Развитие графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Ададурова Виктория Валерьевна

Программа для 1-2 классов по развитию графо-моторных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПРОГРАММА

Развитие графо-моторных навыков у младших школьников

с речевыми нарушениями.

Контингент участников  - учащиеся 1-2-х классов

Срок реализации программы – 1 год

Количество часов в год – 68 ч.

Педагог, реализующий программу:

Ададурова  Виктория  Валерьевна

                                                                               

СОДЕРЖАНИЕ

     Аннотация……………………………………

  1. Пояснительная записка…………………………………………………
  2. Структура и содержание программы…………………………………..
  3. Тематическое планирование……………………………………………
  4. Методическое обеспечение…………………………………………….
  5. Приложение……………………………………………………………..

Аннотация  к  программе

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» . Содержание программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения. Программа предназначена для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста  с нарушениями речи.

Программа основана на использовании следующих программ: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, «Подготовка к школе детей с недостатками речи»,  Г.А. Каше, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»  Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина.

У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук.  Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика – основа развития психических процессов.

Ожидаемые  результаты  работы:

  • формирование графо-моторных навыков
  • совершенствование мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия.
  • увеличение объема внимания;
  • совершенствование пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени)
  • улучшение зрительной, мускульной, двигательной, словесной и слуховой памяти;
  • уточнение и расширение словаря;
  • развитие речи и пространственного воображения;
  • совершенствование навыков учебной деятельности;
  • повышение обучаемости ребенка, упрощение  процесса овладения  навыками письма, чтения;

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» . Содержание программы соответствует федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения. Программа предназначена для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста  с нарушениями речи.

Программа основана на использовании следующих программ: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, «Подготовка к школе детей с недостатками речи»,  Г.А. Каше, «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»  Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина.

Актуальность.

Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев.

В.А. Сухомлинский

Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части школьников с нарушениями в развитии в общеобразовательный поток школы.

            Большинство детей младшего школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической и коррекционно-педагогической помощи. Среди причин - нарушения развития, самая значительная группа которых – несформированность графо-моторных навыков. Нарушения могут быть незначительные и более тяжелые. Но ни одно нарушение нельзя оставлять без внимания.

              У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук.  Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Тонкая моторика – основа развития психических процессов.

Дети с речевыми нарушениями плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мелкая мышечная моторика и координация пальцев рук. Дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявленный им образец, недостаточно хорошо ориентируются во времени и пространстве. Отмечается снижение темпа графической деятельности. А, как известно, низкий уровень подготовки руки к овладению письмом в дальнейшем может привести к неуспеваемости в школе.

                В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с разного рода нарушениями в развитии, что приводит в дальнейшем к эмоциональной и физической усталости с последующим падением интереса к процессу обучения как таковому.

           Развитие моторики предполагает коррекцию элементарных общих и тонких моторных способностей, которыми дети с интеллектуальными отклонениями самостоятельно овладеть не могут; исправление неправильных двигательных образцов; формирование произвольности и целенаправленности движений; развитие некоторых основных двигательных качеств. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

    Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается значительный рост детей старшего дошкольного возраста с несформированными графо-моторными навыками.

Цель программы - формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует  развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений), развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля (облегчение процесса овладения навыками рисования, письма и чтения; профилактика дислексии и дисграфии).

В процессе коррекционного обучения  решаются следующие задачи: 

  • развивать зрительную память, конструктивные навыки и тактильные ощущения.
  • развивать координацию слов и движений, работать над темпом и ритмом речи.
  • развивать сообразительность, активизировать словарь;
  • формировать навык ритмичности двигательной функции кисти рук;
  • развитие графо-моторных навыков, плавности, точности;
  • скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой  моторики);
  • развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений;
  • формировать пространственно-временные представления;
  • формировать умения строить деятельность по словесной инструкции;
  • закрепить умение штриховать предметы в разных направлениях;
  • воспитывать слуховое внимание, совершенствовать умения действовать по сигналу, сочетать действия со словом;
  • воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.

Достижение  поставленной цели и решение  задач  осуществляется с учётом следующих   принципов:

  • Принцип единства диагностики и коррекции - определение методов коррекции с учетом диагностических данных.
  • Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
  • Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
  • Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.
  • Деятельностный принцип коррекции. Коррекционная работа, таким образом, должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.
  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Соблюдение необходимых условий для развития личности ребенка: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
  • Вариативность.

Характеристика  обучающихся.

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

  • Дефектное произношение сложных звуков и оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся от 2 до 15 звуков (очень редко).
  • Чаще всего наблюдаются замены и/или смешения звуков по акустико-артикуляционному сходству в группах: лабиализованные гласные (О-У, Ё-Ю), звонкие – глухие согласные, соноры, свистящие и шипящие, аффрикаты; смешиваются между собой, не только они, но и составляющие их компоненты (Ч-Щ, Ч-Ц, Ч-ТЬ, Ц-Т, С-Ц, Ч-Ш, Ц-ТС, ЛЬ-РЬ, ЛЬ-Й, Л-Р)
  • Недостаточная сформированность, в более тяжелых случаях — несформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  1. Недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
  2. Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой.
  3. Трудности овладения письмом и чтением, наличие специфических логопедических ошибок на фоне большого количества орфографических.

Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

  • Лексический  запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен: неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение  и замены слов по смыслу и акустическому сходству.
  • Отсутствие или значительное ограничение в самостоятельной речи обобщающих понятий, временных и пространственных понятий.
  • Несформированность  навыков словообразования и словоизменения, ошибки в употреблении падежных окончаний существительных, ошибки согласования прилагательных с существительными.
  • Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в простых синтаксических конструкциях, ошибки в употреблении предлогов.
  • Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
  1. Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя.
  2. Трудности овладения учебными понятиями, терминами.
  3. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  4. Недостаточное развитие связной речи.

Психологические особенности.

  1. Неустойчивое  внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  7. Недостаточное  развитие  произвольности  в  общении  и  деятельности.
  8. Низкий уровень  учебной   мотивации.

  • Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
  1. Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности.
  2. Трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; умение работать в определенном темпе).
  3. Медленное формирование функции контроля деятельности.
  4. Формирование негативного отношения к учебному процессу.

Ожидаемые  результаты  работы:

  • формирование графо-моторных навыков
  • совершенствование мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия.
  • увеличение объема внимания;
  • совершенствование пространственных и временных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени)
  • улучшение зрительной, мускульной, двигательной, словесной и слуховой памяти;
  • уточнение и расширение словаря;
  • развитие речи и пространственного воображения;
  • совершенствование навыков учебной деятельности;
  • повышение обучаемости ребенка, упрощение  процесса овладения  навыками письма, чтения;

Структура и содержание программы

Занятия по данной программе предполагают проведение следующих видов работы:

  • Работа на листах тетради;
  • Развитие тонкой моторики рук;
  • Общеукрепляющие мероприятия.

Предложенные занятия имеют следующую структуру:

  • Для активизации пальцев руки ребенка занятия начинаются с пальчиковой гимнастики.
  • Во время работы в тетради по развитию графических навыков дети учатся ориентироваться на листе бумаги, у них развивается пространственное воображение, совершенствуется зрительная и словесная память, двигательные и каллиграфические навыки.
  • После работы в тетради для профилактики нарушения зрения используется серии расслабляющих упражнений для глаз.
  • Важный компонент занятий - чередование зрительных и слуховых диктантов.
  • На занятиях проводятся динамические паузы, развивающие внимание, быстроту реакции, общую моторику, координацию движений, ориентацию в пространстве.
  • В конце занятия проводятся занимательные упражнения по развитию мелких движений мышц руки.
  • Упражнения каждого занятия объединены единым сюжетом. Это делает их интересными для детей, сохраняет непринужденную обстановку на протяжении всего занятия и способствуют нравственному, эстетическому воспитанию. На занятиях дети не испытывают утомления, у них увеличивается объем внимания, становится лучше зрительная, мускульная, двигательная, тактильная, словесная и слуховая память. Уточняется и расширяется словарь, развивается речь, пространственное воображение.

Занятия проводится по подгруппам  в логопедическом кабинете 2 раза в неделю. Программа рассчитана на 1 год обучения .

Формы и методы работы

  • Дидактические игры и игровые упражнения.
  • Занимательные задания и игры-соревнования.
  • Изобразительная и творческая деятельность.
  • Наглядный метод обучения и метод практических действий.
  • Ориентировочно-исследовательская деятельность.
  • Методы проблемно-поискового характера.
  • Моделирование и кодирование информации

Условия реализации Программы

1.Систематическое проведение занятий

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.

Для выявления уровня  развития мелкой моторики рук у обучающихся  используются следующие методики: методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей  М.М. Безруких, выполнение графических проб (А.Р. Лурия), методика Н.Н. Гуткиной «Домик», методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру) , проба Н.И Озерецкого на динамический праксис «Кулак—ребро—ладонь», проба на реципрокную координацию.

Тематическое планирование

Неделя

Кол-во занятий

Тема

Содержание

Характеристика деятельности

1.

2

«Путешествие в страну игрушек».

Рисование точек.

  1. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».
  2. Работа в тетради.
  3. Самомассаж: пальцев и ладоней рук с помощью шарика «суджок».
  4. Упражнение для глаз

«Фигура ».

  1. Зрительный диктант из счетных палочек.
  2. Физкультминутка  «Заводные игрушки»
  3. Графическое упражнение «Волшебные обводилки»
  4. Составление описательного рассказа об игрушках по схеме
  5. Работа в альбоме.
  6. Речевые игры «Один - много», «Что из чего сделано».

Познакомить детей с тетрадью в клетку

Научить их ориентироваться в клетке с помощью точек, а так же на нелинованной бумаге, находить  центр (середину), верхнюю, нижнюю, правую, левую стороны. Развивать зрительную память, конструктивные навыки

Развивать общую и мелкую моторику

2.

2

«Чиполино собирает друзей».

Рисование точек и крестиков.

  1. Пальчиковая гимнастика «Капуста»
  2. Фигурки из проволоки.
  3. Работа в тетради.
  4. Самомассаж: подушечек пальцев и рук
  5. Упражнение для глаз «Зигзаги»
  6. Зрительный диктант (таблица 1)
  7. Физкультминутка   «Овощи»
  8. Графическое упражнение «Волшебные обводилки»
  9. Работа в альбоме.
  10. Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему
  11. Дидактические игры «Какой сок, какое варенье», «Чего много?», « Кто больше назовет овощей», «Большой – маленький», «Один – много».

  • учить ориентироваться в клетке
  • развивать зрительную память
  • проводить коррекцию зрительного  гнозиса.
  • развивать координацию слов и движений.
  • работать над темпом и ритмом речи.
  • закрепить знания детей об овощах
  • учить образовывать   уменьшительно-ласкательные формы имен существительных, множественное число существительных

3.

