Логопедическое занятие для обучающихся 2 класса. Дифференциация звуков С - Ш
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Флягина Наталья Сергеевна

Цель: учить детей различать звуки [с] - [ш] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозна­чать их на письме.

 

 Задачи: - развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику,  глазодвигательные мышцы;

           - фор­мировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов;  б) ана­лиза и синтеза предложения.

           - учить согласованию прилагательных и существительных;

            - расширять сенсомоторный репертуар.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie.doc438.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.С. Флягина, учитель-логопед

 ГКОУ СО Сухоложская СКОШ, г.Сухой Лог, Свердловская обл.

Логопедическое занятие для обучающихся 2 класса.

Дифференциация звуков С - Ш

 

Цель: учить детей различать звуки [с] - [ш] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме.

 Задачи: - развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику,  глазодвигательные мышцы;

           - формировать навыки языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов;  б) анализа и синтеза предложения.

           - учить согласованию прилагательных и существительных;

            - расширять сенсомоторный репертуар.

Оборудование: интерактивная доска с написанными словами, картинки-символы с изображением насоса и шарика, таблица «Характеристика звуков», слоговые таблицы, мяч; на каждого ребёнка - звуковые линейки и карточки с буквами ш и с., карточки со словами для составления пословицы, индивидуальные карточки.

Ход  занятия

I.        Организационный момент (уточнение временных представлений: день недели, месяц, время года, дата)

-  Игра «Шестой лишний» (слова написаны на доске; учащиеся  вставляют буквы и вычёркивают лишнее слово).

..уба, ви..ня, ..арф, пид..ак, клю..ка, ве..алка.

Затем учащиеся воспроизводят ряд слов по памяти в прямом и обратном порядке.

II.        Знакомство с новым материалом.

      1. Речевая зарядка

Однажды наш воздушный Шарик заболел. Он целый день лежал, и у него совсем не было сил, чтобы летать. Он так исхудал, что превратился в тощий блинчик. Шарику было очень грустно и всё время хотелось плакать, а потом стало так плохо, что пришлось вызывать скорую помощь. Главным врачом скорой помощи оказался наш знакомый папа-насос. Он внимательно осмотрел больного и поставил диагноз: разрыв главной нитяной артерии Шарика. Доктор-насос стал потихоньку закачивать в Шарик чистейший живительный воздух. Через некоторое время Шарик открыл глаза и засмеялся. Врач-насос крепко-накрепко завязал хвостик Шарика новыми наикрепчайшими нитками и облегчённо вздохнул: жизнь Шарика была спасена.

Шарику стало так легко и весело, что он запел свою песенку:

Шарик, шарик я воздушный,

Непоседа непослушный!..

Я из рук рванулся сразу

 -Видно, плохо был привязан.

 Я уже над самой крышей.

И лечу всё выше, выше!

Ш - ША - ШО  - ШУ - ШИ - ШЕ!

Доктор папа-насос был так счастлив, что всё хорошо кончилось, что тоже стал петь свою песенку.

Жил-был насос, жил-был насос.

                                Любил смеяться он до слёз.

Любил качать он колесо.

                                С - СА - СУ - СЫ - СЭ - СО.

 А потом они запели вместе: СА – ША – СА; ШО – СО – ШО

                                                  УС – УШ – УС; АШ – ОС – УШ.

Логопед. Кто догадался, какая тема нашего занятия?

2. Тема занятия:

Дети. Звуки [с] и [ш] и буквы С и Ш.

Логопед. Давайте охарактеризуем эти звуки (с опорой на таблицу) и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

3. Произношение изолированных звуков (анализ артикуляции, характеристика звуков)

Дети. Звук [с] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы улыбаются. Кончик языка лежит внизу, упираясь в передние зубы. Воздушная струя длительная, холодная, косо направленная вниз, выходит по желобку, расположенному по средней линии языка. Звук [с] - твёрдый, глухой.

Звук [ш] - согласный, так как есть преграда - язык. Губы округлены, слегка вытянуты вперёд. Кончик широкого языка поднят вверх. Язык принимает форму «чашечки». Воздушная струя длительная, тёплая, направлена вперёд. Звук [ш] -твёрдый, глухой.

4. Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах. (связь букв и звуков, чтение)

1)        Чтение слогов по слоговой таблице.

Логопед. Читаем слог Шарика и сразу же слог папы-насоса: ша - са, шо - со...

А теперь наоборот: са - ша...

