Доклад на тему: «Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем)»
статья
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным.
Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более токая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счёт автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. В других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.
Наиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа.
При несформированности фонематических процессов возникают стойкие специфические ошибки:
замены, смешения букв;
-по акустико-артикуляционному сходству;
-парных по звонкости – глухости;
-лабиализованных гласных;
-свистящих и шипящих согласных;
-сонорных согласных;
-фрикативных согласных;
-мягких и твердых согласных;
Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется в ошибках:
-пропуски букв, слогов;
-недописывание букв, слогов;
-наращивание слов лишними буквами;
-перестановка букв, слогов.
Коррекционная работа при акустической дисграфии включает в себя следующие этапы:
-Узнавание неречевых звуков;
-Различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте и силе голоса;
-Различение слов, близких по звуковому сходству;
-Дифференциация слогов;
-Дифференциация фонем;
-Развитие навыков элементарного звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Навыки звукового анализа даются в детском саду, но есть дети, которые не получили таких знаний. С ними работа начинается со знакомства со звуком и буквой, с остальными школьниками продолжается углубленный анализ более сложных слов. С первых занятий внимание детей привлекается к работе артикуляционного аппарата, отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, даются упражнения по узнаванию гласных в ряду других гласных, в ряду слогов и слов. Далее дети упражняются в определении гласного в середине слова: выделить звук [ы] в словах дым, нёс, был, сыр, соль, мел, мыть, бык, пыль. Важным моментом является вычленение гласного звука на слух в любой позиции.
Дальнейшая работа над звуковым анализом слов проводится с согласными звуками:
-узнавание согласного звука в начале слова;
- в конце слова;
-в середине слова (эти задания вызывают наибольшие затруднения у учащихся)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_volkova_yu.i.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чамзинского района «Лицей №1»
Доклад
на тему:
«Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем)»
Учитель-логопед
Волкова Ю.И.
П. Чамзинка 2020г.
Учитель-логопед
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Лицей № 1»
Чамзинского района
Волкова Юлия Ивановна
Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем)
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным.
Это обусловлено тем, что для выделения фонемы и правильного письма необходима более токая слуховая дифференциация, чем для устной речи. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счёт автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению. В других случаях у детей с этой формой дисграфии имеется неточность кинестетических образов звуков, которая препятствует правильному выбору фонемы и ее соотнесению с буквой.
Наиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа.
При несформированности фонематических процессов возникают стойкие специфические ошибки:
замены, смешения букв;
-по акустико-артикуляционному сходству;
-парных по звонкости – глухости;
-лабиализованных гласных;
-свистящих и шипящих согласных;
-сонорных согласных;
-фрикативных согласных;
-мягких и твердых согласных;
Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется в ошибках:
-пропуски букв, слогов;
-недописывание букв, слогов;
-наращивание слов лишними буквами;
-перестановка букв, слогов.
Коррекционная работа при акустической дисграфии включает в себя следующие этапы:
-Узнавание неречевых звуков;
-Различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте и силе голоса;
-Различение слов, близких по звуковому сходству;
-Дифференциация слогов;
-Дифференциация фонем;
-Развитие навыков элементарного звукобуквенного анализа и синтеза слов.
Навыки звукового анализа даются в детском саду, но есть дети, которые не получили таких знаний. С ними работа начинается со знакомства со звуком и буквой, с остальными школьниками продолжается углубленный анализ более сложных слов. С первых занятий внимание детей привлекается к работе артикуляционного аппарата, отрабатывается артикуляция гласных первого ряда, даются упражнения по узнаванию гласных в ряду других гласных, в ряду слогов и слов. Далее дети упражняются в определении гласного в середине слова: выделить звук [ы] в словах дым, нёс, был, сыр, соль, мел, мыть, бык, пыль. Важным моментом является вычленение гласного звука на слух в любой позиции.
Дальнейшая работа над звуковым анализом слов проводится с согласными звуками:
-узнавание согласного звука в начале слова;
- в конце слова;
-в середине слова (эти задания вызывают наибольшие затруднения у учащихся)
Дети дописывают недостающую букву; диктуют слова без последнего согласного (логопед легким стуком карандаша обозначает отсутствующий звук),
образуют новые слова, заменяя первый (или второй) согласный каким-либо другим согласным (кот вот; шары, дары, пары), из первых звуков названий картинок составляют слова.
Работая над воспитанием звукового анализа слов, логопед ставит сложные задачи, а именно: сравнить сходство звуков по артикуляции, разграничить акустическое смешение парных звонких и глухих согласных, дать понятие мягкого и твердого согласного, выработать фонематическое представление о гласных и согласных звуках, научить выделять гласный и согласный звук в любой позиции. Эти задачи решаются посредством применения различных упражнений, игр, заданий, повторений, проведения устных и письменных диктантов, придумывания предложений с заданным словом, подбором слов с нужным звуком, дописыванием недостающих букв, рассматриванием слога и слова, как составляющих звуковых единиц.
Различение согласных по твердости – мягкости требует особенного внимания, так как при всей важности этого различия оно не нашло прямого отражения в буквенном составе русского алфавита. Твердые и мягкие согласные попарно имеют одну общую букву. Твердость или мягкость согласного выражается не в букве согласного, но в букве следующего гласного и в наличии или отсутствии мягкого знака. Поэтому различая на слух твердые и мягкие согласные звуки, на письме нужно научить детей различать гласные буквы а-я, о-е, э-е, у-ю, ы-и. Логопед подбирает различные упражнения. Например при дифференциации гласных у - ю:
1) Спиши слова. Вместо точек вставь пропущенную букву у или ю. Подчеркни мягкие и твёрдые согласные.