1

«В гостях у кролика садовника».

Рисование коротких вертикальных линий.

Развитие связной речи и графических навыков

  1. Пальчиковая гимнастика  «Компот».
  2. Упражнение «Забор».
  3. Работа в тетради.
  4. Упражнение для глаз

« Молния».

  1. Зрительный диктант.
  2. Физкульминутка  «Овощи».
  3. Работа в альбоме.
  4. Графическое упражнение «Волшебные обводилки»
  5. Пересказ описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.
  6. Дидактические игры: «Какой суп, какой сок, пюре? », «Кто больше назовет овощей», «Большой – маленький», «Один – много».

  • научить детей проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно;
  • формировать навык ритмичности двигательной функции кисти руки;
  • проводить коррекцию атаксии (атаксия - расстройство координации движений, наблюдается при различных заболеваниях головного мозга);
  • развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.

1

Рисование коротких вертикальных линий.

1     Пальчиковая гимнастика «Дружба».

2.        Упражнение «Забор».

3.        Работа в тетради.

4.        Упражнение для глаз «Молния».

5.        Зрительный диктант .

6.        Физкультминутка «Зарядка»          7.        Графическое упражнение «Волшебные обводилки»

8.        Работа в альбоме.

9.        Логопедическая разминка и заучивание стихотворения Я. Акима «Осень»

-          научить детей проводить короткие вертикальные линии по точкам и самостоятельно;

-        формировать навык ритмичности двигательной функции кисти руки;

-        -        развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

4.

2

«В гости к Маше и Мише».

Рисование коротких и горизонтальных линий.

.

  1. Пальчиковая гимнастика «Ягоды».
  2. Развитие общей моторики. Упражнение  « Мишка».
  3. Работа в тетради.
  4. Упражнение для предупреждения зрительного утомления.
  5. Зрительный диктант
  6. Работа в альбоме « Три медведя».
  7. Логопедическая разминка с элементами  логоритмики «Медвежата».
  8. Пересказ рассказа «Богатый урожай» с опорой на сюжетные картинки.
  9. Дидактическая игра «С чем пирог, сок?», «Великан и Гномик».

-        учить проводить короткие горизонтальные линии по точкам и самостоятельно;

-        развивать общую и тонкую моторику детей;

-        развивать зрительное восприятие;

-        учить образовывать родственные слова (от названий животных);

-        расширять словарь признаков и действий

  • называть  предметы в направлении  слева направо.  
  • раскладывать  фигуры в заданном  направлении;
  •  проводить  линии  в направлении  слева  направо.
  • проводить  прямую  линию не  выходя  за пределы  рабочей   строки.

5.

1

«Путешествие в Грибное царство».

Рисование длинных вертикальных линий.

  1. Пальчиковая гимнастика «Грибы».
  2. Работа в альбоме.
  3. Зрительный диктант с использованием счетных палочек.
  4. Физкультминутка на расслабление.
  5. Речевая игра «Съедобное-несъедобное».
  6. Графическое упражнение «Волшебные обводилки»
  7. Пересказ рассказа В.Катаева  «Грибы» с опорой на сюжетные картины.
  8. Дидактическая игра «Что лишнее и почему?»

-        Учить рисовать длинные вертикальные ли¬нии по точкам и самостоятельно;

-        развивать тонкую моторику руки, зрительную память;

-        проводить коррекцию дизметрии  (дизметрия - нарушения (несоразмерность) амплитуды движений),нарушений пространственного восприятия

  • называть  предметы в направлении  сверху  вниз.  
  • раскладывать  фигуры в заданном  направлении. Проводить  линии  в направлении  сверху  вниз.
  • выполнять  штриховку в заданном направлении с использование  внешнего  контура.

6.

2

«То берёзка, то рябина …»

Рисование длинных горизонтальных линий, в чередовании с вертикальными.

  1. Пальчиковая гимнастика «Деревья», «Листочки».
  2. Речевая игра «Скажи наоборот».
  3. Упражнение для глаз «Стрелы».
  4. Игра  «Бумажные листочки».
  5. Работа в тетради.
  6. Слуховой диктант.
  7. Физкультминутка «Ветер».
  8. Графическое упражнение «Волшебные обводилки»
  9. Работа в альбоме.
  10. Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания.
  11. Дидактическая игра «С какого дерева листок?», «Скажи по-другому».

-        Закрепить навык проведения горизонтальных линий по точкам и самостоятельно, чередовать рисование горизонтальных и вертикальных линий ;

-        учить выполнять фигуры по образцу, проводить линии в заданном направлении;

  • ориентироваться  на листе  бумаги.
  • называть  предметы в направлении  слева направо. Проводить  линии  в направлении  слева  направо.
  • проводить  прямую  линию не  выходя  за пределы  широкой   строки;

-        развивать слуховую память;

-        учить образовывать относительные прилагательные;

-        активизировать словарь признаков;

-        закрепить названия деревьев

7.

2.

«Оранжевая сказка».

Рисование наклонных линий.

