Конспект занятия. Тема: Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Цель: автоматизация и дифференциация звуков«Л» и «ЛЬ» в слогах, в словах, в предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 289.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Кордюкова Л.В. учитель – логопед г.Покачи ХМАО – Югра,МАОУ СОШ № 2
Предмет:логопедия
Межпредметные связи: русский язык, литература, развитие речи.
Класс: 2 класс
Форма проведения: коррекционное занятие.
Время проведения: 40 минут.
На наглядных примерах демонстрируются: предметные и сюжетные картинки, рисунки, задания с использованием наглядного материала
Используются приемы: беседа, самостоятельная творческая работа, проблемно-поисковые ситуации.В процессе занятия выясняется, умеют ли учащиеся правильно артикулировать рассматриваемые на занятии звуки, правильно употреблять их в письменной речи и в звукопроизношении. Для закрепления навыков правильного употребления звуков учащимся предлагаются различные приемы работы на занятии при помощи готовых словесных конструкций.
Подгрупповое занятие с учащимися ограниченными возможностями здоровья.
Тема: Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»
Игра: «Цветик - шестицветик».
Цель: автоматизация и дифференциация звуков«Л» и «ЛЬ» в слогах, в словах, в предложениях.
1.Коррекционно – образовательные:
- Закрепить знание о механизме образования звуков звуки «л - ль», его акустических особенностях;
- учить умению применять полученные знания мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение,
- расширить лексический запас слов по теме антонимы.
2. Коррекционно – развивающие:
-развивать артикуляторную моторику,сенсо-моторные функции;
-коррегировать и развивать фонематическое восприятие,познавательные процессы,
- развивать функции словообразования и словоизменения;
3. Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать желание произносить звуки «л-ль»;
- воспитывать интерес к занятию.
4. Краткоеописание хода урока/занятия/мероприятия
Логопед вывешивает заранее приготовленный цветик - шестицветик на магнитной доске. В начале занятия участникам раздаются разноцветные лепестки. Каждый ученик выбирает понравившийся цвет лепестка, тем самым выражая свое настроение.
Далее предлагаются детям артикуляционная гимнастика и упражнение по развитию фонематического слуха. Для того, чтобы перейти к теме урока , зачитывается стихотворение, дети по очереди отрывают лепестки..Работая над темой учитель предлагает ряд дидактических игр, таких как:игра – противоположности ,игра:« Замени звук» , игра « Собери слово из слогов», игра « Найди меня»,игра « Исправь ошибки», игра «Приготовь сок, логопаты антонимы, расшифровывают слова.Данные виды работ обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности в процессе занятия,помогают творчески их применять в меняющихся условиях и обстоятельствах.Одним из средств повышения эффективности занятия являются физминутки и динамические паузы. Поэтому в занятие включенафизминуткана автоматизацию и дифференциацию звуков « л», «ль», под музыку Е.Железновой дети повторяют слова и выполняют движения за логопедом.На третьем этапе дети самостоятельно анализируют занятие, дают оценку собственной работе и выбирают себе лепесток.И как итог на экране появляются зашифрованные слова, дети разгадывают и получают приз, логопед благодарит всех за работу.
5.Знания, умения, навыки, качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят учащиеся/воспитанники/обучающиеся в ходе урока/занятия/мероприятия
Планируемые результаты:
Предметные:
- Уметь определять наличие звука в словах, фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- Анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию, классифицировать их;
Владеть лексическим словарём по теме «Антонимы», различать звуки по твердости и мягкости.
Личностные:
- Воспитать потребность в речевом общении, навык самоконтроля,
уважительные отношения к сотоварищам, умение работать в паре.
Метапредметные:
- Расширить кругозор по теме «Антонимы»;
- Обогатить словарный запас за счёт обучения словообразования;
- Уметь применять новые знания в различных учебных ситуациях.
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс
- Личностные УУД: уметь устанавливать связи между темой занятия и итогами занятия, ориентироваться в межличностных отношениях и социальных ролях в ходе занятия.
- Регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу и определять последовательность целей занятия, прогнозировать результаты.
- Коммуникативные УУД: уметь выявить, идентифицировать тему занятия, поиск и оценка способов разрешения задачи.
- Познавательные УУД: уметь выделять и формулировать познавательные цели, осознанно строить речевое высказывание в устной форме, понимать и оценивать поставленную задачу.
Методические приемы:
- упражнения;
- игровая мотивация;
- игры;
- поощрения.
