План-конспект занятия. Тема: Знакомство с пермогорской росписью.
план-конспект по изобразительному искусству (изо) на тему
План-конспект занятия для младших школьников в кружке «Изобразительное творчество».
Тема: Знакомство с пермогорской росписью.
Цель. Познакомиться с пермогорской росписью и научиться создавать композиции с растительными и геометрическими элементами по мотивам росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_zanyatiya_znakomstvo_s_permogorskoy_rospisyu.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия для младших школьников
в кружке «Изобразительное творчество».
Педагог дополнительного образования Л.А.Пушкина.
Тема:
Знакомство с пермогорской росписью.
Тип учебного занятия:
комбинированное.
Цель. Познакомиться с пермогорской росписью и научиться создавать композиции с растительными и геометрическими элементами по мотивам росписи.
Познавательные задачи:
1. получить представление об истории народного промысла, о художественных образах пермогорской росписи, её эстетических особенностях и о технологии создания.
Учебные задачи:
1. Научиться рисовать основные геометрические и растительные элементы пермогорской росписи.
2. Научиться создавать композиции по мотивам пермогорской росписи.
Воспитательные задачи:
1. Учить детей воспринимать красоту русского народного искусства.
План занятия.
Вступление.
Педагог рассказывает о существующих видах росписи по дереву и задает вопросы, настраивающие на тему.
Основная часть.
1.Рассказать об истории народного промысла, о художественных образах росписи, её эстетических особенностях, дать представление о технологии создания пермогорской росписи.
2. Выполнение мини-упражнения. Воспроизведение узоров и орнаментов на формате А5.
3. Создание эскиза композиции в стиле пермогорской росписи с растительными и геометрическими элементами.
Заключение.
Импровизированная выставка-ярмарка под музыку и стихи, обсуждение результатов работы.
Оборудование и материалы:
Презентация «Пермогорская роспись», репродукции, открытки, педагогические рисунки, расписанные изделия.
Карточки с образцами для упражнений, отражающие последовательность работы. Образцы детских работ.
Бумага формата А5 для выполнения упражнений. Плотная бумага - формата А4, простой карандаш, чёрный маркер, акварель, кисти и салфетка, банка с водой.
Содержание занятия.
Вступление.
- В начале урока учитель предлагает внимательно рассмотреть наглядные материалы и может задать вопросы, которые пробудят живой интерес к теме урока.
- С какими видами росписи по дереву вы уже знакомы?
- Какие элементы вы выделите в представленных образцах росписи?
-Какие цвета использовали художники при этих украшении деревянных предметов?
( дети перечисляют)
Искусство росписи настолько своеобразно и так широко его применение, что, пожалуй, трудно найти уголок на территории нашей страны, где не встречались бы расписные изделия. Для росписи по дереву характерны два основных направления — графическое и кистевое.
Вначале возникла графическая роспись. Мастер наносил рисунок на поверхность изделия черной краской, а затем раскрашивал нанесенные детали разными цветами, как бы заливая ими намеченные контуры. Роспись, отнесенная к графической, названа так по общему принципу оформления изделий. Графическая манера письма получила распространение на Северной Двине примерно к середине XVII века. К северодвинской школе относятся народные росписи Пермогорья, Борка, Верхней Устюги, Тоймы, Пичугская и Ракуловская. Другое направление в росписи по дереву — кистевое. Широко известны оригинальные росписи исконных русских центров — Хохломы и Городца.
Основная часть.
1.
Удивительно своеобразна и красива природа Севера. Мы отправимся с вами в путешествие по Северной Двине - в гости к мастерам Пермогорья. Чем ближе цель нашей поездки, тем выше горы. Вот и пристань, расположенная на самом высоком берегу Северной Двины. Поэтому и названа она"Пермогорье", что здесь первые по высоте горы.
Когда поднимешься на самый верх от пристани, открываются такие дали, что невольно хочется остановиться и оглядеться: алый цвет зари, зеленая трава, желтые лютики и светлое-светлое небо...
Вот откуда, оказывается, яркие узоры в росписи художников Пермогорья. Они повторяли то, что видели в родной природе Севера. Вместе с яркой росписью в жилище крестьянина входило солнце и лето даже в темный зимний день.
В 4 километрах от пристани, в деревнях Большой Березник, Грединская, Черепанова (общее название - Мокрая Едома), испокон веков жили люди трудолюбивые и веселые, одним словом - мастеровые.
И действительно, простые крестьяне создавали неповторимую сказку, радующую и согревающую сердце. Все свои изделия мастера изготовляли из липы, осины и бересты.