  1. Пальчиковая гимнастика «Осень», «Дождь».
  2. Слуховой диктант.
  3. Работа  в альбоме.
  4. Гимнастика для глаз   « Далеко - близко»
  5. Физкультминутка « Дождик»
  6. Графическое упражнение «Волшебные обводилки»
  7. Работа в тетради.
  8.  Пересказ рассказа « Как солнышко ботинок нашло»  с опорой на серию сюжетных  картин.
  9. Дидактические игры «Сосчитай до 5»,  «Один - много», « Что идет?»,

«Скажи по-другому»

  • Учить рисовать наклонные линии по точкам и самостоятельно;
  • продолжить коррекцию дизметрии;

          учить ориентироваться в плоскости листа 

-        Познакомить с разными значениями слова «идти»;

-        закрепить знания о геометрических фигурах

8.

2

«Мишка-портной»

Рисование уголков

  1. Пальчиковая гимнастика «Стирка»
  2. Зрительный диктант
  3. Графическое упражнение «Волшебные обводилки»
  4. Работа в тетради.
  5. Графический диктант
  6. Физкультминутка
  7. Составить описательный рассказ о предмете одежды по схеме
  8. Дидактические  игры «Что у куклы?», «Назови, какие это предметы», «Веселый счет», «Назови одним словом»

-        Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии;

-        учить образовывать сложные прилагательные и согласовывать числительные с существительными;

-        развивать конструктивные навыки; координацию движений;

-        воспитывать усидчивость, аккуратность в работе

9.

2

«В обувном магазине»

Рисование бордюра

  1. Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас»
  2. Игра «Пластилиновые жгутики»
  3. Игра с веревочкой
  4. Работа в тетради.
  5. Упражнение для глаз

 « Стрельба»

  1. Зрительный диктант
  2. Физкультминутка
  3. Графический диктант
  4. Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картин.
  5.  Дидактические игры «Сосчитай», «Один - много»

Закрепить умение рисовать короткие наклонные линии;

-        коррекция атаксии;

-        формировать нажим карандаша;

развивать память и внимание

  -   закрепить умение рисовать короткие наклонные линии;

-        коррекция атаксии;

-        формировать нажим карандаша;

-        развивать память и внимание

10.

2

«Шляпная мастерская»

Рисование уголков

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Выполнение фигуры « Уголки»
  3. Работа в тетради.
  4. Упражнение для глаз» Стрельба»
  5. Зрительный диктант
  6. Пересказ рассказа «Как мы общаемся» с опорой на  серию сюжетных картин.
  7. Работа в альбоме.
  8. Физкультминутка
  9.  Речевые игры «Один - много», «Назови одним словом», «Скажи наоборот».

- Учить рисовать уголки по точкам и по образцу;

- учить образовывать сложные слова и множественное число имен существительных;

- закрепить навык проведения горизонтальных и вертикальных линий;

- закрепить знание геометрических фигур;

- развивать зрительное восприятие и зри-

тельную память

11.

2

«На строительной площадке с Геной и Чебурашкой»

Рисование бордюра.

  1. Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой»
  2. Слуховой диктант
  3. Графическое упражнение

« Волшебная веревочка »

  1. Офтольмотренаж  «Жмурки»
  2. Графический диктант
  3. Пересказ сказки «Зимовье зверей» с опорой на сюжетные картинки
  4. Физкульминутка

« Беличья зарядка»

  1. Дидактическая игра «Какие комнаты в доме», «Назови слово-друг», «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чей домик?»

- Закрепить навык проведения коротких вертикальных и горизонтальных линий;

- формировать навык ритмичности руки;

- учить ориентироваться на плоскости листа;

- развивать зрительную память;

- обогащать лексику синонимами (родственными словами);

- закрепить умение образовывать и употреблять притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ые

 

12.

2

«Зимние узоры»

Рисование квадратов

  1. Пальчиковая гимнастика «Зима»
  2. Выполнение из палочек фигуры  «Машина»
  3. Упражнение для глаз «Зигзаги»
  4. Зрительный диктант
  5. Графический диктант
  6. Пересказ рассказа «Зимние забавы»
  7. Физкультминутка  « Шофер»
  8. Дидактическая игра «Скажи наоборот», «Назови ласково»

-        Закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий;

-        учить образовывать относительные прилагательные;

-        развивать конструктивные навыки;

-        развивать координацию речи и движений, творческое воображение

13.

2

«В гости к трем медведям»

Рисование квадратов

  1. Пальчиковая гимнастика «Мебель»
  2. Фигурка из палочек
  3. Зрительный диктант
  4. Графический диктант
  5. Игра «Скажи наоборот»
  6. Составление рассказа «Откуда     к нам пришла мебель»
  7. Речевая игра «Большой - маленький»
  8. « Покажи, где…», « Кто старше, кто младше», «Обведение контура дорожки»

-        Учить рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нем;

-        формировать пространственно-временные представления;

-        развивать конструктивные навыки и тактильные ощущения;

-        составлять сложноподчиненные предложения с союзом а

14.

1

Рисование квадратов

  1. Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня».
  2. Выполнение фигурки «Машина».
  3. Работа в тетради.
  4. Упражнение для глаз «Зигзаги».
  5. Зрительный диктант.
  6. Физкультминутка «Шофер».
  7. Работа в альбоме.
  8. Лексическое упражнение «Скажи по- другому»

-        Закрепить навык рисования горизонтальных и вертикальных линий;

-        учить образовывать относительные прилагательные;

-        развивать конструктивные навыки;

-        развивать координацию речи и движений, творческое воображение.

15.

1

Рисование квадрата

  1. Фигурка из палочек «Рожица».
  2. Пальчиковая гимнастика

«Моя семья».

