Развитие графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему
Программа для 1-2 классов по развитию графо-моторных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_grafo-motornyh_navykov_u_mladshih_shkolnikov_s_rechevymi_narusheniyami.doc | 275 КБ |
prilozhenie.docx | 2.29 МБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
Развитие графо-моторных навыков у младших школьников
с речевыми нарушениями.
Контингент участников - учащиеся 1-2-х классов
Срок реализации программы – 1 год
Количество часов в год – 68 ч.
Педагог, реализующий программу:
Ададурова Виктория Валерьевна
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация……………………………………
- Пояснительная записка…………………………………………………
- Структура и содержание программы…………………………………..
- Тематическое планирование……………………………………………
- Методическое обеспечение…………………………………………….
- Приложение……………………………………………………………..
Аннотация к программе
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» . Содержание программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения. Программа предназначена для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Программа основана на использовании следующих программ: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, «Подготовка к школе детей с недостатками речи», Г.А. Каше, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина.
У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика – основа развития психических процессов.
Ожидаемые результаты работы:
- формирование графо-моторных навыков
- совершенствование мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия.
- увеличение объема внимания;
- совершенствование пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени)
- улучшение зрительной, мускульной, двигательной, словесной и слуховой памяти;
- уточнение и расширение словаря;
- развитие речи и пространственного воображения;
- совершенствование навыков учебной деятельности;
- повышение обучаемости ребенка, упрощение процесса овладения навыками письма, чтения;
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» . Содержание программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения. Программа предназначена для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
Программа основана на использовании следующих программ: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, «Подготовка к школе детей с недостатками речи», Г.А. Каше, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина.
Актуальность.
Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев.
В.А. Сухомлинский
Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части школьников с нарушениями в развитии в общеобразовательный поток школы.
Большинство детей младшего школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи. Среди причин - нарушения развития, самая значительная группа которых – несформированность графо-моторных навыков. Нарушения могут быть незначительные и более тяжелые. Но ни одно нарушение нельзя оставлять без внимания.
У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика – основа развития психических процессов.
Дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности. А, как известно, низкий уровень подготовки руки к овладению письмом в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.
В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии, что приводит в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.
Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут; исправление неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некоторых основных двигательных качеств. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается значительный рост детей старшего дошкольного возраста с несформированными графо-моторными навыками.
Цель программы - формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля (облегчение процесса овладения навыками рисования, письма и чтения; профилактика дислексии и дисграфии).
В процессе коррекционного обучения решаются следующие задачи:
- развивать зрительную память, конструктивные навыки и тактильные ощущения.
- развивать координацию слов и движений, работать над темпом и ритмом речи.
- развивать сообразительность, активизировать словарь;
- формировать навык ритмичности двигательной функции кисти рук;
- развитие графо-моторных навыков, плавности, точности;
- скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой моторики);
- развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений;
- формировать пространственно-временные представления;
- формировать умения строить деятельность по словесной инструкции;
- закрепить умение штриховать предметы в разных направлениях;
- воспитывать слуховое внимание, совершенствовать умения действовать по сигналу, сочетать действия со словом;
- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
- Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
- Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
- Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
- Деятельностный принцип коррекции. Коррекционная работа, таким образом, должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
- Вариативность.
Характеристика обучающихся.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.
- Дефектное произношение сложных звуков и оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся от 2 до 15 звуков (очень редко).
- Чаще всего наблюдаются замены и/или смешения звуков по акустико-артикуляционному сходству в группах: лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), звонкие – глухие согласные, соноры, свистящие и шипящие, аффрикаты; смешиваются между собой, не только они, но и составляющие их компоненты (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС, ЛЬ-РЬ, ЛЬ-Й, Л-Р)
- Недостаточная сформированность, в более тяжелых случаях — несформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
- Недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
- Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой.
- Трудности овладения письмом и чтением, наличие специфических логопедических ошибок на фоне большого количества орфографических.
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.
- Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен: неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение и замены слов по смыслу и акустическому сходству.
- Отсутствие или значительное ограничение в самостоятельной речи обобщающих понятий, временных и пространственных понятий.
- Несформированность навыков словообразования и словоизменения, ошибки в употреблении падежных окончаний существительных, ошибки согласования прилагательных с существительными.
- Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в простых синтаксических конструкциях, ошибки в употреблении предлогов.
- Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
- Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.
- Трудности овладения учебными понятиями, терминами.
- Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
- Недостаточное развитие связной речи.
Психологические особенности.
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям
- Недостаточное развитие способности к переключению.
- Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
- Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
- Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
- Недостаточное развитие произвольности в общении и деятельности.
- Низкий уровень учебной мотивации.
- Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
- Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
- Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; умение работать в определенном темпе).
- Медленное формирование функции контроля деятельности.
- Формирование негативного отношения к учебному процессу.
Ожидаемые результаты работы:
- формирование графо-моторных навыков
- совершенствование мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия.
- увеличение объема внимания;
- совершенствование пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени)
- улучшение зрительной, мускульной, двигательной, словесной и слуховой памяти;
- уточнение и расширение словаря;
- развитие речи и пространственного воображения;
- совершенствование навыков учебной деятельности;
- повышение обучаемости ребенка, упрощение процесса овладения навыками письма, чтения;
Структура и содержание программы
Занятия по данной программе предполагают проведение следующих видов работы:
- Работа на листах тетради;
- Развитие тонкой моторики рук;
- Общеукрепляющие мероприятия.
Предложенные занятия имеют следующую структуру:
- Для активизации пальцев руки ребенка занятия начинаются с пальчиковой гимнастики.
- Во время работы в тетради по развитию графических навыков дети учатся ориентироваться на листе бумаги, у них развивается пространственное воображение, совершенствуется зрительная и словесная память, двигательные и каллиграфические навыки.
- После работы в тетради для профилактики нарушения зрения используется серии расслабляющих упражнений для глаз.
- Важный компонент занятий - чередование зрительных и слуховых диктантов.
- На занятиях проводятся динамические паузы, развивающие внимание, быстроту реакции, общую моторику, координацию движений, ориентацию в пространстве.
- В конце занятия проводятся занимательные упражнения по развитию мелких движений мышц руки.
- Упражнения каждого занятия объединены единым сюжетом. Это делает их интересными для детей, сохраняет непринужденную обстановку на протяжении всего занятия и способствуют нравственному, эстетическому воспитанию. На занятиях дети не испытывают утомления, у них увеличивается объем внимания, становится лучше зрительная, мускульная, двигательная, тактильная, словесная и слуховая память. Уточняется и расширяется словарь, развивается речь, пространственное воображение.
Занятия проводится по подгруппам в логопедическом кабинете 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 1 год обучения .
Формы и методы работы
- Дидактические игры и игровые упражнения.
- Занимательные задания и игры-соревнования.
- Изобразительная и творческая деятельность.
- Наглядный метод обучения и метод практических действий.
- Ориентировочно-исследовательская деятельность.
- Методы проблемно-поискового характера.
- Моделирование и кодирование информации
Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.
Для выявления уровня развития мелкой моторики рук у обучающихся используются следующие методики: методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей М.М. Безруких, выполнение графических проб (А.Р. Лурия), методика Н.Н. Гуткиной «Домик», методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру) , проба Н.И Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь», проба на реципрокную координацию.
Тематическое планирование
Неделя | Кол-во занятий | Тема | Содержание | Характеристика деятельности |
1. | 2 | «Путешествие в страну игрушек». Рисование точек. |
«Фигура ».
| Познакомить детей с тетрадью в клетку Научить их ориентироваться в клетке с помощью точек, а так же на нелинованной бумаге, находить центр (середину), верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны. Развивать зрительную память, конструктивные навыки Развивать общую и мелкую моторику |
2. | 2 | «Чиполино собирает друзей». Рисование точек и крестиков. |
|
|
3. | 1 | «В гостях у кролика садовника». Рисование коротких вертикальных линий. | Развитие связной речи и графических навыков
« Молния».
|
|
1 | Рисование коротких вертикальных линий. | 1 Пальчиковая гимнастика «Дружба». 2. Упражнение «Забор». 3. Работа в тетради. 4. Упражнение для глаз «Молния». 5. Зрительный диктант . 6. Физкультминутка «Зарядка» 7. Графическое упражнение «Волшебные обводилки» 8. Работа в альбоме. 9. Логопедическая разминка и заучивание стихотворения Я. Акима «Осень» | - научить детей проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно; - формировать навык ритмичности двигательной функции кисти руки; - - развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | |
4. | 2 | «В гости к Маше и Мише». Рисование коротких и горизонтальных линий. . |
| - учить проводить короткие горизонтальные линии по точкам и самостоятельно; - развивать общую и тонкую моторику детей; - развивать зрительное восприятие; - учить образовывать родственные слова (от названий животных); - расширять словарь признаков и действий
|
5. | 1 | «Путешествие в Грибное царство». Рисование длинных вертикальных линий. |
| - Учить рисовать длинные вертикальные ли¬нии по точкам и самостоятельно; - развивать тонкую моторику руки, зрительную память; - проводить коррекцию дизметрии (дизметрия - нарушения (несоразмерность) амплитуды движений),нарушений пространственного восприятия
|
6. | 2 | «То берёзка, то рябина …» Рисование длинных горизонтальных линий, в чередовании с вертикальными. |
| - Закрепить навык проведения горизонтальных линий по точкам и самостоятельно, чередовать рисование горизонтальных и вертикальных линий ; - учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении;
- развивать слуховую память; - учить образовывать относительные прилагательные; - активизировать словарь признаков; - закрепить названия деревьев |
7. | 2. | «Оранжевая сказка». Рисование наклонных линий. |
«Скажи по-другому» |
учить ориентироваться в плоскости листа - Познакомить с разными значениями слова «идти»; - закрепить знания о геометрических фигурах |
8. | 2 | «Мишка-портной» Рисование уголков |
| - Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; - учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными; - развивать конструктивные навыки; координацию движений; - воспитывать усидчивость, аккуратность в работе |
9. | 2 | «В обувном магазине» Рисование бордюра |
« Стрельба»
| Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; - коррекция атаксии; - формировать нажим карандаша; развивать память и внимание - закрепить умение рисовать короткие наклонные линии; - коррекция атаксии; - формировать нажим карандаша; - развивать память и внимание |
10. | 2 | «Шляпная мастерская» Рисование уголков |
| - Учить рисовать уголки по точкам и по образцу; - учить образовывать сложные слова и множественное число имен существительных; - закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий; - закрепить знание геометрических фигур; - развивать зрительное восприятие и зри- тельную память |
11. | 2 | «На строительной площадке с Геной и Чебурашкой» Рисование бордюра. |
« Волшебная веревочка »
« Беличья зарядка»
| - Закрепить навык проведения коротких вертикальных и горизонтальных линий; - формировать навык ритмичности руки; - учить ориентироваться на плоскости листа; - развивать зрительную память; - обогащать лексику синонимами (родственными словами); - закрепить умение образовывать и употреблять притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ые |
12. | 2 | «Зимние узоры» Рисование квадратов |
| - Закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий; - учить образовывать относительные прилагательные; - развивать конструктивные навыки; - развивать координацию речи и движений, творческое воображение |
13. | 2 | «В гости к трем медведям» Рисование квадратов |
| - Учить рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нем; - формировать пространственно-временные представления; - развивать конструктивные навыки и тактильные ощущения; - составлять сложноподчиненные предложения с союзом а |
14. | 1 | Рисование квадратов |
| - Закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий; - учить образовывать относительные прилагательные; - развивать конструктивные навыки; - развивать координацию речи и движений, творческое воображение. |
15. | 1 | Рисование квадрата |
«Моя семья».
