Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".
методическая разработка (2, 3, 4 класс) на тему
Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекция ЗПР младшие школьники | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа развития познавательной сферы, коммуникативных навыков, ЭВС и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Составитель: педагог-психолог Левина Е.А.
Москва 2016
Пояснительная записка.
Актуальность данной программы заключается в том, что последнее время все чаще в общеобразовательные школы приходят учиться дети с задержкой психического развития. Это обуславливает дальнейшую работу педагога-психолога по развитию таких деток. Главной целью работы педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в образовательном учреждении является сопровождение такого ребенка на протяжении всего процесса обучения, помощь в освоении образовательной программы, развитие всех психических сфер для успешного обучения в рамках его возможностей.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР .
При работе с ребёнком учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.
Коррекционно-развивающая программа включает в себя коррекцию познавательного развития детей, развитие речи и коммуникативных способностей, коррекцию эмоционального развития детей, развитие произвольности в любом виде деятельности, коррекцию агрессивного поведения (если оно присутствует).
Программа рассчитана на весь учебный год. Она состоит из 60 занятий. Частота: по 2 занятия в неделю. Продолжительность одного занятия 30 минут.
Цель: коррекция и психопрофилактика личностной ,эмоциональной, волевой, познавательной, поведенческой сфер ребенка.
Задачи:
- купирование трудностей, сопровождающих учебный процесс.
- развитие личностных особенностей учащегося.
- развития познавательной сферы ребенка.
- развитие навыков самоконтроля.
- повышение школьной мотивации.
- купирование отклоняющегося поведения.
- купирование агрессивных проявлений по отношению к другим детям.
Ожидаемые результаты:
Повышение учебной мотивации, уменьшение количества трудностей обучения, развитие коммуникативных навыков, умение контролировать свое поведение.
Основные блоки работы
№ | Коррекционный блок | Содержание работы | Прим |
1 | Развитие познавательной сферы | Развитие памяти | |
Развитие мышления | |||
Развитие внимания | |||
Развитие творческих способностей | |||
2 | Развитие речи и коммуникативных способностей | Развитие речевых навыков и функций, работа над звукопроизношением | |
Работа над развитием фонематического слуха | |||
Работа над предложением и связной речью | |||
Формирование изобразительно – графических способностей, развитие мелкой моторики | |||
Коррекция несовершенного навыка чтения | |||
Формирование понимания текста | |||
3 | Развитие навыков социальной компетенции | Понимание мотивов собственных действий и действий других людей; принятие разных социальных ролей и действовие в соответствии с ними в контексте ситуации; | |
Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирован6ие результатов действий и поступков; регулирование конфликтов | |||
4 | Предупреждение отставаний и нежелательных тенденций в личностном развитии | Упражнения на развитие произвольной сферы (регуляция и контроль) | |
Мотивационный блок | |||
5 | Эмоциональная сфера | Формирования позитивного настроя на занятия | |
Снятие напряженности и скованности, снятие напряженности | |||
Повышение самооценки, формирование адекватного отношения к себе | |||
Коррекция тревожности, отработка страхов | |||
6 | Коррекция агрессивного поведения. | 1. Приобретение навыков самоконтроля. 2. Осознание своего поведения. 3.Приобретение навыка решать конфликты спокойно, без проявлений агрессии. 4. Развитие эмпатиии, рефлексии. 5. Формирование умения отвечать за свои слова и поступки. |
Планирование коррекционно-развивающих занятий
педагога-психолога.