  1. Работа в тетради.
  2. Упражнение для предупреждения зрительного утомления.
  3. Зрительный диктант.
  4. Физкультминутка с пантомимой.
  5. Игра «Угадай, сколько нас в семье?»
  6. Работа в альбоме.
  7. Лексические упражнения:
  • «Покажи, где...»,
  • «Кто старше, а кто младше»,

«Обведение контура дорожки»

-        Учить рисовать квадрат в две клетки и ориентироваться в нем;

-        формировать пространственно-временные представления;

-        развивать конструктивные навыки и тактильные ощущения;

-        составлять сложноподчиненные предложения с союзом а.

16.

1

Рисование

прямоуголь-

ников

1. Фигура из палочек «Прямоугольник».

2. Самомассаж кистей и пальцев рук.

3. Работа в тетради.

4. Упражнение для глаз.

5. Зрительный диктант .

6.Упражнение «Волшебная веревочка»

7. Графический диктант

8. Динамическая пауза «Мчится поезд».

 9. Работа в альбоме.

 10. Лексические упражнения

-  учить рисовать прямоугольники;

- закрепить понятие о геометрической фигуре прямоугольник;

- развивать зрительное восприятие и зрительную память, творческое воображение,

координацию речи и движения;

- уточнить понятие: транспорт наземный,

грузовой, пассажирский, железнодорожный; детали транспорта

17.

2

«Новогодние картинки»

Рисование узора из горизонтальных и вертикальных линий

  1. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»
  2. Зрительный диктант
  3. Работа в альбоме
  4. Упражнение « Волшебная веревочка»
  5. Графический диктант
  6. Пересказ рассказа «Ёлочка» по сюжетной картинке
  7. Речевая игра «Один - много», «Скажи по-другому», « У кого кто?»

- закрепить умение рисовать горизонтальные и вертикальные линии и объединять их

в узор;

- учить штриховать в заданном направлении;

- учить образовывать названия детенышей,

притяжательные прилагательные;

- развивать внимание и память, координацию речи с движением, творческое воображение;

- учить подражать звукам птиц

18.

2

«Как звери медвежонка будили»

Рисование бордюра

  1. Пальчиковая гимнастика
  2. Зрительный диктант

 «На лужок пришли зайчата»

  1. Графический диктант
  2. Упражнение « Волшебная веревочка»
  3. Пересказ рассказа «Лиса и Заяц по сюжетным картинкам»
  4. Дидактическая игра «О ком мамы заботятся»,  «Чей хвост?», «Подбери признак», «Ловкие пальчики»

  • Учить рисовать бордюр, состоящий из вертикальных (две клетки) и горизонтальных (одна клетка) линий;
  • формировать умение строить деятельность по словесной инструкции;
  • развивать воображение, речевую выразительность, интерес к совместным играм;

расширять и активизировать словарь признаков

19.

2

«Путешествие на север»

Рисование кружков

  1. Пальчиковая гимнастика «У оленя дом большой»
  2. Упражнение « Волшебная веревочка»
  3. Зрительный диктант
  4. Описательный рассказ о белом медведе по схеме
  5. Речевая игра «Один - много»
  6. Фигурка из палочек
  7. Графический диктант
  8. Игра «Чья голова, чья морда, чей клюв, чьи рога?», «Назови ласково»,
  9. « Веселый счет»

-      учить рисовать круги по точкам и самостоятельно;

-        закрепить навык проведения наклонных линий;

-        закрепить умение согласовывать числительные с существительными, образовывать уменьшительно-ласкательные существительные и относительные прилагательные

    20.

1

«Топают по острову слоны и носороги»

Рисование предметов из кругов.

  1.      Пальчиковая гимнастика

«Слон»

  1.   Графический диктант
  2. Упражнение « Волшебная веревочка»
  3. Пересказ рассказа «Черепаха» по сюжетной картинке
  4. Дидактическая игра «Кого не стало?»
  5. Зрительный диктант
  6. Дидактическая игра

«4 лишний»

-        Закрепить умение рисовать круги;

-        учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения;

-        учить образовывать форму множественного числа родительного падежа имен существительных;

-        развивать координацию речи и движения

21.

2

«Кто сказал: «Мяу?»

Рисование фигур и предметов из кругов

  1. Пальчиковая гимнастика «Домашние животные»
  2. Офтальмотренаж «Поймай зайку».
  3. Зрительный диктант.
  4. Упражнение « Волшебная веревочка»
  5. Физкультминутка
  6. Пересказ рассказа «Кто сказал «мяу»?» по сюжетным картинкам
  7. Речевая игра «Кто как голос подает?»

-        Закрепить умение рисовать круги;

-        расширять словарный запас;

-        развивать зрительное внимание и память; творческое воображение, физиологическое дыхание, выразительность речи;

-        воспитывать усидчивость и аккуратность в работе

22.

1

«Дятлово колечко»

Рисование узоров из квадратов и кругов

  1. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
  2. Фигурки из палочек
  3. Зрительный диктант
  4. Дидактическая игра «Кто где сидит?»
  5. Физкультминутка
  6. Графический диктант
  7. Пересказ рассказа «Как помочь птицам зимой» по серии картин

-        Закрепить умение рисовать квадрат и круг со штриховкой и без нее;

-        развивать конструктивные навыки

-        Проводить коррекцию нарушения пространственного восприятия;

-        учить составлению предложений с предлогом в, упражнять в словообразовании

     23.

