Обмен опытом по теме «Использование активных методов и форм работы на уроках, как компонент коррекционно-развивающей деятельности детей ОВЗ»
статья
В разработке представлены требования к уроку при работе с детьми ОВЗ. А так же педагогические технологии, методы и приёмы работы с детьми ОВЗ, дающие положительную динамику в развитии обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedostup_vystuplenie_na_pedsovet.docx | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Обмен опытом по теме «Использование активных методов и форм работы на уроках, как компонент коррекционно-развивающей деятельности детей ОВЗ»
Учитель: Недоступ Л.И.
В настоящее время в России неуклонно растет количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В связи с этим, как никогда ранее, возросла актуальность проблемы педагогической помощи и обучения этой группы детей, в том числе и детей-инвалидов. Мы с Вами, как никто другой, ощущаем это в полной мере, т.к.такие дети учатся в общих классах. И это правильно. Они не так чувствуют себя отчуждёнными, учатся коммуникативным навыкам и социальной адаптации. С данной категорией детей я работаю уже последние 9 лет. В том числе по реализации ФГОС ОВЗ – 6 лет.
Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности у детей, имеющих аномалии в развитии, происходит замедленно с отставанием от нормы.
Любой урок – это, прежде всего, общение. Особенность уроков с детьми с нарушением интеллекта в том, что все они - коррекционно-развивающие уроки. Их необходимо строить так, чтобы детям было интересно общаться с учителем. Чтобы коррекционно-развивающая направленность урока была не одним моментом или видом работ, а всем уроком, его содержанием, психологической атмосферой и добрым отношением друг к другу.
ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:
- воздействие на все органы чувств;
- разнообразные виды деятельности;
- обращение к опыту ребенка;
- комфортные условия на уроке;
- ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
- содружество учителя;
- задания малыми дозами;
- игра;
- чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).
Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:
- выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
- оказать помощь в поисках «себя»;
- создать условия для индивидуального развития ребенка;
- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
- любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение;
- ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов.
В работе с детьми ОВЗ дают положительный результат такие технологии как:
- Коррекционно-развивающие технологии. Они содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
- Использование здоровьесберегающих технологий обучения в общеобразовательной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса:
- пальчиковые гимнастики;
- дыхательные гимнастики;
- физминутки и динамические паузы с музыкальным и наглядным сопровождением.
3. Игровые технологии способствуют развитию активности в силу возможностей и способностей детей, творческих способностей детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников.
4. Информационно-коммуникативные технологии . Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Активно использовать на уроках компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.
Мной используются методы, приёмы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику:
- Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
- Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
- Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
- Практический метод – использование игр, занимательных упражнений.
- Методы работы с техническими средствами обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков, прослушивание аудиозаписи, звуков живой и неживой природы, просмотр мультфильмов, работа с онлайн-тренажёрами.
Эти методы реализую через максимальное использование наглядности, опорных схем, рисунков, таблиц.
Незаменимым и главным принципом обучения на уроках, для детей с ОВЗ, является принцип наглядности. Он имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия наглядно-образному мышлению детей. Так же исходя из того факта, что ребёнок, имеющий статус ОВЗ зачастую не способен долго воспринимать словесную информацию, либо имеет сложности в понимании больших вербальных конструкций.
Лозунг при этом такой: ни один урок без опоры на наглядность.
Приведу примеры использования некоторых методов, форм и приёмов.
Практический метод – использование игр, занимательных упражнений.
- Практическая работа для обучающихся 4-5 классов с ОВЗ на усвоение темы «Имя существительное»
- демонстрационные часы «Таблица умножения»
- демонстрационные часы «Работа со звуком» (разные варианты: учитель показывает картинку – ученик проговаривает слово; учитель называет слово – ученик показывает картинку, где встречается тот или иной звук; учитель показывает картинку – ученик записывает слово, диктуя его себе)
-приём кластер из технологии развития критического мышления
С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения».
-Использование сигнальных карточек при выполнении заданий («смайлики»). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность, либо область знаний-незнаний, затруднений.
-Использование магнитных букв, цифр при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.
-Приём «Пометки на полях» обычно используется при ознакомлении с новым материалом на уроках окружающего мира, литературного чтения. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Пометки могут быть следующие:
- Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
- Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
- Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Т.к. ребёнку приходиться работать самостоятельно при изучении нового материала, этот приём актуален.
- Приём «Узелки на память» (ведём тетрадь схем и шифровок) (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Использую запоминание с помощью специальных фраз, рифмовок, рифмованных правил, загадок .
- Мнемотехника. Это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация.
«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю» - Конфуций.
Мнемотехника включает следующие приёмы: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Структура мнемотехники
Мнемоквадрат - это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет, задача школьника заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.
Мнемодорожка - это схема, в которую заложена определённая информация. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить из них предложение или расположить в правильной последовательности.
Использую при заучивании скороговорок, чистоговорок.
Они позволяют развивать речь и последовательно излагать свои мысли.
Мнемотаблицы - это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, персонажей басен, сказок или явлений природы.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, при пересказе.
Можно использовать так: учитель печатает в окошках слова или фразы, ученик делает рисунок
А так же можно использовать на уроках русского языка:
мнемоквадрат – при изучении и повторении словарных слов, при изучении частей речи
мнемодорожки – при запоминании и записи предложений
мнемотаблицы при составлении и записи текстов, на уроках развития речи.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Вот некоторые из них:
- Игра « Математическое лото». Цель. Обобщение знаний табличных случаев умножения.
- Игра «Было – стало». Цель. Ознакомление с переместительным законом сложения.
-Игры «Кот – рыболов», «Пирожки для бабушки», «Парашютисты» и др. Цель. Обобщение любых вычислительных навыков.
- математические раскраски на закрепление навыков сложения, вычитания, умножения, деления
- «Графические диктанты» (разные варианты использовании: рисуют - предмет получается – так может проходить знакомство с новым словарным словом, полученный предмет может быть героем произведения и т.д) ребёнок сам выполняет или диктует учитель.
- Задания на развитие мелкой моторики: штриховка (примеры из книги «Радость познания» Е.Н.Потапова «Просвещение» 1990г.)
Используемые данные технологии, методы и приёмы способствуют формированию самостоятельности, навыкам самоконтроля, развитию познавательной активности и психических процессов. Я вижу положительный результат в работе с ребёнком ОВЗ, работая с ним 6-й год. И самое главное – ребёнок проявляет интерес к учебной деятельности, видит и осознаёт свои успехи, а также и проблемы и пытается их устранить, доверяясь учителю.
Может показаться, что приёмов много, но все они прижились исходя из специфики каждого учебного предмета и особенностях развития ребёнка ОВЗ.
И в завершении хочу воспользоваться методом «Синквейн»
- Кто он, учитель, работающий с детьми ОВЗ?»
УЧИТЕЛЬ
ПОНИМАЮЩИЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ
НАСТАВЛЯЕТ, ЗАБОТИТСЯ, ПОМОГАЕТ
ЧЕЛОВЕК, ЛЮБЯЩИЙ СВОЁ ДЕЛО
ДРУГ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс
Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...
«Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»
Обобщение опытом на тему: «Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащи...
Тема «Использование активных методов обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании...
Использование активных методов обучения при работе с младшими школьниками
Автор раскрывает актуальность использования активных методов в начальной школе....
Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.
Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...
Активные методы и формы работы на уроках с детьми с ОВЗ
Цель выступления:Познакомить с активными методами обучения и рассмотреть их применении в работе с детьми с ОВЗ...