РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ I-IV КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ «А»
рабочая программа по физкультуре
Рабочая учебная программа по предмету "Физическая культура" адресована обучающимся 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Программа составлена на основе авторской программы В.И.Ляха, рекомендованной экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что число обучающихся, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, и поэтому отнесенных к специальной медицинской группе, постоянно увеличивается.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за последние годы отмечено увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.
Высокая частота диагностирования патологий у обучающихся общеобразовательных учреждений требует осуществления на хорошем уровне коррекционно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями являются важнейшим средством укрепления здоровья.
Целью физического воспитания обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (далее СМГ), является оздоровление, содействие всестороннему гармоничному развитию личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1-4_kl_dlya_smg.docx | 95.62 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Физическая культура
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ I-IV КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ «А»
Количество часов по учебному плану 102 в год 3 часа в неделю
Составлена в соответствии с Примерной рабочей программой по физической культуре.
Составитель: учитель физической культуры
ГБОУ СОШ № 17
Балабанов Сергей Николаевич
Балабанова Елена Владимировна
Нормативные основы преподавания учебного предмета «Физическая культура»
• Закон РФ «Об образовании»
• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р)
• Приказ МО РФ от 5.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
• Приказ МО РФ от 9.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
• Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
• Письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»
• Письмо Минобразования России от 28.04.2003. № 13-51-86/13 «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений»
• Письмо МО РФ от 20.04.2001 № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения в 1-х классах в адаптационный период»
• Приказ Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и РАО от 16.07.2002 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации».
• Приказ Минобрнауки РФ от 03.06.2008. № 164 «О внесении измененений в ФКГОС РФ от 05.03.2004 № 1089»
• Письмо МО РФ «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в образовательных учреждениях Российской Федерации от 12.08.2002 № 13-51-99/14
• Письмо МО РФ «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке» № 13-51-237/13 от 03.10.2003
• Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 № 06-499 «О проведении мониторинга физического развития обучающихся»
• Методические рекомендации для учителей физической культуры по организации здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях / Под общ. ред. Е.Б. Евладовой. – М., 2009.
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету "Физическая культура" адресована обучающимся 1-4 классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Программа составлена на основе авторской программы В.И.Ляха, рекомендованной экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации.
Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что число обучающихся, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, и поэтому отнесенных к специальной медицинской группе, постоянно увеличивается.
По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за последние годы отмечено увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.
Высокая частота диагностирования патологий у обучающихся общеобразовательных учреждений требует осуществления на хорошем уровне коррекционно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы.
Правильно организованные систематические занятия физическими упражнениями являются важнейшим средством укрепления здоровья.
Целью физического воспитания обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (далее СМГ), является оздоровление, содействие всестороннему гармоничному развитию личности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- укрепление здоровья;
- повышение функциональных возможностей и резистентности организма;
- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;
- овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом заболеваний;
- развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;
- контроль дыхания при выполнении физических упражнений;
- обучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
- формирование у обучающихся культуры здоровья.
В своих целях и задачах программа для обучающихся СМГ соотносится с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования по физической культуре.
Специфика программы:
Данная программа характеризуется расширенным содержанием упражнений коррекционной, профилактической и общеразвивающей направленности.
Учебный материал соответствует возрастным особенностям обучающихся и для каждого класса составлен по принципу постепенного перехода от легкого к более трудному. Значительная часть разделов программы повторяется из года в год с постепенным усложнением учебного материала.
Материал программы позволяет значительную часть уроков проводить на свежем воздухе, который благотворно действует на терморегуляторный механизм, повышая его адаптацию, в результате чего оздоровительный эффект занятий повышается.
Программой предусмотрено выполнение некоторых упражнений на результат, но это не в целях учета успеваемости, а с целью предоставления обучающимся возможности испытать свои силы, ознакомиться со своими достижениями, а учителю определить их уровень физической подготовленности.
Программа в объеме 102 часа для 1-4-х классов реализуется в течение всего учебного года, по 3 часа в учебную неделю в каждом классе.
Организационно- методическое руководство физическим воспитанием учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья.
Необходимым условием для гармоничного развития учащегося является правильная организация физического воспитания, т.е. урока физкультуры. От правильности его проведения во многом зависит решение задач физического воспитания. Особого внимания требует организация физвоспитания детей и подростков, отнесенных к СМГ. А эта проблема во многих школах до настоящего времени не решена. Таких детей нередко освобождают от занятий физкультурой, в то время как именно они в большей степени нуждаются в благотворном влиянии различных средств физической культуры. Организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к СМГ, намного сложнее, чем со здоровыми детьми и предъявляют директорам школ, педагогам и медицинским работникам большие требования. Это дети из разных классов, разного возраста, пола, страдающие различными заболеваниями и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Комплектование СМГ проводится врачом (фельдшером) с обязательным участием преподавателя физкультуры. Медицинский работник после медосмотра передает по фамильные списки учащихся с диагнозами и указанием медицинской группы руководителю учреждения в конце мая, чтобы у руководителя было время до 1 сентября на оформление приказа по организации занятий с детьми, отнесенными к СМГ. Расписание занятий утверждается приказом. Занятие проводит учитель физкультуры, имеющий специальную подготовку. Учащиеся объединяются в группы по характеру заболевания:
• с заболеваниями внутренних органов, сердечнососудистой системы, дыхательной, пищеварительной и эндокринной систем;
• с нарушением органов зрения и функциональными расстройствами нервной системы;
• с нарушением функции опорно-двигательного аппарата, последствиями травм и повреждений, заболеваний суставов, врожденными дефектами опорно-двигательного аппарата, органическими заболеваниями нервной системы.
Занятия с такими учащимися проводятся:
вместе с основной группой, но по другой специальной программе под постоянным контролем педагога.
домашних условиях в виде домашних заданий (в исключительных случаях).
Особенности построения урока в СМГ:
1. Подготовительная часть до 20 минут – в начале урока производится подсчет пульса, затем используются упражнения дыхательного и общеразвивающего характера, которые в начале занятия выполняются в медленном темпе, затем в среднем. Нагрузка медленно повышается, применяются упражнения, обеспечивающие подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. Не рекомендуется использовать большое количество новых упражнений и интенсивных нагрузок. Каждое упражнение повторяется сначала 4-5 раз, затем 6-8 раз (упражнения для крупных мышц рук, ног и туловища......).Имея индивидуальные карточки по заболеваниям, учащиеся самостоятельно выполняют упражнения .
2. Основная часть урока до 15 минут - отводится для обучения и тренировки. В ней осваиваются новые физические упражнения и двигательные навыки в пределах возможностей ребенка, основных физических качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости. Большое внимание уделяется улучшению координации, умению красиво двигаться. Для решения этого можно использовать: бег (отрезки по 20-30 метров), чередующийся с ускоренной ходьбой, метание, упражнения на равновесие, на снарядах, Общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты......
3. Заключительная часть - 3-5 минут- используются упражнения на расслабление и дыхательные упражнения. Основная задача - способствовать восстановлению сдвигов функционального состояния организма, вызванных физической нагрузкой в основной части урока (простые упражнения для рук, различные виды ходьбы, спокойные танцевальные шаги, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения).
Ведущим принципом в работе является дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, что предполагает:
- дозирование нагрузки на уроке за счет усложнений или упрощения упражнений;
- учет противопоказаний к занятиям отдельными видами упражнений;
- подсчет пульса на каждом уроке.
Урок должен быть эмоциональным, эстетически оформлен, чтобы дети забыли о своих недугах и смогли бы реализовать свои физические возможности. Учащиеся СМГ - от сдачи любых нормативов освобождаются.
Методы и технологии обучения
Для воспитания физических качеств обучающихся СМГ используются методы стандартно-непрерывного и стандартно-интервального упражнения.
Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную работу, без изменения интенсивности: равномерное упражнение (дозированный бег) и стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
Метод стандартно-интервального упражнения – это упражнение, когда повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха. Для обучающихся СМГ применяются интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 100-120 уд./мин и ниже. Между отдельными упражнениями используется активный и пассивный характер отдыха. При пассивном отдыхе занимающиеся не выполняют никакой работы, при активном – выполняют упражнения на дыхание, расслабление и др. Также в процессе обучения применяются:
- деятельностные технологии
- развивающие технологии;
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология дифферинцированного обучения ;
- игровые технологии;
- проектное обучение с элементами исследовательской деятельности;
- наглядный метод;
- словесный метод;
- эвристический метод обучения;
- соревновательный метод;
- метод упражнения и др.
Структура и содержание учебной программы. Учебный материал программы распределен по классам, а в пределах каждого класса по разделам: основы знаний, оздоровительная и корригирующая гимнастика, легкая атлетика (легкоатлетические упражнения), спортивные игры (элементы спортивных игр), подвижные игры, гимнастика, лыжная подготовка, плавание.
Раздел «Основы знаний» содержит перечень теоретических тем для изучения в соответствии с основными направлениями развития познавательной деятельности обучающихся.
Раздел «Легкая атлетика» содержит дозированную ходьбу и бег, прыжковые упражнения, упражнения в метании правой и левой рукой в цель и на дальность. Ходьба и дозированный бег являются наиболее оптимальными средствами для развития и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышения функциональных возможностей организма, развития выносливости. Прыжковые упражнения имеют большое значение для развития ловкости, прыгучести, координации движений, укрепляют нервную систему. Упражнения в метании развивают скоростно-силовые качества верхних конечностей, координацию движений, ловкость, оказывают положительное влияние на органы зрения. Ограничиваются упражнения на развитие скоростных качеств, общей и специальной выносливости за счет уменьшения дистанции и скорости в ходьбе и беге. Исключены прыжки с разбега в длину и в высоту так как имеют противопоказания при нарушениях осанки, заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов зрения.
Раздел «Гимнастика» содержит строевые упражнения; общеразвивающие упражнения; элементы акробатики и танцевальные движения; упражнения в лазанье и перелезании. Благодаря возможности довольно точного регулирования нагрузки, общего и локального воздействия на организм, гимнастические упражнения имеют корригирующее и лечебное значение. Ограничены упражнения в равновесии, висах и упорах. Исключены: лазанье по канату, опорные прыжки, стойки на голове и руках, кувырки вперед и назад, так как они противопоказаны при дефектах осанки, заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов зрения.
Раздел «Лыжная подготовка» предусматривает изучение техники лыжных ходов, техники подъемов и спусков со склонов, прохождение дистанции по слабопересеченной местности в спокойном темпе. Занятия лыжной подготовкой являются одним из лучших средств оздоровления, укрепления и закаливания организма обучающихся. Передвижение на лыжах развивает всю мышечную систему, органы дыхания и кровообращения, усиливает обмен веществ в организме. Занятия лыжной подготовкой развивают силу, ловкость, выносливость, глазомер.
Разделы «Подвижные игры» и «Спортивные игры» содержат перечень рекомендуемых подвижных и спортивных игр, перечень упражнений для овладения техникой и тактикой игры в волейбол и баскетбол. При правильной методике проведения игр и эстафет они с успехом используются для воздействия на различные системы организма, развивают ловкость, быстроту реакции, способность приспосабливаться к меняющимся условиям, повышают эмоциональный уровень.
Разделы «Футбол» предусматривает технику владения футбольным мячом. Занятий по футболу являются разносторонней подготовкой и овладение рациональной техникой; приобретение знаний, умений необходимых ребенку в обычной жизни, а именно: ловкость, координация, воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма.
Разделы «Баскетбол», содержит изучение основных элементов баскетбола: ведение и передача мяча, штрафной бросок. Баскетбол является отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств ребенка. Разнообразное воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между ними. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий. Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом.
Формы уроков.
В физическом воспитании обучающихся СМГ применяются разнообразные формы организации занятий: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями по заданию учителя (выполнение комплекса оздоровительной и корригирующей гимнастики, пешие прогулки, катание на коньках и лыжах, игры малой интенсивности, посещение бассейна и др.).
Основной формой занятий является урок. Каждый урок должен иметь ясную целевую направленность, конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание урока, выбор средств и методов обучения и воспитания, способов организации обучающихся. На уроках решается комплекс взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических и теоретических занятий (защита проектов, уроки контроля, уроки-экскурсии, соревнования, презентации и др.).
Организация деятельности детей на уроках выполняется фронтальным, поточным, посменным, групповым способами.
Программой предусматриваются тематические пересечения с дисциплинами, как биология, технология, математика, литература, история, ОБЖ, ОЗОЖ. Программа интегрирует знания, полученные при изучении других предметов, и дает реализовать их в практической деятельности обучающихся.
Основные требования к уроку СМГе:
1. Необходимо учитывать следующее:
Для СМГ занятия должны проводиться при частоте пульса 120-130 уд./мин. в начале четверти, а к концу первой четверти довести интенсивность физических нагрузок в основной части урока до 140-150 уд./мин. Двигательные режимы при частоте пульса 130-150 уд./мин. самые оптимальные для кардио-респираторной системы и дают хороший тренирующий эффект. При планировании физической нагрузки, учителя должны учитывать, что при одних и тех же упражнениях, у девочек пульс на 5-10 уд./мин выше, чему мальчиков. Такое существенное влияние на частоту пульса оказывает и эмоциональное напряжение " учащихся. Игровая форма проведения занятий, элементы соревнований увеличивают частоту пульса на 15-20 уд/мин. После окончания занятий пульс у основной части занимающихся за 5-10 мин. должен вернуться к исходным данным, а после 1-1,5 месяцев систематических занятий и ускорению восстановления (в норме 3-5 минут). Особое внимание на занятии должны занимать Общеразвивающие и специальные дыхательные упражнения. Дети, отнесенные к спецмедгруппе, как правило, страдают гипоксией, поэтому необходимо, в первую очередь, обучение правильному дыханию - это очень важная и трудная задача. Только при рациональном дыхании достигается максимальный эффект от уроков физкультуры. Обучение рациональному дыханию способствует:
- быстрейшему устранению нарушений функций дыхательной системы;
- улучшению окислительно - восстановительных процессов в организме;
- повышению адаптации к физическим и умственным нагрузкам;
- общему оздоровлению и гармоничному развитию детского организма.
При небольшой нагрузке вдох следует проводить через нос, выдох через рот. Начинать обучение правильному дыханию надо с первых уроков, при самых простых упражнениях в заданиях, вдох через нос и выдох через рот: вдох и выдох через нос; дыхание при различных движениях рук: дыхание при приседании, наклонов туловища, дыхание во время ходьбы в различных темпах с различными сочетаниями количества шагов, вдоха- выдоха, например: на 3 шага - вдох, на 3 – выдох, на 4 шага - вдох, на 4 - выдох. Обращать внимание на то, что чем активнее выдох, тем глубже вдох. Дыхательные упражнения можно использовать как средство, снижающее нагрузку. Соотношение дыхательных и общеразвивающих упражнений может быть: 1:1; 1:2; 1:3; 1:4.....При выполнении физических упражнений не следует задерживать дыхание. Необходимо научить учеников дышать через нос, глубоко, ровно, сочетая вдох и выдох с движением. Особое внимание уделяется выдоху, надо научить делать выдох наиболее полно и по возможности до конца. После относительно трудного упражнения обязательно делается пауза, во время которой следует медленно ходить, стараясь дышать глубоко, ритмично. Необходимо обучить детей грудному, диафрагмальному и смешанному типу дыханий. Приступая к занятиям, учитель должен помнить, что уроки необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, а при возможности - на открытом воздухе. В процессе урока необходимо делать 2-3 паузы по 1-2 минуте для отдыха, лучше отдыхать лежа или сидя. Следует научить детей полному расслаблению мышц. Все движения выполняются спокойно, плавно, без лишнего напряжения. Переходить из одного исходного положения в другое, учащиеся должны не спеша, избегая резких движений.
