Приёмы развития сенсорно-моторных навыков у младших школьников при обучении письму.
статья (1 класс) на тему

Ступникова Елена Николаевна

Проблемы каллиграфии и графического написания букв напрямую зависят от развития сенсорно-моторных навыков учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                         Ступникова Елена Николаевна,

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                    первой квалификационной

                                                                                    категории МБОУ СОШ №6

                                                                                    г.Гуково Ростовской области      

                 

  Приёмы развития сенсорно-моторных навыков у младших школьников при обучении письму.                                                                                                             

                Работая  с учащимися младших классов, постоянно приходится сталкиваться  с проблемами графического и каллиграфического содержания при обучении детей письму и грамоте. У детей возникают трудности графического написания заглавных и строчных букв, слогосочетаний. И это у них вызывает слёзы и огорчения.  Наши маленькие ученики охотно рассказывают сказки, учат стихи, проговаривают скороговорки, а урок письма у многих не вызывает особой радости. Почему?

         Дело в том, что процесс письма по своей структуре очень сложен. Он включает в себя многокомпонентную психофизиологическую структуру: зрительный,  слуховой анализ графического элемента, артикуляцию звуков, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа каждого графического элемента.

        «Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Он считает, что все глубинные психологические процессы, осознанные или неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции и мелких движениях пальцев. По мнению многих учёных развитие деятельности детского мозга, состояние их психики, уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.  И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие  ребёнка.

         Как показывает опыт, у многих первоклассников есть проблемы с нарушением речи. При диагностировании специалистами этих детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитиии движений пальцев рук.

         Основной задачей в данной деятельности является стимулирование речевого развития путём тренировки у детей движений пальцев рук. Большую роль в этом играют упражнения с речевым сопровождением и без него, главная цель которых ещё и рефлексия.  

         Рассмотрим фрагменты уроков по развитию мелкой моторики рук.

          Математика.        

1.Выполнение фигурок из палочек или спичек с речевым сопровождением.

                                           Рожица.

                            Я состроил рожицу

                            В зеркале себе,

                            Рожица смешною

                            Показалась мне.

2.Выполнение гимнастики для рук с разнообразными геометрическими фигурами, грецкими орехами и с ребристыми карандашами.

3. Минутка чистописания. Письмо цифр, геометрических узоров под счёт, словарное сопровождение.

Простукивание каждым пальчиком по лежащим на парте цифрам. Обе руки работают одновременно, что развивает не только моторику, но и внимание, координацию движений.

         Русский язык.

Регулярно на уроках выполняются  упражнения для развития движений кисти и пальцев рук. Работа с раздаточным материалом, где  нарисована одна или несколько букв. Рисунок надо «сфотографировать» глазами, по памяти «нарисовать» его в тетради и выполнить штриховку по образцу.

       Чтение.

Игра пальчиками с игровым сопровождением(развивитие памяти).

                         В зоопарке слон не спит.

                         Всё ушами шевелит.

                         Головой своей кивает.

                         Будто в гости приглашает.

(Ладонь на себя, средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелим средним пальцем. Качаем всей кистью.)

       В настоящее время существует много методик по обучению детей письму. Но каждый учитель ищет свои подходы, чтобы помочь маленьким ученикам преодолеть все трудности периода обучения грамоте, обучения письму.

         Очень много полезного и интересного по развитию моторики младших школьников можно увидеть в книге Е.Н. Потаповой «Радость познания». Многие её идеи и наработки можно использовать в практической деятельности по развитию сенсорно-моторных навыков у младших школьников на этапе обучения письму.

       Ребёнок активно накапливает информацию об окужающем мире путём живого общения с этим миром. Он обязательно должен рассматривать, ощупывать, манипулировать предметами, пытаться их преобразовывать. Именно такая деятельность и будет служить первоосновой мышления. А если опыт живого познания у ребёнка беден, то и для мышления не будет настоящей базы. И потому каждый урок письма должен не только учить писать ту или иную букву, но и развивать речь детей, обогащать словарный запас, способствовать развитию творческих способностей младших школьников.