«Обведение контура дорожки» | - Учить рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нем; - формировать пространственно-временные представления; - развивать конструктивные навыки и тактильные ощущения; - составлять сложноподчиненные предложения с союзом а. |
16. | 1 | Рисование прямоуголь- ников | 1. Фигура из палочек «Прямоугольник». 2. Самомассаж кистей и пальцев рук. 3. Работа в тетради. 4. Упражнение для глаз. 5. Зрительный диктант . 6.Упражнение «Волшебная веревочка» 7. Графический диктант 8. Динамическая пауза «Мчится поезд». 9. Работа в альбоме. 10. Лексические упражнения | - учить рисовать прямоугольники; - закрепить понятие о геометрической фигуре прямоугольник; - развивать зрительное восприятие и зрительную память, творческое воображение, координацию речи и движения; - уточнить понятие: транспорт наземный, грузовой, пассажирский, железнодорожный; детали транспорта |
17. | 2 | «Новогодние картинки» Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий |
| - закрепить умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии и объединять их в узор; - учить штриховать в заданном направлении; - учить образовывать названия детенышей, притяжательные прилагательные; - развивать внимание и память, координацию речи с движением, творческое воображение; - учить подражать звукам птиц |
18. | 2 | «Как звери медвежонка будили» Рисование бордюра |
«На лужок пришли зайчата»
|
расширять и активизировать словарь признаков |
19. | 2 | «Путешествие на север» Рисование кружков |
| - учить рисовать круги по точкам и самостоятельно; - закрепить навык проведения наклонных линий; - закрепить умение согласовывать числительные с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательные существительные и относительные прилагательные |
20. | 1 | «Топают по острову слоны и носороги» Рисование предметов из кругов. |
«Слон»
«4 лишний» | - Закрепить умение рисовать круги; - учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; - учить образовывать форму множественного числа родительного падежа имен существительных; - развивать координацию речи и движения |
21. | 2 | «Кто сказал: «Мяу?» Рисование фигур и предметов из кругов |
| - Закрепить умение рисовать круги; - расширять словарный запас; - развивать зрительное внимание и память; творческое воображение, физиологическое дыхание, выразительность речи; - воспитывать усидчивость и аккуратность в работе |
22. | 1 | «Дятлово колечко» Рисование узоров из квадратов и кругов |
| - Закрепить умение рисовать квадрат и круг со штриховкой и без нее; - развивать конструктивные навыки - Проводить коррекцию нарушения пространственного восприятия; - учить составлению предложений с предлогом в, упражнять в словообразовании |
23. | 1 | «Как цыплёнок научился считать» Рисование узора из кругов и квадратов |
| - Закрепить умение рисовать квадрат, круг и объединять фигуры в узор; - рисовать предметы из прямых и наклонных линий; - проводить коррекцию нарушений пространственного восприятия; - продолжить работу над темпом и ритмом речи; - закрепить умение образовывать относительные прилагательные, согласовывать числительные с существительными |
24. | 1 | «Игры со стойким оловянным солдатиком» Рисование круга |
| - Закрепить навык рисования кругов; - координировать речь и движение детей; - развивать пространственную ориентацию, воображение |
25. | 2 | «Весна в гости пришла» Рисование овалов |
| - Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без нее; - проводить коррекцию атаксии, дизметрии; - закрепить понятия о геометрических фигурах; - развивать сообразительность, активизировать словарь |
26. | 2 | «Моя семья» Рисование овалов» |
|
закрепить умение образовывать относительные прилагательные |
27. | 2 | «Скворцы летят - загадки несут» Рисование кругов и овалов. |
| - закрепить умение рисовать круг и овал, объединять фигуры при изображении предметов; - учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; развивать пространственные отношения; - развивать слуховое внимание; |
28. | 1 | «Мы-спортсмены» Рисование кругов и овалов. |
3. Работа в тетради. 4. Упражнение для предупреждения зрительного утомления. 5. Слуховой диктант. 6. Физкультминутка «Мы спортсмены». 7. Работа в альбоме. 8. Лексические упражнения: - «Скажи наоборот»; - «Слова-гномики, слова-великаны» | Закрепить умение рисовать круг и овал, объединять фигуры при изображении предметов; - учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; развивать пространственные отношения; - развивать слуховое внимание; - закрепить умение подбирать слова-антонимы; существительные с суффиксом -ищ-, и уменьшительно-ласкательными суффиксами |