1

«Как цыплёнок научился считать»

Рисование узора из кругов и квадратов

  1. Пальчиковая гимнастика «Петушок и курочка»
  2. Зрительный диктант
  3. Графический диктант
  4. Упражнение для глаз «Зигзаги»
  5. Упражнение « Волшебная веревочка»
  6. Физкультминутка
  7. Речевая игра «Кто как разговаривает?»
  8. Работа в альбоме
  9. Пересказ рассказа по сюжетным картинкам «День рождения цыпленка»

-        Закрепить умение рисовать квадрат, круг и объединять фигуры в узор;

-        рисовать предметы из прямых и наклонных линий;

-        проводить коррекцию нарушений пространственного восприятия;

-        продолжить работу над темпом и ритмом речи;

-        закрепить умение образовывать относительные прилагательные, согласовывать числительные с существительными

     24.

1

«Игры со стойким оловянным солдатиком»

Рисование круга

  1. Пальчиковая гимнастика «Солдаты»
  2. Графический диктант
  3. Упражнения для предупреждения зрительного утомления
  4. Зрительный  диктант
  5. Физкультминутка
  6. Речевая игра «Один - много»
  7. Пересказ рассказа «Граница нашей Родины на замке»

-        Закрепить навык рисования кругов;

-        координировать речь и движение детей;

-        развивать пространственную ориентацию, воображение

    25.

2

«Весна в гости пришла»

Рисование овалов

  1. Пальчиковая гимнастика «Весна»
  2. Упражнение « Рисование глазами геометрических фигур»
  3. Слуховой диктант «Цветик - семицветик»
  4. Физкультминутка «Цветы»
  5. Графический диктант
  6. Речевая игра «Скажи наоборот»
  7. Речевая игра «Один - много», « Как слова дружат», «Назови по-другому»
  8. Пересказ рассказа «Весна с добавлением последующих событий»

-        Учить рисовать овалы в горизонтальном положении со штриховкой и без нее;

-        проводить коррекцию атаксии, дизметрии;

-        закрепить понятия о геометрических фигурах;

-        развивать сообразительность, активизировать словарь

      26.

2

«Моя семья»

Рисование овалов»

  1. Пальчиковая гимнастика «Семья»
  2. Упражнения для глаз «Овалы»
  3. Слуховой диктант «Обведи бусинки»
  4. Графический диктант
  5. Речевая игра «Кто старше, кто младше»,  «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Как слова дружат», « Назови по-другому»
  6. Составление рассказа «Поздравляем маму» по сюжетной картинке

  • Учить рисовать овалы по точкам и самостоятельно;
  • учить согласовывать прилагательные с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа;
  • проводить коррекцию атаксии;
  • развивать слуховую память;

закрепить умение образовывать относительные прилагательные

27.

2

«Скворцы летят - загадки несут»

Рисование кругов и овалов.

  1. Пальчиковая гимнастика «Птички»
  2. Слуховой диктант
  3. Сортировка гороха и бобов с закрытыми глазами
  4. Самомассаж рук.
  5. Упражнение  для предупреждения зрительного утомления
  6. Пересказ рассказа «Грач и росток» с опорой на сюжетные картинки
  7. Дидактическая игра «Кого много?», «Скажи наоборот», «Слова-гномики, слова-великаны»

-        закрепить умение рисовать круг и овал, объединять фигуры при изображении предметов;

-        учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; развивать пространственные отношения;

-        развивать слуховое внимание;

28.

1

«Мы-спортсмены»

Рисование кругов и овалов.

  1. Пальчиковая гимнастика «Волшебные пальчики».
  2. Игра «Маленький конструктор».

      3.     Работа в тетради.

      4.    Упражнение для предупреждения зрительного утомления.

     5.    Слуховой диктант.

     6. Физкультминутка «Мы спортсмены».

   7. Работа в альбоме.

   8. Лексические упражнения:

- «Скажи наоборот»;

- «Слова-гномики, слова-великаны»

Закрепить умение рисовать круг и овал, объединять фигуры при изображении предметов;

-        учить выполнять движения в соответствии с заданной схемой; развивать пространственные отношения;

-        развивать слуховое внимание;

-        закрепить умение подбирать слова-антонимы; существительные с суффиксом -ищ-, и уменьшительно-ласкательными суффиксами

29.

2

«Ехала машина»

Рисование узоров из кругов и овалов.

  1. Пальчиковая гимнастика «Буду транспорт я считать…»
  2. Самомассаж рук.
  3. Упражнение  для предупреждения зрительного утомления
  4. Слуховой диктант « Воздушные шары»
  5. Пересказ рассказа «Кораблик» с опорой на картинки
  6. Речевая игра «Один – много», « У кого кто», « Где кто живет?»

-        Формировать умение рисовать круги и овалы;

-        учить штриховать предметы в разных направлениях;

-        учить внимательно рассматривать, сравнивать и воспроизводить изображения;

-        закрепить и уточнить знания о домашних животных

      30.

1

«А летчиком быть лучше»

Рисование треугольников

  1. Самомассаж пальцев
  2. Фигурки из палочек.
  3. Офтальмотренаж  «Жмурки»
  4. Пересказ рассказа «Кем быть?» по сюжетной картинке
  5. Пальчиковая гимнастика «Летчик»
  6. Зрительный диктант (Табл.13)
  7. Дидактическая  игра «Кого много?», «Скажи наоборот»

-      учить рисовать треугольники самостоятельно;

-        учить понимать и объяснять значение крылатых выражений;

-        развивать конструктивные навыки;

-        закрепить умение штриховать в заданном направлении;

-        закрепить в речи названия животных жарких стран;

-        воспитывать аккуратность в работе

31.

