Обмен опытом по теме «Использование активных методов и форм работы на уроках, как компонент коррекционно-развивающей деятельности детей ОВЗ»
статья

Недоступ Любовь Ивановна

В разработке представлены требования к уроку при работе с детьми ОВЗ. А так же  педагогические технологии, методы и приёмы работы с детьми ОВЗ, дающие положительную динамику в развитии обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedostup_vystuplenie_na_pedsovet.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Обмен опытом по теме «Использование активных методов и форм работы на уроках, как компонент коррекционно-развивающей деятельности детей ОВЗ»

Учитель: Недоступ Л.И.

           В настоящее время в России неуклонно растет количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В связи с этим, как никогда ранее, возросла актуальность проблемы педагогической помощи и обучения этой группы детей, в том числе и детей-инвалидов. Мы с Вами, как никто другой, ощущаем это в полной мере, т.к.такие дети учатся в общих классах. И это правильно. Они не так чувствуют себя отчуждёнными, учатся коммуникативным навыкам и социальной адаптации.  С данной категорией детей я работаю уже   последние 9 лет. В том числе по реализации ФГОС ОВЗ – 6 лет.

Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности у детей, имеющих аномалии в развитии, происходит замедленно с отставанием от нормы.

Любой урок – это, прежде всего, общение. Особенность уроков с детьми  с нарушением интеллекта в том, что все они -  коррекционно-развивающие уроки. Их необходимо строить так,  чтобы детям было интересно общаться с учителем. Чтобы коррекционно-развивающая направленность урока была не одним моментом или видом работ, а всем уроком,  его содержанием, психологической атмосферой и добрым отношением друг к другу.

ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:

  1. воздействие на все органы чувств;
  2. разнообразные виды деятельности;
  3. обращение к опыту ребенка;
  4. комфортные условия на уроке;
  5. ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
  6. содружество учителя;
  7. задания малыми дозами;
  8. игра;
  9. чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов.

В работе с детьми ОВЗ дают положительный результат такие технологии как:

  1. Коррекционно-развивающие технологии. Они содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
  2.  Использование здоровьесберегающих технологий обучения в общеобразовательной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса:

- пальчиковые гимнастики;
- дыхательные гимнастики;
- физминутки и динамические паузы с музыкальным и наглядным сопровождением.

3. Игровые технологии  способствуют развитию активности в силу возможностей и способностей детей, творческих способностей детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки.  Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников.

4. Информационно-коммуникативные технологии . Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья  необходимо овладевать основами компьютерной грамотности.  Активно использовать на уроках компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.

Мной используются  методы, приёмы и  формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику:

  • Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
  • Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
  • Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
  • Практический метод – использование игр, занимательных упражнений.
  • Методы работы с  техническими средствами обучения: мультимедийные презентации, просмотр видео уроков, прослушивание аудиозаписи, звуков живой и неживой природы, просмотр мультфильмов, работа с онлайн-тренажёрами.

Эти методы реализую через максимальное использование наглядности, опорных схем,  рисунков, таблиц.

Незаменимым и главным принципом обучения на уроках, для детей с ОВЗ, является принцип наглядности. Он имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия наглядно-образному мышлению детей. Так же исходя из того факта, что ребёнок, имеющий статус ОВЗ зачастую не способен долго воспринимать словесную информацию, либо имеет сложности в понимании больших вербальных конструкций. 
 Лозунг при этом такой: ни один урок без опоры на наглядность.

Приведу примеры использования некоторых методов, форм и приёмов.

Практический метод – использование игр, занимательных упражнений.

- Практическая работа для обучающихся 4-5 классов с ОВЗ на усвоение темы «Имя существительное»

- демонстрационные часы «Таблица умножения»

- демонстрационные часы «Работа со звуком» (разные варианты: учитель показывает картинку – ученик проговаривает слово; учитель называет слово – ученик показывает картинку, где встречается тот или иной звук; учитель показывает картинку – ученик записывает слово, диктуя его себе)

-приём кластер из технологии развития критического мышления

С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения».

-Использование сигнальных карточек при выполнении заданий («смайлики»). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность, либо область знаний-незнаний, затруднений.

