Моторная сфера как способ коррекции звукопроизношения
статья по логопедии (1 класс) на тему
В коррекционной работе логопед должен использовать как можно больше методов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motornaya_sfery_kak_effektivnyy_sposob_korrektsii_zvukoproiznosheniya.docx | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Целью работы с детьми с дизартрией является: определение механизма звукопроизносительных расстройств, отбор методов и приемов, используемых для диагностики, выявление степени задержки или отставания в моторном развитии, отбор методов и приемов, используемых в коррекционной работе с детьми. Работа по преодолению нарушений звукопроизношения начинается с обследования состояния моторной сферы ребенка. Результаты обследования способствуют определению механизма звукопроизносительных расстройств, диагностике дизартрии и составлению индивидуального плана работы с ребенком. Обследование состояния произвольной моторики Обследование состояния произвольной моторики включает следующие моменты: Обследование состояния отдельных компонентов общей произвольной моторики: статическая и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений. С этой целью использую тесты манометрической шкалы Озерецкого – Гельнитца; Обследования тонкой моторики пальцев рук: качество и степень дифференцированных движений, возможность действия с предметами. Обследование осуществляю приемами, рекомендуемыми Л.В.Лопатиной, А.Н.Корневым. Обследование речевой моторики: сила, точность, объем, переключаемость движений губ, языка, щек; Обследование произвольной мимической моторики: качество и объем движений мышц лба, глаз, щек. Для обследования использую тесты Квинта в модификации Гельнитца. Обследование состояния моторной сферы осуществляется следующими методами: проведение бесед с родителями, сбор и анализ анамнестических данных и обследование моторики и речи детей. В результате проведенного обследования 12 детей имеющих общее недоразвитие речи, (III уровень речевого развития), обусловленное дизартрией сделаны следующие выводы: Моторика детей данной группы значительно ниже возрастной нормы, 91% детей отстают в моторном развитии от своих сверстников; Группа детей в моторном плане неоднородна; По уровню моторного развития можно выделить 3 подгруппы: дети с нормальным моторным развитием (8%), со сниженной моторикой (64%), с несформированной моторикой (27%); Существование определенной общности речевых и двигательных нарушений: нарушение регуляции тонуса скелетной и речевой мускулатуры. Это проявляется в виде гипотонии, гипертонии, дистонии; наличие парезов и параличей, ограничение подвижности, объема движений, снижение мышечной силы; наличие синкинезий; несформированность реакций равновесия и координации как в статике, так и в динамике; наличие насильственных движений, проявляющихся в виде гиперкинезов и тремора. Гиперкинезы наблюдаются в мышцах плечевого пояса, артикуляционной и мимической мускулатуре. Наличие гиперкинезов и тремора мешают развитию произвольных движений; наличие диспраксий: кинетические – не формируется динамический стереотип и кинестетические – затруднено формирование и удержание определенной артикуляционной позы; сохранность позотонических рефлексов и рефлексов орального автоматизма, препятствующих развитию произвольных движений. Анализ анамнестических сведений, полученных в результате опроса родителей, а также содержащихся в медицинских картах позволил судить о значительном отставании в раннем моторном и речевом развитии обследованных детей от возрастной нормы. Степень задержки колеблется от отдельных ошибок до полной невозможности их выполнения или отказа от выполнения. Моторика развивалась с задержкой у 72.3% обследованных детей, а речь у 75% этих детей. Эти факты позволяют говорить о тесном взаимодействии этих функций в онтогенезе. Все вышеизложенное доказывает определенную клиническую, патогенетическую общность речевых и двигательных нарушений у детей с дизартрией. Таким образом, состояние развития моторики и речи у дошкольников позволяет сделать вывод о необходимости коррекции моторной сферы для более эффективного преодоления нарушений звукопроизношения. Задачи коррекции моторной сферы у детей с дизартрией Основными задачами при коррекции моторной сферы у детей с дизартрией при преодолении речевых нарушений считаются следующие: Достаточное развитие общей моторики: статической и динамической координации, одновременности, отчетливости движений, развитие ловкости; Работа по формированию кинестетической и кинетической основ артикуляторных движений; Работа над развитием мимической мускулатуры; Формирование кинестетической, кинетической основ движений рук, статической и динамической координации движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение. В работе по развитию общей моторики у детей с речевыми нарушениями большая роль отводится воспитателям, инструктору по физической культуре, инструктору ЛФК, музыкальному руководителю. Данным специалистам даются рекомендации по коррекции отдельных компонентов общей произвольной моторики в связи с особенностями ребенка. Развитие общей моторики Развитие общей моторики осуществляется на утренней гимнастике, в подвижных играх, на физкультурных занятиях, на занятиях ЛФК, в самостоятельной двигательной деятельности, где отрабатываются упражнения на развитие координации движений, ориентировку в пространстве, прыжки, лазание и т.