Циклограмма логопедического сопровождения обучающихся с ЗПР
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему
Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность логопеда, направленную на преодоление у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsiklogramma_logopedicheskogo_soprovozhdeniya.docx | 33.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦИКЛОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
В словаре русского языка можно прочитать: сопровождать – значит идти, ехать вместе с кем-то в качестве спутника или провожатого. Сопровождение ребёнка по его жизненному пути – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
Служба сопровождения - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических и логопедических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде. Деятельность службы сопровождения направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребенка и адаптацию к постоянно меняющимся условиям общества.
Сопровождение рассматривается как целостная деятельность, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его развития в процессе школьного обучения. Предполагается, что с первых минут нахождения ребёнка в школе, начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личного роста каждого школьника. Используются методы педагогической и психологической диагностики.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребёнка, определяются условия его успешного обучения.
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психическом и речевом развитии. Данное направление ориентировано на тех школьников, у которых выявлены проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, трудности в общении со взрослыми и сверстниками, в психическом самочувствии. Для оказания психолого-педагогической и логопедической помощи таким детям нами предложена система конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы.
Принципы психолого-педагогического и логопедического сопровождения:
1. Принцип гуманизма и оптимизма, что предполагает опору на сильные качества личности, на достоинства обучающихся.
2. Соблюдение интересов ребенка, которые реализуются на всех этапах работы, а также при выборе индивидуального образовательного маршрута.
3. Комплексное изучение ребенка.
4. Целостное изучение ребенка.
Изучение состояний ребенка как единства когнитивного и аффективного развития, совокупности всех психических качеств личности, обусловленных мотивационными установками и психофизическими особенностями.
5. Структурно-динамическое изучение ребенка.
Оценка развития с точки зрения возрастной соотнесенности и определенной последовательности развития функций.
6. Координированность коррекционно-развивающей работы.
Четкое распределение и согласованность действий специалистов.
Остановимся подробно на логопедическом сопровождении.
Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность логопеда, направленную на преодоление у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Речевые нарушения, встречающиеся у детей с ОВЗ со смешанным специфическим нарушением психического развития, являются серьезным препятствием в овладении ими чтением и письмом, а позднее - в усвоении грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов.
Главной задачей логопедического сопровождения является обеспечение дифференцированного подхода к детям, имеющим определенные проблемы, мотивирование обучающихся на коррекцию и развитие речи для успешного овладения знаниями, умениями и навыками коррекционной программы и основных предметов школьного цикла.
Компонентами логопедического сопровождения являются
- профилактика речевых нарушений;
- логопедическая диагностика;
- коррекция речевых дефектов;
- формирование всех сторон (компонентов) речи;
- развитие невербальных психических функций;
- развитие эмоционально – волевой сферы;
- формирование нравственных установок ребёнка.
- работа с родителями, учителями.
Можно выделить направления деятельности учителя – логопеда:
- Информационно-аналитическая деятельность включает сбор информации и анализ.
- Контрольно-диагностическая включает диагностику и контроль.
- Организационная - мотивацию, исполнение и координацию.
- Планово-прогностическая - прогноз и план действий.
- Регулятивно-корректировочная - регулирование и корректировку.
Направления сопровождающей работы учителя – логопеда
- Информационно-аналитическая деятельность включает сбор информации и анализ. Сбор анамнестических данных и изучение педагогической документации; Беседа с родителями.
- Контрольно-диагностическая включает диагностику и контроль Углубленное речевое обследование; Анализ письменных работ (2 - 4 класс).
- Организационная - мотивацию, исполнение и координацию. Групповые и индивидуальные занятия по определенной образовательной коррекционной программе; Комплекс артикуляционных упражнений; Выполнение домашних заданий с родителями при консультативной поддержке специалистов;
- Планово-прогностическая - прогноз и план действий. Заседание психолого-педагогического консилиума (решение об оказании ребёнку психолого-педагогической, логопедической помощи, определение индивидуальных маршрутов обучающихся); Индивидуальные консультации для родителей по организации образовательного процесса; Заполнение индивидуальных речевых карт; Определение направлений развивающей и коррекционной работы; Формирование логопедических групп; Заполнение дневников наблюдений.
- Регулятивно-корректировочная - регулирование и корректировку. Это участие в заседаниях методических объединений учителей, в работе педагогических советов; Внесение коррективов в план развивающей и коррекционной работы; Осуществление взаимодействия с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по русскому языку).