№ | Тема занятия | Содержание занятия |
1 | «Хорошо много знать!» | Мотивационные упражнения. Игра «Настроение в цвете», Игра "Что я умею, чего не умею, чему хочу научиться". |
2 | «Запоминай, играя!» | Психогимнастика. Упражнения на развитие памяти. Графический диктант. |
3 | «Думай, анализируя!» | Психогимнастика. Упражнения на развитие мыслительных операций. |
4 | «Я в мире людей» | Управление своим поведением и общением; анализирование действий и поступки; прогнозирование результатов действий и поступков; регулирование конфликтов. |
5 | «В гостях у сказки!» | Психогимнастика. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления Графический диктант. |
6 | «Я – ученик» | Упражнения на развитие мотивации к учению |
7 | «Угадай слово!». | Психогимнастика. Развитие концентрации внимания, слуховой памяти. Развитие наглядно-образного мышления. Шифровка. |
8 | «Развитие самопознания и индивидуальности» | Мой портрет. Я сегодня, вчера и завтра. |
9 | «Найди лишнее…!» | Психогимнастика. Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Копирование. |
10 | Речевые упражнения | Упражнения на правильное дышание, ритмирование. Чистоговорки, скороговорки. |
11 | «Ожившая картинка!» | Психогимнастика. Тренировка внимания Совершенствование мыслительных операций Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
12 | Психо- мышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. |
13 | «Загадки» , пословицы, поговоки | Развитие способности по ряду признаков определять предмет, понимание пословиц и поговорок. |
14 | Игры на укрепление мышц и позвоночника, тренировку правильного дыхания | Упражнения на правильное дыхание, ритмирование, укрепление артикуляционного аппарата. |
15 | «Просьба и мое отношение к ней» | Психокоррекционное занятие. Беседа. |
16 | Пальчиковая гимнастика. Основы самомассажа. | Самомассаж. Пальчиковая гимнастика. Наша ладонь. |
17 | Речевые упражнения | Чистоговорки, скороговорки. Развитие артуляционного аппарата. Звукобуквенный анализ. |
18 | «Учусь слышать и запоминать!» | Психогимнастика. Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций . |
19 | Работа с текстами. | Рассказы Л.Н.Толстого. Чтение. Понимание. Пересказ |
20 | Психо – мышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии |
21 | Интеллектуальный тренинг | Корректурные пробы, «Найди отличия», «Что изменилось». |
22 | Повышение скорости чтения | Чтение таблиц слогов. |
23 | Занятие с элементами арт – терапии «Мои чувства» | Рисование красками. |
24 | «Аналогии» | Развитие аналитического мышления. |
25 | «Я в другой роли» | Навыки конструктивного поведения через ролевой тренинг: «Чему меня могут научить трудные ситуации». |
26 | «Кляксы» | Расслабление, снятие напряжения, эмоциональная разрядка . |
27 | Развитие произвольной сферы | Упражнения «Говори наоборот», «Рукавичка». |
28 | «Знакомство со страной чувств. Страх». | Коррекция детских страхов в рисунке, осознание полезности и вреда страхов. Развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом. Обучение способам релаксации и дыхательным техникам. |
29 | «Сложи узор» | Развитие способности к анализу и самоанализу, умения решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. |
30 | «Учись, рассуждая!» | Психогимнастика. Развитие логического мышления. Поиск закономерностей Графический диктант. |
31 | Расскажи сказку. | Упражнения с элементами сказкотерапии. Проигравание сказки с помощью бумажных кукол. |
32 | «Учусь говорить и читать» | Упражнения для развития артикуляционного аппарата. |
33 | Психо - мышечная тренировка | Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. |
34 | «Кто ясно мыслит – ясно излагает…!» | Психогимнастика. Развитие речевого синтеза. Совершенствование мыслительных операций. |
35 | «Слушаем себя» | Игра «Гости», «Море волнуется…»,этюд «Слушаем себя», упражнение «Шестое чувство», этюд «Радуга», рисование на тему «мой самый счастливый день». |
36 | Снятие эмоциональной напряженности | Игра «Пожалуйста», Беседа о вежливости и грубости «Волшебное слово», упражнение «Наши эмоции», упражнение «Нравится - не нравится», упражнение «Продолжи предложение», упражнение «Сбрось усталость», этюд «Слушаем себя». |
37 | Наши эмоции | Игра «Угадай эмоции», беседа «Наши страхи», рисование на тему «Мой страх», упражнение «я-волшебник», упражнение «3 желания», упражнение «Дерево». |
38 | Самоконтроль | Игра «Жучок», упражнение», «С кем я дружу а с кем нет», ролевое проигрывание ситуации «Шляпа», упражнение «Возьми себя в руки». |
39 | Наш внутренний мир | Этюд «Зарядка для лица», беседа «Наш внутренний мир», этюд «Слушаем себя», ролевое проигрывание ситуации «Меня обидели», беседа «Как выпустить пар», упражнение «Воздушный шарик». |
40 | Остановись и подумай | Упражнение «Боксерская груша», упражнение «Кулачки»,Упражнение «Обойдемся без драки», Беседа «Почему мы деремся», Упражнение «Остановись и подумай», этюд «Я в гневе». |
41 | Невербальное и вербальное общение | Этюд «Разговор через стекло», Игра «да-диалог, нет-диалог», Беседа «Как мы говорим «нет»», ролевое проигрывание ситуации «Помирись с другом», упражнение «Скажи мне, кто твой друг». |
42 | Как правильно реагировать? | Игра «Рано-рано два барана», беседа «Два барана»,упражнение «Ласковые имена», игра «Комплименты», беседа «Мои добрые дела», упражнение «Самое лучшее». |