д. Постоянно используются коррекционные физкультминутки на индивидуальных и фронтальных и подгрупповых занятиях для того, чтобы снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд, совершенствовать общую моторику, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью. При планировании физминуток учитывается, что подвижные игры и физические упражнения в сочетании с речью способствуют совершенствованию общей моторики. Этому же служат упражнения по имитации трудовых действий. Используются различные формы проведения физкультминуток. Это может быть подвижная игра, имитация трудовых действий, произношение чистоговорок, сопровождающиеся действиями (цо-цо-цо — ремонтируем крыльцо). Физкультминутки проводятся и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами, движениями изображают состояние разных животных (зайка испугался, тигр рассердился и др.). Коррекция речевой моторики При коррекции речевой моторики используется следующая последовательность методов логопедического воздействия: Дифференцированный логопедический массаж; Точечный массаж; Зондовый массаж; Искусственная локальная контрастотермия; Пассивная артикуляционная гимнастика; Активная артикуляционная гимнастика. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится расслабляющий массаж (при спастичности мышц) и стимулирующий массаж (при гипотонии). Суть массажа заключается в нанесении механических раздражений в виде легкого поглаживания, растирания, разминания, пощипывания. При спастичности языка для снижения тонуса язычной мускулатуры перед массажем рекомендуется держать во рту теплый настой трав: крапивы, зверобоя, ромашки. Используя проведение массажа добиваемся: нормализации мышечного тонуса; включения в речевую деятельность новых групп мышц; увеличение интенсивности ранее включенных мышц; увеличения объема и амплитуды артикуляционных упражнений; уменьшения слюнотечения; афферентации в речевые зоны коры головного мозга. Массаж языка осуществляется различными способами: зондовый; пальцевый массаж через салфетку; массаж металлическим или деревянным шпателем. Так как движения мимической и лицевой мускулатуры у детей с дизартрией характеризуются быстрой истощаемостью, низким качеством, не имеют достаточной точности, плавности, выполняются вяло, с недостаточной мышечной силой, не в полном объеме, то одновременно с элементами массажа проводится с детьми мимическая гимнастика для развития движений мышц лица и губ. Начинается мимическая гимнастика с выполнения легких, доступных движений с постоянным усложнением (закрывание, открывание глаз, нахмуривание бровей и т.д.). Эти упражнения проводятся перед артикуляционной гимнастикой. Занятия по формированию произвольных дифференцированных мимических движений проводятся в игровой форме, добиваясь формирования полноты объема движений, плавности, симметричности движений, скорости включения и переключения. При артикуляционной апраксии, наличии гиперкинезов язычной и мимической мускулатуры, для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата рекомендуется использовать искусственную локальную контрастотермию. Контрастотермальное воздействие применяют как на язычную, так и на артикуляционную мускулатуру. С целью включения в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, проводится пассивная артикуляционная гимнастика. При ее проведении у детей воспитываю способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его. Неотъемлемой частью работы по развитию артикуляционной моторики является проведение активной артикуляционной гимнастики. Работа по развитию артикуляционной моторики осуществляется по двум направлениям: Формирование кинестетической основы движения. Основной задачей этого направления является развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций. Формирование кинетической основы движения. Основными задачами второго направления является объединение последовательных импульсов в плавные двигательные навыки, развитие статической и динамической координации движения. Работа по формированию кинестетической и кинетической основ артикуляторных движений проводится параллельно. В коррекционной работе используется проведение статических и динамических артикуляционных упражнений. В артикуляционный комплекс включается 3 – 6 упражнений. Для разучивания берется одно новое упражнение. Дозировка 6 – 8 раз. Статические упражнения на расслабление удерживаются до 15 раз. Упражнения на напряжение – до 5. Упражнения с выдыханием чередуются с упражнениями со спокойным дыханием, чтобы избежать гипоксии. При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий. Осуществляя принцип компенсации на первых этапах работы, используется максимальное подключение сохранных анализаторов: зрительный (все упражнения выполняют дети перед зеркалом по подражанию и по инструкции логопеда); тактильный (ощущение выдыхаемой струи воздуха на ладошке); кинестетический (запоминание определенных кинестетических поз). Далее для развития четких артикуляционных кинестезий постепенно исключается участие тактильного анализатора, зрения. Многие упражнения проводятся с закрытыми глазами, акцентируется внимание детей на проприоцептивных ощущениях. В работе необходимо