Направления сопровождающей работы учителя – логопеда
- Углубленное обследование устной и письменной речи обучающихся. В течение учебного года проводятся наблюдения за динамикой речевых нарушений, за влиянием определенных методов на речевое развитие и коррекцию речи ребенка. Три раза в год проводится мониторинг результатов первичной, промежуточной и заключительной диагностики устной и письменной речи.
- Анализ сопровождающей документации.
- Коррекционно-развивающая работа. Она осуществляется по «Программе по логопедии для работы с обучающимися начальных классов общеобразовательных школ» ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ, издательский центр «Пионер» 2015. Программы также изменены и адаптированы для детей с ЗПР и содействуют обеспечению уровня подготовки учащихся 1 ступени в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Логопедические занятия проходят в форме индивидуальных и групповых логопедических занятий. Содержание направлено на предупреждение и преодоление нарушений устной и письменной речи.
Коррекционное обучение проводиться на трех уровнях
- Коррекционная работа на фонетическом уровне:
Основные задачи:
- Развитие звуковой стороны речи.
- Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
- Коррекция дефектов произношения.
Это:
- исправление дефектного звукопроизношения;
- формирование звуко-слоговой структуры слова;
- развитие фонематических процессов (фонематическое восприятие, анализ и синтез).
- Коррекционная работа на лексическом уровне:
Основные задачи:
- Уточнение значений имеющихся у детей слов и обогащение словарного запаса.
- Изучение слова в единстве его лексических и грамматических значений.
- Коррекция нарушений письменной речи.
Это:
- уточнение, расширение, обогащение словарного запаса;
- формирование семантической структуры слова;
- устранение имеющихся аграмматизмов;
- уточнение грамматического значения слов;
- формирование грамматических и морфологических обобщений;
- развитие морфемного и морфологического анализа.
- Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Основные задачи:
- Уточнение значения используемых синтаксических конструкций.
- Овладение словосочетаниями моделями предложений различных синтаксических конструкций.
- Развитие навыков построения связного высказывания.
- Установление логики, отбор языковых средств.
Это:
- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.
- сформирование синтаксической структуры простого и сложного предложения;
- развитие навыка построения связного речевого высказывания, смыслового программирования.
- точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств.
Параллельно с основными задачами по коррекции речи выделяются общие направления коррекционной работы
1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
2.Формирование полноценных учебных умений:
- планирование предстоящей деятельности
- контроль над ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
- работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
- применение знаний в новых ситуациях;
- анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
3. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
- умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;
- умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда;
4. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
- ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
- ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
- применение инструкции (алгоритма).
То есть, развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.
Основной формой логопедической деятельности являются групповые занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное, всестороннее развитие речевых, творческих способностей каждого ребёнка.
Групповое логопедическое занятие продолжительностью 40 минут, индивидуальное – 20 минут. Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.
В занятии в сложном взаимодействии находятся: цель, задачи, содержание, методы, средства, формы организации деятельности учителя – логопеда и ученика. Каждое логопедическое занятие должно быть направлено на решение четырех групп задач: корригировать, развивать, обучать, воспитывать.
Циклограмма процесса логопедического сопровождения может выглядеть следующим образом.
Циклограмма логопедического сопровождения обучающихся
Направление работы | Задачи | Формы деятельности | Итоговые события |
Первичная диагностика речевого развития школьников (до 15 сентября). |
|
|
|
Организация логопедических занятий 1 СКК (сентябрь-май). |
|
|
|
Организация логопедических занятий 2 СКК (сентябрь-май). |
|
|
|
Организация логопедических занятий 3 – 4 СКК (сентябрь-май). |
|
|
|
Промежуточная и заключительная диагностика речевого развития (декабрь, май) |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритмизация и содержание логопедического сопровождения обучающихся С(К)К VII вида на основе рекомендаций ПМПК
рекомендации...
Логопедическое сопровождение обучающихся НОО
Материал о работе школьного логопункта...
Программа логопедического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ в условиях реализации ФГОС НОО
Программа коррекционной работы, составленная в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с речевыми нарушениям...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся начальных классов, имеющих нарушения письменной речи
Календарно-тематическое планирование логопедического сопровождения для 1-2 классов...
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся 3-4- классов, имеющих нарушения письменной речи
Календарно-тематическое планирование логопедического оспровождения учащихся 3-4- классов...
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....
Логопедическое сопровождение обучающих с ОВЗ
В статье представлен опыт работы с обучающимися с умственной отсталостью....