Методика исследования грамматического строя речи
презентация к уроку по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Данная методика была разработана Е.Ф. Архиповой. Исследование состояния сформированности грамматического строя языка является диагностическим у детей со стертой дизартрией в плане установления общего недоразвития речи. Целью исследования является установление уровня сформированности синтаксического и морфологического оформления высказывания. Предлагаемая система обследования грамматического строя речи сочетает традиционные для логопедии приемы обследования с некоторыми нейропсихологическими методами.
Архипова Елена Филипповна
Программа обследования грамматического строя речи I. Обследование синтаксического оформления высказывания. (Выявление структурных аграмматизмов .) 1. Повторение предложений. 2. Составление простой модели предложений по картинкам. (Подлежащее + сказуемое + простое дополнение.) 3. Составление сложной модели предложений по картинкам с простыми и сложными предлогами. 4. Составление предложений повышенной сложности с прямым и косвенным дополнением. 5. Составление предложений из слов в начальной форме. 6. Верификация предложений. 7. Дополнение предложения предлогами. 8. Завершение союзного предложения словосочетанием. 9. Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов.
II. Управление. (Выявление морфемных аграмматизмов .) 1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных. 2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо. 3. Родительный падеж с предлогами для обозначения места. 4. Дательный падеж с предлогами для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения. 5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица. 6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта. 7. Винительный падеж с предлогами для обозначения места. 8. Творительный падеж для обозначения орудийности . 9. Творительный падеж с предлогами для обозначения места, совместности. 10. Предложный падеж для обозначения места и объекта.
III. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. 1. Именительный падеж. 2. Родительный падеж. 3. Дательный падеж. 4. Винительный падеж. 5. Творительный падеж. 6. Предложный падеж. IV. Согласование глагола с именем существительным, с местоимением. 1. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. 2. Изменение числа глагола. 3. Согласование глагола и местоимения в настоящем времени.
V. Согласование имени существительного с притяжательным местоимением. 1. Составление словосочетаний. 2. Составление предложений. VI. Согласование имени существительного и числительного. 1. Именительный падеж. 2. Родительный падеж.
I . ОБСЛЕДОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ (ВЫЯВЛЕНИЕ СТРУКТУРНЫХ АГРАММАТИЗМОВ) 1. Повторение предложений. Материал: устное восприятие предложений, которые читаются 1‑2 раза. Инструкция: «Повтори за логопедом». В саду было много красных яблок. Ранней весной затопило весь наш луг. Дети катали из снега комки и делали снежную бабу. Коля сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. Критерии оценки за грамматическое структурирование (для всех заданий): 4 балла - правильное выполнение; 3 балла - неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения; 2 балла - негрубые аграмматизмы , параграмматизмы , пропуск более двух членов предложения; 1 балл - грубые аграмматизмы , существенное упрощение синтаксической схемы предложения, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов. 0 баллов - отказ от выполнения.
Примечание: Ребенок может воспроизводить предложение того уровня грамматической сложности, которым он овладел в собственной речи. На успешность выполнения влияют также объем вербального материала, качество слухового восприятия и слухоречевой памяти. Среди типичных ошибок при выполнении этой группы заданий встречаются вербальные и литеральные парафазии, а также поиск слов и трудности удержания смысловой программы.
2. Составление предложений по картинкам. (Предложения простой модели: подлежащее + сказуемое + простое дополнение.) Материал: сюжетные картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение». Девочка моет руки. Мальчик режет хлеб. Мальчик забивает гвоздь. Дети лепят снеговика. Кошка лакает молоко. 3. Составление предложений по картинкам. (Предложения сложной модели: с простыми и сложными предлогами.) Материал: сюжетные картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку и составь предложение». Мальчик играет в мяч (в футбол). Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя). Мальчик лезет через забор. Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи). Няня стелит коврик около кровати (достает из-под кровати).
4. Составление предложений по картинкам. (Предложения повышенной сложности, модели сложного предложения с прямым и косвенным дополнением, однородными членами.) Материал: сюжетные картинки. Инструкция: «Посмотри на картинку, и составь предложение». Мужчина и женщина грузят сено на машину. Школьница пришла навестить свою больную подругу. Мальчик уступает место старушке в трамвае. Врач приглашает больную пройти в кабинет. Подросток несет лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.
5. Составление предложений из слов в начальной форме. Материал: слова. Инструкция: «Логопед назовет слова, а ты составь из них предложение». Доктор, лечить, дети. Сидеть, синичка, на, ветка. Груша, бабушка, внучка, давать. Миша, собака, небольшая, бросить, косточка. Петя, купит, шар, мама, красный. Слова предъявляются до первого ответа.
6. Верификация предложений. Материал: деформированные предложения. Инструкция: «Логопед будет читать предложение, если ты заметишь ошибку, то исправь ее». Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.
