Обмен опытом работы по использованию инновационных технологий и нетрадиционных методов терапии на логопедических занятиях
статья по логопедии на тему

Ватолина Татьяна

Обмен опытом работы по использованию инновационных технологий и нетрадиционных методов терапии на логопедических занятиях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ  НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ.

Одним из эффективных средств развития интереса к логопедическим занятиям является использование   дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию   эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность закрепить речевой материал  разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

Название игры

Оборудование

Описание игры

Назови одним словом

карточки слов, обозначающих обобщающие понятия.

Логопед называет слова. Которые обозначают видовые понятия (шкаф, диван, кровать, стол, кресло и др.), а дети среди карточек, выставленных на доске, находят обобщающие слова (мебель).

Наоборот

карточки слов

Логопед называет слова, дети из карточек слов, выставленных на доске, выбирают те, на которых даны слова с противоположным значением.

Кто знает, пусть продолжает

карточки слов

На доске выставляются карточки со словами, обозначающими видовые понятия (стол, роза, петух, капуста, диван, лилия, гусь, помидор, кровать, курица, гладиолус и др.). Логопед называет родовое понятие (обобщающее слово): овощи. Дети читают слова и называют те, которые относятся к данному роду: капуста, помидор.

Займи свой домик

карточки трехбуквенных слов, картонные домики с буквами, которые обозначают гласные звуки, в окошке

Логопед предлагает расселить слова в нужные домики: карточку со словом, в середине которого находится буква А, помещают возле домика с буквой А, карточку со ловом, в середине которого находится буква О, помещают возле домика с буквой О, карточку со словом, в середине которого находится буква У, помещают возле домика с буквой У.

Слова-братья

карточки слов

На доске записан столбик слов. Логопед показывает карточку и просит найти в столбике слова, которые начинаются с такого же слога, как и слово на карточке. Вызванный ученик выходит к доске, последовательно читает слова в столбике и подчеркивает те из них которые соответствуют заданному слову

День и ночь

касса букв и слогов

Логопед или ученик, вызванный к доске, составляет слово. Дети его читают. По сигналу «Ночь!» они закрывают глаза, учитель меняет одну из букв в слове. По сигналу «День!» дети открывают глаза и хором читают новое слово, например: коса – роса – косы – козы – розы и тд.

Слоговой конструктор

слоговые карточки

На наборном полотне в два столбика выставлены слоговые карточки (слоги можно просто написать на доске). Логопед сообщает игровую ситуацию: «Вы играете в слоговой конструктор. Из деталей – слогов нужно собрать слова. Для этого к каждому слогу первого столбика нужно подобрать подходящий слог из второго столбика». Вызванный к доске ученик переставляет слоги второго столбика в правильном порядке (или соединяет нужные слоги на доске):

Парашюты

бумажные парашюты, к стропам которых прикреплены буквы

На доске столбик слов с пропущенными буквами. На наборном полотне парашюты, количество которых соответствует количеству слов в столбике. Вызванный ученик прикрепляет нужный парашют к слову таким образом, чтобы буква точно «приземлилась» на своем месте, и читает слово

Туннель

две картонные машины с прорезью в кузове, в которую можно вставить картонку с буквой

На доске два столбика слов с пропущенными буквами - туннели. В словах одного столбика гласный верхнего ряда, в словах другого – гласный нижнего ряда. В прорези машин установлены соответствующие буквы, к примеру У и Ю. Вызванный ученик выбирает туннель, берет машину и читает слова, проводя машину через туннель таким образом, чтобы буква заняла свое место в слове. Например, машины с буквами У и Ю нужно провести через следующие туннели:

Л_ба р_ки

Кл_чи д_бы

Пл_с ст_к

Сал_т др_г

Бюро находок

касса букв

На наборном полотне слова, в которых одна из букв пропущена. Рядом стоит ученик с набором букв (бюро находок). Вызванный ученик молча читает слово, решает, какая буква пропущена, и обращается в бюро находок: «Мое слово потеряло букву А». Ему выдается нужная буква, он вставляет ее в слово, класс хором читает его

Подпиши картинки

предметные картинки

Каждый ученик получает 4-5 предметных картинок. Логопед одно за другим открывает написанные на доске слова. Дети молча читают слово и, если у них есть соответствующая картинка, переворачивают ее обратной стороной. После того, как все слова будут прочитаны, дети называют картинки, которые остались неперевернутыми. Проигрывает ряд, в котором есть ученики, не закрывшие рисунки

 Список литературы:

  1. Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению: Пособие для учителей начальных классов.-М.:ВАКО, 2006
  2. Настольная книга учителя начальных классов./ Авторы – составители Л.С.Бескоровайная, О.В.Перекатьева – Ростов – н/Д: «Феникс», 2002
  3. А.К.Аксенова, Э.В. Якубовская «Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы»  Москва ПРОСВЯЩЕНИЕ 1991
  4. Н.П. Мещерякова, Е.В.Зубович, С.В. Леонтьева «Коррекция письменной речи в начальной школе»  издательство «Учитель» 2008

http://mc.yandex.ru/watch/1334867



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ на логопедических занятиях.

Основным  стержнем в общей системе всестороннего развития   является духовно нравственное воспитание.  

Наиболее актуальна эта работа с детьми с особыми образовательными потребностями.   Кому как не им - детям с ограниченными возможностями здоровья, знакомы насмешки и унижения со стороны нормально развивающихся сверстников. Исследования ученых свидетельствуют о том, что овладение культурой общения детьми с нарушениями   интеллектуального развития, да ещё и речи затруднено в связи со сложностью в формировании самих коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения. Это приводит к нежеланию общаться со сверстниками, неумению обратиться с просьбой или вопросом к взрослым, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи. А недостаточность употребления в их речи слов вежливости, они объясняют простым незнанием их.

Основная цель моей педагогической деятельности -  коррекция  речевого дефекта у обучающихся с ОВЗ.

Для реализации поставленной цели в ходе работы я решаю  задачи:

*формировании  нравственных чувств;

*положительных навыков и привычек поведения;

*основ моральных качеств;

*нравственных представлений и мотивов поведения.    

Духовно-нравственное воспитание на логопедических занятиях является средством коррекционно-развивающей работы:

-для формирования лексического запаса;

-обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка;

-развития навыков связной речи.

Духовно-нравственное воспитание невозможно без знакомства с историей и русской культурой, которое осуществляется на логопедических занятиях в процессе изучения детьми тем: «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Наша армия», «Профессии», «Моя семья», «Мой дом», «Мой родной город», «Моя улица». В ходе изучения этих тем дети расширяют словарный запас не только за счет современных слов, но и узнают устаревшие слова. Так, изучая тему «посуда», они знакомятся не только со значениям слов «перечница», «соусник», «самовар» и др., но и «ухват», «коромысло», «ступка». Они узнают, из чего делается посуда и из чего ее делали раньше. Это ведет не только к накоплению номинативного словаря, но и словаря признаков.