 5. Развитие функций фонематического слуха.

2)        Игра с мячом.

Логопед. Чтобы Шарик окончательно окреп после болезни, доктор-насос рекомендовал ему заниматься спортом и почаще играть в подвижные игры. Например, вот в такую: менять звук [ш] на [с], или [с] на [ш] в слогах и словах, перекидывая мяч. Давайте и мы поиграем в неё вместе с Шариком и насосом!

ша-са, шо - ..., су- ...  , са - …,  сы- …, ши - ...

шутки - сутки, крыша-..., каска-..., мышь-..., маска-...,   каша-..., Мишка-..., усы-..., шок - …, ваш - …, штуки - ….

6. Дифференциация звуков [с] - [ш] в словах.  

        Физминутка

         Игра «Кто внимательный?».

Логопед. А теперь давайте поиграем.  Я буду называть вам животных,  если вы услышите в их названиях звук [с], опускайте руки вниз. Почему?.. А если услышите звук [ш], поднимайте руки вверх. Почему?..  ( звук [с]– язык внизу, – [ш] язык вверху)

Исходное положение: стоя, руки на поясе.

Соболь, шакал, сайгак,  шимпанзе, (далее идёт слушание с нагрузкой: дети закрывают глаза, маршируют, высоко поднимая колени, и продолжают выполнять упражнение),мышь, мартышка, росомаха, тушканчики, кашалот, горностай, шиншилла.

7. Определение места звука в слове.

        Анализ и синтез слов.

-  Работа со звуковой линейкой.

Логопед. Послушайте слова, определите, на каком месте по счёту находится звук [с] или [ш], и положите букву с или ш на соответствующую цифру на звуковой линейке.

Шуба, поясок, каша, мешок, слон, листок.  

     Физминутка

а)        Глазодвигательные упражнения.

Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру овала (в обе стороны) на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.  Глазами нарисовать 4 горизонтальные и 4 вертикальные восьмёрки. 

б)        Развитие мелкой моторики.

- упражнение «Мизичик» (пальчиковая гимнастика)

Маленький мизинчик  плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймёт, что всё это значит?

Средний пальчик очень важный не желает слушать

Указательный спросил: «что ты будешь кушать?»

А большой бежит за ложкой,

Тащит каши ложку.

Говорит: «Не плачь, не надо, ну поешь – немножко.»

- упражнение «Веер».

Ладони выпрямлены, напряжены, большой палец отведён немного в сторону. Пальцы, начиная с мизинца, друг за другом тянутся к основанию ладони. Последним сгибается  указательный.

8.  Звуковой анализ слова  (индивидуальная работа по карточке)

        -  определить расположение каждого предмета. Записать слова тремя цветами (красным, синим, зелёным).

         - подобрать  к каждому слову, слово-признак.

9. Дифференциация звуков [с] - [ш] в предложениях.

- Из предложенных слов составить пословицу, объяснить смысл.  Записать в тетрадь, выделить буквы С и Ш.     (любишь кататься  люби и саночки возить)

 

III. Итог занятия.

  • Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
  • Чем они похожи и чем отличаются?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического группового занятия в 1 классе" Дифференциация звуков Ч-Щ"

Конспект группового логопедического занятия в 1 классе. Тема:  Звуки Ч-ЩЦель: Дифференциация звуков Ч-ЩЗадачи:Образовательные:-учить дифференцировать звуки занятия в слогах, словах, предложе...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции звукопроизношения. «Дифференциация звуков «Л» и «Р».

Данное занятие предназначено для обучающихся начальных классов, имеющих ОНР, СНР, ФФН...

Логопедическое коррекционно-развивающее занятие в 1 классе "Дифференциация звуков /ч-щ/".

Занятие предназначено для  учащихся 1 класса.  Задания все проводятся в игровой форме и направлены на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза; слухового и зрительного вни...

Технологическая карта логопедического занятия в 1 классе "Дифференциация звуков С-Ш"

Предлагаю  технологическую карту занимательного занятия для детей с ФФНР на тему "Дифференциация звуков С-Ш"...

Конспект индивидуального логопедического занятия в 1 кл. "Дифференциация звуков З-С".

Конспект Конспект индивидуального логопедического занятия в 1 кл. "Дифференциация звуков З-С"....

Конспект логопедического занятия в 1 кл. "Дифференциация звуков З`-С`".

Конспект иендивидуального  логопедического занятия в 1 кл. "Дифференциация звуков З`-С`"....