Воспитание правильной осанки, является одной из основных задач программы физвоспитания. Необходимо приучить детей правильно ходить, стоять, сидеть. Уроки должны включать не менее 10-12 упражнений для мышц плечевого пояса, спины и живота, способствующих формированию крепкого "мышечного корсета", применяя принцип "рассеянности" нагрузки на различные группы мышц. Учитель должен обращать внимание на положение головы, работу рук, туловища, ног, поощряя правильную позу и помогая исправлять ошибки. Правильная осанка обеспечивает правильную работу опорно-двигательного аппарата, внутренних органов. Индивидуальный подход к занимающимся на основе учета состояния здоровья, реакции организма на занятия в целом и на отдельные упражнения, психических особенностей нервной деятельности. В СМГ могут быть учащиеся различного возраста с разными отклонениями в состоянии здоровья и различным уровнем физической подготовки. Очень трудно в этом случае подобрать упражнения, которые одновременно подходили бы для всех учащихся.Эту задачу педагог должен решать за счет наиболее правильного построения занимающихся, дифференцированного подбора исходных положений, амплитуды движения, дозировки, усложнения или упрощения упражнений и т.д.
Например, построение на таких уроках проводится не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фланге - более подготовленные дети, на левом - менее. Это позволяет дать нагрузку с учетом индивидуальных особенностей (например, учащиеся на правом фланге продолжают приседания, а на левом - отдыхают). Перед каждым уроком определяют пульс, учащиеся с пульсом выше 90 уд/мин., ставят на левый фланг. При проведении эстафет, более подготовленные стоят в начале шеренги (они начинают и заканчивают эстафету). Результат занятий во многом зависит от такта, наблюдательности преподавателя, его умения определить нагрузку и ход развертывания кривой нагрузки урока. Влияние физической нагрузки каждого урока на организм определяется по данным пульса, наличию субъективных данных, иногда артериального давления. Осторожное и постепенное увеличение физической нагрузки, как на каждом занятии, так и на протяжении всего периода лечения. Постепенность достигается переходом от простого к сложному, и от знакомого к незнакомому.
Дозирование нагрузок проводится:
- по выбору исходного положения
- количеству повторов
- активности выполнения
- темпу
- амплитуде движения
- сложности выполнения
- наличие эмоционального фактора
- количеству дыхательных упражнений
- использование предметов, тренажеров
Большое значение при занятиях со СМГ имеет систематическая информация об улучшении состояния здоровья занимающихся по данным медосмотров, а также проведение тестов физической подготовленности в определенных упражнениях, когда на конкретных примерах заметен рост результатов. Это побуждает к дальнейшим активным занятиям.
Доступность физических упражнений имеет большое значение для воспитания уверенности в своих силах. Преодоление трудностей должно стимулировать беспрерывное повышение функциональных способностей и физической подготовки. При обучении в специальной группе с первых занятий по физвоспитанию следует добиваться правильного усвоения основных упражнений и особенно правильного сочетания движений с дыханием. Поэтому темп урока в первые занятия медленный. Успешность обучения зависит от частоты повторений (не менее 3-4 раз) и качества выполнения того или иного упражнения. Урок должен быть эмоциональным, эстетически оформленным. Необходимо, чтобы эти дети забыли о своих недугах, уроки в СМГ были уроками бодрости, мышечной радости, эстетического наслаждения. Можно в уроки включать подвижные игры, элементы танцев, аэробики. Желательно уроки проводить под музыкальное сопровождение. Специально подобранная музыка положительно стимулирует физиологические процессы в центральной нервной системе и создает положительный эмоциональный настрой. Эффективность физического воспитания в специальных медицинских группах зависит от систематических занятий (3-5 раз в неделю), адекватности нагрузок, сочетания физических нагрузок с закаливанием, диетой и другими методами. В течение всего урока педагог контролирует общее состояние учащихся: по внешнему виду, пульсу, дыханию.
Главным признаком утомления являются понижение работоспособности в результате физических упражнений. Внешне это проявляется в ослаблении внимания, рассеянности, заметных нарушений правильного выполнения упражнений. Движения становятся менее точными, вялыми, неуверенными, ухудшается двигательная координация, появляются жалобы на общее недомогание, головную боль, бледность кожных покровов и слизистых оболочек. Педагогу надо помнить, что внешние признаки утомления выявляются уже тогда, когда они значительно выражены, т.е. субъективные жалобы обычно запаздывают из-за эмоционального подъема и возбуждения.
Небольшие признаки утомления вполне допустимы на уроках СМГ (это легкое покраснение кожи, незначительная потливость, лицо спокойное, дыхание учащается незначительно, оно ровное, координация движений четкая, бодрое выполнение команд). А если учитель заметил признаки утомления средней степени или выявил жалобы на плохое самочувствие, он должен направить ученика к врачу.
Ожидаемые результаты освоения содержания предмета
«Физическая культура»
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся специальных медицинских групп должны иметь представления:
• о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
• о способах изменения направления и скорости передвижения;
• о режиме дня и личной гигиене;
• о правилах составления комплексов утренней зарядки;
• о правилах поведения на занятиях физической культурой;
• о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.
Уметь:
• выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
• выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
• выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;
• выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;
• выполнять комплексы дыхательных упражнений;
• выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
• выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
• выполнять строевые упражнения.
Демонстрировать физическую подготовленность по годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
• выносливость — ходьба в течение одной минуты, м;
• сила — прыжок в длину с места (демонстрировать технику);
• координация — передвижение по напольному гимнастическому бревну шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
• находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
• общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
• организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными
В результате освоения программного материала по физической культуре учащиеся 1-4 классов специальных медицинских групп должны иметь представления:
• о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
• о способах изменения направления и скорости передвижения;
• о режиме дня и личной гигиене;
• о правилах составления комплексов утренней зарядки;
• о правилах поведения на занятиях физической культурой;
• о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий
• об истории Олимпийских игр;
• о физических качествах и правилах измерения уровня своего развития;
• о правилах использования закаливающих процедур;
• об осанке и правилах использования комплексов физических упражнений на формирование правильной осанки;
• о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
• об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол.
• о роли и значении занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии;
• о физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения;
• о физической нагрузке и способах ее регулирования (дозирования);
• о причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, о профилактике травматизма.
Уметь:
• вести дневник самонаблюдения;
• выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
• определять величину нагрузки в соответствии со стандартными режимами ее выполнения (по частоте сердечных сокращений);
• организовывать подвижные игры с выбором ведущего;
• выполнять технические действия игры в футбол, баскетбол и волейбол, играть по упрощенным правилам;
• оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, царапинах, легких ушибах и потертостях.
• выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
• выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
• выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;
• выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;
• выполнять комплексы дыхательных упражнений;
• выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
• выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
• выполнять строевые упражнения;
• измерять физические качества: силу (прыжок в длину с места), быстроту (скорость простой реакции), гибкость (подвижность позвоночника и подвижность тазобедренного сустава);
• измерять уровень развития физических качеств;
• выполнять закаливающие водные процедуры (обтирание);
• выполнять комплексы упражнений на формирование правильной осанки;
• выполнять индивидуальные комплексы корригирующей и дыхательной гимнастики, общеразвивающие упражнения на развитие основных физических качеств (с учетом медицинских показаний);
• выполнять комплекс ритмической гимнастики (низкой интенсивности);
• выполнять упражнения на гибкость, напряжение и расслабление мышц туловища;
• выполнять ловлю и передачу мяча в парах стоя на месте и при передвижении приставным шагом;
• выполнять метание малого мяча в цель;
• выполнять прыжки через скакалку на двух ногах на месте;
• выполнять комплексы упражнений из ЛФК (в зависимости от медицинских показателей);
• выполнять комплексы дыхательных упражнений, упражнений для профилактики нарушения осанки и нарушения зрения (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья);
• составлять и выполнять комплексы упражнений на развитие силы, быстроты, гибкости и координации (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья);
• вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Демонстрировать физическую подготовленностьпо годовому приросту результатов в развитии основных физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками стоп);
• быстрота (по выбору) — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см); «темпинг-тест» (количество окрестных касаний поверхности листа бумаги карандашом за 10 с);
• выносливость— равномерный бег, 300 м;
• сила — прыжок в длину с места, см; подтягивание туловища из виса лежа (количество раз);
• координация— метание малого мяча на точность.
Коммуникативные
Обучающиеся научится
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
• работать индивидуально и в группе;
• учитывать и координировать отличные от собственных позиции других людей.
• Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
• находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой
Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.
Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.
При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой
В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
Рабочая программа предусматривает развитие компетенций:
- ценностно-смысловые;
- общекультурные;
- учебно-познавательные;
- информационные;
- коммуникативные;
- социально-трудовые;
- компетенции личностного самосовершенствования
Годовой учебный план-график
Разделы программы | Количество часов | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Теоретические сведения | В процессе уроков | В процессе уроков | В процессе уроков | В процессе уроков | В процессе уроков |
Легкая атлетика | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Баскетбол | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Гимнастика | 15 | 15 | 15 | 15 | 15 |
Подвижные игры | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Лыжная подготовка | 19 | 16 | 19 | 19 | 19 |
Футбол | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 |
Легкая атлетика | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Подвижные игры с элементами баскетбола/волейбола | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
Основы знаний | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Всего часов | 102 | 99 | 102 | 102 | 102 |
1 четверть | ||||||
№ п/п | Дата | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Часы | ||
1. | Введение в предмет физическая культура. Инструктаж по охране труда на занятиях физической культуры. | Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма.Определять состав спортивной одежды в зависимости от погодных условий и времени года. Раскрывать историю возникновения, формирования и значения предмета в истории и настоящем времени | 1 | |||
2. | Легкая атлетика. Инструктаж по охране труда на занятиях легкой атлетике. Высокий старт | Уметь: правильно выполнять основные движения в ходьбе. Выявлять характерные ошибки в технике беговых упражнений, в технике высокого старта. | 1 | |||
3. | Инструктаж по техники безопасности на занятиях по спортивным и подвижным играм. Пионербол правила игры. Двусторонняя игра. | Называть правила техники безопасности на спортивных площадках; знать правила игры Судейство игры. Игра по упрощенным правилам. | 1 | |||
4. | Высокий старт. Прыжок в длину с места, бег на 25м. | Осваивать технику бега без контрольных нормативов и контрольных дистанций. Осваивать технику прыжковых упражнений (теоретически) | 1 | |||
5. | Бег -150 метров на результат. Пионербол двусторонняя игра | Осваивать технику бега без контрольных нормативов и дистанций. Переход с бега на ходьбу и обратно. | 1 | |||
6. | Прыжок в длину с разбега. Метание мяча | Осваивать технику прыжка в длину с разбега способом согнув ноги (теоретически) .Знать технику метания мяча на дальность. | 1 | |||
7. | Прыжок в длину с разбега. Метание мяча. | Осваивать технику прыжка в длину с разбега способом согнув ноги (теоретически).Метать малый мяч с места в цель. | 1 | |||
8. | Прыжок в длину с разбега. Пионер, двусторонняя игра. | Осваивать технику прыжка в длину с разбега способом согнув ноги (теоретиче- ски). Метать малый мяч с места . Судейство пионербола.Игра по упрощенным правилам | 1 | |||
9. | Метание мяча. Выносливость. (бег 1000 м) | Знать технику метания мяча на дальность и в цель. Выполнить комплекс дыхательных упражнений при ходьбе(с учетом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья) | 1 | |||
10. | Метание мяча. Пионербол, двусторонняя игра | Знать технику метания мяча на дальность. Судейство пионербола Игра по упрощенным правилам.Метать малый мяч с места в цель | 1 | |||
11. | Общая физическая подготовка. | Выполнять комплекс упражнений для формирования правильной осанки | 1 | |||
12. | Бег на средние дистанции (бег 400 м) Пионербол, двусторонняя игра | Выполнять комплекс дыхательных упражнений при ходьбе на средние дистанции (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья) Судейство пионербола. Игра по упрощенным правилам. | 1 | |||
13. | Теоретическое занятие. Лёгкая атлетика. Функционирование человека. | Определять понятия: «ходьба», «бег», «прыжки» выявлять и характеризовать различия между основными способами передвижениями человека. Понимать строение дыхательной системы человека; характеризовать процесс дыхания. Объяснять функцию дыхательной системы | 1 | |||
14. | Выносливость. Пионербол, двусторонняя игра | Выполнять ходьбу и бег с правильным сочетанием ритма движений и дыхания и с сохранением правильной осанки. | 1 | |||
15. | Общая физическая подготовка | Выполнять комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Характеризовать показатели физической подготовки. | 1 | |||
16. | Подведение итогов по теме «Легкая атлетика». | Знать правила техники безопасности на уроках лёгкой атлетики. Знать виды легкой атлетики. Различать основные виды травм; освоить приёмы оказания первой доврачебной помощи при простых травмах на занятиях легкой атлетике. Правильно выполнять технику бега и прыжков, метания. Выполнять комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. | 1 | |||
17. | Баскетбол. Инструктаж по технике безопасности на занятиях по спортивным и подвижным играм Изучение основных элементов баскетбол | Знать правила игры в баскетбол; выполнять основные технические действия баскетбола. | 1 | |||
18. | Передачи мяча. Челночный бег 3х10 м. | Выполнять передачу мяча от плеча одной рукой. | 1 | |||