Чувство любви к родной природе - одно из слагаемых духовно-нравственного воспитания.

Изучая на логопедических занятиях различные лексические темы, связанные с природой «Овощи», «Фрукты», «Времена года», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы», «Животные», «Деревья», «Цветы», дети знакомятся с природой нашего края, узнают, как она богата и интересна, узнают, что ее нужно беречь: зимой подкармливать птиц и животных, бережно относиться к деревьям и цветам, а также решаются чисто логопедические задачи по закреплению относительных и притяжательных прилагательных, единственного и множественного числа существительных и прилагательных, предлогов, дети учатся образовывать существительные уменьшительно-ласкательной формы, составляют и пересказывают рассказы «У кормушки», «Спасение ежика», «Весной», «Дед Мазай и зайцы».

На занятиях, посвященных лексическим темам, такие как «Профессия», «Мой город», «Семья», «Хлеб», обсуждаем, разговариваем с детьми о их привязанности и любви к своей семье, дому, школе, улице, городу; говорим о важности и уважению к труду людей разных профессий.  

 На дополнительных часах логопедии  дети слушают, рассказывают русские народные сказки и рассказы, учатся их пересказывать, сочинять и анализировать. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Рукавичка», «Как звери человеку помогли»). Сказки учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. Дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.  

  На логопедических занятиях разучиваем с детьми пословицы и поговорки, скороговорки и чистоговорки.  Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки.  

 Немаловажным условием нравственного воспитания  является отношение к этой проблеме семьи. В связи с этим, особую значимость приобретает работа с родителями, так как именно семья является основой, в которой формируются нравственные качества ребенка, которые так необходимы при исправлении речевых недостатков. Чтобы активнее привлечь родителей к воспитательному процессу, я провожу консультации по коррекции речи, подбираю речевой материал по   теме.  Провожу игры, занятия на которых родители принимают активное участие.  

 Система правильного нравственного воспитания развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества – патриотизм и национальную гордость, что является главной задачей нашего общества.  

 Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в организованной определенным образом логопедической работе всегда найдется место духовному обогащению детей, формированию у них высоких моральных качеств, формирование чувства патриотизма, гордости за свой край, Родину.



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

 «Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе в работе с детьми, имеющими сложную структуру дефекта»

   В новых условиях стремительного роста объёма информации в мире идет переоценка ценностей в образовании. Основной задачей современной школы является не «заставить выучить, а помочь развиться»

    В настоящее время значительно вырос интерес к проблемам помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, со сложной структурой дефекта. Разрабатывая новые организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной деятельности их интеграции в общество.

   Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры» (Р.Ф. Абаев, 1994 год). Создание, обработка и передача информации становится одним из главных видов операций. Технические устройства используют в деятельности непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе образовательной.

Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность любой деятельности.

   За годы своей работы я нахожусь в постоянном поиске, очень хочется видеть результат своей деятельности. На своих занятиях применяю компьютерные технологии, они позволяют повысить эффективность коррекционного обучения. Применение компьютерных технологий представляет широкие возможности использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи. В процессе занятия с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде вызывает интерес и обращает на себя внимания.

   Диагностика показала, занятия, проводимые с использованием компьютерных технологий, становятся особенно целесообразными, позволяют представить информацию в более привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Кроме того, элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, развитие вербальной памяти и внимания, словесно-логического мышления создают предпосылки для коррекции лексико-грамматических нарушений и способствуют формированию и развитию языковых средств.

Таким образом, применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи у детей, позволяет сочетать коррекционные и учебно–развивающие задачи логопедического воздействия.

На своих занятиях я применяю всем известные  компьютерные программы:  

Название программы

Разделы

Фото диска

*Практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе

1. Подготовительный.

2. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи.

3. Восполнение пробелов лексико – грамматического развития.

4. Развитие пробелов в формировании связной речи.

5. Развитие индивидуальных качеств учеников.

http://festival.1september.ru/articles/566489/img1.jpg

*“Развитие речи”

1. Неречевые звуки, Звукоподражание.

2. Речевые звуки.

3. Развитие связной речи.

4. Интерактивный раздел.

http://festival.1september.ru/articles/566489/img2.jpg

“Игры для Тигры”

1.“Просодика”;
2. “Звукопроизношение”;
3.“Фонематика”;
4. “Лексика”.

http://festival.1september.ru/articles/566489/img3.jpg

“Домашний логопед”

1.Согласные звуки.

2.Гласные звуки.

3.Советы родителям.

4.Мини – игры “Звуковичок”, “Угадай – ка”.

http://festival.1september.ru/articles/566489/img4.jpg

“Баба – Яга учится читать”

В игре десять заданий разного уровня сложности, последовательность прохождения которых задаёт учитель – логопед

http://festival.1september.ru/articles/566489/img5.jpg

   Я так же использую программы по коррекции письма и навыков чтения. Сама составляю презентации.  Таким образом, использование компьютерных средств на  занятии способствует:  усидчивости, сосредоточенности, заинтересованности. При формировании буквенногогнозиса   используя компьютерную клавиатуру.   Детям  интересно, они бегут на занятия с желанием, им очень нравится самим составлять презентации, и с помощью компьютера оказаться хоть на 1-2 минуты в роли учителя.

Итак, целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Современные технические устройства позволяют проектировать новые педагогические технологии, способствующие активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции различных нарушений речи.

Литература:

Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации Издательство ВЛАДОС 1994 с.125

Гуровец Г.В. Маевская С.И. К вопросу диагностики стертой формы псевдобульбарной дизартрии. Вопросы логопедии. Издательство Москва Просвещение, 1978 год с.27-37

Королевская Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. Дефектология 1998 год № 1 с. 47-55

Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы. Дефектология 1994 год № 5

Мамайчук И.И., Пятаков Р.В. исследование личностных особенностей детей с детским церебральным параличом. Дефектология 1990 год № 3 с. 23

Репина З.А., Лизунова Л.Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения. Вопросы гуманитарных наук 2004 год № 5 (14) с. 283-285

Репина З.А., Лизунова Л.Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры дляТигры» Вопросы гуманитарных наук 2004 год № 5 (14) с. 285-287



Предварительный просмотр:

Ватолина Т. А.,  

ГКОУ СО «Ачитская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

(Ачитский городской округ п.Ачит Свердловской области)

Интегрированное обучение детей с ОВЗ

   Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

Например:

*повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);

*рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;

*организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: *сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;

*показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

      Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

       И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.