1

«Игры со стрекозой и муравьём»

Рисование вертушек

  1. Пальчиковая гимнастика «Пчела»
  2. Зрительный диктант со счетными палочками
  3. Работа в альбоме.
  4. Работа с трафаретом
  5. Физкультминутка
  6. Пересказ рассказа «Ваня и Маша - пчеловоды»
  7. Речевая игра «Посчитай»

  • закрепить навык проведения прямых и наклонных линий;
  • учить детей дифференцировать и правильно называть предлоги;
  • развивать конструктивные навыки;
  • координировать речь и движения

       32.

2

«Рыбки плавают в реке»

Рисование ёлочек.

  1. Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
  2. Пересказ рассказа «Кот-рыбак» с опорой на сюжетные картинки
  3. Упражнения для предупреждения зрительного напряжения.
  4. Зрительный диктант
  5. Речевая игра «Скажи наоборот», «Веселый счет», «Один - много»

- закрепить навык рисования прямых и наклонных линий;

- согласовывать числительные с существительными

- учить подбирать слова антонимы;

-        развивать зрительное восприятие и память;

-        развивать способности имитировать действие, перевоплощаться;

-        воспитывать организованность, умение

договариваться

33.

1

«Игры с Русалочкой». Рисование палочек с присоединением уголков.

  1. Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
  2. Графический диктант
  3. Упражнения для глаз «Уголки»
  4. Зрительный диктант «Жук» с использованием счетных палочек.
  5. Пересказ рассказа «В дельфинарии» по сюжетной картинке.
  6. Речевая игра  «Кого много?», « Веселый счет», « Чем отличаются и чего общего?», «Почему так говорят?»

-        Закрепить умение рисовать прямые и наклонные линии;

-        учить симметрично воспроизводить предметы;

-        развивать конструктивные навыки, координацию речи и движения;

-        закрепить у детей понятие «насекомые», согласование числительных с существительными;

-        уточнить характерные особенности строения насекомых

34.

2

«Раз горох, два горох». Рисование дуги.

  1. Пальчиковая гимнастика «Цветок»
  2. Упражнения для глаз «Цветок»
  3. Графический диктант.
  4. Игра « Дорисуй цветок»
  5. Составить описательный рассказ о ромашке по схеме
  6. Дидактическая игра «Что пропало?», « Кто такой?», «Назови семью», «Закончи предложение».

-        Учить рисовать дуги по точкам и самостоятельно;

-        учить внимательно рассматривать и сравнивать изображения;

-        развивать ритмичность двигательной функции кисти руки;

-        учить образовывать притяжательные прилагательные и подбирать родственные слова;

-        воспитывать аккуратность

35.

2

«В лесу стоит избушка…»

Рисование дуги.

  1. Упражнения для глаз «Волны»
  2. Пересказ рассказа «Ландыш» с опорой на предметные картинки
  3. Пальчиковая гимнастика «Весенние цветы»
  4. Графический диктант
  5. Речевая игра «Один - много», « Закончи предложение»

-        Закрепить умение рисовать округлые непрерывные линии;

-        коррекция нарушений пространственного восприятия, дизметрии;

-        уточнить значения глаголов «намотай», «размотай», «домотай»;

-        упражнять в подборе эпитетов, усвоение некоторых форм словоизменения.

36.

1

«Прогулка по лугу»

Рисование птиц

1.Пальчиковая гимнастика «Филин».

2. Работа в тетради.

3. Офтальмотренаж «Филин».

4. Слуховой диктант «Полет совы».

5. Динамическая пауза «Сова».

6. Работа в альбоме

7. Игра «Корм для птиц».

8. Лексические упражнения:

«Назови слово-друга»

9. Составление предложений о птицах с приставочными глаголами

- Закрепить навык проведения линий в разных направлениях, выполнять действия по образцу;

- формировать нажим руки;

- учить подбирать родственные слова; образовывать приставочные глаголы движения (от глагола «лететь»)

- Воспитывать слуховое внимание, совершенствовать умения действовать по сигналу, сочетать действия со словом

    37.

2

«Прогулка по лугу»

Рисование птиц

  1. Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветы»
  2. Слуховой диктант « Полет совы»
  3. Пересказ рассказа «Золотой луг» по сюжетной картинке
  4. Дидактическая игра «Собери букет»

-        Закрепить навык проведения линий в разных направлениях, выполнять действия по образцу;

-        формировать нажим руки;

-        учить подбирать родственные слова; образовывать приставочные глаголы движения (от глагола «лететь») Воспитывать слуховое внимание, совершенствовать умения действовать по сигналу, сочетать действия со словом

38.

1

Рисование узоров с использованием овала

  1. Игра «Бабушкины помощники».
  2. Самомассаж кистей и пальцев рук.
  3. Работа в тетради.
  4. Упражнение для предупреждения зрительного утомления.
  5. Работа в тетради. Графический диктант.
  6. Логопедическая разминка с элементами логоритмики.

-        Закрепить умение рисовать овалы и включать их в различные узоры;

-        формировать временные представления;

-        учить графически воспроизводить направления;

-        развивать мелкую и общую моторику детей

    39.

2

«Лети, лети лепесток»

Рисование узоров с использованием овала.

