Циклограмма логопедического сопровождения обучающихся с ЗПР
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему

Черкунова Анна Дмитриевна

Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность логопеда, направленную на преодоление у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsiklogramma_logopedicheskogo_soprovozhdeniya.docx33.78 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИКЛОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

В словаре русского языка можно прочитать: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-то в качестве спутника или провожатого. Сопровождение ребёнка по его жизненному пути – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.

        Служба сопровождения - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических и логопедических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде. Деятельность службы сопровождения направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребенка и адаптацию к постоянно меняющимся условиям общества.

Сопровождение рассматривается как целостная деятельность, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его развития в процессе школьного обучения. Предполагается, что с первых минут нахождения ребёнка в школе, начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личного роста каждого школьника. Используются методы педагогической и психологической диагностики.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребёнка, определяются условия его успешного обучения.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психическом и речевом развитии.         Данное направление ориентировано на тех школьников, у которых выявлены проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, трудности в общении со взрослыми и сверстниками, в психическом самочувствии.  Для оказания психолого-педагогической и логопедической  помощи таким детям нами предложена система конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы.

Принципы психолого-педагогического и логопедического сопровождения:

1. Принцип гуманизма и оптимизма, что предполагает опору на сильные качества личности, на достоинства обучающихся.
2. Соблюдение интересов ребенка, которые реализуются на всех этапах работы, а также при выборе индивидуального образовательного маршрута.

3. Комплексное изучение ребенка.

4. Целостное изучение ребенка.

Изучение состояний ребенка как единства когнитивного и аффективного развития, совокупности всех психических качеств личности, обусловленных мотивационными установками и психофизическими особенностями.

5. Структурно-динамическое изучение ребенка.

Оценка развития с точки зрения возрастной соотнесенности и определенной последовательности развития функций.

6. Координированность коррекционно-развивающей работы.

Четкое распределение и согласованность действий специалистов.

Остановимся подробно на логопедическом сопровождении.

Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность логопеда, направленную на преодоление у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей.

        Речевые нарушения, встречающиеся у детей с ОВЗ со смешанным специфическим нарушением психического развития, являются серьезным препятствием в овладении ими чтением и письмом, а позднее - в усвоении грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов.

        Главной задачей логопедического сопровождения является обеспечение дифференцированного подхода к детям, имеющим определенные проблемы, мотивирование обучающихся на коррекцию и развитие речи для успешного овладения знаниями, умениями и навыками коррекционной программы и основных предметов школьного цикла.

Компонентами логопедического сопровождения являются

  • профилактика речевых нарушений;
  • логопедическая диагностика;
  • коррекция речевых дефектов;
  • формирование всех сторон (компонентов) речи;
  • развитие невербальных психических функций;
  • развитие эмоционально – волевой сферы;
  • формирование нравственных установок ребёнка.
  • работа с родителями, учителями.

         Можно выделить направления деятельности учителя – логопеда:

  • Информационно-аналитическая деятельность включает сбор информации и анализ.
  • Контрольно-диагностическая включает диагностику и контроль.
  • Организационная  - мотивацию, исполнение и координацию.
  • Планово-прогностическая - прогноз и план действий.
  • Регулятивно-корректировочная  -  регулирование и корректировку.

Направления сопровождающей работы учителя – логопеда

  • Информационно-аналитическая деятельность включает сбор информации и анализ. Сбор анамнестических данных  и изучение педагогической документации; Беседа с родителями.
  • Контрольно-диагностическая включает диагностику и контроль Углубленное  речевое обследование; Анализ письменных работ (2 - 4 класс).
  • Организационная  - мотивацию, исполнение и координацию. Групповые и индивидуальные занятия по определенной  образовательной коррекционной программе; Комплекс артикуляционных упражнений; Выполнение домашних заданий с родителями при консультативной поддержке специалистов;
  • Планово-прогностическая - прогноз и план действий. Заседание психолого-педагогического консилиума (решение об оказании ребёнку психолого-педагогической, логопедической помощи, определение индивидуальных маршрутов обучающихся); Индивидуальные консультации для родителей по организации образовательного процесса; Заполнение индивидуальных речевых карт; Определение направлений развивающей и коррекционной работы; Формирование логопедических групп; Заполнение дневников наблюдений.
  • Регулятивно-корректировочная  -  регулирование и корректировку. Это участие в заседаниях методических объединений учителей, в работе педагогических советов; Внесение коррективов в план развивающей и коррекционной работы; Осуществление взаимодействия с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по русскому языку).