Пермогорская роспись удивляет нарядностью белого фона, затейливостью композиций и простотой рисунка. Туеса, сундуки и санки, люльки и прялки, чаши покрыты сплошным ковровым радостным узором вперемешку с птицами Сирин, пряхами и единорогами. Возникла роспись, вероятнее всего, в XVIII веке.Техника исполнения пермогорской росписи, ее колорит, принципы построения композиций, сюжеты – все это указывает на непосредственную связь с древнерусскими книжными миниатюрами. Особенно это видно на поверхности прялки.
Сюжеты на пермогорских прялках можно разделить на два встречающихся чаще других варианта. В одном из них в верхней части на лицевой стороне прялки помещали медальон с птицей Сирин в райских кущах или несколько птиц у Древа жизни. Внизу изображали сцену катания на санях, свадебный поезд или выезд купца. В другом варианте – изображались «супрядки», как по-местному назывались посиделки. Девицы и женщины сидели, как полагается пряхам, под окошками в «шашечку». Внизу изображался свадебный поезд. Дом изображался по традиции книжной миниатюры – в разрезе, с шатровой крышей, единорогом и львом на задних лапах по обе стороны. Эти звери в такой же позе были символом московского Печатного двора и изображались на книгах.
Нарядно расписанная прялка рассказывает нам о далеком, давно забытом времени. Среди многих работ, падавших на плечи крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоемкими. Напрясть и наткать надо было на всю семью, да еще, и уплатить холстом подати. Вот и сидела пряха за прялкой долгие зимние ночи. Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось почти пять месяцев. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет. В музейных коллекциях хранятся маленькие детские прялки.
Таким образом, прялка была верной спутницей крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства; чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Тут творческая фантазия автора не имела границ. Прялка становилась гордостью ее владелицы, предавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Расписывали в Пермогорье не только прялки, но и множество других обиходных вещей. До наших дней сохранились необыкновенной красоты люльки, хлебные короба, туески (бурачки), братины, блюда и многое другое. Часто роспись соответствовала назначению предмета: на хлебнице изображен обед, на колыбели – сама колыбель с младенцем и вся последующая жизнь человека в трудах, на блюде – большая рыба. Крестьянские семьи были большие, соль дорогая, и ее выносили на праздничный стол в солонице - конике.
В коробе-хлебнице подавали хлеб к столу, это был своеобразный ритуал, обряд. Выходя замуж, девушка уносила ее как приданое.
С туеском и набирухой ходили деревенские ребятишки в лес по грибы да ягоды. В набируху дары леса собирали, а в туесок наливали квас или ключевую воду, которая весь день на солнышке оставалась такой же холодной, как и в самом ручье или ключе.
Для пива и хмельных напитков была предназначена другая парадная посуда из дерева - скобкарь.
Роспись несла красоту и радость, утверждая заодно и моральные устои крестьянской семьи. На стенках коробов и колыбелей писали жанровые сценки: семейная трапеза, поездка в возке, бык, единорог, охотник и птицы, ткачиха за станом, пряха за прялкой, швея за швейкой, мальчик на коне, мужчина с котомкой за плечами, мальчик с собакой. Свободное поле заполняли растительным узором, а по ободкам верх и низ расписаны геометрическим орнаментом.
Травы, цветы, кусты и деревья назывались в народе "волосами" земли. Земля же имела в представлении крестьян особую силу, о чем говорит выражение "кормилица - мать сыра земля", термин "сыра" указывает на неразрывную связь с водой. Вода изображалась зубчатой или волнистой линией. Эта традиция прослеживается в искусстве Севера. Причем горизонтальная зубчатая или волнистая линия означала реки и озера, а вертикальная символизировала дождь. Широко представлен в росписях образ "древа" в окружении птиц и животных. В изображениях деревьев подчеркнуты кроны, стволы, иногда корни, отмеченные ромбами, крестами.
Выделяются три яруса в росписи прялок, причем в нижнем и среднем главными фигурами являются люди и животные, в верхнем - птицы. По всей вероятности, выделенные на прялках ярусы соответствуют трем мирам - подземному, наземному и небесному, широко известным в искусстве многих народов мира.
Дерево с птицами - "древо жизни" - стало одним из любимых сюжетов русского народного искусства: с ним связывалось представление о могуществе сил природы, о зависящем от нее благополучии человечества и его счастье.