Материалы и оборудование:
- мяч;
- цветик –шестицветик;
- картинки, в названии которых присутствуют звуки «Л, Ль»;
- синие и зеленые колокольчики; наборы для составления схем;
- карточки с заданиями;
- зеркало
ИКТ: компьютер, интерактивная доска, презентация по теме.
Ход урока.
- Организационный момент.
- приветствие, психологический настрой детей.
- Чему учимся на логопедических занятиях?
(Четко говорить, без ошибок читать и писать).
Игра «Для нас на уроке «важнее всего». Ответы «да», «нет».
Лениться - …
К знаниям стремиться - …
Сладко зевать - …
На вопросы отвечать - …
Быть невнимательным - …
Очень старательным - …
Соседу по парте мешать - …
Если трудно ему – помогать …
Хихикать, без дела болтать - …
Слушать, смотреть, размышлять - …
Значит наши главные действия на занятии:смотрим, слушаем, думаем, правильно говорим.
- Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Логопед: Сегодня на занятии мы продолжим правильно произносить и различать звуки «Л и ЛЬ.».
2.Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).
– Возьмите каждый своё зеркало, сейчас мы с вами будем выполнять артикуляционную гимнастику:
- “Улыбка”
- “Вкусное варенье”
- «Пароход»
- «Индюк»
- «Болтушка»
- «Качели»
- «Приклей конфетку»
- «Чашечка»
3. Разбор артикуляции звуков.
Логопед: Когда мы произносим звуки Л и ЛЬ, что делают губы и язычок?
- Губы улыбаются, язык поднимается за верхние зубки к бугорочкам.
Логопед: Но в чем их отличие?
- Когда мы произносим звук ЛЬ, язычок больше прижимается к бугорочкам.
Логопед: Дайте характеристику звуков.
- Звук Л - согласный, твердый, звонкий.
- Звук ЛЬ – согласный, мягкий, звонкий.
Логопед: И цветовые сигналы у них разные.
Л – синий кружок с колокольчиком.
ЛЬ – зеленый кружок с колокольчиком.
4. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Я буду медленно читать рассказ, а вы должны правильно разложить колокольчики: в правую сторону , если услышите слова с твердым звуком Л ( синий колокольчик), а в левую , если услышите слова с мягким звуком Ль ( зеленый колокольчик). Будьте внимательны!
Мы жили в селе, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Однажды я рано встал, чтобы пойти за земляникойи заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, лугбыл опять весь золотой. К вечеру лугопять позеленел. Тогда я пошёл,отыскал одуванчик, и оказалось,что он сжал свои лепестки, как всё равно,если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое.
-Сколько синих колокольчиков? 22
-Сколько зеленых колокольчиков? 10
- Молодцы, ребята!
5. Игра «Цветик - шестицветик».
Вырос волшебный цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки,
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
На доске висит цветик – шестицветик с разноцветными лепестками.
- Назовите цвета лепестков( желтый, золотой, зеленый, малиновый, голубой, белый) сердцевина ( салатовый).
Вы отрываете лепесток, называете цвет и выполняете задание, которое находится с обратной стороны лепестка. В середине вас ждет приз.
Лепесток лети-лети и игру нам принеси.
1 ученик: белый лепесток, с обратной стороны лепесток черный.
- В какую игру мы будем играть?
Игра – противоположности:
Безделье – дело
Великан – лилипут
Болтун – молчун
Глубина - мель
Тяжелый – легкий
Слабый – сильный
Большой – маленький
Волевой - безвольный
Далеко – близко
Глубоко – мелко
Вблизи – вдали
Кисло - сладко
Выключать – включать
Расплетать – заплетать
Залезать- вылезать
Молчать - болтать
- Молодцы, вы были внимательны и правильно подобрали слова.
Лепесток лети-лети и игру нам принеси.
2 ученик:
- какой ты выбрал лепесток? (малиновый)
Игра « Собери слово из слогов».
Прочитай слова. Проверь по картинке.
ни, ка, клуб( клубника)
на, ма, ли ( малина)
пла, вок, по( поплавок )
нец, мла,де ( младенец )
ни, ха, сло( слониха )
фла, го, мин( фламинго)
пуш, хло, ка( хлопушка)
над, мо, ли( лимонад )
не, пла, та( планета)
клад, ка, за( закладка )
Проводится работа над значением каждого слова.
Физминуткас движением под музыку Е.Железновой
Ли- ли-ли -ли улетели журавли.
Ло-ло-ло–ло все дорожки замело.
Ля- ля – ля - ля побелела вся земля.
Лю-лю-лю-люНовй год встречать люблю.
Лепесток лети-лети и игру нам принеси.
