Конспект занятия Тема: Слова с суффиксом -ость.
план-конспект занятия по логопедии на тему

Азарова Ольга Николаевна

Конспект логопедического занятия. Закрепление правописания слов с суффиксом -ость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_suffiks_ost.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Нарушение чтения и письма обусловленное НВОНР

Тема. Слова с суффиксом  -ость.

Сопоставление пар слов с противоположным значением.

Цели. Закрепить правописание слов с суффиксом  -ость

 Задачи

1. Образовательные:

  • Закрепить у учащихся понятие «суффикс», закреплять  навыки словообразования при помощи суффикса -ость;
  • расширять словарный запас;

2. Развивающие:

  • развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, ассоциативное мышление, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);
  • развивать связную устную и письменную речь;
  • развивать межполушарные связи;
  • развивать языковой анализ и синтез;
  • совершенствовать навык правильного выразительного чтения;

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному краю;
  • воспитывать уверенность в своих силах;
  • воспитывать познавательный интерес к логопедическим занятиям через использование игровых приёмов.
  • воспитывать умение радоваться успехам товарищей.

Оборудование: мармелад медвежонок, мультимедийный проектор, физурки собачек, карточки со стихами,

Ход занятия

  1. Организационный момент

Разминка. Игра "Узнай и назови".(слайд2)

У-Л Здравствуйте, ребята. А теперь сядет тот, кто скажет кого он видит на этом  рисунке.

http://festival.1september.ru/articles/520675/img1.gif

Учащиеся называют "по цепочке" животных, начиная свой ответ со слов: "Я узнаю:".

- Назовите одним словом (Животные)

  1. Артикуляционная гимнастика

У-Л – Ребята посмотрите какое животное заглянуло к вам  на занятие?

Д. Медвежонок.

У-Л.- Сейчас мы выполним для него артикуляционную гимнастику.

«Пещера» (поместить медвежонка в рот)

- Жил-был  любознательный медвежонок.  Гулял он по лесу , увидел пещеру и решил в нее заглянуть.

«Футбол» (Соответствующие движения широким языком двигать в лево и в право).

Посмотрел на лево, потом на право , нет ли чего интересного.

«Блинчик»(удерживать  язык в спокойном, расслабленном положении. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу)

Потом медвежонок выглянул на улицу посмотреть как ярко светит солнышко.

«Качели» (вырабатывать подъем языка вверх и вниз)

А недалеко от пещеры увидел он качели и решил покачаться.

Потом пошел медвежонок снова в пещеру, решил отдохнуть. Повернулся он на левый потом на правый бок.(выполняются соответствующие движения).У видел миша впереди что-то интересное и пошел посмотреть.(взять и проглотить медвежонка)

  1. Чистоговорка (слайд3)

Ор-ор-ор держим мы в руках топор,

Ом-ом-ом дрова мы рубим топором,

Ток-ток-ток взяли в руки молоток,

Ток-ток-ток бьёт по шляпке молоток.

Ту-ту-ту дам сметану я коту.

То-то-то надеваем мы пальто.

Обус-обус-обус все уселись мы в автобус.

IV. Занимательное чтение

 У-Л. –Ребята, собачки вам принесли от «Снежной Королевы» стихотворение, прочитайте его выразительно.

Метель

Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету.

Снежинки
Легкие, крылатые,
Как ночные бабочки,
Кружатся, кружатся
Над столом у лампочки.
Собрались на огонек.
А куда им деться?
Им ведь тоже, ледяным,
Хочется погреться.

Зимний сон
Мне ночью снились горы…
Высокая гора,
Та самая, с которой
Катались мы вчера.
Мы до деревни ближней
Неслись по целине,
И ночью снег и лыжни,
Блестящий снег и лыжни
Всё время снились мне.

Снеговик
Вокруг меня веселье, ребячий шум и крик.
Сегодня новоселье справляет Снеговик.
Ведёрко на головке,
Отличный нос морковкой.
Всю зиму за порядком я во дворе слежу.
Глазами-угольками по сторонам гляжу.
Чтоб было больше толку,
Мне дворник дал метёлку!
Пусть лето не приходит в мой дворик никогда.
Мне лучше для здоровья снега и холода.
Вот только снежной Бабой
Дразнить меня не надо!

V. Повторение материала прошлого занятия

(Детям показывают слайды:  замок, цветок, нож, лист, букет, пакет, ключ, дружок, корабль) (слайд4-6)

Даётся задание:

У-Л.- Запишите в тетрадь слова, образованные с помощью суффиксов

 -ек,  -ик.  (дети выполняют работу)

VI. Сообщение темы и цели занятия.

  1. У-Л. – Сегодня мы повторим правила написания слов с суффиксом  -ость  (Суффикса  -асть  не бывает, есть только суффикс  -ость)

  1. У-Л Образуйте от прилагательных имена существительные  с помощью суффикса  -ость. (Слайд7)

 Устная работа.

Злой – злость                        жалкий – жалость        

Глупый – глупость                молодой – молодость        

Слабый – слабость                Честный – честность

Гордый – гордость                трусливый – трусость

Мудрый – мудрость

  1. Записать имена существительные, образованные от имён прилагательных. Разобрать слова по составу.

-У-Л Я называю имя прилагательное – а вы записывают имя существительное, предварительно назвав его

Бледный –бледность                

низкий – низость

Сладкий – сладость        

злой – злость

трудный – трудность (легкость)

Старый – старость        (молодость)                

новый – новость

вредный – вредность

радостный – радость

храбрый- храбрость (трусость)

                

 (По ходу выясняется значение слов)

ФИЗМИНУТКА

Гимнастика для глаз (слайд 8)

  1. У-Л К записанным имёнам существительным подобрите слова, противоположные по смыслу, если это возможно.

- Составьте предложение с любым из слов.

- Прочитать его с интонацией вопроса, восклицания, повествования        

VII. Подведение итогов занятия.

У-Л Чем мы сегодня на занятии занимались?

- Кто был собой доволен?

- Кто сегодня не доволен собой?

- Что бы вы себе пожелали?

VIII. Рефлексия

У-Л Какое настроение у вас возникло на занятии? Если хорошее то повести снежинку на зимнюю ветку, а если нет-положите рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова с суффиксом -ость. Сопоставление пар слов с противоположным значением.

Конспект логопедического занятия Нарушение чтения и письма обусловленное НВОНР...

Урок русского языка во 2 классе по теме:"Учимся писать суффикс -ость".

Урок русского языка разработан по учебнику "Русский язык" 2 класс, под ред. С. В. Иванова ("Начальная школа XXI века"). Целью данного урока является знакомство детей с образованием слов при помощи суф...

Конспект урока "Употребление слов с суффиксами" (3 класс, УМК "Планета Знаний")

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект занятия «Корень слова.Однокоренные слова».

Учить определять корень слова, однокоренные слова.Задачи:Обучающие: 1. Уточнить имеющиеся представления детей о составе слова. 2. Учить определять корень слова. 3. Учить детей работать ...

Конспект урока русского языка, 2 класс, программа "Школа России", тема "Правило написания суффикса -ость-.

Конспект урока русского языка, 2 класс, программа "Школа России", тема "Правило написания суффикса -ость-, форма урока: открытие новых знаний....