7. Дополнение предложения предлогами. Материал: предложения с пропущенными предлогами. Инструкция: «Послушай предложение, в котором пропущено маленькое слово, вставь пропущенное маленькое слово». Лена наливает чай ... чашки. Птенец выпал ... гнезда. Щенок спрятался ... крыльцом. Деревья шумят ... ветра. Пес сидит ... конуре.
8. Завершение союзного предложения словосочетанием. Материал: сюжетные картинки, на которых изображено несколько действий. Инструкция: «Закончи предложение». Мальчик промочил ноги, потому что ... (ходил по лужам). Школьника одевает бабушка, хотя ... (он уже большой). Поезд остановился, потому что ... (горит красный семафор). Девочка надевает плащ, потому что ... (идет дождь). Если игрушки разбросаны, то их ... (нужно убрать).
9. Составление сложного предложения по двум картинкам с использованием союзов. Материал: парные картинки с изображением разных событий. Инструкция: «Рассмотрим две картинки и составь по ним одно предложение. Например: Первая картинка «Пришла осень», вторая картинка «Птицы летят на юг». Составляем одно предложение: Наступила осень и птицы улетают на юг». Мальчики читают ... Девочки рисуют. Дети пошли в лес ... В лесу выросли грибы. Началась метель ... Пограничник стоит на посту. Дети покупают ёлочные игрушки ... Дети наряжают ёлку. Приведенные выше девять заданий многофункциональны. Выполняя их, дети могут допускать не только синтаксические, но и смысловые и лексические ошибки. Оценка ответов детей может производиться по разным критериям: - грамматическое оформление; - лексическое оформление; - смысловая адекватность; - наличие ошибок, обусловленных трудностями звукослоговой стороны речи.
II. УПРАВЛЕНИЕ (ВЫЯВЛЕНИЕ МОРФЕМНЫХ АГРАММАТИЗМОВ) Для передачи правильной связи слов в предложении ребенок должен овладеть грамматическим отношением управления (падежное и предложное управление). Предлагаются задания на выявление умения употреблять имена существительные в единственном и множественном числе в разных падежах. Это падежное управление. В нашем варианте обследования это задания: № 1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных; № 2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо; № 5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица; № 6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта; № 8. Творительный падеж для обозначения орудийности .
Кроме падежного управления, обследуется возможность предложного управления, т.е. использование предлогов и адекватного им падежного окончания существительных. В нашем варианте обследования это задания: № 3. Родительный падеж с предлогами у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо для обозначения места; № 4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения; № 7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места; № 9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над для обозначения места, совместности. № 10. Предложный падеж для обозначения места и объекта: в, на, о.
Исследуется употребление имен существительных в разных падежах в единственном и множественном числе. Обследование проводится на материале сюжетных картинок, вопросов, слов, предъявляемых в исходной форме, предметных картинок с изображением одного и нескольких предметов.
Критерии оценки: 4 балла - правильное выполнение; 3 балла - неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения; 2 балла - негрубые аграмматизмы , параграмматизмы , пропуск более двух членов предложения; 1 балл - грубые аграмматизмы , существенное упрощение синтаксической схемы предложения, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов. 0 баллов - отказ от выполнения.
1. Именительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных. Инструкция: «Посмотри на картинки. У логопеда изображен один предмет, а у тебя много. Логопед назовет один предмет, а ты назови когда их много». Коза - ... козы Муравей - ... муравьи Чашка - ... чашки Лоб - ... лбы Поезд - ... поезда Котёнок - ... котята Лист - ... листья Друг - ... друзья
2. Родительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для отрицания чего-либо. Инструкция: «Логопед покажет рукой твою картинку, где изображен один предмет или несколько, а ты скажи, чего у логопеда нет». Стол - … нет стола. Столы - … нет столов. Стул - …нет стула Стулья - … нет стульев. Нос - … нет носа. Носы - … нет носов. Окно - … нет окна. Окна - … нет окон. Ухо - … нет уха. Ущи - … нет ушей.
3. Родительный падеж с предлогами для обозначения места (у, из, от, с, со, без, после, для, позади, до, вместо). Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке». Откуда вылезает собака? ... Из конуры. Где стоит миска? ... Около конуры. Откуда слетел петух? ... С крыши конуры. Откуда вышла курица? ... Из-за конуры. Откуда собака достала кость? ... Из-под конуры.
4. Дательный падеж с предлогами к, по для обозначения лица, к которому направлено движение, и места движения. Инструкция: «Ответь на вопросы». К кому пришел врач? ... к маме. Где едут машины? ... по дороге. Где плывет пароход? ... по морю. Куда подъехал автобус? ... к остановке.