19. | Передачи, ведение мяча. Бросок мяча после ведения. | Взаимодействовать в парах при выполнении основных технических действий Выполнить передачу мяча в парах от плеча одной рукой на месте на технику | 1 | |||
20. | Баскетбол. Штрафной бросок. Бросок после ведения. | Осваивать двигательные действия, составляющие содержание спортивной игры. Уметь выполнять штрафной бросок. уметь выполнять бросок после ведения | 1 | |||
21. | Баскетбол. Штрафной бросок. Бросок после ведения | Осваивать двигательные действия, составляющие содержание спортивной иг- ры. Уметь выполнять штрафной бросок. | 1 | |||
22. | Штрафной бросок. Повороты в основной стойке. | Уметь выполнять штрафной бросок. Уметь выполнять повороты в основной стойке на технику. | 1 | |||
23 | Подвижная игра «квадрат». «Салки мячом». | Знать правила игры в баскетбол. Знать подвижные игры с элементами баскетбола. | 1 | |||
24 | Подвижная игра « квадрат». «Салки мячом». | Знать правила игры в баскетбол. Знать подвижные игры с элементами баскетбола. | 1 | |||
25 | Подвижная игра « квадрат». «Салки мячом». Ведение мяча в движении по прямой. | Уметь договариваться с другими участниками о правилах игры и развивать другие навыки общения со сверстниками. Выполнять ведения мяча в движении по прямой на технику (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья) | 1 | |||
26. | Теоретическое занятие. Функционирование организма человека. | Характеризовать понятие «частота сердечных сокращений»; объяснять функции сердца; измерять частоту сердечных сокращений; наблюдать собственную ЧСС в состоянии покоя. | 1 | |||
27. | Подведение итогов по теме «Баскетбол». | Знать основные технические действия баскетбола; организовывать и проводить подвижные игры с элементами «баскетбола»; | 1 | |||
2 четверть | ||||||
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | ||||
28-1 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях по гимнастике. Гимнастика изучение основных элементов гимнастики. | Называть правила техники безопасности на уроках гимнастики и акроба- тики. Выполнять строевые упражнения и строевые приёмы | 1 | |||
29-2 | Кувырок вперед, назад. Мост из положения лежа. | Знать акробатические упражнения Выполнять комплекс ОРУ без предметов | 1 | |||
30-3 | Кувырок вперед, назад, мост. Стойка на лопатках. Акробатические соединения. | Знать акробатические упражнения, акробатические соединения. Выполнять комплекс ОРУ по профилактике плоскостопия. | 1 | |||
31-4 | Основные элементы акробатики. Акробатические соединения | Знать влияние акробатических упражнений на организм человека. | 1 | |||
32-5 | Основные элементы акробатики. Акробатические соединения. | Знать влияние акробатических упражнений на организм человека. | 1 | |||
33-6 | Упражнения на снарядах. Опорный прыжок. Вскок в упор на колени | Описывать технику упражнений на гимнастических снарядах Описывать технику опорных прыжков | 1 | |||
34-7 | Упражнения на снарядах. Опорный прыжок. Вскок в упор на коленях | Описывать технику упражнений на гимнастических снарядах. Описывать технику опорных прыжков | 1 | |||
35-8 | Упражнения на снарядах. Опорный прыжок. | Описывать технику упражнений на гимнастических снарядах Описывать технику опорных прыжков | 1 | |||
36-9 | Совершенствование силовых качеств и гибкости в упражнениях на коврике(отжимания, «змейка», наклон сидя, пресс).Прыжки со скакалкой. | Описывать технику прыжков через скакалку. | 1 | |||
37-10 | Совершенствование силовых качеств и гибкости в в упражнениях на коврике(отжимания, «змейка», наклон сидя, пресс).Прыжки со скакалкой. | Описывать технику прыжков через скакалку. | 1 | |||
38-11 | Полоса препятствий. | Соблюдать правила ТБ при выполнение гимнастических упражнений. | 1 | |||
39-12 | Полоса препятствий. | Соблюдать правила ТБ при выполнение гимнастических упражнений. | 1 | |||
40-13 | Лазание гимнастической (шведской) стенке. | Выполнить лазание по гимнастической (шведской) стенке. | 1 | |||
41-14 | Инструктаж по технике безопасности на уроках по спортивным и подвижным играм. Эстафеты с элементами спортивных игр. | Судейство эстафет. Использование секундомера для регистрации результатов. Знать правила безопасности при проведении занятий по спортивным играм. | 1 | |||
42-15 | Лазание по наклонной гимнастической скамейки. Эстафеты. | Выполнить лазание по гимнастической скамейки. | 1 | |||
43-16 | Эстафеты с элементами спортивных игр. | Знать правила проведения эстафет. Судейство эстафет. | 1 | |||
44-17 | Эстафеты с элементами спортивных игр. | Знать правила проведения эстафет. Судейство эстафет. | 1 | |||
45-18 | Подвижные игры: «Волк во рву», «Вышибалы». | Уметь договариваться с другими участниками о правилах игры и развивать другие навыки общения со сверстниками. Участвовать в игре( в соответствии с рекомендацией врача) | 1 | |||
46- 19 | Подвижные игры: «Волк во рву», «Вышибалы». | Уметь договариваться с другими участниками о правилах игры и развивать другие навыки общения со сверстниками.Участвовать в игре( в соответствии с рекомендацией врача) | 1 | |||
47- 20 | Эстафеты с элементами спортивных игр. | Соблюдать правила ТБ при выполнение гимнастических упражнений. | 1 | |||
48- 21 | Подведение итогов по теме «Гимнастика». | Называть правила техники безопасности на уроках гимнастики и акробатики. Знать виды гимнастики. Выполнять строевые упражнения и строевые приёмы. Знать технику выполнения акробатических упражнений, лазания, ползания. | 1 | |||
3 четверть | ||||||
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | ||||
49- 1 | Инструктаж по технике безопасности по лыжной подготовке. Лыжная подготовка. | Инструктаж по технике безопасности на уроках лыжной подготовки. Температурный режим. Подготовка лыжного инвентаря. | 1 | |||
50- 2 | Техника ходов классического стиля. | Знать технику передвижения попеременный двухшажный лыжным ходом. | 1 | |||
51- 3 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях по спортивным и подвижным играм. Подвижные игры «Волк во рву». | Знать правила игры . Знать подвижные игры с элементами баскетбола. | 1 | |||
52- 4 | Техника ходов классического стиля. | Знать технику передвижения попеременный двухшажный лыжным ходом. | 1 | |||
53- 5 | Техника ходов классического стиля. | Знать технику передвижения одновременного одношажным лыжным ходом. | 1 | |||
54- 6 | Подвижные игры «Волк во рву». | Знать правила игры . Знать подвижные игры с элементами баскетбола. Судить игру. | 1 | |||
55- 7 | Техника ходов классического стиля. | Знать технику передвижения одновременного бесшажным лыжным ходом. | 1 | |||
56- 8 | Техника ходов классического стиля. Попеременный двухшажный ход. | Знать технику передвижения попеременный двухшажный лыжным ходом. | 1 | |||
57- 9 | Подвижные игры «волк во рву» | Знать правила игры. Знать подвижные игры с элементами баскетбола. Судейство игры. Игра по упрощенным правилам. | 1 | |||
58- 10 | Техника ходов классического стиля. Одновременный бесшажный ход. | Знать технику передвижения одновременным бесшажным лыжным ходом. | 1 | |||
59- 11 | Техника ходов классического стиля. Одновременный одношажный ход. | Знать технику передвижения одновременным одношажным лыжным хо- дом. | 1 | |||
60- 12 | Эстафеты с элементами спортивных игр | Знать правила эстафет. Знать эстафеты с элементами игр. Судить эстафеты. | 1 | |||
61- 13 | Спуск со склона, подъем на склон. | Знать технику выполнения спуска со склона в низкой стойке. Знать технику выполнения подъёма на склон способом «полуелочка» | 1 | |||
62- 14 | Основные элементы лыжной подготовки. | Знать технику лыжных ходов классического стиля. Знать технику выполнения спуска со склона в низкой стойке, подъёма на склон способом «полуелочка», повороты при спуске с переступанием на внутреннюю лыжу. | 1 | |||
63- 15 | Эстафеты с элементами спортивных игр. | Знать правила эстафет. Знать эстафеты с элементами игр. Судейство эстафеты. | 1 | |||
64- 16 | Основные элементы лыжной подготовки. Подъем на склон. | Знать технику лыжных ходов классического стиля. Знать технику выполнения подъёма на склон способом «полуелочка». | 1 | |||
65-17 | Основные элементы лыжной подготовки. Спуск со склона | Знать, различать технику лыжных ходов классического стиля. Знать технику выполнения спуск со склона в низкой стойке | 1 | |||