         Направления сопровождающей работы учителя – логопеда

  1. Углубленное обследование устной и письменной речи обучающихся. В течение учебного года проводятся наблюдения  за  динамикой речевых нарушений, за влиянием определенных методов на речевое развитие и коррекцию речи ребенка. Три раза в год проводится мониторинг результатов первичной, промежуточной и заключительной диагностики устной и письменной речи.  
  2. Анализ сопровождающей документации.
  3. Коррекционно-развивающая работа. Она осуществляется по «Программе по логопедии для работы с обучающимися начальных классов общеобразовательных школ» ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ, издательский центр «Пионер» 2015. Программы также изменены и адаптированы для детей с ЗПР и содействуют обеспечению уровня подготовки учащихся 1 ступени в соответствии с требованиями ФГОС НОО. 

Логопедические занятия проходят в форме индивидуальных и групповых логопедических занятий. Содержание направлено на предупреждение и преодоление нарушений устной и письменной речи.

Коррекционное обучение  проводиться на трех уровнях

  • Коррекционная работа на фонетическом уровне:

Основные задачи:

  • Развитие звуковой стороны речи.
  • Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
  • Коррекция дефектов произношения.

Это:

- исправление дефектного звукопроизношения;

- формирование звуко-слоговой структуры слова;

- развитие фонематических процессов (фонематическое восприятие, анализ и синтез).

  • Коррекционная работа на лексическом уровне:

Основные задачи:

  • Уточнение значений имеющихся у детей слов и обогащение словарного запаса.
  • Изучение слова в единстве его лексических и грамматических значений.
  • Коррекция нарушений письменной речи.

Это:

- уточнение, расширение, обогащение словарного запаса;

- формирование семантической структуры слова;

- устранение имеющихся аграмматизмов;

- уточнение грамматического значения слов;

- формирование грамматических и морфологических обобщений;

- развитие морфемного и морфологического анализа.

  • Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Основные задачи:

  • Уточнение значения используемых синтаксических конструкций.
  • Овладение словосочетаниями моделями предложений различных синтаксических конструкций.
  • Развитие навыков построения связного высказывания.
  • Установление логики, отбор языковых средств.

 Это:

- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.

- сформирование синтаксической структуры простого и сложного предложения;

- развитие навыка построения связного речевого высказывания,   смыслового программирования.

- точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств.

            Параллельно с основными задачами по коррекции речи выделяются общие направления коррекционной работы

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.

2.Формирование полноценных учебных умений:

  • планирование предстоящей деятельности
  • контроль над ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
  • работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
  • применение знаний в новых ситуациях;
  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

3. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

  • умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;
  • умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • умение целенаправленно и последовательно (в соответствии  с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда;

4. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
  • применение инструкции (алгоритма).

То есть, развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

Основной формой логопедической деятельности являются групповые занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное,  всестороннее  развитие речевых, творческих способностей каждого ребёнка.

       Групповое логопедическое занятие продолжительностью 40 минут, индивидуальное – 20 минут. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

В занятии в сложном взаимодействии находятся: цель, задачи, содержание, методы, средства, формы организации деятельности учителя – логопеда и ученика. Каждое логопедическое занятие должно быть направлено на решение четырех групп задач: корригировать, развивать, обучать, воспитывать.

Циклограмма процесса логопедического сопровождения может выглядеть следующим образом.


Циклограмма логопедического сопровождения обучающихся

Направление работы

Задачи

Формы деятельности

Итоговые события

Первичная диагностика  речевого развития школьников (до 15 сентября).

  • Уточнение структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи;
  • Выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
  • Построение системы индивидуальной коррекционной работы;
  • Комплектование групп на основе общности структуры нарушений речи.

  • Сбор анамнестических данных  и изучение педагогической документации;
  • Углубленное  речевое обследование;
  • Анализ письменных работ (2 -4 класс). Беседа с родителями.

