нарушения письменной речи у детей
консультация по логопедии (1 класс) на тему
материал содержит информацию о видах нарушения письменной речи у детей и возможных способах её коррекции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narusheniya_pismennoy_rechi_u_mladshih_shkolnikov.ppt | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какую помощь Вы можете оказать ребенку, допускающему логопедические ошибки?
Письмо - это сложный навык и вид графо-моторной деятельности
СТРУКТУРА ПИСЬМА Звуковой анализ слова Операция соотнесения каждого выделенного из слова звука с соответствующей ему буквой Перешифровка зрительного представления буквы в адекватные ей графические начертания
ДИСГРАФИЯ - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках.
ОШИБКИ ПРИ ДИСГРАФИИ Являются стойкими и специфическими Являются многочисленными, повторяющимися, сохраняются длительное время Связаны с несформированностью психических функций
ОШИБКИ ПРИ ДИСГРАФИИ замены букв (СЛЯПА вместо ШЛЯПА, КУСЬ вместо ГУСЬ); пропуски букв (ЗОТИК вместо ЗОНТИК, СТЛ вместо СТОЛ); вставка лишних букв (ЛАНМПА вместо ЛАМПА, МАРТКА вместо МАРКА); перестановка букв (КОНРИ вместо КОРНИ, ВСЕТ вместо СВЕТ);
ОШИБКИ ПРИ ДИСГРАФИИ недописывание слов (КРАСН вместо КРАСНЫЙ, ДОРОГ вместо ДОРОГА); слияние нескольких слов в одно (ДЕТИГРАЛИ вместо ДЕТИ ИГРАЛИ); разделение одного слова на части (У ТЮ Г вместо УТЮГ, О КНО вместо ОКНО).
ПРЕДПОСЫЛКИ ПИСЬМА: Различение на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляторно близкие Правильное произношение всех речевых звуков Владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений
КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСГРАФИИ Акустическая дисграфия Артикуляторно-акустическая дисграфия Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока. Оптическая дисграфия Аграмматическая дисграфия
АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Первично – нарушение фонематического слуха Фонематический слух – способность к распознаванию звуков речи Выход - воспитание чёткой слуховой дифференциации не различаемых на слух звуков
Упражнения для преодоления акустической дисграфии называние ребёнком слов со смешиваемыми звуками показ буквы в ответ на произносимое взрослым слово с соответствующим звуком называние ребёнком пропущенной в слове буквы раскладывание под буквами картинок, в названиях которых содержатся соответствующие звуки
АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Первично – нарушение звукопроизношения Вторично – нарушение фонематического слуха Как говорю, так и пишу. Выход - коррекция нарушений звукопроизношения и воспитание чёткой слуховой дифференциации смешиваемых звуков
ДИСГРАФИЯ НА ПОЧВЕ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ АНАЛИЗА И СИНТЕЗА РЕЧЕВОГО ПОТОКА Первично – нарушение фонематического восприятия Выход - обучение ребёнка приёмам звукового анализа и синтеза слов и анализа речевого потока в целом
ВИДЫ ОШИБОК запись целого предложения в виде одного «слова» пропуски в словах согласных букв пропуски гласных букв вставка лишних букв перестановка букв
ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Первично – нарушение зрительно- пространственного восприятия Выход - развитие у ребёнка зрительно-пространственных представлений
ВИДЫ ОШИБОК Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов или похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов Недописывание элементов букв «Зеркальное» изображение букв
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ складывание букв из составляющих их элементов «переделка» одной буквы в другую вылепливание смешиваемых букв из пластилина письмо смешиваемых букв в воздухе вырезывание букв из бумаги или картона
ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ обводка контуров букв узнавание букв, по-разному расположенных в пространстве узнавание букв, наложенных друг на друга узнавание букв, написанных разными шрифтами письмо смешиваемых или неправильно изображаемых букв под диктовку
АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ Первично - нарушение лексико-грамматической стороны речи Выход – развивать лексико-грамматический строй речи (дать ребёнку чёткие образцы правильных грамматических форм тех или иных слов, к которым он в дальнейшем мог бы «подгонять» все другие однотипные виды окончаний)
Разделите ошибки на две группы Орфографические: безударные гласные; парные согласные; непроизносимые согласные; имена собственные Логопедические: замены и смешения (сильная позиция); пропуски букв, слогов; зеркальность; неправильное обозначение мягкости на письме
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста с ОНР по средствам абилитационной педагогики.
Эффективность коррекционного обучения по предупреждению нарушений письменной речи у младших школьников с ОНР может быть обеспечена только в том случае, если содержание и методы коррекции речевой функц...
Нарушения письменной речи у детей с детским церебральным параличом.
В помощь логопеду, из опыта работы....
Статья на тему "Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
Статья по коррекционной педагогике "Профилактика нарушений письменной речи и чтения у дошкольников и младших школьников"...
«Профилактика нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста».
Данный материал имеет практическую направленность. Предлагается комплекс игр-упражнений, направленных на профилактику нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста....
Нарушение письменной речи у детей младшего школьного возраста.Способы их предупреждения и устранения.
Письменная речь - это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи....
Особенности нарушения письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
Презентация "Особенности нарушения письменной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью"...
Система работы по устранению нарушений письменной речи у детей в начальной школе.
Специально организованная системная работа позволит построить процесс коррекции письменных нарушений более грамотно и целенаправленно....