66- 18 | Эстафеты с элементами спортивных игр | Знать правила эстафет. Знать эстафеты с элементами игр. Судейство эстафеты. | 1 | |||
67- 19 | Основные элементы лыжной подготовки. Переход с одного хода на другой. | Знать технику лыжных ходов классического стиля. Знать технику выполнения перехода с одного хода на другой. | 1 | |||
68- 20 | Основные элементы лыжной подготовки. Переход с одного хода на другой. | Знать технику лыжных ходов классического стиля. Знать технику выполнения перехода с одного хода на другой. | 1 | |||
69- 21 | Эстафеты с элементами спортивных игр | Знать правила эстафет. Знать эстафеты с элементами игр. Судейство эстафеты. | 1 | |||
70- 22 | Гонка на дистанции.1 км классическим стилем. | Знать технику лыжных ходов классического стиля. | 1 | |||
71- 23 | Круговые эстафеты на лыжах. Особенности дыхания при пере- движении на лыжах по дистанции. | Знать правила соревнований проведения лыжных эстафет. | 1 | |||
72- 24 | Эстафеты с элементами спортивных игр. | Знать правила эстафет. Знать эстафеты с элементами игр. Судейство эстафеты. | 1 | |||
73-25 | Игры и эстафеты на лыжах. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. | Знать правила соревнований проведения лыжных соревнований. | 1 | |||
74- 26 | Теоретическое занятие. | Анализировать и отвечать на вопросы о возрождении Олимпийских игр; объяснять различие между летними и зимними Олимпийскими играми; объяснять значение цветов Олимпийских колец; с помощью иллюстраций в тексте учебника называть талисманы Олимпиады 2014 г.; описывать церемонию открытия Олимпийских игр | 1 | |||
75- 27 | Подведение итогов по теме «Лыжная подготовка». | Знать технику выполнения передвижениями на лыжах разными способами. Знать технику спуска со склона изученными способами в основной и низкой стойке. | 1 | |||
76- 28 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях легкой атлетике. Обучение прыжку в высоту способом «перешагивание» | Знать правила охраны труда на уроках легкой атлетике, физкультуры. Уметь описывать технику прыжка в высоту способом «перешагивание». | 1 | |||
77- 29 | ОРУ. Совершенствование прыжка в высоту. | Знать и уметь проводить ОРУ упражнения. Знать технику прыжка способом «перешагивание». | 1 | |||
78-30 | Прыжок в высоту. | Знать и уметь проводить ОРУ упражнения. Знать технику прыжка способом «перешагивание». | 1 | |||
4 четверть | ||||||
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | ||||
79- 1 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях по спортивным и подвижным играм. Футбол. Передачи, контроль мяча. | Знать правила техники безопасности на спортивных площадках; знать правила игры в футбол;выполнять и знать основные технические действия футбола. | 1 | |||
80- 2 | Передачи, ведение мяча. | Взаимодействовать в парах при выполнении основных технических действий Выполнить передачу мяча в парах от плеча одной рукой на месте на технику. Выполнять ведение баскетбольного мяча на месте | 1 | |||
81- 3 | Удар после ведения. Учебно-тренировочная игра. | Уметь выполнять удар после ведения. Знать правила игры в футбол. | 1 | |||
82-4 | Удар с места. Учебно- тренировочная игра. | Уметь выполнять штрафной удар. Знать правила игры в футбол. | 1 | |||
83-5 | Штрафной удар. Учебно- тренировочная игра. | Уметь выполнять штрафной удар. Знать правила игры в футбол. | 1 | |||
84-6 | Учебно-тренировочная игра. | Знать правила игры в футбол. Знать подвижные игры с элементами футбола. | 1 | |||
85-7 | Учебно-тренировочная игра. | Знать правила игры в футбол .Знать подвижные игры с элементами футбола. | 1 | |||
86-8 | Подведение итогов по теме «футбол». | Знать правила игры в футбол; знать основные технические действия футбола; организовывать и проводить подвижные игры с элементами «футбола»; договариваться с другими участниками о правилах игры и развивать другие навыки общения со сверстниками | 1 | |||
87-9 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях легкой атлетике. Ускоренный бег. | Знать правила охраны труда на уроках легкой атлетике. Знать технику высокого старта, технику бега на короткие дистанции. | 1 | |||
88-10 | Высокий старт. | Уметь: правильно выполнять основные движения в ходьбе.Выявлять характерные ошибки в технике беговых упражнений, в технике высокого старта. | 1 | |||
89-11 | Бег на средние дистанции(300м) | Выполнять комплекс дыхательных упражнений при ходьбе на средние дистан- ции (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья) | 1 | |||
90-12 | Челночный бег 3х10 м. | Знать технику выполнения челночного бега. | 1 | |||
91-13 | Легкая атлетика. Общая физическая подготовка. Пионербол. | Выполнять комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Знать правила, судейство игры пионербол, игра по упрощенным правилам. | 1 | |||
92-14 | Легкая атлетика. Общая физическая подготовка. Пионербол. | Выполнять комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Знать правила, судейство игры пионербол, игра по упрощенным правилам. | 1 | |||
93-15 | Высокий старт. Определение скоростных качеств (бег 30 м.)Прыжок в длину с места. | Уметь выполнять высокий старт Осваивать технику прыжковых упражнений (теоретически) | 1 | |||
94-16 | Высокий старт. Прыжок в длину с места (бег 60 м.) | Осваивать технику бега без контрольных нормативов Осваивать технику прыжковых упражнений (теоретически). | 1 | |||
95-17 | Легкая атлетика.Прыжок в длину с места. Пионербол. | Знать технику прыжка в длину с места. Знать правила, судейство игры пионербол, игра по упрощенным правилам. | 1 | |||
96-18 | Бег на средние дистанции (бег 600 м) | Выполнять комплекс дыхательных упражнений при ходьбе на средние дистанции (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья). | 1 | |||
97-19 | Прыжок в длину с разбега. Метание мяча | Осваивать технику прыжка в длину с разбега способом согнув ноги (теоретически). Метать малый мяч с места. | 1 | |||
98-20 | Прыжок в длину с разбега. Метание мяча | Осваивать технику прыжка в длину с разбега способом согнув ноги (теоретически). Метать малый мяч с места. | 1 | |||
99-21 | Метание мяча. Выносливость.(бег 1000 м) | Знать технику метания мяча на дальность и в цель. Выполнять комплекс дыхательных упражнений при ходьбе (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и состояния здоровья) | 1 | |||
100-22 | Метание мяча. Прыжок в длину с разбега | Знать технику метания мяча на дальность и в цель. Осваивать технику прыжка в длину с разбега способом согнув ноги (теоретически). | 1 | |||
101-23 | Метание мяча Игра по выбору учащихся. | Знать технику метания мяча на дальность. Метать малый мяч с места в цель. | 1 | |||
102-24 | Подведение итогов по теме «Легкая атлетика». Подведение итогов учебного года. | Знать правила техники безопасности на уроках лёгкой атлетики. Знать виды легкой атлетики. Различать основные виды травм, освоить приёмы оказания первой доврачебной помощи при простых травмах на занятиях легкой атлетике. Правильно выполнять технику бега и прыжков, метания. Выполнять комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств. | 1 |
Методические рекомендации по организации специальных медицинских групп
Противопоказания к выполнению некоторых видов упражнений при различных заболеваниях
№ п/п | Виды упражнений | Заболевания |
1 | С максимальным усилием | Сердечно – сосудистая система |
2 | С максимальной задержкой дыхания | Сердечно – сосудистая система |
3 | С резким ускорением темпа | Органы дыхания |
4 | С максимальным статическим напряжением | Сердечно – сосудистая система |
5 | Толчковые прыжки, прыжки в глубину | Заболевания почек Органы зрения Искривление позвоночника Органы пищеварения |
6 | Упражнения в равновесии на повышенной опоре | Нарушения нервной системы |
7 | Упражнения на мышцы брюшного пресса | Органы пищеварения |
8 | Акробатические упражнения с повышенной сложностью | Органы зрения Искривление позвоночника |
9 | Ограниченное время игр | Нарушения нервной системы |
Школьники, по состоянию здоровья, отнесённые к СМГ, освобождаются от занятий физическими упражнениями по программе средней школы, от участия в соревнованиях, выполнения учебных нормативов.