-Использование магнитных букв, цифр при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.

-Приём «Пометки на полях» обычно используется при ознакомлении с новым материалом на уроках окружающего мира, литературного чтения. Он позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Пометки могут быть следующие:

  • Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
  • Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
  • Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Т.к. ребёнку приходиться работать самостоятельно при изучении нового материала, этот приём актуален.

-  Приём «Узелки на память»  (ведём тетрадь схем и шифровок) (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).

Использую запоминание с помощью специальных фраз, рифмовок, рифмованных правил, загадок .

- Мнемотехника. Это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация.

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и запоминаю» -                          Конфуций.

Мнемотехника включает следующие приёмы: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.

Структура мнемотехники

Мнемоквадрат - это карточка, на которой нарисован знакомый ребенку предмет, задача школьника заключается в том, чтобы назвать слова по картинкам.

Мнемодорожка - это схема, в которую заложена определённая информация. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в сюжет, а сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и даже рассказать небольшое стихотворение. Мнемодорожка состоит из нескольких картинок, объединенных общей тематикой. Ребенку нужно не просто назвать слова, но и составить из них предложение или расположить в правильной последовательности.

Использую при заучивании скороговорок, чистоговорок.

Они позволяют развивать речь и последовательно излагать свои мысли.

Мнемотаблицы - это графическое изображение главных смысловых звеньев сюжета, рассказа, персонажей басен, сказок или явлений природы.

 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, при пересказе.

Можно использовать так: учитель печатает в окошках слова или фразы, ученик делает рисунок

А так же можно использовать на уроках русского языка:

мнемоквадрат – при изучении и повторении словарных слов, при изучении частей речи

мнемодорожки – при запоминании и записи предложений

мнемотаблицы при составлении и записи текстов, на уроках развития речи.

       Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Вот  некоторые из них:

- Игра « Математическое  лото». Цель. Обобщение знаний табличных случаев умножения.

- Игра  «Было – стало». Цель. Ознакомление с переместительным законом сложения.

-Игры  «Кот – рыболов», «Пирожки для бабушки», «Парашютисты» и др.  Цель. Обобщение любых вычислительных навыков.

- математические раскраски на закрепление навыков сложения, вычитания, умножения, деления
- «Графические диктанты» (разные варианты использовании: рисуют - предмет получается – так может проходить знакомство с новым словарным словом, полученный предмет может быть героем произведения и т.д) ребёнок сам выполняет или диктует учитель.
-
Задания на развитие мелкой моторики: штриховка (примеры из книги «Радость познания» Е.Н.Потапова «Просвещение» 1990г.)
       

 Используемые данные технологии, методы и приёмы способствуют формированию самостоятельности, навыкам самоконтроля, развитию познавательной активности и психических процессов. Я вижу положительный результат в работе с ребёнком ОВЗ, работая с ним 6-й год. И самое главное – ребёнок проявляет интерес к учебной деятельности, видит и осознаёт свои успехи, а также и проблемы и пытается их устранить, доверяясь учителю.

Может показаться, что приёмов много, но все они прижились исходя из специфики каждого учебного предмета и особенностях развития ребёнка ОВЗ.

И в завершении хочу воспользоваться методом  «Синквейн»

 - Кто он, учитель, работающий с детьми ОВЗ?»

УЧИТЕЛЬ

ПОНИМАЮЩИЙ, ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

НАСТАВЛЯЕТ, ЗАБОТИТСЯ, ПОМОГАЕТ

ЧЕЛОВЕК, ЛЮБЯЩИЙ СВОЁ ДЕЛО

ДРУГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

«Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

Обобщение опытом на тему:   «Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащи...

Тема «Использование активных методов обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании...

Использование активных методов обучения при работе с младшими школьниками

Автор раскрывает актуальность использования активных методов в начальной школе....

Выступление на ШМО. Уроки в начальной школе. Особенности использования активных методов и форм на уроке в начальной школе.

Проблема активности личности в обученииПроблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элеме...

Активные методы и формы работы на уроках с детьми с ОВЗ

Цель выступления:Познакомить с активными методами обучения и рассмотреть их применении в работе с детьми с ОВЗ...