  1. Пальчиковая гимнастика «Весенние цветы»
  2. Пересказ рассказа «Забывчивый покупатель» по сюжетной картинке
  3. Упражнение для предупреждения зрительного переутомления
  4. Графический диктант
  5. Логопедическая разминка с элементами логопедической ритмики.
  6. Речевая игра «Назови ласково», «Посчитай»

Закрепить умение рисовать овалы и включать их в различные узоры;

-        формировать временные представления;

-        учить графически воспроизводить направления;

-        развивать мелкую и общую моторику детей

40.

2

«Вот оно, какое наше лето»

Рисование ломаной линии.

  1. Пальчиковая гимнастика «Лето».
  2. Составление рассказа как я проведу лето.
  3. Упражнение для глаз « Стрельба глазами».
  4. Зрительный диктант «Флажки».
  5. Речевая игра «Какой, какая, какие».
  6. Речевая игра «Скажи наоборот», «Кто больше заметит небылиц».

-        Учить проводить прямые и наклонные линии без отрыва;

-        закрепить умение выполнять штриховку в заданном направлении;

-        развивать внимание, конструктивные навыки;

-        учить детей замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их

41.

2

«В гости к Незнайке»

Рисование

посуды

  1. Пальчиковая игра
  2. Игра «Склей посуду»
  3. Инсценировка небольшой сказки
  4. Зрительный диктант «Машина»
  5. Подвижная игра «Море волнуется раз»

-        Закрепить графические -азг предметов по клеткам;

-        развивать зрительное восприятие и зрительную память;

-        закрепить умение штриховать в заданном направлении;

-        развивать просодику, координацию речи с движением

           

               

-

Методическое обеспечение

  1. Андреев  О.А. Тренируем свою память.  – Ростов  н/Д,  2004.
  2. Безруких М. М. Как научить ребенка писать красиво. – М. : ВЛАДОС, 2003
  3. Безруких М. М. Этапы формирования навыка письма. – М. : Просвещение, 2003
  4. Богданович  М.П. Подготовка к обучению письму (графомоторные упражнения) : (по идее Г. Тымиховой) : метод, рук. для учителей и родителей  — М. : ВЛАДОС СЕВЕРО-ЗАПАД, 2011. — 168 с. : ил. — (Развивающее обучение).
  5. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. – 1991г.
  6. Зегебарт Г.М. Не просто лабиринты. Набор 1. - М.: Генезис,2011.
  7. Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков.  Методическое пособие.  –М.:Генезис, 2009.
  8. Иванникова О. О формировании графических навыков. //Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12
  9. Касицына М. А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков и умений у детей младшего дошкольного возраста с ЗПР. – М. : Гном и Д, 2005
  10. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Воронеж – 2003г.
  11. Кузнеченкова С. Полезные сказки и упражнения для родителей.  – Спб.: Речь, 2010.
  12. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. – М., 1978.
  13. Логопедия /Под редакцией Л.С.Волковой. /– М., Просвещение. – 1995. – с.374.
  14. Лопухина И. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб., 1997.
  15. Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. Выпуск 1. – М.: ООО   «Издатель Быстров».  
  16. Москаленко В. В. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. – Волгоград: Учитель, 2009
  17. Никитина А.В. Рисование веревочкой Издательство: Каро Год: 2006
  18. Парамонова. Говори и пиши правильно. Дельта, Аквариум – 1996г.
  19. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону – 2001г.
  20. Подрезова И. А.Школа умелого Карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями / И.А. Подрезова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 120 с.
  21. Практикум по сказкотерапии/ Под ред.Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
  22. Рахманова Е.М. «Графические диктанты для дошкольников», М.: Владос, 2008.
  23. Российская Е.Н Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. М. – 2004г.
  24. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М., 1995.
  25. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Владос, 1995.
  26. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М., 1997.
  27. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.  – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  28. Ткачева И. Рисуем обеими руками. От линии к линии. Дрофа, 2010.
  29. Шевлякова И.Н. Посмотри внимательно на мир. Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.  – М.: Генезис, 2003.

                                      Материально-техническое обеспечение:

- магнитная доска, магниты

- мебель (столы, стулья)

- калька

- фломастеры, маркеры, карандаши

- массажные мячики/шарики (суджок)

- мелкие игрушки из наборов «киндер-сюрприз» (в том числе маленькие машинки)

- клей, ножницы, бумага (для творческой работы с волшебными обводилками)

- магнитофон + диски с записями релаксационной, спокойной музыки; компьютер (для работы с презентацией «Не просто лабиринты».                                      

                                                                                                                               


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков у младших школьников.

Рекомендации   родителям  по  развитию          правильных  речевых  навыков  у  младших  школьников....

Приёмы развития сенсорно-моторных навыков у младших школьников при обучении письму.

Проблемы каллиграфии и графического написания букв напрямую зависят от развития сенсорно-моторных навыков учащихся...

Развитие графо - моторных навыков у младших школьников с ЗПР.

Мы слышим о том, что необходимо развивать мелкую моторику дошкольников. Педагоги - психологи и воспитатели рекомендуют регулярно организовывать игры с детьми на развитие мелкой моторики: леп...

Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков у младших школьников

Мелкая моторика - движение мышц кистей рук с координацией «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Одна из сторон двигательной сферы ребенка, которая не...

«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....

Содержание работы по развитию графо-моторных навыков младших школьников с ОВЗ

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению. У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отмечается низкий уровень готовности. Обучающиеся за...

Пути и средства развития графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ.

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие графических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей данной...