Внедрение в практику передового опыта работы с семьей, инновационных технологий семейного воспитания
методическая разработка (1 класс) по теме

Сахарова Ирина Владимировна

Заседание методического объединения классных руководителей по теме:"Внедрение в практику передового опы­та работы с семьей, инновационных технологий семейного воспитания". Презентацию к выступлению можете найти на сайте "Мультиурок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.77 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»

г. Фурманов

Заседание методического объединения классных руководителей.

Тема заседания: «Внедрение в практику передового опыта работы с семьей, инновационных технологий семейного воспитания».

Форма:  семинар

Руководитель МО:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Сахарова И.В.

2018

Дети учатся тому, что видят у себя в дому.

Народная мудрость

В нашем  обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их  прямой и непосредственной обязанностью.

Причем, в данной ситуации именно семья первой предъявляла обвинения в том случае, если результаты воспитания были плачевными. И по сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа является ответчиком за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Такой подход к оценке деятельности школы, и к оценки роли семьи в воспитании детей привели к тому, что мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям.

По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы.  Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребенком с целью его социальной защиты. У школы несколько иные функции. Она не должна подменять ребенку его родной дом, но именно школа должна помочь ребенку взрослеть, приобретать опыт и знания.  В этом как раз и происходит реализация воспитательной функции школы как посредника между ребенком и обществом. Но главное воспитание, конечно, происходит в семье. Не зря принято говорить: «Какая семья – такой и ребенок».  Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью детей, но школа ни в коем случае не должна брать на себя часть тех проблем воспитания ребенка, которые должна решать семья.

ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью рекомендует проводить  просветительскую  работу с родителями, с целью повысить их компетентность. Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей является одним из приоритетных направлений развития образования и оказания психолого-педагогической помощи родителям. Компетентность — это наличие знаний и жизненного опыта, стремление обновления и использования знаний и навыков для решения проблем в области образования и воспитания детей.

Компетентный родитель:

  • 1) не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувства страха и вины на своего ребенка;
  • 2) готов видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять;
  • 3) знает, что если не помогает одно — надо пробовать другое;
  • 4) понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться.

«Просветительская работа с родителями (законными представителями) направлена на повышение уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, формирования безопасного образа жизни включает:

- проведение родительских собраний, семинаров, лекций, тренингов, конференций, круглых столов и т.п.;

- организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению оздоровительных, природоохранных мероприятий, спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

 В содержательном плане просветительская работа направлена на ознакомление родителей широким кругом вопросов, связанных с особенностями психофизического развития детей, укреплением здоровья детей, созданием оптимальных средовых условий в семье, соблюдением режима дня в семье, формированием у детей стереотипов безопасного поведения, повышением адаптивных возможностей организма, профилактикой вредных привычек, дорожно-транспортного травматизма и т.д.

Эффективность реализации этого направления зависит от деятельности администрации общеобразовательной организации, всех специалистов, работающих в общеобразовательной организации (педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, медицинских работников и др.).»

1 вопрос: Педагогическая культура современной семьи и методы ее изучения (кл. рук.  3 класса Соловьева Е.В.)

2 вопрос: Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия родителей и обучающихся (кл. рук.5 класса Летова В.Г.)

3 вопрос: Технология проведения родительских собраний (из опыта работы)

(кл. рук. 10-12 класса Мерклингер Н.А.)

Итог: При работе с семьями классному руководителю необходимо:

  1. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
  2. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей.
  3. Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
  4. Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
  5. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
  6. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
  7. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
  8. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ».

В данной работе находится материал для проведения родительского собрания в начальной школе....

Роль семьи и условия семейного воспитания

Одной из главных функций семья является воспитание детей.Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям....

Статья (из опыта работы ) Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно – нравственного воспитания младших школьников.

В статье представлен опыт работы по взаимодействию семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. Задачи, стоящие перед школой,  учителем и пути их осуществления....

«Методические рекомендации учебно-воспитательной работы с использованием инновационных технологий обучения и воспитания в начальной школе».

Предоставленный материал отражает опыт работы в рамках патриотического воспитания в начальной школе, основной задачей которого является формирование устойчивой гражданской позиции подрастающего поколе...

Обмен опытом работы по использованию инновационных технологий и нетрадиционных методов терапии на логопедических занятиях

Обмен опытом работы по использованию инновационных технологий и нетрадиционных методов терапии на логопедических занятиях...

Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».

Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир...

Игровые технологии на уроках математики от теории к практике из опыта работы учителя начальных классов

Игровые технологии на уроках математики: от теории к практике (из опыта работы учителя начальных классов)...