С начала занятий в СМГ обучать самих учащихся подсчёту частоты сердечных сокращений перед уроком, после каждой части занятия и после урока.
В соответствии с частотой сердечных сокращений и внешних признаков утомляемости у учащихся индивидуально дозировать физическую нагрузку различными приёмами. На занятиях должна быть небольшая степень утомления, это вызывает тренирующий эффект. При появлении средних признаков утомления у одного или нескольких учащихся необходимо дать им отдохнуть.
При признаках переутомления срочно проводить к медицинскому работнику. При появлении средних признаков утомления у всего класса учителю необходимо перестроить план занятия следует ограничить нагрузку, уменьшить число повторений, исключить наиболее трудные, увеличить паузы между выполнением упражнений. Важное значение при проведении медико-биологических наблюдений приобретает определение внешних признаков утомления.
Литература:
- Приказ МЗ РФ от 20.08.01г. №337. «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры».
- Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, ГосКОМ РФ по физической культуре и спорту, РАО от 16.07.02г №2715/227/116/19." "О совершенствовании процесса физвоспитания в образовательных учреждениях РФ".
- Рекомендации Министерства образования РФ от 31.10.2003г. №13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»
- Методические рекомендации «Организация занятий по физическому воспитанию с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе». МЗ РФ. Республиканский врачебно-физкультурный диспансер г. Мурманск, 1985г.
- Баландин Г.А., Назаров Н.Н., Казаков Т.Н. Урок в современной школе. - М., 2008
- Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей. 1989.
- Листов О. Спортивные игры на уроках физкультуры. - М., 2001
- Макарова Г.А. «Практическое руководство для спортивных врачей». Ростов-на-Дону, 2002г.
- «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.
Приложение №1
ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ
НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Степени утомления | Небольшое. I степень | Значительное. II степень | Очень большое. III степень |
Признаки | |||
Окраска кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Неравномерное покраснение, бледность или синюность |
Потливость | Пот на лице, шее, ступнях | Пот в области плечевого пояса и туловища | Появление налета соли на одежде и висках |
Дыхание | Учащение дыхания, при сохранении относительной его глубины | Смешанный тип дыхания с сохраняющейся ритмичностью | Дыхание поверхностное, неритмичное |
Движения | Бодрые, хорошо скоординированные | Неуверенные, с небольшими ошибками по пространственным и временным характеристикам | Вялые, с опущенными плечами, с существенным нарушением координации |
Внимание | Концентрированное на заданиях учителя | Незначительные отвлечения, ошибки при выполнении команд и учебных заданий | Концентрация внимания при громких командах учителя, постоянные отвлечения, грубые ошибки при выполнении учебных заданий |
Самочувствие | Жалоб нет | Жалобы на усталость, сердцебиение и одышку | Жалобы на болезненные ощущения в ногах, головную боль, тошноту |
Приложение № 2
Примерный комплекс упражнений для учащихся СМГ с заболеваниями органов дыхания
При выполнении данные упражнения необходимо чередовать с дыхательными и расслабляющими упражнениями, чтобы снизить общую нагрузку и укрепить дыхательную мускулатуру.
Обучение рациональному дыханию важная и сложная задача. Обучать правильному дыханию следует как в статических положениях, так и во время движений. При расширении грудной клетки – делать вдох. При сжимании – выдох. Удлинению фазы выдоха способствуют упражнения, выполняемые на выдохе через рот. Дыхание во время приседаний, во время поворотов, наклонов туловища, ходьбы.
Комплекс № 1
Дыхательные упражнения для учащихся
1. На счёт 1-4 медленный глубокий вдох;
5-8 медленный полный выдох.
2. На счёт 1-3 медленный глубокий вдох;
4 быстрый выдох ртом.
3. На счёт 1 быстрый вдох ртом;
2-6 медленный полный выдох Повторить 4 раза
4. На счёт 1 вдох небольшой порцией;
2 пауза на выдохе;
3 вдох небольшой порцией;
4 пауза;
5 вдох небольшой порцией;
6 пауза;
7-8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание. Начинать следует с 1-2 пауз, постепенно довести до 5-6 раз. Повторить 2 раза.
5. На счёт 1-2 полный глубокий вдох;
3 пауза;
4 выдох небольшой порцией;
5 пауза на выдохе;
6 выдох небольшой порцией;
7 пауза на выдохе;
8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание. Повторить 2 раза.
6. На счёт 1-2 полный вдох;
3-6 задержка дыхания;
7-8 полный выдох.
На счёт 1-8 свободное дыхание. Повторить 2 раза.
Комплекс № 2
Учащимся с заболеваниями органов дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, и др.) противопоказаны упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживание.
1. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.
2. И. п. –стойка ноги врозь. Счёт 1-2 – руки вверх – вдох носом. 3-4 – руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8-10 раз.
3. И. п. –стойка ноги врозь, руки перед грудью. Счёт 1-3 – руки назад. 4-и.п. Дыхание произвольное. Повторить 5-6 раз.
4. И. п. –стойка ноги врозь, руки на поясе. Счёт 1-2 –отвести плечи назад – глубокий вдох носом. Счёт 3-4 – плечи вперёд – выдох ртом. Повторить 5-6 раз.
5. И. п. – о.с., руки на поясе. Счёт 1- подняться на носки – вдох. Счёт 2 – присед – выдох. Счёт 3 – встать – вдох. Счёт 4 – и. п. – выдох.
6. И. п. – о. с. Счёт 1 – мах левой, руки в стороны – вдох. Счёт 2 – и. п. – выдох. Счёт 3 – мах правой, руки в стороны – вдох. Счёт 4 – и. п. – выдох.
7. И. п. – о. с., руки вверх. Счёт 1 – наклон, руки назад. Счёт 2 – и. п. Сч.3-4 – то же. Дыхание произвольное.
8. Ходьба на месте, постепенно увеличивая темп, размашисто работая руками в течении 1 минуты.
9. И. п. –стойка ноги врозь. Сч. 1-2 – руки вверх – вдох носом. 3-4 – руки вниз – продолжительный выдох. Повторить 8-10 раз.
Дыхание не задерживать.
Приложение №3
Примерные комплексы упражнений для учащихся СМГ с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени.
При заболеваниях органов желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.
Комплекс упражнений
1. И. п. – о. с., руки перед грудью. Сч. 1 – руки в стороны – вдох. Сч. 2 – и.п. – выдох. Сч. 3-4 – то же.
2. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклоны в стороны.
3. И. п. – то же. Повороты в стороны с отведением руки в сторону поворота.
4. И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Круговые движения тазом.
5. И. п. – то же. Пружинистые приседания.
6. И. п.–стойка ноги врозь.Сч.1-3–наклон вперёд,руками достать пола.Сч.4-и.п.
7. И. п. – сед ноги врозь. Сч. 1-3 – наклон вперёд, руками достать носков ног. Сч. 4 – и. п
8. И. п. – лёжа на спине. Перекаты туловища вправо, влево.
9. И. п. – лёжа на спине. Сч.1–левая к груди. Сч.2 – и. п. Сч. 3-4 – то же правой.
10. И. п. – лёжа на спине. Приподнимание таза.
11. И. п. – лёжа на боку. Сч. 1 – левая к груди. Сч. 2 – и. п. Сч. 3-4 – то же правой. Помогать руками.
12. И. п. – упор стоя на коленях. Сч. 1 – мах левой назад. Сч. 2 – и. п. Сч. 3-4 – то же правой.
13. И. п. – упор стоя на коленях. Прогибание в грудном отделе.Повторить 5-6 р.
14. И. п. – о. с., руки перед грудью. Сч. 1 – руки в стороны – вдох. Сч. 2 – и.п. – выдох. Сч. 3-4 – то же.
Упражнения выполняются в медленном темпе. Упражнения чередуются с дыхательными и упражнениями на расслабление.
Приложение №4
Примерный комплекс упражнений для учащихся СМГ с нарушением осанки
Осанкой называется непринуждённая привычная поза человека в вертикальном положении. При правильной осанке человек без активного напряжения держит прямо туловище и голову, плечи развёрнуты и слегка опущены, лопатки приведены к позвоночнику, уровни надплечий, нижних углов лопаток, костей таза и треугольники талии симметричны, живот подтянут, тазобедренные и коленные суставы выпрямлены, отсутствуют деформации нижних конечностей.
К дефектам осанки относятся сутулость, круглая спина, плоская спина и кругло-выгнутая спина. При дефектах осанки надплечья и нижние углы лопаток расположены на разных уровнях. Один из треугольников талии сглажен.
При сутулой спине слегка западающая спина, некоторое усиление грудного кифоза.
При круглой спине плечи свисают вперёд, грудь сужена, живот слегка выпячен.
При кругло-выгнутой спине равномерный грудопоясничный кифоз переходит в нижнепоясничный лордоз, туловище слегка отброшено назад.
Большое влияние на воспитание осанки оказывает развитие мышечно-суставного чувства. С приобретением этого качества ребёнок легче определяет разницу между правильным и неправильным положением тела в пространстве. Упражнения, помогающие выработать мышечно-суставное чувство, следующие:
1. Упражнения в вертикальной плоскости:
а) дети, приняв под контролем учителя правильное положение у вертикальной плоскости, отходит от нее и, сохраняя правильную осанку, возвращаются к ней, прикасаясь прежними точками – лопатками, ягодицами, пятками;
б) приседания, скользя спиной по вертикальной плоскости, при этом, чем большая поверхность тела соприкасается с плоскостью, тем совершеннее развивается мышечное чувство;
в) принятие правильной осанки перед зеркалом. Зрительный контроль помогает уменьшить асимметрию частей тела, привести отклонённый корпус к средней линии и установить параллельность линий надплечий тела.
2. Удержание различных предметов на голове (при условии сохранения правильной осанки) в сочетании с упражнениями на равновесие на широкой, а затем на узкой площади опоры.
Для исправления осанки от детей требуется проявление настойчивости, поэтому необходимо внушить детям, чтобы самоконтроль за осанкой они начинали с утра, в течение дня помнили о ней и периодически проверяли себя у зеркала.
Комплекс корригирующей гимнастики при сколиозах
1-3 степени неуравновешенной формы
Основные задачи:
1. Воспитание навыка правильной осанки.
2. Укрепление мышечного корсета.
Исходное положение
Выполнение упражнения
Дозировка
Методические указания
1. Лёжа на спине. Руки под головой.
Отдых.
2 мин.
Лежать прямо, расслабленно.
2. Лёжа на спине, руки вверху чуть шире плеч. Продолжительные потягивания руками вверх в чередовании с кратковремен-ными расслаблениями.
6-8 раз Во время потягивания стопы разгибать (на себя). Дыхание произвольное, не задерживать.
3. Лёжа на спине, руки вдоль туловища чуть шире плеч, ладонями вперед. Сч.1 –кисти к плечам, пальцы сжать в кулак, поднять левую ногу вперёд, согнутую в коленном и тазобедренном суставах. Сч.2-и.п. Сч.3-4-то же с правой ногой.
6-8 раз В и. п. – вдох, на сч. 1-2- выдох, дыхание не глубокое, обычное.
4. То же Сч. 1- поднять левую прямую ногу под углом 45 над полом и руки вперед. Сч. 2 – и.п. Сч. 3-4 – то же с правой ногой.
6-8 раз В и. п. – вдох. На сч. 1-2 – выдох.
5. Лёжа на спине, руки на поясе. Сч. 1-2 – скользя по полу, развести ноги врозь шире плеч. Сч. 3-4 – скользя по полу, соединить ноги.
6-8 раз Дыхание произвольное.
6. Лёжа на спине, руки под головой. Сч. 1- поднять левую прямую ногу под углом 45 над полом. Сч.2 – поднять правую ногу, согнутую под углом 90 в коленном и т/б суставах. Сч. 3-4–и.п. Сч.5-8 то же с правой
6-8 раз Строго соблюдать симмет-ричность. Вдох в и.п. и на счёт 1-2-3-4 – выдох. Согнутую ногу выпрямлять, скользя по полу.
7. Лёжа на спине, руки вдоль туловища. Поднимая руки вверх, потя-нуть их и сделать глубокий вдох. Медленно опуская ру-ки, сделать медленный выдох.
6-8 раз Вдох через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой.
8. Лёжа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 в коленных суставах. Сч. 1 – выпрямить левую ногу под углом 45-50 над полом. Сч. 2-выпрямить правую ногу под углом 45-50 над полом. Сч.3-поставить левую ногу в и.п. Сч. 4-поставить правую ногу в и.п. Сч. 5-8 – тоже с правой.
6-8 раз Дыхание произвольное, не задерживать.
9. Лёжа на спине, руки под головой, ноги согнуты под углом 90 в коленных суставах. Руки на животе. Диафрагмальное дыхание. 3-4 раза Вдох глубокий через нос, выдох через рот, сложив губы трубочкой. Темп индиви-дуальный.
Приложение №5
Примерная карта учета
- Титульный лист
Карта
учета работы
с учащимся, отнесенным к СМГ
Ф.И.О.__________________________________
Класс___________________________________
уч. год
- лист
Работа в СМГ направлена на:
• укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
• расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение;
• повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
• освоение основных двигательных навыков и качеств;
• воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;
• разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе.
- Лист
Ф.И.О ______________________________________________
Год рождения________________________________________
Класс________________________________________________
Медицинская группа___________________________________
Вид заболевания_______________________________________
Физическое развитие___________________________________
Начало года | Конец года | |
Рост | ||
Вес |
Противопоказания и ограничения | Рекомендации |
Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений 1. Физические нагрузки высокой интенсивности (бег в быстром темпе, прыжки в быстром темпе, эстафеты и др.). 2. Акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, «мостик», «березка», стойка на руках и на голове и др.) 3. Упражнения на гимнастических снарядах, в том числе висы без опоры, подтягивание на перекладине, прыжки через коня (козла), упражнения на брусьях и кольцах и др. 4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, натуживанием | ОРУ, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе |
Классный руководитель ________________________
Родитель (законный представитель)________________________
Учитель физической культуры____________________________
Медицинский работник ___________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности физического воспитания школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.
Методическое пособие, которое включает в себя: примерное календарное планирование по СМГ, примерные упражнения при разных заболеваниях и несколько план конспектов урока по СМГ....
Рабочая программа по математике для 2 класса общеобразовательной школы
Рабочая программа по математике для 2 класса общеобразовательной школы по программе "Планета знаний"...
Рабочая программа по ИЗО для 2 класса общеобразовательной школы
Рабочая программа по ИЗО для 2 класса общеобразовательной школы "Планета знаний"...
ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ I-IV КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ А Москва
Программа по физической культуре для обучающихся I-IV классов общеобразовательных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А / Под ред. доктора биологических наук,...
ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ V-IX КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ
Программа по физической культуре для обучающихся I-IV классов общеобразовательных учреждений, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе А / Под ред. доктора биологических наук,...
Организация занятий физической культурой для детей, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам.
Ни один ребенок, посещающий общеобразовательное учреждение, не должен и не может быть полностью освобожден от физической нагрузки и уроков физической культуры, соответственно, обязательно оценив...
Авторская программа логопедических занятий 1-2 классов общеобразовательного учреждения
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами общеобразовательного учреждения. Цель программы: устранение недостатков устной речи и предупре...