка, проверяй, такие же картинки лежат у тебя в этой группе? Теперь имя ребенка назовет нам слова со звуком [П]. Задание 4 Возьмите конверт № 2 и достаньте из него схемы. К каким словам подходят схемы № 1, 2 и 3. | Дети называют картинки, затем делят их на две группы. Один ребенок называет слова со звуком [Б], другой проверяет. Второй ребенок называет слова со звуком [Б], другой проверяет. Дети подбирают схемы к словам. | Упражнять в умении диф-вать звуки [Б] и [П]. Закреплять навык звукового анализа и синтеза. | Платье, грибы, плита, баранка, сапоги, забор. Грибы, баранка, забор. Платье, плита, сапоги. Грибы, плита, забор. |
Физкультминутка (Пальчиковая гимнастика) | Правая рука пила, левая - молоток. Одновременно постучали – попилили. Меняем руки. Опять постучали – попилили. | Дети ставят ладонь правой руки ребром на стол и начинают ею «пилить», двигая: ею вперед-назад. Левую руку сжимают в кулак и стучат им по столу. Выполняют упр-ние двумя руками одновременно. Затем меняют руки: правая – молоток, левая – пила. | Развивать мелкую моторику. | ||
II.3 Закрепление изученного материала | Работа в тетради и у доски. Взаимопроверка. | Задание 5 Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число. Имя ребенка идет к доске и записывает слова, в которых есть буква Б. Имя ребенка работаешь в тетради. Проверь, правильно ли имя ребенка записал на доске. У тебя в тетради записано также? То же с буквой П. | Один ребенок работает у доски, другой записывает в тетради. Затем дети меняются местами. | Учить диф-вать на письме буквы Б и П. | грибы платье баранка плита забор сапоги |
Физкультминутка | Правая и левая водят поезда, О.Дриз | Дети выполняют соответствующие движения руками. | Способствовать снятию общего утомления. | ||
II.4 Контроль знаний и умений. | Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Упражнение. | Задание 6 Логопед раздает карточки со словами. В этих словах пропущены буква Б или П. А теперь, ребята, вам нужно вставить букву, чтобы получилось слово. Ребята, слушайте внимательно друг друга и проверяйте. Имя ребенка читает слова первого столбика. Имя ребенка читает слова второго столбика. Задание 7 Хорошо. Возьмите зеленую ручку и подчеркните букву Б одной чертой, а букву П – двумя. | Дети работают с карточками. Дети читают слова, которые у них получились, и проверяют друг друга. Дети подчеркивают буквы. | Контро- лировать уровень усвоения изученного материала. | Бок, пол, суп, зубы, блины, тапочки, большой, будка, капли, хлопок, платок, пальто, бантик, топор, обои, яблоко. |
III. Итог занятия | Опрос. Оценивание. | Ребята, чем мы сегодня занимались на уроке? Какое задание на уроке вам понравилось больше всего? Какое задание было для вас самым трудным? Как вы оцениваете свою работу? Молодцы, вы хорошо поработали! | Мы сегодня учились различать звуки [Б-П] и буквы, которые их обозначают. Дети дают свои ответы. Дети оценивают свою работу. | Подвести итог работы на занятии. Оценить деятельность детей. |
Список литературы:
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда. - М.: Владос, 2006. - 335 с.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные Б-П. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет. - М.: Гном, 2012.
Используемый материал:
Схемы слов: грибы, плита, забор.
Вставь букву:
. ОК | . УДКА |
. ОЛ | КА . ЛИ |
СУ . | ХЛО . ОК |
ЗУ . Ы | . ЛАТОК |
О . ОИ | . АЛЬТО |
. ЛИНЫ | . АНТИК |
ТА . ОЧКИ | ТО . ОР |
. ОЛЬШОЙ | Я . ЛОКО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс
Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....
Коррекция аккустической дисграфии. Дифференциация фонем | т-д | в словах.
В цели занятия включены современные образовательные технологии и применяются в занятии. Использованы материалы ЭОР , которые очень интересны детям и легко использовать на занятии с п...
Конспект открытого группового логопедического занятия «Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах»
Yаучить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные устно и на письме....
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»Цели:1. Коррекционно-образовательные:• различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, сло...
Практические упражнения для коррекции акустической дисграфии. Дифференциация Б-П
Практические упражнения для коррекции акустической дисграфии.Дифференциация б-п...
Коррекция акустической дисграфии. Практический материал. Дифференциация д-т.
Последовательная работа для коррекции акустической дисграфии. Дифференциация д-т на уровне слога, слова, предложения....
Задания по коррекции акустической дисграфии по теме «Дифференциация звуков Ф – В»
Задания по коррекции акустической дисграфии в виде презентации по теме «Дифференциация звуков Ф – В»Закрепление слухо-произносительной дифференциации [В] - [Ф], [Вь] - [Фь] (дифферен...