ка…та м…жество б…сы
гр…здь т…бик г…сеница
л…стра па…к л…лька
прост…да б…дка л…ди
2) Внимательно прочитай предложения . Найди допущенные ошибки. Запиши предложения правильно.
К чаю подали ватрушки с изумом. Луди борются за мир. Ученик полючил пятёрку.
Дюня ударилась ногой о камень и ощютила сильнюю боль. У этой каструли очень удобные рючки. Мужчина взялся за двернюю рючку.
Для контроля проводятся слуховые и графические диктанты, тесты.
Второй способ обозначения мягкости согласных на письме - посредством мягкого знака. Рассматриваются две позиции мягкого знака в слове: в конце и в середине слова. Большое значение придается смыслоразличительной роли мягкого знака на примере паронимов. Детям предлагается отгадать метаграммы:
В школе мною пишут дети на доске,
Мягкий знак добавь – и я уже в реке.
|
|
|
|
|
|
|
|
Если с мягким знаком пишем, -
Кур ворует хищный зверь.
|
|
|
|
|
|
|
|
Твердый Р в конце услышим, -
Вместе запоем теперь.
Я давно со спортом дружен
Для прыжков спортсменам нужен.
|
|
|
|
|
|
|
|
С мягким знаком же назло
Превращаюсь я в число
Интересным видом упражнения будет выученная скороговорка, которую учащиеся потом записывают по памяти: «У пенька опять пять опят».
Не менее сложной оказывается дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство. Детям предлагаются постепенно усложняющиеся задания: от сопоставления изолированных звуков с указанием сходства и различия в артикуляции и звучании к дифференциации фонем в слогах, словах, текстах (в произношении, по слуху и на письме). При уточнении артикуляции смешиваемых по звонкости – глухости согласных логопед обращает внимание на одинаковость артикуляционного уклада и разницу в работе голосовых складок. Поэтому при работе над дифференциацией глухих и звонких согласных звуков логопед опирается, во первых, на кинестетические ощущения голосовых складок, во вторых, на слуховое восприятие (работы с цифровым рядом, задания на выделение звуков из собственной речи). При уточнении артикуляции свистящих и шипящих, соноров, аффрикат, я опираюсь на разницу в артикуляционном укладе при произнесении каждого из смешиваемых звуков и на слуховое восприятие этих звуков
Последовательность работы такая же, как при различении звонких и глухих согласных:
-выделение заданных звуков из позиции начала слова;
-нахождение места звука с опорой на внешнюю схему;
-нахождение места звука по представлению;
-дифференциация слов – паронимов (сопоставление по смыслу и звучанию);
-различение на письме смешиваемых букв в слогах, словах, предложениях, текстах.
-словарная работа.
1) Прочитай слово. Начерти слоговую схему. Впиши в схему слоги с буквой Ш простым карандашом, слоги с буквой С – синей ручкой.
СОВА, ВИСЕЛИ, ШАТЁР, ШИПОВНИК, ОСЫ, УШИ, СЕТИ,
СИЛАЧИ, СОВЁНОК, НОША, ШАГАТЬ, ПЕСОК, ДУШНО,
БУКАШКА, СУНДУК, ПУШНИНА, СКАМЕЙКА, СВЕКОЛЬНЫЙ, МЕШАТЬ, АИСТ, КОМПАС, ЛЕСЕНКА.
2)Из данных слогов составь и запиши слова.
фы, шка ка, шиш ши, ма, на ста, ны, ка
ка, скал ка, сос по, са, ги сен, пе, ка
ка, мош лаш, ша ши, на, ри дюш, ин, ка
ка, кас лос, си ри, су, ха ки, лос, ко
ка, крош ток, свис шу, ли, ме шах, ты, ма
3) Спиши пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы С или Ш.
Не …пе…и языком - …пе…и делом.
Как по…теле…ь, так и по…пи…ь.
В …огла…ном …таде и волк не …тра…ен.
В па…мурную погоду …ено не вы…у…ишь.
Хоро… …адовник, хоро…и и гру…и.
Разнообразные виды работ, раздаточный и наглядный материал, комментированное письмо и различные виды диктантов способствуют исчезновению специфических ошибок и повышению грамотности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Городилова В. И., Кудрявцева М.Х. Чтение и письмо. – М.,1995.
- Козырева Л. М. Различаем глухие и звонкие согласные. - Ярославль 2003
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – Санкт – Петербург 2001
- Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи их преодоление у младших школьников. – М., 1997.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания
Конспект подргуппового занятия обобщающего типа для учеников 2 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.Фонематическая тема: Дифференциация звуков «ш», «щ» и б...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания с учащимися 2 класса с диагнозом ЗПР.
Тема: Составление слов из слогов и деление слов на слоги....
Акустическая дисграфия или дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).
Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом произношение звуков является нормальным. Разнообразные виды работ, раздаточный и наглядный м...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯпо коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.С группой 2-го класса с нарушениями письма и чтения....
Профилактика и коррекция дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Дифференциация Д-Т.
Профилактика и коррекция дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Дифференциация Д-Т....