    Блестящим примером проведения интегрированных уроков был опыт В.О.Сухомлинского, его «уроки мышления в природе», которые он проводил в Павлышской школе для шестилетних детей Это – интеграция основных видов познавательной деятельности (наблюдения, мышления, речи) с целью обучения, воспитания и развития детей.

    Специфика работы учителя индивидуального обучения такова, что он один обучает ребёнка по нескольким дисциплинам. В современной школе предметные программы, к сожалению, составлены так, что знания ребенка остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному признаку. Введение интегрированных уроков позволяет мне, как учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое.

      Детям с ОВЗ очень трудно в течение 30-40 минут заниматься только одной деятельностью, например, читать и писать. Поэтому я стараюсь  проводить интергированные уроки, где одной теме (идее) подчиняются разные виды деятельности. Интеграция знаний из разных областей помогает снять причины детской усталости.

   Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, я стараюсь придерживаться определенных действий, которые  изначально носят творческий характер. В ходе  подготовительной деятельности  определяю:

"        свои мотивы проведения интегрированного урока и его цель;

"        состав интегрирования, т.е совокупность объединяемых компонентов;

"        ведущие системооообразующих и встомогательных компонентов;

"        форму интегрирования;

"        характер связей между соединяемым материалом;

"        структуру (последовательность)  расположения материала;

"        методы и приёмы его предъявления;

"        методы и приёмы переработки ребёнка с ОВЗ нового материала;

"        способы увеличения наглядности учебного материала;

"        распределения ролей с учитель - ученик интегрируемого предмета;

"        критерии оценивания эффективности урока;

"        форму записи подготовленного урока;

"        формы и виды контроля обученности ребёнка с ОВЗ на данном  уроке.

     Определяю формы интегрирования от цели урока.

Н своих занятиях использую разнообразные формы:  

"        предметно - образную, использую при воссоздании более широкого и целостного представления о предмете познания;

"        понятийная, когда провожу феноменологический анализ явления;

"        мировоззренческая, когда производится духовно -  нравственное воспитание;

"        деятельностную, при которой произвожу процедуру обобщения способов деятельности, переноса и их применения в новых условиях;  

"        концептуальную, при которой ребёнок с ОВЗ практикуются в разработке новых идей, предложений, способов решения учебной проблемы.

   Я поняла - на интегрированном занятии ребёнку с ОВЗ работается легче, интереснее, материал усваивается более обширный по объему. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки   применяются и в  практической деятельности, дают выход для проявления творчества, проявления интеллектуальных способностей.

    Ниже в таблице я хочу показать примерные типы, формы и цели интегрированных занятий, уроков, которые я применяю на практике: (таблица №1)

Таблица №1

Тип урока

Форма урока

Цель урока

обучения умениям и навыкам

урок-путешествие;

урок-исследование;

урок-экскурсия;

мультимедиа-урок;

проблемный урок;

создать больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала;  *создать условия для полного развития личности учащегося;

обучения умениям и навыкам

урок-практикум;

урок-сочинение;

урок – деловая или ролевая игра;

комбинированный урок;

урок-путешествие;

*выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой

урок повторения

повторительно-обобщающий урок;

игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);

театрализованный урок (урок-суд);

заключительная экскурсия;

урок-анализ контрольных работ;

урок-беседа;

*более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации

    Литература:

Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе. Феникс – 2003

Потапова Е.Н. Интегрированные уроки в начальной школе, или как создать у младших школьников целостную картину мира. Новая школа – 2002

Кадашникова Н.Ю. Интегрированные уроки в 1-4 классах. Учитель – 2008

Васильева Н.В. Интегрированные уроки в 1 классе. ВАКО – 2009

 

 



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРАО ДЕФЕКТА   

        Цель: Создать условия для формирования речи у ребёнка с ТНР и ССД, используя   игровые технологии.        

Вот уже пятый год я занимаюсь с девочкой  имеющей  сложную структуру дефекта. У неё выявлено недоразвитие высших психических функций, Системное недоразвитие речи тяжёлой степени, вследствие   ППЦНС, ДЦП. Словарь у ребёнка резко ограничен.    

Детский церебральный паралич тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте. Такой ребенок нуждается в особой помощи при обучении. Ведь очень часто он понимает гораздо больше, чем может сказать или показать.

При первичном обследовании выяснилось, что у Вероники правосторонний парез, девочка левша, передвигается только с помощью взрослого, обслуживать себя не может. Не сформировано звукопроизношение, фонематический слух, мелкая моторика не развита.  Речь состоит из отдельных звуков типа - А_А_А, У_У_У…, она умела подражать кошке и собаке - гав, мяу.  Словарь у девочки состоял из пяти слов (мама, папа, баба, дай, на).  Развитие речи у 10 летней девочки на уровне 2-3 летнего ребёнка.

ПРОБЛЕМА:Формирование у детей с ДЦП речи происходит замедленно и трудно. Ребёнку работать не интересно и не хочется.

Я задумалась: «Как работать с таким ребенком, чем заинтересовать?»

 Поняла, что мне необходимо разнообразить приёмы, методы своей работы для того, чтобы удерживать внимание ребёнка со сложной структурой дефекта в процессе занятия, т. к. логопедические занятия бывают зачастую трудны и однообразны.    

     Я поставила перед собой задачи:

*Повысить мотивацию на логопедических занятиях;

Артикуляционная гимнастика *Сказка о Веселом Язычке

По утрам, когда часики показывают 10 часов, Язычок любит пить чай из своей чашечки (упражнение “Чашечка”). Но иногда чай бывает слишком горячим и приходится дуть на него, чтобы быстрее остыл (дутье на широкий язык, не раздувая щек). Обычно к чаю у Язычка есть лакомства. Это блинчики (упражнение “Блинчик”), варенье (упражнение “Вкусное варенье”, ириски (упражнение “Приклей конфетку”). Такое чаепитие очень нравится Язычку, и он всех приглашает в гости

Логопед на муляже наглядно показывает артикуляцию того или иного звука. Для этого можно использовать пластилин или жевательную резинку “Хубба-бубба”, которая вымачивается в воде до тех пор, пока сахар не раствориться, а краситель не станет бледным. Вода периодически меняется. Потом из этой массы лепится язык определенного размера, хранить нужно в специальной пленке, перед использованием немного нагреть 

Развитие навыка фонематического анализа и синтеза слов

*Кто пришёл в гости?

*Повтори звук (звуки)

Кто пришёл к нам -ГАВ, ГАВ, ГАВ?

МЯУ,МЯУ,МЯУ?...

(А,Е,О,   М-И-Т)

Ребёнок слушает с закрытыми глазами, повторяет или называет животного

Формируя и закрепляя графический образ буквы

*“Нарисуй портрет буквы”

Нарисовать букву, слепить букву, сделать аппликацию, выложить из ракушек….  