      По мнению Е.Н. Потаповой на уроках письма следует выделить несколько этапов, включающих развитие сенсорно-моторных навыков младших школьников:

-1-й этап -  включает в себя штриховку, развитие мускульной памяти. Штриховка производится только цветными карандашами для более яркого выразительного восприятия предмета. Занятия по штриховке и раскрашиванию положительно сказываются на развитии мышц предплечья и мелкой мускулатуры пальцев. Штриховка геометрических фигур развивает глазомер, точность. Для того чтобы утомительный процесс был не скучным, он сопровождается интересной композицией. Для этого детям предлагается сочинить историю, сказку по сюжету рисунка. Это способствует развитию познавательной активности младших школьников.

  -на 2-м  этапе идёт развитие тактильной памяти.

Приходит время учиться писать буквы, а тут столько новых элементов, соединений. Как же всё запомнить? Сегодня писали, тренировались, а завтра вдруг забыли, как писать эту букву? И начинаем повторять, тренироваться снова. Между тем бессмысленное повторение  не только нецелесообразно, но и тормозит формирование навыка письма.

       Следуя рекомендациям Е.Н. Потаповой совместно с родителями и детьми изготавливается дидактический материал для каждого ребёнка, где буквы вырезаются из бархатной бумаги. Работа заключается в следующем: ведя пальцем по шероховатой бумаге, ребёнок создаёт образ буквы,который соединяет в себе зрительный раздражитель и раздражитель тактильных рецепторов. Чтобы образ буквы прочно осел в памяти детей, на уроке дети не только водят пальчиками по карточке, но и слушают забавные истории о той или иной букве. Ребёнок учится писать, запоминая трудные элементы букв.

      - 3-й этап направлен на  закрепление образа буквы.

 Закрепить и проверить умение писать буквы можно разными способами. Первоклассникам нравятся такие упражнения:

1)Письмо мокрым пальцем на доске.

2)Письмо пальцем на ладошке (глаза закрыты).

3)Письмо пальцем на спине товарища, а он должен узнать букву.

      Ещё одним важным элементом урока – является разминка для пальчиков, или «Пальчиковая гимнастика».

Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики, которая оказывет благоприятное влияние на развитие речи, что в свою очередь способствует успешному обучению.

       Таким образом при грамотном использовании приёмов развития сенсорно-моторных навыков у младших школьников при обучении письму, будет не только формироваться навык грамотного письма и воспитанность, но  и увеличение  количества здоровых и уверенных в себе людей.  

Литература:

1.Гегис А.Л. «От игры к чтению» 2005 г Москва «Ювента»

2.Кант Иммануил «Памятники философской мысли» 1980г Москва «Наука»

3.Обухова Л.А. «Новые 135 уроков здоровья» 2008 г Москва «Вако»

4.Потапова Е.Н. «Радость познания» 2004 г Москва «Вако»

5.Прудникова М.С. «Приёмы развития сенсорно-моторных навыков приобучении письму» 2006 г Москва «Айрис»

6.Соколова Т.Н. «Школа развития речи» 2007 г Москва «Росткнига»

7.Прахт Л.И. «Развитие движений кисти и пальцев рук» // Начальная школа 2004 г. №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков у младших школьников.

Рекомендации   родителям  по  развитию          правильных  речевых  навыков  у  младших  школьников....

Развитие графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ

Программа для 1-2 классов по развитию графо-моторных навыков....

Развитие графо - моторных навыков у младших школьников с ЗПР.

Мы слышим о том, что необходимо развивать мелкую моторику дошкольников. Педагоги - психологи и воспитатели рекомендуют регулярно организовывать игры с детьми на развитие мелкой моторики: леп...

Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 12 ,, Письмо строчной буквы в,,

Письмо нового варианта буквы  в  и соединения с другими буквами в словах (верхнее и среднее  соединения).2.Обратить внимание - овал недописан до верхней строки.3.Работа над формой буквы...

Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 13 ,, Письмо строчных и заглавных букв н ю Н Ю",,

1. Анализ букв, выделение трудных элементов: узелков и петель.2.Работа над формой строчной буквы н.3.Работа над формой строчной буквы  ю  .4.Закрепление букв при написании сочетаний букв, сл...

Формирование графомоторных навыков у младших школьников.Уро № 14 ,, Письмо строчной и заглавной букв к К,,

Обратить внимание- отрывное письмо.Работа над формой строчной буквы  к- анализ, показ на доске- письмо через кальку (3-4 раза)- письмо на нелиновоной бумаге- показ недочётов (показ удачно получиш...

«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....