5. Дательный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения лица. Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке: кому принесли еду?» Кошка - кошке - кошкам Заяц - зайцу - зайцам Лошадь - лошади - лошадям Утка - утке - уткам Собака - собаке - собакам
6. Винительный падеж. Единственное и множественное число имен существительных для обозначения объекта. Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь, кого (что) ты видишь?» Слон - слона - слонов Медведь - медведя - медведей Озеро - озеро - озёра Белка - белку - белок Зеркало - зеркало - зеркала Ёж - ежа - ежей Дом - дом - дома
7. Винительный падеж с предлогами на, в, под, за для обозначения места. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: куда?» Куда укатился мяч? ... под диван. Куда положили мяч? ... на диван. Куда закатился мяч? ... за диван. Куда забили мяч? ... в ворота.
8. Творительный падеж для обозначения орудийности . Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь: чем?» Чем гладят? ... Чем пишут? ... Чем ловят рыбу? ... Чем подметают пол? ... Чем режут хлеб? ... Чем чистят зубы? ...
9. Творительный падеж с предлогами с, за, под, над для обозначения места, совместности. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? ... с кем? ... с чем? ...» Единственное число Множественное число Где растет гриб? ... Где растут грибы? ... под елкой. под ёлками. Где спряталась девочка … Где спрятались девочки? ... за деревом. за деревьями. Где висит лампа? ... Где висят лампы? ... над столом. над столами. С кем играет мальчик? ... С кем играют мальчики? ... с собакой. с собаками. С чем играет девочка? С чем играют девочки? ... с куклой. ... с куклами. С чем едят суп? ... с С чем испекли пирог? хлебом. ... с грибами.
10. Предложный падеж для обозначения места и объекта. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? ... о чем? ...» Где стоит ваза? ... на столе. Где плавают рыбки? ... в аквариуме. Где лежат книги? ... на полке. О чём мечтает девочка? ... о кукле. О чём мечтает мальчик? ... о мяче.
III. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В РОДЕ, ЧИСЛЕ, ПАДЕЖЕ Предлагаются задания на выявление согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. Критерии оценки (для всех видов заданий): 4 балла - правильное выполнение задания; 3 балла - отмечаются лишь единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно; 2 балла - небольшая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после стимулирующей помощи; 1 балла - большая часть задания выполняется с ошибками, которые исправляются после оказания помощи; 0 баллов - большая часть задания выполняется с ошибками, которые не исправляются после помощи. 1. Именительный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи: какой предмет нарисован? Какие предметы нарисованы?» Единственное число Множественное число Женский род Синяя лента Желтые ленты Мужской род Сиреневый карандаш Коричневые карандаши Средний род Большое ухо Большие уши
2. Родительный падеж. Инструкция: «Ответь, чего не стало?» Единственное число Множественное число Женский род Большая кружка Большой кружки Больших кружек Мужской род Желтый чемодан Желтого чемодана Желтых чемоданов Средний род Куриное яйцо Куриного яйца Куриных яиц
3. Дательный падеж. Инструкция: «Ответь на вопрос по картинке: кому принесли еду?» Единственное число Множественное число Рыжая кошка Рыжей кошке Рыжим кошкам Белый заяц Белому зайцу Белым зайцам
4. Винительный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кого (что) ты видишь?» Единственное число Множественное число Большой слон Большого слона Больших слонов Чёрная ворона Чёрную ворону Чёрных ворон
5. Творительный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: каким? ... чем? ... где? ... с кем? ... с чем?» Гладят белье - чем? ... каким? - горячим утюгом. Ловят рыбу - чем? ... какой? - длинной удочкой. Режут хлеб - чем? ... каким? - острым ножом. Растет гриб? - где? ... под какой? - под густой ёлкой. Играет мальчик- с кем? ... какой? - с большой собакой. Висит лампа - где? ... над каким? - над круглым столом. Девочка играет- с чем? ... с каким? - с красным мячом.
6. Предложный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: где? ... о чем? ... на каком? ... о какой?» Стоит ваза - где? ... на каком? - на круглом столе. Плавают рыбки - где? ... в каком? - в большом аквариуме. Лежат книги - где? ... на какой? - на верхней полке. Живет медведь - где? ... в каком? - в густом лесу.