Ребёнку предлагается нарисовать букву, слепить из пластилина, сделать аппликацию буквы…  

Для обогащения словарного запаса 

*“Всё наоборот”

Показать с помощью сюжетных картинок,  мимики….

 Ребёнку называют любое слово, а он говорит (показывает) совершенно противоположное: мокрый – сухой, умный – глупый

*Активизировать деятельность девочки к логопедическим занятиям;

*Наладить сотрудничество между ребёнком и логопедом и родителями;

*Создать положительное эмоциональное  состояние в процессе занятия.

Оптимальному решению вышеперечисленных задач способствует учебная игра. В логопедической работе игра выполняет коррекционную и развивающую функции. Игру я использую в качестве занятия или его части и провожу на любом его этапе. Ига, игровые моменты способствуют снятию барьера страха речи, снятию неуверенности в своих силах.

Для развития артикуляторного аппарата, постановки звуков, автоматизации, дифференциации, формированию лексико-грамматической стороны речи и фонетико-фонематического слуха на своих занятиях применяю сюжетно-ролевые игры и настольные игры, т.к. девочка самостоятельно не передвигается,  подвижные игры  не доступны. Вот несколько примеров использования игровых моментов.

Также на своих занятиях использую компьютерные игры, игры с водой (льдом) и песком.

С целью:

    - нормализовать мышечный тонус.

     - развивать артикуляционный аппарат.

     - растормаживать речевую функцию.

      - развивать и корригировать сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление) и сенсорные способности.

Итак, целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития, с использованием игровых технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Игровая деятельность способствует активизации и эффективному функционированию компенсаторных механизмов в целях коррекции   нарушений речи у детей со сложной структурой дефекта.

Список использованной литературы.

1.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик, пособие для воспитателя «Воспитание детей в игре», М., «Просвещение», 1983 г.

2.Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, программа «Радуга», М.: «Просвещение» , 1993г.

3.В.И.Логинова, П.Г.Саморукова, «Дошкольная педагогика» (Творческая сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста), М., «Просвещение», 1988г.

4. Г.М.Лямина, «Воспитание и развитие детей раннего возраста», М., «Просвещение», 1981г.

5. Л.В.Белкина, «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», ТЦ «Учитель», 2006г

 

 



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

                                                                                                                           

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ

         В настоящее время значительно вырос интерес к проблемам помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, со сложной структурой дефекта. Разрабатывая новые организационные формы работы с ними, выявляются потенциальные способности этих детей к учебной деятельности их интеграции в общество. Одна из форм работы  -  проект.

  Проектный метод представляет собой такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюти, можно охарактеризовать как «обучение через деление».

Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого перед специальной (коррекционной) школой встают ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности. Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо пересмотреть подход к организации, к выбору инновационных технологий, методов обучения.

Основная цель   работы     подготовка к самостоятельной жизни ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. А это далеко не просто в современном обществе!  

Одним из методов обучения, обеспечивающим выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы, умения ставить близкие и далекие цели, самостоятельно планировать, применять необходимые знания и умения в новых условиях является метод проекта.

 Но   проектную деятельность ребёнок с ОВЗ  может выполнить только совместно с взрослым (родитель, педагог…)

Метод проекта характеризуется как:

– личностно-ориентированный;

– обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

– построенный на принципах проблемного обучения;

– развивающий навыки самостоятельности в мыслительной, практической, эмоционально-волевой сферах;

– воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу.

Цель данной деятельности – создание условий обеспечивающих развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и интеллектуальными способностями.

Основное назначение исследования – это добывания новых достоверных знаний, раскрытие их сущности, объективных закономерных связей и оценка результатов деятельности.

Требование предъявляемые к проекту:

- учитывать психолого-педагогические особенности мыслительной   деятельности;

- стимулировать познавательную активность;

- развивать творческий потенциал;

- заимствование опыта

- развитие своего собственного опыта

 Этапы проектирования

  1. Поисковый
  2. Конструктивный
  3. Технологический    
  4. Заключительный      

Подобная совместная проектная деятельность детей, педагогов, родителей создаёт ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию у ребёнка положительной самооценки, комфортного психологического состояния, а полученный эмоциональный заряд служит стимулом для дальнейшего действия, открывает горизонты творчества.

За 2012-2013 учебный год с учащимися 9 класса составлен проект «Ищу работу» по теме: «Профориентация».   как для учитель поставила перед собой  цель:   Представить учащимся возможность в конце учебного года,  сделать свой осознанный выбор профессии. Определила задачи: - отработка навыков общения в сфере поиска работы.  

- принятие норм и правил поведения, действующих в обществе, как регламентируемых Законом, так и общечеловеческих;

- выработка качеств, которые ценятся в работниках.

Учащиеся должны знать: Название документа; содержание документа; фамилию, имя, отчество; дату рождения; название страны, где ученик родился; название учреждения, выдавшего документ; условия хранения документов; Свои возможности трудоустройства или продолжения профессионального обучения в ПУ.  Краткие сведения о взаимодействии с работодателями. Содержание адресной подготовки в школе. Перечень ПУ, имеющих учебные группы для выпускников школы, и профессии, которым они обучают Перечень документов, необходимых для трудоустройства,   поступления в ПУ. Порядок зачисления на учебу в ПУ; перечень документов для поступления в приемную комиссию ПУ; название учреждения, дающего справку с места жительства, мед. Страховой полис.

Учащиеся должны уметь: Ориентироваться в документе;  находить требуемые сведения;  заполнять анкету; Написать заявления при поступлении на работу, в ПУ; соотносить свои желания и свои возможности; уметь общаться с работодателями, с комиссией по приему в ПУ, с администрацией школы;  

Проек будет представлен на школьный конкурс «Лучший педагогический проект» в мае 2013 года.

Сведения об авторе:

Ватолина Татьяна Александровна, учитель, учитель-логопед ГКОУ СО «Ачитская СКОШИ»,

Высшая квалификационная категория

8(34391)7-19-92

аchit_shi@mail.ru

        

 

 



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОЗАИК И ПАЗЛОВ

НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ

С УМЕРЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

         Распространенность речевых нарушений у  детей с умеренной отсталостью высокая, до 100 % детей нуждаются   в логопедической помощи.

Приходя в младшие классы у детей наблюдается: нарушение звукопроизношения, фонетической стороны речи, грамматического строя и связной речи, искажение звукослоговой структуры слова, недостаточная сформированность диалога. Словарь на бытовом уровне или резко ограничен.  

            В младших классах коррекционной школы мы стараемся развивать все стороны личности ребенка, но наиболее интенсивно идет работа над речевым и познавательным развитием. Не у всех детей процесс овладения речью происходит одинаково.  