придерживаться принципа соблюдения постепенного перехода от простого к сложному. Переходить к новому упражнению следует лишь после усвоения предыдущего. Только при таком подходе у ребенка появится уверенность в исправлении дефекта. Элементы психотерапии имеют большое значение. Каждое верно выполненное упражнение должно поощряться. Вид, длительность поведения артикуляционных упражнений, их разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Так как морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, то при наличии у ребенка речевого дефекта необходимо обратить особое внимание на тренировку его пальцев. Работа по развитию кинестетической и кинетической основ движений проводится поэтапно. Этапность заключается в том, что обучение упражнениям кинестетической и кинетической основ движений рук проходит от простейших движений рук до более сложных тонких движений. Для более мягкого вхождения в систему работы по развитию ручной моторики на начальном этапе работы в качестве предмета для манипуляции используем утяжеленные мешочки. Это упражнения в перекладывании, подбрасывании, перебрасывании и ловле, жонглировании. Параллельно с применением вышеописанного приема начинается обучение детей элементам самомассажа, так как это один из видов пассивной гимнастики. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые оказывают тонизирующее действие на ЦНС, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и суставами. Детей обучаем следующим приемам самомассажа: поглаживание, растирание, разминание, выжимание тыльной стороны кистей рук, ладоней, пальцев рук. Но основным направлением в работе является: Формирование кинестетической основы движения рук – организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц; развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций ручных движений. Формирование кинетической основы движения – объединение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные двигательные навыки. Работа по формированию кинестетической и кинетической основ ручных движений проводится поэтапно: от простейших движений к более сложным. Последним, завершающим этапом по формированию кинестетической и кинетической основ ручных движений является научение детей рассказыванию логосказок с помощью ручных движений, то есть согласование движений с художественным словом, литературным текстом. Практикуем новый вид работы – развитие моторики пальцев ног, так как на ступне находятся важнейшие чувствительные точки, которые оказывают влияние как на физическое, так и на психическое состояние человека. Моторика пальцев ног оказывает влияние на развитие соответствующих отделов головного мозга. Работа по развитию мелкой моторики пальцев ног проводится в следующей последовательности: Самомассаж ступней. Выполняется во второй половине дня после сна в кровати. Дети массируют ступни, растирают подушечками пальцев; Гимнастика для пальцев ног; Рисование при помощи ног – это способствует гармонизации работы обоих полушарий мозга. «Ножное» письмо – это игра, в которой никто не будет ругать за неточные линии. Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика занимает особое место в системе коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения и служит цели нормализации двигательных функций и речи. Каждое занятие является сюжетным, с элементами психогимнастики, пантомимы, импровизации, игровой мотивацией. При дизартрии недостатки звукопроизношения изживаются только под воздействием длительного систематического логопедического воздействия, в котором большое место занимает работа над коррекцией моторной сферы. Поэтому коррекция моторной сферы положительно влияет на процесс преодоления нарушений звукопроизношения и дает заметный положительный эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция звукопроизношения у дошкольников с дислалией.
Материал для начинающих логопедов....
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения
Задачи: Коррекционные: автоматизация звука С в словах, словосочетаниях, предложениях, тексте; образование притяжательных прилагательных; подбор синонимов к имени существительному; активизация сл...
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения
Цель занятия: Автоматизация звука Рь в предложениях и тексте....
Конспект занятия по коррекции звукопроизношения с применением здоровьесберегающих технологий
Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Цель: Автоматизация звука [р] в слогах и словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:• предупреждение речевых, грамматическ...
Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта
Программа по коррекции звукопроизношения у младших школьников в условиях логопедического пункта. Программа предназначена для учителей-логопедов, логопедов. Расчитана на 36 часов....
Итоговая работа на тему: «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения» (коррекция звукопроизношения + Изобразительная деятельность ).1 класс
Работа представлена по результатам курса "Традиционные и инновационые подходы к коррекции звукопроизношения"Педагогический университет Первое сентября. Тема занятия:«Путешествие с Колобком. Звук Л»...
Эффективные способы коррекции звукопроизношения при дизартрии
Использование учителем-логопедом оборудования, дидактических материалов при коррекции звукопроизношения...