29. | 2 | «Ехала машина» Рисование узоров из кругов и овалов. |
| - Формировать умение рисовать круги и овалы; - учить штриховать предметы в разных направлениях; - учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения; - закрепить и уточнить знания о домашних животных |
30. | 1 | «А летчиком быть лучше» Рисование треугольников |
| - учить рисовать треугольники самостоятельно; - учить понимать и объяснять значение крылатых выражений; - развивать конструктивные навыки; - закрепить умение штриховать в заданном направлении; - закрепить в речи названия животных жарких стран; - воспитывать аккуратность в работе |
31. | 1 | «Игры со стрекозой и муравьём» Рисование вертушек |
|
|
32. | 2 | «Рыбки плавают в реке» Рисование ёлочек. |
| - закрепить навык рисования прямых и наклонных линий; - согласовывать числительные с существительными - учить подбирать слова антонимы; - развивать зрительное восприятие и память; - развивать способности имитировать действие, перевоплощаться; - воспитывать организованность, умение договариваться |
33. | 1 | «Игры с Русалочкой». Рисование палочек с присоединением уголков. |
| - Закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии; - учить симметрично воспроизводить предметы; - развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения; - закрепить у детей понятие «насекомые», согласование числительных с существительными; - уточнить характерные особенности строения насекомых |
34. | 2 | «Раз горох, два горох». Рисование дуги. |
| - Учить рисовать дуги по точкам и самостоятельно; - учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения; - развивать ритмичность двигательной функции кисти руки; - учить образовывать притяжательные прилагательные и подбирать родственные слова; - воспитывать аккуратность |
35. | 2 | «В лесу стоит избушка…» Рисование дуги. |
| - Закрепить умение рисовать округлые непрерывные линии; - коррекция нарушений пространственного восприятия, дизметрии; - уточнить значения глаголов «намотай», «размотай», «домотай»; - упражнять в подборе эпитетов, усвоение некоторых форм словоизменения. |
36. | 1 | «Прогулка по лугу» Рисование птиц | 1.Пальчиковая гимнастика «Филин». 2. Работа в тетради. 3. Офтальмотренаж «Филин». 4. Слуховой диктант «Полет совы». 5. Динамическая пауза «Сова». 6. Работа в альбоме 7. Игра «Корм для птиц». 8. Лексические упражнения: «Назови слово-друга» 9. Составление предложений о птицах с приставочными глаголами | - Закрепить навык проведения линий в разных направлениях, выполнять действия по образцу; - формировать нажим руки; - учить подбирать родственные слова; образовывать приставочные глаголы движения (от глагола «лететь») - Воспитывать слуховое внимание, совершенствовать умения действовать по сигналу, сочетать действия со словом |
37. | 2 | «Прогулка по лугу» Рисование птиц |
| - Закрепить навык проведения линий в разных направлениях, выполнять действия по образцу; - формировать нажим руки; - учить подбирать родственные слова; образовывать приставочные глаголы движения (от глагола «лететь») Воспитывать слуховое внимание, совершенствовать умения действовать по сигналу, сочетать действия со словом |
38. | 1 | Рисование узоров с использованием овала |
| - Закрепить умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; - формировать временные представления; - учить графически воспроизводить направления; - развивать мелкую и общую моторику детей |
39. | 2 | «Лети, лети лепесток» Рисование узоров с использованием овала. |
| Закрепить умение рисовать овалы и включать их в различные узоры; - формировать временные представления; - учить графически воспроизводить направления; - развивать мелкую и общую моторику детей |
40. | 2 | «Вот оно, какое наше лето» Рисование ломаной линии. |
| - Учить проводить прямые и наклонные линии без отрыва; - закрепить умение выполнять штриховку в заданном направлении; - развивать внимание, конструктивные навыки; - учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их |
41. | 2 | «В гости к Незнайке» Рисование посуды |
| - Закрепить графические -азг предметов по клеткам; - развивать зрительное восприятие и зрительную память; - закрепить умение штриховать в заданном направлении; - развивать просодику, координацию речи с движением |
-
Методическое обеспечение
- Андреев О.А. Тренируем свою память. – Ростов н/Д, 2004.