Традиционно дети с нарушениями звукопроизношения в одинаковой мере проходят цикл последовательных логопедических занятий, главной целью которых является выработка навыков правильно звучащей речи.

Недостатком работы является то, что, вне зависимости от этапа коррекции, в методиках занятий не меняются ни речевая ситуация, ни условия проведения занятий. Коррекционная работа происходит в рамках кабинета, а положительная динамика достигается за счет нарастания сложности речевых упражнений. Но повторение речевого материала не вызывает у детей интереса. Вместе с тем эффективность работы во многом зависит от положительного фона занятия, интереса детей.    

 Кроме нарушения речевых процессов, как правило у младших школьников наблюдается отставание в формировании мелкой моторики, нарушения эмоционально-волевой сферы и т.д. Это, в свою очередь, может повлечь нежелательные последствия. Если мелкая моторика и когнитивные процессы не будут достаточно развиты, то при обучении ребенка в старших классах могут возникнуть трудности. Кроме того, ребенок должен посещать занятия с логопедом с желанием. В противном случае, наносится вред его психическому здоровью, выработается нежелание учиться чему-либо.

В задачи работы логопеда входит комплексная коррекция не только речевых, но и других отклонений в развитии психических процессов ребенка. Следовательно, я стараюсь так выстроить свою работу, чтобы учесть возможные последствия недостаточно полной коррекционной деятельности и оказать ребенку полноценную, комплексную помощь.

На своих занятиях я использую игры – сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, настольные и др. Как известно, игра является ведущим видом деятельности ребенка (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин и др.). Однако в публикациях остаются недостаточно раскрытыми возможности использования сопряженных предметно-практических действий с мозаиками и пазлами.  

В качестве средства, оптимизирующего логопедическую работу, я использую мозаики и пазлы с целью расширения границ положительного воздействия и оптимизации коррекции речевых и сопутствующих неречевых дефектов.

Мозаики являются одними из самых доступных игрушек, развивающих моторику пальцев, логику, образное мышление, зрительный, буквенный гнозис, восприятие и даже волю. Плоскостные мозаики, известные под заимствованным названием пазлы, сравнительно недавно получили широкое применение в работе с детьми.

Собирать пазлы и мозаики очень полезно, особенно активным детям. Но, как правило,   редко удается полноценно использовать их в работе. Во-первых, из-за недостаточного оснащения кабинета необходимым набором мозаик и пазлов, а также по причине нехватки на занятиях времени на эти дидактические игры.

Расширяя возможности вышеуказанного метода, я использую выполнение мелко-моторных операций с мозаиками и пазлами не как самостоятельный или дополнительный вид деятельности на занятии, а непосредственно в процессе коррекции речевого дефекта, во время автоматизации звуков речи, формировании словаря, навыков письменной речи...

Работу с мозаикой провожу на   индивидуальный занятиях, материал подбираю индивидуально для каждого ребенка.  

Специфика работы состоит в следующем:

- ребенок уже приобрел определенные навыки правильной речи (научился правильно произносить слоги с определенным звуком);

-ребенку предлагается  продолжать проговаривать речевой материал и одновременно собирать картинку-пазл или мозаику;

 - усложнение речевых задач, например, ответы на вопросы, параллельно, во время игры;

- более сложные действия: пересказы, рассказы и пр.

 Дидактические игры менялись от занятия к занятию. Их сложность постепенно возрастала в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Следует отметить, что не все дети с нарушением интеллекта владеют навыками работы с мозаиками и пазлами. Многие дети не умеют правильно пользоваться этими дидактическими играми вследствие слабости зрительного внимания и восприятия, несовершенства сенсорных представлений, недоразвития мелко-моторной деятельности, особенностей зрительно-моторной координации и пространственных представлений. Т.о. из-за разницы стартовых возможностей детей, не со всеми из них  можно  быстро перейти к сопряженному проговариванию. И для успешной реализации данной педагогической технологии нам необходимо   сначала научить ребенка  работать с мозаиками и пазлами. Почему нам? Для успешной реализации поставленных задач в школе-интернате мы работаем совместно воспитатель + логопед. Поэтому первая задача воспитателя и логопеда: Научить работать детей с мозаиками и пазлами. Только после проведения обучения, в дальнейшем   можно перейти к сопряженной с проговариванием работе.

Данный способ использования пазлов и мозаик на занятиях создаёт благоприятные условия для работы с детьми и даёт  следующие положительные результаты:

 

Отслеживание результатов с помощью сопоставления общей продолжительности коррекционных занятий при использовании данной технологии проведения занятий и традиционной показывает, что в случае исправления изолированного фонетического дефекта, срок его коррекции существенно сокращается.

 Очень важно, что, помимо работы над звукопроизношением, осуществляется воздействие на общее развитие  школьников с нарушением интеллекта младшего возраста, т.е. происходит комплексная коррекция нарушений индивидуального развития. Мозаики и пазлы помогают переключить детей с одного вида деятельности на другой, дают им возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи, которые воспитывались у них на занятиях.

  Использование комплексной методики, сочетающей традиционные по структуре и содержанию логопедические занятия с привлечением сопряженных предметно-практических действий с мозаиками и пазлами, расширяют границы положительного воздействия на детей, позволяют получить более высокие результаты и шире охватить проблему коррекционной деятельности логопеда при работе с детьми с умеренной умственной отсталостью.



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  

«Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

Мастер-класс

Как показывает практика,  у детей с умственной отсталостью словарь на бытовом уровне и нередко резко ограничен. Они не умеют высказать свои мысли,  составлять   рассказ,   в обиходном словаре словосочетания или простые предложения.  

Поиск эффективных способов формирования связного высказывания   стал для меня одной из основных профессиональных задач.

Для этого я:

*адаптировала существующие и разработала игровые программы для детей с умственной отсталостью по формированию активного словаря   путем развития понимания лексического значения слов;

*создала и апробировала программу по формированию активного словаря во внеурочное время «Словоделкин»;

*внедрила в практику работы с детьми нетрадиционные методы терапии (музыкотерапия, светотерапия, хромотерапия, работа с водой, песком). Использую компьютерные, игровые, здоровье сберегающие технологии, проект;

Тема моего мастер-класса  Составление рассказа из деформированного текста на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ.

Цель: поделиться опытом работы с педагогами о приёмах и методах работы по составление рассказа из деформированного текста на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ.

Задачи:

-передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа посредством действий, методов, приёмов и форм;

-популяризация нетрадиционных методов, технологий, находок;

-знакомство педагогов с методами и приёмами    составление рассказа из деформированного текста на логопедических занятиях с детьми ОВЗ;

- создание условий для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса;  

Форма проведения мастер-класса:

-с педагогами;

-лекция с элементами презентации + практическая работа.