  • Заседание психолого-педагогического консилиума (решение об оказании ребёнку психолого-педагогической, логопедической помощи, определение индивидуальных маршрутов обучающихся);
  • Индивидуальные консультации для родителей по организации образовательного процесса;
  • Заполнение индивидуальных речевых карт;
  • Определение направлений развивающей и коррекционной работы;
  • Формирование логопедических групп;
  • Заполнение дневников наблюдений.

Организация логопедических занятий 1 СКК

(сентябрь-май).

  • Развитие звуковой стороны речи;
  • Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
  •  Коррекция дефектов произношения;
  • Профилактика нарушений письменной речи школьников;
  • Формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
  • Воспитание умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных семантических структур.
  • Групповые и индивидуальные занятия по определенной  образовательной коррекционной программе;
  • Комплекс артикуляционных упражнений;
  • Выполнение домашних заданий с родителями при консультативной поддержке специалистов;

  • Методическое совещание педагогов класса (знакомство с рекомендациями по индивидуальному подходу к школьникам в процессе обучения);
  • Индивидуальные консультации для педагогов и родителей обучающихся по разработке форм и методов оказания помощи ребенку;
  • Внесение корректив в план развивающей и коррекционной работы.

Организация логопедических занятий 2 СКК

(сентябрь-май).

  • Формирование функций звукового и слогового анализа и синтеза;
  •  Развитие фонематических процессов;
  • Формирование функций языкового анализа и синтеза;
  • Развитие лексико-грамматического строя речи;
  • Групповые и индивидуальные занятия по устранению различных нарушений речи и преодолению обусловленной ими неуспеваемостью по русскому языку;
  • Совместная работа  учителя и логопеда по усвоению навыков грамотного письма.
  • Посещение уроков в целях выработки единой направленности в работе логопеда и учителя с учащимися, имеющими нарушения речи;
  • Проведение среди учителей и родителей учащихся пропаганду логопедических знаний по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи;
  • Внесение корректив в план развивающей и коррекционной работы.

Организация логопедических занятий 3 – 4 СКК

(сентябрь-май).

  • Обогащение словарного запаса;
  • Развития умения активно пользоваться различными способами словообразования  и словоизменения;
  • Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического строя речи;
  • Обогащение фразовой речи путем ознакомления с явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии, синтаксических конструкций;
  • Развитие навыков построения связного высказывания.
  • Групповые занятия по определенной  образовательной коррекционной программе;
  • Совместная работа  учителя и логопеда по усвоению навыков грамотного письма.
  • Участие в заседаниях методических объединений учителей, в работе педагогических советов;
  • Индивидуальные консультации для педагогов и родителей;
  • Внесение корректив в план развивающей и коррекционной работы;
  • Осуществление взаимодействия с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по русскому языку).

Промежуточная и заключительная диагностика речевого развития (декабрь, май)

  • Отслеживание динамики сформированности  навыков устной и письменной речи;
  • Анализ работы, проведенной в течение года, осмысление результатов.
  • Беседы с педагогами, работающими в классе;
  • Проведение контрольных работ по русскому языку;
  • Составление мониторинга заключительной диагностики устной и письменной речи;
  • Сравнительный анализ  результатов первичной, промежуточной и заключительной диагностики устной речи  учащихся.
  • Оформление результатов диагностики;
  • Заседание психолого-педагогического консилиума;
  • Определение направлений развивающей и коррекционной работы на следующий учебный год;
  • Индивидуальные консультации для учителей и родителей обучающихся;
  • Разработка рекомендаций по организации образовательного процесса с конкретным ребенком;
  • Годовой анализ работы логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое сопровождение обучающихся НОО

Материал о работе школьного логопункта...

Программа логопедического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС НОО

Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениям...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начальных классов, имеющих нарушения письменной речи

Календарно-тематическое планирование логопедического сопровождения для 1-2 классов...

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 3-4- классов, имеющих нарушения письменной речи

Календарно-тематическое планирование логопедического оспровождения учащихся 3-4- классов...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....

Логопедическое сопровождение обучающих с ОВЗ

В статье представлен опыт работы с обучающимися с умственной отсталостью....