- Безруких М. М. Как научить ребенка писать красиво. – М. : ВЛАДОС, 2003
- Безруких М. М. Этапы формирования навыка письма. – М. : Просвещение, 2003
- Богданович М.П. Подготовка к обучению письму (графомоторные упражнения) : (по идее Г. Тымиховой) : метод, рук. для учителей и родителей — М. : ВЛАДОС СЕВЕРО-ЗАПАД, 2011. — 168 с. : ил. — (Развивающее обучение).
- Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. – 1991г.
- Зегебарт Г.М. Не просто лабиринты. Набор 1. - М.: Генезис,2011.
- Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. Методическое пособие. –М.:Генезис, 2009.
- Иванникова О. О формировании графических навыков. //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12
- Касицына М. А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. – М. : Гном и Д, 2005
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж – 2003г.
- Кузнеченкова С. Полезные сказки и упражнения для родителей. – Спб.: Речь, 2010.
- Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. – М., 1978.
- Логопедия /Под редакцией Л.С.Волковой. /– М., Просвещение. – 1995. – с.374.
- Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб., 1997.
- Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. Выпуск 1. – М.: ООО «Издатель Быстров».
- Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. – Волгоград: Учитель, 2009
- Никитина А.В. Рисование веревочкой Издательство: Каро Год: 2006
- Парамонова. Говори и пиши правильно. Дельта, Аквариум – 1996г.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону – 2001г.
- Подрезова И. А.Школа умелого Карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями / И.А. Подрезова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 120 с.
- Практикум по сказкотерапии/ Под ред.Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
- Рахманова Е.М. «Графические диктанты для дошкольников», М.: Владос, 2008.
- Российская Е.Н Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. М. – 2004г.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1995.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос, 1995.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1997.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
- Ткачева И. Рисуем обеими руками. От линии к линии. Дрофа, 2010.
- Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2003.
Материально-техническое обеспечение:
- магнитная доска, магниты
- мебель (столы, стулья)
- калька
- фломастеры, маркеры, карандаши
- массажные мячики/шарики (суджок)
- мелкие игрушки из наборов «киндер-сюрприз» (в том числе маленькие машинки)
- клей, ножницы, бумага (для творческой работы с волшебными обводилками)
- магнитофон + диски с записями релаксационной, спокойной музыки; компьютер (для работы с презентацией «Не просто лабиринты».
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков у младших школьников.
Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков у младших школьников....
Приёмы развития сенсорно-моторных навыков у младших школьников при обучении письму.
Проблемы каллиграфии и графического написания букв напрямую зависят от развития сенсорно-моторных навыков учащихся...
Развитие графо - моторных навыков у младших школьников с ЗПР.
Мы слышим о том, что необходимо развивать мелкую моторику дошкольников. Педагоги - психологи и воспитатели рекомендуют регулярно организовывать игры с детьми на развитие мелкой моторики: леп...
Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков у младших школьников
Мелкая моторика - движение мышц кистей рук с координацией «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Одна из сторон двигательной сферы ребенка, которая не...
«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....
Содержание работы по развитию графо-моторных навыков младших школьников с ОВЗ
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению. У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отмечается низкий уровень готовности. Обучающиеся за...
Пути и средства развития графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей данной...