Оборудование: 

*буклеты с информацией об основных этапах мастер-класса;

*мультимедийное оборудование, слайд-шоу по теме мастер-класса;

* карточки с текстами, анаграммы, ручки, аромамедальоны.
 Планируемый результат:

* Информирование педагогического сообщества о системе работы по составление рассказа из деформированного текста  с детьми с ОВЗ;

* Получение (или углубление) профессионально ориентированных  знаний;

Актуальность: 

Правильная речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации детей, имеющих  умственные отклонения в развитии. Поэтому развитие речи у таких детей является одной из актуальных проблем логопедии.

Лексика:

Ход мастер-класса.

Для того, чтобы научить ребенка составлять рассказ из деформированного текста необходимо научить его вначале составлять слово, затем предложение из слов и только после этого рассказ из предложений. То есть 3 основных этапа, которые ребенок должен усвоить прежде, чем он научится самостоятельно составлять рассказ. Как заинтересовать ребенка? Конечно же, игрой.

Я думаю, вы со мной согласны, что работа   по составлению рассказа должна начинаться с малого – с буквы.

Итак, работа с буквой совмещаю с артикуляционной гимнастикой.

Задание:

*Напишите в воздухе языком букву, которая появиться на экране;

Постарайтесь прочитать вами написанное слово;

*Какое слово получилось?   (РОССИЯ)

Можно показать детям карту России и обязательно уточнить, что Россия – это наша страна, это наша Родина. И как вы видите здесь прослеживается связь с уроком? ...........  (географии)

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле каждый колосок.

Речка, небо голубое

Это всё моё родное.

А вы с детьми можете придумать свою тему и связь может быть с другим предметом.

Далее предлагаю вам поиграть со мной в известную нам игру «Собирай-ка»

Задание:

1)вырезанные фигуры разберите по цвету;

3)из фигур одного и того-же цвета составьте слово;

4)разложите слова согласно цветовому табло;

http://superoboi.com.ua/image/data/countries/16.jpg 

На этом этапе можно использую элементы арттерапии, развитие мелкой моторики. Прослеживается связь  с уроком геометрии и ручного труда, грамматики и русского языка.   (необходимо закрепить правило орфографии (ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ ПИШУТСЯ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ).

Спасибо за игру!

После того, как составление слов из букв освоено, можно переходить к предложению. Я прошу вас подумайте как интересно можно обыграть задания:  из деформированного текста составить предложение.

Спасибо!

 А я предлагаю задание  усложнить. Перед вами карточки, попробуйте выполнить данное задание и сказать, а может ли ребёнок справиться?

1)Решите примеры.

2)Разложите слова согласно ответа  1 2 3 4

3)Прочитайте получившиеся предложения.

4)Запишите предложения;

5)Прочитайте предложения;

Как вы поняли, в этом задании прослеживается связь с математикой.

Такие задания требуют четкого выполнения инструкции и последовательности, ко всему прочему у детей развивается логическое, наглядно образное мышление. Формируется математические, графические навыки.   Выполняя такие задания дети испытывают  удовлетворённость- умею решать, умею соотносить, умею писать, умею читать.

Вот мы и добрались до составления рассказа.

А я приглашаю одного из вас выйти к доске и расположить предложения   согласно  первой букве первого слова в предложении. То есть вы поняли, что это задание более лёгкое. На этом этапе можно провести работу по формированию осознанного, беглого, скандированного чтения.

        Эта методика позволяет научить ребенка не только составлять рассказ из деформированного текста, но и развивать его творческие способности, активизировать словарь, вызывать интерес к логопедическим занятиям. Ведь после того как они освоили составление рассказа  им хочется научиться составлять свои собственные рассказы, т.е. писать сочинения.

И в заключении я хочу вам представить один из результатов.

 

Почему я люблю зиму.

Зимняя стужа.

Люблю зиму за   морозы. Почему?   Потому что        не надо идти в школу.

А дома!… Как хорошо дома! Утором рано слышно как дедушка разжигает огонь в печи, а бабушка варит вкусную кашу. Кот Васька лежит на печи и громко мурлычет, это он рассказывает сказки, про Деда Мороза. Он говорит, что Дед Мороз не злой, а морозит, потому что   работа его такая.

Как хорошо целый день быть рядом с бабушкой. Она моя самая дорогая и близкая подруга.

Спасибо Дедушке Морозу за то, что позволил лишний денёк побыть с любимой бабушкой.  

Это сочинение написала ученица 5 класса Эльвира Шамсутдинова.  На Всероссийском конкурсе заняла Iместо, награждены дипломом.

Спасибо за сотрудничество, спасибо за поддержку, успехов вам в нашем не лёгком труде.

  



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

Методы и приемы формирования навыков звукового анализа и синтеза.

   Современный метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать, а, назвав по порядку буквы, но, не умея соединить вместе соответствующие им звуки, малыш не овладеет чтением.

   При обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности.

   Для правильного овладения процессом письма необходимо, чтобы фонематический анализ был сформирован у ребенка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане, по представлению. Правильная и эффективная подготовка к обучению языку реализуется на уровне развития языкового анализа и синтеза. Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза проводится по нескольким направлениям.

Ребенок должен правильно определить место звука в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, подбирать слова на заданный звук. Но учатся выделять все звуки в слове и моделировать слова.

Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза провожу с учётом сложности различных форм звукового анализа и синтеза:

*Выделение звука из ряда звуков;

выделение гласного звука из ряда звуков;

выделение согласного звука из ряда звуков;

выделение первого гласного звука в слове;

выделение первого согласного звука в слове;

выделение последнего согласного звука из слов;

определение места гласного звука в слове;

определение места согласного звука в слове;

*Узнавание звука;

Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук;

Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук;

Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук;

Найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук;

Придумай слово, которое начинается с заданного звука;

*Определение места звука в словах;

1. Игра “Поезд”.

Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук.

2. Игра “ Закрой фишкой”.

Дети определяют место звука в слове (начало или конец) и закрывают картинку красной фишкой, если звук слышится в начале слова, и зеленой фишкой, если звук слышится в конце слова.

3. Игра “Светофор”.

Дети ставят фишку на левую красную, среднюю желтую или зеленую правую часть полоски в зависимости от того, где слышится звук в слове.

4. Игра “Волшебный домик”.

Дети определяют место звука в слове и выставляют картинку на определенном этаже ( 1этаж- начало слова, 2 этаж – середина слова, 3 этаж – конец слова).

Обучение звуковому анализу и синтезу   на основе слов возрастающей степени слоговой трудности:

*Степени слоговой трудности;

односложных, состоящих из обратных слогов (уп);

двусложных, состоящих из двух гласных(ау);

односложных слов с закрытым слогом (кот);

двусложных, первый из которых состоит из одного гласного (осы);

двусложных без стечения согласных (ноты);

двусложных закрытым и открытым слогом (утка);

многосложных ( кумушка);

односложных со стечением согласных ( квас, бант).