1 ученик:
- какой ты выбрал лепесток? ( желтый )
Игра « Найди меня»
Логопед: закрась квадратик, который соответствует месту звуков «л» или «ль» в слове – названии картинки. Назови звук. Запиши слова.
Картинки со схемами: лама, слон, осел, лиса, волк, лев. Приложение - 1
Лепесток лети-лети и игру нам принеси.
2 ученик
- какой ты выбрал лепесток? (голубой). Упражнение по преобразованию слов
Игра:« Замени звук» (с мячом).«Мяч скорее ты лови, твёрдый мягким замени».
Логопед: Послушай и замени звук «Л» на звук «ЛЬ». Какое слово получилось?
лук – люк угол - уголь
дал – даль пыл - пыль
ел – ель галка – галька
был – быль юла - Юля
цел - цель мел - мель
Словарная работа: уточнение значений слов: даль, пыл, галька, быль, мель.
Лепесток лети-лети и игру нам принеси.
1 ученик:
- какой ты выбрал лепесток? ( золотой ).
Игра « Исправь ошибки»
Логопед: Послушайте предложения и исправьте ошибки.
В огороде вырос молодой люк.
Около дорожки железный лук.
Машина привезла черный угол.
Мячик закатился в уголь.
Корабль сел на мел.
Ученик взял мель.
Миша кашу ель.
В лесу растет высокая ел.
Лепесток лети-лети и игру нам принеси.
2 ученик
- какой по цвету твой лепесток? ( зеленый)
- Что нарисовано? ( соковыжималка). Будем получать соки.
Игра «Приготовь сок»
Картинки: ( лимон, клюква, земляника, голубика, малина, слива, апельсин, яблоко, свекла, клубника).
Из лимона – лимонный сок
Из клюквы – клюквенный сок
Из земляники – земляничный сок
Из картофеля - картофельный
Из малины – малиновый сок
Из сливы – сливовый сок
Из апельсина – апельсиновый сок
Из яблока – яблочный сок
Из свеклы – свекольный сок
Из клубники – клубничный сок
III. Итоги занятия.
Переворачивайте сердцевину.
- Какого цвета сердцевина? ( Салатового).Зашифрованы слова.Приложение 2
Слова: апельсин( 1,17,6,13,30,19,10,15), яблоко (33,2,13,16,12,16)
Получите свои призы ( апельсин и яблоко).
Логопед:Ребята, вы сегодня выполняли много заданий. Ктовспомнит, какие упражнениябыли выполнены?
Дети перечисляют.
Логопед: А для чего мы все это делали?
Дети: Мы учились различать звуки на слух, в звукопроизношении.
Логопед: Правильно! Это очень важно уметь различать и правильно произносить звуки, чтобы речь наша была правильной и красивой, а на письмебыло меньше ошибок.
Оцените свою работу на занятии.
Отметьте настроение в конце занятия.
Приложение 1
Приложение 2
а | б | в | г | д | е | ё | ж | з | и | й |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
к | л | м | н | о | п | р | с | т | у | ф |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
х | ц | ч | ш | щ | ъ | ы | ь | э | ю | я |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного занятия, тема:"Автоматизация звука (с) в речи", для учащихся 1 класса
Занятие поможет сформировать правильное произношение звука (с) в слогах, словах, предложениях....
Презентация на тему:" Автоматизация и дифференциация звуков «Л - ЛЬ»"
Игра: «Цветик - шестицветик». Цель: автоматизация и дифференциация звуков«Л» и «ЛЬ» в слогах, в словах, в предложениях....
Конспект коррекционного фронтального занятия Тема: Автоматизация звуков [Р]- [Р*] в связной речи.
Предлагаю занятие по автоматизации звуков Р и Рь с использованием пректной деятельности, реализуемой на примере лексической темы "Строительные профессии"....
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация свистящих звуков с-з»
Конспект и презентация индивидуального логопедического занятия для 1 класса "Дифференциация зыуков с-з"...
Конспект логопедического занятия "Автоматизация и дифференциация звуков "С"-"Ш"
laquo;Путешествие в песочную страну» (Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация)...
Конспект мастер-класса для обучающихся с ОВЗ (з класс) "Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слоговой структуры слова".
Конспект мастер-класса по теме: «Автоматизация и дифференциация звуков в пословицах и поговорках. Развитие слогового анализа и синтеза».Подготовила учитель ОУ для обучающихся с ОВЗРяз...
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах, предложениях.»
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах, предложениях.»Тема: Автоматизация и дифференциация звуков Ш и Ж в словах, п...