IV. СОГЛАСОВАНИЕ ГЛАГОЛА С ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ, С МЕСТОИМЕНИЕМ Критерии оценки (для всех заданий): 4 балла - правильное выполнение; 3 балла - неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения; 2 балла - негрубые аграмматизмы , параграмматизмы , пропуск более двух членов предложения; 1 балл - грубые аграмматизмы , существенное упрощение синтаксической схемы предложения, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов. 0 баллов - отказ от выполнения. 1. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: что делала девочка? Что делал мальчик?» женский род мужской род девочка мыла Мальчик мыл пела пел играла играл
2. Изменение числа глагола. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь: кто? что делает? кто? что делают?» Единственное число Люди ... стоят Певцы ... поют Птицы ... летают (летят) Ученики... читают Дети ... рисуют Множественное число Люди ... стоят Певцы ... поют Птицы ... летают (летят) Ученики... читают Дети ... рисуют
3. Согласование глагола и местоимения в настоящем времени. Инструкция: «Ответь: что делаю? что делают? Я, ты, он, она, они, мы, вы». Я - рисую самолет леплю снеговика Ты – Он - Она - Они – Мы – Вы -
V. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ Критерии оценки (для всех заданий): 4 балла - правильное выполнение; 3 балла - неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения; 2 балла - негрубые аграмматизмы , параграмматизмы , пропуск более двух членов предложения; 1 балл - грубые аграмматизмы , существенное упрощение синтаксической схемы предложения, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов. 0 баллов - отказ от выполнения. 1. Составление словосочетаний: имя существительное с притяжательным местоимением. Инструкция: «Посмотри на картинку и ответь на вопрос: о каких из нарисованных предметов можно сказать - мой, моя, моё, мои?» Мой Моя Мое Мои Самолет Книга Полотенце Очки
2. Составление предложений на согласование имени существительного с притяжательным местоимением. Инструкция: «Составь предложение с местоимениями (словами) «мой», «моя», «моё», «мои» с опорой на предметные картинки». Кубики (мои) - … - мои кубики лежат на полу Пальто (моё) - … - … Кружка (моя) - … - … Рисунок (мой) - … - … Лыжи (мои) - … - …
VI. СОГЛАСОВАНИЕ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО И ЧИСЛИТЕЛЬНОГО Критерии оценки за грамматическое структурирование (для всех заданий): 4 балла - правильное выполнение; 3 балла - неправильный порядок слов, пропуск одного-двух членов предложения; 2 балла - негрубые аграмматизмы , параграмматизмы , пропуск более двух членов предложения; 1 балл - грубые аграмматизмы , существенное упрощение синтаксической схемы предложения, сочетание нескольких ошибок из предыдущих пунктов. 0 баллов - отказ от выполнения. 1. Именительный падеж. Инструкция: «Посмотри на картинки и назови количество предметов на картинке». 1- стул диван 2- стула … 3- … … 4- … … 5- стульев диванов
2. Родительный падеж Инструкция: «Посчитай на столе карандаши. Сколько их? Пять. Логопед будет прятать карандаши, а ты ответь: сколько карандашей не хватает?» 1 - Одного карандаша. 2 - Двух карандашей. 3 - Трех карандашей. 4 - Четырех карандашей. 5 - Пяти карандашей.
Выводы 1. Формирование грамматического строя речи (словоизменения, синтаксическая структура предложения) осуществляется на основе определенного уровня развития ребенка. 2. Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии 3. Первый период развития грамматического строя речи характеризуется появлением однословного предложения, а затем и предложений из нескольких слов-корней. 4. Второй период развития грамматического строя речи характеризуется появлением первых форм слов 5. Третий период в развитии грамматического строя речи характеризуется усвоением морфологической системы языка.
7. Наличие ошибок, выражающихся в замене окончаний любого падежа нулевой формой (т.е. формой именительного падежа), является признаком полной несформированности грамматической категории падежа. 8. Ошибки, выявленные при построении простого предложения, выражающиеся в нарушении согласования имени существительного и глагола, говорят о недостаточной сформированности грамматического, синтаксического оформления высказывания.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.
В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей с ОВЗ
Занятие разработано для работы с учениками начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи, с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, испытывающими трудности при развернутых ответах на в...
Урок формирования грамматического строя речи в 1 классе II отделения «Использование в речи и на письме грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? КАК?»
На уроке учащиеся составляют предложения по грамматической конструкции «КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?», знакомятся со словами, отвечающими на вопрос «КАК?». На занятии закрепляется пр...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 1-ых классов с тяжелыми нарушениями речи с применением игровых технологий
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют некий запас пассивного словаря. Активизировать его, расширить лексические горизонты, развить грамматический строй речи помогут игровые технологии. Представим, чт...
Исследование грамматического строя речи
Исследование грамматического строя речи. Презентация....
Методическая разработка "Исследование грамматического строя речи"
Методическая разработка «Исследование грамматического строя речи» Составитель: учитель Пискленова Ирина Борисовна Исследование грамматического строя речи включает в с...
Речевая игра для формирования лексико-грамматического строя речи у обучающихся с СНР (системным недоразвитием речи).
Цель игры:Закрепить навык обучающихся правильного употребления местоимений “он, она, они, оно”;Закрепить и сформировать навык обучающихся дифференцировать существительные по категории рода...