Для развития умения определять количество, последовательность и место слова в предложении используются такие задания:

*Работа с предложением:

Составление предложений по сюжетной картинке и определение количества слов в нем.

Придумывание предложений с определенным количеством слов.

Распространение предложений путем увеличения количества слов.

Составление предложений из слов, данных вразбивку ( все слова даны в правильной форме).

Составление предложений с определенным словом.

Составление графической схемы предложения.

Придумывание предложений по графической схеме.

Определение последовательности слов в предложении.

Выбор карточки, соответствующей количеству слов в предложении.

Литература:

Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: – М: Владос, 1995. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М.-1991.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1986. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.

Как подготовить ребенка к школе. М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева. – М.: Новая школа, 1993.

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Лань, 1999. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. – М.: Владос, 2004.

Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М. Владос, 1999. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

  Работа классного руководителя по профориентационной направленности выпускников с целью успешной социализации в обществе.  

        Формирование у ребёнка         с ограниченными возможностями обучения необходимого уровня адаптивности в условиях социума, готовности к жизни в обществе требует

большой работы классного руководителя. В современных условиях важно профессиональное самоопределение формирование осознанного отношения личности к социокультурным   и профессионально-производственным условиям. Поэтому при планировании профориентационной работы в выпускном классе в сентябре я провела диагностику- «Моя будущая профессия»  с целью: Выявить проблемы и вопросы возникающие у учащихся по жизнен-ному самоопределению, выбору профессии.

Проведя первую диагностику в сентябре я поняла, что у детей моего класса завышена самооценка, они не видят своей жизненной перспективы, чувствуют социальную незащищённость. Поэтому для себя обозначила такую проблему:

  ПРОБЛЕМА:

Отсутствие у детей выпускного класса ясной жизненной перспективы, чувство социальной незащищённости и неадекватная самооценка.

 Исходя из этого поставила перед собой цель.

ЦЕЛЬ: Обеспечить выпускников информацией о мире профессий, дающих основу профессиональной ориентации,  способствовать личностному развитию для успешной социализации в обществе.

Для достижения поставленной цели, мне, как классному руководителю необходимо решить следующие задачи.

ЗАДАЧИ:

1. Сформировать у учащихся 9 класса знание и умение, способствующие адаптации в обществе после окончания школы. 2. Формировать адекватную самооценку своих способностей при выборе будущей профессии.

3. Формировать знание о правах и обязанностях трудящихся в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Содержание и организация работы по профориентационной деятельности.

Просветительная работа

Проводится с целью расширить знание учащихся и родителей о профессиях, помочь в выборе будущей профессии.

1. Классные часы

Урожай нынешнего года»

Знакомство с профессией «Плодоовощевод»

          *« Наши права»

Знакомство детей с Декларацией прав человека, трудовым договором, правильным написанием заявления о приёме на работу.

У меня растут года ... »

Заочное знакомство с ПУ  в которых выпускники нашей школы могут получить профессиональное образование. Красноуфимское ПУ - 115, Нижнесергинское ПУ.

              *«Наша армия»

Знакомство детей с военными профессиям Выбор профессий в случае военных действий. (Конная армия - конюх, повар. строительные части (стройбат) - плотник, столяр, санитар)

« Мы славим женщину России ... »

Знакомство с трудом женщин в военные и послевоенные годы. Польза сельскохозяйственного труда  для жителей сельской местности.

  1. Родительские собрания

*«Как помочь своему ребёнку выбрать профессию?»

 Познакомить родителей с правилами приёма в учебные заведения с целью избегания завышенной самооценки их ребёнка.

*«Наши дети - выпускники»

Директор познакомила с положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников нашей школы. Познакомили родителей с правилами сдачи экзаменов.

Проведён тест «Социализация в обществе вашего ребёнка после окончания школы»

  1. Экскурсии

* В центр занятости населения

Познакомить выпускников с деятельностью центра, объяснить для какой цели создан этот центр, как может помочь при выборе профессии.

*В музей «Истории народного образования»

Познакомить детей с историей развития народного образования в

Ачитском районе, помочь разобраться в вопросе:

Могут ли выпускники нашей школы работать в сфере образования и кем?

*На предприятия - парикмахерская, швейный цех «Калинка», строительная организация

С целью знакомства с профессиями - парикмахер, швея, штукатур, каменщик, стропальщик, бетонщик, маляр, столяр строитель на практике.

4. Деловая игра

* «Я студент»

Учились правильно заполнять заявление, собирать необходимые документы для поступления. Разобрали вопрос «Что такое зачетная книжка для студента»?

*«Я рабочий»

Учились правильно писать заявление, собирать необходимые документы для поступления на работу, пользоваться дисконтными картами.

Коррекционная работа

Проводится с целью коррекции мышления, памяти, воображения, чтения.

  • Из двух слов ПЛОДЫ и ОВОЩИ составь новое слово, название профессии. (ПЛОДООВОЩЕВОД)
  • Выбери название профессии, связанную с сельским хозяйством.
  • Из данных букв составь слово Д Е К Л А Р А Ц И Я,

объясни значение этого слова.

  • Из слогов собери слово ДЕК-ЛА-РА-ЦИ-Я.
  • Запомни число, состоящее из 4 цифр, 5,6 ...
  • Найди ошибку в заполненном заявлении.
  • Вставь необходимое слово в анкете.

Используя данные методы и приёмы, в марте я пришла к таким результатам:

    Из одиннадцати выпускников определились с выбором будущей профессии – 100% учащихся.

 

И я, как классный руководитель, веду мониторинг отслеживания занятости выпускников 2012-2013  учебного года. Наблюдается положительная динамика.



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области  «Ачитская  школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»

учитель-логопед  

      Ватолина Татьяна Александровна

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ИГРАХ.

Одним из основных отличий человека от животного мира, обличием, отражающим закономерности его физиологического, психологического и социального развития, является наличие особого психического процесса, называемого речью.   В последние годы чаще встречаются дети с диагнозом «ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ». Наряду с развитием понимания речи и расширением пассивного словаря неговорящих детей, передо мной стоит важная задача – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений.  На своих занятиях я использую систему логопедических игр, в основе которых лежит развитие у детей общего и речевого подражания.

Для того, чтобы добиться положительной динамики на занятиях, необходимо создать особую игровую ситуацию, тогда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает особое состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет мне, как логопеду возможность побуждать ребенка к повторению речи.

Особенности логопедических занятий с детьми раннего возраста.

*Занятия   основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.

*Педагог берёт на себя активную роль в игре.  

*Элементы обучения необходимо вводить в ходе организации специальных игр.

* Достижение эмоционального контакта между педагогом и ребенком.

* Многократное повторение словесного материала.

Игры для развития речевого подражания.

Название игры

Цель

Ход игры

«Поиграем на дудочке»

развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфного слова ДУ-ДУ

Предложите детям «поиграть» на дудочке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем изобразите игру на дудочке с помощью движений и озвучьте ее.

Давайте поиграем на дудочке! Как дудочка дудит? ДУ-ДУ-ДУ! Повторяйте за мной!

«Дудим» и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке

«Поиграем на балалайке»

 развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфного слова ЛЯ-ЛЯ

Предложите детям «поиграть» на балалайке. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящую балалайку и поиграйте на ней или покажите картинку с ее изображением. Затем изобразите игру на балалайке с помощью движений и озвучьте ее.

А теперь давайте поиграем на балалайке: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!

Изображаем игру на балалайке

«Позвеним колокольчиком»

развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ДОН-ДОН, ДИН-ДОН,  ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ

Предложите детям «позвенеть» колокольчиком. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем изобразите, как звените колокольчиком с помощью движений и речи.

Давайте позвеним колокольчиком: ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!

Имитируем движением поднятой руки из стороны в сторону игру на колокольчике

«Бьём в барабан»

развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ

Предложите детям «поиграть» на барабане. Перед началом игры продемонстрируйте детям настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучьте ее.

А как мы бьем в барабан? ТА-ТА-ТА!

При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки.

Можно предложить побарабанить по-другому: БОМ-БОМ-БОМ! БАМ-БАМ-БАМ!

«Самолётики»

развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука У

Предложите детям поиграть в самолетики.

Послушайте стихотворение про самолётик:

По земле разбежался,

В небо поднялся!

Летит самолёт

Прямо вперёд!

Давайте поиграем в самолётики! Полетели в небе самолеты, загудели: У-У-У!

Расставив прямые руки в стороны, бегаем по комнате.

Следите, чтобы дети бегали аккуратно,

не сталкивались друг с другом

«Пароходики»

развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука Ы

Предложите детям поиграть в пароходики.

Послушайте стихотворение про пароходик:

Пароходик домой

Спешит по прямой!

На волнах качается,

Брызги разлетаются!

Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: Ы-Ы-Ы!

Выставляем прямые руки перед собой и совершаем ими колебательные движения, как будто плывем по волнам

«Машин

ки»

развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение (приблизительное) звука Ж; аморфного слова БИ-БИ

Предложите детям поиграть в машинки.

Послушайте стихотворение про машинку:

Би-би-би – гудит машина:

Не поеду без бензина!

Давайте поиграем в машинки! Поехали машинки: Ж-Ж-Ж!

Сигналит машинка: БИ-БИ! Освободите дорогу!

Ходим по комнате, имитируя при помощи движений рук управление машиной – крутим руль

«Паровозики»

развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение аморфных слов ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ

Предложите детям поиграть в паровозики.

Послушайте стихотворение про паровозик:

Весёлый паровозик

Вагончики возит!

Трубой пыхтит,

Колёсами стучит!

Давайте поиграем в паровозики! Поехал паровозик: ЧУ-ЧУ-ЧУ! Сигналит поезд: ТУ-ТУ!

Ходим, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда

«Гос

ти»

развитие подражания речи взрослого – повторение аморфного слова ТУК-ТУК и подражаний крикам животных: КО-КО-КО, АВ-АВ… слов КУРИЦА, СОБАКА, КОШКА… фраз КТО ТАМ, СОБАЧКА АВ-АВ…

Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т.п.) и предложите поиграть в игру «Гости». Заранее приготовьте следующие игрушки (мягкие или резиновые): курочка, собачка, кошка, коровка, гусь, утка, лошадка и др.

Можно варьировать количество и перечень персонажей игры в зависимости от того, какие игрушки есть у вас в наличии.   Главное, чтобы эти персонажи издавали крики, доступные для подражания.

Кто к нам сегодня в гости пришёл? ТУК-ТУК! Кто там? (игрушка не видна) АВ-АВ!

«На! Дай!»

развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение слов НА и ДАЙ; повторение фраз НА МЯЧИК, ДАЙ КУБИК, НА ЛОЖКУ и т.д. в самых разных ситуациях (игровых и бытовых) с самыми разными предметами

Продемонстрируйте детям игру с игрушечным зайчиком. Протягиваем зайчику маленький мячик со словами:

НА, зайка, МЯЧИК! На!

Затем просим у зайки мячик, сопровождая слова жестом – протягиваем руку, производим ладонью «просительное» движение по направлению к себе.

А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка ДАЙ МЯЧИК! ДАЙ!»

 Раздайте малышам игрушки и предложите повторить игру

«Куколка»

развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука А; аморфного слова ЛЯ-ЛЯ; слова КУКЛА; фраз КУКЛА СПИТ, КУКЛА ТАНЦУЕТ, КУКОЛКА ПОЁТ ПЕСЕНКУ и др

Раздайте детям кукол и предложите игру.

Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куколку спать: покачаем и споем ей песенку: А-А-А!

Прижав куколку к груди, покачиваем ее и напеваем тихим голосом. Дети повторяют за взрослым, укачивая своих кукол. Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева

 

Литература

1   Громова О.Е. Алло! Ляля? Речь. Первые глаголы – М.: Карапуз, 2003.

2   Громова О.Е. Топ-топ. Бух. Речь. Первые глаголы – М.: Карапуз, 2003.

3 Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников – М.: Просвещение, 1990.

4   Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в

обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-мастер, 1993.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации учебно-воспитательной работы с использованием инновационных технологий обучения и воспитания в начальной школе».

Предоставленный материал отражает опыт работы в рамках патриотического воспитания в начальной школе, основной задачей которого является формирование устойчивой гражданской позиции подрастающего поколе...

Из опыта работы по использованию иннновационных технологий в начальных классах ддобиваться лучших результатов в работе с одаренными, и, конечно, подтянуться остальным.У учителей есть возможность выбрать технологии обучения, которые наиболее оптимальны

Применение в учебном процессе инновационных технологий позволяет добиваться лучших результаов с одаренными и подтянуться остальным, что позволяет более широкому развитию дифференцированного подхода....

Внедрение в практику передового опыта работы с семьей, инновационных технологий семейного воспитания

Заседание методического объединения классных руководителей по теме:"Внедрение в практику передового опы­та работы с семьей, инновационных технологий семейного воспитания". Презентацию к ...

Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».

Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир...

Обмен опытом по теме «Использование активных методов и форм работы на уроках, как компонент коррекционно-развивающей деятельности детей ОВЗ»

В разработке представлены требования к уроку при работе с детьми ОВЗ. А так же  педагогические технологии, методы и приёмы работы с детьми ОВЗ, дающие положительную динамику в развитии обучающихс...