Пермогорская роспись – графического типа, так как первоначальный рисунок наводится контуром, а затем по нему накладываются цвета. Расписывали прялки в такой последовательности: сначала наносили грунт (мел с клеем), затем покрывали белилами, ножом или циркулем наносили контуры рисунка, раскрашивали, а поверху гусиным или сорочьим пером наводили черной краской контур, олифили.
Основным цветом был красный, сопутствовали ему зеленый и желтый. Иногда использовали и синий кобальт, чуть «золота». Красный преобладал, отчего роспись кажется особенно праздничной и нарядной.
Роспись превращала деревянные предметы в подлинные произведения искусства. Используя всего несколько элементов: бордюры-ленточки, округлые листочки и ягодки, трилистники, тюльпановидные цветы, петушков, птицу Сирии, а также жанровые сценки из повседневной жизни, небогатую палитру - красный, желтый, зеленый цвет и черный контур, гусиное или сорочье перо, пермогорские мастера расписывали предметы быта, которые служили им долгую службу.
Перед тем, как ученики приступят к работе, учитель объясняет задание и последовательность выполнения работы. Детям предлагается сначала выполнить мини- упражнение на формате А5. В помощь предлагается карточки.
Основной растительный мотив - трилистник – образ цветка, проклюнувшегося зерна. Лепестки его мягкие, элемент может быть несимметричен.
3. Задание: нарисовать свою композицию по мотивам пермогорской росписи с образом древа или цветка в центре.
Элементы росписи:
бордюры-ленточки из треугольников, ромбов, дуг с капельками;
округлые листочки и ягодки; трилистники; древо; тюльпановидные цветы, возможно розетты.
Цвет: желтый; красный; зеленый; контур, оживка – черный.
Приступаем к созданию эскиза росписи с ленточными орнаментами и растительными мотивами. Намечаем композицию карандашом, раскрашивать начинаем так же с жёлтой краски, потом вводятся красные и зелёные элементы. После просыхания краски обводим маркером. Необходимо сделать напоминание детям, что нужно попытаться скопировать образцы элементов росписи, так как мы учимся сегодня у пермогорских мастеров.
Заключение.
Вопросы ученикам:
- Где создавались изделия пермогрского промысла?
- Какие изображения есть в росписях Пермогорья?
- Какие цвета использовали мастера?
Делаем выставку пермогорских узоров, раскладываем работы.
Можно включить музыку и прочитать слова песенок, прибауток из старинного русского фольклора.
Когда смотришь на собранные вместе рисунки, то невольно появляется радостное настроение!
Пермогорская роспись — это традиционное искусство Русского Севера, имеющее глубокие корни в культуре нашего народа. Знакомство с данной росписью перебрасывает еще один мостик между днем сегодняшним и днем вчерашним.
Литература:
1.Величко Н. К. Русская роспись: техники, приемы, изделия. Энциклопедия./
Н. К. Величко. М.АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009, 224с.
2. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа./ Ю.Я. Герчук. М., Галарт, 328 с.
3. Дорожин Ю.Г. Узоры Северной Двины. Рабочие тетради по основам народного искусства./ Ю.Г. Дорожин. М., «Искусство - детям», 2003, 24 с.
4. Жегалова С.К. Русская народная живопись./ С.К. Жегалова .М., «Просвещение», 1974,191с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 3 классе по теме: "Знакомство с соотношениями между ценой, количеством и стоимостью"; презентация к уроку "Знакомство с соотношениями между ценой, количеством и стоимостью".
УМК "Школа Росси" авторы учебника М.И.Моро и другие....
Гжель. Знакомство с элементами росписи.
Урок по изобразительному искусству 2 класс по теме "Гжель. Знакомство с элементами росписи."...
Класс:1. Раздел: «В гостях у народных мастеров». Тема: «Хохлома. Выполнение хохломской росписи – ягодка, травка».
Материал включает план - конспект и презентацию. План-конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО....
Урок "Знакомство с городецкой росписью. Птицы."
Обучающимся наглядно представлен материал по теме "Городецкая роспись", правила изображения птиц в этой технике....
Технологическая карта урока изобразительного искусства (3 класс). Тема: Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства. УМК "Перспектива"
Цели деятельности учителя: формирование представлений и знакомство учащихся с традиционным народным художественным промыслом – гжельская майолика, с его основными принципами.Планируе...
Урок технологии " Знакомство с Городецкой росписью"
Познакомились с элементами и особенностью городецкой росписи. Дети при помощи шаблонов "расписали" свои досточки....
Конспект занятия «Знакомство с жостовской росписью. Рисование каймы»
Познакомить детей с жостовской росписью. Учить рисовать варианты каймы....