43 | Эмпатия | Беседа «Сочувствие», упражнение «Орехи»,игра «Положительный герой», беседа «Наши недостатки», упражнение «Я глазами других». |
44 | Самоанализ | Этюд «Какой я разный»,этюд «Два сердитых мальчика», беседа «Когда я сержусь», упражнение «Выставка», упражнение «неприятный диалог», упражнение «Грязные руки». |
45 | Самоконтроль | Этюд «Слушаем себя», упражнение «Уходи злость», игра «Соблюдай дистанцию», упражнение «Слушаем себя», упражнение «Черепаха». |
46 | Добрые дела | Беседа «Наказание и поощрение», упражнение «План моих добрых дел», этюд «куры и петух», этюд «Слушаем себя». |
47 | Рефлексия | Упражнение «Что такое хорошо и что такое плохо», беседа «Все люди разные», беседа «Как не надо себя вести». |
48 | Мой гнев | Выявление причины гнева. Переключение внимания и агрессии.Упражнение «Стукни кулаком».Игра «мешочек криков».Упражнение «Гневный листок». Прощание «Подари улыбку». |
49 | Если я злюсь… | Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков.Упражнение «Если я злюсь…».Упражнение «Спектакль».Упражнение «Счет до десяти».Игра «Зайчики». |
50 | Верь в себя | Развитие положительной самооценки. Формирование у ребенка уверенности в себе. Беседа «Вера в себя».Рисование «Автопортрет» .Рассказ «Мой лучший поступок» |
51 | Ты любим | Формирование эмоциональной комфортности и спокойствия у ребенка. Рисование «Моя семья».Упражнение «Я хороший».Лепка «Солнце». |
52 | Люби других | Развитие положительного отношения к близким и окружающим. Конструирование «Подарок другу».Игра «Глаза в глаза».Игра «Море». |
53 | Бежим от злости | Релаксация.Обучение техники снятия физического напряжения.Гимнастика .Игра «Дрова». Игра «подушки». |
54 | Помощь | Развитие чувства эмпатии. Социализация ребенка. Беседа «Помощь».Лепка «Старичок» Игра «Доктор или медсестра». |
55 | Знаток чувств | Развитие чувства эмпатии. Игра «Знаток чувств».Игра «Угадай чувство».Игра «Актер» Рисование «Мое чувство». |
56 | Словарик хороших слов | Закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения . Игра «Словарик хороших слов».Игра «Поводырь».Игра «диспетчер». |
57 | Снятие эмоциональной напряженности | Игра «Пожалуйста», Беседа о вежливости и грубости «Волшебное слово», упражнение «Наши эмоции», упражнение «Нравится - не нравится», упражнение «Продолжи предложение», упражнение «Сбрось усталость», этюд «Слушаем себя». |
58 | Наши эмоции | Игра «Угадай эмоции», беседа «Наши страхи», рисование на тему «Мой страх», упражнение «я-волшебник», упражнение «3 желания», упражнение «Дерево». |
59 | Наш внутренний мир | Этюд «Зарядка для лица», беседа «Наш внутренний мир», этюд «Слушаем себя», ролевое проигрывание ситуации «Меня обидели», беседа «Как выпустить пар», упражнение «Воздушный шарик». |
60 | Рефлексия. | Беседа «Как я изменился», упражнение «Лучшее во мне». |
Список используемой литературы.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И. работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998.
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие. – СПб, 2007.
- Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие. М.: Ось-89, 2002.
- Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологическом исследовании. – Л., 1970.
- Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. 2-у изд. – М.: Генезис, 2011. – 216 с.
- Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования \\ Педагогика. – 2003. - №5
- Панфилова М.А. Игротерапия общения М: Гном-пресс. 2002.
- Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности \\ Психологический журнал. – 1996. - №5.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск: Ильин В.П., 1996.
- Дети с задержкой психического развития /Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.
- Адшова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. - 1988.- №4.
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М., 2002.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа комплексного развития и коррекции мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.
Для успешного овладения чтением, письмом и другими школьными навыками важно сформировать у детей не только зрительно-моторные, слухо-моторные координации, но и координации разных частей тела (наприме...
Формирование эмпатийного поведения у детей младшего школьного возраста
Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет роль эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные о...
Коррекция межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии...
Использование мнемотехники при коррекции смешанной дисграфии у детей младшего школьного возраста
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи. Мнемотаблица - это схема, структура, в которую можно ...
Классный проект:" Снижение агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста через игровые технологии"
Дети младшего школьного возраста с высоким уровнем агрессивных проявлений характеризуются тем, что усложненную ситуацию воспринимают как угрожающую, неадекватно реагируют на замечания, советы, просьбы...
Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия.
Диагностика: способы коррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. Арт-терапия....
Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»
В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия...