Адаптированная основная образовательная программа учащегося с ОВЗ в ГБОУ ВЛГ № 1389 с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комиссии(ЦПМПК), логопедической службы ГБОУ ВЛГ №1389.
рабочая программа по логопедии на тему
В материале представлена Адаптированная основная образовательная программа учащегося с ОВЗ в ГБОУ ВЛГ № 1389 с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и(или) психолого-медико-педагогической комиссии(ЦПМПК), логопедической службы ГБОУ ВЛГ №1389.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aoop_no1389.docx | 126.73 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ ВЛГ №1389 Кругляков К.М. «1» сентября 2016 г. | РАССМОТРЕНО на заседании м/о Протокол № ___ от «1 » сентября 2016 г. |
Адаптированная основная образовательная программа
учащегося с ОВЗ в ГБОУ ВЛГ № 1389
с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и
(или) психолого-медико-педагогической комиссии(ЦПМПК),
логопедической службы ГБОУ ВЛГ №1389.
Учитель- логопед ГБОУ ВЛГ №1389 Николашева Людмила Сергеевна
Учитель- логопед ГБОУ ВЛГ №1389 Зиновьева Марина Владимировна
Москва 2016 г
Содержание
I .Введение
1.Цели реализации АООП НОО
2. Нормативные документы
3. Особые образовательные потребности детей с ТНР
II.1.АООП НОО ГБОУ ВЛГ №1389
2.Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО
3.Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения АООП НОО
4.Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
5. Задачи АООП НОО
6.Оценка результатов АООП НОО
7. Основные направления коррекционно- развивающей работы
8. Механизмы действия АООП НОО
9. Содержание коррекционно - развивающей работы
III.Календарно- тематическое планирование 3 этапов логопедической работы для детей с ТНР.
IV. Список используемой литературы и интернет сайтов.
Адаптированная основная образовательная программа(далее АООП) в ГБОУ ВЛГ №1389 нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей» АООП для детей с ОВЗ создана на основании основной образовательной программы начального образования ГБОУ ВЛГ №1389.
Для детей имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), далее тяжёлые нарушения речи (ТНР - входящие в систему ОВЗ), должны быть созданы специальные речевые условия в обучении.
В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их адаптированной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями.
В качестве нормативно-правового основания адаптированной основной образовательной программы для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ «Об образовании» в редакции от 29 декабря 2012 года . При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый государственным образовательным стандартом, на который специалисты ориентировались при разработке АООП.
Адаптированная образовательная программа, разработана специалистами ГБОУ ВЛГ №, утверждена руководителем образовательной организации и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.
I.1 Цели реализации
Адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования (АООП НОО)
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
I.2 Нормативные документы АООП НОО ГБОУ ВЛГ №1389
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с ОВЗ составляют:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ТНР;
Нормативно-методические документы Министерства образования и науки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС НОО обучающихся с ТНР;
Устав образовательной организации.
I.3 Особые образовательные потребности обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития; организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;
- получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
- координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и рекомендаций ЦПМПК, а так же консилиума ГБОУ ВЛГ №1389 ( ППк);
- получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
-гибкое варьирование двух компонентов – академического и жизненной компетенции в процессе обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности академического компонента образования и сформированности жизненной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.
II.1Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования(АООП НОО)
Обучаясь по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования , обучающийся с ТНР получает образование, сопоставимое по конечным достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников, не имеющих нарушения речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных коррекционных группах).
Программа предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых нарушений, для которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, имеющие нарушения чтения и письма. А так же дети со сложным сочетанным психоневрологическим диагнозом.
В зависимости от уровня речевого развития и механизма его нарушения в ГБОУ ВЛГ существуют несколько видов групп:
- для детей дошкольного уровня имеющих ОНР по показаниям ЦМППК. (на базе структурных подразделений комплекса ВЛГ №1389 )
-для детей имеющих нарушенное произношение(1 кл.), по рекомендациям ППк.
-для детей имеющих нарушение фонематического слуха (1-2 кл.) по рекомендациям ППк .(С учётом языковой специфики ГБОУ ВЛГ №1389.)
- для детей 1 классов имеющих ОНР + психологические особенности по рекомендациям ППк ГБОУ ВЛГ №1389.
- для детей 2-4 классов имеющих ОНР и нарушения чтения и письма препятствующие овладение программой гимназии. (По рекомендациям ППк ГБОУ ВЛГ№1389).
Сроки получения начального образования обучающимися с ТНР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития обучающихся данной категории, которые определяются ФГОС НОО.
Нормативный срок освоения адаптированной основной программы составляет 3 года на базе дошкольных подразделений, 4 года на базе начальной школы, Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и/или по уровню своего развития не готовых к освоению программы I класса, предусматривается надомное обучение.
Обучающийся с ТНР, осваивающий школьную программу, имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах (Часть 13 статьи 59 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»..) Для обеспечения освоения обучающимися с ТНР АООП НОО может быть реализована сетевая форма взаимодействия с использованием ресурсов как образовательных, так и иных организаций.
Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с ТНР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК,ППк сформулированных по результатам их комплексного обследования, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
II.2.Планируемые результаты освоения обучающимися
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования (АООП НОО)
Результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающимися с ТНР оцениваются как итоговые на момент завершения нача-льного общего образования.
Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обеспечивает достижение обучающимися с ТНР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для всех предметных и коррекционно-развивающей областей являются общими и заключаются в следующем:
Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования отражают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося, включающие: овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования должны отражать:
- сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- патриотизм, чувство гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы;
- осознание роли своей страны в мировом развитии;
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- сформированность уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяяющемся и развивающемся мире;
- самостоятельность и личную ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- сформированность этических чувств, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- сформированность чувства прекрасного - умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому;
- умение чувствовать красоту художественного слова, стремление к совершенствованию собственной речи;
- владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
- сформированность уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и управлять ими;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АОП основного общего образования, которые отражают:
- владение всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательной организации и вне ее;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
- освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
- сформированность умений планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
-умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-владение знаково-символическими средствами представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, широким спектром действий и операций решения практических и учебно- познавательных задач;
-умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- владение навыками смыслового чтения произведений различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- умение работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся;
- умение адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения различных познавательных и коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
- владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно- следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими);
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения в оценке данных;
- готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- умение определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- использование речи в целях налаживания продуктивного сотрудничества со сверстниками при решении различных учебно- познавательных задач; регуляции своих действий; построения монологического высказывания;
- умение организовывать и поддерживать коммуникативную ситуацию сотрудничества, адекватно воспринимать и отражать содержание и условия деятельности;
- владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
II.3 Система оценки достижения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования
- Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования должна:
- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий; - обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
- предусматривать оценку эффективности реализации программы коррекционной работы в поддержке освоения АООП НОО обучающихся с ТНР;
- предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших адаптированную основную общеобразова-тельную программу начального общего образова-
ния) и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения;
- позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.
В процессе оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.).
II.4 Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся с ТНР определяется требованиями ФГОС НОО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
Программа предусматривает формирование у обучающихся с ТНР: способов деятельности, применяемых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; формирование основ гражданской идентичности личности, ее ценностно- смысловой сферы; развитие умения учиться.
Программа формирования универсальных учебных действий обеспечивает:
-успешность (эффективность) обучения в любой предметной области, общность подходов к осуществлению любой деятельности обучающегося вне зависимости от ее предметного содержания;
-реализацию преемственности всех ступеней образования и этапов усвоения содержания образования;
-создание условий для готовности обучающегося с ТНР к дальнейшему образованию, реализации доступного уровня самостоятельности в обучении;
-целостность развития личности обучающегося.
II.5 Задачи программы:
- установление ценностных ориентиров начального образования для обучающихся с ТНР;
- овладение обучающимися с ТНР комплексом учебных действий, составляющих операциональный компонент учебной деятельности;
- формирование основных компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебная задача,
учебные операции);
- определение состава и характеристики универсальных учебных действий;
- выявление в содержании предметных областей универсальных учебных действий и определение условий их формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях;
- формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
У обучающихся с ТНР формируются личностные, регулятивные, познавательные (общеучебные, логические), коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно); планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий); прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик); контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); коррекцию (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами); оценку (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы); саморегуляцию (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий).
Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.
Формируя общеучебные универсальные действия, обучающихся с ТНР учат самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск и отбор необходимой информации, в том числе с использованием общедоступных в начальной школе инструментов информационных и коммуникационных технологий и источников информации; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; владеть приемами и видами смыслового чтения в зависимости от цели и характера текста (художественный, научный, публицистический и т.д.); формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении задач творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия. Программой предусматривается формирование таких знаково-символических действий, как моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Овладение логическими универсальными действиями способствует совершенствованию у обучающихся с ТНР умений осуществлять основные мыслительные операции (анализ, синтез, сериация, классификация, установление причинно-следственных связей и т.д.) и на этой основе делать умозаключения, выдвигать гипотезы и доказывать их. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формируя коммуникативные универсальные учебные действия, обучающихся с ТНР учат планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяя его цели, функции участников, способы взаимодействия; разрешать конфликты, выявляя, идентифицируя проблему, осуществляя поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализацию; управлять поведением партнёра; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации.
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Они носят метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее предметного содержания.
Формирование универсальных учебных действий реализуется в ходе изучения системы учебных предметов и специальных курсов.
Каждый учебный предмет и специальный курс в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаковосимволических действий
- замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Усвоение универсальных учебных действий на уроках русского языка создаёт условия для формирования языкового чувства как результата ориентировки ребёнка в морфологической и синтаксической структуре языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
стремление к более точному выражению собственных мыслей; умение задавать вопросы.
Учебный предмет «Литературное чтение», приоритетной целью которого является формирование читательской компетентности обучающихся с ТНР, обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
овладение осознанным, правильным, беглым, выразительным чтением;
умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации;
умение выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и получения информации; овладение представлениями о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлениях, понятиях о добре и зле, нравственности.
Учебный предмет «Иностранный язык» обеспечивает формирование коммуникативной культуры обучающихся, способствует их общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию.
При изучении иностранного языка развиваются следующие универсальные учебные действия:
- способность работать с текстом, опираясь на умения,
приобретённые на уроках родного языка (прогнозирование содержания текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывание текста, выписывание отдельных слов и предложений из текста и т.п.);
- овладение разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;
- овладение общеречевыми коммуникативными умениями,
например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку;
- умение самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).
Учебный предмет «Математика» является основой развития у обучающихся познавательных универсальных действий, в первую очередь логических.
При изучении математики формируются следующие универсальные учебные действия:
способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира;
умение строить алгоритм поиска необходимой информации, определять
логику решения практической и учебной задачи;
умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Учебный предмет «Окружающий мир» помогает обучающимся в овладении практико-ориентированными знаниями для развития экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций.
При изучении учебного предмета «Окружающий мир» развиваются следующие универсальные учебные действия:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для решения учебных задач;
осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
умение наблюдать и исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» обеспечивает формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
При изучении учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» формируются следующие универсальные учебные действия:
- умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее; ориентироваться в основных исторических событиях своего народа и России и ощущать чувство гордости за славу и достижения своего народа и России;
- умения фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
- владение нормами и правилами взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
Значимость учебного предмета «Изобразительное искусство» определяется нацеленностью этого предмета на развитие творческих способностей и потенциала обучающегося с ТНР, формирование ассоциативно образного пространственного мышления, интуиции. У обучающихся развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.
Сформированность универсальных учебных действий при освоении изобразительного искусства проявляется в:
- умении видеть и воспринимать явления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературного чтения, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Важнейшей особенностью учебного предмета «Труд» является то, что реализуемая на уроках продуктивная предметная деятельность является основой формирования познавательных способностей обучающихся с ТНР, стремления активно познавать историю материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительно относиться к ним.
На уроках труда все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся. Поэтому они являются опорными для формирования системы универсальных учебных действий у обучающихся с ТНР.
Учебный предмет «Физическая культура» обеспечивает:
в области личностных универсальных учебных действий
- формирование: основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы; освоение правил здорового и безопасного образа жизни; в области регулятивных универсальных учебных действий: развитие умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
- в области коммуникативных универсальных учебных действий: развитие взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничество и кооперацию (в командных видах спорта - формирование умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия, распределения функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).
II.6 Оценка результатов
Итоговая оценка выпускника гимназии формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, родному языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.
Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.
7. Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования обучающихся с ТНР включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у обучающихся с ТНР особых потребностей в адаптации к освоению адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолого-педагогической помощи в условиях образовательной организации;(ППк)
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом, речевом развитии обучающихся с ТНР;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся с ТНР в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования, специалистов, работающих с детьми, их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий образования, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся с ТНР;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для обучающихся с ТНР, со всеми его участниками - сверстниками, родителями (законными представителями).
8. Механизмы реализации программы коррекционной работы
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее комплексное, системное сопровождение образовательного процесса, и социальное партнерство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, другими институтами общества).
Взаимодействие специалистов ГБОУ ВЛГ №1389 предусматривает:
- многоаспектный анализ личностного, познавательного, речевого развития обучающего с ТНР;
- комплексный подход к диагностике, определению и решению проблем обучающегося с ТНР, к предоставлению ему квалифицированной помощи с учетом уровня речевого развития, механизма речевой патологии, структуры речевого дефекта;
- разработку индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ТНР.
Социальное партнерство предусматривает:
- сотрудничество с образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития, социализации, здоровьесбережения обучающихся с ТНР;
- сотрудничество со средствами массовой информации;
- сотрудничество с родительской общественностью.
Основными задачами коррекционно-развивающего курса являются:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).
Задачи реализации специального курса «Произношение» конкретизируются для обучающихся I и II классов.
Содержание программы коррекционного курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются: формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных .
Программой предусмотрена коррекция нарушений произношения на индивидуальных/подгрупповых логопедических занятиях. Занятия проводятся в I и II классах. Рекомендуется проведение этих занятий с учетом степени выраженности, характера, механизма и структуры речевого дефекта.
Начиная с I класса, на занятиях по коррекции произношения формируется правильное восприятие и произношение звуков, существляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.
Во II классе завершается формирование произносительной стороны речи. Осуществляется автоматизация навыков произношения в различных коммуникативных ситуациях. В моделируемых лингвистических условиях закрепляются структурно-системные связи между звучанием и лексическим значением слова, его грамматической формой. Проводится коррекция на- рушений письменной речи.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом занятии по коррекции произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического). На занятиях по коррекции произношения в I и II классах необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др. Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие ручной и артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы:
Первый этап — обследование речи обучающихся и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте.
Второй этап — подготовительный. Цель подготовительного этапа – формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков, их дифференциация на слух и в произношении, развитие элементарных форм фонематического анализа.
Третий этап — основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо-произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения.
Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация
- как на уроках, так и на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях.
Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного обучающегося и объемом нарушенных звуков.
В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, начиная со слов простой звукослоговой структуры. Новая звукослоговая структура закрепляется на артикуляторно простых звуках, произношение которых не было нарушено у детей. Параллельно с коррекцией дефектов звукопроизношения и воспроизведения звукослоговой структуры слова осуществляется работа по нормализации просодических компонентов речи.
Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности обучающиеся должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи.
В результате обучения обучающиеся овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико- грамматического строя речи на занятиях по коррекции произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому языку.
К концу II класса у обучающихся с ТНР должны быть в основном устранены нарушения звуковой стороны речи (дефекты звукопроизношения, нарушения звукослоговой структуры не только простых, но и сложных слов, нарушения просодической стороны речи). Сокращаются репродуктивные упражнения и повышается роль когнитивных процессов в формировании устной речи. При тяжелых расстройствах звуковой стороны речи (ринолалии, дизартрии) работа продолжается в III и IV классах.
Конкретное содержание занятий по коррекции нарушений произношения определяется характером речевого дефекта обучающихся, программой по обучению грамоте, а также программой по развитию речи и русскому языку.
В процессе логопедических занятий осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков обучающихся. В связи с этим темы и содержание логопедических занятий носят опережающий характер и подготавливают обучающихся к усвоению программ «Обучение грамоте», «Русский язык», которые предполагают осознание и анализ речевых процессов. Учитывая трудности автоматизации речевых умений и навыков у обучающихся с ТНР, опережение может быть значительным.
Предметные результаты освоения содержания коррекционного курса «Произношение» определяются уровнем речевого развития, степенью выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР.
9. Содержание направлений работы
Диагностическая работа включает:
- изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях обучающихся с ТНР, представленных в заключении психолого- педагогической комиссии(ППк, ЦМППК)
- комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании диагностической информации от специалистов различного профиля;
- выявление симптоматики речевого нарушения и уровня рече-вого развития обучающихся с ТНР;
- установление этиологии, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР;
- изучение специальной ситуации развития и условий семей-ного воспитания обучающихся с ТНР;
- анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с ТНР;
- осуществление мониторинга динамики развития обучающихся с ТНР, их успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования с целью дальнейшей корректировки коррекционных мероприятий.
Коррекционно-развивающая работа включает:
- системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств;
- совершенствование коммуникативной деятельности;
- формирование и коррекцию общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности (по Е.Ф. Соботович);
- развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у обучающихся с ТНР;
- развитие познавательной деятельности, высших психических функций (что возможно только лишь в процессе развития речи);
- формирование или коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации обучающегося с ТНР;
- достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося, и обеспечивающего возможность использовать освоенные умения и навыки в разных видах учебной и внеучебной деятельности, различных коммуникативных ситуациях.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ТНР для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору дифференцированных индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимися;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционно-развивающего обучения учащегося с ТНР.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, лекции, беседы, использование информационных средств), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса и обучающимся, их родителям (законным представителям), вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ТНР;
- проведение тематического обсуждения индивидуально-типологических особенностей обучающегося с ТНР с участниками образовательного процесса, родителями (законными представителями) обучающегося.
Программа коррекционной работы предусматривает вариативные формы специального сопровождения обучающихся с ТНР. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы, что способствует реализации и развитию больших потенциальных возможностей обучающихся с ТНР и удовлетворению их особых образовательных потребностей.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно- воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана, специальных курсов и на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.
III.Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий на I этапе* коррекционной работы с учащимися 1-х классов,
имеющими ОНР, ФНР, ФФНР
на 2016 - 2017 учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечания |
Тема I: Предложение (4 часа) | |||
1 | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. | ||
2 | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | ||
3 | Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. | ||
4 | Упражнение в выделении предложений из рассказа. | ||
Тема II: Звуки и буквы (1 час) | |||
5 | Звуки и буквы. Алфавит. | ||
Тема III: Гласные и согласные (2 часа) 7 часов Уточнение гласных а, о, у, ы, и (5 часов) | |||
6 | Гласные звуки и буквы. | ||
7 | Согласные звуки и буквы. | ||
8 | Уточнение гласного а. | ||
9 | Уточнение гласного о. | ||
10 | Уточнение гласного у. | ||
11 | Уточнение гласного ы. | ||
12 | Уточнение гласного и. | ||
Тема IV - V: Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. (13 часов) | |||
13 | Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. | ||
14 | Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. | ||
15 | Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов со стечением согласных. | ||
16 | Упражнение в закреплении звуко-буквенного анализа и синтеза односложных слов и односложных слов со стечением согласных. | ||
17 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов. Ударение. Перенос слов. | ||
18 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов. | ||
19 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. | ||
20 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов. | ||
21 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со стечением согласных. Ударение. Перенос слов. | ||
22 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. | ||
23 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов. | ||
24 | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. | ||
25 | Проверка знаний и умений по пройденным темам. Самостоятельная работа. | ||
Тема VI: Согласные (89 часов) VI.1 Дифференциация твердых и мягких согласных (23 часа) | |||
26 | Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. | ||
27 | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. | ||
28 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». | ||
29 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «ы – и». | ||
30 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». | ||
31 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «а - я». | ||
32 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». | ||
33 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «о - ё». | ||
34 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю». | ||
35 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными «у – ю». | ||
36 | Дифференциация гласных «о - у». | ||
37 | Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «о - у». | ||
38 | Дифференциация гласных «ё-ю». | ||
39 | Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных «ё-ю». | ||
40 | Дифференциация гласных второго ряда. | Эти темы даются в случае необходимости, например, для других пар гласных: «е - я» и т.д. | |
41 | Тренировочные упражнения на дифференциацию гласных второго ряда. | ||
42 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. | ||
43 | Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов. | ||
44 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости. | ||
45 | Разделительный мягкий знак. | ||
46 | Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи. | ||
47 | Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. | ||
48 | Проверка знаний и умений по теме «Дифференциация твердых и мягких согласных». Диктант. | Варианты проверочных работ: диктант, самостоятельная работа по карточкам, тестовая работа и т.п. | |
VI.2 Различение звонких - глухих согласных звуков (38 часов) | |||
49 | Звуки [б], [б׳], буква «Б». | ||
50 | Звуки [п], [п׳], буква «П». | ||
51 | Различение звонких и глухих [Б] - [П] в устной и письменной речи. | ||
52 | Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
53 | Тренировочные упражнения на различение [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях. | ||
54 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | ||
55 | Звуки [в], [в׳], буква «В». | ||
56 | Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф». | ||
57 | Различение звонких и глухих [В] - [Ф] в устной и письменной речи. | ||
58 | Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
59 | Тренировочные упражнения на различение [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях. | ||
60 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | ||
61 | Звуки [г], [г׳], буква «Г». | ||
62 | Звуки [к], [к׳], буква «К». | ||
63 | Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи. | ||
64 | Упражнение в различении [Г] - [К] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
65 | Звуки [х], [х׳], буква «Х». | ||
66 | Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи. | ||
67 | Тренировочные упражнения на различение [Г] - [К] - [Х] в слогах, словах, предложениях. | ||
68 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | ||
69 | Звуки [д], [д׳], буква «Д». | ||
70 | Звуки [т], [т׳], буква «Т». | ||
71 | Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи. | ||
72 | Упражнение в различении [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
73 | Тренировочные упражнения на различение [Д] - [Т] в слогах, словах, предложениях. | ||
74 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | ||
75 | Звук [ж], буква «Ж». | ||
76 | Звук [ш], буква «Ш». | ||
77 | Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи. | ||
78 | Упражнение в различении [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
79 | Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [Ш] в слогах, словах, предложениях. | ||
80 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | ||
81 | Звуки [з], [з׳], буква «З». | ||
82 | Звуки [с], [с׳], буква «С». | ||
83 | Различение звонких и глухих [З] - [С] в устной и письменной речи. | ||
84 | Упражнение в различении [З] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
85 | Тренировочные упражнения на различение [З] - [С] в слогах, словах, предложениях. | ||
86 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | ||
VI.3 Различение шипящих – свистящих звуков (16 часов) | |||
87 | Различение [Ж] - [З] в устной и письменной речи. | ||
88 | Упражнение в различении [Ж] - [З] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
89 | Тренировочные упражнения на различение [Ж] - [З] в слогах, словах, предложениях. | ||
90 | Различение [Ш] - [С] в устной и письменной речи. | ||
91 | Упражнение в различении [Ш] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
92 | Тренировочные упражнения на различение [Ш] - [С] в слогах, словах, предложениях. | ||
93 | Звук [щ], буква «Щ». | ||
94 | Различение [Щ] - [С’] в устной и письменной речи. | ||
95 | Упражнение в различении [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
96 | Тренировочные упражнения на различение [Щ] - [С’] в слогах, словах, предложениях. | ||
97 | Звук [ч], буква Ч. | ||
98 | Звук [ц], буква Ц. | ||
99 | Различение [Ч] - [Ц] в устной и письменной речи. | ||
100 | Упражнение в различении [Ч] - [Ц] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
101 | Тренировочные упражнения на различение [Ч] - [Ц] в слогах, словах, предложениях. | ||
102 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | Варианты проверочных работ: диктант, списывание, самостоятельная работа, тестовая работа, работа по карточкам и т.п. | |
VI.4 Различение аффрикат (6 часов) | |||
103 | Различение согласных [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
104 | Упражнение в различении [Ч] - [Т’] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
105 | Различение согласных [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
106 | Упражнение в различении [Ч] - [Щ] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
107 | Различение согласных [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
108 | Упражнение в различении [Ц] - [С] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
VI.5 Различение соноров (6 часов) | |||
109 | Звуки [р], [р׳], буква «Р». | ||
110 | Звуки [л], [л׳], буква «Л». | ||
111 | Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи. | ||
112 | Упражнение в различении [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. | ||
113 | Тренировочные упражнения на различение [Р] - [Л] в слогах, словах, предложениях. | ||
114 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | ||
Тема VII. Итоговая проверочная работа (1 час) | |||
115 | Итоговый диктант. | ||
Итого: 115 часов | Количество часов на каждом этапе работы зависит от уровня подготовки детей и их речевых возможностей и потребностей. |
Календарно – тематическое планирование
логопедических занятий на II этапе коррекционной работы с учащимися 2-3-х классов,
имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР
на 2016 - 2017 учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечания |
Тема I: Уточнение и расширение словарного запаса путем усвоения смыслового значения слов (4 часа) | |||
1 | Синонимы. Слова-приятели: близкие по смыслу, но разные слова (корни). | ||
2 | Антонимы. Слова-неприятели, которые имеют противоположное значение. | ||
3 | Омонимы. Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. | ||
4 | Многозначные слова. Слова, которые имеют прямое и переносное значение. | ||
Тема II: Состав слова (31 час) II.1 Словообразование (28 часов) | |||
Родственные слова. Корень (10 часов) | |||
5 | Родственные слова. Корень слова. | ||
6 | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. | ||
7 | Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов. | ||
8 | Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня. | ||
9 | Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова. | ||
10 | Родственные слова и слова с омонимичными корнями. | ||
11 | Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями. | ||
12 | Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». | ||
13 | Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. | ||
14 | Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах. | ||
Приставка (11 часов) | |||
15 | Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. | ||
16 | Тренировочные упражнения в выделении приставок. | ||
17 | Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. | ||
18 | Приставки пространственного значения. | ||
19 | Приставки временного значения. | ||
20 | Многозначные приставки. | ||
21 | Приставки, сходные по буквенному составу. | ||
22 | Разделительный твердый знак. | ||
23 | Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. | ||
24 | Разделительный мягкий знак. | ||
25 | Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. | ||
Суффикс (7 часов) | |||
26 | Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи. | ||
27 | Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. | ||
28 | Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи. | ||
29 | Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. | ||
30 | Суффиксы профессий. | ||
31 | Суффикс прилагательных. | ||
32 | Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени. | ||
II.2 Словоизменение. Согласование слов (11 часов) | |||
33 | Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. | ||
34 | Тренировочные упражнения в выделении окончаний. | ||
35 | Морфологический состав слова. Закрепление материала. | ||
36 | Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа. | ||
37 | Употребление имен существительных разного рода. | ||
38 | Употребление имен существительных в косвенных падежах. | ||
39 | Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. | ||
40 | Согласование прилагательных и существительных в падеже. | ||
41 | Согласование глагола и существительного в числе. | ||
42 | Согласование глагола и существительного в роде. | ||
43 | Согласование глагола и существительного во времени. | ||
Тема III: Предлоги (10 часов) | |||
44 | Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи. | ||
45 | Тренировочные упражнения в выделении предлогов. | ||
46 | Предлоги у, около, к, от, по. | ||
47 | Предлоги на, над, под, с (со), из-под. | ||
48 | Предлоги в (во), из, за, из-за. | ||
49 | Предлоги между, возле, перед. | ||
50 | Дифференциация предлогов и приставок. | ||
51 | Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок. | ||
52 | Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок. | ||
53 | Тренировочные упражнения на отработку пройденного материала. | ||
Тема VI: Итоговая проверочная работа (1 час) | |||
54 | Итоговый диктант. |
Календарно-тематическое планирование
логопедических занятий на III этапе коррекционной работы с учащимися 2 – 3 - 4-х классов,
имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР
на 2015 - 2016 учебный год
№ п/п | Дата | Тема занятия | Примечания |
Тема I: Предложение (10 часов) | |||
1 | Речь. Предложение как единица речи. | ||
2 | Слово. Смысловое значение слова. | ||
3 | Образные слова и выражения в нашей речи. | ||
4 | Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. | ||
5 | Связь слов в предложении. | ||
6 | Упражнение в установлении связей слов в предложении. | ||
7 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. | ||
8 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. | ||
9 | Работа с деформированными предложениями. | ||
10 | Составление предложений по опорным словам. | ||
Тема II: Текст (21 час) | |||
11 | Составление рассказа из предложений, данных в неправильной смысловой последовательности. | ||
12 | Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. | ||
13 | Упражнение в делении текста на отдельные предложения. | ||
14 | Составление связного текста из деформинованных предложений. | ||
15 | Деление текста на части и озаглавливании их. | ||
16 | Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их. | ||
17 | Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы. | ||
18 | Обучение письменному ответу на вопросы. | ||
19 | Работа над изложением. Составление плана изложения. | ||
20 | Упражнение в составлении плана изложения. | ||
21 | Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. | ||
22 | Написание изложения по самостоятельно составленному плану. | ||
23 | Работа над сочинением. Составление плана рассказа. | ||
24 | Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему. | ||
25 | Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов. | ||
26 | Сочинение по данному началу. | ||
27 | Сочинение по данному концу. | ||
28 | Сочинение-повествование. | ||
29 | Сочинение-описание. | ||
30 | Сочинение-рассуждение. | ||
31 | Итоговая проверочная работа. | Сочинение или изложение |
IV.Список использованной литературы:
1. Волкова, Селиверстов. Хрестоматия по логопедии. Том 2. - М.: Владос, 1997.
2. Волкова, Шаховская. Логопедия. - М.: Владос, 1999.
3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: 1997.
4. Левина Р.Е. Логопедическая работа в школе. - М.: 1953.
5. Левина Р.Е. Недостатки речи и письма у детей. - М.: 1961.
6. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушениями речи. - М.: 1961.
7. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР 1950.
8. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: Изд-во МГУ, 1983.
9. Лурия А.Р. Мозг и психика. Хрестоматия по психологии под ред. Мироненко В.В.- М.: Просвещение, 1977.
10. Ю.Меудис В.Я., Негуре И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. - М.: 1994.
11. И.Селиверстов В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М. Владос, 1997.
12. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексия и дисграфия. Сб. под ред. Ляпидевского С.С. - М.: Медицина, 1969,
13. Токарева О.А. Расстройства речи у детей и подростков. Сб. под ред. Ляпдевского С.С. - М.: Медицина, 1969.
14. Хватцев М.Е. Логопедия. - М.: 1959.
15. Величенкова О.А. Дисграфия. Лекция. - М.: КПК 2002-2003.
16. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление младших школьников. - М.: Владос, 1997.
17. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: В. ДОС, 1998.
18. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.
19. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.
20. Городилова, В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков. - М.: Аквариум, 1996.
21. Волкова Л.С. Логопедия. - М.: Просвещение, 1989.
22. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.: 1994.
23. СпироваЛ.Ф. Графические ошибки при нарушенииях письма у детей с недоразвитием речи. Проблемы психического развития нормального ребенка. - М.:
24. Токарева О.А. Расстройство письменной речи у детей. Очерки патологии речи и голоса. - М.: 1963.
25. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. - М.: АРКТИ, 2007.
26.Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. Е.А. Алябьева – Москва, ТЦ Сфера, Москва, 2005
27.Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. Н.Ю. Костылева – Москва, ТЦ Сфера,2007
28.Гимнастика мозга. П. И. Деннисон, Г. И. Деннисон. Книга для родителей и педагогов. – Москва, «Восхождение», 1998
29.Мудрое движение. Мы учимся не только головой. Карла Ханнафорд. – Москва, «Восхождение»
30. Сайт ГБОУ ВЛГ №1389
http://sch1389u.mskobr.ru/docs/methodical_documents/)
32.Логопедический портал http://logoportal.ru/aop/.html
33.Сайт окружного центра ЦМППК http://ocpsmds.mskobr.ru/
34.ФГОС НОО http://nachalka.seminfo.ru/
35.МГППУ http://edu-pmpk.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Чтение» 4 класс
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: С.Ю. Ил...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Русский язык»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: А.К. Ак...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Живой мир»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Занимательный труд»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: Н.Б. Ма...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «ИЗО»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Математика
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой). Учебник: М.Н. Пе...
Рабочая адаптированная основная образовательная программа для учащихся с умственной отсталостью по предмету «Музыка, пение (танец)»
Планирование составлено на основеПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы. - М.: Просвещение, 2011 (Под редакцией И.М. Бгажноковой)....